Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №20/2008
Образовательная экскурсия

 

Александр ЗАНЕМОНЕЦ

 

Византийская империя: Македонская династия

Материал для подготовки урока по теме «Византия и славяне». 6 класс

См. также:
«Рождение Империи. Становление Византийской государственности». № 67/2004;
«Расцвет Империи. Византийское государство в эпоху Юстиниана». № 35/2004,
«Великий кризис Империи» № 5/2007; «Византийская империя: иконоборческий период»
18/2007; «Византийская империя: Македонская династия». Часть I. № 10/2008

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Константин Багрянородный
и его преемники (945—1057)

После «отставки» императора Романа Лакапина, которую совершили его сыновья в 944 г. и последовавшей за этим их расплаты за этот переворот (их арестовали, постригли в монахи и сослали уже на следующий год), началось независимое правление Константина Багрянородного (945—959), хотя он и считался императором с 905 г.

Константин был сыном императора Льва VI Мудрого от четвёртого брака. Напомним, что именно этот брак вызвал в своё время столько проблем в отношениях между императором и патриархом Николаем Мистиком. Благодаря этим обстоятельствам за именем Константина закрепился эпитет Багрянородный (т.е. рождённый в царских покоях), т.к. это придавало законный статус если не самому четвёртому браку, то, по крайней мере, рождённому от него наследнику престола.

Жена Константина, Елена, была дочерью Романа Лакапина, однако она оказалась на его стороне во время отстранения от власти своих братьев. Возможно, что её участие, а также просвещённость Константина помогли не допустить кровопролития, обычного в таком деле. Отстранив от власти клан Лакапинов, багрянородный император решил опереться на семью Фок, которые были давними конкурентами отстранённого семейства. На их долю выпали основные тяготы войн Константина на восточном арабском фронте. Варда Фока был доместиком схол, а его трое сыновей (из которых будущий император Никифор был старшим) — начальниками восточных приграничных фем. Так в средневизантийский период постепенно складывались аристократические фамилии и параллельно с ними — династический принцип престолонаследия, неизвестные в первые века византийской истории.

Константин VII Багрянородный. Солид. Золото
Константин VII Багрянородный.
Солид. Золото

Константину Багрянородному принадлежит единственный дошедший до нас учебник византийской дипломатии — его книга «Об управлении империей» (De administrando imperio). В этом императорском сочинении была заключена не только теория: Константин действительно много занимался дипломатией, что сказалось на формировании Византийского содружества. Список посольств, принятых в первые годы правления, сохранился в его книге «О церемониях византийского двора» (De cerimoniis). Эти сочинения были предназначены в первую очередь его сыну, будущему императору Роману II.

С именем Константина связано начало христианизации Руси: в 946 г. (есть и другие датировки этого события; см. следующую статью. — Ред.) Константинополь посетила киевская княгиня Ольга, и как раз во время этого посольства она приняла крещение, притом что сам император стал её восприемником.

В древнерусской литературе сохранился рассказ о том, что будто бы император хотел жениться на Ольге, и по этой причине склонил её к крещению. Она со своей стороны попросила его стать крёстным, что исключало возможность брака. Так, будто бы, русы перехитрили греков. Но можно не сомневаться, что учёнейший из византийских императоров лучше разбирался в тонкостях канонического права, чем новокрёщеная Ольга.

С Константином связана попытка вовлечения в византийскую орбиту венгров. В 948 г. два венгерских вождя были крещены в Константинополе, и сам император, как и в случае с Ольгой, стал их восприемником. Тогда же в Венгрию был отправлен византийский епископ. Но всё же первый венгерский король — святой Стефан — предпочёл в 1001 г. получить свою корону из Рима. Так венгерская Церковь и страна оказались в сфере германского влияния, хотя на протяжении XI в. в Венгрии сохранялось несколько епархий византийского обряда.

После смерти Константина четыре года правил его сын Роман (959—963), который оставил двух несовершеннолетних детей и вдову, вскоре вышедшую замуж за полководца Никифора Фоку, который и стал реальным правителем Империи (963—969). После гибели Никифора в результате дворцового переворота престол оказался в руках Иоанна Цимисхия (969—976), талантливого византийского полководца армянского происхождения. Правление этих двух императоров, выдвинувшихся по военной линии, оказалось очень успешным с точки зрения военных кампаний и расширения границ государства.

Вид одной из византийских крепостей в наши дни
Вид одной из византийских крепостей
в наши дни

Однако основной расцвет средневизантийской Империи связан с именем Василия II. Он наследовал Империю, будучи внуком Константина Багрянородного и сыном Романа II. Так власть вновь вернулась к прямым представителям Македонской династии. Василий II правил около пятидесяти лет (976—1025), деля власть со своим младшим и менее энергичным братом Константином VIII (976—1028). Ощутимым результатом его царствования было восстановление византийской границы по Дунаю и исчезновение Болгарии как независимого государства. При нём же Древняя Русь вошла в число христианских народов и членов так называемого Византийского содружества.

Современные стены Константинополя
Современные стены Константинополя

Последние десятилетия Македонской династии после смерти Василия были лишены былого величия. В 1042 г. в первый и последний раз в византийской истории государством одновременно правили две сестры — племянницы Василия II. 1054 г. считается скорбной датой Великой Схизмы. Из временного кризиса государство начало выходить с приходом к власти в 1057 г. представителей новой династии Комнинов.

Ближайшие преемники
Константина Багрянородного (945—976)

Императоры Никифор Фока (963—969) и Иоанн Цимисхий (969—976) не принадлежали по своему происхождению к Македонской династии. Никифор стал мужем вдовы Романа II, а при его воцарении патриарх и совет «обязали Никифора страшной клятвой никогда не отвергать власть малолетних государей и не замышлять ничего нечестивого против их правления» (Лев Диакон. История. II, 12). Прозвище Цимисхий в переводе с армянского означает — туфелька; так его прозвали за малый рост. И тем не менее власть не ушла окончательно из Македонского дома: так в Византии постепенно, хотя со сбоями, утверждался династический принцип правления.

Основным направлением активности этих двух императоров была восточная граница и исламские соседи. Военные успехи второй половины X в. повторятся в этом регионе только во времена крестоносцев. Ещё в правление Романа Никифор Фока отвоевал остров Крит, который был в то время не столько морским стратегическим пунктом, сколько базой арабских пиратов, державших в страхе всё Эгейское море с его островами и судоходством. Став императором, Никифор продолжил лично участвовать в походах, завоевав Киликию в Малой Азии и остров Кипр — важнейшее место для морского контроля над Восточным Средиземноморьем. Для византийцев отвоевание земель, ранее захваченных исламскими правителями, воспринималось как восстановление попранной законности: на стороне ромеев те, кто «желает справедливости, беспристрастного суда, сохранения собственности, семьи, жизни своей, детей, хороших дорог, справедливых законов и хорошего обращения» (из записей арабского географа XIII в. Йаккута). После такого успеха в сухопутной и морской войне византийцы могли уже двинуться в Сирию.

Византийские императоры Роман I Лакапин, Константин VII Багрянородный и Христофор Лакапин. Кабинет медалей. Париж
Византийские императоры Роман I Лакапин,
Константин VII Багрянородный и Христофор Лакапин.
Кабинет медалей. Париж

Никифор успел осадить Антиохию — древнюю столицу Сирии, однако осада затянулась, и он возвратился в Константинополь. Всё же город был взят в последний год правления Никифора (969), а после взятия Алеппо (Халеба) — второго по значению города Сирии — его эмир стал вассалом византийского императора. Этот успех послужил не только освобождению ближневосточных христиан, но и обеспечил приток в Константинополь новых богатств. Современник Никифора византийский историк Лев Диакон писал, что «если бы рок со смертью [Никифора] не обернул судьбу ромеев вспять, то ничто не помешало бы им при его жизни расширить границы своего владычества на востоке до Индии, а на западе до самых пределов обитаемого мира» (История. V, 4). Восточная политика следующего императора — Иоанна Цимисхия — стала продолжением дела его предшественника. Он попытался передвинуть границу южнее, положив своей целью освобождение Иерусалима. Похоже, что Иоанн захватил Дамаск, вышел в Палестину, взяв Назарет и Кесарию, не дойдя, впрочем, до Иерусалима. При всей кажущейся удачности его восточного похода, опорным пунктом византийцев на востоке всё же осталась Антиохия. Итак, результатом восточной политики Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия было утверждение морского господства Империи в Восточном Средиземноморье и укрепление границы с арабами в Киликии и Сирии с Антиохией как опорой византийского влияния.

В Западном Средиземноморье деятельность Фоки и Цимисхия была не так энергична и совсем не так успешна. Более того, Сицилия окончательно (для этой эпохи) перешла в руки арабов, сумевших захватить последние опорные пункты византийцев на острове. Византия смогла поддержать своё влияние в Италии после столкновений с германским императором Оттоном I Великим лишь с помощью брака византийской принцессы Феофано с наследником германского престола, будущим императором Оттоном II.

Коронация Константина VII Багрянородного. X в. Слоновая кость. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Коронация Константина VII Багрянородного.
X в. Слоновая кость. ГМИИ им. А.С.Пушкина

И всё же одним из наиболее важных направлений византийской политики при ближайших преемниках Константина Багрянородного были Балканы, в первую очередь Болгария. Балканская политика ромеев была осложнена активным вмешательством русского князя Святослава, неоднократно предпринимавшего походы в Болгарию или даже на территорию Империи, и погибшего во время возвращения домой после одного из таких походов. Это направление останется основным и во время долгого правления Василия II. Мир, заключённый между Византией и Болгарией после смерти царя Симеона, длился около сорока лет, пока Болгария находилась под властью миролюбивого царя Петра или была раздираема внутренними смутами. За время ослабления Болгарии византийцам пришлось иметь дело с новыми кочевниками — венграми и печенегами, наводнявшими Фракию и даже доходившими до Константинополя. С 960-х гг. мощь Болгарии начала постепенно возрождаться, и это сразу заставило византийцев забеспокоиться.

Византийские императоры Василий II и Константин VIII. Кабинет медалей. Париж
Византийские императоры Василий II и Константин VIII.
Кабинет медалей. Париж

По сообщению историка Скилицы, разрыв между Византией и Болгарией произошёл в 967 г., когда Никифор попытался просить болгарского царя Петра не пропускать через свою территорию враждебных Византии венгров. Болгары либо не могли, либо не хотели исполнить просьбу Никифора. Тогда император, занятый на восточных границах Империи, стал искать союзников против болгар и венгров. Как обычно, союзники нашлись в тылу противника, и в 968 г. киевский князь Святослав (сын княгини Ольги и отец князя Владимира, однако сам язычник) уже переправился через Дунай, захватив несколько прибрежных болгарских крепостей. Затем Святослав был вынужден возвратиться в Киев, но через год вновь оказался в Болгарии, уже без византийского приглашения. В 969 г. он захватил тогдашнюю столицу Болгарии Пловдив. Одновременно с этим начинается восстание в Западной Болгарии с созданием отдельного Западноболгарского царства со столицей в Софии (Сердике). В начале 970 г. умер царь Пётр, вскоре прославленный Болгарской православной церковью в лике святых.

В 970 г. Святослав, вновь оказавшись в Болгарии, совершил поход во Фракию, однако неудачный, и потерпел от византийцев поражение под Адрианополем. Этот фракийский поход стал началом неудач Святослава. На следующий год он потерпел поражение у Пловдива, а затем у Доростола. За этот поход от войска русов осталась лишь малая часть, так что византийцы после победы над Святославом у Доростола смогли заключить выгодный мир, по которому Святослав должен был покинуть Болгарию, а также не тревожить византийские колонии в Крыму. Византия оставила в своих руках Восточную Болгарию, а царь Борис был увезён в Константинополь. После гибели Иоанна Цимисхия и восшествия на престол Василия II в 976 г. Западноболгарское царство попыталось вернуть контроль над восточными областями Болгарии, но это стало уже следующим этапом византийско-болгарского противостояния.

Византийский воин. Мозаика церкви Неа Мони на Хиосе. XI в.
Византийский воин.
Мозаика церкви Неа Мони на Хиосе. XI в.

Есть мнение, что византийская дипломатия натравила печенегов на Святослава, когда тот возвращался на родину после заключённого мира. Но в то время Византии был выгоден союз с Русью, да и русская летопись не обвиняла византийцев в гибели киевского князя. Согласно «Повести временных лет», русские отправились домой с богатейшей добычей и пленными. Святослав отпустил пленных византийцев, но, по условиям мира, вовсе не требовалось возвращения всей добычи, которая досталась в войне с болгарами. По летописцу, не византийцы, а болгары оповестили печенегов о том, что войско Святослава невелико, а добыча огромна (ПВЛ. 52). Возвращаясь речным и морским путём, Святослав погиб весной 972 г. Печенежский хан Куря велел сделать чашу из черепа убитого князя.

Что касается внутренней политики Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, то здесь в первую очередь интересна их попытка ограничить церковное землевладение в сочетании с участием в развитии афонского монашества и личным благочестием, по крайней мере в отношении Никифора.

До своего вступления на престол Никифор совмещал солдатскую строгость с почти что монашеским образом жизни, поскольку монашество его действительно привлекало. Среди его друзей был святой Афанасий Афонский, основатель первого общежитийного монастыря на Афоне. При этом Никифор решился на меру, невиданную со времён императоров-иконоборцев: своей новеллой 964 г. он запретил создание новых монастырей, а также крупные пожертвования и завещания в пользу уже существовавших. Объяснял он это желанием извергнуть из Церкви болезнь любостяжания и сребролюбия, но, помимо этого, развитие церковного землевладения сказывалось на обезземеливании крестьян и снижении налоговых поступлений в казну. Маловероятно, что этот закон соблюдался при Никифоре и Иоанне; Василий II отменил его, как «направленный к оскорблению Самого Бога».

Болгарский царь Симеон I. Димитр Гюдженов. 1927 г.
Болгарский царь Симеон I.
Димитр Гюдженов. 1927 г.

При этом Никифор поддерживал Афанасия Афонского в создании первого монастыря на Святой Горе, хотя отдельные отшельники и небольшие общины уже были известны на Афоне в течение нескольких предшествующих веков. Иоанн Цимисхий, продолжая поддерживать развитие афонского монашества, подтвердил древнее многообразие уставов. При Василии II на Афоне было уже не только греческое, но также грузинское и итальянское монашество, а в середине XI в. было известно и о русской общине.

Святой Афанасий Афонский
Святой Афанасий Афонский

Интересна попытка Никифора провозгласить мучениками всех воинов, погибавших в сражениях. Конечно, здесь императору пришлось отступить перед несогласием патриарха и духовенства. Само это намерение свидетельствует либо о влиянии исламского мира, либо о приближении тех времён, когда война с иноверными будет рассматриваться (по крайней мере, на Западе) как часть духовного делания.

Император Василий II (976—1025)

С именем Василия II связана целая эпоха византийской истории и максимальное расширение византийского государства в средневизантийский период. История сохранила за Василием II прозвище Болгаробойца, которое он получил в связи с одним из эпизодов войн с Болгарией, в результате которых Первое Болгарское царство прекратило своё существование.

С восшествием Василия на престол власть вернулась к Македонской династии, т.к. Василий был сыном Романа II и внуком Константина Багрянородного, будучи коронованным императором задолго до своего реального восшествия на престол. Как в своё время с восшествием на престол Юстиниана, началу правления Василия сопутствовал тяжёлый общегосударственный кризис, и если бы Василий не был способен «к бегу на длинные дистанции», то вряд ли бы он смог бы удержаться на престоле.

Несмотря на всё более утверждавшийся в Византии династический принцип правления, власть по-прежнему доставалась сильнейшему. С восшествием Василия на престол совпало начало мятежа значительной части малоазийской знати под командованием Варды Склира, одного из военных командиров на восточных границах Империи. На его сторону перешла б?льшая часть армии, в первую очередь подразделения, укомплектованные армянами. Для борьбы с восставшими Василий вызволил из опалы племянника покойного императора Никифора Фоки — Варду. Союзниками Варды Фоки оказались грузинские князья. В результате трёхлетней гражданской войны Склир и его приближённые должны были искать прибежища во дворце халифа в Багдаде. Средства, взятые при разграблении лагеря мятежников одним из грузинских князей, были направлены на создание одного из наиболее известных впоследствии монастырей на Афоне — грузинского монастыря Ивирон. А Варда во главе византийской армии, расквартированной на востоке Империи, направился к Алеппо, заставив таким образом арабов возобновить выплату Византии ежегодной дани.

Император Василий II Болгаробойца. Миниатюра
Император Василий II Болгаробойца.
Миниатюра

Тем не менее малоазийский сепаратизм основывался не просто на личных счётах. В 987 г. Василий II, опасаясь влияния Варды Фоки, попытался отставить его от командования восточной армией, но результатом этого было провозглашение Варды императором его солдатами. Началась новая гражданская война, и вскоре бoльшая часть Малой Азии оказалась под контролем Варды, хотя императору удалось сохранить в своих руках казну. Союзником Василия в этой войне оказался киевский князь Владимир, согласившийся выставить в помощь императору значительные военные силы. Именно с этим союзом связан столь важный для нашей истории сюжет крещения князя Владимира и затем всего его народа…

Варда Фока, а также выпущенный халифом Варда Склир продолжали вооружённое сопротивление армии Василия и его русских союзников до октября 989 г. Интересно, что если приближённые Варды Фоки (сам он неожиданно умер перед решающим сражением с Василием) и вожди его грузинских союзников были казнены, то Варде Склиру была сохранена жизнь: вчерашние враги страшнее позавчерашних.

Если Малая Азия была источником внутренних смут, а к внешней политике на Востоке Василию ещё не раз приходилось возвращаться, то всё же главной ареной исторических событий во времена Василия II стали Балканы.

Вскоре после восшествия Василия на престол и начала восстания Варды Склира Западноболгарское царство объявило Византии войну за возвращение утраченных ранее владений. Напомним, что все войны Византии и Болгарии можно было считать «справедливыми» для обеих сторон: болгарские правители старались поставить под свой контроль все земли, населённые болгарами, а византийцы — вернуться к древней римской границе, проходившей по Дунаю. По ходу этой войны византийцы пытались играть на противоречиях между царём Самуилом и его братьями, а также сыновьями покойного царя Петра, долгое время пребывавшими в Константинополе в качестве почётных заложников. В конце концов Василий осадил в 986 г. Сердику (Софию), но осада не была успешной. Более того, на обратном пути Самуил нанёс византийцам такое поражение, что сам Василий едва спасся. Эта неудача в Болгарии стала одной из причин недовольства императором, приведшего к уже описанному восстанию Варды Фоки в Малой Азии.

Император Константин XI и императрица Зоя. Мозаика церкви Св. Софии в Константинполе. XI в.
Император Константин XI и императрица Зоя.
Мозаика церкви Св. Софии в Константинполе. XI в.

После завершения гражданской войны император должен был вернуться на Балканы, хотя бы для того, чтобы изгладить из памяти печальные события прежней болгарской войны. Эта новая война длилась с переменным успехом с 990 до 1018 г., и не раз Самуил предпринимал дерзкие походы вглубь византийской территории — в Грецию или к Адрианополю. Но как раз во время затянувшейся войны стало ясно, насколько ресурсы Болгарского царства и Византийской империи несопоставимы. Решающим сражением стала битва у Клейдиона 29 июля 1014 г., где болгарская армия была разгромлена, а значительная её часть оказалась в византийском плену. Вскоре умер престарелый болгарский царь Симеон, но война продолжилась ещё несколько лет после его кончины. 1018 год стал временем триумфа Василия в борьбе с болгарами: Охрид был взят, и Первое Болгарское царство перестало существовать, хотя многие представители болгарской верхушки и члены царской семьи удостоились почестей и разных чинов со стороны византийцев. Василий совершил путешествие по Балканам, отпраздновал победу в древних Афинах, и лишь после этого вернулся в Константинополь. В 1019 г. также перестала существовать в качестве отдельного государства Сербия, заявившая византийскому императору о своей полной покорности.

Император также старался не забывать о византийских владениях в Италии, хотя лично не мог принимать участия в итальянских событиях; от его имени византийскую власть в Италии представляли наместники, называвшиеся катепаны. Угрозу византийцам являли ломбарды и норманны на севере, а также арабы на Сицилии. Дважды, в 1009 и 1017 гг., восставал ломбардский вельможа Мел, во время второго своего восстания впервые прибегший к помощи норманнских воинов в борьбе против византийцев в Италии. Германский император Генрих II также пытался отщипнуть кусок византийских владений, хотя не особенно в этом преуспел. В самом конце своего правления Василий планировал большую кампанию, желая отвоевать у арабов Сицилию, и в 1025 г. туда был направлен первый из византийских отрядов. Однако смерть императора в декабре 1025 г. положила конец этому начинанию.

На Восток Василию также приходилось несколько раз возвращаться, как для умиротворения арабов, так и для укрепления власти Империи в Закавказье. В 995 и 999 гг. Василию пришлось воевать с египетскими фатимидами, пытавшимися захватить византийскую Антиохию и союзников Империи в Алеппо. Дело кончилось десятилетним перемирием с египетским султаном Аль-Хакимом, известным впоследствии в качестве разрушителя христианских святынь на Святой Земле. Одновременно с этим Василий добился передачи ему некоторых владений в Грузии, принадлежавших союзникам Варды Фоки. В начале 1020-х гг. Византия получила армянские владения в районе озера Ван, которые сами армяне были не в состоянии защитить от начавшегося тюркского проникновения в Малую Азию. Там был организован новый византийский катепанат (крупный военно-пограничный округ. — Ред.).

Одновременно с этим Империя вела вполне успешную и не очень продолжительную войну с грузинским царём Георгием, хранившим верность своим союзникам — Фатимидам. В итоге к концу правления Василия Византия, по сути дела, подчинила себе значительную часть территорий Армении и Грузии, хотя в результате этого исчезли на восточной периферии удобные для Империи буферные государства.

Итак, несмотря на сложности первого этапа правления Василия, к концу его царствования Византия укрепила свои позиции на Востоке перед лицом Фатимидов и достигла значительных успехов в подчинении Абхазии, Армении и Грузии. Северная граница Империи стала проходить по Дунаю, который всегда казался римлянам и византийцам их естественной балканской границей, но что в реальности случалось не часто.

Ранее враждебные балканские государства — Первое Болгарское царство и Сербия — на время просто перестали существовать, будучи включены Василием в состав Империи (1018 и 1019 гг. соответственно). С предшествующими этому событию войнами связано укрепившееся за Василием прозвище Болгаробойца: после удачного для византийской армии сражения с болгарами у Клейдиона в июле 1014 г. Василий приказал ослепить всех попавших в плен болгарских солдат. Ослепление — очень распространённый в Византии способ выведения политических противников из игры, при этом, как считалось, довольно «гуманный», ведь их не лишали жизни. Однако такое массовое ослепление в византийской истории более не повторялось. Если верить Манасиевой хронике, болгарский царь Симеон I умер, не перенеся зрелища нескольких тысяч ослеплённых солдат.

Помимо успехов на Балканах, в Закавказье и в Сирии, византийская армия одержала победы на Западе: в 1018 г. византийцы разбили лангобардов и норманнов при Каннах, а перед самой своей смертью Василий II готовил не состоявшийся поход на Сицилию.

С эпохой Василия II связан и такой успех византийской Церкви, как Крещение Руси. В 987 г. в Херсонесе принимает крещение князь Владимир, в 988 г. совершаются массовые крещения в Киеве, а в 989-м — в Новгороде. Эти события стали важнейшими факторами существования всего так называемого Византийского содружества.

После смерти Василия II (1025) Империи пришлось испытать ряд трудностей, связанных как с частой сменой последних императоров из Македонской династии, так и с природными катастрофами и, главное, с активизацией внешних врагов Империи по всем её границам. Одновременно нарастает культурное и религиозное отчуждение Западной и Восточной части христианского мира, что привело к так называемому Великому расколу Церквей 1054 г. Своего рода знаковым для византийской цивилизации и византийского христианства эпохи Василия II оказалось стремление значительного числа византийских евреев к принятию крещения и, таким образом, к полному вхождению в преуспевающее византийское общество. Об этом свидетельствует и так называемая «Формула отречения», долженствовавшая положить конец неискренним обращениям в христианство.

Крещение Руси

Во время правления Василия II происходит Крещение Руси, одно из важнейших событий не только в русской истории, но и в истории всего Византийского содружества. Христианизация славянских народов приходится как раз на средневизантийский период и почти что совпадает с эпохой Македонской династии. Во время императора Ираклия (VII в.) Империя теряет Ближний Восток, затем, в эпоху иконоборчества, сжимается до масштабов национального греческого государства, но всё же выживает, а потом начинает расти в сторону Балкан, не только расширяя имперские границы, но создавая своего рода Содружество — целый круг государств, связанных с Византией множеством религиозных, культурных и политических нитей. Здесь христианизация славян играла первостепенную роль.

...Крещение князя Владимира было связано с поиском императором Василием II союзников против мятежа Варды Фоки в Малой Азии. В качестве вознаграждения Владимир просил у императора руку его порфирородной сестры Анны. Император дал согласие, но при условии крещения своего союзника: о том, чтобы отдать порфирородную принцессу в жены язычнику речи не могло идти. Владимир согласился на это, понимая, какое преимущество он получит перед лицом всех других правителей Степи. Помимо этого нельзя отрицать его подлинного духовного тяготения к христианству. Сохранилась история о выборе вер. Будучи неудовлетворёнными другими религиями, а также западным христианским обрядом, послы князя Владимира так говорили о богослужении в Софии Константинопольской, свидетелями которого они стали: «Не знаем мы, на небе были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такого зрелища и такой красоты; не умеем вам рассказать, только знаем, что там Бог пребывает с людьми и что служба их превосходит службу всех других стран; мы не можем забыть такой красоты».

Эпизод войны в Болгарии киевского князя Святослава и византийского императора Иоанна Цимисхия. Хроника Константина Манассия. XII в.
Эпизод войны в Болгарии киевского князя Святослава
и византийского императора Иоанна Цимисхия.
Хроника Константина Манассия. XII в.

Судя по всему, Владимир и его дружина приняли крещение в Херсонесе в 987 г. Есть свидетельства, что город был взят русскими силой. Неизвестно, было ли это способом принудить императора отдать в жёны Владимиру свою сестру или, скорее всего, Херсонес контролировался в тот момент византийскими мятежниками, и Владимир таким образом начал исполнять свой союзнический договор с императором. В XX в. в Херсонесе был раскопан баптистерий того времени, в котором, скорее всего, и принял крещение Киевский князь…

На следующий год Владимир вместе с греческим духовенством крестил жителей Киева.

В 989 г. был крещён Новгород.

Сразу после этих событий (а особенно во времена князя Ярослава Мудрого) на Руси строится множество храмов, появляются переводы богослужебных книг на церковнославянский язык.

В начале XI в. в Киеве возводится Софийский собор по образу Св. Софии в Константинополе. Вскоре князь Владимир был прославлен в лике святых как равноапостольный: в этом чине прославлялись правители, которые способствовали христианизации своего народа, участвуя таким образом в деле апостольского благовестия.

Политически Русь после своего Крещения вошла в круг «цивилизованных народов». Она стала частью того мира, в центре которого находился Константинополь с императором и патриархом во главе. Киевская митрополия быстро стала самой большой и населённой митрополией Константинопольского патриархата. При этом удалённость Руси от Византии способствовала значительной как церковной, так и политической независимости нового христианского народа. Эта же удалённость позволяла свести к минимуму политические противоречия и трения между двумя странами, которых у Империи было так много с её непосредственными славянскими соседями — болгарами и сербами. В духовном и культурном плане Крещение Руси стало, наверное, наиболее значимым достижением времени правления императора Василия II.

Наследники Василия II (1025—1057)

После смерти Василия II, который оставался холостым всю свою жизнь, власть перешла к его брату Константину VIII, изначально бывшему его соправителем и пережившему своего старшего брата лишь на три года.

У Константина было две дочери — Зоя и Феодора, о браке которых Василий в своё время не проявил должной заботы. Ещё в начале XI в. Зоя была определена в невесты германскому императору Оттону III, но он умер сразу по её прибытии в Бари в 1002 г. Незадолго до своей смерти, в 1028 г., император Константин отдал Зою в жёны своему дальнему родственнику Роману Аргиру, хотя этому браку было суждено остаться бездетным. В последующие три десятилетия все, нередко кровавые, споры вокруг престола будут так или иначе связаны с двумя племянницами Василия II, поскольку в легитимности их собственного пребывания у власти ни у кого не было сомнений.

Роман III Аргир попытался испытать военную славу на восточном фронте, непосредственно присоединив к Империи вассальный Алеппский эмират. Эта экспедиция 1030 г. окончилась поражением императорской армии, но, благодаря усилиям полководца Георгия Маниака, дело было исправлено уже в следующем 1031 г., и правители Алеппо вновь платили дань Империи. Маниак смог также удержать Эдессу от вражеских притязаний. В 1034 г. император умер в бане: по распространившемуся мнению за этим стояла императрица и её приближённые. Один из них вскоре стал её мужем и императором. Это был Михаил IV Пафлагонец, племянник одного из сподвижников Василия II. В правление Михаила была предпринята попытка отвоевания Сицилии — во главе с тем же Георгием Маникаком; это было продолжение того, на чём остановился в конце своей жизни Василий II. Византийская армия успешно высадилась в Сиракузах в 1040 г., и всё могло бы закончится успешно, если бы лангобардский контингент армии Маниака не присоединился к одному из мятежей и не направился в Бари. После этого сам полководец был отозван императором из страха перед возможностью его участия в восстании. В том же году на Балканах восстали болгары и сербы, и, хотя император добился некоторого успеха, это было началом ухудшения отношений со славянскими соседями. В 1041 г. Михаил IV умер, оставив престол своему племяннику Михаилу V, предварительно усыновлённому Зоей.

Михаил V начал с репрессий против своих же родственников. На Пасху 1042 г. он даже отправил в монастырь свою приёмную мать Зою, что ещё больше поколебало в народе доверие к его легитимности. В результате восстания в столице Михаил был свергнут и ослеплён, а на престол была возведена порфирородная Феодора. После этого в течение трёх месяцев на престоле единственный раз в византийской истории находились две женщины — Феодора и вышедшая из монастыря её сестра Зоя. В июле 1042 г. Зоя вновь вышла замуж — за Константина XI Мономаха, который будет находиться во главе государства до своей смерти в 1055 г.

Свергнутый Михаил V ещё попытался действовать, освободив из заключения Георгия Маниака, который теперь на самом деле поднял восстание и направился с армией на Балканы. Но в 1043 г. он погиб в бою с императорской армией около Фессалоник. В том же году у Константинополя оказался русский флот князя Ярослава, но он был разгромлен византийцами. Было ли восстание Маниака и нападение русских простым совпадением? По крайней мере документально ничто не подтверждает обратного.

За время достаточно продолжительного правления Константина IX Мономаха была пресечена попытка нашествия кочевников-печенегов, присоединено к Империи армянское царство Ани, что поставило Византию перед лицом турок-сельджуков, имел место ряд столкновений с норманнами в Италии, а также с папством. Зимой 1046—1047 гг. множество печенегов форсировали Дунай, оказавшись таким образом на территории Империи. Им оказали отпор как императорская армия, так и недавно крещёные варвары, поселённые с византийской стороны Дуная. Побеждённых печенегов император решил поселить на общественных землях малозаселённых Балкан, а некоторые из их подразделений включить в состав византийской армии. Эта вполне традиционная политика вызвала мятеж части армии во главе со Львом Торником, которое было подавлено лишь к концу 1047 г.

В 1041 г. умер Самбат, царь армянского царство Ани, который в своё время завещал свой престол византийскому императору. В 1045 г. император Константин пригласил в Константинополь наследника Самбата, которому напомнили о завещании его предшественника. Взамен он получил содержание из имперской казны и поместья в Малой Азии. В результате аннексии Армении византийцам пришлось напрямую столкнуться с турками-сельджуками. В 1048 г., несмотря на отсутствие большой армии, пограничные части вместе с грузинскими союзниками отбили атаку турок. В 1054 г. сельджукский султан, предварительно завоевав Азербайджан, решил испытать крепость византийского Манцикерта, однако и на этот раз турецкая осада была благополучно выдержана.

В Италии все пребывавшие сюда норманны неизбежно сталкивались с византийцами, и Константин надеялся на союз с папой Львом IX, т.к. норманны не щадили и папских территорий. Однако в 1053 г. норманны разбили как папские войска, так и армию византийского наместника Италии Аргира. Вскоре после этого папский престол смог найти общий язык с норманнами, принявшими в Италии латинское христианство, и это стало сокрушительным ударом как по византийским владениям, так и по отношениям Константинополя и Рима. На время правления Константина Мономаха пришлась так называемая Великая схизма — формальная дата разделения Восточной и Западной Церквей летом 1054 г., о чём речь пойдёт ниже.

После смерти Мономаха в 1055 г. власть вновь вернулась на полтора года (уже в который раз!) к Феодоре, порфирородной племяннице Василия II. Перед своей смертью в 1056 г. она завещала престол константинопольскому чиновнику Михаилу Вринге, который уже был немолодым человеком и как чиновник не выказывал достаточного расположения и внимания к полководцам Константина Мономаха. Эти полководцы провозгласили императором Исаака Комнина, представителя одной из богатейших малоазийских семей. В Константинополе Исаака поддержал патриарх Михаил Кирулларий, который и короновал его императором 1 сентября 1057 г. Последующие полтора века византийской истории основные решения будут приниматься не столичной бюрократией, а военной и земельной аристократией, выдвигавшей императоров из своей среды.

Разделение Церквей (Великая схизма) 1054 г.

Лето 1054 г. является формальной датой одного из наиболее скорбных событий христианской истории — разделения Церквей, Западной и Восточной, которые вскоре станут называться Католической и Православной. Разделение стало как нарушением заповеди Христа о единстве верующих в Него, так и началом многих распрей и даже преступлений в отношениях между двумя частями христианского мира.

У разделения было несколько важных причин: взаимоотталкивание культур, возникшие богословские различия и политика. Если взаимные анафемы (т.е. отлучения от Церкви) были провозглашены единовременно представителями папы и патриархом Константинопольским в 1054 г. (они были отменены лишь в 60-е гг. XX в.!), то само разделение можно считать длительным процессом. Он начался с формирования на Западе новых богословских представлений ещё в середине первого тысячелетия христианской истории, что было болезненно обнаружено Востоком в IX в. при патриархе Фотии. Тогда единомыслие было всё же восстановлено на общем соборе в Константинополе в 879—880 гг. Но к этому времени у латинского Запада и греческого Востока уже были отличающиеся традиции богословской и философской мысли, церковного управления и свои сложившиеся обычаи церковной жизни. Завершением процесса разделения обычно считают 1204 г. — взятие и разграбление Константинополя крестоносцами. Это событие свидетельствовало о том, что для западных людей православные более не воспринимались как собратья-христиане, а византийцы после этого события тоже стали воспринимать католиков как окончательно отступивших от христианского единства и взаимной любви.

Император Никифор Фока атакует город с крепостью в Киликии в 965 г. Из византийско-сицилийского манускрипта рубежа XII—XIII вв.
Император Никифор Фока атакует город с крепостью в Киликии в 965 г.
Из византийско-сицилийского манускрипта рубежа XII—XIII вв.

Одним из богословских вопросов, разделивших церкви, было западное добавление в учение о Святой Троице помимо того, что вошло в Никео-Цареградский Символ Веры. Это так называемое — filioque, латинское прибавление к Символу Веры, говорящее об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. «Венцом зол» называл его патриарх Фотий в своей Энциклике патриархам от 866 г. Внесение filioque в Символ Веры датируется, скорее всего, 589 г., когда на одном из испанских соборов — в Толедо — оно было внесено в Афанасиевский (но не в Никео-Цареградский) Символ испанскими христианами, находившимися в полемике с арианами-вестготами. Вскоре испанцы предпочли общецерковный Символ, однако внесённая в старый Символ вставка сохранилась. По их убеждению, она всего лишь подчёркивала единосущие Сына Отцу, столь необходимое в полемике с арианами. Позже вставка нашла себе адептов в лице каролингских государей, в особенности самого Карла Великого, который пытался превратить её из локальной в общую для всей Западной церкви, навязывая filioque Римскому престолу.

В 808 г. патриарх Иерусалимский уже жаловался папе Льву III на несоответствие Символа Веры франкских монахов в Иерусалиме общецерковному Символу. Это, по-видимому, первая реакция Востока на вставку. Интересно, что папа поддержал патриарха в его негодовании, и в соборе Святого Петра в Риме Символ Веры был начертан на серебряных табличках без добавления слов «и от Сына». Однако, в IX в. filioque продолжило распространяться на Западе, и к концу века его провозглашали не только в Испании, но и по всей Германии, в Лотарингии и отчасти во Франции. Во время патриарха Фотия латинские миссионеры в Болгарии использовали интерполированный Символ как орудие борьбы с византийским влиянием, и Константинопольский собор 879—880 гг. (считавшийся VIII Вселенским как для Востока, так и для Запада, по крайней мере до XI в.) в очередной раз осудил как ересь всякое добавление к Символу. Существенно, что папские легаты такое соборное решение одобрили.

Изменение официально негативного отношения Рима к filioque происходило по мере роста германского политического и богословского влияния к концу X в. Символ с добавлением был впервые использован в Риме в 1014 г. во время коронации императора Генриха II. Папа Сергий IV, наследовавший умершему в 1009 г. Иоанну XII, включил filioque в своё окружное послание. Вставка была соборно принята Западной церковью на Лионском соборе 1274  г. и подтверждена на Флорентийском в 1439 г. Для Православной церкви осталось в силе решение собора патриарха Фотия 879—880 гг.

Вопрос о filioque был, пожалуй, главным богословским вопросом, дискутировавшимся в XI в. Помимо этого обсуждались многочисленные обрядовые отличия.

Политическая сторона дела состояла в конкуренции римских пап и константинопольских патриархов за влияние на территориях, входивших в христианскую ойкумену (Балканы, Южная Италия), а также в стремлении византийских императоров принимать участие в этой конкуренции. Все эти обстоятельства привели к серьёзному обострению отношений к середине XI столетия.

Летом 1054 г. в Константинополь прибыло посольство от римского папы Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом. Поскольку посольство имело не только церковные, но и политические задачи (связанные с итальянскими проблемами и наступлением в Италии норманнов), то оно было направлено не только к патриарху Михаилу Кирулларию, но и к императору Константину IX Мономаху. Позже патриарх жаловался на то, что прибывшие послы не захотели даже поприветствовать его кивком головы, не говоря уже о подобающем поклоне. При этом в императорском дворце им был оказан торжественный приём. Несколько недель пребывания папских легатов в Константинополе стали примером настроенности на конфликт представителей Церкви и попыток императора избежать конфликта между ними.

Сначала состоялось богословское собеседование о спорных вопросах. По просьбе императора кардинал Гумберт составил «Доказательства происхождения Св. Духа от Отца и Сына». Отвечал ему с православной стороны Никита Стифат, в своё время бывший учеником прославленного византийского святого и мистика Симеона Нового Богослова. Для богословского спора Гумберт, вероятно, подходил меньше всего. Он был человеком столь ограниченной учёности, что искренне считал, что это греки убрали из Символа будто бы всегда имевшееся там filioque. При этом его невежество было весьма агрессивным, и он обращался к своим оппонентам как к «мятежным и неверным гречишкам». Понятно, что учёным грекам было несложно участвовать в такой полемике, и в конце концов легаты решились на крайний шаг: утром 16 июля они в присутствии константинопольского духовенства положили на алтарь храма Св. Софии грамоту об отлучении от Церкви патриарха Михаила Кируллария и его сторонников. Остаётся открытым вопрос, насколько легаты папы имели право предавать анафеме патриарха, в особенности с учётом того, что папа Лев к тому времени уже скончался, и известия об этом уже должны были достигнуть Константинополя (папа умер 19 апреля). Тем не менее в последующей латинской традиции этот документ сомнению, кажется, не подвергался. Легаты сразу же приготовились уехать из столицы, успев перед отъездом получить от императора богатые дары: Константину Мономаху было важно не только воспрепятствовать церковному разделению, но и сохранить папство в качестве союзника в Италии против норманнов.

Патриарх попытался вернуть легатов на собор для общего обсуждения ситуации, но те не явились, как утверждал потом Гумберт, по совету императора, чтобы не подвергнуться расправе со стороны городской черни. Не дождавшись легатов, патриарх и собор подвергли их ответной анафеме. Впоследствии патриарх даже предполагал, что римское посольство могло быть инспирировано коварным византийским наместником в южной Италии Аргиром, который оказался противником союза с папством против норманнов.

Как бы то ни было, 1054 г. считается официальной датой разделения Церквей, и степень этого разделения в последующие века только нарастала, несмотря на искренние попытки уврачевать это разделение. Взаимные анафемы, наложенные кардиналом Гумбертом и патриархом Михаилом Кирулларием в 1054 г., были сняты Римским папой Павлом VI и Константинопольским патриархом Афинагором в 60-е гг. XX в. Но после тысячелетнего разделения не так-то просто соединиться вновь.

TopList