РАСЦВЕТ ИМПЕРИИ

Византийское государство в эпоху Юстиниана

Окончание. Начало см. в6, 7/2004

Материал может быть использован при подготовке урока по теме
«Раннее Средневековье. Византия — наследница Рима». 6-й класс.

Введение

Для Византийской империи VI в. стал одним из наиболее ярких периодов ее истории. Расцвет ее величия был связан в первую очередь с именем императора Юстиниана. В его время было кодифицировано римское законодательство и составлен Свод гражданского права (Corpus Juris Civilis), построен храм Софии Константинопольской, а границы государства на какое-то время стали напоминать границы былой Римской империи. Официальным языком государства и родным языком Юстиниана была все еще латынь, страна возрождалась в качестве христианской Римской империи, но все же именно в этот период стало ясно, что это уже не Рим, а именно Византия.

1
Император Юстин
(518—527)

Император Юстиниан Великий (482/483—565)
Император
Юстиниан Великий
(482/483—565)

В 518 г. умер император Анастасий. Ему наследовал Юстин I, чье правление не было особенно выдающимся, но возможно, он просто оказался в тени своего великого племянника Юстиниана. Биография Юстина один из лучших примеров византийской «вертикальной мобильности», поскольку будущий император происходил из простых иллирийских крестьян. С его полуварварским балканским происхождением связана легенда о славянских корнях Юстина и Юстиниана, хотя в действительности они скорее могли быть представителями латинизированных албанских племен. Ученостью император похвалиться не мог, и даже поставить собственную подпись было, по свидетельству современников, выше его сил. Императорского трона Юстин достиг благодаря профессиональной военной карьере. Таким образом, византийская концепция «вертикальной мобильности» была реализацией для того времени слов Александра Македонского о том, что власть в государстве должна доставаться сильнейшему.
Пожалуй, самое яркое событие времени правления Юстина лежало в религиозной сфере, однако церковные дела выходили по своей значимости далеко за стены храмов и оказывали серьезное влияние на всю общественную жизнь. О византийском христианстве подробнее будет сказано ниже, но главное стоит отметить здесь: в то время был прекращен раскол, впервые разделивший восточную и западную часть христианской Церкви — Римский и Константинопольские патриархаты. В Великий Четверг 28 марта 519 г. представители Константинопольского престола и легаты Римского папы Гормизды осудили «Энотикон», то есть акт единения с монофизитами, принятый в 482 г. императором Зеноном и патриархом Акакием. Это означало возвращение к решениям IV Вселенского Собора (451) и восстановление общения с Римской церковью. Кончилась так называемая «акакианская схизма», впервые в церковной истории разделившая два центра христианского мира с 482 по 519 гг. В общественном плане это означало единство с Римом и Западом Империи и конфликт с ее восточными провинциями. Некоторые исследователи (например, русский византинист А.А. Васильев, 1867—1953) видели в этом политическую недальновидность Юстина, а потом и Юстиниана, так как антимонофизитская политика весьма способствовала утере Византией своих владений на Ближнем Востоке, в то время, как Запад все равно оказался для империи неперспективен. Но при этом Византия осталась верна христианской ортодоксии и не ушла из Европы. Итак, в годы правления Юстина свершился отказ от монофизитской политики его предшественников и возвращение к халкидонским решениям.
Интересно письмо, написанное молодым Юстинианом папе Гормизде вскоре после примирения Константинополя и Рима. Это послание касалось приведения к согласию монофизитов: «Вы сможете, — писал в 520 г. будущий император, — привести к миру народ Господа нашего не преследованиями и кровопролитиями, но терпением, чтобы, желая завоевать души, мы не потеряли бы тела многих людей, как и души. Подобает исправлять длительные ошибки с мягкостью и снисхождением. Тот доктор справедливо восхваляется, кто страстно стремится вылечить старые болезни таким образом, чтобы от них не произошли бы новые раны». Надо сказать, что православные императоры (включая самого Юстиниана), к сожалению, далеко не всегда следовали такой политике. Не это ли было одной из причин столь легкого отложения от Империи ее восточных провинций в начале VII в. и до сих пор непрекращающегося церковного разделения?

Император Юстиниан. Фрагмент мозаики. Церковь Сан-Витале. Равенна. 546—547 гг.

Император Юстиниан

Фрагмент мозаики. Церковь Сан-Витале.
Равенна. 546—547 гг.

Одновременно с борьбой против ересей в самой империи Юстин все же стремился поддерживать всех христиан за ее пределами. С именем этого императора связана помошь, которую Византия оказала монофизитскому царю эфиопского княжества Аксум против Йемена, власти которого придерживались иудаизма. Для Византии это было как укреплением собственного влияния за границей, так и борьбой за поддержку христианства на юго-западе Аравии. Похоже, что в христианской Эфиопии эта поддержка оставила глубокий след: в произведении XIV в. Кебра Нагаст (Слава Царей) сообщается о встрече в Иерусалиме императора Юстина и эфиопского царя Калеба, во время которой они разделили между собой землю. В действительности такой встречи не было, однако наличие подобного предания говорит о значимости византийской поддержки для эфиопских христиан.

Выход императора Юстиниана. Мозаика. Церковь Сан-Витале. Равенна. 546—547 гг.
Выход императора Юстиниана

Мозаика. Церковь Сан-Витале.
Равенна. 546—547 гг.

В начале 527 г. соправителем императора Юстина стал Юстиниан. Обычай выбирать себе преемника был распространен еще в Римской империи. Поскольку династического принципа еще не существовало, то подобное избрание соправителя являлось некоторой гарантией преемства власти и избавляло преемника от неизбежной в ином случае борьбы за власть. Влияние Юстиниана было значительным и до того, как он официально стал соправителем. В первую очередь это было связано с тем, что он был куда более образован, чем его дядя, так что Юстин объективно нуждался в поддержке своего младшего родственника.
В августе 527 г. весьма уже старый император Юстин умер, и началось яркое и длительное правление Юстиниана, продолжавшееся почти сорок лет.

2
Юстиниан.
Внутренняя политика

Как внутренняя, так и внешняя политика Юстиниана была направлена на всестороннее укрепление византийского государства. Его идеалом было восстановление прежнего величия Римской империи, однако на новой, христианской основе. Неотъемлемой частью программы восстановления прежнего величия стало воссоединение владений на Западе, но об этом будет сказано ниже. а пока остановимся на основных направлениях внутренней политики Империи.
Одним из важных рычагов консолидации государства в то время являлась религиозная политика. Если ее значение велико в современных государствах, то в Средние века оно было еще выше по причине почти тотальной религиозности и наличия государственной религии. В 529 г. был издан императорский указ, ущемлявший в гражданских правах нехристиан и еретиков. Для них закрывалась дорога, в первую очередь, к высоким государственным должностям. Под действие указа не подпадали только монофизиты, которые были на тот момент наиболее значительной и многочисленной частью последователей еретических учений, однако они пользовались поддержкой императрицы Феодоры. Вероятно, что прежде всего этот закон имел в виду язычников, все еще остававшихся как в сельской местности, так и среди образованной элиты. В 529 г. была закрыта языческая Платоновская академия в Афинах, которая хотя и не имела былого блеска, но все же оставалась оплотом языческой мысли и нехристианизированного классического образования. Интересно, что в том же году на Западе св. Бенедикт Нурсийский вырубил рощу Аполлона на Монте-Кассино, являвшуюся последним языческим святилищем в Италии, где для этого не понадобилось могучей государственной поддержки так что, похоже, греко-римское язычество объективно доживало в ту эпоху свои последние дни.

Императрица Феодора. Фрагмент мозаики. Церковь Сан-Витале. Равенна. 546—547 гг.

Императрица Феодора

Фрагмент мозаики. Церковь Сан-Витале.
Равенна. 546—547 гг.

В 529 г. началось самаритянское восстание в Палестине, длившееся до 532 г. и подавленное с большой жестокостью. Восстание было ответом на религиозное давление со стороны властей (религия самарян — это одна из разновидностей иудаизма).
В 528 г. было положено начало грандиозной работе, увековечившей имя Юстиниана, — начались труды по кодификации римского права. «Император, — считал он, — должен быть не только украшен оружием, но и вооружен законами, чтобы быть в состоянии управлять как в военное, так и в мирное время; он должен быть как твердым защитником права, так и триумфатором над побежденными врагами». В Римской империи законодательство состояло как из законов (leges), издававшихся императорами, так и республиканского права, разработанного юристами классического периода. Оно называлось древним правом (jus vetus или jus antiquum). Законы не подлежали отмене (так это будет и в каноническом праве, то есть церковном законодательстве), однако новые законы вполне могли лишать силы предшествующие. Это создавало большие сложности в применении законов. Еще до Юстиниана было составлено три кодекса, т.е. сборника, римского права — Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus и Codex Theodosianus. В феврале 528 г. в Константинополе начала действовать комиссия из десяти юристов во главе с Трибонианом и Феофилом, которые должны были пересмотреть указанные кодексы, а также законы, вышедшие после их составления, и создать из всего этого законодательного массива единый сборник. В апреле 529 г. был выпущен в свет кодекс Юстиниана (Codex Justinianus), ставший обязательным сводом законов для всей Империи.
В 530 г. тем же Трибонианом была создана комиссия по обработке «древнего права». За короткое время юристы Юстиниана прочли и пересмотрели около двух тысяч книг и более трех миллионов строк. В результате этой работы в 533 г. они опубликовали свод, получивший название дигест (Digesta) или пандект (Pandectae). Помимо законодательного значения этот сборник имел еще одно — в нем сохранилось огромное количество высказываний и текстов великих римских юристов, которые иначе могли бы не дойти до нас. В дигестах мнения многих из них приобретали силу закона. В том же 533 г. были изданы институции (Institutiones) в четырех книгах, которые служили учебным пособием по кодексу и дигестам. Формально они являлись пособием по гражданскому праву и предназначались для студентов, но по сути были кратким руководством по всему римскому праву, действовавшему в эпоху Юстиниана.

Выход императорицы Феодоры. Мозаика. Церковь Сан-Витале. Равенна. 546—547 гг.
Выход императорицы Феодоры

Мозаика. Церковь Сан-Витале.
Равенна. 546—547 гг.

После всей этой грандиозной работы появилась потребность в пересмотре кодекса Юстиниана, выполненного все-таки на скорую руку. В 534 г. вышло второе издание кодекса, учитывавшее законотворческую деятельность предшествовавших лет. Однако и после этого император продолжал издавать множество законов, называвшихся novellae leges новыми законами, или кратко новеллами. Интересно, что если вся предыдущая каталогизация римского права была сделана Юстинианом на латинском языке, то новеллы издавались по-гречески, т.е. на языке большинства населения Империи, который постепенно вытеснял официальный язык государства даже в сферах законодательства, государственного управления и военной службы.
Все четыре части юстинианова законодательства: кодекс, дигесты, институции и новеллы, представляли собой единое целое — свод римского права, действовавшего в эпоху ранней Византийской империи. В XII в. в Западной Европе началось возрождение интереса к римскому праву, так называемая рецепция римского права. И это происходило именно на основе грандиозного законотворчества Юстиниана, которое у европейских юристов получило название Свод гражданского права Corpus Juris Civilis. Итак, помимо великой роли в собственно византийском законодательстве, юристы Юстиниана сохранили для мира римское право: большая часть всего, что о нем известно, дошло до нас и сохранилось благодаря именно им.
В январе 532 г. в Константинополе произошло событие, которое потрясло все городское общество и чуть было не лишило Юстиниана и его жену Феодору царской власти: 14 января в городе началось восстание, получившее название Ника (по-гречески — «побеждай»). В Византии роль ее столицы Константинополя была значительно больше, чем в большинстве современных государств. Как Римская империя являлась государством, созданным одним городом и его гражданами, так и Византия была в значительной степени империей одного города — Нового Рима (Константинополя). Народ Рима формально являлся правителем империи, а Сенат — главным правительственным учреждением. Избрание императора должно было получить обязательное утверждение этого акта народом. К VI в. от былой полисной демократии уже мало что оставалось, однако мнение константинопольского демоса было все же очень весомой силой.

Собор Святой Софии

Константинополь. 532—537 гг.
Современное фото

Городское население было разделено на социальные партии со своими интересами, лидерами, бюджетом. Партии имели те или иные религиозные предпочтения, а также представляли интересы определенных классов. Формальными выразителями этих различных интересов городских жителей являлись, как это ни странно, группировки на ипподроме — партии цирка. Ипподром был не просто местом конских ристалищ, но и главным местом общения столичного демоса. На состязания приходил император, так что можно было выдвигать перед ним свои требования или выказывать неодобрение. Партии цирка (димы) различались по цветам одежд, в которые облачались возницы. Так, на константинопольском ипподроме были зеленые, голубые, белые и красные димы. В VI в. наиболее влиятельными были венеты (голубые) и прасины (зеленые). Венеты представляли сторонников халкидонского православия, и заодно их поддерживали состоятельные слои горожан; прасины же были монофизитами и пользовались симпатиями бедных слоев общества. Интересно, что в начале VI в. в Риме Теодориха Великого социальные различия цирковых партий были такими же.
Еще в конце правления Анастасия, который, будучи монофизитом, поддерживал зеленых, в столице произошел мятеж, во время которого голубые провозгласили своего императора. Униженный император вышел к восставшим на ипподром, чем сумел умирить их гнев. При Юстиниане социальное недовольство и раскол приобрели большие масштабы. С одной стороны, Юстиниан, как православный ортодокс, поддерживал венетов, в то время как его супруга Феодора — прасинов. Таким образом, обе партии находили поддержку при дворе. Однако основной конфликт был не между различными группами городского населения, а между городским самоуправлением и императорской властью. Как венеты, так и прасины выступили во время восстания единым фронтом.

Собор Святой Софии. Интерьер. Константинополь. 532—537 гг.
Собор Святой Софии

Интерьер. Константинополь.
532—537 гг.

Главным требованием восставших было низложение Юстиниана и отставка нескольких неугодных народу высших чиновников, в первую очередь жестокого префекта претории Иоанна Каппадокийского и Трибониана. Знамя восстания подняли племянники покойного императора Анастасия — Ипатий и Помпей. Бунтовщики разгромили столичные тюрьмы, и несколько дней подряд в столице бушевали пожары и совершались бесчинства. В эти же дни сгорела базилика Святой Софии, на месте которой Юстиниан позже возвел свой величественный храм. После неудавшихся переговоров с Юстинианом, на ипподроме императором был провозглашен Ипатий. Сам Юстиниан укрылся во дворце и уже думал о бегстве из столицы. Как сообщает Прокопий Кесарийский, официальный историк той эпохи, единственным решительным и мужественным человеком оказалась императрица. Именно она смогла убедить императора не спасаться бегством, но жестоко подавить бунт. Прокопий вложил в ее уста такие слова: «Человеку, появившемуся на свет, необходимо умереть, но быть беглецом для того, кто был императором, невыносимо… Если ты, государь, хочешь спастись, это нисколько не трудно. У нас много средств: вот море, вот корабли. Однако подумай, как бы после бегства ты не предпочел смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царское достоинство есть прекрасный погребальный наряд».
Император принял решение остаться в столице и начал решительные действия, тем более что беспорядки длились уже шесть дней. Усмирение восставших было поручено Велизарию, в будущем самому прославленному полководцу Юстиниана в его войнах на Западе. Велизарий и его солдаты сумели загнать восставшую толпу на ипподром, где, как сообщают историки, ими было перебито не менее 30 тысяч восставших. После этих кровавых событий победа Юстиниана была бесспорна, и конфликт между димами и императором был окончательно решен в пользу последнего. Социальное и политическое влияние партий ушло в прошлое, и они остались, по сути дела, простыми объединениями болельщиков на конских бегах. Восстание Ника было важным этапом в борьбе Юстиниана за контроль над всеми рычагами государственного механизма.

Капитель колонны. Собор Святой Софии. Константинополь. 532—537 гг.

Капитель колонны

Собор Святой Софии.
Константинополь. 532—537 гг.

Как нередко бывает, наступление нового этапа в жизни города или страны отмечается интенсивным монументальным строительством, которое наглядно свидетельствует о начале нового периода. Правление Юстиниана не было исключением. Сразу после подавления восстания Ника император приступил к восстановлению столицы, значительно пострадавшей от пожаров во время беспорядков. Самое знаменитое сооружение Юстиниана — храм Святой Софии — Премудрости Божией, вплоть до турецкого завоевания являвшийся главным храмом восточно-христианского мира и называвшийся византийцами Великой Церковью. Базилика, ранее построенная еще Константином, погибла во время восстания, так что император строил кафедральный собор фактически на пустом месте; поэтому этот собор смог стать законченным выражением основных тенденций византийской архитектуры той эпохи.
Храм представлял собой купольную базилику. Такой тип сооружений развивал традиционные для Рима традиции базиликальной архитектуры. С ней Святую Софию роднили атриум и нартекс, объединяющие боковые нефы, аркады и колоннады. Но при этом центральная часть здания представляла собой почти что квадрат размером 77 x 71,7 м, который был увенчан полусферическим куполом диаметром 31,5 м. Именно из купольной базилики, характерной для Византии VI—IX вв., позже развился крестово-купольный храм, так хорошо известный древнерусской архитектуре. В Святой Софии соединялись принципы базиликальной и центрической архитектуры, и в ней впервые была решена задача создания столь огромного купольного перекрытия. С внешней стороны кирпичные стены храма выглядели весьма скромно, однако его внутреннее убранство не имело себе равных. Именно в Святой Софии оказались в X в. на литургии послы русского князя Владимира, после чего они рассказывали, что не знали, пребывали они на земле или же на небе.
Помимо Святой Софии при Юстиниане были воздвигнуты в столице еще храмы Святых Апостолов, Богородицы во Влахернах, Святой Анны, Святой Ирины в Сикках и множество других. Но строились не только церкви и не только в столице. Одно из сочинений Прокопия Кесарийского называется «О постройках». Оно посвящено описанию бурной строительной деятельности Юстиниана. Значительное количество сооружений должно было служить военным нуждам империи. В первую очередь крепости и морские гавани. Географический разброс построек огромен: к тому времени относятся основные сооружения монастыря Святой Екатерины на Синае, а также византийские стены в Крыму, которые были призваны защищать оседлое население южного Крыма от степных кочевников. Сегодня именно постройки Юстиниана обозначают границы максимального расширения Византийской империи.

Цветы и птицы. Мозаика. Церковь Санта Костанца. Рим. IV в.
Цветы и птицы.

Мозаика. Церковь Санта Костанца.
Рим. IV в.

Широкое строительство по всему государству — светское, церковное, гражданское, военное — требовали невероятных финансовых затрат. Нехватка денег была постоянным спутником правления византийских императоров, и, как уже говорилось, лишь два императора оставили после себя полную казну.
Одной из важных черт внутренней политики Юстиниана была постоянная борьба с крупной частной собственностью. Во многих частях государства (в Египте, в Каппадокии) земельные магнаты обладали большей властью, нежели государство. «Государственная земельная собственность, — читаем в одной из новелл Юстиниана, — почти полностью перешла в частные руки, ибо она была украдена и разграблена, включая все табуны лошадей, и ни один человек не выступил против, ибо уста всех были остановлены золотом». Юстиниан всеми способами старался вернуть в казну как государственную землю, так и то, что уже давно принадлежало крупным местным землевладельцам. Надо заметить, что в своей борьбе с крупным землевладением Юстиниан не вполне преуспел: оно осталось отличительной чертой византийской экономики на все века ее существования.

3
Юстиниан.
Внешняя политика

Внешняя политика Империи в десятилетия правления Юстиниана отличалась невероятной активностью. Что касается войн, то они за это время велись минимум на три фронта: с германскими племенами на западе, с Персией на восточной границе и со славянами на Балканах. Что касается Персии, то с ней при смене правителей был заключен в 532 г. мир, который казался весьма унизительным для Византии: она должна была ежегодно выплачивать крупную дань. Тем самым она откупилась от своего давнего соседа и противника, с которым происходили постоянные пограничные конфликты, не приводившие ни к каким крупным изменениям на карте. Похоже, что Юстиниан предпочел оставить это бесперспективное на тот момент направление, но зато развязать себе руки на Западе.
Именно там, на Западе, находился основной интерес внешней политики Юстиниана. Основанием всей его многогранной деятельности было стремление восстановить былое могущество Римской империи, но с христианским содержанием. По этой причине на отвоевание территорий бывшей западной части империи были направлены силы всего государства. Основных направлений было два — Северная Африка и Италия. Император решил начать с Африки.
Предприятие оказалось довольно рискованным, так как было необходимо переправить через Средиземное море на кораблях большую армию, при том что сами вандалы, тогда владевшие римской Африкой, обладали серьезным флотом. Но, возможно, расчет был сделан на то, что вандалы оказались отрезаны от других германских племен, и в силу этого они вряд ли могли рассчитывать на необходимую поддержку. В 533 г. полководец Велизарий высадился со своей армией на территории бывшей римской Африки — и началась война с вандалами. Именно Велизарию Юстиниан был обязан недавним подавлением восстания Ника. Большинство побед на Западе также было связано с его именем. Главным литературным источником по войнам того времени являются сочинения Прокопия Кесарийского, который был секретарем и другом Велизария и сопровождал его во время военных кампаний. Начало войны было очень успешным, однако она растянулась на 15 лет, закончившись только в 548 г. Византийцам понадобилось меньше года, чтобы покорить государство вандалов и взять в плен их короля Гелимера. Такому быстрому успеху способствовали конфликты вандалов с местным населением, как римским, так и берберским. Да и сами они были уже не тем противником, который разрушал Западную Римскую империю в V столетии. В издании кодекса 534 г. Юстиниан смог объявить, что «Бог, по Своему милосердию, передал нам не только Африку и все ее провинции, но и возвратил императорские инсигнии, которые после взятия Рима [вандалами] были ими унесены».

Велизарий (?) Фрагмент мозаики. Церковь Сан-Витале. Равенна. 546—547 гг.

Велизарий (?)

Фрагмент мозаики. Церковь Сан-Витале.
Равенна. 546—547 гг.

Вандальская война по официальной версии была победоносно завершена, а Велизарий отозван с войском в столицу. Сразу после этого выяснилось, что у византийской власти в Африке не было значительной социальной базы. Имперский гарнизон был разгромлен, а Соломон — его командир и племянник Велизария — погиб. Стычки и даже солдатские мятежи продолжались до 548 г., когда византийская власть надежно укрепилась после дипломатических и военных побед полководца Иоанна Троглиты.
Когда война с вандалами показалась завершенной, летом 536 г. началась итальянская кампания Юстиниана, или война с остготами. Одна армия во главе с Мундом отвоевала у остготов Далмацию, а войско Велизария, привыкшее к морским перемещениям, без труда высадилось на Сицилии, после взятия которой переместилось на юг собственно Италии. Велизарий смог захватить Неаполь, а в декабре 536 г. — Рим. в 540 г. ему открыла свои ворота столица остготов — Равенна, которая отныне превратилась в центр византийского влияния в Италии. Плененный король остготов был отвезен в Константинополь.
Несмотря на успешное взятие Равенны, 540 г. оказался тяжелым для Империи. В этом году на Византию напали гунны, а Персия со своей стороны нарушила мирный договор и захватила значительную часть провинции Сирия (вместе с городом Антиохия). Империя должна была вести войну по всем фронтам. С 541 по 545 г. готы, обретя нового лидера в лице Тотилы — последнего защитника остготской независимости, — отвоевали у византийцев значительную часть Италии. Положение армии осложнялось тем, что в эти годы Велизарий не был в Италии: в 540 г. его отозвали в Константинополь (возможно, Юстиниан испугался того, что побежденные готы предложили Велизарию корону), а потом и на персидский фронт. в 545 г. с Персией был заключен мир, а Велизарий получил возможность вернуться в Италию. С 546 по 550 г. Рим несколько раз переходил из рук византийцев в руки Тотилы и наоборот. К 550 г. под властью империи остались только Равенна, Анкона, Кротон и Отранто.

Церковь Сан-Витале. Равенна. 526—547 гг.
Церковь Сан-Витале.

Равенна. 526—547 гг.

Успехи в итальянской кампании начала 50-х гг. были связаны с именем византийского полководца Нарсеса. В 552 г. он разгромил Тотилу и остатки его армии, а в 554 г. одержал победу над франками и алеманами. В 554 г. Империи была возвращена вся Италия, а также юго-восток Испании. Считается, что к 554 г. войны Юстиниана на Западе закончились. в том же году была издана Юстинианом т.н. Прагматическая санкция, возвращавшая крупным римским землевладельцам в Италии их земли, некогда отобранные остготами. Если в «материковой» Византии Юстиниан боролся с крупными частными собственниками, то в только что отвоеванной Италии византийская власть видела в них опору своего влияния. Документ также должен был способствовать экономическому восстановлению Италии, чье хозяйство пришло в запустение за 20 лет остготской кампании.
Что касается Рима, то он давно утерял статус большого города и его значение было скорее символическим. Однако многократные штурмы и захваты во время остготской войны еще больше поспособствовали его запустению. Теперь он окончательно превратился в город монастырей и резиденцию римского епископа, а центром византийской Италии надолго стала Равенна. Впрочем, в этом не было ничего нового. Город на северо-востоке полуострова, расположенный среди болот и защищенный ими от шальных варварских набегов, был реальной столицей поздней Западной Римской империи. В Равенне располагался центр остготского государства, и там же обосновались византийцы. За время византийского господства она обрела новую жизнь и помимо выполнения политических и военных функций стала средоточием византийской культуры в Италии. Когда в середине VIII в. византийцам (ромеям) пришлось эвакуироваться из Равенны, влияние византийской культуры еще несколько веков сказывалось на ее северном соседе — Венеции.
В конце 550-х гг. Империи пришлось в очередной раз столкнуться с серьезными опасностями на Балканах. В 558 г. впервые у византийской границы на Дунае появились авары. По всей видимости, силы аварского каганата были достаточно ограничены, так как вместо немедленных военных действий они предпочли отправить посольство в Константинополь. Послы аварского кагана Баяна испросили у Юстиниана разрешения расселить свой народ внутри византийских границ на условии защиты Империи от нашествия других варваров — таких же кочевых орд, как и сами авары, — что продолжали свое движение по Евразии, двигаясь на Запад из своеобразного «этнического вулкана», эпицентр которого находился, вероятно, на территории северного Китая.
Не успела Империя договориться с аварами, как через год, в 559 г., у ее границ оказались болгары и славяне. Болгарский хан Заберган захватил всю Фракию и оказался у стен Константинополя. Защиту столицы возглавил Велизарий, и штурм прекрасно укрепленного города оказался кочевникам не под силу. После безуспешного штурма болгары и славяне попали в устроенную им византийской армией западню, однако Юстиниан решил их великодушно пощадить, — вероятно, чтобы избежать капризного поворота военной удачи. На этот раз опасность миновала. С самыми серьезными проблемами славянского нашествия и расселения их на Балканах Империя столкнулась в VII в., кризисном для нее во всех отношениях. Но уже здесь выявилась вся уязвимость византийского могущества: Юстиниан вел победоносные войны в северной Африке и Испании, а в это время сердце Империи — Константинополь — мог подвергнуться смертельной опасности. Это было связано как с его уязвимым географическим положением, так и с демографическим напором и миграциями кочевых народов. Империя не была стабильной, это заставляло ее правителей, политическую элиту и народ находиться в состоянии постоянной концентрации сил, что позволило государству прожить более тысячелетия.

Церковь Сан-Витале. Интерьер. Равенна. 526—547 гг.
Церковь Сан-Витале.

Интерьер. Равенна. 526—547 гг.

В 562 г. Империя заключила мир с Персией на 50 лет, который завершил эпоху продолжительных конфликтов, начавшихся в 540 г., когда персидский царь Хосров Ануширван воспользовался проблемами Юстиниана на Западе и нарушил «вечный мир» 532 г. В 540 г. Персия захватила Сирию и разорила Антиохию, однако благодаря вмешательству того же Велизария Империи удалось вернуть утраченную провинцию. Конфликт так или иначе тянулся до начала 560-х гг., когда обе стороны уже утратили возможность его продолжать. Благодаря историку Менандру мы знаем подробности переговоров и мирного договора 562 г. Византия вновь брала на себя обязательство платить Персии серьезную ежегодную дань. При этом Юстиниан добился у Хосрова религиозной терпимости для персидских христиан, хотя и с запретом на дальнейшую христианскую миссию в его стране. Что было очень важно для византийцев, так это согласие персов очистить Лазику — область на юго-востоке черноморского побережья. Таким образом Персия лишалась права участвовать в политических и торговых делах Византии на Черном море.
Блистательная и противоречивая эпоха Юстиниана Величайшего (как льстиво титуловали его современники) завершалась. В марте 565 г. скончался Велизарий, с именем которого были связаны многие военные успехи той эпохи. А в конце того же 565 г. в возрасте более 80 лет умер Юстиниан, чья надежная помощница и вдохновительница императрица Феодора скончалась еще в 548 г.

4
Итоги величия

С эпохой Юстиниана многие историки связывали максимальный расцвет византийской культуры и могущества государства. После Константина Великого, легализовавшего христианство, Юстиниан является, быть может, самым известным восточно-римским (византийским) императором.

Церковь Сан-Апполинаре ин Классе. Интерьер. Равенна. VI в.
Церковь Сан-Апполинаре ин Классе.

Интерьер. Равенна. VI в.

Эпоха Юстиниана стала тем временем, когда христианская культура прочно заняла место языческой, отголоски которой еще давали о себе знать. В 553 г. в Константинополе прошел уже V Вселенский собор, хотя только в 529 г. была закрыта языческая Академия в Афинах. Храм Святой Софии в Константинополе и мозаики Равенны являются свидетелями того, какой высоты достигало в то время христианское искусство. в греческой литературе появляются новые жанры, ранее неизвестные. Так, например, именно в первой половине VI в. в Сирии, а затем в Константинополе жил Роман Сладкопевец, обогативший византийскую литургическую поэзию жанром кондака. О значении Кодекса Юстиниана в истории права уже было сказано выше.
Что касается завоеваний Юстиниана и его идеи восстановления границ Римской Империи, то здесь все не так однозначно. С одной стороны, завоевания Юстиниана были успешны, и целый ряд западных областей был на какое-то время вырван из рук варваров. Но при этом различие между Западом и Востоком некогда единой Империи было уже настолько велико, что основной силой поддержания византийского господства была армия, и как только эта сила шла на убыль, то власть империи сменялась властью варварских королевств. Дольше всего в руках Империи оставалась южная Италия, где все-таки большинство населения говорило на греческом языке. Во всех остальных областях социальная база византийской власти была невелика, а традиционные области Византийской империи находились на Востоке. В свете этого — был ли прав Юстиниан, затрачивая колоссальные человеческие, материальные и временные ресурсы на воссоединение с Западом? Многие историки отвечают на этот вопрос отрицательно. Возможно, говорят они, Юстиниан был прав, исходя из традиционных интересов Римской империи, но не из насущных проблем Византийского государства. При этом отношения с восточными провинциями в эпоху Юстиниана обострились, что было вызвано его политикой, направленной на подавление монофизитов, учение которых было распространено как раз в Египте, Сирии и Армении. После смерти Юстиниана западные области постепенно начали отпадать от Империи, в то время как государственная казна была опустошена многолетними войнами, а также повсеместным грандиозным строительством.
Преемники Юстиниана получили в наследство великое государство, однако все конфликты, противоречия и проблемы в нем еще более обострились. Наследники великого императора не всегда могли найти для них приемлемое и верное решение.

5
Преемники Юстиниана
(565—610)

После смерти Юстиниана его эпоха продолжалась еще приблизительно 50 лет. Когда в 610 г. престол оказался в руках Ираклия, то наступило совсем иное время в жизни Византийской империи, начался не календарный — настоящий VII век. Преемниками Юстиниана были Юстин II (565—578), Тиверий II (578—582), Маврикий (582—602) и Фока (602—610). Пожалуй, основными событиями этого полувека в жизни Империи были продолжавшиеся войны с Персией, борьба со славянами и аварами на Балканах и лангобардское нашествие на Италию. В области управления Империей большое значение имело образование двух экзархатов на Западе — в Равенне и Карфагене. В религиозной политике власти продолжали придерживаться православной доктрины. Уже из этого краткого перечня видно, что основные проблемы того времени были унаследованы от царствования Юстиниана.
Достаточно продолжительное время правления Юстина II, казалось, стало периодом потерь по всем внешним направлениям, на которых Юстиниан смог чего-то достичь. В 568 г. началось вторжение лангобардов в северную Италию. Они были одним из германских племен, исповедовавших арианство. Позже по их имени была названа североитальянская провинция — Ломбардия. Византийская власть прочно держалась только в Равенне, так что ее лангобарды обошли стороной. Не смогли они также взять Рим — и устремились на юг полуострова. За короткое время две трети Италии оказалось в руках германцев.
Решение проблем административного управления и защиты западных анклавов Империи было найдено при императоре Маврикии. В 592 г. были созданы два экзархата — в Италии, с центром в Равенне, и в северной Африке, с центром в Карфагене. В этих новых образованиях применили новый принцип — совмещение в руках одного правителя — экзарха — гражданской и военной власти. Гражданские чиновники продолжали существовать, но они подчинялись военной администрации. Позже, в VII в., гражданская власть исчезла вовсе. Подобная система возникла в силу постоянной военной угрозы и удаленности от центра государства обширных провинций, когда в случае опасности требовалась быстрая реакция и единство в действиях власти. В руках экзарха сконцентрировалась вся власть — военная, гражданская, а также финансовый и судебный контроль. Начиная с VII в. нечто похожее начало складываться на всей территории Византии и положило начало системе фем. Экзархи были по своему положению фактически независимыми правителями, и в их владениях им подобало воздавать царские почести. Связывало их с Империей лишь постоянное ожидание ситуации, когда могла потребоваться военная помощь из «материковой» части государства.

Добрый пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Пладиадии. Церковь Сан-Витале. Равенна. Сер. V в.
Добрый пастырь

Мозаика мавзолея Галлы Пладиадии.
Церковь Сан-Витале. Равенна. Сер. V в.

В отношениях с Персией Юстин II попытался переиграть своего дядю — и отказал в уплате ежегодной дани. Этому способствовали надежды на координацию действий против Персии с тюркским каганатом. Но прочного союза не получилось, и только император Маврикий смог добиться перевеса в сторону Византии. Воспользовавшись борьбой за власть в Персии, Маврикий оказал одному из них поддержку — будущему шаху Хосрову II Парвезу (590—628) в обмен на выгодный для Византии договор. Так, в 591 г. Византия официально прекратила платить Персии ежегодную дань, ей была уступлена восточная Месопотамия с городом Дара, а главное — Персия отказывалась от большей части персидской Армении. Понятно, что такой успех оказался обусловлен внутренними проблемами персидского государства, а не объективным перевесом сил в пользу Византии, но все же это был ощутимый результат после почти векового преимущества Персии в приграничных конфликтах. Следующий виток конфликта, начавшийся при Фоке, завершился уже при императоре Ираклии.
Во второй половине VI в. продолжились набеги славян и аваров на Балканы. В 599 г. они вновь оказались у стен Константинополя. Армия не всегда могла справиться с кочевниками, но даже когда успех оказывался на стороне византийцев, инфильтрация варваров в балканские владения Империи продолжалась. Одни группы селились с разрешения властей, другие — оставались в силу военной удачи, третьи — проникали незамеченными. В результате всего этого в VI—VII вв. произошли значительные изменения в демографии Балкан, так что до сегодняшнего дня многие гидронимы и топонимы даже южной части полуострова имеют славянское происхождение.
Эпоха преемников Юстиниана завершилась событиями 610 г., когда народное недовольство императором Фокой поддержал экзарх Африки, а также власти византийского Египта. Когда флот восставших под командованием Ираклия — сына карфагенского экзарха — подошел к Константинополю, то Фока бежал, а народ перешел на сторону Ираклия, провозглашенного императором. Начался новый период византийской истории, с новыми проблемами и новыми попытками их решения.

Александр ЗАНЕМОНЕЦ

TopList