РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Материал
может быть использован на уроках по темам
«Римская империя», 5-й класс, и
«На заре средневековой истории», 6-й класс. |
|
Введение
В представлении большинства наших
современников Византия — странное, малопонятное
государство, которое возникло так же неожиданно,
как и исчезло. Единственное, что о нем доподлинно
известно, — его подданные исповедовали
православное христианство, ведь именно
благодаря им более тысячи лет назад была крещена
Киевская Русь. Один мой американский знакомый,
узнав, что я занимаюсь Византией,
поинтересовался, не могу ли я за десять минут
рассказать о ней в общих чертах. Вряд ли я смог
вполне удовлетворить его интерес, хотя бы потому,
что Византийская империя просуществовала более
десяти веков…
Для академического мира Византия тоже долгое
время представлялась маргинальным явлением: в
XVIII в. английский историк Гиббон воспринимал
ее как продолжение истории «упадка и падения»
Римской империи. Мнение Гиббона — типичное
выражение «академического снобизма», но также и
того, что Византия не вмещалась в границы
представлений о культурном пространстве той
эпохи. Но, видимо, хорошо же то разрушающееся
государство, у которого на это уходит целое
тысячелетие и по ходу которого оно продолжает
оставаться одной из ключевых держав
средневекового мира. Любое современное
государство могло бы ему позавидовать.
В смысле государственного устройства Византия в
самом деле была преемницей Римской империи,
вернее сказать — ее восточной, по преимуществу
грекоязычной половины. Эта римская
государственность была скреплена христианской
верой. И как раз этот синтез римской
государственности, греческой культурной
традиции и христианства дал миру Византию.
Византийская империя просуществовала с 330
(другая возможная дата — 395 г.) по 1453 г.,
нередко переживая кризисы и сокращаясь в
размерах. При этом ее религиозное и культурное
влияние выходило далеко за пределы границ
империи и, безусловно, пережило 1453 г. — год
захвата Константинополя турками-османами. Это
обстоятельство дало возможность британскому
византинисту русского происхождения Дм.
Оболенскому говорить о наличии византийского
содружества, охватывавшего целый ряд стран
Восточной Европы и имевшего скорее
цивилизационно-религиозный, нежели
государственный характер. Киевская, а затем и
Московская Русь была непосредственной
участницей этого содружества.
Ниже речь пойдет о расположении и населении
Византийской империи, о формировании и начальных
этапах ее развития, о ее культурном и
государственном преемстве.
1. Географические условия
Говорить о границах как Римской, так и
Византийской империи достаточно сложно, так как
почти всегда можно было проследить существенное
различие между реальным положением дел и, так
сказать, идеей границ государства. В сознании
римлян и византийцев его рубежи должны были
совпадать с пределами обитаемого мира — ойкумены.
Это имело вполне конкретное значение и
соответствовало максимальному расширению
римского государства — эпохе императора Траяна
(98—117) после его компании против Дакии. В теории
под властью византийских императоров,
мыслившихся в качестве преемников римских,
находились совершенно гигантские пространства.
На Западе границы империи проходили по северу
Англии, по Рейну в Германии, захватывали нынешнюю
Францию, Испанию, конечно же Италию, весь
обитаемый север Африки вплоть до пустыни. На
Востоке граница шла по Дунаю, включая весь
Балканский полуостров, далее — юг Крыма, ряд
прибрежных территорий Кавказа, часть Армении,
Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет.
|
Император Константин
и его мать Елена
Миниатюра из Евангелия XII—XV вв.
Византия |
Все они воспринимались как законные
составляющие части империи. В византийскую эпоху
лишь при императоре Юстиниане (VI в.) границы
хоть как-то напоминали описанную картину. Но это
был единичный случай удавшейся на короткое время
византийской реконкисты. В остальные же эпохи
границы империи соответствовали в лучшем случае
восточной половине Римского государства. Итак,
Византия — это Восточная Римская империя. Это
означает, что в нее входили Балканы, Малая Азия,
часть Армении, Сирия, Палестина, Египет, а Черное
море временами превращалось во
внутривизантийское озеро.
Такая гигантская протяженность территории
создавала невероятное разнообразие ландшафта.
Относительно всех частей страны с уверенностью
можно сказать лишь то, что повсюду очень важным
фактором было присутствие моря, которое имело
как экономическое, так и транспортное и
культурное значение. Именно море, как и в древние
времена, являлось основным путем, соединявшим
зачастую даже близкие друг к другу регионы, не
говоря уже об отдаленных. Центром Византийской
империи был Константинополь, или Новый Рим, как
его назвали изначально. Его расположение очень
подходило для того, чтобы стать столицей такого
разноликого государства: город располагался на
берегах Босфора — пролива, который соединял
Черное море со Средиземным, а Европейский
континент — с Азией. Константинополь в самом
деле был мостом, соединившим различные миры.
Теперь подробнее о различных регионах империи.
Сразу возникает вопрос — с какой из частей
начать, так как в различные эпохи они имели
разное значение. Казалось бы, Византия была
страной греческого языка и культуры, так что
первым делом стоит говорить о Балканах —
центре расселения греков. Но при этом Балканы в
Византийскую эпоху почти всегда были провинцией,
а некогда великие греческие города — такие, как
Афины, Коринф, Спарта, — превратились в
незначительные провинциальные центры, если не
исчезли вовсе. Опорной территорией являлась
скорее Малая Азия, потеря которой в свое время
будет означать начало конца всего государства.
Но возможно, эта роль была в первую очередь
обусловлена ее стратегическим значением.
(Интересна параллель с нашим временем: некогда
могучая Османская империя, положившая конец
Византии и расположившаяся на ее землях, сегодня
сократилась до размеров относительно небольшой
Турции, опять-таки расположенной в Малой Азии.)
Если городское население византийской Малой
Азии было греческим, то «на земле» жили
по-преимуществу автохтонные варварские народы.
Что касается действительно крупных городских
центров, то, помимо самой столицы, в первые века
жизни Византии ими оставались старые центры
римско-эллинистического мира — Антиохия, Берит
(Бейрут), расположенные в Сирии, и Александрия в
Египте. Когда в VII в. эти районы страны будут
захвачены арабами-мусульманами, империя
переживет тяжелейший кризис, из которого выйдет
уже в значительной степени иным государством…
Остановимся подробнее на описании географии
каждого из указанных регионов, идя как бы по
часовой стрелке — от Балкан к Египту, а в конце
скажем и о столице империи — Константинополе.
|
|
Диоклетиан
(240—316 гг. н.э.) |
Аркадий
(ок. 377—408 гг. н.э.) |
Балканы. Этот регион можно считать
колыбелью греческого народа и его культуры, и
хотя бы поэтому его значение для Византийской
империи было очень велико. Географически Балканы
являются пересеченной местностью, так как
большую часть суши занимают горы, отделяющие
равнинные пространства друг от друга. Это очень
затрудняло прямые контакты между регионами, даже
если они находились близко друг к другу. В
древности такая отделенность одной области от
другой способствовала возникновению разных
диалектов внутри единого греческого языка,
разных особенностей быта, образа жизни, культуры.
Позже различные диалекты станут нормативными
для разных жанров древнегреческой литературы.
|
|
Феодосий II Младший
(401—450 гг. н.э.) |
Марциан (Маркиан)
(ок. 390—457 гг. н.э.) |
К началу византийской эпохи контакты
между областями Балкан осуществлялись, конечно
же, легче, нежели в древности, однако
обособленность регионов и преимущества именно
морского сообщения по-прежнему оставались.
Свидетельством этого является то, что основные
города Балканского полуострова были в первую
очередь морскими портами, а не центрами
региональной интеграции. Это отдаляло их друг от
друга, однако вместе с тем превращало в часть
великого целого — мировой империи. Если в
античности и в эллинистическую эпоху основными
городами на Балканах были Афины, Спарта, Коринф,
отчасти Пелла, то в византийскую эру старые
города теряют свое былое значение. В основной
центр превращается новый город — Фессалоника,
который после потери Византией Ближнего Востока
становится вторым городом империи после
Константинополя. Помимо этого еще с римских
времен возрастает роль не собственно Греции, а
северных Балкан. Здесь важное опорное значение
имели Диррахий (позже превратившийся в
славянский Дубровник), Сердика, Адрианополь и
города балканского Причерноморья — Анхиал,
Одесс, Томы.
Население ранневизантийских Балкан было
достаточно пестрым. Юг полуострова населяли
греки, тогда как север — различные варварские
народы, в той или иной степени подвергшиеся
эллинизации (македонцы, фракийцы) или
латинизации (иллирийцы, даки). В V—VI вв.
Балканский полуостров испытал нашествие
гуннских племен и, главным образом, славян.
Славяне дошли до самого юга полуострова, однако
там они постепенно были ассимилированы
греческим населением, тогда как на севере
создали целые славянские государства, некоторые
из которых, так или иначе, существуют до
сегодняшнего дня.
|
Феодосий I Великий
(ок. 346—395 гг. н.э.) |
В культурном смысле Балканы были
разделены не только на юг с греческим населением
и север с варварским, но и на области с
преобладанием греческой или римской культуры.
Северо-запад полуострова (Иллирик, Дакия)
находился под сильным латинским влиянием, что
позже привело к борьбе Римского и
Константинопольского епископов за церковную
юрисдикцию над этой территорией.
Административно Балканы также были разделены.
Большая часть полуострова составляла префектуру
Иллирик, тогда как Фракия (на северо-востоке
полуострова), европейские пригороды
Константинополя и часть греческих островов
относились вместе с остальными областями
империи к префектуре Восток.
Малая Азия была в значительной степени
основанием Византийской империи. Сегодня этот
регион — Турция — является тем ядром, которое
осталось от некогда огромной Османской империи,
возникшей на развалинах Византии. В отличие от
Греции Малая Азия — компактная материковая
территория, примерно в два раза превышающая
площадь Балканского полуострова. Основные
географические различия внутри области — между
побережьем и материком и между равнинными
частями страны и преобладающим горным
ландшафтом.
|
|
Лев I Макелла
(ок. 400—474 гг. н.э.) |
Зинон (Зенон)
(?—491 гг. н.э.) |
Население Малой Азии еще с античных
времен распределялось следующим образом:
греческое население — в городах всех трех
побережий (особенно на берегах Ионийского моря) и
«варварские» племена — внутри полуострова. В
основе большинства главных городских центров
были древние греческие колонии — Эфес, Милет,
Смирна, Пергам, Амастрида, Синопа, Трапезунд и т.д.
Из негреческих племен в Малой Азии жили лидийцы,
фригийцы, галаты, исавры. Значительный процент
населения составляли армяне, как жившие
собственно на армянских территориях на востоке
Малой Азии, так и разбросанные по разным городам
региона. Как это ни удивительно, но греческое и
армянское население было большинством в Малой
Азии чуть ли не до начала XX столетия. Не говоря
уже о том, что этнически современные турки в
очень значительной степени эллинизированы.
|
|
Василиск
(?—477 гг. н.э.) |
Анастасий I Дикор
(430—518 гг. н.э.) |
К Малой Азии были близки самые северные
и суровые области империи — южный Крым и Кавказ,
где византийское влияние также опиралось на
греческие города, некогда являвшиеся
выведенными из митрополии колониями. Некоторые
исследователи считают, что мечтой византийцев
было превращение Черного моря в византийское
озеро, но в полной мере эта мечта так и не сбылась.
В Причерноморье непосредственное влияние
Византии и православия нередко не простиралось
дальше хоры (предместий) греческих городов, а
остальное основывалось на договоренностях с
соседними народами и государственными
образованиями. Северное и восточное
Причерноморье в то время являлось своего рода
«византийской Сибирью» — именно туда ссылали
самых опасных нарушителей государственного
порядка. Крым, Кавказ и Болгария были для
византийцев «страной, где никогда не бывает
лета», как писал об этом один византийский
епископ.
Что касается Сирии (отчасти Палестины) и Египта,
то в свое время это были наиболее значимые
государства эллинистического мира — Селевкидов
и Птолемеев. В римское время здесь сохранился
грекоязычный характер культуры, при том что
появилась небольшая прослойка носителей
латинского языка. Похоже, что эти регионы наравне
с Малой Азией в первые века н.э. были также
областями наиболее широкого распространения
христианства. Греческая культура находила себе
прибежище исключительно в городах, в то время как
сельская местность с ее семитским населением
оставалась далекой от греческой образованности.
|
Константин I Великий
(ок. 285—337 гг. н.э.) |
Все это имело далекоидущие
последствия: города Ближнего Востока были одними
из основных очагов византийской культуры —
Антиохия и Александрия, Тир, Берит, Кесария,
Скифополь, Газа. В экономическом отношении
Египет долгое время являлся житницей империи. Но
при этом в провинции Сирии-Палестины и Египта
зрело недовольство чуждым эллинистическим
(византийским) миром. В Египте, например, это
выражалось в противостоянии коренных
египтян-коптов грекам — сначала как
противостояние христиан язычникам, а позже,
когда многие из греков также обратились к новой
религии, это стало противостоянием
христиан-монофизитов христианам-православным…
В итоге в первой половине VII в. эти страны были
для империи потеряны: местных жителей, которые
поддержали персов, а затем и арабов против
говорящего по-гречески константинопольского
императора, оказалось слишком много.
Если говорить об империи в целом, то на начальном
этапе ее территория превышала 750 000 кв. км,
а население исчислялось несколькими десятками
миллионов жителей. И это были самые разные народы
и племена, жившие на очень разных в
географическом и экономическом отношении
территориях. Но они были объединены
государственной вертикалью и, пусть иногда
поверхностно, греческой культурой и
христианской верой.
В центре этого мира находилась столица
империи — Константинополь. Находясь в прямом
смысле слова на стыке европейского и азиатского
континентов, Константинополь был самый большой,
самый богатый, роскошный и просвещенный город
позднеантичного и средневекового мира. Однако о
том, каким образом возникла и что именно
представляла собой столица Византийской
империи, мы скажем ниже.
2. Разделение Римской империи
После смерти императора Феодосия I в январе
395 г. Римская империя была официально
разделена на две части: на Западную и Восточную
Римские империи. Императором восточной части
становится Аркадий Флавиан. С этого момента
формально начинается история Византийской
империи. Впрочем, для самих византийцев (как и для
многих исследователей) история собственно
Византии началась с равноапостольного
императора Константина Великого (306—337),
положившего начало превращению христианства в
господствующую религию и основавшего новую
столицу.
Идея или даже, скорее, необходимость разделения
огромной Римской империи возникла задолго до
императора Константина и основания
Константинополя. Достигнув вершины своего
могущества и территориального расширения,
Римское государство начало разрушаться под
бременем собственного величия и размеров.
Особенно очевидным это стало в III в. н.э., когда
все государство было потрясено продолжительным
политическим, экономическим и военным кризисом.
Причин для беспокойства было немало. Одной из
больших проблем стала сложность управления
огромной территорией. Изначально империя была
государством, созданным одним городом для своих
граждан. Экспансия Рима основывалась
исключительно на силе его легионов. Со временем
стало ясно, что государство не может
существовать лишь на военной мощи и
«пассионарности» относительно небольшого числа
полноправных граждан. Государство искало
расширения собственной социальной базы, а все
новые и новые регионы (начиная с Италии)
превращались из завоеванных территорий в
полноценные его части. При огромной
протяженности страны и постоянном усложнении
бюрократической системы управление ею из одного
центра — Рима — становилось все более и более
сложным. Теперь речь шла уже не об одном лишь
управлении армией, а регионы империи — особенно
север и восток — оказались слишком далекими от
столицы, чтобы можно было хотя бы контролировать
действия местных властей. В конце III в. это
приведет к административной реформе римской
бюрократической монархии при императоре
Диоклетиане и к созданию той системы, которая
будет напоминать разделение империи на Западную
и Византию.
Административная проблема была непосредственно
связана с проблемами экономического порядка.
Античная цивилизация была с самого начала
городской. В ее основе лежал полис — город со
свободными гражданами. С конца II в. города
Римской империи начинают клониться к упадку.
Сокращалось ремесленное производство, торговля,
население. Уменьшалась сама численность городов.
Многие жители небольших городов переезжали в
мегаполисы. Экономика отчетливо приобретала
аграрный характер. После кризиса III в.
империя стала скорее не государством полисов, а
сообществом крупных землевладельцев. Понятно,
что работы в латифундиях основывались в
значительной мере на рабском труде, в то время
как сами источники его пополнения были уже
невелики из-за прекращения победоносных военных
кампаний. Особо важно то, что экономический
кризис постиг в первую очередь западную часть
империи, тогда как грекоязычная восточная в
большей степени продолжала оставаться городским
обществом свободных людей. Восток также был
объят кризисом, однако его разрушительная сила
была несравнима с той, которую испытали западные
провинции и Италия. Если на западе огромная
латифундия могла оказаться экономически
самодостаточной, а ближайший к ней город мог
превратиться в село, то на востоке именно города
сохраняли значение ремесленных центров, а для
многих из них главным по-прежнему была торговля
на морских или сухопутных магистралях.
Что касается военного положения империи, то
она со II в. переходит от расширения границ к
их защите. На востоке главным многовековым
конкурентом Рима являлось Персидское
государство, с которым был достигнут
определенный баланс сил, нарушенный лишь с
появлением ислама и арабскими завоеваниями в
VII в. Запад опять-таки оказался в более тяжелом
положении из-за великого переселения народов,
в конце концов разрушившего Западную Римскую
империю. Постоянные набеги все новых и новых
варварских племен приводили к прорывам
пограничной обороны и поселению их на территории
империи. На борьбу против них у истощенного
запада уже не хватало сил.
С именем императора Диоклетиана (284—305) связано
некоторое восстановление Римской империи в
конце тяжелого III в. Среди прочего
Диоклетиан установил систему так называемой тетрархии,
или четверовластия. Она состояла в том, что
римский император должен был иметь соправителя с
таким же титулом, который находился бы на востоке
государства. Каждый из императоров имел по
одному соправителю, со временем заменявшему
своего начальника. Это было фактическим
разделением империи на две или даже на четыре
части, но с попыткой сохранить общую
государственную элиту. Что касается самого
Диоклетиана, то он, следуя изобретенной им
концепции, в самом деле отошел от дел, оставив
власть соправителю. В конце жизни этот
могущественный государь занимался тем, что сажал
капусту в своем поместье близ Диррахия… Если что
и осталось от идеи тетрархии, так это осознание
того, что управлять единой империей больше
невозможно и что она должна быть разделена на две
части — на восток и запад. Более конкретные
очертания этому придал один из преемников
Диоклетиана — император Константин.
Константин, позже названный Великим и
равноапостольным, положил начало обособленному
существованию Восточной Римской империи тем, что
перенес столицу на восток. 11 мая 330 г. город был
освящен и назван Новым Римом или
Константинополем. День 11 мая на много веков
станет «государственным праздником»
Византийской империи. Место для нового города
было выбрано очень удачно — он был основан на
холмистом полуострове между Босфором и Золотым
Рогом, на стыке Европы и Азии и на пересечении
торговых путей из Черного моря в Средиземное.
В течение сотен лет на этом месте существовала
небольшая мегарская колония Византий (по имени
которой итальянские гуманисты позже дадут
«научное» название самой империи), однако новая
столица мыслилась не как продолжение этого
небольшого города. Она должна была стать именно
Новым Римом, но христианским и основанным там,
где отныне империя могла иметь будущее.
Константинополь стал настоящей столицей уже при
императоре Константине, хотя при нем империя еще
не была поделена на две части (практика
тетрархии, приведшая к гражданским войнам,
осталась в прошлом). Город строился по
определенному плану, и при Константине возникли
крепостные стены, были проложены улицы,
возведено множество общественных построек —
сенат, императорский дворец, храмы, ипподром,
форум, акведуки, портики. Вместе с императорским
двором в Новый Рим переехало немало сенаторских
семей, т.е. высшей аристократии империи. Если
говорить о том, кто переезжал в Константинополь,
а кто оставался в Ветхом Риме, то в первую
очередь разделение проходило по религиозному
принципу — Рим остался языческим городом, а
Константинополь создавался как христианская
столица. Конечно, многие из константинопольских
аристократов в реальности были новой служилой
элитой. Большое количество богатых и родовитых
семей стимулировало приток в новый город простых
людей и придавало ему обаяние настоящей столицы.
Еще при Константине там были выстроены десятки
домов знати и вилл. Достаточно быстро
первоначальные границы оказались тесными для
динамически развивающегося города, и в V в.
императоры занялись серьезным его расширением.
Так называемые Стены Феодосия (по имени
императора Феодосия II (408—450)), начатые в
413 г., навсегда остались формальной границей
Константинополя, конечно же, весьма
превзойденной в реальности.
После смерти императора Константина империя еще
несколько десятилетий будет формально
оставаться единым государством. Умирая,
Константин завещал власть трем своим сыновьям и
двум племянникам, однако в 353 г. римский мир
вновь объединил сын Константина Констанций.
Последним императором единой Римской империи
стал Феодосий I (379—395), еще при жизни которого
два его сына были провозглашены императорами —
старший, Аркадий, для Востока, и младший, Гонорий,
для Запада. Интересно, что резиденцией Гонория
считался Медиолан (Милан), а не Рим: из этого факта
можно представить ту степень запустения, в
которой находился тогда Вечный Город. С тех пор
империя больше не объединялась под властью
одного императора. При этом для современников
она оставалась по сути единой. В обеих частях
государства действовали прежние законы, новые
выходили за подписью обоих императоров.
Сохранялась старая римская система двух
консулов — теперь один из них назначался на
Западе, а другой — на Востоке. По именам этих
консулов обозначался год на всей территории. И
так продолжалось до 476 г., когда пал Рим и
империя вновь «объединилась» под властью одного
императора — того, который находился в
Константинополе.
Окончание следует
Александр ЗАНЕМОНЕЦ |