Рождение Империи

Окончание. Начало см. в6/2004

Материал может быть использован на уроках по темам
«Римская империя», 5-й класс, и
«На заре средневековой истории», 6-й класс.

3. История выживания. V век

В истории Византии, а также и Западной Римской империи, определенным этапом является V век. Если до 395 г. империя была единой, то после смерти императора Феодосия начинается этап раздельного существования двух государств. Для Западной империи V век оказался трагическим веком, поскольку он стал для нее последним. В 410 г., впервые за всю свою историю, Вечный Город был взят вестготами под предводительством Алариха, однако подлинным концом оказался 476 год, когда Рим вновь был взят Одоакром. Для Восточной Римской империи V век мог оказаться столь же печальным, как и для Западной. Несколько раз Константинополю грозил захват от тех же самых варваров, которые захватили и разрушили Рим. Но Византийская империя выжила. Для нее V век стал периодом выживания, но не гибели. В начале VI в. ситуация изменилась и начался, быть может, самый успешный период истории Византии — эпоха императора Юстиниана.

Фрагмент мозаичного пола Большого императорского дворца в Константинополе. Первая половина V в.

Фрагмент мозаичного пола
Большого императорского дворца
в Константинополе.

Первая половина V в.

В V в. самой серьезной проблемой Византийской империи были взаимоотношения с варварскими народами. С соседями общаться всегда сложно, и византийцы это хорошо знали во все периоды своей истории. Но в V в. «варварская проблема» особенно обострилась в связи с продолжавшимся процессом переселения народов. Европа наводнялась новыми и новыми ордами кочевников, переселявшихся в поисках пастбищ и пропитания, и зачастую теснимых с тыла новыми наступающими народами. По этой причине победа римского оружия над одним из племенных союзов совершенно не означала окончательного устранения опасности. Борьба с варварами отличалась от борьбы и войн с более устойчивыми противниками (например, Персией), которые были предсказуемы и достаточно хорошо изучены. Помимо собственно военных действий римляне и византийцы если не просто подкупали тех или иных варварских вождей, то приводили в действие все свое дипломатическое искусство, чтобы натравить одни племена на другие или поставить некоторые из них на службу империи. Таким образом происходила варваризация армии и легальное заселение приграничных территорий варварскими племенами. Через армию пришельцы легко проникали и в элиту византийского общества. Нередко дружба с ними «покупалась» достаточно легко, хотя и за большую плату, но не будучи основанной на объективной общности интересов, могла так же быстро расстроиться.
Другой важнейшей стороной жизни Византии в V в. был тот факт, что это было общество официально восторжествовавшего христианства. Для Церкви кончилась эпоха гонений и мученичества (в той исторической ситуации), и христиане смогли себе позволить заняться формулированием вероучительной системы, а также борьбой с ересями. В V в. прошло два Вселенских собора — Эфесский в 431 г. и Халкидонский в 451 г., на которых были осуждены две очень серьезные и распространившиеся ереси — несторианство и монофизитство. Они проявились не только в богословских дискуссиях, но и в общественных движениях, имевших для империи серьезные последствия. Впрочем, обо всем, что связано с Церковью, мы будем говорить ниже.
Первые годы раздельного существования двух частей Римской империи, как уже говорилось, были наполнены бурными событиями, связанными с готским нашествием. После смерти императора Феодосия в 395 г. вестготы, не получив обычных богатых даров из Константинополя, избрали себе нового вождя по имени Аларих. Одновременно с этим в качестве ответа на «антиварварскую» политику новых властей Константинополя подняли восстание союзные готские гарнизоны во Фригии во главе с Трибигильдом. Осенью 395 г. Константинополь выдержал осаду со стороны армии готов при помощи того, что в будущем часто будет сопутствовать византийским военным успехам — дипломатических интриг. Префект византийской столицы Руфин (сам из варваров) уговорил осаждавших отойти от стен Константинополя и… направиться в Рим. На том этапе подобная хитрость не говорила о противоречиях между Римом и Константинополем, просто она была единственным способом убедить варваров. Таким образом, в первом разрушении Вечного Города сыграло некоторую роль и «византийское коварство».
Но снятием осады с Константинополя дело не кончилось. В 396 г. готы успели разорить Афины и Коринф. Ради смягчения врагов император Аркадий вновь попытался инкорпорировать часть готской элиты в византийскую: в 398 г. Алариху был пожалован титул magister militum per Illyricum, таким образом часть готской армии формально превратилась в византийскую. При этом уже значительную часть настоящей византийской армии составляли готы, а ее фактический глава происходил из готов и носил имя Гайна. Это было следствием давней римской политики — защищаться от одних варваров с помощью других. Однако нередко это имело и другие последствия. Так, Гайна поднимает в 399 г. восстание в Малой Азии против центральной власти. Возможно, Византия не переродилась в готское варварское королевство благодаря народному возмущению в Константинополе против варварской военной верхушки, произошедшему в июне 400 г. Существенную роль здесь играл и религиозный момент — готы были арианами, а византийцы — православными. Поэтому возмущение имело также характер защиты истинной веры. В итоге готская опасность было устранена, но при этом она в значительной степени была «перенаправлена» на Западную Римскую империю.

Золотые ворота в Константинополе. IV в.
Золотые ворота
в Константинополе.

IV в.

В 402 г. соправителем императора Аркадия был объявлен его восьмимесячный сын Феодосий. В 408 г. после смерти Аркадия Феодосий формально становиться правителем империи. Вся первая половина столетия — до 450 г. — будет связана с его царствованием. Впрочем, пока Феодосий был ребенком, реальная власть находилась в руках его родственников или временщиков. А это никогда не способствует устойчивости государства. Перед смертью император Аркадий постарался обеспечить спокойствие хотя бы на одном из фронтов: он попросил персидского царя Йездегерда I (399—420) быть опекуном малолетнего Феодосия. Как ни странно, но такой способ умиротворения давнего противника в значительной мере удался: в правление Феодосия между Персией и Византией не было открытых военных конфликтов, а спорные вопросы удавалось решать с помощью компромиссов.
Что касается внешней политики, то здесь главной проблемой оставался все продолжающийся процесс переселения народов. В эпоху Феодосия II Византия столкнулась с опасностью со стороны гуннов, во главе которых в 434 г. стал Аттила, основавший в центральной и западной Европе настоящую гуннскую империю. К этому времени в варварских племенных объединениях постепенно начался процесс превращения их в государства. В том же 434  г. византийское правительство поспешило заключить с гуннами мирный договор, который должен был обезопасить пределы империи от их вторжений. Впрочем, язык варваров и язык византийской дипломатии имели мало сходства, и в 442 г. армия Аттилы вторглась на Балканский полуостров. В течение пятилетней войны было разорено множество городов в Иллирии и Фракии, и во избежание худшего Феодосий прибег к испытанному средству: договор, заключенный с гуннами в 447 г., на этот раз подкрепили огромными дарами со стороны империи. Византия попросту откупилась от гуннов, но это потребовало очень серьезного напряжения сил всей страны. Помимо подарков империя постаралась придать гуннской активности иной вектор — варварские армии отправились на запад. Но теперь вторжение гуннов на территорию Западной Римской империи противоречило не только интересам самого римского государства, но и тем варварам, которые уже успели поселиться на его территории. В 451 г. на Каталаунских полях в центральной Галлии произошла «битва народов» — одно из наиболее масштабных сражений поздней античности и последний серьезный успех римского оружия и дипломатии: римская армия вместе с союзниками разбили войско Аттилы. Через два года он умер, а его государство окончательно распалось.
Во внутренней жизни Византии эпохи императора Феодосия уже чувствовались происходившие изменения: она теряла черты поздней Римской империи и превращалась в иное государство. В начале века были построены новые стены Константинополя, город заметно разросся. В 425 г. в столице была основана высшая школа — университет, который должен был стать своего рода христианской параллелью афинской академии. Университет поддерживался государством, в нем была 31 кафедра с разделением на греческое и латинское обучение. Напомним, что примерно до середины VI в. латинский язык оставался в Византии государственным. Помимо школы в Константинополе важное значение имели академия в Афинах, богословские школы в Александрии и Антиохии, а также юридическая школа в Берите (Бейруте).
Эпохе императора Феодосия также принадлежит первая византийская кодификация римского права — кодекс Феодосия. Это было собрание всех римских законов, которые в то время действовали и сохраняли свою силу. В 438 г. кодекс был провозглашен как в Константинополе, так и в Риме, поскольку законодательство империи все еще было общим. Кодекс Феодосия был отражением как высокого интереса той эпохи к праву, так и необходимости прилагать старое законодательство к меняющейся реальности. В этом процессе работа юристов Феодосия не стала окончательной, однако она была необходимым этапом для того синтеза, который будет достигнут через сто лет — в эпоху императора Юстиниана.
В первой половине века начались христологические споры в богословии, приведшие к III Вселенскому собору в 431 г. и к IV — в 451 г. К этому времени, как уже упоминалось, относится возникновение несторианства и монофизитства. Эти споры до некоторой степени отражали отличия и противоречия между разными регионами империи — Египтом, Сирией и Константинополем.

База Египетского обелиска с изображением Феодосия и его семьи. Константинополь. Около 396  г.

База Египетского обелиска
с изображением Феодосия и его семьи.

Константинополь. Около 396 г.

После смерти Феодосия престол наследовал Маркиан — муж его старшей сестры. Интересно, что почти все императоры второй половины V в. — Маркиан (450—457), Лев (457—474), Зинон (474—491) — были людьми простого происхождения и выдвинулись по военной линии. Это пример того, что принято называть «вертикальной мобильностью» византийского общества: благородство происхождения не имело решающего значения, и каждый человек мог достичь высокого положения, вплоть до занятия императорского или патриаршего престолов. Династический принцип сложится на несколько веков позже по ходу феодализации византийского общества.
Император Лев (457—474) был офицером фракийского происхождения и фактически являлся ставленником Аспара — византийского полководца-алана, который прославился победами над гуннами. Но он вместе со своим окружением исповедовал арианство, что лишало его поддержки константинопольской верхушки и народа в качестве претендента на престол. Именно со Львом связано появление в Византии практики венчания на царство, осуществляемого патриархом. Впервые его совершили надо Львом, тогда как раньше главным было провозглашение нового императора армией и признание этого народом столицы. В Византии императорская власть начинает постепенно приобретать освященные новой религией сакральные черты. Император становится не просто олицетворением общественного договора, а «помазанником Божиим», в свою очередь стремящимся к самообожествлению. Это станет одним из оснований идеи своего рода симфонии — согласного существования Церкви и государства, когда они взаимно признают друг за другом разделение функций. В окончательном варианте эта концепция сформируется примерно через столетие — в судьбоносном VI в.
Будучи выдвинут варварской военной элитой, Лев искал способы освобождения от нее. В качестве противовеса он начинает призыв в армию исаврийцев — представителей одного из малоазийских племен. Они были менее связаны с опасными для империи германскими племенами, и с правления Льва начинается достаточно долгий этап значительной роли исаврийцев в византийской армии. Более того, начальника экскувитов (императорской гвардии) Тарасокодиссу он назначил своим преемником, дав ему имя Зинон. Это вызвало интриги со стороны Аспара, в результате которых в 471 г. Лев безжалостно расправился со своими бывшими друзьями из германской военной элиты.

Ипподром в Константинополе

При императоре Константине I Великом центром культурной и общественной жизни новой столицы стал ипподром. На его трибунах во время празднеств и театральных представлений собирался весь город. Здесь устраивались традиционные бега, бои с дикими зверями. Прямоугольное поле ипподрома (170x140 м) делилось на две равные части линией, украшенной специально привезенными древними памятниками — Змеиной колонной из Дельф, Египетским обелиском с картушем Тутмоса III из Карнака (установлен на ипподроме при Феодосиии I в 381 г.), бронзовыми конями, авторство которых приписывается древнегреческому скульптору Лисиппу.
Ипподром
в Константинополе

В правление Льва византийцы пытались вести совместную с Западной империей борьбу против варваров. В 467 г. на престол там был возведен угодный византийцам Анфимий, и Византийская империя начала готовить грандиозный поход против вандалов. Экспедиция потерпела неудачу, что, вероятно, приблизило конец Рима. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда Одоакр взял Вечный Город, а знаки императорской власти отослал в Константинополь императору Зинону (474—491). На месте империи одно за другим возникали варварские королевства, сменяющие друг друга. Новые народы победили Рим, но при этом они не дерзали претендовать на преемство от империи. Такова была ее харизма в глазах всех европейских народов того времени. Именно по этой причине Одоакр не присвоил себе императорские инсигнии, а отослал их в Новый Рим тому, кто, по его представлению, являлся истинным преемником римских императоров. Сам же Одоакр удовольствовался титулом патриция. Византия не смогла помешать падению Рима. В VI в. Юстиниан сделает попытку восстановить римскую власть над Римом, Италией и вообще западной частью империи, однако все это не будет долговечным. Западная Европа расставалась с римской эпохой и вступала в Средневековье с новой картой и новыми игроками.
Для Византии многие конфликты второй половины VI  в. были связаны с религиозными вопросами. Так, например, конкурент Зинона Василиск сумел захватить столицу, но был низложен из-за отмены им фундаментальных решений Халкидонского собора (451 г.). Впрочем, сам Зинон также пытался «нейтрализовать» его решения, которые не были приняты многими христианами византийских провинций — Египта, Сирии, Армении, — сделавшими выбор в пользу монофизитского богословия. С именем Зинона связана попытка примирить конфликтующие стороны на основании некоего усредненного исповедания. Это было отражено в его «Энотиконе», изданном совместно с патриархом Акакием в 482 г. С этого документа берет начало монофелитская ересь. В 484 г. папа Феликс III осудил еретический документ и отлучил патриарха Акакия от Церкви. Начался первый раскол между Римской и Константинопольской кафедрами, который был завершен восстановлением православия в империи в 518 г.
Конец правления Зинона был омрачен как суровыми религиозными преследованиями православных, верных решениям Халкидонского собора, так и восстаниями в восточных областях империи. В Константинополе Зинон также восстановил многих против себя. Это было связано с его мнительностью, конфискациями имущества состоятельных граждан и процессами по доносам. После его смерти от эпилепсии в 491 г. престол унаследовал силенциарий Анастасий, ставший мужем вдовы Зинона. В его правление серьезные конфликты с религиозной подоплекой продолжались. Анастасий симпатизировал монофизитам, тогда как защита православия была на знамени его конкурента Виталиана, троекратно поднимавшего восстания. Война с ним длилась с перерывами несколько лет, так что в 513 г. его войско даже стояло под стенами Константинополя.
За годы своего правления Анастасий стремился к снижению роли военных элит в управлении государством. В первую очередь это выражалось в его борьбе с исаврами и исаврийским восстанием. Основной его опорой была городская верхушка Константинополя, по этой причине главные достижения его правления находились в налоговой и финансовой сферах. Кратко это можно охарактеризовать так: Анастасий был одним из немногих византийских императоров (вероятно, их было всего два), которые оставили после себя полную казну. В остальное время она почти постоянно была пуста, хотя это — следствие не слабости византийской экономики, а постоянно растущих расходов огромного государства, финансовая мощь которого не поспевала за его потребностями. При Анастасии большую часть налогов (включая налог на армию) перевели в денежное измерение, ввели морские таможни, ответственность за сбор налогов перенесли с городских курий (что тяжело отражалось на сельском населении) на откупщиков. При Анастасии не велось обширного строительства и были кардинально сокращены расходы на двор, зрелища и роскошь. Все это позволило наполнить казну, хотя изъятие большого количества золота из обращения начало затруднять торговлю, а денежный характер налогов приводил к большой задолженности населения.
В результате своей политики Анастасий сумел отличиться особой непопулярностью у своих подданных. Но при этом можно сказать, что его правление было тем основанием, на котором его преемники в VI в. произвели значительную перестройку всего государства, а долгое правление императора Юстиниана стало, быть может, самой яркой эпохой византийской истории.

Александр ЗАНЕМОНЕЦ

TopList