Великий кризис Империи
Введение Английский историк Э.Гиббон (1737—1794) называл Византийскую империю государством, пребывающим в постоянной деградации и агонии. Закрыв глаза на то, что эта агония продолжалась более тысячелетия, можно сказать, что в самом деле Империя находилась в постоянной борьбе за выживание. Не это ли стало причиной такой жизнеспособности византийцев? В византийской истории почти нет периодов величественного спокойствия. Напротив, всё находилось в состоянии постоянного кипения: войны, перевороты, ереси. Не потому ли византийское искусство отличается такой возвышенной умиротворённостью, а византийский христианский идеал – стремлением к молчанию и пустыне, что этого слишком мало было в реальной истории византийцев? Для Империи VII в. (это была эпоха императора Ираклия и его преемников, 610—717 гг.) стал одним из таких бурных периодов, в результате которого государство утратило значительную часть своих территорий и, главное, переродилось внутренне, став из мировой империи, по сути дела, национальным государством. Персидское завоевание и реконкиста (610—630) Сразу после прихода к власти в 610 г. императора Ираклия – сына карфагенского экзарха Ираклия – начался последний и, быть может, самый жестокий этап давнего противостояния двух сверхдержав античного мира – Рима и Парфии, место которых теперь заняли их преемники – Византия и сасанидская Персия. Как бывало и раньше, одно из государств (в данном случае Персия) попыталось нарушить сложившийся баланс сил, достигло решительного успеха, но затем потерпело сокрушительное поражение. В результате было восстановлено довоенное status quo. Эта история могла бы повториться ещё не один раз, если бы обе сверхдержавы заметили невиданную до того опасность: арабский мир, исповедовавший новую религию – ислам. Столкновение с этим миром через несколько лет уничтожило Персидское государство и стало причиной серьёзных изменений в Византийской империи.
Войны Ираклия с Персией нашли отражение в Коране, создававшемся вскоре после этих событий. «Побеждены Румы в ближайшей земле, — читаем мы в 30й суре, — но они после победы над ними победят через несколько лет». Такое описание вполне точно отражает реальные события этой последней византийскоперсидской войны. В течение веков спорными территориями между двумя сверхдержавами были прибрежные страны Ближнего Востока – Сирия, Палестина, отчасти Египет, а также северные районы Месопотамии и некоторые области Закавказья. Все эти страны не составляли исторического ядра обеих империй, однако в обществе таких соседей они не могли рассчитывать на полную самостоятельность. Так вот — перемещение границы между империями или хотя бы сферами их влияния внутри этих областей и становилось причиной многовековых войн. При этом ни одно из великих государств не было в состоянии провести границу раз и навсегда. По крайней мере, до времени Ираклия, когда уже было слишком поздно… Причиной такого паритета было как объективное сходство «мощностей» двух империй, так и переменчивость настроений достаточно пёстрого населения «плодородного полумесяца» (так страны этого неспокойного региона называли в древности).
В начале правления Ираклия инициатива начала войны была за персидским шахом Хосровом II Парвезом (590—628). Учитывая нестроения в Византийской империи перед восшествием на престол Ираклия, равно как и насильственный характер его воцарения (Ираклий сверг с престола тиранаузурпатора Фоку), надежды шаха на лёгкую победу казались вполне обоснованными. Персия хотела в новой, удобной для себя ситуации исправить тот перевес, который Византия получила в начале правления Хосрова. Тогда император Маврикий (582—602) поддержал его во внутриперсидской борьбе за власть, но за это Византия по договору 591 г. перестала платить Персии ежегодную дань, и к тому же Персия отказывалась от восточной Месопотамии с городом Дара и от большей части персидской Армении. Но с тех пор ситуация изменилась: Хосров давно уже укрепился на престоле, а в Византии только что завершилось весьма тяжёлое правление императора Фоки. Война началась в первый же год правления Ираклия – в 610 г. Уже в 610 г. персы захватили Апамею и Эдессу в византийской Сирии. В следующем, 611 г. пала Антиохия – главный город византийского Востока. Попытка императорской армии нанести поражение персам у стен завоёванной Антиохии в 613 г. не дала результата. Напротив, после этого уже ничто не могло помешать продвижению персов по Ближнему Востоку. К югу от Антиохии Хосров взял Дамаск, на севере – Тарс в малоазийской области Киликия (родной город апостола Павла) и затем изгнал византийцев из Армении. Однако самым болезненным для византийцев, как и для христианского мира вообще, оказался захват персами Палестины и Иерусалима: после трёхнедельной осады Иерусалим пал в 614 г. После взятия и разрушения римлянами Иерусалима в 70 г. н.э. Святой Город больше не переживал подобных катастроф. Он постепенно отстраивался и заселялся, а со времени легализации христианства при императоре Константине в начале IV в. стал обстраиваться замечательными базиликами и монастырями, превращаясь в центр паломничества всех христиан. Иудейская пустыня (или, как её иначе называли, пустыня Святого Града) стала одним из главных монашеских центров, и в период с IV по VII в. в ней насчитывалось около 90 больших монастырей, а число монахов могло достигать 10 тыс. человек. В Империи Иерусалим не являлся важным административным или экономическим центром, при том что население города достигало нескольких десятков тысяч человек. Однако это многократно компенсировалось религиозным значением города. Помимо святых мест самих по себе, главными святынями для христианского мира были Храм Воскресения (он же Храм Гроба Господня), выстроенный в Иерусалиме императором Константином в IV в., и хранившийся в нём в то время Крест Господень.
В 614 г. вся христианская Палестина и Иерусалим с его святынями подверглись страшному персидскому разгрому. Ещё на пути к Иерусалиму персами были разрушены почти все монастыри Иудейской пустыни, кроме тех немногих, которые они не смогли взять, и множество монахов погибли и стали мучениками. И сегодня почти в каждом монастыре этого региона сохраняются мощи монахов, погибших в 614 г. во время персидского нашествия. После этого монашеству в Святой Земле уже не суждено было возродиться в прежнем количестве и значении. Помимо монастырей, персы разрушали города и ирригационные системы, вырубали деревья, что наносило урон всей системе земледелия и положило начало превращению страны в пустыню после многих веков тщательного возделывания. Вскоре весь этот разгром будет только усилен арабским завоеванием. Иерусалим также подвергся разгрому. Христианские храмы сравняли с землёй, в том числе и Храм Воскресения Христова. Число жертв достигло нескольких десятков тысяч, и в первую очередь пострадало христианское население города. Крест Господень и множество святынь были увезены персами в их столицу Ктесифон, что должно было свидетельствовать о моральной победе зороастрийской Персии над христианами. Это обстоятельство заставляет предполагать, что для Хосрова вся эта война имела определённый религиозный смысл, что в свою очередь придало религиозную окраску усилиям Ираклия, которые во многом стали прообразом будущих крестовых походов. Что касается внутреннего устройства византийского Востока, то, возможно, решающим оказалось то, что многочисленные группы населения приняли сторону персов. В первую очередь, это были монофизиты, испытывавшие серьёзные притеснения со времён Юстиниана, и евреи, основной религиозный и культурный центр которых находился в то время не в Палестине, а в Месопотамии, т.е. как раз в пределах Персидской державы.
По словам выдающегося русского византиниста Н.П.Кондакова (1844—1925), «это было бедствие, неслыханное после взятия Иерусалима при Тите и на этот раз непоправимое: для этого города уже не было потом эры, подобной временам Константина, и великолепные сооружения в его стенах, подобно так называемой Омаровой мечети, уже не составят эпохи в истории; отныне город и его здания приходят в упадок, со ступеньки на ступеньку, и самые крестовые походы, изобилующие всякого рода результатами и, пожалуй, всякой добычей для самой Европы, отзовутся только смутой, путаницей и разложением в жизни самого Иерусалима. Персидское нашествие разом снесло наносную, искусственную грекоримскую культуру Палестины, разорило земледелие, обезлюдило города, уничтожило или на время, или навсегда монастыри и лавры, прекратило торговлю. Этим нашествием освободились от прежних уз и страха грабительские племена арабов, и они приготовились к сплочению в будущем и повсеместному наступлению. Отныне период культурного развития страны кончен»1. Из Палестины персидская армия двинулась в Египет. В 619 г. пала Александрия, и весь Египет со своим по преимуществу монофизитским населением оказался в руках персов. Завоевание Египта имело для Империи тяжёлые экономические последствия, т.к. эта процветающая провинция в течение многих веков являлась её житницей, снабжая зерном сам Константинополь. По замечанию современного исследователя Георгия Острогорского, «можно было подумать, что возрождается древняя империя Ахеменидов, хотя ещё совсем недавно казалось, что Юстиниан почти что восстановил древний imperium Romanum (Римская империя. — Ред.)»2. Однако персы не ограничились одним Ближним Востоком. Ещё до завоевания Египта, в 615 г. они двинулись в Малую Азию, не встречая серьёзного сопротивления со стороны разгромленной ранее византийской армии. Их войско дошло до самого Босфора и встало около византийской столицы, захватив Халкидон. Помимо персов, другим серьёзным врагом византийцев (а соответственно, союзником персов) были славяне и авары, угрожавшие византийцам с севера. Во главе с аварским ханом они дошли до самого Константинополя, разоряя на своём пути балканские области Империи. Во время встречи с ханом в городе Гераклее в июне 617 г. император Ираклий чуть не пал жертвой их коварства.
Однако от варваров удалось откупиться богатыми дарами, и блокада Константинополя была прорвана. Оставались персы, но, лишившись союзников в лице авар и славян, они решили отойти от столицы. Примерно в эти же годы (начало 620х гг.) вестготы на западе захватили у Империи остававшиеся у неё владения в Испании, правда, не сумев добраться до Балеарских островов, на которых под охраной флота сохранилась римская власть. Оказавшись в столь тяжёлой ситуации, Византия в очередной раз смогла выжить и даже вскоре полностью разгромить своего давнего врага – Персидское государство, которое уже было готово праздновать окончательную победу над Новым христианским Римом. Это удалось отчасти изза разлада между персами и аварами, что помогло спасти столицу, но главная причина заключалась в другом: император Ираклий на краю гибели государства начал внутреннюю перестройку Империи. А ведь в начале своего нелёгкого правления Ираклий всерьёз думал о том, чтобы уехать из Константинополя и перенести столицу в родной для него Карфаген, пытаясь превратить Северную Африку в центр Римского государства. В то время он удержался от этого решения благодаря харизматической личности константинопольского патриарха Сергия. История подтвердила правильность выбора, дав Константинополю и Византийской империи ещё восьмивековую историю.
Освобождая Константинополь от осады аваров и славян, с одной стороны, и персов — с другой, византийцы применили свой испытанный дипломатический способ, к которому они прибегали неоднократно в своей истории, – разъединение врагов и подкуп одного из них. На деньги покупались обычно варвары, как это произошло на этот раз с аварами. По большому счёту, это было серьёзным успехом константинопольской дипломатии, столь часто приходившей на помощь византийскому оружию. С персами этот приём, скорее всего, не дал бы результатов, особенно учитывая религиозную заинтересованность Хосрова в борьбе с христианской Византией. Но перед тем, как начать «реконкисту» Ближнего Востока, византийцы добились ещё одного успеха в дипломатической и церковной сфере: в Константинополе в 619 г. принял крещение болгарский хан Куврат, который позже станет основателем государства Великая Болгария. Болгарские племена, кочевавшие в то время в степях к северу от Чёрного и Каспийского морей, после дипломатического поражения аваров у стен Константинополя сочли возможным избавиться от аварской зависимости. Неудивительно, что в этом они нашли поддержку у императора Ираклия. После успешного освобождения от аваров Куврат прибыл во главе болгарского посольства в Константинополь, принял крещение и получил чин патрикия, что вводило его в круг цивилизованных государей, так или иначе находившихся в сфере византийского влияния. Для славянских племён поражение аваров также привело к серьёзным последствиям и миграциям, но об этом ниже. Все 620-е гг. для Византии пройдут под знаком успешного отвоевания восточных провинций. В 621 г. Ираклий принял решение о походе против персов и решил сам стать во главе военной экспедиции. Это было очень символичным жестом, который должен был подчеркнуть особую важность этой войны. Из недавних предшественников Ираклия только император Фока лично возглавлял поход против аваров, а до него – Феодосий Великий (379—395). Интересно, что советники Ираклия пытались удержать его от непосредственного участия в опасном походе. Император оставил регентами при своём малолетнем сыне уже упоминавшегося константинопольского патриарха Сергия и патрикия Бона, а сам с лета 622 г. занялся подготовкой армии. Об административных реформах Ираклия речь пойдёт ниже, но пока нельзя не сказать, что их содержанием была перестройка управления империи на военный лад. Это было знакомо императору по западным областям, где вся военная и гражданская власть сосредоточилась в руках Карфагенского и Равеннского экзархов. Теперь вся система управления перестраивалась на основе совмещения гражданской и военной власти в одних руках. Гражданская администрация оставалась, но на подчинённом положении. В отличие от старых провинций новые области были мельче и назывались фемами. Первыми фемами стали Опсикий, Армениак и Анатолик в Малой Азии. Свои названия они получили не по географическому делению провинций, а по наименованию тех военных отрядов, которые там стояли.
В дальнейшем всё новые и новые провинции будут превращаться в фемы. Принцип формирования армии также претерпел изменения. Раньше она была наёмной, но теперь у Империи не хватало денег на её содержание. Ираклий решил распространить на всю армию старый римский принцип формирования пограничных войск: в местах своей службы солдаты получали значительные земельные наделы и совмещали военную службу с крестьянским трудом. Таким образом государство снимало с себя значительную часть расходов, а армия становилась в большей степени народной, а не состоящей из нанятых варваров, как часто бывало раньше. Для освободительной и отчасти религиозной войны, которую собирался вести император, это тоже было существенно. В 622 г. начался первый этап этой освободительной войны (всего с 622го по 628 гг. Ираклий предпринял три похода). Столицу император покинул 5 апреля после торжественного богослужения и провёл лето, занимаясь подготовкой армии на территории новых фем. Также император посвящал много времени изучению военного искусства и введению новой тактики. Большую роль теперь должна была играть лёгкая конница, в чём исследователи усматривают влияние кочевых народов и их военного искусства. До осени война была позиционной. Ираклий не надеялся победить персов на их позициях в горах Малой Азии. Но он сумел выманить оттуда персидского полководца Шахрбазара и дать ему сражение на территории Армении. Битва закончилась полной победой византийцев, и Малая Азия была очищена от персов. Опасаясь нападения со стороны аваров, император решил увеличить выплачиваемую им дань, чтобы иметь возможность закончить войну к весне 623 г. Однако Хосров не собирался отдавать захваченные им византийские провинции или тем более сдаваться. На предложение мира он ответил оскорбительным письмом, направленным как против Ираклия, так и против христианства. В передаче армянского историка Себеоса ответ шаха начинался так: «Хосров, любимец богов, царь и господин всей земли, сын великого Армазда, нашему рабу безумному и бесчестному Ираклию»3. В этой ситуации Ираклий направил свои войска через Каппадокию в сторону Армении. При дружественном отношении христианского населения императору было легче защищаться от персидских атак и самому переходить в наступление. Многие города, в которых находились персидские гарнизоны, постигала печальная участь: так, Двин и некоторые другие города были стёрты с лица земли. К югу от Армении Ираклию удалось взять Ганзак – столицу первого Сасанидского царя Ардашира. Древнее зороастрийское святилище было разрушено. Вероятно, это воспринималось византийцами как месть за взятие Иерусалима. На этом продвижение в глубь персидской территории пока что закончилось: Ираклию приходилось оставаться на спорных с персами территориях Закавказья, пополняя свою армию выходцами из племён лазов, абазгов, а также грузинами. В то время как император находился в далёком походе, Константинополю пришлось пережить один из опаснейших моментов своей истории: персам удалось договориться с аварами, получавшими от византийцев большую дань, и вместе с ними в 626 г. осадить столицу. На стороне аваров был значительный славянский флот, а персы смогли пройти через всю Малую Азию и укрепиться в Халкидоне. В отсутствие Ираклия принятие решений в столице в первую очередь ложилось на плечи патриарха Сергия, одновременно являвшегося регентом при малолетнем наследнике. Исход этой опасной осады был решён с помощью «греческого огня», попалившего весь славяноаварский флот. Для аваров этого военного и психологического поражения было достаточно, чтобы отойти от города, а без них персы не хотели испытывать судьбу, имея у себя в тылу армию Ираклия. Вероятно, именно с этой осадой Константинополя связано создание первого акафиста (хвалебное песнопение в Православной церкви. — Ред.) в византийской гимнографии – Великого акафиста Пресвятой Богородице – «Взбранной воеводе победительная…». Считается, что его автором мог быть патриарх Сергий. После снятия осады с Константинополя император ещё два года не появлялся в столице, но зато поход против Персии, предпринятый в это время, оказался для неё смертельным. Пока что военные действия продолжались в Закавказье, и Ираклий обрёл здесь новых союзников в лице хазар: вместе с ними он предпринял осаду Тбилиси, но она закончилась неудачей, в то время как армянские земли и некоторые другие территории Закавказья оказались под византийским контролем. В 627 г. Ираклий приготовился к походу в глубь собственно персидских территорий. В таком далёком и опасном предприятии хазары решили участия не принимать, и византийской армии осталось рассчитывать только на свои силы.
Решительное сражение произошло в начале декабря 627 г. у развалин древней Ниневии на реке Тигре (через реку, напротив Ниневии, расположен современный иракский город Мосул). Персидская армия оказалась полностью разбита, и больше у Персидской державы не было сил, способных сопротивляться продвижению византийских войск по Междуречью. В начале 628 г. Ираклий взял Дастагерд – главную резиденцию Хосрова – и Ктесифон, персидскую столицу. Весной Хосров, как нередко бывало с побеждёнными восточными монархами, был свергнут и убит своими приближёнными, а на престол взошёл его сын КавадШирое, который первым делом стал просить мира у Ираклия. По мирному договору византийцы возвратили себе всё, что когдалибо принадлежало Римской империи: Армению, римскую Месопотамию, Сирию, Палестину и Египет. Через несколько месяцев после этого умер хан КавадШирое, и на смертном одре он просил Ираклия быть попечителем его малолетнего сына. Это было признанием не только победы византийцев, но и опасности, которая может исходить от них в дальнейшем: традиционный баланс сил был уже нарушен. Ираклий послал в Константинополь подробный манифест (сохранившийся в так называемой «Пасхальной хронике») с объявлением об успешном завершении войны. В мае того же 628 г. он с триумфом вернулся в столицу после шестилетнего отсутствия. Патриарх Сергий с наследником Константином, духовенство, сенат и народ встречали Ираклия ещё на малоазийском побережье со свечами и пальмовыми ветвями. Опасность уничтожения Византии обернулась победой над её давним врагом. К весне 630 г. Ираклий отправился в Иерусалим, где 21 марта был торжественно воздвигнут Крест Господень, возвращённый после почти пятнадцатилетнего персидского плена. Это было символическое завершение трагической и победоносной войны, которая многими исследователями воспринимается как первая религиозная война христианского мира, предвозвестившая последующие крестовые походы. «В день вступления в Иерусалим, – писал историк VII в. армянский епископ Себеос, – немало происходило там ликования. Раздавался голос плача и печали, лились слезы умилённого сердца у царя и знати, всех войск и жителей города. И никто не мог петь песен Господних от умиления всей толпы. Царь водрузил Крест на своём месте и всю церковную утварь расположил по своим местам и раздал всем церквам и жителям города подарки»4. Ислам и арабы. Потеря византийского Сразу после успешного завершения войны с Персией на восточных границах империи появилась новая угроза, совершенно изменившая судьбу как Византии, так и Европы в целом. В 20—30-е гг. VII в. языческие племена арабовкочевников обрели новую религию – ислам, давший исторический импульс невероятной силы как арабам, так и их преемникам в мусульманском мире. Арабы, кочевавшие до VII в. в пустынях аравийского полуострова и иногда выходившие в район Междуречья, были известны грекам и римлянам с древних времён. Персы и византийцы пытались использовать их как своего рода буфер между двумя империями. Так, существовала арабская династия, прикрывавшая персидскую границу от византийцев (Лахмиды с центром в городе Хире на Евфрате), а напротив неё — другая, родственная ей, обращённая в христианство и находившаяся на византийской службе (Гассаниды в Сирии). Арабыхристиане, существующие в немалом количестве и сегодня, в большинстве случаев являются потомками тех арабских племён, которые, соприкасаясь с византийским греческим и семитским миром, приняли христианство ещё в доисламскую эпоху. Но в большинстве своём арабы, особенно жившие на Аравийском полуострове, являлись язычниками. В арабской мусульманской традиции тот период называется «джахилия» – время варварства. Не испытывая непосредственного влияния христианской Церкви и государства, они всё же соприкасались с монотеистами, жившими рядом на том же Аравийском полуострове или приезжавшими по торговым делам – как с христианами, так и с иудеями. Не исключено, что это были достаточно «маргинальные» монотеисты, дававшие представление о своей религии, довольно далёкое от ортодоксального. Возникновение собственно арабского единобожия связано с личностью и деятельностью Мухаммеда (ок. 570—632). Начав свою проповедь в Мекке, центре арабских языческих культов, Мухаммед вскоре был вынужден покинуть её вместе с небольшим кружком своих последователей и переселиться в Медину. Этот год – 622 – год хиджры (исхода) считается началом мусульманской эры. Мухаммед был знаком с библейской традицией и считал, что его учение есть та самая вера в Единого Бога, которая открылась общему праотцу евреев и арабов Аврааму, но очищенная от иудейских и христианских напластований. Постепенно религиозные тексты, созданные Мухаммедом и его ближайшими сторонниками, составили Коран – священное писание мусульман. Община Мухаммеда оказалась изначально настроена на расширение и завоевание. После завоевания Мекки в 630 г. они уничтожили там все следы политеизма, и новая религия начала своё победное шествие по арабскому миру, а затем открыла эру гигантских военных завоеваний. Вскоре после смерти основателя ислама арабы достигли пределов Византии. Э.Гиббон писал об этом в стиле своего XVIII столетия: «В то время как император (Ираклий. — Авт.) торжествовал в Константинополе или Иерусалиме, незначительный город на границе Сирии был разграблен сарацинами, которые изрубили войска, выступившие на его освобождение: обычный и рядовой случай, если бы он не был прелюдией могучей революции. Эти нападавшие были апостолы Мухаммеда; их необыкновенная храбрость вышла из пустыни; и в последние восемь лет своего царствия Ираклий потерял те самые провинции, которые он освободил от персов»5. Важно отметить, что византийцы сначала не увидели в исламе самостоятельной религии, но восприняли её как одну из радикальных ересей, типа арианства. У византийских историков первое описание жизни Пророка Мухаммеда находим лишь в начале IX в. в «Хронографии» Феофана, и это в то время, когда среди арабских завоеваний уже числилась даже Испания. Завоевание арабамимусульманами византийского Ближнего Востока и остатков персидской империи произошло уже после смерти самого Мухаммеда: он дал импульс, а основные завоевания были совершены его преемниками и последователями. Так, Ближний Восток был завоёван при первом преемнике Мухаммеда – халифе Омаре, входившем в число так называемых «праведных халифов». В 634 г. арабы взяли Газу – процветающий приморский греческий город на границе Египта и Палестины. Византийцы уже начали воспринимать новых противников всерьёз, и в этом сражении во главе войска стоял брат императора Ираклия, но он был разбит и бежал в Эдессу. В 636 г. была захвачена почти вся Палестина, совсем недавно разорённая и опустошённая персами и с таким трудом отвоёванная. В конце года началась осада Иерусалима. Город держался больше года, но затем был, по сути, сдан патриархом Софронием (638), который смог предварительно договориться с арабами о сохранении жизни христианам и христианских храмов от разрушения: память о персидском погроме была ещё слишком свежа. Крест Господень и многие христианские святыни удалось вывезти в Константинополь. Арабское завоевание кардинально изменило этническую и религиозную картину Палестины и всего Ближнего Востока, но тотального погрома всего христианского и византийского, который предпринял Хосров, больше не повторилось. Однако эпоха греческой гегемонии в этом регионе ушла в прошлое. Греческие общины, кварталы, монастыри сохранялись (они сохраняются так или иначе до сих пор в Израиле, Египте, Иордании), но живая связь с митрополией (в данном случае с Византией) оказалось прервана, начался постоянный отток греческого населения. С 636-го по 642 г. арабы смогли отторгнуть от Византийской империи все недавно возвращённые Ираклием провинции: Месопотамию, значительную часть Сирии, Палестину, Египет и Киренаику (в 642 г. была взята Александрия). Во время войны Ираклий назначил в 638 г. соправителем своего двенадцатилетнего сына Ираклия и умер в начале 642 г. почти что в семидесятилетнем возрасте. Соправителями после его смерти остались юный Ираклий II и старший сын Константин, переживший отца всего на несколько месяцев. После этого империя на время погрузилась в круговорот внутренних проблем. На этом арабская экспансия не была завершена, и ещё не раз византийцам приходилось видеть арабов под стенами своей столицы. Новый этап начался с освоением арабами морского дела. Это произошло быстро, и в 649 г. «сарацины», как их называли христианские авторы, захватили Кипр. В 650-е гг. они овладели Арменией и о. Родос и впервые подвергли длительной осаде Константинополь. На этот раз осада была снята изза внутренних неурядиц в халифате. В 659 г. был заключён мир, который продержался всего десять лет. Незадолго до того, в 651 г. был убит последний шах сасанидской Персии – Издегерд III. Интересно, что похоронен он был в Меровском оазисе по христианскому обряду. Теперь для византийцев место их бывшего главного врага прочно занимал куда более динамичный арабский халифат, расположенный в тех же областях, что и Персидская империя. В начале 670-х гг. арабы захватили у византийцев Кизик и Смирну, а в 674 г. начали новую осаду Константинополя, которая продолжалась семь лет. В 678 г. византийцы впервые применили против арабского флота «греческий огонь» — состав, содержавший нефть и селитру, который выбрасывался на вражеские корабли в закрытых сосудах с помощью специальных устройств и воспламенялся уже на судах неприятеля. Этот огонь нельзя было потушить водой, поэтому против вражеских флотов, в особенности варварских, это всегда действовало не только эффективно, но и устрашающе. В 680 г. между византийцами и арабами был заключён тридцатилетний мир, который продлился, впрочем, чуть более десяти лет.
В 692 г. император Юстиниан II попытался выступить против арабов в союзе со славянами. Начало было удачным, но после ухода славян император был вынужден отступить. В 697 г. был захвачен Карфаген, последний византийский оплот в Северной Африке, а флот разгромлен. Римская Африка была утеряна навсегда. Своего рода попыткой её восстановления стала эпопея французской колонизации XIX—XX вв. В 717 г. начался новый этап византийской истории, связанный с именем новой – Исаврийской – династии. Её основателем стал император Лев III Исавр. Начало его правления также оказалось связано с войной с арабами и осадой ими Константинополя. В 717 г. сарацины захватили Пергам – важный город в Малой Азии – и устремились во Фракию. Таким образом, их экспансия перешла уже на европейский континент. Началась осада Константинополя, длившаяся ровно год – с августа 717-го по август 718 г. Здесь на стороне византийцев оказались болгары хана Тервеля. Арабы несли большой урон на море и на суше, в том числе и от эпидемий, и 15 августа 718 г. им пришлось уйти из Фракии и снять осаду Константинополя. Именно эта арабовизантийская война и осада стали решающими событиями на данном этапе арабской экспансии в восточной части Средиземного моря: арабы не смогли распространить своё влияние на Европу. Некоторые исследователи считают, что с неудачей 717 г. связано возникновение значительной арабской эсхатологической литературы, поскольку предел распространения ислама и арабских завоеваний был положен у стен главного христианского города тогдашнего мира. В Западной Европе подобным рубежом стал октябрь 732 г., когда Карл Мартелл нанёс поражение арабам на юге Франции, между Туром и Пуатье. Славяне на Балканах В VII в. проблема взаимоотношения со славянскими племенами на Балканах была одной из важных и болезненных. Эта проблема досталась российским (византийским) императорам ещё от предыдущей эпохи — VI в. Войны против варваров на северных границах империи были постоянным занятием Римского государства. На Западе, начиная с III в., опаснейшими противниками стали германцы. (Именно они в итоге положили конец Западной Римской империи.) Для Византии такой опасностью на протяжении многих веков являлись на Балканах славяне и другие племена, входившие с ними в союзные отношения. Славяне не могли ни уничтожить, ни подчинить себе Восточную Римскую империю, но последствиями ряда войн и переселений стало возникновение на севере Балканского полуострова нескольких славянских государств. По мнению выдающегося английского византиниста и слависта князя Дмитрия Дмитриевича Оболенского, «прародина славян охватывала значительный район ВосточноЕвропейской равнины, между Нижней Вислой и Нижним Неманом на севере и Карпатами на юге. На Востоке она протянулась, по крайней мере, до середины Днепра, её западная граница в целом проходила по Одеру или Эльбе»6. Мы не знаем, когда началось переселение славян к югу и к востоку, но в середине V в. уже есть свидетельства византийских историков о поселении славян в районе нынешней Венгрии. В VI в. византийцы называли славян склавинами и антами. Во времена императора Юстиниана (527—565) основные войны велись на Западе или на границе с Персией, но славянская опасность уже была очень велика.
Прокопий Кесарийский писал в «Тайной истории», что в то время набеги славян совершались «почти каждый год» и нередко доходили до пригородов столицы. В вязи с этим Юстиниан укреплял на Балканах старую римскую границу и строил новые пояса пограничных укреплений в глубине византийской территории. И всё же линии укреплений прорывались, и славяне проникали в глубь страны в поисках добычи, пленных, а также новых земель для ведения хозяйства. В правление Юстиниана самым суровым было вторжение 559 г., когда славяне устремились в Империю тремя потоками: первый был остановлен у Фермопил, второй – на Галлиполийском полуострове, третий – у стен Константинополя. В этой войне пришлось принимать участие прославленному полководцу Велизарию. Не желая впоследствии отвлекать войска с более важных, как казалось, фронтов, империи приходилось постоянно откупаться от варваров деньгами. А это, в свою очередь, увеличивало их аппетиты. Как писал Прокопий, «отведав римского богатства, эти варвары уже были не в силах забыть сюда дорогу… И таким образом все варвары стали полными господами римского богатства, либо получив деньги от императора, либо грабя римские пределы, либо беря выкуп за пленных, либо торгуя перемирием за деньги»7. После смерти Юстиниана самым опасным противником на севере стали уже упоминавшиеся ранее авары – монгольские и тюркские племена, мигрировавшие с Северного Кавказа под давлением тюрок Средней Азии. На несколько десятилетий во второй половине VI в. авары стали одной из основных сил в Центральной Европе. Их государство, по преимуществу со славянским населением, простиралось от нынешней Чехии до нижнего Дуная. Историк Иоанн Эфесский так писал об их очередном вторжении в 580-е гг.: «Тот самый год (381), третий после смерти цезаря Юстина, был известен также вторжением проклятого народа, называемого славянами, который прошёл всю Грецию, и область Фессалоникийцев, и всю Фракию, и захватил города, и взял множество крепостей, и опустошал, и жёг, и захватывал людей в плен, и стал властвовать по всей стране, и поселился в ней, властвуя, и живёт в ней без страха, как будто это его собственная земля. И вот четыре года теперь прошло, а цезарь занят войнами с персами, и послал все свои войска на Восток, и славяне живут свободно на земле, и пребывают на ней, и распространились вдаль и вширь, насколько Бог позволяет им, и грабят, и жгут, и берут в плен. И в грабежах дошли даже до внешних стен Города (т.е. Константинополя. — Ред.), и увели все императорские табуны лошадей, числом много тысяч, и всё остальное, что смогли найти. И даже доныне… (584) они всё ещё располагаются и обитают здесь, и живут в мире на ромейских землях, без беспокойства и страха»8. Этот рассказ свидетельствует не просто о набегах и войнах, но именно о расселении славян на византийских землях. К 580м гг. они не только поселились на северных Балканах, иногда достигая Константинополя, но осаждали Фессалонику и распространялись по всей Греции, вплоть до Пелопоннеса. В конце VI в. впервые византийцы попытались перейти от оборонительных действий к наступлению (в 600 г. граница империи вновь, как в римские времена, прошла по Дунаю), но отдельные экспедиции не могли остановить постепенное заселение греческих земель славянами.
Решительный прорыв дунайской границы и самое настоящее завоевание славянами Балканского полуострова произошли во время правления императора Фоки (602—610) и в начале царствования Ираклия (610—641). Балканская граница Империи перестала существовать, а императоры либо решали внутренние проблемы в Константинополе, либо вели войны на Востоке. Никто не мог помешать расселению славянских крестьян на землях империи вплоть до самого юга полуострова, а военное искусство славян уже позволяло им брать штурмом крепости. В итоге реальная византийская власть сохранялась только в крупных приморских городах, которые были хорошо укреплены и к которым можно было доставлять подкрепления по морю. Славяне, обладая многочисленными лодкамимоноксилами (буквально «однодревками»), ещё не овладели искусством собственно морского боя. На руку византийцам было то, что славяне, проникавшие на юг полуострова, по сути, не имели государственного устройства. Основанные ими поселения были мало связаны друг с другом, не имели общего управления (византийские историки называли эти анклавы склавиниями), и это вскоре позволило грекам начать процесс постепенной христианизации, аккультурации и в конечном итоге полной ассимиляции славян на юге полуострова. В 626 г. славяне вместе с аварами участвовали в уже описывавшейся неудачной осаде Константинополя, в то время как персидское войско стояло напротив Города в Халкидоне. Но в общем основным оружием, которым империя могла бороться с варварами, была дипломатия, и византийцы пытались изыскивать себе союзников, способных противостоять их нынешним противникам, нередко занимая вскоре освободившееся место… Считается, что именно император Ираклий способствовал расселению на Балканах сербов и хорватов, имевших возможность угрожать с тыла аварам и другим славянским племенам. Другим направлением был поиск союзников в южнорусских степях и в районе Северного Кавказа. Здесь главным достижением Ираклия стала дружба с Кувратом, основавшим государство Великая Булгария, которое поддерживало Византию до своего распада в середине VII в. под натиском хазар. После распада Великой Булгарии сын Куврата Аспарух привёл часть своих племён на территорию Византии, где они и расселились в 670—680-е гг., дав начало быстро ославянившемуся Болгарскому государству. В 681 г. византийцы были вынуждены признать государство Аспаруха, расположившееся на их территории, и обязались выплачивать ему дань. К началу VIII в. Болгария настолько укрепилась, что византийцам оставалось лишь пытаться сдерживать болгар севернее Балканских гор. Переустройство Империи По мнению многих историков, Византия в VII в. пережила своего рода революцию. При Юстиниане она во многом была ещё поздней Римской империей как в отношении государственного устройства и экономики, так и по официальному языку, геополитическому статусу и этнокультурному составу населения. В VII в. она постепенно превращается в средневековую Византийскую, можно даже сказать греческую, империю. Победа Ираклия над Персией стала торжеством старых римских задач в восточной политике. Но ещё до арабского нашествия Ираклий начал перестраивать управление Империей и создавать систему фем с объединением в них военной и гражданской власти, что станет характерной чертой средневековой Византии. После победы над Персией император официально принял титул «василевс» (царь), ранее применявшийся неофициально, пока в лице сильного персидского царя он видел конкурента на этот титул. Императора начали торжественно короновать, а официальным языком Империи окончательно стал греческий. После арабских завоеваний 630—640х гг. Византия потеряла свои провинции на Ближнем Востоке. Она лишилась важнейших областей и крупнейших городов, таких как Антиохия и Александрия. Одновременно с этим Империя во многом приобретала мононациональный характер, всё больше превращаясь в собственно греческое государство с главным центром и основными интересами в Малой Азии и на Балканах. Славянское проникновение на Балканы отрезало от Византии латиноязычный Иллирик, в течение нескольких веков не дававший забыть о латинском наследии и поставлявший императоров и солдат. Теперь балканскими соседями Империи стали славяне и создаваемые ими государства, которые помимо военных и политических проблем со временем создадут ещё и основу «Византийского содружества» — средневекового объединения восточноевропейских народов на основе православия, византийской культуры и влияния греческого языка. Войны и нашествия как на востоке, так и на Балканах нанесли тяжёлый урон византийским городам, чья сохранность в своё время позволила Восточной Римской империи не повторить судьбу Западной. В VII в. кризис затронул города, а вместе с ними и всю экономическую систему государства. Отныне многое зависело от земельных собственников и крестьян, что стало началом феодализации общества. Если Юстиниану приходилось ради укрепления своей власти подавлять восстания городских партий, то преемники Ираклия должны были иметь дело уже с земельной аристократией. Церковная догматика в основных чертах была уже сформулирована. Оставалось пережить кризис иконоборчества и последний из семи Вселенских Соборов. Поздняя античность подошла к концу: наступали Средние века.
ПРИМЕЧАНИЯ Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 173—174. Ostrogorsky G. History of the Byzantine State. Oxford, 1980. P. 95. Цит. по: Себеос. История императора Иракла / Пер. К.Патканова. СПб., 1862. Там же. С. 111. Gibbon E. The history of the Decline and Fall of the Roman Empire / Ed. J.B.Bury. C. 46. Оболенский Д.Д. Византийское содружество наций. М., 1998. С. 52. Прокопий Кесарийский. Война с персами, война с вандалами. Тайная история / Пер. А.А.Чекаловой. М., 1993. С. 344, 382. The Third Part of the Ecclesiastical History of John, Bishop of Ephesus / Transl. R.Payne Smith. Oxf., 1860. P. 432—433.Александр ЗАНЕМОНЕЦ |