Эта «страшная» ересь катаров
В № 35, 36 за 2003 г. была опубликована
статья С.Семенихина, посвященная Альбигойским
войнам, которая приглашала читателей к дискуссии
о значении крестовых походов. Редакция получила
материал, в котором высказывается несогласие с
позицией С.Семенихина. Нам кажется, что мнение
автора этого отклика В.Рыжова достаточно
распространено среди преподавателей истории.
Поэтому открытое обсуждение этой точки зрения
будет полезно как ее сторонникам, так и
оппонентам. В следующем номере будет опубликован
ответ С.Семенихина на публикуемую здесь статью.
В
статье «Крестоносцы: историческая правда и
мифология», С.Семенихин сделал попытку
нестандартного подхода к освещению Альбигойских
войн на уроках истории в средней школе. Данный
подход следует признать весьма перспективным:
наши ученики, что называется, по горло сыты
штампами, которые им навязываются, и потому любой
шаг в сторону способен повысить их интерес к
изучаемой проблеме. Однако в данной работе автор
несколько увлекся и полностью встал на
откровенно клерикальную точку зрения, что не
может не вызывать удивления: ведь у нас все-таки
Церковь пока еще отделена от государства, и
газета «История» предназначена для учителей
светских школ, а не православных или
католических гимназий. Если пойти по этому пути
дальше, придется написать хвалебные статьи о
походах крестоносцев в Палестину и Египет: ведь
мусульманам, как и катарам, тоже была
предоставлена возможность выбора, они могли
сражаться с европейскими рыцарями, но могли и
отказаться от своей веры, сдавшись без боя. Разве
можно упрекать катаров и мусульман за то, что они
предпочли с оружием в руках защищать свои
убеждения?
В многоконфессиональной стране (каковой и
является Россия) учитель не имеет права открыто
вставать на защиту какой-то одной религии, даже
если сам он является искренно верующим
христианином, правоверным мусульманином или
поклонником древних языческих культов.
Но может быть, альбигойская ересь действительно
была ужасна и представляла серьезную опасность
для всей западноевропейской цивилизации? В этом
случае у папы и крестоносцев действительно не
было выбора и жестокие преследования еретиков
были жизненно необходимы. Давайте рассмотрим
историю возникновения ереси катаров и влияние,
которое оказала она на жителей Лангедока,
Прованса, Аквитании и Тулузы.
На рубеже новой и старой эры на Востоке с
завидной регулярностью появлялись оригинальные
философские системы и рождались новые
религиозные воззрения (в том числе и
христианство). При стабильной ситуации и
отсутствии контактов на межэтническом и
межконфессиональном уровне новые учения,
вероятно, привели бы всего лишь к возникновению
изолированных сект типа иудейской общины ессеев.
Однако завоевательные походы Александра
Македонского, последовательная и неумолимая
экспансия Рима, бурное развитие международной
торговли привели в движение огромные массы
людей, и это имело далеко идущие последствия.
Римляне попадали на чужбину в составе армий
завоевателей, обитатели Восточного
Средиземноморья и Малой Азии — в качестве рабов,
многих свободных людей увлекала вперед погоня за
выгодой, но были и те, кто совершал далекие
путешествия в поисках тайных знаний и Истины.
|
Дьявол,
пожирающий человека.
Скульптура. XII в. |
Все это приводило европейцев к
знакомству с эзотерическими воззрениями чуждых
народов, а мистическая окраска восточных
мифологических систем не только не отталкивала
неофитов, но способствовала повышению их
привлекательности и популярности среди
завоевателей. Римляне были исключительно
веротерпимы: богов завоеванных ими народов они
немедленно включали в свой Пантеон и часто те
имели в самом Риме не меньше поклонников, чем
традиционные боги Олимпа (например, египетская
богиня Исида или персидский бог Митра).
Христиане стали печальным исключением из правил:
отказ признать богом правящего императора
обрекал их на преследование римских властей.
Бурные контакты победителей и покоренных
народов имели своим неизбежным следствием
появление новых синтетических философских
систем, в которых тезисы иудейской Библии
подвергались переосмыслению с позиций античной
философии, а ученые раввины, оперируя понятиями и
положениями своих оппонентов, пытались
соединить ветхозаветную мифологию с учениями
греческих стоиков, платоников и пифагорейцев.
Так возникали многочисленные гностические
течения христианства.
В
Ктесифоне в семье последователей одной из таких
сект («крестильников») и родился Мани (около
210 г. н.э.). Будущий пророк был воспитан в
атмосфере мистики и религиозного фанатизма, в
молодости принимал участие в таинствах,
посвященных персидскому богу Митре, а позже стал
христианским пресвитером. Изучив современные
ему философские системы, Мани сделал первую
попытку создания собственной доктрины и под
именем Параклеита начал проповедовать при дворе
персидского царя Спора (Шапура I). Затем он
совершил путешествие в Индию и Китай, где
познакомился с даосскими и буддийскими
представлениями о мире. На обратном пути Мани
попал в плен, но был выкуплен богатой вдовой.
Отсюда происхождение прозвища, которое получили
последователи нового пророка, — Дети вдовы.
Результатом этого путешествия стала новая
философская система, представлявшая собой
синтез христианства с буддизмом и культом
Заратустры.
Свои космогонические
представления Мани изложил в «Книге гигантов» и
«Шахнуракано», краткое содержание которых
известно по «123 беседе Севера, патриарха
Антиохийского» (V—VI вв. н.э.). Подобно всем
гностикам, Мани рассматривал мир как область
борьбы света и тьмы. Область света олицетворяло
«древо жизни», которое осеняло три стороны света
— север, запад и восток. На юге же (символ
бесплодной пустыни) росло «древо смерти». От него
непрерывно отпочковывались всё новые и новые
побеги, которые были исполнены ненависти к
материнскому дереву и друг к другу и потому тут
же вступали в жестокую войну между собой. В конце
концов побеги этого страшного дерева достигли
области света и тогда объединились для борьбы
с ним. Порождение мрака — материя —
захватывает частицы светоносного эфира и мучает
их. Такими частицами божественного света и
являются человеческие души.
Дьявол в учении Мани признается силой, по
могуществу равной Богу, его диалектической
противоположностью, необходимой для
существования Вселенной. Бог и дьявол сражаются
за господство над миром, душа и тело человека
являются полем этой великой битвы. Состоящая из
света душа устремлена к Богу, но тело его тянется
к дьяволу.
Христос же не является ни Богом, ни человеком,
Он — Ангел, явившийся, чтобы указать
единственный путь к спасению через полное
отрешение от материального мира. Прекрасный,
сотканный из света облик Христа окружает и
терзает беспросветный мрак. Эта скорбь
божественного начала и является символом
крестной муки, которую, конечно, не мог
испытывать принявший человеческий образ
бесплотный Ангел. Поэтому крест был для Мани не
символом искупления, а орудием позорной казни,
подвергнуться которой состоящий из света
Христос не мог по определению. Крещение Мани
объявил не имеющим смысла и бесполезным: ведь
производится оно над несмышлеными детьми и
потому не предохраняет от будущих грехов.
Целью человеческого существования Мани объявил
постепенное освобождение божественной сущности
(души) от пут материи посредством самоотречения и
воздержания. В конце царствования Шапура I Мани
вернулся в Персию и в марте 276 г. был распят по
доносу местных жрецов (магов). Но учение его не
умерло. Спаянные строгой дисциплиной и тайными
ритуалами последователи Мани часто выступали
под знаменем изначального христианства,
извращенного «лицемерными и развратными»
иерархами официальной Церкви.
В конце IV в. манихеи появились в Испании,
столетием позже — в Византии, где их называли
павликианами. Однако жестокие гонения заставили
манихеев уйти в подполье. Несколько веков спустя
они вновь вышли на свет в Болгарии и Чехии. Там
они приняли имя богомилов. В XI в. проповедники
с востока принесли манихейскую ересь в
Ломбардию, Аквитанию, Прованс и Лангедок, оттуда
идеи катаров («чистых») проникли в Орлеан и
Фландрию.
К XII
в. в Европе сформировалась иерархия катаров: они
имели своих епископов и даже папу, резиденция
которого находилась где-то в Боснии.
Проповедников катаров называли ткачами, т.к.
именно эту профессию чаще всего избирали они для
натурализации на новом месте. Их можно было
узнать по бледным лицам, изможденному виду и
глазам, горящим особым светом. Это были
«совершенные» — учителя, подвижники веры,
основной заповедью которых являлся запрет
проливать чью-либо кровь.
Иерархи Католической церкви забили тревогу:
целые области Европы выходили из под контроля
Рима из-за секты, проповедовавшей какой-то не
вполне христианский аскетизм. Самым страшным
казался покров тайны, окружавший еретиков:
«Клянись и лжесвидетельствуй, но не раскрывай
тайны» — гласил кодекс чести катаров. Доверенный
сотрудник папы римского Иннокентия III Доминик
Гусман отправился в Лангедок, чтобы личным
примером укрепить авторитет Католической церкви
— и начисто проиграл «совершенным» соревнование
в аскетизме и красноречии. Озлобленный неудачей,
Доминик доложил своему патрону, что страшную
ересь катаров можно сломить только военной
силой, и вопрос о вторжении крестоносцев в
Лангедок был решен. Этот недостойный поступок,
однако, не помешал канонизации Доминика.
Аквитания, Лангедок,
Прованс — в то время это были самые цветущие и
культурные области Европы, резко выделявшиеся на
фоне всеобщего фанатизма и невежества. Здесь
появились первые певцы любви — трубадуры и
менестрели, звания которых добивались самые
знатные вельможи. Герцоги Аквитании и графы
Пуату вставали с трона, чтобы встретить «короля
поэтов» — трубадура Бертрана де Вентадорн,
простолюдина, сына то ли пекаря, то ли истопника.
Здесь родился воспетый в рыцарских романах культ
Прекрасной Дамы, лицезрея которую (опасный для
официальной религии прецедент!) герой испытывал
райское блаженство и рядом с которой не
оставалось места даже для Бога.
Лишь позовите — и помощь
подам
Из состраданья к вашим слезам!
Платы не надо — ни ласк,
ни речей,
Даже обещанных вами ночей, — |
обращался к Прекрасной Даме Пейре де
Барджак. «Я не думаю, что Любовь может быть
разделенной, ибо, если она будет разделена,
должно быть изменено ее имя», — сказал Арнаут де
Марейль. А в старофранцузском «Романе о розе»
описан сказочный замок, стены которого увешаны
эмблемами, разгадать смысл которых мог только
истинный поэт — певец любви. Перед ним и
открывались ворота замка.
Наиболее полное отражение рыцарские идеалы
получили в романах Кретьена де Труа (жил в
Провансе во второй половине XII в.) — «Рыцарь
телеги, или Ланселот», «Повесть о Граале, или
Персеваль» и другие. Это был пример, страшный
своей привлекательностью, и возможность
принципиально иного развития
западноевропейской цивилизации — без торговли
индульгенциями, без инквизиции, без охоты на
ведьм и без костров, на которых сожгли Яна Гуса и
Джордано Бруно. И вот на эти очаги просвещения и
изысканной культуры и двинулись толпы
невежественных обскурантов.
Крестоносцы в подавляющем
большинстве были людьми неграмотными и понятия
не имели о нюансах богословия, но, чтобы
заслужить вечное блаженство и прощение всех
грехов, они в любое время суток готовы были
грабить дома богатых купцов, насиловать
беззащитных женщин, убивать детей. Чтобы
успокоить совесть честных людей, которые
все-таки попадали и в армию Симона де Монфора,
катаров, которые проповедовали аскетизм и
половое воздержание, обвинили в разврате и
совокуплениях с демонами; «совершенных»,
считавших грехом убийство любого животного
(кроме змеи), объявили кровожадными разбойниками
и каннибалами...
Куртуазные рыцари, защищавшие Безье, стреляли из
баллист в кресты, установленные в лагере Симона
де Монфора... Это ужасно и отвратительно, кто
возьмет в свои руки перо, чтобы защищать таких
людей?! Но как же должны были относиться они к
символу, во имя которого враги жгли их города?
Ведь и свастика — это всего лишь безобидный
солярный знак, известный многие тысячи лет.
Однако никому не приходит в голову упрекать
советских солдат, которые в поверженном Берлине
топтали ногами ненавистных «пауков». Где-нибудь
в Тибете, возможно, это вызвало бы возмущение.
Наш император мнит,
Что всюду он царит,
Король свой трон хранит,
А граф владычит с ним
И с рыцарством своим, —
Поп правит без парада,
Но поп неодолим... — |
писал в то время трубадур Пейре
Карденаль. «Певцы любви» возглавили движение
сопротивления католической экспансии: «Рим!
держи ответ, не жди себе прощенья», — такую песнь
сложил куртуазный рыцарь Гильом Фигейра. Однако
силы были слишком неравными.
До
нашего времени дошло жуткое описание штурма
альбигойского города Безье, которое оставил
Цезарий Гейстербахский: «Узнав из возгласов, что
там (во взятом городе) вместе с еретиками
находятся и православные, они (воины) сказали
аббату (Арнольду-Амори, аббату цистерианского
монастыря Сито): «Что нам делать, отче? Не умеем мы
отличить добрых от злых». И вот аббат (а также и
другие), боясь, чтобы еретики из страха смерти не
прикинулись православными, а впоследствии опять
не вернулись к своему суеверию, по преданию,
сказал: «Бейте их всех, ибо Господь признает
своих». После этого крестоносцы, согнав
оставшихся в живых горожан к церкви Святого
Назария, перебили 20 тыс. человек.
Последним оплотом катаров стал замок Монсегюр.
Среди его защитников было всего около сотни
солдат, остальные были «совершенными» и не имели
право сражаться с врагами. Тем не менее 10 тыс.
крестоносцев осаждали этот замок целый год. В
марте 1244 г. Монсегюр пал, 274 «чистых» взошли на
костер, а уцелевшим воинам враги предложили
сохранить жизнь, признав Святую Троицу, таинства
и папу. Часть из них согласились, но некий монах
велел привести собаку и стал предлагать
альбигойцам ударить собаку ножом, чтобы доказать
истинность отречения. Никто из них не пролил
крови невинного существа, и все они были
повешены...
Почти 50 лет свирепствовали на альбигойской земле
крестоносцы. За это время цветущие города
превратились в прах, поля заросли травой и лесом,
поэты и ученые были повешены либо сожжены на
кострах. Последний очаг культуры погас, и Европа
на долгие десятилетия погрузилась в мрак
невежества, рассеянный лишь в эпоху Возрождения.
Валерий РЫЖОВ |