Учиться у истории

Еще раз о модульно-блочной системе
подачи учебного материала на уроках истории

Окончание. Начало см. 40/2003

Урок 3—4

4. Работа с терминами и датами

Учитель. Дома вы выучили термины и даты. Работая в группе, воспроизведите их устно. Вашу работу оценивает эксперт по 5-балльной шкале. Оценка выставляется в опросный лист.

(Контрольное время — 10 минут.)

ЗАДАНИЕ

Составьте тест из 20 вопросов, как минимум с тремя вариантами — а), б), в).
Контрольное время — 25 минут.
Обменяйтесь тестами, протестируйтесь, проверьте ответы и полученные результаты внесите в опросный лист.

5. Работа с документами и картой

Иван Грозный Надгробный образ (Копенгагенский портрет). XVII (?) в.

Иван Грозный

Надгробный образ
(Копенгагенский портрет).
XVII (?) в.

Учитель.  Прочитайте и проанализируйте статьи Судебника 1550 г., касающиеся перехода крестьян в Юрьев день, суда над холопами. Ответьте на вопрос: свидетельствуют ли эти материалы о постепенном закрепощении крестьян? Свой ответ аргументируйте.
Прочитайте и проанализируйте статьи Судебника 1550 г., касающиеся аппарата власти, судопроизводства. Ответьте на вопрос: видно ли из документа, что в стране шел процесс централизации и усиления самодержавной власти? Свой ответ аргументируйте.
Прочитайте материал о Земском соборе 1549 г. Что нового по сравнению с учебником вы узнали о Соборе из документа?
Прочитайте материал о Стоглавом соборе 1551 г. Какую из глав вы считаете самой значимой?
Почему?
Прочитайте рассказ об учреждении опричнины. Что нового по сравнению с учебником вы узнали из документа? Почему нужно бережно относиться к письменным историческим источникам? Нужно ли относиться критически к письменным историческим источникам? Свой ответ аргументируйте.
Откройте карту атласа «Российское государство во второй половине XVI в.». Еще раз ознакомьтесь с легендой карты и рассмотрите все, что на ней обозначено. Ответьте на вопрос: помогла ли карта вам систематизировать свои знания, в каком вопросе?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ответить письменно в рабочей тетради на 5 вопросов по выбору. Вопросы помещены на страницах учебника 211, 221, 228, 235.

Урок 5—6

6. Творческая paбота

Учитель. Вам было предложено по одной из тем подготовить доклад. Сейчас мы послушаем и обсудим доклады. Вы должны делать краткие записи в рабочей тетради.
(Каждый учащийся должен быть готовым сделать устное сообщение по установленной теме. На работу отведен 1 час. Один доклад продолжается 7 минут. Поэтому учитель определяет, кто сделает устное сообщение, а кто ограничится письменным вариантом.)
Оценка за доклад и за его письменный вариант (после проверки учителем) вносится в опросный лист.

Темы докладов
1. Общая характеристика истории страны в ХVI в.
2. Василий III.
3. Федор Иванович.
4. Россия к середине ХVI в.
5. Поход Ермака в Сибирь.
6.  Нерусские народы в составе Российского государства в ХVI в.
7. Ливонская война.
8. Опричнина.
9. Русский фольклор конца ХV — ХVI в.
10. Развитие научных знаний в России в конце XV — XVI в.
11.  Литература. Историческая и политическая мысль России конца ХV — ХVI в.
12. Архитектура России конца ХV — ХVI в.
13. Живопись России конца ХV — XVI в.
14. Быт народов России в ХVI в.

7. Завершающий контроль

Учитель отвечает на вопросы учащихся по всему изученному материалу блока. В случае их отсутствия кратко обобщает материал блока (мoдуль «консультация»).
Затем следует зачет. Под зачетом понимается вид проверочного испытания, а также отметка, удостоверяющая, что такие испытания выдержаны4.
Отметка за письменные ответы на вопросы (домашнее задание) после проверки их учителем будет внесена в опросный лист.

ЗАДАНИЕ

Ответить на вопросы одного из предлагаемых тестов, ответы сдать на проверку учителю.

ТЕСТ 1
Согласны ли вы с утверждением? Если согласны, то рядом с цифрой, которой оно обозначено, поставьте знак «+»; если не согласны — знак «—».

1.  Иван IV остался наследником престола в трехлетнем возрасте при регентше-матери Елене Глинской.
2. Когда Ивану IV было 15 лет, умерла его мать.
3.  Иван IV рос в условиях ожесточенной борьбы за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых.
4.  Боярское правление (1538—1547) запомнилось людям расхищением казны, раздачей должностей «своим людям», расправами, разбоями.
5.  Прежде чем Ивана IV венчали на царство по «чину венчания», составленному митрополитом Макарием, Ивана Васильевича стали именовать царем и великим князем всея Руси.
6.  Восстание июня 1547 г. в Москве привело к падению правительства Глинских и к приходу к власти Захарьиных.
7.  Избранная рада — кружок придворных деятелей, сложившийся при Иване IV к концу 40-х гг. XVI в., которому доверялось ведение государственных дел.
8.  В 1549 г. был созван первый в истории России Земский собор, т.е. съезд представителей всех российских сословий.
9.  Военные преобразования 50-х гг. XVI в. сводились к назначению главнокомандующего, к созданию постоянного стрелецкого войска, вооруженного холодным и огнестрельным оружием.
10.  По Судебнику 1550 г. упразднялась привилегия монастырей не уплачивать подати в казну.
11.  По Судебнику 1550 г. было введено крепостное право.

Изображение опричника на поддоне подсвечника. XVII в.
Изображение опричника
на поддоне подсвечника

XVII в.

12.  Судебник 1550 г. усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума.
13. Церковный coбop 1551 г. принял Стоглав — сборник решений собора о государственном устройстве.
14. В центральном и местном управлении России складывалась в XVI в. система Приказов.
15. В середине 50-х гг. завершилась губная реформа: право суда по важнейшим уголовным преступлениям было передано от наместников и волостелей к губным старостам.
16. Уложение о службе (1556) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли — один воин на коне и в полном вооружении.
17. Реформы 50-х гг. XVI в. укрепили государственное управление, военную систему государства, но не способствовали его централизации.
18. К середине ХVI в. в России увеличиваются размеры поместного, монастырского и крестьянского землевладения.
19. К середине ХVI в. в России растут старые, возникают новые города или поселения торгово-промышленного типа.
20. Задачей внешней политики России к середине ХVI в. стала ликвидация остатков Золотой Орды.

ТЕСТ 2
Смотри условия в тесте 1.

1.  В 1552 г. России покорилось Казанское ханство, в 1556 г. — Астраханское.
2.  Для защиты от набегов Крымского ханства строились засечные черты — линии крепостей, острогов, лесных завалов.
3.  В конце правления Ивана IV началось продвижение русских в пределы Сибирского ханства, где проживало около 2—2,5 млн жителей.
4.  В 1555 г. сибирский хан Кучум стал платить России дань (ясак) пушниной, но в 1572 г. хан Едигер (Эдигар) порвал отношения с Россией.
5.  К концу XVI в. Сибирское ханство перестает существовать, его территория входит в состав России.
6.  По южному и восточному берегам Финского залива располагались древние новгородские и псковские земли, в XIII в. захваченные крестоносцами и шведскими феодалами.
7.  По договору 1554 г. дерптский епископ должен был платить Москве Юрьевскую дань за захваченный когда-то город Юрьев (Дерпт), которую он в 50—60-х гг. регулярно выплачивал.
8.  В январе 1558 г. русская армия вступила в Ливонию и захватила Нарву, Дерпт и другие города.
9.  С 1564 г. России пришлось воевать на двух фронтах: западном — против Литвы и Ливонии — и южном — против Крыма и стоявшей за ним Турции.
10.  В 1556 г. Россия по предложению гетмана Ходкевича заключила с Речью Посполитой перемирие.
11.  В 1582 г. в Яме-Запольском русские послы заключили перемирие со Швецией, в 1583 г. — Плюсское перемирие с Речью Посполитой.

Большая государственная печать царя Ивана IV. Прорись
Большая государственная печать
царя Ивана IV

Прорись

12.  Ливонская война, длившаяся 25 лет (1558—1583), закончилась для России безрезультатно.
13.  С 50-х гг. ХVI в., с проведения военных реформ, появляются первые признаки разорения центра страны, его запустения.
14.  Под опричное удаление попал ряд земель на севере страны, на юге и в центре, часть Москвы.
15.  Часть государства, где сохранились старые порядки — с прежней боярской Думой, приказами — это земщина во главе с боярами.
16.  Опричнина — это своего рода восточная тирания, деспотия.
17.  Опричниной царь не достиг установления режима личной, неограниченной власти.
18.  Опричнина все же не подавила оппозицию, не ликвидировала удельный сепаратизм, самостоятельность и независимость в словах и действиях.
19.  С 1581 г. было организовано описание земель и введены «заповедные годы» временно, а просуществовали они целых 50 лет.
20.  В правлении Ивана Грозного современники и потомки единодушно видят большой государственный смысл — стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий на этом пути.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Планирование курса истории
по модульно-блочной системе

 

Блок Всего
часов
Модули Учебная литература
(параграфы)
1 2 3 4 5 6 7 8

10-й класс

1. История Руси с древности до XII в. 20 10 2 2 2 1 1 1 1 1—18
2. Русь в ХIII—ХV вв. 8 3 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 19—24
3. Россия в ХVI в. 6 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 25—28
4. Россия в ХVII в. 12 6 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 29—36,
38, 39
5. Россия в конце ХVII — первой четверти ХVIII в. 8 3 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 1 37,
40—44
6. Россия с 1725 г. до конца ХVIII в. 11 5 1 1 1 0,5 0,5 1 1 45—53
7. Россия в первой половине XIX в. 15 7 2 1 1 1 1 1 1 54—66
8. Россия во второй половине XIX в. 19 10 2 2 1 1 1 1 1 67—83
Итого: 99 46 11,5 9,5 7,5 5,5 5,5 6 7,5 Резерв 3 ч.

11-й класс

1. Россия до 1917 г. 12 4 2 1 1 1 1 1 1 Конспект
2. Россия в 1917 г. 4 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1—11
3. Гражданская война и иностранная интервенция 4 1 1 0,5 0,25 0,25 1 12—19
4. HЭП 4 1 0,5 0,25 0,25 1 1 20—25
5. Сталинский поворот 4 1 0,5 0,25 0,25 1 1 26—31
6. Советский Союз в годы Второй мировой войны 10 4 1 1 1 0,5 0,5 1 1 32—44
7. Послевоенные трудности 4 1 0,5 0,25 0,25 1 1 45—47
8. Хрущевские годы и кризис системы 12 6 1 1 1 0,5 0,5 1 1 48—61
9. СССР и Россия на историческом изломе 10 4 1 1 1 0,5 0,5 1 1 62—68
Итого: 64 23 5 7,5 4,5 4 4 7,5 8,5 Резерв 4 ч.
Всего: 163 69 16,5 17 12 9,5 9,5 13,5 16

Резерв 7 ч.

Название модулей из таблицы приложения: 1 — лекционно-практические занятия; 2 — творческая работа; 3 — работа с документами; 4 — работа с картой; 5 — работа с датами; 6 — работа с терминами; 7 — консультация; 8 — зачет.

Учитель. После проверки результатов тестирования необходимо получить ключ к тесту у учителя, найти все ошибки, допущенные при тестировании и запомнить правильные ответы. Если возникнут затруднения, вы должны обратиться за консультацией к учителю или ученику-консультанту.

КЛЮЧ К ТЕСТАМ

Тест 1

 

Тест 2
1 +
2 —
3 +
4 +
5 —
6 +
7 +
8 —
9 +
10 +
11 —
12 +
13 —
14 +
15 +
16 +
17 —
18 —
19 +
20 +
1 +
2 +
3 —
4 —
5 +
6 +
7 —
8 +
9 +
10 —
11 —
12 +
13 +
14 +
15 +
16 +
17 —
18 —
19 —
20 —

ЗАДАНИЕ

Взять сборник тестов по истории России и выполнить задания VII(1), VII(2), VII(3)5. Проверьте свои ответы по ключу на c. 95. Результаты тестирования внесите в опросный лист.

Учитель. Вы благополучно закончили работу над всеми модулями блока. Спасибо!

ПРИМЕЧАНИЯ

4 Работаем по учебникам: Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. М.: Просвещение, 1995; Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII — XIX в. М.: Просвещение, 1995; Дмитренко В.П. и др. История Отечества. ХХ в. М.: Дрофа, 1995.
5 Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Тесты по истории России с древнейших времен до конца XIX в. М.: Компания «Евразийский регион»; Российский университет дружбы народов; «Уникум-центр», 1997. С. 18—19.

Е.В. СМОРОДИНА,
кандидат исторических наук,
школа-гимназия № 1,
Брюховецкий р-н, Краснодарский край

TopList