Учиться у истории

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина «Дом Велеса». Сделайте свою жизнь здоровой и экологичной, приобретя соответствующие товары в интернет-магазине «Дом Велеса». Соляные лампы, очистители и увлажнители воздуха, мультиварки и пылесосы вы можете купить вот здесь, на официальном сайте магазина www.domvelesa.ru.

Еще раз о модульно-блочной системе
подачи учебного материала на уроках истории

В настоящее время объектами проверки учебных достижений школьников по истории являются:
—  знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;
—  усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;
—  владение элементами исторического анализа и объяснения;
—  умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;
—  умение оценивать исторические явления, действия людей в истории;
—  обоснованность личностного отношения к историческим событиям, их участникам, творениям культуры1.
Историческое образование в современных условиях — один из наиболее сложных компонентов федеральной системы образования. Вариативность учебных планов школ, альтернативные учебники и программы по преподаваемым историческим дисциплинам, незавершенность формирования демократической идеологии, разрушение ранее существовавших стереотипов — все это создает определенные трудности в изучении предмета.
Согласна с мнением, что знать историю нельзя, можно лишь запомнить определенную сумму фактов, выводов, определений, установок2 (причем весьма ограниченную для школьника сумму, да не прозвучит это банально, в наш век научно-технической информации дети перегружены знаниями). Очевидно, что мало кто способен выучить историю, зато почти каждый способен чему-то у нее научиться.Как же сделать процесс обучения наиболее оптимальным? Наверное, все дело в методиках, или технологиях.
Одна из разновидностей таких технологий — модульно-блочная система. О модульных уроках и модульной технологии еженедельник «История» уже писал3.
Модульная конструкция — это действительно целостность; нечто единое, составленное из взаимосвязанных элементов. Причем эти элементы разные приверженцы системы называют по-разному: функциональные модули, формомодули. Но суть, на наш взгляд, в том, что модуль — это определенный вид paбoты, который выполняют учащиеся.
Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части.
Модульно-блочная система — это довольно гибкая система: позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащимися; это довольно простая система — в том смысле, что школьники четко и ясно представляют объем работы, который они должны выполнить, объем информации, который они должны усвоить, умения и навыки, которыми они должны овладеть; это довольно четкая система — в блоке объединено определенное количество постоянно повторяющихся модулей, суть и назначение которых ясны и понятны обучающемуся; каждый из модулей позволяет выработать одно из умений, являющихся объектами проверки учебных достижений школьников по истории.
Модульно-блочная технология должна применяться не эпизодически, а именно как система. Важнейшие принципы модульно-блочной системы: сжатие материала (особенно в том случае, если фактология изучается не в первый раз), четкая мотивация всех этапов работы (всех модулей), мобильность (т.е. возможность варьировать модули в зависимости от материала или класса), самостоятельность и индивидуализация обучения (используются самообучение, самоконтроль, самоорганизация), сокращение учебного времени без ущерба для глубины знаний, практическая направленность (в смысле отработки умений и навыков с помощью различных видов упражнений: практикумов, собеседований, зачетов, творческих работ, тестирования). Модульно-блочную систему удобно использовать в 10—11-х классах при условии paботы школы по концентрической структуре построения учебных курсов.
Работа по модульно-блочной системе начинается с планирования (см. приложение в следующем номере). Изучаем курс «Россия с древнейших времен до наших дней», всего 5 часов. Курс истории 10-го класса разбит на 8 блоков, 11-го класса — на 9 блоков. (Из опыта видно, чем крупнее блок, тем удобнее в нем варьировать модули, тем меньше перегрузка учащихся. Обойтись без домашних заданий нельзя.)
Модулями являются: лекционно-практические занятия, творческая работа учащихся: написание докладов, рефератов по темам блока, работа с документами, работа с картой, работа с датами, работа с терминами, составление опорных конспектов по материалу учебных параграфов блока или работа с уже имеющимися конспектами. По итогам работы над блоком проводятся консультация и зачет.
В начале изучения блока учитель проводит мотивационно-установочную беседу, поясняющую содержание каждого модуля данного блока. Каждый ученик получает письменные рекомендации учителя по работе над модулями блока. На каждого ученика учитель заводит опросный лист. По итогам работы учащийся может получить комплексную оценку за все модули блока или за каждый из модулей в отдельности. Как известно, учет успеваемости учащихся 10—11-х классов осуществляется по полугодиям. В течение полугодия каждый из учащихся имеет право пересдать тот или иной модуль из изученных блоков в случае, если более глубоко (пo сравнению с моментом сдачи зачета) освоил материал или усовершенствовал умения и навыки. (Пересдачи осуществляем за счет часов индивидуальных занятий.)
При работе по модульно-блочной системе возникает ряд трудностей.
Для учителя: распечатывать большое количество материала, подбирать необходимые документы, систематизировать работу с датами и терминами, проверять большой объем письменной работы, выполненной учащимися, подбирать и готовить разнообразные задания.
Для учащихся: сопоставлять различные источники, обобщать большой объем материала и делать выводы, составлять конспекты, правильно распределять время работы, оценивать свою работу и работу товарищей.
В данной системе этап урока рефлексия отсутствует.
Модульно-блочная система имеет ряд преимуществ:
— умственная работа учащихся четко организована;
—  из огромного блока исторического материала выделено главное и второстепенное;
—  усиливается мотивация познавательной деятельности учащихся;
—  стимулируются самоконтроль и самооценка, что позволяет ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях и развить умения и навыки.

Ниже воспроизводится материал третьего блока 10-го класса «Россия в ХVI в.» со всеми его модулями.
Комплексная дидактическая цель изучения блока формулируется так: изучая блок материала «Россия в ХVI в.», вы получите знания об историческом периоде, связанном с правлением Ивана Грозного, о его внутренней и внешней политике, о состоянии России в XVI в., о развитии вотчинного и поместного землевладения, о крепостнической политике конца XVI в., о ее последствиях, о правлении Федора Ивановича — последнего представителя династии Ивана Калиты на московском престоле, о культуре и быте россиян. Вы продолжите учиться усваивать материал по текстам учебных пособий и дополнительной литературы, анализировать документальные материалы, составлять и воспроизводить опорные конспекты, систематизировать знания дат и терминологии, развивать навыки работы с картографическим материалом, обобщать изученный материал, ставить и реализовывать цели самостоятельной работы.

Этапы работы с модулями блока

1. Мотивационно-установочная беседа.
2.  Входной контроль (работа с имеющимися опорными конспектами).
3.  Лекционно-практические занятия.

3.1. Укрепление Российского государства в XVI в.
3.2. Иван Грозный.
3.3. Реформы Избранной рады.
3.4. Земские соборы.
3.5. Опричнина.
3.6. Внешняя политика Московского государства при Иване IV.

4.  Работа с терминами и датами.
5. Работа с документами и картой.
6. Творческая работа (доклады).
7. Завершающий контроль: консультация и зачет.

Оборудование

1. Опорные конспекты § 24—26 учебника истории для 8-го класса. (История Отечества: Учеб. для 8-го кл. / Под ред. Б.А. Рыбакова, А.А. Преображенского. 5-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1993. Учащиеся работали с данным учебником при изучении соответствующего курса истории в основной школе; конспекты составляли совместно с учителем, их имеют все учащиеся.)
2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в.: Учеб. для 10-го кл. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., Просвещение, 1995. § 25—28.
3. Ксерокопии фрагментов документов: Судебник 1550 г., Земский собор 1549 г., Стоглавый собор 1551 г., Учреждение опричнины. (Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., Просвещение, 1989. С. 107, 111—112, 119—123, 128—129.)
4. Доклады, подготовленные учащимися.
5. Карта «Российское государство во второй половине XVI в.» атласа по истории России.
6. Листы с датами, терминами, вопросами и заданиями к каждому этапу работы.
7. Опросные листы.

Урок 1—2

1. Мотивационно-установочная беседа

Иван Грозный молится перед Владимирской иконой Богоматери в Успенском соборе накануне похода на Казань

Иван Грозный молится
перед Владимирской иконой Богоматери
в Успенском соборе накануне похода на Казань

Миниатюра (из лицевого летописного свода).
1552 г.

Учитель.  Государства похожи на людей. Они рождаются, растут, крепнут, стареют, умирают. В истории Русского государства, центром которого стала Москва, XV век, как вы уже знаете, — время юности: в этот период быстро расширялась территория, одна за другой следовали военные победы, завязывались отношения с далекими странами, закладывалась идеология единого государства. Чем же был наполнен ХVI в.? Какие выдающиеся личности творили историю в этот период? Наибольшее внимание привлекает к себе время царствования Ивана Грозного. Попробуем определить роль этой эпохи в общем ходе исторического развития страны. Изменились ли в результате деятельности Ивана Грозного темп и направление движения истории? Какое наследие получили мы, люди ХХ в., от людей XVI в. (конечно же, через посредство других веков)? Были ли альтернативные пути развития страны в ХVI в.? Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы будем искать на протяжении 6 уроков.

2. Входной контроль

Учитель.  В курсе истории в 8-м классе мы уже бегло изучали рассматриваемый период и составляли опорные конспекты (ОК). Откройте ОК на с. 23—25. Работая в группе (4—5 человек), вы должны воспроизвести ОК. Вашу работу оценивает одноклассник-эксперт по 5-балльной шкале. Оценка выставляется в опросный лист.

(Контрольное время — 10 минут.)

3. Лекционно-практические занятия

3.1. Укрепление Российского государства в ХVI в.
процессе работы по данному вопросу учащиеся слушают лекцию учителя и делают записи в рабочей тетради.

(Контрольное время — 7 минут.)

3.2. Иван Грозный
В процессе работы по данному вопросу учащиеся слушают подготовленный доклад (из модуля «творческая работа») и делают записи в рабочей тетради.

(Контрольное время — 7 минут.)

3.3. Реформы Избранной рады
В процессе работы по данному вопросу учащиеся работают по материалам учебника и составляют ОК: с. 202—204.

(Контрольное время — 10 минут.)

ЗАДАНИЕ

После обсуждения в группе ответить на вопрос:
В чем суть разногласий между Иваном IV и Избранной радой?

(В потоке ответов учащихся учитель должен выделить главное: Избранная рада выступала за серьезные, глубокие реформы, рассчитанные на длительный период, за упрочение централизации государства; а Ивану IV были нужны немедленные результаты, быстрое усиление личной власти, поэтому, возможно, он и стал на путь террора против боярства, против собственного народа.)

(Контрольное время — 5 минут.)

3.4. Земские соборы
В процессе работы по данному вопросу учащиеся слушают лекцию учителя и делают записи в рабочей тетради.

(Контрольное время — 7 минут.)

3.5. Опричнина
Учащиеся работают по материалам учебника и составляют ОК: с. 214—218.

(Контрольное время — 15 минут.)

3.6. Внешняя политика Московского государства при Иване IV
Учащиеся работают по материалам учебника и составляют ОК: с. 211—214. Пользуются картой на с. 213 учебника и картой атласа «Российское государство во второй половине XVI в.».

(Контрольное время — 15 минут.)

ЗАДАНИЕ

Воспроизведите составленные ОК по вопросам 3.5, 3.6 в группе; сформулируйте вопросы (если они возникли) учителю.

(Контрольное время — 10 минут.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ПО ТЕРМИНАМ И ДАТАМ

По данному блоку необходимо выучить следующие ниже термины и даты. Учащиеся должны уметь рассказывать их устно, правильно выполнять тестовые задания по терминам и датам, сами составить тест. Эта работа будет проделана на следующем уроке.

Даты для запоминания
1533—1584 гг. — правление Ивана IV Грозного
1547 г. — венчание Ивана Грозного на царство
1549—1560 гг. — Избранная рада, реформы
1549 г. — первый Земский собор
1550 г. — Судебник Ивана Грозного
1551 г. — церковный собор, Стоглав
1552 г. — присоединение Казани
1556 г. — присоединение Астрахани
1558—1583 гг. — Ливонская война
1565—1572 гг. — опричнина
1584—1598 гг. — правление Федора Ивановича
1581 г. — установление «заповедных лет»
1597 г. — указ об «урочных летах»
Термины для запоминания

Казни бояр под Коломной в 1546 г. Миниатюра (из лицевого летописного свода)

Казни бояр под Коломной
в 1546 г.

Миниатюра
(из лицевого летописного свода)

«Заповедные годы» — запрет в течение этих лет крестьянского перехода с земли на землю, от одного владельца к другому.
Боярин — человек, получивший высший думный чин; любой вотчинник; равен понятию барин.
Дворяне — служилые люди, вошедшие в состав Государева двора.
Избранная рада — формально негосударственное учреждение, фактически — правительство России в
1549—1560 гг.
Стоглав — церковный собор 1551 г. Сборник, содержащий описание деяний и постановлений собора. Разделен на 100 глав, отсюда название. Установил единое Богопочитание и обряды, церковные каноны.
Каноны — общие правила церковной жизни.
Приказ — орган центрального управления.
Местничество — порядок назначения на военные и государственные должности, при котором учитывалась система соподчиненности в службе предков назначаемых.
Дворовая тетрадь — список членов Государева двора, составленный Иваном IV в 1552 г.
Кормления — система взимания налогов для собственных нужд военным, закончившим службу.
Губа — территория, округ.
Земский собор — собрание представителей земли Русской.
Опричнина — политический эксперимент Ивана IV, суть которого состояла в разделении России на две территории — земщину и опричнину (где существовало самоличное правление царя); учреждение опричнины привело к террору против земщины.
Крестьяне, крестьянство — от христиане — верующие во Христа и его учение; со времен Дмитрия Донского вместо различных наименований сельских жителей встречается слово христиане.
«Пожилое» — пошлина за пользование двором и земельным наделом, платили крестьяне при переходе от одного владельца к другому.
Крестьяне-старожильцы — крестьяне, прожившие четыре и более лет у землевладельца.
Крестьяне-новоприходцы — крестьяне, прожившие менее четырех лет у землевладельца.
«Урочные лета» — срок сыска беглых крестьян.
Изорники (от оратьпахать) — пахари.
Серебреники — те, кто брал в долг деньги — серебро — с обязательством отработать их своим трудом.
Половники, исполовники — те, кто работал на земле, как правило, «исполу» — за половину урожая.
Сироты монастырские — работавшие на церковных землях.

ЗАДАНИЕ

Вышеназванные термины записать в словарь и выучить. Кроме того, пользуясь записями в словаре, повторить следующие термины: вотчина, поместье; экстенсивный, интенсивный путь развития; сословие; барщина, оброк, отработочная рента; окольничие, дворец, казна.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Проект образовательного стандарта по истории авторского коллектива под руководством
Л.Н. Алексашкиной//История. № 42, 43/1996.
2 См.: Снегуров А. Хаос исторического познания и школьные уроки//История. № 11/1995.
3 История. № 27/1995; № 23/1996.

Окончание следует

Е.В. СМОРОДИНА,
кандидат исторических наук,
школа-гимназия № 1,Брюховецкий р-н, Краснодарский край

TopList