Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №24/2008
Задание по теме

История России — часть истории человечества

 

Сценарий учебного занятия «Народы и государства
на территории нашей страны в древности». 6 класс

 

СЛАЙД 1

Тема 1. Наша Родина в древности (2 часа)

Урок 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

 

1. Методическое обоснование темы урока

1.1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования

1.2. Курс истории: история Отечества

1.3. Уровень исторического образования: первый концентр

1.4. Класс: 6-й

1.5. Место в учебной теме (тематическом блоке): первый урок по теме «Наша Родина в древности»

1.6. Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение истории Отечества в 6-м классе выстраивается на основе образовательной программы «Школа 2100» (учебник: Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. Российская история с древнейших времён до начала XVI века). Структура и объём часов данной программы отвечают требованиям, предъявляемым Министерством образования.

2. Развёрнутая целевая установка урока

2.1. Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока

Цель. Проследить, как шёл исторический процесс на территории нашей страны от первобытности до начала нашей эры.

Задачи

Образовательные

• проследить процесс расселения людей на территории нашей страны;

• выяснить, как происходил переход от присваивающего к производящему хозяйству;

• сравнить типы хозяйства и образ жизни различных народов, сложившиеся на территории нашей страны;

• выяснить причины неравномерного исторического развития различных народов.

Развивающие

• развитие навыков работы с историческими источниками, схемами, иллюстрациями;

• развитие аналитических навыков (сравнение и обобщение).

Воспитательные

• воспитание интереса к истории Отечества;

• воспитание толерантности, уважения к истории, обычаям и традициям других народов.

 

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Настрой учащихся на работу.

II. Создание проблемной ситуации (4 мин.)

Обсуждение домашнего задания.

 

СЛАЙД 2

Это важно помнить!

Напиши (в предложенной форме) своё мнение по вопросу: «Что лучше — цивилизация или первобытное общество?»
Форма: Я считаю, что ______________ лучше __________ , потому что ________ .

 

Знакомимся с двумя историческими источниками. Выявляем содержащиеся в них противоречия и формулируем основной вопрос — учебную проблему урока.

 

СЛАЙД 3

Внимание! Исторический источник.

Из китайской хроники «Чжоу шу» об обычаях тюрков-кочевников. VI в.

«Они живут в палатках и войлочных юртах, переходят с места на место, смотря по достатку в траве и воде, занимаются скотоводством и звериною ловлею, питаются мясом, носят меховое и шерстяное одеяние.

Они помнят своё происхождение от волка. Ежегодно приносят жертву в пещере предков. Пьют кобылий кумыс и упиваются допьяна. Поклоняются духам, веруют в волхвов (волшебников). За славу считают умереть на войне, за стыд — кончить жизнь от болезней».

 

СЛАЙД 4

Внимание! Исторический источник.

Из сочинения арабского писателя Ибн Русте о славянах-земледельцах.

«В их стране холод до того силён, что каждый выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают остроконечную крышу…и на крышу накладывают землю. Страна славян ровная и лесистая…и нет у них виноградников. Большая часть их посевов из проса, во время жатвы они берут ковш с просяными зёрнами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого. Есть у них лютни восьмиструнные, гусли и свирели длиною в два локтя. Их хмельной напиток — мёд. И все они поклоняются огню».

Вариант проблемы: как происходил переход от первобытности к цивилизации на территории России?

III. Обсуждение ученических версий решения проблемы (5 мин.)

Изложение своих версий ученики начинают словами: «На территории нашей страны разные народы переходили к цивилизации различными путями...»

IV. Совместное определение плана урока. (3 мин.)

Примерный вариант плана урока

1. Первобытные охотники и собиратели на территории нашей страны.

2. Племена охотников, рыболовов и собирателей становятся земледельцами.

3. Народы Великой степи.

4. Города-государства Северного Причерноморья.

5. В соответствии с планом — открытие нового знания: осмысление истории России как части истории человечества. (20 мин.)

6. Выполнение заданий к тексту и иллюстрациям параграфа.

 

1. Первобытные охотники и собиратели на территории нашей страны

Работа с историческим источником:

СЛАЙД 5

Из мифов народов России — легенда манси

«Крылатая Кальм снова к Верхнему духу пошла. Сказала ему так:

– Вот люди на нашей земле появились. Теперь скажи, чем кормиться они станут, от холода чем тела свои прикроют?

Верхний Дух голову опустил, долго думал. Потом так ответил:

– В тайге, в лесной чаще, много сохатого зверя будет, на болота я оленей пущу. Там они жить станут, себе пищу искать, а люди туда пусть на промысел идут».

 

Определи, какой тип хозяйства был у народа манси, когда возникла эта легенда.

 

СЛАЙД 6

Первобытные охотники и собиратели на территории нашей страны

500 тыс. лет назад — большая часть современной России покрыта ледником. В холодных приледниковых степях расселяются сообщества древнейших людей (человек прямоходящий).

100 тыс. лет назад — на территории России (Кавказ, Алтай, Поволжье, Крым, Дон, Южная Сибирь) расселяются родовые общины древних людей (человек разумный).

40–35 тыс. лет назад — на территории современной России расселяются родовые общины людей современного вида.

В 4–3 тысячелетии до н.э. ледник отступил на север, первобытные собиратели и охотники освоили почти всю территорию нашей страны.

Что вы знаете о жизни первобытных охотников и собирателей? Используйте для ответа иллюстрацию.

 

2. Племена охотников, рыболовов и собирателей становятся земледельцами

 

СЛАЙД 7

Какие типы хозяйства утвердились в различных природных зонах нашей страны?

 

СЛАЙД 8

Типы хозяйства, утвердившиеся на территории нашей страны

 

СЛАЙД 9

Карта. Древние народы на территории нашей страны

Посмотрите на карте, какие народы проживали в древности на территории нашей страны.

Предположите, какой тип хозяйства преобладал у каждого народа?

От чего зависело преобладание того или иного типа хозяйства?

Календарь на бронзовом кольце

Календарь на бронзовом кольце

 

 

СЛАЙД 10

Таблица

Сравни время появления земледельческо-скотоводческого хозяйства и цивилизаций в Западной Европе и на территории современной России. Почему на территории нашей страны движение к цивилизации началось позже?

Таблица 1

Западная Европа Территория нашей страны
Земледелие и скотоводство на значительной территории региона V—III тыс. до н. э. III—I тыс. до н. э.
Первые крупные государства II тыс. до н. э. вторая половина
I тыс. до н. э.

Календарь на глиняной чаше

 

 

СЛАЙД 11

Охотники и земледельцы

Определи и объясни, каким календарём пользовались охотники, а каким — земледельцы.

 

СЛАЙД 12

Родовая община земледельцев

 

Опиши поселение земледельцев.

 

3. Народы Великой степи

Опиши маршрут кочевья родовой общины скотоводов.

 

СЛАЙД 13

Родовая община скотоводов-кочевников

 

СЛАЙД 14

Народы — кочевники на территории нашей страны

Тюрки    Булгары     Хазары

 

СЛАЙД 15

Земледельцы и скотоводы на территории нашей страны

С III по I тысячелетия до нашей эры племена степной и лесной полосы перешли к земледелию и скотоводству, начали движение от первобытного общества к цивилизации.

4. Города-государства Северного Причерноморья


 

СЛАЙД 16

Города-государства Северного Причерноморья и скифы

Вспомните всё, что вы знаете о греческих колониях на территории Северного Причерноморья. Как складывались отношения греков со скифами?

5. Формулирование выводов: как новое знание помогает решить учебную проблему урока. (5 мин.)

 

Вариант выводов

Новое знание:

На территорию нашей страны люди пришли около 500 тысяч лет тому назад. Хозяйство первобытных людей было присваивающим (охота и собирательство). В III—II тыс. до н. э. на основной территории нашей страны утвердился новый тип хозяйства — производящее (земледелие и скотоводство). Земледелием стали заниматься племена лесной зоны, скотоводством — степной. На севере сохранились охота и собирательство, как основной тип хозяйства. Во многом тип хозяйства зависит от природных и климатических условий. Образ жизни различных народов на территории нашей страны сильно различался. К цивилизации они приходили в разное время. Жители юга нашей страны испытали влияние Греко-римской цивилизации

6. Определение общего вывода по решению проблемы или выводы, если мнений несколько. (5 мин.)

 

Вариант вывода

 

СЛАЙД 17

Как происходил переход от первобытности к цивилизации на территории России

Около 10 тысяч лет назад первобытные охотники и собиратели освоили почти всю территорию нашей страны.

В III–I тысячелетии до н.э. начали движение к цивилизации кочевники — жители степной полосы и земледельцы лесной зоны. Юг нашей страны испытал влияние античной Греко-римской цивилизации.

 

Домашнее задание

Ознакомиться с новым параграфом (§ 3) и ответить на следующие вопросы.

 

СЛАЙД 18

Вспомни признаки первобытного общества. (5 мин.)

Объясни значение слов: народ, племя, родовая община, соседская община, государство.

Вспомни из курса истории Средних веков, на чьих территориях расселились германцы, славяне и другие варварские племена в ходе Великого переселения народов.

Елена САВИЦКАЯ,
п. Сангар, Республика САХА,
лауреат конкурса
«Я иду на урок истории»

Продолжение следует

TopList