Задание по теме |
История России — часть истории человечества
Сценарий учебного занятия «Народы
и государства
на территории нашей страны в древности». 6 класс
СЛАЙД 1
Тема 1. Наша Родина в древности (2 часа)
Урок 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.
1. Методическое обоснование темы урока
1.1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования
1.2. Курс истории: история Отечества
1.3. Уровень исторического образования: первый концентр
1.4. Класс: 6-й
1.5. Место в учебной теме (тематическом блоке): первый урок по теме «Наша Родина в древности»
1.6. Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение истории Отечества в 6-м классе выстраивается на основе образовательной программы «Школа 2100» (учебник: Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. Российская история с древнейших времён до начала XVI века). Структура и объём часов данной программы отвечают требованиям, предъявляемым Министерством образования.
2. Развёрнутая целевая установка урока
2.1. Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока
Цель. Проследить, как шёл исторический процесс на территории нашей страны от первобытности до начала нашей эры.
Задачи
Образовательные
• проследить процесс расселения людей на территории нашей страны;
• выяснить, как происходил переход от присваивающего к производящему хозяйству;
• сравнить типы хозяйства и образ жизни различных народов, сложившиеся на территории нашей страны;
• выяснить причины неравномерного исторического развития различных народов.
Развивающие
• развитие навыков работы с историческими источниками, схемами, иллюстрациями;
• развитие аналитических навыков (сравнение и обобщение).
Воспитательные
• воспитание интереса к истории Отечества;
• воспитание толерантности, уважения к истории, обычаям и традициям других народов.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Настрой учащихся на работу.
II. Создание проблемной ситуации (4 мин.)
Обсуждение домашнего задания.
СЛАЙД 2
Это важно помнить!
Напиши (в предложенной форме) своё мнение по
вопросу: «Что лучше — цивилизация или
первобытное общество?»
Форма: Я считаю, что ______________ лучше __________ ,
потому что ________ .
Знакомимся с двумя историческими источниками. Выявляем содержащиеся в них противоречия и формулируем основной вопрос — учебную проблему урока.
СЛАЙД 3
Внимание! Исторический источник.
Из китайской хроники «Чжоу шу» об обычаях тюрков-кочевников. VI в.
«Они живут в палатках и войлочных юртах, переходят с места на место, смотря по достатку в траве и воде, занимаются скотоводством и звериною ловлею, питаются мясом, носят меховое и шерстяное одеяние.
Они помнят своё происхождение от волка. Ежегодно приносят жертву в пещере предков. Пьют кобылий кумыс и упиваются допьяна. Поклоняются духам, веруют в волхвов (волшебников). За славу считают умереть на войне, за стыд — кончить жизнь от болезней».
СЛАЙД 4
Внимание! Исторический источник.
Из сочинения арабского писателя Ибн Русте о славянах-земледельцах.
«В их стране холод до того силён, что каждый выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают остроконечную крышу…и на крышу накладывают землю. Страна славян ровная и лесистая…и нет у них виноградников. Большая часть их посевов из проса, во время жатвы они берут ковш с просяными зёрнами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».
Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого. Есть у них лютни восьмиструнные, гусли и свирели длиною в два локтя. Их хмельной напиток — мёд. И все они поклоняются огню».
Вариант проблемы: как происходил переход от первобытности к цивилизации на территории России?
III. Обсуждение ученических версий решения проблемы (5 мин.)
Изложение своих версий ученики начинают словами: «На территории нашей страны разные народы переходили к цивилизации различными путями...»
IV. Совместное определение плана урока. (3 мин.)
Примерный вариант плана урока
1. Первобытные охотники и собиратели на территории нашей страны.
2. Племена охотников, рыболовов и собирателей становятся земледельцами.
3. Народы Великой степи.
4. Города-государства Северного Причерноморья.
5. В соответствии с планом — открытие нового знания: осмысление истории России как части истории человечества. (20 мин.)
6. Выполнение заданий к тексту и иллюстрациям параграфа.
1. Первобытные охотники и собиратели на территории нашей страны
Работа с историческим источником:
СЛАЙД 5
Из мифов народов России — легенда манси
«Крылатая Кальм снова к Верхнему духу пошла. Сказала ему так:
– Вот люди на нашей земле появились. Теперь скажи, чем кормиться они станут, от холода чем тела свои прикроют?
Верхний Дух голову опустил, долго думал. Потом так ответил:
– В тайге, в лесной чаще, много сохатого зверя будет, на болота я оленей пущу. Там они жить станут, себе пищу искать, а люди туда пусть на промысел идут».
Определи, какой тип хозяйства был у народа манси, когда возникла эта легенда.
СЛАЙД 6
Первобытные охотники и собиратели на территории нашей страны
500 тыс. лет назад — большая часть современной России покрыта ледником. В холодных приледниковых степях расселяются сообщества древнейших людей (человек прямоходящий).
100 тыс. лет назад — на территории России (Кавказ, Алтай, Поволжье, Крым, Дон, Южная Сибирь) расселяются родовые общины древних людей (человек разумный).
40–35 тыс. лет назад — на территории современной России расселяются родовые общины людей современного вида.
В 4–3 тысячелетии до н.э. ледник отступил на север, первобытные собиратели и охотники освоили почти всю территорию нашей страны.
Что вы знаете о жизни первобытных охотников и собирателей? Используйте для ответа иллюстрацию.
2. Племена охотников, рыболовов и собирателей становятся земледельцами
СЛАЙД 7
Какие типы хозяйства утвердились в различных природных зонах нашей страны?
СЛАЙД 8
Типы хозяйства, утвердившиеся на территории нашей страны
СЛАЙД 9
Карта. Древние народы на территории нашей страны
Посмотрите на карте, какие народы проживали в древности на территории нашей страны.
Предположите, какой тип хозяйства преобладал у каждого народа?
От чего зависело преобладание того или иного типа хозяйства?
Календарь на бронзовом кольце
СЛАЙД 10
Таблица
Сравни время появления земледельческо-скотоводческого хозяйства и цивилизаций в Западной Европе и на территории современной России. Почему на территории нашей страны движение к цивилизации началось позже?
Таблица 1
Западная Европа | Территория нашей страны | |
Земледелие и скотоводство на значительной территории региона | V—III тыс. до н. э. | III—I тыс. до н. э. |
Первые крупные государства | II тыс. до н. э. | вторая половина I тыс. до н. э. |
Календарь на глиняной чаше
СЛАЙД 11
Охотники и земледельцы
Определи и объясни, каким календарём пользовались охотники, а каким — земледельцы.
СЛАЙД 12
Родовая община земледельцев
Опиши поселение земледельцев.
3. Народы Великой степи
Опиши маршрут кочевья родовой общины скотоводов.
СЛАЙД 13
Родовая община скотоводов-кочевников
СЛАЙД 14
Народы — кочевники на территории нашей страны
Тюрки Булгары Хазары
СЛАЙД 15
Земледельцы и скотоводы на территории нашей страны
С III по I тысячелетия до нашей эры племена степной и лесной полосы перешли к земледелию и скотоводству, начали движение от первобытного общества к цивилизации.
4. Города-государства Северного Причерноморья
СЛАЙД 16
Города-государства Северного Причерноморья и скифы
Вспомните всё, что вы знаете о греческих колониях на территории Северного Причерноморья. Как складывались отношения греков со скифами?
5. Формулирование выводов: как новое знание помогает решить учебную проблему урока. (5 мин.)
Вариант выводов
Новое знание:
На территорию нашей страны люди пришли около 500 тысяч лет тому назад. Хозяйство первобытных людей было присваивающим (охота и собирательство). В III—II тыс. до н. э. на основной территории нашей страны утвердился новый тип хозяйства — производящее (земледелие и скотоводство). Земледелием стали заниматься племена лесной зоны, скотоводством — степной. На севере сохранились охота и собирательство, как основной тип хозяйства. Во многом тип хозяйства зависит от природных и климатических условий. Образ жизни различных народов на территории нашей страны сильно различался. К цивилизации они приходили в разное время. Жители юга нашей страны испытали влияние Греко-римской цивилизации
6. Определение общего вывода по решению проблемы или выводы, если мнений несколько. (5 мин.)
Вариант вывода
СЛАЙД 17
Как происходил переход от первобытности к цивилизации на территории России
Около 10 тысяч лет назад первобытные охотники и собиратели освоили почти всю территорию нашей страны.
В III–I тысячелетии до н.э. начали движение к цивилизации кочевники — жители степной полосы и земледельцы лесной зоны. Юг нашей страны испытал влияние античной Греко-римской цивилизации.
Домашнее задание
Ознакомиться с новым параграфом (§ 3) и ответить на следующие вопросы.
СЛАЙД 18
Вспомни признаки первобытного общества. (5 мин.)
Объясни значение слов: народ, племя, родовая община, соседская община, государство.
Вспомни из курса истории Средних веков, на чьих территориях расселились германцы, славяне и другие варварские племена в ходе Великого переселения народов.
Елена САВИЦКАЯ,
п. Сангар, Республика САХА,
лауреат конкурса
«Я иду на урок истории»