Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №14/2009
Задание по теме

 

Духовный подвижник и защитник Руси

Материал может быть использован при подготовке урока по теме
«Культура Древней Руси. Жития святых». 6, 10 классы

См. также: «За любовь и верность. Блг. князья Пётр и Феврония» № 11/2009;
«Образ святого Георгия Победоносца на Руси» № 12/2009.

 

2007 г. оказался богат на юбилейные даты. Кроме революционных, которые нынче отмечают немногие, можно выделить те, что близки каждому русскому человеку. Среди них 600-летие со дня смерти покровительницы Москвы Евдокии, жены Дмитрия Донского (см. «История» №23/2007), и её современника, преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца (скончался в 1407 г.), а также 460-летие его канонизации Русской Православной церковью (1547 г.) и 355-летие обретения мощей святого (1652 г.).

Памятник преподобному Савве Сторожевскому,
открытый 22 августа 2007 г. у стен Саввино-Сторожевского монастыря
к 600-летию представления святого. Скульптор С.Сорокин

Монашество и Русь Православная — понятия неразделимые. Монашество — это подвиг, мученичество, принимаемое как для искоренения зла в душе отдельного человека, так и мира в целом. Слово «монах» в переводе с греческого означает «одинокий», и это как нельзя лучше характеризует сущность жизни людей, посвятивших себя Богу.

Конец XIV в. дал Руси истинных столпов веры, монахов, многие из которых разошлись по стране с благословления преподобного Сергия Радонежского. Духовный подвижник, покровитель и защитник Савва Сторожевский считается одним из первых (по времени и положению) его учеников.

С именем святого связаны труды многих известных людей в России деятелей культуры, в частности, А.С.Пушкина. Великий поэт переложил текст жития Саввы Сторожевского с церковно-славянского на современный ему литературный язык. Наиболее известным и полным источником сведений о святом остаётся житие, составленное игуменом Маркеллом Хутынским, по прозвищу Безбородый, записанное в середине XVI  в.

Автор жития ставит в известность читателя, что он ничего «не ведает о рождении и о воспитании» Саввы, но предполагает, что его происхождение — из знатного боярского рода. По преданию, святой «оставил имущество и сменил мягкие одежды на грубые иноческие рубища». Уйдя из мира, Савва становиться монахом Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева Лавра), учеником Сергия: «Пребывал в его обители в совершенном послушании, в монашеской жизни обучаясь воздержанию и бдению, чистоту во всём соблюдая, как украшение всего иноческого жития. Работая много руками своими, в пении молясь беспрестанно, никогда ни с кем не беседуя, но больше уединяясь и в молчании пребывая».

Рождественский собор (1405 г.) с Саввинским приделом XVI в.

После Куликовской битвы Дмитрий Донской по обету, данному им до сражения с Мамаем, построил монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы к северо-западу от Троицкого монастыря, на берегу реки Дубенки.

Начальником обители игумен Сергий выбрал Савву. «Блаженный же Савва, когда принял благословление старца, пребывал на месте том, не отягощаясь вещами земными и имея житие ангельское, постом и бдением себя усмиряя, пустынными травами причащаясь и ими питая плоть свою, от сытой же пищи и мягкой одежды совсем отказавшись», — говорит житие.

В 1392 г. после смерти Сергия Радонежского, настоятелем Троицкого монастыря был избран блаженный Никон, который вскоре отказался от этого поста, «братия же, не имея возможности быть без настоятеля, после многих просьб возвела на игуменство блаженного Савву в великую Лавру».

Начальствование святого продолжалось шесть лет, до 1398 г. Частым посетителем обители стал сын Дмитрия Донского и его жены Евдокии — Юрий Звенигородский. «Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил к себе любовь и уважение и в Юрии, и князь избрал его своим духовником». В одно из посещений Троицкой обители князь Юрий «с большой просьбой обратился к блаженному Савве, чтобы пошёл с ним в город Дмитров и помолился и дал благословение дому его. Христолюбивый же этот князь ещё более упрашивает старца, чтобы тот основал монастырь в отечестве его близ Звенигорода, где есть место, называемое Сторожи».

Преподобный Савва Сторожевский
на фоне монастыря. Икона. Начало XIX в.

Преподобный Савва, видя желание князя иметь при себе мудрого руководителя, согласился и, укрепляясь молитвой, отправился на гору Сторожу. Место, избранное для сооружения обители, чрезвычайно полюбилось святому, оно показалось ему, по выражению жизнеописателя, «яко же небесный рай благовонными насажен цветами». Опираясь на помощь князя Юрия, Савва возвёл деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, получившую название от иконы, принесённой святым из Троицкого монастыря, а также, недалеко от неё, малую пещеру-келью для себя. Вскоре слух о поселившемся в этих местах святом разнёсся по округе, «и собралось к нему несколько братии, и основали общее житие». Савва стал первым игуменом нового монастыря, названного «Дом Пречистой Богородицы на Сторожах».

Явление св. Саввы Сторожевского
царю Алексею Михайловичу. Н.С.Самокиш. 1896 г.

Наиболее раннее описание пещеры святого относится к началу XIX в., принадлежит оно епископу Енисейскому Никодиму: «Угодник Божий жил больше в уединённой пещере — версты полторы от монастыря, в тесной ущелине, поросшей лесом, близ речки Разварни… Говорят, что преп. Савва пещеру вырыл в земле, но после бока её земляные скипелись так, что обратились в камень чудодействующею десницею Божьей». На многочисленных иконах XIX века «Преп. Савва в пещере» святой запечатлён под низким сводом, стоящим или коленопреклонённым перед образом Богородицы, где горит лампада, на небольшом столике лежит раскрытая книга.

В 1399 г. преподобный благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию: «Иди, благоверный князь, Господь да будет с тобою, помогая тебе, и врагов своих одолеешь, и благодатью Христовой здрав возвратишься в своё отечество». Через три недели поход завершился полной победой русских и взятием множества городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Уникальный по свой быстроте и отдалённости, он помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана. В благодарность за успешное предприятие князь «повелел воздвигнуть церковь каменную и искусно украсить её. И дал блаженному сёла многие и средств достаточно для строительства монастыря».

Явление преподобного Саввы принцу Богарне.
Газета «Петербургский листок» (выходила в Петербурге с 1864 по 1917 г.)

В период с 1399 по 1405 гг. в обители развернулось грандиозное строительство. Центром его являлся Рождественский собор. Для росписи храма был приглашён молодой тогда иконописец Андрей Рублёв. По благословлению преподобного Саввы он создал уникальный Звенигородский чин (иконы для иконостаса), часть которого хранится сейчас в Третьяковской галерее. Кроме того, старец стал главным вдохновителем создания знаменитой иконы «Троица», прославившей великого художника.

«Между тем преподобный Савва, понесший столько трудов, изнуривший плоть свою тяжкими келейными и пещерными подвигами, впал в болезнь телесную и, призвав братий, поучал их… Наконец, назначив преемником себе одного из учеников, предал праведную душу свою в руце Божии 1407 года декабря 3-го дня; игуменствовал в обители сей около 9 лет, — повествует житие». Тело святого было похоронено в белокаменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Посетители обители стали свидетелями многих чудес, происходящих при его гробе. В 1547 г. по инициативе монастырской братии и митрополита Макария преподобный Савва был канонизирован Русской Православной церковью.

Рака, в которой до революции почивали мощи
преподобного Саввы Сторожевского. Раскрашенная гравюра. 1916 г.

Вообще, с монастырём и именем святого Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое — это удивительное спасение старцем царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (оставшись в лесу один, без свиты, царь неожиданно упал перед страшным зверем; казалось, гибель была неминуема, но неожиданное, истинно чудесное появление преподобного, при виде которого медведь удалился, спасло ему жизнь). В знак благодарности с середины XVII в. царь перестраивает обитель и делает её местом своего богомолья и резиденцией первой жены — Марии Милославской. 19 января 1652 г. состоялось знаменательное событие в истории монастыря — обретение мощей святого. Второе чудо — явление преподобного во время Отечественной войны 1812 г. пасынку Наполеона Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода. Старец просил его не разорять монастырь, и Богарне, послушавшийся старца, стал единственным среди главных маршалов императора, оставшихся в живых, как и предсказал ему Савва.

Преподобный Савва Сторожевский
с житием в 12 клеймах. Икона. 1835 г.

В XX в. монастырь разделил участь многих русских обителей. После 1917 г. он был закрыт и разорён, мощи святого украдены. След их нашли только в 1998 г. Теперь они возвращены в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, в придел святого Саввы.

Наталья ДОРОЖКИНА

 

Рекомендуемая литература

Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М., 2005.

Диакон Матфей (Кудрявцев). От корня Радонежского //Памятники Отечества. 1992. №№ 2—3.

Жизнеописания достопамятных людей Земли Русской. М., 1992.

Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII в.). М., 1994.

Ковалёв К. Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы. М., 2007. (Серия ЖЗЛ)

Москва православная. Декабрь. М., 2006.

Тихомиров М.Н. Средневековая Москва. М., 1997.

TopList