«И раздрася вся земля Русская»

Очерк Древнерусской государственности
от рассвета до заката
Материал статьи рекомендуется использовать для разработки темы
«Киевская Русь». 6-й и 10-й класс.

Уже давно стали расхожим выражением слова: «Корни славянства теряются в бездне столетий» — или подобные им. И это в общем верно. До сих пор нет возможности пусть даже приблизительно определить отправную точку их исторически необозримо-длительного пути развития. Не известно даже, когда славяне выделились в особый этнос из громадного этнокультурного массива, который составляли их пращуры совместно с балтами и другими древними народами, и когда славяне появились на европейском пространстве.
Точно так же невозможно ответить на вопрос: когда возникли первые государственные (или даже предгосударственные) объединения в восточнославянской среде. Древнейшая из сохранившихся летописей, «Повесть временных лет», застает славян в процессе расселения с территории их общей прародины1 и, естественно, уделяет главное внимание славянам восточным.
«Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…»2
Современные историки в общем согласны во мнении, что эти поляне, древляне и другие общности людей, называемые в «Повести» ее наиболее вероятным автором Нестором «родами», представляли собой союзы восточнославянских племен. Они в процессе своего развития создали фундамент древнерусской государственности. Но вот что представляла собой эта государственность, особенно в начальной стадии своего бытия?
Обстоятельства и время рождения Русского государства, которые историки назвали Киевской, или Древней Русью, а летописцы именовали Русской землей или просто Русью, до сей поры не вполне ясны. И это притом, что уже более 200 лет проблематика истории Киевской Руси находится в фокусе исследовательских интересов ученых многих стран. Создано немало обобщающих трудов — достаточно вспомнить соответствующие тома многотомных историй Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, книги В.В. Мавродина, М.Н. Тихомирова, Б.А. Рыбакова и многих других. Однако все они посвящены собственно истории Киевской Руси — политической, социальной, экономической и культурной. Становление же и развитие древнерусской государственности остались в сочинениях названных и неназванных уважаемых ученых как бы на втором плане.
Главным, а во многих случаях единственным источником исследования процессов образования восточнославянского государства до сих пор остается летопись. Долголетнее изучение знаменитого этногеографического введения к «Повести временных лет» привело некоторых ученых к выводу, что летописец последовательно воспроизвел картину расселения славян на просторах Восточной Европы, сплочения племен в союзы, затем перерастания крупнейших из них (полян, северян, волынян, дулебов и др.) в объединения стадиально высшего типа — племенные княжения. Эти процессы охватывают конец V — первую половину ІХ вв. Возникновение и развитие частной собственности и связанные с ней имущественное и социальное расслоение стали, на мой взгляд, одним из главных факторов перехода от союзов племен к княжениям.
Но представляется ошибочной неоднократно высказывавшаяся мысль, будто бы в таких княжениях существовала социально обособленная потомственная племенная знать во главе с князем и его дружиной3. Для времени, предшествовавшего образованию государственности, это трудно представить. Ведь резкое и окончательное отчуждение власти от народной массы принадлежит к главным признакам государства. Поэтому племенные княжения не являлись начальной формой восточнославянской государственности: то были еще догосударственные объединения. Вместе с тем, они составили фундамент ее образования и стали непосредственными предшественниками первого славянского государства, возникшего в Среднем Поднепровье в середине ІХ в. Речь идет о княжестве, во главе которого стоял Аскольд (в «Повести временных лет» рядом с ним назван и Дир, на самом деле княживший после Аскольда)(см. № 14/2004).

Ольга и Святослав. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Ольга и Святослав

Миниатюра из Радзивилловской летописи

Существуют летописные известия, позволяющие думать, что процессы огосударствления Среднего Поднепровья проходили уже во времена Аскольда: князь подчинял себе окрестные союзы племен4, вел активную внешнюю политику: наряду с походом на Константинополь в 860 г. он воевал с болгарами и нанес тяжелое поражение печенегам5. Киевское княжество Аскольда (совершившего знаменитый поход на Царьград в 860 г.) стало той этнической, социальной и политической сердцевиной, вокруг которой впоследствии, с конца ІХ в., начала складываться Древнерусская держава. Это княжество было первым восточнославянским государством, расположенным на небольшой территории Среднего Поднепровья.
Первое, как мне кажется, твердое свидетельство источника относительно существования общерусской государственности6 относится ко времени после утверждения Олега в Киеве (около 882 г.): «Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам и мери...»7 Был определен порядок взимания дани на подвластных князю землях, которые таким образом окняжались; также создавались опорные пункты центральной власти в землях племенных княжений. Этот созидательный процесс был энергично продолжен князем Олегом в ближайшие годы.

Владимир Святой наблюдает за построением Белгорода. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Владимир Святой наблюдает за
построением Белгорода

Миниатюра из Радзивилловской летописи

Считая временем рождения первого восточнославянского — но еще не общерусского (!) — государства середину ІХ в., трудно возражать против того, что систематические и достаточно достоверные известия о рождении и развитии государственности на Руси начинаются в летописи с конца ІХ в. Утверждение Олега в Киеве стало решающим шагом на пути государственного строительства в восточнославянской среде. Русский Север был присоединен к русскому же Югу, а Киев провозглашен столицей уже не Киевского княжества, а Древнерусского государства. В уста князя Олега летописец вкладывает знаменательные слова: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: “Да будет это мать городам русским”»8, т.е. столицей.
После сведений о строительстве Олегом городов и установлении князем даней «Повесть временных лет» рисует картину последовательного распространения центральной государственной власти на земли племенных княжений и союзов. Земли присоединяемых к Киеву восточнославянских племенных объединений сразу же огосударствливались путем распространения на них систем собирания дани, судопроизводства и администрации:
«Начал Олег воевать против древлян, и, покорив их, брал с них дань по черной кунице» (883); «пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил наних легкую дань» (884); «послал [Олег] к радимичам, спрашивая: “Кому даете дань?” Они же ответили: “Хазарам”. И сказал им Олег: “Не давайте хазарам, но платите мне” … И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал»9 (885). Перед нами — начало складывания древнерусской государственности, переданное летописцем в динамике: одни союзы племен уже покорены князем, с другими он еще воюет, стремясь присоединить их к Киеву.
Со времен княжения Олега в Киеве (882—912) начинается история древнерусской государственности. По моему мнению, складывание Киевского (Русского) государства прошло три основных этапа.
Первый, начальный – определяется временем княжений Олега и его преемника Игоря (912—944). В это время государство было непрочным, связи между его составными частями — слабыми. Власть центра на местах была малоощутимой, часто номинальной. Племенные вожди, особенно на значительном удалении от Киева, чувствовали себя независимыми от князя и вели себя соответственно. Поэтому смена князя в Киеве обычно приводила к отпадению сильнейших племенных княжений. Под 913 г. «Повесть временных лет» заметила: «После Олега стал княжить Игорь… И затворились от Игоря древляне по смерти Олега»10, т.е. перестали платить дань и отказались подчиняться его людям, перед которыми закрылись ворота древлянских городков. К этому следует добавить нерегламентированность повинностей и взимание дани в наиболее примитивной и насильственной форме полюдья.
О характере и методах взимания полюдья и связанной с ним смерти Игоря красноречиво поведала летопись. Осенью 944 г. «Игорь пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его». Обстановка в Древлянской земле создалась напряженная, но князь не понял этого. Обозрев награбленное, он велел своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу [пособираю дань. – Авт.] еще»11. Убедившись в жадности князя и нарушении им договоренностей с их знатью, древляне убили его. Этот жестокий урок учла вдова и преемница Игоря на киевском престоле Ольга (944—964).
Поэтому есть основания считать, что второй этап в развитии государственности Руси начался с княжения Ольги. Подавив в 945 г. восстание древлян и отомстив их князьям за смерть мужа, «пошла Ольга по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты». Этим ее деятельность в области государственного строительства не ограничилась. На следующий год «отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани, и ловища ее, сохранились места ее стоянок и места для охоты»12.
Летопись в фольклорно-легендарной форме описала решительные меры княгини по упорядочению системы и норм взимания дани, организации опорных пунктов центрального правительства на местах, распространения административной и судебной систем на все подвластные Киеву земли. Умные, дальновидные и целенаправленные действия Ольги были решающим шагом на пути огосударствления племенных княжений и союзов, началом превращения их земель в государственную территорию Киевской Руси.
Этот, второй этап создания древнерусской государственности завершается в начале княжения Владимира Святославича (978—1015), когда племенные союзы и княжения окончательно вошли в состав государства. Тогда оно начало превращаться в раннефеодальное.

Древнерусские мечи. Найдены на предполагаемом месте гибели князя Святослава и его дружины

Древнерусские мечи.
Найдены на предполагаемом месте
гибели князя Святослава и его дружины

Как подчеркивают летописцы, в последней трети Х в. княжеская власть, оставаясь наследственной, делается единоличной. «Повесть временных лет», извещая о восхождении Владимира на киевский престол, лаконично констатирует: «И стал Владимир княжить в Киеве один»13, т.е. единовластно. Еще более укрепило его власть введение христианства на Руси в качестве государственной религии (989—990). Вскоре после этого собор русских епископов торжественно объявил князю: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость»14, т.е. провозглашалось божественное происхождение княжеской власти на Руси. На время княжений Владимира и его сына и наследника Ярослава (1019—1054) приходится третий и завершающий этап государственного строительства в восточнославянском обществе.
Таким образом, древнерусская государственность сложилась и развивалась более столетия в обществе восточных славян, которое оставалось еще родоплеменным. Предлагаю в связи с этим назвать первое русское государство середины ІХ — большей части Х вв. надплеменным, поскольку власть тогда не только отделилась от массы народа, но и поднялась над самой племенной верхушкой, приобрела индивидуальный и наследственный характер. Это государство было организовано уже по территориальному принципу и этим решительно отличалось от предшествующих ему протогосударственных объединений. Такой была социальная сущность Древнерусского государства времен его складывания.

Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый

Что же касается формы Древнерусского государства ІХ — Х вв., то следует принять удачное определение, предложенное известным современным историком-медиевистом Е.А. Мельниковой: дружинное государство15. Ибо господствующий класс такого государства был представлен верхушкой дружины, из ее членов состоял в течение всего времени его существования элементарный аппарат управления. Дружина осуществляла собирание дани и судебные функции. Такой была рассветная пора Русского государства.
Современные историки в общем сходятся во мнении, что Русская земля (как называют страну и государство древнерусские источники) времен Владимира и Ярослава была относительно объединенной монархией. Академик Л.В. Черепнин утверждал: «Со времени княжения Владимира имеются все основания говорить о раннефеодальной монархии на Руси… Форма государства при Владимире и Ярославе выглядит иначе, чем при Олеге, Игоре и Святославе»16.
Действительно, консолидация государства предвладимировой эпохи была все же недостаточной. Для действенного управления была слишком большой и его территория. Даже в первые годы правления Владимира Святого Древняя Русь, по выражению академика Б.А. Рыбакова, оставалась «достаточно аморфным государством». В результате проведения Владимиром Святославичем административных, судебных, военных, идеологических и других реформ страна стала значительно более консолидированной. Со второй половины правления Владимира можно говорить, вероятно, о Древнерусском государстве как о раннефеодальном.
Приход к власти Ярослава Владимировича в 1019 г., после четырехлетней кровопролитной борьбы с братьями за Киев, поставил преемника Владимира перед трудными задачами. Необходимо было восстановить единовластную монархию, — что он сумел сделать лишь после смерти брата Мстислава в 1036 г. Нуждались в укреплении государственная структура, система управления на местах, создание нового, соответствовавшего изменениям в общественно-экономической жизни первого в истории Руси писаного свода законов; в результате чего родилась Русская Правда. В княжение Ярослава Русь достигла пика своего могущества, экономического подъема и высокого международного авторитета. Нестор называет его «самовластцем в Русской земле»17.
Кончина Ярослава Мудрого (1054) означала прекращение (правда, лишь на время) единоличной формы правления на Руси. К власти пришел триумвират его старших сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода. Причиной этому послужили правовая нечеткость завещания («ряда») самого Ярослава18 и отсутствие качеств самодержца у его старшего сына Изяслава, согласно «ряду» севшего в Киеве. Триумвиры совместно правили на Руси почти двадцать лет. При том что братья заботились прежде всего о наращивании собственных владений, их соправительство в определенной мере способствовало внутренней стабилизации в государстве.

Гробница Ярослава Мудрого в киевской Софии
Гробница Ярослава Мудрого
в киевской Софии

Но усилиями честолюбивого и алчного Святослава Ярославича в начале 1073 г. триумвират был разрушен («воздвиг дьявол распрю в братьи этой — в Ярославичах. И были в той распре Святослав со Всеволодом против Изяслава»19). Изяслав бежал в Польшу, далее в Германию и вернулся на Русь лишь после смерти вокняжившегося в Киеве младшего брата, в конце 1076 г. Однако Изяслав предпочел единоличному правлению соправительство с младшим братом Всеволодом, черниговским в то время князем. Этот новый дуумвират продолжался чуть больше года (с середины 1077 до начала октября 1078 г.) и был прерван гибелью Изяслава в битве с племянниками Борисом Вячеславичем и Олегом Святославичем, стремившимися отнять земли у своих дядей20.
В Киеве единолично вокняжился единственный оставшийся в живых из сыновей Ярослава Всеволод. Но и он отдал дань соправительству с сыном — Владимиром Мономахом. Их узко-семейный дуумвират продолжался вплоть до смерти Всеволода (1093), после чего Владимир добровольно уступил киевский великокняжеский престол старшему в роде Ярославичей — сыну Изяслава Святополку21.
Святополк Изяславич сел на «золотой» киевский стол в трудное для Руси время. Усилился натиск половецких ханов на южные земли Киевского государства. Поэтому по совету своего окружения он стремится заключить союз с двоюродным братом Владимиром Мономахом, к тому времени зарекомендовавшим себя успешным полководцем в противостоянии натиску Половецкой степи. Этот дуумвират действовал, несмотря на разногласия, а то и раздоры между его членами, вплоть до смерти Святополка (1113). Его прочности способствовали постоянная половецкая угроза и необходимость держать в узде буйных черниговских Святославичей, во главе с печально известным союзником половецких ханов Олегом «Гориславичем»22 (названным так в «Слове о полку Игореве» за наведение половцев на Русскую землю и сеяние усобиц).
Соправительство Святополка и Мономаха на Руси в середине ХІ — начале ХII вв. вовсе не означало крушения монархической формы правления. Древнерусское государство продолжало оставаться монархией, но не с одним, а с двумя государями во главе. Для той поры соправительство означало не только определенное ослабление центральной власти, но и стабилизацию внутреннего положения и способствовало успеху борьбы с кочевнической степью, что особенно ярко проявилось во времена действия дуумвирата Святополк Изяславич — Владимир Мономах, когда в результате победоносных походов 1103—1111 гг. половецкие ханы были далеко отброшены от рубежей государства23.
Громкие победы над половцами способствовали не только защите русских людей и страны от степных хищников, консолидации государства, но и возвышению его международного авторитета. Описывая, пожалуй, наиболее выдающуюся победу русского войска над грабительской Половецкой степью, одержанную под водительством Владимира Мономаха в 1111 г., Нестор с гордостью и восхищением пишет: «Возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся по всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам [Византии. – Авт.], венграм, полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу…»24
Кончина Святополка в очередной раз круто изменила течение политической жизни Руси. В Киеве вспыхнуло восстание против подручных умершего князя, творивших насилия и несправедливости в отношении горожан. Киевские верхи, собрав вече, позвали в князья авторитетного Владимира Мономаха: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет… а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри...»25. В связи с угрозой падения княжеской власти и наступления всеобщего хаоса немолодой уже Владимир после тяжких раздумий согласился занять неспокойный киевский престол: «Сел она на стол отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих»26.
Вокняжение Мономаха привело к реставрации, — казалось, забытой к тому времени в обществе единоличной монархии. Ошибаются те историки, которые утверждают, будто бы самовластие Владимира Всеволодича было лишь тенью самовластия его деда Ярослава и прадеда Владимира: мол, он не мог уже столь свободно, подобно им, распоряжаться на Руси, перемещать князей из удела в удел без их на то воли.
Уже первые его шаги в качестве великого князя киевского обнаруживают стремление к неограниченной власти. И Мономах достигает ее. Он, так же как его прадед и дед, сажает подвластных ему князей на престолы, переводит их из одной волости в другую, наказывает непокорных лишением столов. Самовластие Мономаха ярко проявилось в эпизоде с упокорением минского князя Глеба Всеславича, столь ярко описанном летописью: «Ходил Владимир походом на Глеба [Всеславича]. Глеб ведь воевал с дреговичами27, Случеск пожег, и не каялся в этом и не выражал покорности, но еще больше перечил Владимиру, укоряя его». Как видим, и речи не было о вооруженном выступлении Глеба против Мономаха. Но и словесного выражения недовольства оказалось достаточно для того, чтобы Владимир силой укротил Глеба и, «дав ему наставление обо всем, дал ему Минск», — но уже как единоличный государь... «И обещался Глеб во всем слушаться Владимира»28.
Времена княжений Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха можно считать расцветом, своеобразным полуднем древнерусской государствености.
Относительно объединенная раннефеодальная единоличная монархия на Руси, достигшая пика могущества и славы в княжение Владимира Мономаха, вдруг прекратила существование вскоре после его кончины (1125). В сущности, княжение в Киеве его сына Мстислава (1135—1132) было инерционным продолжением самовластного царствования его великого отца.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Находившейся, согласно многолетним исследованиям ученых, между Вислой и Днепром.
2 Повесть временных лет. Подг. текста, перев., статьи и коммент. Д.С. Лихачева. — 2-е изд. — СПб., 1999. — С. 144. Здесь и в дальнейшем цитаты из древнерусских источников даются в переводах на современный русский язык.
3 См., напр.: Королюк В.Д. Основные проблемы формирования раннефеодальной государственности и народностей славян Восточной и центральной Европы // Становление раннефеодальных славянских государств. — Киев, 1972. — С. 218.
4 В Никоновской летописи под весьма условным 864 г. сказано: «В том же году воевали Аскольд и Дир полочан и много зла им принесли» (ПСРЛ. Т. 9. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. — СПб., 1862. — С. 9), а новгородский летописец знает, что эти князья «были ратными с древлянами и уличами» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.; Л., 1950. — С. 106). И в том и в другом случае речь шла о насильственном «окняжении» земель названных племенных союзов.
5 Никоновская летопись. — С. 9.
6 Здесь и далее выделено мною.
7 Повесть временных лет. — С. 150.
8 Там же. С. 150.
9 Там же.
10 Там же. С. 158.
11 Там же. С. 163.
12 Там же. С. 165.
13 Там же. С. 174.
14 Там же. С. 194.
15 Мельникова Е.А. К типологии становления государств в Северной и Восточной Европе // Образование Древнерусского государства. Спорные проблемы. — М., 1992. С. 39.
16 См., напр.: Черепнин Л.В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства IХ — начала ХIII вв. // Исторические записки. — М., 1972. № 89. — С. 359—360.
17 Повесть временных лет. — С. 203.
18 Князь не назвал своего преемника на киевском княжении, а лишь сказал: «Поручаю стол (престол) мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня» (Повесть временных лет. — С. 203) Эта многословная и расплывчатая в правовом смысле формула была истолкована младшими братьями Изяслава лишь как признание его старшим в роде.
19 Повесть временных лет. — С. 216.
20 Там же. С. 224.
21 Там же. С. 230.
22 Котляр Н.Ф. Соправительство в Древней Руси (ХІ — начало ХII в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. Х Чтения к 80-летию члена-корреспогндента АН СССР В.Т. Пашуто. — М., 1998.
23 Повесть временных лет. — С. 234—236, 258—265, 268 и др.
24 Там же. С. 263.
25 Там же. С. 264.
26 Там же. С. 264—265.
27 без дозволения великого князя.
28 Повесть временных лет. — С. 267.

Окончание следует

 Николай КОТЛЯР,
член-корреспондент НАН Украины,
доктор исторических наук, профессор
 г. Киев

TopList