«Прекраснейшая подмосковная...»

Архитектурно-парковый ансамбль Кузьминки

Окончание. Начало в № 31/2004

II. Пешком по Кузьминкам

В настоящее время в Кузьминках сохранилось более 20 памятников архитектуры. К сожалению, среди них мало построек, полностью восстановленных и отреставрированных. Однако несмотря на все потери и утраты ансамбль имения сохранил уникальность своей структуры и планировочную целостность. Территория Кузьминок имеет много входов, расположенных с разных сторон. Однако тому, кто придет посмотреть усадьбу впервые, лучше всего воспользоваться главным въездом, находящимся в начале Кузьминской улицы — бывшего Влахернского проспекта (Влахернская прешпектива). Он начинается от белокаменного восьмигранного обелиска — единственного паркового памятника Кузьминок, дошедшего до наших дней. Вероятнее всего, поводом для его сооружения стал визит в имение, 29 июля 1837 г., великого князя Александра Николаевича, впоследствии императора Александра II. Автор обелиска неизвестен; им могли быть как А.О. Жилярди, работавший тогда в Кузьминках, так и его ученик М.Д. Быковский (в документах фамильного архива Голицыных обелиск упоминается только с 1840-х гг.). Не сохранились находившиеся рядом с обелиском Чугунные ворота, копия ворот «Любезным моим родителям», установленных по проекту К.И. Росси в Павловске — имении императрицы Марии Федоровны (в отличие от них ворота в Кузьминках были увенчаны не государственным гербом — двуглавым орлом, а отлитым по рисунку скульптора И.П. Витали гербом князей Голицыных с грифонами-щитодержателями).

Чугунные ворота и начало Влахернского проспекта. Фото начала XX в.
Чугунные ворота и начало Влахернского проспекта.

Фото начала XX в.

Сразу же за обелиском по левую сторону Кузьминской улицы начинаются регулярные аллеи Звезды (она же Роща 12-ти прешпектив, или Часы), созданной в 1765 г. садовником И.Д. Шнейдером (Шрейдером). По правой стороне улицы расположена английская, то есть пейзажная часть кузьминского парка, называвшаяся Нижним садом. Работы по ее созданию начались в 1811 г. и были продолжены после окончания Отечественной войны 1812 г. Сейчас здесь сравнительно много старых деревьев — мелколистной липы (они не очень крупные и практически все больны), а ближе к улице — гладкого вяза.
На территории Нижнего сада, примерно на половине пути к усадьбе, находится Садоводство. Ближе всех к улице стоит Флигель садовника: деревянный дом с мезонином, из-за своего цвета имеющий еще одно название — Серая дача. Первоначально он был сооружен между 1829 и 1831 гг. для тогдашнего кузьминского садовника А.И. Гоха, скорее всего по проекту Д.И. Жилярди, но в 1976—1979 гг. был отстроен практически заново после пожара. Сейчас в этом здании находится музей-центр писателя К.Г. Паустовского.
За Серой дачей расположены два очень похожих друг на друга двухэтажных кирпичных дома, напоминающие английские коттеджи. Это садовые флигеля, в которых жили рядовые садовники, их ученики, служители и садовые рабочие, обслуживавшие большое оранжерейное хозяйство. Сначала, в 1840—1841 гг., А.О. Жилярди выстроил восточный флигель, в котором находились квартиры (на четыре семьи) служителей и казарма для рабочих. А в 1845—1846 гг. он же параллельно поставил аналогичный по архитектуре западный флигель, где поселились непосредственно садовники. После этого оба здания были соединены между собой кирпичной оградой, которая не сохранилась. Теперь оба помещения занимает мини-школа — негосударственное образовательное учреждение.

Восточный садовый флигель
Восточный садовый флигель

С юга к школьной территории примыкает глухой деревянный забор. За ним находятся бывшие оранжереи Садоводства, сооруженные в первой трети XIX в. по проекту Д.И. Жилярди. От них уцелело около трети первоначального объема, ныне находящегося в аварийном состоянии.
За Садоводством, на острове в центре Китайского (или Щучьего) пруда, когда-то стоял выстроенный в 1820-х гг. Д.И. Жилярди павильон Березовый домик. В нем хранились лодки, на которых княжеские гости отправлялись в путешествия по кузьминским прудам. Ставший бесхозным, павильон был сожжен гуляющими в 1923 г. На месте разрушившихся от времени мостиков устроены современные металлические. На другом берегу пруда находился памятник императрице Марии Федоровне — ее бронзовая статуя в виде аллегории мира с пальмовой ветвью в руке была выполненна скульптором И.П. Витали. Кто-то из местных дачников в конце XIX — начале ХХ в. умудрился отломить императрице палец. Поэтому, чтобы спасти статую от местных вандалов, ее спрятали. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Первоначально памятник находился внутри сооруженной по проекту Д.И. Жилярди шестнадцатиколонной деревянной ротонды с куполом, увенчанным государственным гербом — двуглавым орлом. В 1852 г. обветшавшую ротонду заменила необладающая видимыми стилевыми признаками трехчастная чугунная беседка, спроектированная М.Д. Быковским. После Октябрьского переворота ее сдали в металлолом.
От Китайского пруда можно вернуться на Кузьминскую улицу или одну из параллельных ей тропинок и пойти в сторону усадьбы. По дороге — на той же стороне, что и Садоводство, — встретится большая поляна, на которой находился памятник Петру I, сооруженный в 1844 г. по проекту М.Д. Быковского. Это был чугунный обелиск, увенчанный золоченым государственным гербом — двуглавым орлом. Его пьедестал украшала надпись: «На сем месте было жилище Императора Петра Великого», но теперь очевидно, что специально сооруженного для Петра I дома в Кузьминках никогда не существовало. Вскоре после Февральской революции обелиск лишился двуглавого орла, а в конце 1920-х гг. разделил судьбу беседки над памятником Марии Федоровне.

Памятник императрице Марии Федоровне. Фото начала XX в.

Памятник императрице
Марии Федоровне.

Фото начала XX в.

От места, где стоял обелиск, тропинка приводит к берегу Нижнего Кузьминского, или Мельничного пруда, который начали сооружать в 1789 г. Именно в него впадает канал, идущий от Китайского пруда Садоводства. На Нижнем пруду находится островок, когда-то соединявшийся с берегами мостиками. Один из них, Проволочный, или Висячий мост имел еще одно характерное название — Трясучка — довольно любопытное инженерное сооружение (несшее и эстетическую нагрузку), устроен в 1826—1828  гг. по проекту Д.И. и А.О. Жилярди и при участии механика Девиса. После Октябрьского переворота его также сдали в металлолом.
Недалеко, на том же берегу Нижнего пруда, за современным металлическим забором находится низкий белокаменный цоколь, на котором стоит колонна, устремленная в никуда. Это отдаленно напоминает руины античного храма. Еще не так давно здесь стоял один из парковых павильонов — Мыльная, сооруженная Д.И. Жилярди в 1816—1817 гг. в стиле ампир.
Чтобы добраться до самой старой постройки Кузьминок — дошедшей до наших дней Церкви Влахернской иконы Божьей Матери, к которой относительно недавно вернулась прежняя роль доминанты в ансамбле имения, нужно перейти на левую сторону Кузьминской улицы. Церковь сооружали в два этапа. В 1759—1762 гг. были выстроены церковное здание, первоначально имевшее барочный декор, и отдельно стоявшая деревянная колокольня. На основании косвенных данных можно предположить, что авторство проекта церкви принадлежало петербургскому архитектору С.И. Чевакинскому, по проекту которого в то время шло строительство московского Пречистенского дома М.М. Голицына (ныне Волхонка, 12). Автором проекта церковной колокольни, выполненного весной 1760 г., был И.П. Жеребцов. Кроме придела Александра Невского, центральную часть церкви окончательно отделали и освятили только в 1774 г., но достаточно скоро М.М. Голицын перестроил здание, получившее новые завершение и обработку фасадов в формах зрелого классицизма, и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы были предположительно проведены по проекту Р.Р. Казакова в 1784—1785 гг. Какое-то участие в них принимал В.И. Баженов, его имя значится в смете на необходимый строительный материал. Кроме того, нужно отметить, что эта церковь очень близка к кругу работ архитектора Е.С. Назарова, хотя его имя и не упоминается ни в каких документах о Кузьминках. Видимо, и многие проекты Е.С. Назарова, и церковь в Кузьминках имеют какой-то общий прототип, несомненно, западноевропейского происхождения.
В одном из церковных приделов — преподобного Сергия Радонежского — 13 февраля 1859 г. был похоронен владелец Кузьминок С.М. Голицын. Его могилу и убранство интерьеров уничтожили после закрытия церкви в 1929 г. А после перестройки здания под Дом отдыха ЦК профсоюза автомобильной промышленности во второй половине 1930-х гг. оно почти совершенно утратило прежние черты. Только в 1994—1995 гг. по проекту Е.А. Воронцовой был проведен комплекс работ по восстановлению церкви, а водонапорная башня, находившаяся в ее зоне, была ликвидирована.
За церковью находится небольшое одноэтажное, круглое в плане здание Ризницы с чуть наклонными стенами, выстроенное в 1829—1830 гг. В ней Д.И. Жилярди повторил свое более раннее произведение — часовню при Павловской (ныне 4-й городской) больнице в Москве (ул. Павловская, 25).
Кузьминская улица заканчивается у собственно усадьбы Голицыных — Парадного двора, первоначально называвшегося в документах «большим» или «передним», а в начале ХХ в. — Главной площадкой. Это горизонтальная, частично подсыпанная терраса, лежащая на одном уровне с улицей. С севера его ограничивает ров, через который перекинут арочный мостик, и ограда с подпорной стенкой, облицованной кирпичом. Через правильные интервалы решетка ограды прекрасного классического рисунка прерывается каменными тумбами, а через две-три тумбы в состав ограды включены пьедесталы, на которых лежат чугунные львы — старинные символы силы и могущества. Мостик и ограда были сооружены в 1811—1812 гг., возможно, по проекту А.Н. Воронихина, но облик, близкий к современному, они приобрели только в 1833—1838 гг. после капитальной реконструкции, произведенной А.О. Жилярди. Тогда на мостике установили четыре чугунных фонаря-канделябра (с богато орнаментированными стволами), отлитых по модели Ж. Коломбо. У подножия каждого из них, как бы охраняя вход, сидят четыре грифона, словно сошедшие с родового герба династии Романовых. Первоначально гипсовые львы ограды были заменены чугунными, а старые решетки ныне существующими. Наиболее поздний по времени элемент ограды — ведущие в Парадный двор ворота, выполненные в духе так называемого «второго рококо», приходящегося примерно на 1870-е гг.

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках

Ризница

Церковь Влахернской иконы
Божьей Матери в Кузьминках
Ризница

В центре Парадного двора ныне стоит статуя Ленина, интересная лишь своим постаментом из красного гранита. Он остался от памятника императору Николаю I, с 1856 г. находившегося на островке Верхнего Кузьминского пруда. За статуей открывается, казалось бы, типичная усадебная композиция: в центре большой Господский дом с портиком, а перпендикулярно ему — слева и справа — два одноэтажных флигеля. Однако это всего-навсего иллюзия, которая не может обмануть внимательного зрителя. Дело в том, что здание, похожее на господский дом, на самом деле им никогда не являлось. Оно сооружено в 1927—1931 гг. С.А. Тороповым на фундаменте сгоревшего господского дома Голицыных и в схеме повторяет его объемное решение, закрепляя положение в ансамбле. На главном фасаде этого здания установлены мемориальные доски в память сотрудников института, погибших в 1941—1945 гг., и видных ученых, здесь работавших: С.Н. Вышелесского, И.И. Иванова, Я.Р. Коваленко, К.И. Скрябина. Основной вход в корпус украшают два чугунных египетских льва, очевидно перенесенные от одного из флигелей.
Оба флигеля — небольшие одноэтажные деревянные здания, выдержанные в классицистических формах, первоначально были сооружены в 1814—1815 гг. по проекту Д.И. Жилярди. Документы называют восточный флигель «флигелем княжны Елены Михайловны», по имени жившей в нем незамужней сестры С.М. Голицына. К настоящему времени он сильно обветшал и никак не используется. Западный флигель, сгоревший вместе с господским домом, был воссоздан на прежнем месте по проекту О.М. Голубевой только в 1953 г. — уже не из дерева, а из силикатного кирпича.
Южнее его находятся два грота — небольшие искусственные пещеры в насыпном холме. По числу входов их условно называют Трехарочный и Одноарочный. Все элементы гротов выложены декоративной кладкой, в которой чередуются невысокие ряды гладко тесаного белого камня с более высокими рядами ноздреватого декоративного. Гроты были созданы между 1811 и 1830 г. Первая из этих дат — время начала создания на территории имения английского, то есть пейзажного парка (сада), в общий характер которого вполне вписываются такие романтические «руинные» композиции. Часть его, находившаяся вокруг Парадного и Красного дворов, называлась Верхним садом. Сегодня оба грота запущены и постепенно разрушаются.

Мостик, ведущий на Парадный двор. Канделябры с грифонами

Ворота Парадного двора

Мостик, ведущий на Парадный двор.
Канделябры с грифонами
Ворота Парадного двора

Лев у входа в Господский дом на Парадном дворе

Лев у входа в Господский дом
на Парадном дворе

К ограде Парадного двора с востока примыкает несоразмерно длинный двухэтажный дом в классицистическом стиле. На самом деле он состоит из двух зданий — Приказчикова и Людского флигелей, сооруженных в 1808—1812 гг. Хотя их архитектор неизвестен, можно со значительной долей вероятности предположить, что им был И.Д. Жилярди, в то время постоянно работавший в Кузьминках. В 1929—1930 гг. на месте ограды между ними соорудили небольшой архитектурный объем с фронтоном, объединивший оба здания в один длинный корпус, за которым с того времени закрепилось название «Соединение». Возможно, автором проекта реконструкции флигелей был С.А. Торопов.
Приказчиков и Людской флигеля являются северной границей хозяйственного Красного двора, примыкающего с востока к Парадному двору и имеющего форму правильного четырехугольника. Когда создавались флигеля, названия Красный двор еще не существовало. В документах оно встречается только начиная с 1820-х гг., хотя фактически этот двор (состоявший из жилых домов для дворовых и различных хозяйственных сооружений: каретных сараев и конюшен, погребов и др.) начал складываться лет за пятьдесят-шестьдесят до того. Все постройки Красного двора объединены кирпичной оштукатуренной оградой, везведенной в 1837 г. А.О. Жилярди. Ее западная часть со временем была разобрана. В 1955 г. ограда была реставрирована по проекту О.М. Голубевой, а ее несуществующие к тому времени части выстроили заново.
Подлинный фрагмент ограды, за долгие годы утративший штукатурку и завершение, связывает Соединение со стоящей перпендикулярно ему не менее длинной маловыразительной двухэтажной постройкой. Это Конюшня, или Конюшенный корпус с сараями и погребами, сооруженный в 1837—1838 гг. по проекту А.О. Жилярди. В нем находились княжеские экипажи и лошади для них (породистые скаковые лошади содержались не здесь, а на специально сооруженном для них Конном дворе). Первоначально Конюшня была одноэтажной, но в 1920—1930-е гг. ее капитально реконструировали и надстроили вторым этажом, возможно под руководством все того же С.А. Торопова. Сегодня это здание занимает организованная Институтом ветеринарии гостиница для кошек и собак, а с юга к нему примыкает участок, обнесенный современным забором. Раньше там находился хозяйственный двор института, а теперь расположен гараж. Однако это место тоже заслуживает посещения. Ведь в глубине участка под открытым небом хранится ряд любопытных декоративных элементов: звено решетки от ограды Парадного двора, два больших чугунных фонаря-канделябра и два египетских льва, когда-то украшавших входы в восточный флигель на Парадном дворе.
Согласно документам, к Красному двору относится и Померанцевая оранжерея (Оранжевая дача), формально находящаяся за его территорией. Это одно из самых интересных зданий Кузьминок, сооруженное в 1811—1815 гг. Архивные документы пока не позволяют утвердительно ответить на вопрос, кто является автором ее проекта: И.Д. Жилярди, Д.И. Жилярди или А.Н. Воронихин. Вышка, возведенная над центральным круглым залом оранжереи, в котором и находились кадки с померанцевы-ми деревьями, появились только в 1836 г. при перестройке здания, предположительно проведенной по проекту А.О. Жилярди. В отделке зала использованы мотивы древнеегипетского зодчества — одной из стилеобразующих тенденций ампира. Сохранились украшающие его колонны с папирусообразными капителями и потолочные росписи в желтых и бледно-розовых тонах. В настоящее время в Померанцевой оранжерее находятся лабораторные помещения и уникальная библиотека Института экспериментальной ветеринарии.
От оранжереи можно пройти к еще одному сооружению Красного двора — Кухне, которую обычно называют Египетским павильоном. Ее здание, сооруженное в 1813—1815 гг., было поставлено в одну линию с господским домом. Гладкие скошенные стены и суживающиеся кверху окна придают зданию непривычный для глаза вид и действительно напоминают памятники древнего Египта. Экзотика усиливается двумя пальмообразными колоннами портика. Он завершается классическим фронтоном, на поле которого изображена голова сфинкса, поддерживаемая крылатыми женскими фигурами. Вопрос об авторстве памятника до сих пор не решен окончательно. Известно, что строительство завершал Д.И. Жилярди. Однако из документов не следует, что он является автором проекта здания, хотя и это не исключено. Некоторые исследователи Кузьминок приписывают идею его создания А.Н. Воронихину. Но и его авторство пока тоже не подтверждено документально. Сейчас сильно обветшавшее здание Кухни, искаженное пристройкой 1930-х гг., никак не используется.

Западный флигель на Парадном дворе

Восточный флигель на Парадном дворе

Западный флигель на Парадном дворе
Восточный флигель на Парадном дворе

Между кухней и маловыразительным одноэтажным зданием погребов 1830-х гг., ограничивающим Красный двор с юга, находится проход на его непосредственную территорию. С запада в ограду двора встроен флигель, первоначально сооруженный в 1830-х гг. по проекту А.О. Жилярди для княжеской прислуги. В 1955 г. по проекту О.М. Голубевой он был выстроен заново, увы, все из того же силикатного кирпича.
Далее можно либо вернуться обратно прежним маршрутом, либо напрямую пройти через парк к Слободке, расположенному восточнее Парадного и Красного дворов ансамблю невысоких зданий. Это комплекс для дворовых людей Голицыных, ежегодно превращавшийся в гостиницы во время гуляний 2 июля. Дорога, проложенная вдоль Слободки, называется Тополевой аллеей. В 1837 г. вдоль нее было посажено 100 тополей, купленных у садовника К. Унгебауера, что и дало ей такое название. В документах начала ХХ в. Тополевая аллея называется Большой.
Со стороны церкви линию застройки Слободки замыкает Священнический флигель, или Дом причта, построенный по проекту А.О. Жилярди в 1835—1837 гг., — двухэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание в стиле ампир. В нем жили местные священники, дьячки, пономари и псаломщики вместе со своими семьями, первоначально занимавшие только второй этаж, на первом этаже до начала 1870-х гг. помещалась богадельня. Теперь в здании находится местная воскресная школа. С двух сторон к Дому причта примыкает ограда, сооруженная в 1832—1838 гг. А.О. Жилярди. Первоначально она соединяла все здания Слободки, а затем под прямым углом проходила позади них, образуя замкнутую территорию, разделенную на два хозяйственных двора.

Приказчиков и Служительский флигели (Соединение)
Приказчиков и Служительский флигели (Соединение)

Следующее здание за Домом причта по Тополевой аллее — Служительский, или Большой слободской флигель, сооруженный в 1830—1833 гг. для четырнадцати семей дворовых людей. Это одно из последних произведений Д.И. Жилярди в России, окончательно завершенное уже после его отъезда на родину под наблюдением А.О. Жилярди. В 1999 г. по решению правительства Москвы в так называемом Слободском флигеле был организован музей Государственного историко-культурного и природного рекреационного комплекса «Кузьминки — Люблино» (Тополевая аллея, 6). Первоначально музей имел статус временной выставки. Сегодня он громко и красиво называется Музей русской усадебной культуры, являясь филиалом Музея истории города Москвы.
Следующее здание Слободки — Прачечная, или Прачечный флигель. Это здание выстроено по проекту Д.И. Жилярди в 1827—1828 гг. Первоначально предполагалось, что оно будет одноэтажным с мезонином, по-видимому таким же, как на находящемся за ним здании больницы. Однако уже в процессе строительства проект был изменен, и флигель стал целиком двухэтажным. В нем находилось помещение для сушки белья, колодец, сток для воды, там жили и сами прачки. В конце 1970-х  гг. здание частично отреставрировано по проекту В.А. Еропкина и М.И. Шишкова и приспособлено под административные и служебные помещения Экспериментальной специальной научно-производственной мастерской, ныне Экспериментальный специальный научно-реставрационный производственный центр «Реставратор ХХI века», занимающий и последнее на территории Слободки здание, но первое по времени возникновения, — Больницу, или Больничный флигель (другое название — Белая дача), сооруженный в 1808—1809 гг., возможно, по проекту И.Д. Жилярди. Это деревянный одноэтажный дом с мезонином и двумя выступающими по краям ризалитами. Больница, ставшая одним из наиболее старых подмосковных лечебных заведений, была открыта в 1809 г. и обслуживала дворовых людей Голицыных. В 1869 г. здание было арендовано Московским уездным земством за 700 руб. в год для лечебницы Влахернского лечебного участка, официально охватившего территории четырех волостей Московского уезда: Выхинской, Нагатинской, Пехорской и Царицынской (большая часть их территорий теперь входит в городскую черту). В этой лечебнице 29 мая 1882 г. и скончался художник В.Г. Перов. Мезонин, в котором прошли его последние дни, был относительно недавно воссоздан реставраторами. Одно время на здании находилась мемориальная доска, посвященная художнику.

Большой Служительский флигель (ныне Музей русской усадебной культуры)

Большой Служительский флигель
(ныне Музей русской усадебной культуры)

Перспективу Тополевой аллеи замыкает большой комплекс полуразрушенных зданий в псевдоготическом стиле. Это Скотный двор, который по своим размерам, методам ухода и содержания скота в свое время считался одним из лучших образцовых заведений такого рода. Правда, литр молока от содержавшихся на этом скотном дворе племенных йоркширских коров, привезенных из самой Англии, обходился С.М. Голицыну несколько дороже литра шампанского.
Скотный двор, сооруженный в 1836—1838 гг. по проекту А.О. Жилярди, в плане представляет собой замкнутое пространство, ограниченное корпусами и фрагментарно сохранившейся чугунной оградой. Оно состоит из собственно скотного двора, куда входили конюшня, коровник и отделение для телят, двух двухэтажных флигелей, в которых жили конюхи и скотники, и крестообразного в плане павильона, предназначавшегося для одного из племянников С.М. Голицына. Эту постройку отделали с роскошью: ее большие комнаты получили паркетные полы и голландские печи, а стены двухсветной гостиной на втором этаже были обтянуты фламандским полотном. В 1845 г. слева и справа от павильона, на ограде между ним и флигелями, были установлены скульптуры быков, видимо выполненные по моделям скульптора барона П.К. Клодта фон Юренсбурга (возможно, это те самые, которые сейчас находятся на территории Микояновского мясоперерабатывающего завода. В конце 1880-х гг. на средства Московского уездного земства и одного из местных дачников — потомственного почетного гражданина В.В. Пегова — здания скотного двора были реконструированы под лечебницу (Больницу), переведенную сюда со Слободки. В 1990-х гг., после вывода больницы, опустевшие постройки не раз горели и превратились в руины.
Дорожка, идущая по левому берегу пруда, приводит к расположенным у воды крупным тесаным блокам дикого камня — остаткам пристани У Пропилеев. Она была обязана своим названием павильону Пропилеи, поставленному выше ее на берегу. В 1830 г., то есть одновременно с пристанью, его выстроил Д.И. Жилярди — двухрядную колоннаду, бывшую одним из основных сооружений декоративной парковой архитектуры Кузьминок. Пропилеи просуществовали до 1943—1944 гг., когда были разобраны на дрова сотрудниками Института экспериментальной ветеринарии.

Померанцевая оранжерея

Конюшня на Конном дворе

Померанцевая оранжерея
Конюшня на Конном дворе

Скотный двор

Скотный двор

Далее на этой же дорожке находятся руины Горбатого, или Арочного моста, в 1845 г. перекинутого через так называемую канаву — неглубокую короткую лощину, по весне превращавшуюся в один из стоков в Верхний пруд. Этот мост, сооруженный по проекту М.Д. Быковского, в 1996 г. раздавил въехавший на него самосвал.
За остатками моста расположено самое известное сооружение Кузьминок — Конный двор, сооруженный в 1819—1823 гг. по проекту Д.И. Жилярди в виде замкнутого каре, состоящего из двухсветного здания конюшни и примыкающих к нему фуражных и каретных сараев, а также флигелей, расположенных П-образно вокруг объединенного с ними оградой Музыкального павильона — сцены, на которой выступал домашний крепостной оркестр С.М. Голицына, в праздничные дни увеселявший хозяина и его гостей роговой музыкой. К сожалению, подлинный павильон сгорел в 1978 г., и теперь здесь стоит его точная копия. К входу в здание ведет широкая лестница, по сторонам которой с 1846 г. расположены чугунные скульптурные группы «Укротители коней», отлитые по моделям скульптора барона П.К. Клодта на голицынских Пашийских заводах (самые известные отливки «Укротителей» украшают Аничков мост в Петербурге).
Недалеко от Конного двора находится полуразрушенное кирпичное здание — Птичий двор (птичник), сооруженный в 1805—1806 гг. по проекту И.В. Еготова. К настоящему времени — это единственная спроектированная им и хоть в какой-то степени сохранившаяся постройка в Кузьминках. Во время Отечественной войны 1812 г. все экзотические птицы, находившиеся на птичьем дворе, были убиты, увезены французами и, разумеется, съедены. Оставшиеся без использования постройки в конце 1810-х — начале 1820-х гг. были перестроены Д.И. Жилярди под кузницу.

Музыкальный павильон Конного двора
Музыкальный павильон Конного двора

На плотине между Верхним и Нижним прудами находятся остатки Мельницы, ранее объединявшей в своем составе несколько сооружений: мост на плотине, несуществующий ныне дом мельника с хозяйственными постройками и собственно мельницу. При С.М. Голицыне Мельница была ликвидирована, на ее цокольном этаже, оставшемся от здания 1810—1811 гг., по проекту М.Д. Быковского в 1843—1844 гг. был поставлен так называемый Мельничный флигель — деревянный двухэтажный дом, декорированный с использованием мотивов ренессанса, в котором размещались княжеские гости (в литературе о Кузьминках его обычно называют Дом на плотине). В 1995 г. Мельничный флигель настолько сильно пострадал от пожара, что восстановление его обгорелых руин оказалось невозможным. Теперь на его цоколе поставлен новодел.
Одновременно со строительством Мельничного флигеля обветшавший мост был заменен М.Д. Быковским ныне существующим — в виде пологой приплюснутой арки, облицованной белым камнем. На концах моста установили белокаменные столбы с чугунными фонарями, воссозданными в 2002  г.
Итак, наше краткое путешествие по Кузьминкам закончено. Но его можно продолжить: если двигаться на запад, можно добраться до Люблино … из Кузьминок.

Михаил КОРОБКО

Фото автора
(кроме указанных особо)

 

Проезд: ст. метро «Рязанский проспект», далее автобусом № 29 или маршрутным такси 29К до конечной остановки «Кузьминский парк»; ст. метро «Кузьминки» или «Текстильщики», далее троллейбусом № 38 до конечной остановки «Ветеринарная академия»; ст. метро «Кузьминки», далее пешком до ул. Юных ленинцев и кинотеатра «Высота», затем троллейбусом № 38
(см. выше).

TopList