Главное – интерес к истории
Спорные заметки о смысле урока
|
Ведущий рубрики
Анатолий БЕРШТЕЙН |
Наверное, вряд ли найдется
преподаватель, который усомнится в важности
обмена учительским опытом или предаст анафеме
саму методику преподавания. Не встретить
подобных заявлений и на страницах нашего
еженедельника. Так что по этому вопросу нет
предмета для спора с уважаемым читателем и
коллегой. Вряд ли темой для обсуждения может
стать и разговор о приоритетах: что для учителя
важнее — методика или, собственно, знание
истории. В учителе все должно быть прекрасно.…
Смущают лишь отдельные слова, тональность,
нюансы.… Вызывает сожаление та усталость, а
подчас и уничижение, с которой говорится о
«бедных педагогах» и о «контингенте», с которым
они работают. Огорчает то почти не скрываемое
раздражение к «мужам от исторической науки» —
мол, теоретики, что они понимают в реальной
школьной жизни: сытый голодного не разумеет.
Разумеет! Потому что не очень сытый и потому что в
«шкуре» побывал достаточно долго, чтобы знать —
почем фунт лиха. Поэтому позволю себе немного
воспоминаний.
В 1973 г. мне повезло. Я проходил педагогическую
практику в московской школе № 45, школе
легендарного Мильграма. Она всегда славилась
замечательными учителями. А в тот период, может
быть, даже особенно: только Леонид Исидорович мог
позволить взять к себе в школу нескольких
учителей из только что разогнанной знаменитой 2-й
математической. Но это другая история…
Работал тогда в 45-й и Дмитрий Захарович
Романов — учитель-методист по истории и
обществоведению. Высокий, сутулый, внешне
флегматичный человек со странным, тихим, даже
немного неприятным голосом (у Д.З. была серьезная
болезнь горла). И, несмотря на эти отнюдь не
артистические данные, дети слушали Романова,
затаив дыхание, хотя и напряженно: говорил он
непростые вещи, речь его была насыщенной — надо
было думать.
Д.З. стал куратором нашей практики.
Наступил день моего «дипломного» открытого
урока. Тема была взята широкая по новейшей
истории: «Венгерская Советская республика и ее
поражение. Италия — приход к власти фашизма». По
предыдущему материалу я вызвал к доске только
одного человека, вкратце обсудил с классом его
ответ, а потом приступил к объяснению нового
материала, так как понимал, что не успею провести
обязательный опрос — очень много интересного
хотелось сказать… Урок закончился, и я
действительно не все успел. Жду нагоняя: ведь
методически урок, мягко говоря, был несовершенен:
на опрос — 15 минут, а на объяснение нового
материала почти полчаса; поставил всего две
оценки; из наглядных пособий — только карта.
Но неожиданно меня похвалили: оказывается, тема
была подана содержательно, и дети слушали с
интересом.
А как же методика? Ведь, по сути, я провел лекцию, а
это не очень приветствуется сторонниками
«оптимизации процесса обучения». И тогда Дмитрий
Захарович сказал то, что я запомнил на всю жизнь:
«Учитель может методически невыигрышно
построить урок, кое-что забыть, ошибиться, даже
схалтурить, но он не имеет права на глупость».
Сколько раз потом, уже присутствуя на чужих
«открытых уроках», мне приходилось вспоминать
эту фразу и краснеть за коллег: все, кажется,
правильно делают, но истории-то не знают, и детям
у них неинтересно.
Потом, когда я уже сам преподавал, часто звонил
Дмитрию Захаровичу посоветоваться, приезжал к
нему в гости (он жил одиноко в однокомнатной
квартире со своим псом — по-моему, доберманом).
Мы много разговаривали. И он, главный методист,
еще и еще раз подтверждал мысль о том, что на
уроке главное — знать и любить свой предмет, а
остальное приложится. А что касается методики: не
может быть контекста без текста, инструмента без
объекта, к которому его можно приложить.
|
|
Ожившая история в школьных стенах
|
Урок сродни искусству, урок — это, в
первую очередь, творчество. И что важнее всего —
урок всегда для учеников. Учитель как
психоаналитик, почувствовав, что вот на этот
факт, личность, мысль, интерпретацию ученики
отреагировали, откликнулись — их что-то
эмоционально задело — обязан остановится и
поговорить об этом подробнее. И не смотреть на
часы, не бояться, что еще не всех опросил или не
успеет закончить новый материал. Учебный план,
программа — не догма. Приоритет — живой интерес
учеников.
Простой вопрос: для кого урок, для кого учитель?
Для детей. А не для завуча…
«Звонок не для вас, а для учителя», — любят
повторять педагоги. Нет, уважаемые коллеги — и
это не для нас. Я помню еще один поразивший меня
эпизод из педагогической практики в школе
Мильграма. Я присутствовал на уроке литературы в
9-м классе. Вел его Феликс Александрович
Раскольников. Не буду говорить об уроке —
отдельная тема. За пару минут до звонка, когда
учитель явно поставил смысловую точку (материал
был, по-моему, о Достоевском), вдруг из класса
кто-то попросил: «Почитайте что-нибудь…
Что-нибудь их Ахматовой или Цветаевой…»
(Напоминаю — 1973 год!). Ф.А. начал читать стихи. В
классе стояла абсолютная тишина. Звенит звонок —
никакой реакции, никакого инстинктивного
движения собирать книжки, тетрадки…
Раскольников дочитал и только тогда предложил
всем отдыхать и готовиться к новому уроку. Вот в
этом случае — да — можно задержать перемену.
Потому что дети попросили. Потому что по их
просьбе продолжался Урок.
Когда смотришь конспекты «открытых уроков», там
есть все: и цели, и задачи, и организационный
момент, и раздаточный материал, и наглядные
пособия, фрагменты из фильмов, закрепление
материала. Карта висит, проектор наготове,
карточки разложены, на доске — схема, часть доски
до поры до времени закрыта, хрестоматии,
наоборот, открыты на нужной странице. И дальше по
сценарию: «Учитель спросил то-то, ученик ответил
так-то». …А если не так и совсем не то?!
Увы, в этих добросовестных конспектах есть все,
кроме непредсказуемости урока, импровизации
учителя, лабораторного творчества, создаваемого
учителем и учениками непосредственно на месте, в
режиме реального времени. К сожалению, в этих
конспектах часто нет души, увлеченности и…
знаний.
Настоящая, на мой взгляд, цель урока — все же
интерес к истории, добросовестное, то есть
объективное ее изложение, пробуждение мысли.
Никто и ничто не заменит нужных для этого качеств
учителя. Никакая методика. Даже удачная сдача
экзамена. Если цель — экзамен, не надо
обольщаться результатами: ученики обязательно
выучат, что от них потребуют, но и забудут. Притом
очень скоро.
От редакции.
В размышлениях нашего обозревателя затронуты не
все проблемы, содержащиеся в письме А. Лебедкова.
Мы приглашаем читателей продолжить обсуждение
этих актуальных вопросов на страницах
еженедельника. |