«Царство разума» и «еврейский вопрос»Как Екатерина Вторая вводила
|
|
Вот такое и, надо заметить, преимущественно очень бедное население досталось России. Здесь важно отметить, что за предшествующие века российской истории уже выработалась определенная традиция взаимодействия центральной власти с различными народами и этносами вновь присоединяемых территорий. Их интеграция в общеимперское пространство, как правило, осуществлялась постепенно и осторожно, причем по большей части с опорой на уже существующие властные институты. Вместе с тем Екатерина II была убеждена в необходимости распространения на всю территорию страны единой унифицированной системы управления и, в отличие от существовавшей ранее практики, после первого раздела Польши на вновь присоединенных территориях Белоруссии сразу же ввела губернское правление по российским законам. В этом с самого начала было определенное противоречие, которое и не замедлило сказаться.
П. ЕропкинС портрета второй половины XVIII в. |
Сразу же после оккупации Белоруссии
русскими войсками там было обнародовано
обращение новых властей к местному населению, в
котором гарантировалось соблюдение всех прав и
привилегий, а одновременно объявлялось о
распространении на него прав подданных
Российской империи. Специальный раздел этого
обращения («Плаката», как он назывался) был
адресован евреям. Там, в частности, говорилось:
«Чрез торжественное выше сего обнадежение всем и
каждому свободного отправления веры и
неприкосновенной в имуществах целости, собою
разумеется, что и еврейские общества,
жительствующие в присоединенных к Империи
Российской городах и землях, будут оставлены и
сохранены при всех тех свободах, коими они ныне в
рассуждении закона и имуществ своих пользуются».
Таким образом, евреи становились подданными
Российской империи, и им было обещано сохранить
их образ жизни в соответствии с их, как
указывалось в обращении, «званиями». И вот тут-то
и крылась проблема. Под словом «звание» в то
время понималась принадлежность к определенной
социальной группе — дворянству, крестьянству
или горожанам. В соответствии с принадлежностью
к тому или иному званию российские подданные
платили налоги. Но евреи в большинстве своем ни к
одному из этих сословий не принадлежали, и
появление подобного понятия в «Плакате» 1772 г.
лишь свидетельствовало о том, что русские власти
имели о евреях весьма смутное представление.
Между тем необходимо было распространить на
вновь присоединенные земли российскую систему
налогообложения. Поскольку евреи были заняты в
основном в торговле, их с самого начала
рассматривали как купечество, причем надо иметь
в виду, что до 1775 г. купцами называли вообще
всех городских жителей независимо от рода
занятий. Но при этом было две проблемы. Во-первых,
евреи жили, как правило, не в городах (не все
местечки имели статус города, а некоторые из них
и вовсе были частновладельческими), а во-вторых,
одним из их основных промыслов была торговля
вином, между тем как в России на винную торговлю,
как и на продажу соли, существовала
государственная монополия. Именно опасение, что
евреи могут эту монополию подорвать, вызвало к
жизни указание военного губернатора
З.Г. Чернышева от декабря 1772 г. — не пускать
еврейских торговцев во внутренние российские
губернии. Несколько ранее, в сентябре, было
велено осуществить перепись евреев с тем, чтобы
обложить их российскими налогами. Поскольку в
России принадлежность к определенному званию
предполагала и закрепление человека на
определенном месте жительства, где местная
община несла коллективную ответственность за
уплату податей, то и евреев было решено расписать
по кагалам. Сами же кагалы, в соответствии с
отработанными способами взаимодействия с
традиционными институтами власти, о которых уже
говорилось, предполагалось превратить в местные
органы власти наподобие общероссийских. Так, в
1774 г. в Могилевской губернии было приказано
учредить кагалы губернского, провинциального и
уездного уровней, т.е. в соответствии с
административно-территориальным делением
России и существовавшей на тот момент системой
местного управления. Как и соответствующие им
общероссийские, по форме это были выборные
органы самоуправления, но фактически, сохранив
свои названия и некоторые специфические функции,
кагалы превращались в органы местной
государственной власти. Однако до 1775 г.
последние имели в России и судебные функции.
Судебными органами традиционно были и кагалы, но
российская власть была заинтересована в том,
чтобы всех ее подданных, во всяком случае в делах,
не имеющих отношения к религии, судили по одним и
тем же законам. Надо при этом иметь в виду, что
проблемы дознания, судопроизводства, наказаний
за преступления занимали очень важное место в
политической доктрине Екатерины II, поскольку
создание справедливого суда — одна из задач
просвещенного монарха.
Польские евреиПервая половина XIX в. |
Рассматривая события 1772—1774 гг., не
надо забывать, что Россия в это время вела войну с
Османской империей, а также боролась с
пугачевщиной. Понятно, что в этих условиях
обратить какое-либо специальное внимание на
евреев было невозможно. К 1775 г. политическая
ситуация стабилизировалась, и уже вскоре
Екатерина приступила к осуществлению одной из
важнейших своих реформ, которая должна была
сказаться и на положении евреев. Во-первых, было
объявлено о фактическом восстановлении
купеческих гильдий, для поступления в которые
был введен имущественный ценз, и таким образом
состоятельное купечество было отделено от
прочего городского населения, отныне
получившего наименование мещане. Осенью 1775 г.
было обнародовано составленное лично
императрицей Учреждение для управления
губерниями Всероссийской империи, которым
было введено новое
административно-территориальное деление и
создана новая система органов местного
управления. Одной из важнейших задач нового
законодательства было развитие города как
центра торговли и предпринимательства. По всей
России начался процесс преобразования в города
разного рода мелких поселений. Здесь стоит
отметить, что историки нередко упрекают
Екатерину II в том, что многие из этих вновь
созданных городов были фикцией, оставаясь по
сути деревнями, но дело в том, что императрица и
не рассчитывала на мгновенный результат, она
понимала, что речь идет о длительном процессе. В
1775 г. шестнадцать белорусских
частновладельческих местечек были
преобразованы в уездные города с
соответствующими органами управления.
Можно сказать, что жителям этих местечек повезло
значительно больше, чем остальным евреям. Вполне
понятно, что в гильдейское купечество, а этот
статус, кстати сказать, давал и определенные
привилегии, могли попасть совсем немногие.
Какая-то часть еврейского населения по роду
своих занятий могла быть отнесена к мещанам, но и
все вместе они не составили даже половины
еврейского населения. И что самое важное, как уже
упоминалось, — большая часть евреев вообще
жили в местечках, которые статуса города не
имели. С самого начала во всех переписях
населения евреи регистрировались как мещане, т.е.
как городские жители. Здесь возникает вопрос:
почему, если фактически они жили не в городах, а
их записывали как горожан, то, игнорируя тот факт,
что они не занимались сельским хозяйством, их
нельзя было записывать в крестьяне? Но не надо
забывать, что в России этого времени еще
существовало крепостное право, и поэтому,
приписывая евреев к городам, власть избавляла их
от опасности быть закрепощенными.
Польские евреиПервая половина XIX в. |
В первые годы после издания Учреждения о губерниях мы наблюдаем довольно противоречивую картину. С одной стороны, среди евреев нашлись достаточно состоятельные люди, записавшиеся в купеческие гильдии. Специальный указ 1781 г. гарантировал им равные права с купцами других вероисповеданий. Фактически тем самым им открывались возможности не только торговли, но и поселения в любых городах империи. Другая, менее состоятельная, но все же обладавшая определенными средствами часть еврейского населения стремилась быть записанной в мещане. Получив этот статус, евреи одновременно получали и все соответствующие права, в том числе право быть избранными на различные должности в органы местного управления. Показательно, что если в российских городах население, как правило, рассматривало необходимость исполнять разного рода «городовые службы» как тяжкую повинность и старалось от нее уклониться, то в городах Белоруссии евреи, напротив, стремились быть избранными, что вело к конфликтам с составлявшим большинство христианским населением. Стремления евреев понятны, ибо, оказываясь во власти местных органов управления, состоящих сплошь из христиан, они подвергались опасности. Местные органы власти рассматривали разного рода конфликты, и, разумеется, личные и семейные связи играли при этом немалую роль. По иронии судьбы евреи тем самым демонстрировали местному христианскому населению, что «городовые службы» имеют определенную привлекательность. Однако, с другой стороны, основная масса евреев формально продолжали жить в сельской местности, и с нею были связаны их занятия и доходы. Между тем с начала 1780-х гг. власти начинают предпринимать усилия по переселению лиц, живущих в сельской местности, но приписанных к мещанам, в города. Стоит отметить, что это имело катастрофические последствия не только для евреев, но и для местных помещиков, которым они служили. Одновременно на вновь присоединенных территориях власти пытались упорядочить винокурение в соответствии с общероссийскими нормами. В мае 1783 г. вступает в действие инструкция, согласно которой винокурение в сельской местности, как и во всей империи, разрешалось только дворянству. Здесь мы опять сталкиваемся с весьма своеобразной ситуацией. В самой России закрепление права на винокурение только за помещиками рассматривалось как дворянская привилегия. В Белоруссии же местные помещики привыкли отдавать этот промысел в аренду евреям. Значит, им нужно было каким-то образом организовывать все заново, евреи же лишались средств к пропитанию.
Синагога в БродахФото начала XX в. |
Дискриминация евреев на городских
выборах, лишение их права брать в аренду
винокурение, а также попытки властей переселить
их в города привели к тому, что в 1785 г. в
Петербург прибыла делегация белорусских евреев,
обратившаяся в Сенат с соответствующей петицией.
Екатерина II со своей стороны сочла
необходимым напомнить Сенату, что к евреям
следует относиться «без различия расы или веры»,
т.е. так же, как и ко всем другим ее подданным.
Сенат постановил, что евреи не могут сами
заниматься производством и продажей спиртного,
но помещики имеют право передавать им этот
промысел в аренду. Заметим, что правительство все
же и тогда, и позже предпочитало, чтобы евреи
занимались чем-нибудь более полезным. Что же
касается переселения, то Сенат признал
необходимость компромисса. Он разрешил евреям,
записанным в города, временное проживание в
сельской местности при наличии соответствующего
паспорта, выданного городским кагалом. Историк
Клиер полагает, что это было «новаторское
решение», якобы никогда не применявшееся к
христианам, но это неверно. Любой российский
горожанин, получив в городовом магистрате
паспорт, мог проживать там, где это было
обозначено в паспорте.
Сенат рассмотрел и еще один важный для евреев
вопрос — о сохранении собственных судебных
органов. И тут надо заметить, что Учреждение о
губерниях 1775 г. создало в стране новую,
самостоятельную, т.е. отделенную от органов
исполнительной власти, судебную систему. Свое
развитие она получила и в Жалованной грамоте
городам 1785 г. Рассматривая этот вопрос уже
после издания этих документов, Сенат счел, что
если на евреев распространяются все права
городских жителей, включая право быть избранными
в местные органы власти, значит, и судить их
должны те же суды, что и остальных горожан. Надо
заметить, что подобное решение было совершенно
логичным. Таким образом, в целом решение Сената
свидетельствовало о последовательном
стремлении власти к интеграции евреев в
общероссийское социально-экономическое
пространство. Но тут проявилось и важнейшее
противоречие между стремлением евреев, с одной
стороны, пользоваться всеми правами и
привилегиями наравне с другими подданными
Российской империи, а с другой, сохранить
традиционные формы организации еврейских общин.
Свадьба в еврейском местечкеФото конца XIX — начала XX в. |
1780-е годы стали фактически временем
первого, еще не слишком близкого знакомства
российской власти с проблемами еврейского
населения. В эти же годы формируется и
определенный взгляд на эффективность,
полезность еврейского предпринимательства. Нет
сомнения в том, что взгляд этот не был вполне
объективным и складывался под влиянием
определенных предубеждений, в частности
распространенного мнения о том, что в своей
предпринимательской деятельности евреи склонны
к жульничеству, активно участвуют в контрабанде,
в том числе контрабанде драгоценных металлов.
Все это ярко проявилось во время московских
событий 1790 г., фактически ставших переломными
в судьбе российского еврейства.
Дело в том, что к этому времени несколько
еврейских купцов в полном соответствии с
действующим законодательством записались в
московское купечество. В феврале 1790 г. группа
московских купцов во главе городским головой
Михаилом Губиным обратилась с жалобой на них к
главнокомандующему Москвы П.Д. Еропкину, обвиняя
в подрыве торговли и прочих грехах. Поскольку в
жалобе упоминалось еще и о купце Ноте Хаимове,
который якобы довел до разорения нескольких
московских купцов, обращение получило развитие,
и вопрос стали решать в принципиальном ключе, т.е.
полезна ли вообще еврейская торговля в
центральных губерниях России. В полном
соответствии с ведомственным порядком
рассмотрение этого вопроса поступило на
экспертизу в соответствующее ведомство —
Коммерц-коллегию, ведавшую вопросами торговли, и
непосредственно к ее главе графу А.Р. Воронцову.
Его-то мнение и сыграло роковую роль в судьбе
российского еврейства.
Здесь необходимо заметить, что Воронцов был
одним из самых просвещенных людей этого времени.
Он получил прекрасное образование, был лично
знаком с Вольтером, много путешествовал по
Европе. Воронцов считался авторитетом в вопросах
торговли, за что его высоко ценила императрица,
хотя и знала, что он весьма критично оценивал ее
царствование в целом. Так, Воронцов
покровительствовал Радищеву, который именно ему
посвятил свое «Путешествие из Петербурга в
Москву». Впоследствии Воронцов принимал участие
в заговоре против Павла, а при Александре I
возглавил кружок реформаторов и стал канцлером
Российской империи.
В составленной по запросу Совета при высочайшем
дворе записке Воронцов попытался ответить на два
вопроса: разрешает ли российское
законодательство переселение евреев во
внутренние российские провинции и полезно ли для
государства развитие еврейской торговли? Что
касается первого вопроса, то Воронцов исходил из
того, что принятое до раздела Польши
законодательство, запрещавшее евреям въезд в
Россию, отменено не было и, соответственно, новые
указы касались только Белоруссии и Новороссии.
При этом он считал, что их действие можно
распространить также на Екатеринославскую и
Таврическую губернии, т.е. на недавно перед этим
присоединенные области Крыма. Ответ на второй
вопрос весьма примечателен. Воронцов признавал,
что в ряде крупных городов Европы (Лондоне,
Амстердаме, Гамбурге, Лиссабоне) существует
весьма значительная и играющая положительную
роль еврейская торговля, однако она ведется, как
он писал, так называемыми португальскими
жидами, в то время как в Белоруссии проживают
польские, прусские и немецкие евреи, которые
«производят торги свои … как цыганы со лжею и
обманом, который и есть единым их упражнением,
чтобы простой народ проводить».
Тут надо заметить, что Воронцов вовсе не был
записным антисемитом. Его записка отражает
общепринятый взгляд, дополненный личными
впечатлениями, полученными на дипломатической
службе в Англии и Голландии. При этом Воронцов
обнаружил и определенные познания в еврейской
истории, поскольку отметил две основные ветви
еврейской диаспоры — евреев-сефардов и
евреев-ашкеназов. Примечательно, что записка
Воронцова была составлена не ранее февраля
1790 г., а скорее всего несколькими месяцами
позже, в то время как еще 28 января 1790 г. в
революционной Франции евреям-сефардам, т.е. тем
самым португальским жидам, о которых писал
Воронцов, были дарованы равные права с другими
гражданами. Воронцов, конечно, не мог об этом не
знать, а события во Франции того времени в
соответствии с его убеждениями, несомненно,
вызывали у него симпатию. Правда, в сентябре
1791 г. французы распространили это положение и
на евреев-ашкеназов, но это произошло, когда
записка Воронцова уже была написана.
Еврейский оркестрФото конца XIX — начала XX в. |
Еще в октябре 1790 г. документ был
рассмотрен на заседании Совета при высочайшем
дворе, и он счел необходимым с ней согласиться. В
соответствии с этим решением через год с
небольшим, в декабре 1791 г., т.е. накануне
второго раздела Польши, и появился
соответствующий именной указ, ограничивавший
право на расселение евреев Белорусской,
Екатеринославской и Таврической губерниями, а
также вошедшей к этому моменту в состав империи
Курляндией и установивший таким образом черту
оседлости.
Остается ответить на два вопроса. Во-первых, как
же все-таки совместить этот указ с ранее
описанными взглядами Екатерины и, во-вторых,
какое значение он имел? Что касается первого, то,
конечно, надо принять во внимание, что в 1791 г.
императрица была уже совсем не той, что в начале
своего царствования. Тот год был вообще для нее
очень тяжелым. Именно тогда, в октябре она
потеряла своего самого верного соратника —
князя Григория Потемкина, в окружении которого,
кстати сказать, всегда было немало евреев. Это
стало большим ударом для императрицы, за которым
последовали новые — в конце ноября умер граф
Я.А. Брюс, а буквально накануне того дня,
которым датирован указ о черте оседлости, пришло
известие о смерти М.С. Потемкина. Надо
учитывать и крайнюю напряженность
внешнеполитического положения России. Только
что закончилась кровопролитная война с Турцией,
серьезно обострились отношения с Пруссией и
Польшей, на территории которых было достаточно
большое еврейское население, в постоянном
контакте с которым были евреи Белоруссии. Все
больше опасений вызывали события во Франции, и
понятно, что императрица вовсе не стремилась
подражать французскому революционному
правительству. Записка Воронцова и события в
Москве свидетельствовали об определенных
общественных настроениях, с которыми в этих
условиях невозможно было не считаться, тем более
что их разделяло и духовенство. Весь этот
комплекс причин и привел в конечном счете к
установлению черты оседлости. Но самым главным
стало то, что за время с 1772 г. до конца
1790-х гг. правительство убедилось, что
еврейское население практически невозможно
втиснуть в жесткие рамки последовательно
создаваемой социальной структуры, и значит,
было целесообразно ограничить ареал его
проживания.
Что же касается второго вопроса, то тут всякие
выводы могут носить лишь спекулятивный характер.
Вполне очевидно, что именно ограничение евреев в
правах стало одной из важнейших причин их
повышенной социальной активности, вылившейся в
массовое участие в революционном движении, что, в
свою очередь, стало одним из многочисленных
факторов, в конечном счете приведших империю к
краху. Понятно также, что существование черты
оседлости навсегда оставило своего рода рубец на
самосознании российского еврейства. Но, с другой
стороны, нельзя не признать, что черта оседлости
способствовала сохранению еврейской
национальной самобытности, формированию особой
еврейской идентичности в рамках Российской
империи. Можно предположить, что, не будь этой
черты, процесс если не ассимилляции, то, по
крайней мере, аккультурации евреев пошел бы
весьма быстрыми темпами, как это и случилось,
когда черта оседлости исчезла.
Александр КАМЕНСКИЙ,
доктор исторических наук,
профессор Российского государственного
гуманитарного университета