«Вас развратило Самовластье...»Опыт прочтения
|
Портрет Ф.И. ТютчеваКонец 1810-х гг. |
Стихотворение Ф.И. Тютчева «14-ое Декабря 1825»
при жизни поэта не печаталось. Впервые оно было
опубликовано в 1881 г. в журнале «Русский Архив».
На автографе, хранящемся ныне в Российском
государственном архиве литературы и искусства (Москва),
в правом верхнем углу зачеркнута пагинация «9»,
сделанная синим карандашом рукой князя Ивана
Сергеевича Гагарина. На обороте листа — автограф
стихотворения «Вечер» с такой же пагинацией — «10».
Пометы князя Гагарина, известного политического
эмигранта, хорошего знакомого Тютчева, проясняют
творческую историю стихотворения «14-ое Декабря
1825». Долгое время его автограф вместе с другими
рукописями поэта находился у него, а затем был
прислан Ивану Сергеевичу Аксакову. Это следует
из их переписки, опубликованной в тютчевском
томе «Литературного наследства»1.
14/26 ноября 1874 г. князь И.С. Гагарин писал И.С. Аксакову
из Парижа: «Рукописями Тютчева я очень дорожу и,
вероятно, никому бы их не уступил. Вам же я
отказать не могу — вы на них имеете больше прав,
нежели я, их место в Москве, в ваших руках, скорее
нежели в Париже у меня. Кроме того, мне очень
приятно исполнить желание уважаемого противника,
издателя “Дня” и “Москвы”. Следовательно, все
стихотворения Тютчева, писанные его рукой,
хранящиеся у меня, вам принадлежат».
В ответном письме от 24 ноября/6 декабря 1874 г. И.С.
Аксаков от всего сердца благодарит князя за
обещание передать ему рукопись стихотворений
Тютчева: «Вижу, что интересы русской литературы
вам дороги по-прежнему, что живо в вас русское
чувство, что, поставленный личною судьбою вне
родной земли, вы не разорвали с нею душевной
связи».
В том же письме Аксаков говорит и о стихотворении
«14-ое Декабря 1825»: «Из присланных вами двух
стихотворений одно, полагаю, относится к
декабристам («Вас развратило Самовластье…»),
стало быть: писано в 1826 г., когда ему было 23 года.
Оно сурово в своем приговоре. Ни Пушкин, никто в
то время, из страха прослыть нелиберальным, не
решился бы высказать такое самостоятельное
мнение — и совершенно искреннее, чуждое
всяких расчетов, потому что, кроме вас, до сих пор
в течение почти пятидесяти лет оно никому не
сообщалось».
Итак, стихотворение датируется второй половиной
1826 г. Поводом для его написания послужило
обнародование приговора по делу декабристов.
Вот оно.
Вас развратило Самовластье, И меч его вас поразил, — И в неподкупном беспристрастье Сей приговор Закон скрепил. Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память для потомства, Как труп в земле, схоронена. О жертвы мысли безрассудной, |
«Вас развратило Самовластье...»1826 г. Автограф |
Комментаторы стихотворения единодушны в
понимании его смысла. К.В. Пигарев: «Казалось бы,
Тютчев всецело на стороне правительства:
декабристы для поэта — “жертвы мысли
безрассудной”, дерзнувшие посягнуть на
исторически сложившийся строй. Однако в том, что
произошло, Тютчев винит не одних декабристов, но
и произвол “Самовластья”. А для самого строя у
него не нашлось иных поэтических образов, кроме
“вечного полюса”, “вековой громады льдов“ и
“зимы железной”»2.
В.В. Кожинов: «С первого взгляда может показаться,
что Тютчев здесь “осуждает” декабристов. На
самом же деле его позиция сложна и многозначна.
Уже в первой строке историческая “вина”
возложена на “Самовластье”, которое в
завершающей строфе предстает в предельно
мрачных тонах: “вечный полюс”, “вековая громада
льдов”, “зима железная”. Тютчев говорит о
заведомой обреченности декабристов — и в этом он
исторически прав: восстание узкого круга
дворянских революционеров было обречено на
поражение. Точно так же прав он, говоря о полной
оторванности декабристов от народа… Но Тютчев
решительно ошибался в одном: он полагал, что
“потомство” забудет декабристов, а в
действительности они стали примером для
следующих поколений революционеров. В
замечательных последних строках поэт запечатлел
самоотверженный, “безрассудный” героизм
декабристов, отдавших свою “скудную кровь”,
которая “дымясь … сверкнула на вековой громаде
льдов”»3.
По сути, точно так же смысл стихотворения
трактуется и в новом Полном собрании сочинений и
писем Тютчева4, где отмечается
«двойственность позиции автора по отношению к
декабристам»: «Самовластье — развращающая сила,
оно “вечный полюс”, “вековая громада льдов”, но
усилия деятелей 14 декабря бесплодны и
исторически бесперспективны из-за их
малочисленности (“скудной крови”) и этической
недозволенности (“вероломства”), поэт
апеллирует к объективности (“неподкупности”)
закона».
Нетрудно заметить, что в подобных толкованиях
стихотворения понятия «самовластье» и
«самодержавие» тождественны. При этом остается
непонятным, как Тютчев, убежденный монархист,
противник всяких революций, мог возложить хотя
бы и часть вины на самодержавие, сочувствовать
декабрьскому бунту. Для современников поэта
смысл стихотворения был абсолютно ясен. По
словам И.С. Аксакова, «оно сурово в своем
приговоре». Память о декабристах — «как труп в
земле, схоронена». Действительно, мы до сих пор не
знаем места захоронения казненных декабристов.
Но давайте попытаемся выйти за пределы уже
ставшей традиционной оппозиции —
«деспотическая власть и революционное насилие».
Не лучше ли посмотреть на это стихотворение
глазами самого Тютчева, сделать попытку уяснить
его смысл через призму духовных исканий поэта.
Тютчев — необычайно цельная личность: в своих
основных убеждениях он не колебался никогда. Они,
эти убеждения, выразились в статье Тютчева
«Россия и революция», написанной по-французски и
впервые напечатанной в Париже в 1849 г. Здесь, в
частности, говорится: «Человеческое я,
желающее зависеть лишь от самого себя, не
признающее и не принимающее другого закона,
кроме собственного волеизъявления, одним словом,
человеческое я, заменяющее собой Бога,
конечно же, не является чем-то новым среди людей;
новым становится самовластие человеческого я,
возведенное в политическое и общественное право
и стремящееся с его помощью овладеть обществом.
Это новшество и получило в 1789 г. имя Французской
революции»5.
Та же мысль звучит и в стихотворении Тютчева
«Наполеон»:
Сын Революции, ты с матерью
ужасной Отважно в бой вступил — и изнемог в борьбе... Не одолел ее твой гений самовластный!.. Бой невозможный, труд напрасный!.. Ты всю ее носил в самом себе... |
Таким образом, Тютчев пытается
определить духовные причины революции. Его идея
заключается в том, что «самовластие
человеческого я», возведенное в политическое и
общественное право, по иному называемое гордыней,
послужило тем внутренним двигателем, который
привел в движение все темные силы человеческой
натуры и общественного организма. Революционные
потрясения берут свое начало не в социальных или
политических обстоятельствах, а в жажде
господства одного человека над другим, в зависти,
в гордом превозношении личности, возомнившей
себя вправе вершить делами человеческими. Именно
в этом смысле и употребляется слово
«Самовластье» в стихотворении «14-ое Декабря 1825».
Иван Аксаков, близко знавший поэта и написавший
его биографию, отмечал, что «в его писаниях с
самых ранних лет выражалась замечательная
самостоятельность и единство мысли».
Развращенные «самовластием человеческого я» («Вас
развратило Самовластье…»), декабристы носили
кару в себе («И меч его вас поразил…»).
Такое понимание «Самовластья», конечно же, было
свойственно отнюдь не только Тютчеву. Близкие к
тютчевским взгляды разделял и Александр
Сергеевич Пушкин. Чтобы не быть голословным,
предлагаю заглянуть в Словарь языка Пушкина, где
отмечается: «Самовластье — ничем не
ограниченная власть, деспотизм»; «Самовластно
— по личному усмотрению, произволу, самовольно».
В оде «Вольность» юный поэт выступает отнюдь не
против самодержавия, но против самовластия (деспотизма),
понимаемого как состояние человеческой души и
олицетворением которого является Наполеон.
Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. |
К Французской революции Пушкин, как известно, относился отрицательно («Андрей Шенье»), как, впрочем, и к бунту вообще («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). По мысли поэта, власть должна опираться на Закон.
Владыки! Вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. |
Царь, монарх первый должен склониться перед Законом. Но что такое этот Закон? Только ли правовые положения, закрепленные в конституциях, кодексах, сборниках писаного и неписаного права? Конечно, и они, но не только. Прежде всего, это Божий Закон, данный пророку Моисею и выраженный в священных книгах христианства. Именно перед ним должен склонить голову монарх. Если же он перерождается в самовластного тирана, то это несет беду и тем, над которыми он поставлен, и ему самому. Он становится жертвой восстания, заговора.
И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. |
Пушкин даже в ранней, «вольнолюбивой»,
лирике (отдал дань своему времени) был очень
умеренных взглядов. В оде «Вольность» нет ничего
крамольного. Подобные мысли высказывал сам
император Александр I.
Но эпоха Просвещения выдвинула идею закона, не
связанного с Божьим предначертанием. Таков
«общественный договор» Жан-Жака Руссо. По его
мысли, люди заключают договор между собой и ему
подчиняются. Таким способом водворяется царство
Разума, народы благоденствуют, а отдельный
человек вкушает все прелести цивилизованного
быта. Но Французская революция показала,
насколько уязвим этот «общественный договор» от
покушения людей, носящих в себе тиранические
задатки, опьяненных жаждой самовластия.
Такое понимание сути самовластия находит
подтверждение в пушкинском стихотворении
«Анчар». Анчар — древо яда, источник смерти,
проклятие природы.
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоила. |
Но сам анчар нельзя обвинять в том, что он несет зло. Он так создан природой, в этом нет его вины. К тому же смертоносного действия анчара можно избежать:
К нему и птица не летит, И тигр нейдет… |
Человек — вот источник зла, носитель безнравственного начала. Он посылает гибель себе подобным.
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. …А царь тем ядом напитал |
В черновике мысль Пушкина была
выражена еще отчетливее: «Послал к анчару
самовластно». Источник зла — самовластная воля
человека, возомнившего себя божеством.
В этом — пушкинском — контексте следует, как нам
кажется, понимать и смысл стихотворения Тютчева
«14-ое Декабря 1825». Что касается отношения поэта к
самодержавию, оно хорошо известно. Как
свидетельствовал тот же Иван Аксаков, оно всегда
признавалось Тютчевым «тою национальною формой
правления, вне которой Россия покуда не может
измыслить никакой другой, не сойдя с
национальной исторической формы, без
окончательного, гибельного разрыва общества с
народом».
1 См.: «Литературное наследство».
Т. 97. Кн. 2. М., 1989.
2 Тютчев Ф.И. Сочинения в двух
томах // Комм. К.В. Пигарева. Т. 1. М., 1984. С. 455.
3 Тютчев Ф.И. Стихотворения //
Комм. В.В. Кожинова. М., 1986. С. 273.
4 См.: Тютчев Ф.И. Полн. собр.
соч. и писем // Комм. В.Н. Касаткиной. Т. 1. М., 2002.
5 Там же. Т. 3. М., 2003. С. 145; перевод Б.Н.
Тарасова.
Владимир ВОРОПАЕВ,
доктор филологических наук,
профессор Московского
государственного университета