Мифотворчество или увлекательное путешествие
в прошлое?
Региональный компонент в историческом
образовании
современного российского школьника:
субъективные суждения и приглашение
к заинтересованному разговору
Этот материал пришел к нам из Республики
Адыгея от Татьяны Хлыниной.
Автор затрагивает проблему, которую наша газета
уже поднимала в статье Людмилы Гатаговой «Уроки
толерантности или вражды? Как рассказывать
школьникам о внутренних и внешних конфликтах».
(Т.Хлынина ссылается на эту статью.) Проблема же
эта состоит в том, объективно ли освещаются
важнейшие этапы общероссийской истории в новом
поколении национально-региональных учебников.
Здесь есть острая тема для обсуждения, для
продолжения дискуссии, к которой мы приглашаем
наших читателей.
Изменения,
переживаемые школьным историческим
образованием за последние десятилетия, уже не
раз становились предметом серьезных
профессиональных дискуссий. Небеспристрастному
обсуждению специалистов и заинтересованной
общественности неоднократно подвергались
проблемы содержания и учебно-методического
обеспечения исторического образования, его
целей и роли в жизни современного российского
школьника. На страницах солидных педагогических
изданий отмечались трудности и противоречия,
присущие реформированию некогда устоявшейся
системы постижения прошлого, предлагались
альтернативные ей проекты. В частности,
появилась и активно разрабатывается идея
изучения истории без учебников, автор которой,
Ю.Л. Троицкий, видит в ней по-настоящему
действенный инструмент приобщения школьника к
миру прошлого. Нестандартность такого рода
решения, а также отсутствие универсального
механизма его реализации сконцентрировали
усилия реформаторов от образования на
обновлении более привычного и стабильного
средства обучения, каковым на протяжении
длительного времени являлся школьный учебник.
Задача его совершенствования оказалась решаемой
не столь быстро, как это представлялось
изначально. Помимо усиления самостоятельной
работы с историческим материалом, привлечения
электронных ресурсов, которые, по мысли
разработчиков образовательных стандартов,
неминуемо должны были привести к формированию
собственной гражданской и исследовательской
позиции обучаемого, возникла и проблема
репрезентативности отображаемого в учебнике
ряда исторических событий. Вопрос о том, какие из
них наиболее значимы и достойны письменного
упоминания, решился довольно просто. В
большинстве из ныне действующих учебников и
учебных пособий, особенно по отечественной
истории, — это проблемы образования и развития
государства, находящие отражение в народной,
культурной и общественной жизни страны.
Остальные, так называемые периферийные,
сюжеты исторического познания расположились по
всевозможным рубрикам с интригующими названиями
— «для любознательных», «факты из жизни людей
той эпохи», «документы свидетельствуют»,
назначение которых свелось к «оживлению»
основного учебного материала и его детализации
на рациональном и чувственном уровне восприятия
школьника. Тем самым, как отмечает современный
исследователь, снималась извечная проблема
безликости школьной истории, а учебник
постепенно переставал быть безальтернативным
источником знания. Получали право на
существование не одна, а несколько точек зрения
на те или иные события1. При
всей неоднозначности и противоречивости оценок
ныне действующих учебных комплексов специалисты
единодушны в том, что «в настоящее время в России
практически завершен первый этап обеспечения
новой структуры исторического образования новым
(первым в условиях постсоветской России)
поколением учебных книг»2.
Новая структура исторического образования
наряду с содержательным обновлением основной
учебной литературы предполагает и ее
качественное расширение. В соответствии с
действующим государственным образовательным
стандартом предусматриваются общероссийский и
национально-региональный компоненты в обучении
отечественной истории. Предложенное деление
достаточно логично и предполагает разрешение
двух взаимосвязанных проблем: с одной стороны,
придать процессу изучения российской истории
всеобъемлющий характер, а с другой — ознакомить
школьника с прошлым и настоящим того региона, где
он оказался по воле случая или в результате
стечения различных обстоятельств.
Необходимость постижения прошлого отдельных
территорий и населяющих их народов сомнения ни у
кого до сих пор не вызывала. Более того,
приобщение к их традициям и культуре
рассматривалось в качестве хорошей
профилактической прививки от провинциального
невежества и «великодержавной спеси». Однако
если в отношении общероссийского компонента
присутствует определенная ясность, а сам он
регламентируется на федеральном уровне
«Обязательным минимумом содержания
образовательных программ основной и средней
школы», а также «Минимальными требованиями к
уровню подготовки выпускников основной и
средней школы», то положение региональной
составляющей, отнесенной к ведению субъектов
федерации, остается весьма туманным. В данной
связи возникает немало вопросов,
непредрешенность которых порождает не меньшее
количество проблем и сомнительных ситуаций.
Одной из них следует признать отсутствие четко
сформулированного познавательного и
образовательного значения такого рода
начинания, а также его места в общей структуре
школьной истории. Иначе говоря, отсутствие
внятного ответа на вопрос о том, чему мы учим,
преподавая региональную историю, влечет за собою
далеко не безобидные следствия политического и
нравственного порядка.
Анализ существующих региональных учебников
свидетельствует о том, что лишь незначительная
их часть может по праву претендовать на статус
учебной литературы, а подавляющая масса
подобного рода творений скорее тяготеет к
пособиям «по национальной идентичности
коренного населения изучаемой территории». Так,
в течение года в одном из субъектов Российской
Федерации — Республике Адыгея — действуют
соответствующие учебники, имеющие надлежащие
грифы местного министерства и предназначенные
для учащихся 5—9-х классов3. Их
появление на свет оказалось делом не одного года
и потребовало привлечения специалистов не
только научно-исследовательского учреждения, но
и высших учебных заведений республики. Итогом
многотрудной деятельности авторских
коллективов, чьи профессиональные возможности и
опыт работы в школе разительно отличались друг
от друга, стали и различные в жанровом отношении
учебники. Показательно, что в школы они попали
только в середине учебного года, да и то без
полагаемого в таких случаях
программно-методического обеспечения.
По отзывам многих учителей, принявших участие в
экспертизе содержания учебников, неоправданно
завышенный объем их разделов, несоответствие
ряда излагаемых сведений достижениям
современной исторической науки, да и просто
логике здравого смысла, отсутствие необходимых
карт и заданий, нацеленных на развитие
творческих навыков учащихся, требуют их
существенной переработки4.
Более того, несмотря на заверения авторов о том,
что они искренне стремились ознакомить юного
читателя с тем, что «представлял собою наш регион
в рассматриваемый период времени, как жили
народы, его населявшие, с их занятиями, обычаями и
нравами», результат оказался прямо обратный. Во
всех учебниках, за исключением нескольких
параграфов, говорится только об адыгах.
Возможно, такой подход и имеет определенные
оправдания, обусловленные необходимостью
рассказать школьникам разной национальности о
народе, давшем название республике, в которой они
проживают. Однако избранный отдельными авторами
ракурс и, как теперь принято изъясняться, дискурс
этого повествования заставляют призадуматься об
этнической принадлежности данной территории и
свершениях ее коренных жителей. На страницах
учебника, адресованного шестиклассникам
12—13-летнего возраста, без ложной скромности в
предисловии и как бы мельком сообщается, что
«юные читатели могут гордиться многими
памятниками, открытыми на территории
Исторической Адыгеи», которая произвольно
возводится к территории современного
Краснодарского края. Причинами этой гордости,
как явствует из следующего абзаца, называются
несколько обстоятельств. Во-первых, она во все
времена являлась «культурным центром Западного
Кавказа, а часто политическим и религиозным».
Во-вторых, именно в ее пределах располагалась
самая развитая в России майкопская культура
раннебронзового века, а также была найдена
диковинная плита с самой древней надписью. И,
в-третьих, дольмены — «каменные дома карликов» —
имеются, по сведениям автора, только на Западном
Кавказе5.
Чего в этих представлениях больше —
профессиональной недобросовестности или
откровенного вымысла, — судить трудно. А вот куда
заводят подобные фантазии, становится ясно уже
через несколько десятков страниц, где доверчивым
шестиклассникам сообщается о том, что «миф о
Прометее имел прообразом кавказские легенды о
Насрен-жаче, Абраскиле и Амирани. Именно в тот
период, когда древние греки — ахейцы начали
совершать плавания к Кавказским берегам Черного
моря, они заимствовали этот миф». То же самое
произошло с именем Одиссея и хорошо известным
мифом об аргонавтах6. Будучи
центром многих прогрессивных начинаний
человечества, о чем подробно рассказывается в
учебнике, Адыгея, легким росчерком пера
создателей ее прошлого, может с полным правом
претендовать на достойное место и в печально
знаменитой глобальной хронологии академика
А.Т. Фоменко. Одна только гомеровская эпоха в
Западной Черкесии пересматривает свой античный
аналог на 500 лет, а история Древнерусского
государства наследует истории предшествующей ей
Киевской Руси.
Подобного рода новации достаточно широко
представлены в современной историографии и
получили звучное название «фольк-хистори». Ее
представители движимы вполне искренним чувством
любви к своему Отечеству и ставят перед собою
высокую задачу, сводящуюся либо к
«ниспровержению существующих представлений о
тех или иных исторических событиях, либо к
осуждению того, что уже свершилось в истории»7. Поводов для этого, как
понимает искушенный в делах исторического
творчества читатель, всегда находится
предостаточно, тем более, что на протяжении
долгого времени история выполняла
идеологическую функцию и являлась рупором
«свершений страны социализма». Официальная
наука, как правило, презрительно отмахивается от
такого рода завиральных историй, ставя им
соответствующий диагноз. В результате они
начинают вполне успешно осваивать региональный
уровень, распространяя свои достижения и на
учебную литературу. На ее страницах они обретают
законченную форму, согласно которой та или иная
территория становится прародиной современной
цивилизации, а ее древнейшее население неизбежно
оказывается предком ее сегодняшних жителей.
Наверное, ничего удивительного не должно быть в
том, что на территории нынешней Адыгеи, Татарии
либо Калмыкии обнаруживаются бесценные и
уникальные памятники прошлого. Но почему же они
все имеют ярко выраженную, определенную
этническую принадлежность?
Кстати, об этнической принадлежности. Историки и
этнологи вот уже не один десяток лет ведут поиски
наиболее приемлемого понимания народа, этноса и
этнической группы, не предложив до сих пор
внятного и логически непротиворечивого
определения каждому из них. В рассматриваемых же
учебниках данные категории наполняют собою
различные исторические эпохи и одновременно
присутствуют как в глубокой древности, так и в
современной истории. Поэтому
школьнику будет совсем не просто разобраться в
этнографических хитросплетениях адыгской
истории, где, помимо обозначенных категорий,
фигурируют и такие сугубо научные дефиниции, как
субэтнические группы. Даже если он вдруг и поймет
из контекста повествования, что речь ведется о
подгруппах отдельного этноса, то через некоторое
время обнаружит весьма любопытное
обстоятельство, связанное с этнической
принадлежностью выдающихся представителей
адыгского народа. Оказывается, что известный
просветитель С. Хан-Гирей имел отношение не к
субэтнической группе, а к «хамышеевскому крылу
бжедугского племени»8.
И таких фактов, основанных на «последних
достижениях» современной науки, в учебниках
превеликое множество. Хотя авторы честно
предупреждают читателей: «К сожалению, до нас
дошло очень мало письменных документов того
времени, повествующих об истории адыгов и всего
Северо-Западного Кавказа. Ученым приходится
собирать по крупинкам материалы по русским,
иранским, турецким, грузинским,
западноевропейским и иным источникам, изучать
данные археологии, лингвистики и этнографии,
чтобы воссоздать истинную картину событий тех
лет»9. Вот и получается, что
скупые исторические свидетельства восполняются
творческой интуицией авторов, которая не всегда
соответствует реалиям прошлого и вырабатывает
параллельный ему мир рукотворной истории.
После столь пространного изложения содержимого
учебников по истории лишь одного региона пора
задаться правомерным вопросом: а чему же они
учат? В соответствии с признаниями самих авторов,
большая их часть преследует цель помочь ученику
правильно разобраться с различного рода
сложными явлениями в истории адыгов, лучше
понять то время и, наконец, научить школьника
«излагать стройно и правильно свои мысли»10. И только один из авторов
предлагает рассмотреть историю Адыгеи в более
широком пространстве всемирной и отечественной
истории, дабы убедиться, что «история любой
земли, любого народа — составная, неразрывная
часть общей истории человечества. Как нельзя
представить историю Адыгеи вне российской
истории, так и история России будет неполной без
истории Адыгеи. Это главное»11.
Понимая, что многое из предложенного автором
этой статьи далеко от полновесной истины и
грешит изрядной долей субъективизма, все же
позволю себе несколько обобщений, почерпнутых из
собственного и чужого исследовательского опыта.
Региональные учебники истории за последние
несколько лет стали полноправными и активными
участниками современного образования
российского школьника. Они по преимуществу
сосредоточены на целенаправленном изучении
исторического прошлого и культуры отдельных
народов и достаточно редко поднимаются до уровня
осмысления собственно региональной истории. По
заключению специалистов, подавляющее
большинство из них «являет собою образцы ярко
выраженного этноцентризма». Например, анализ
учебной литературы, выходящей на Украине и в
Белоруссии, свидетельствует о полном отсутствии
перестроечного радикализма в оценке событий
советского периода12. В свою
очередь, для ее северокавказской разновидности
характерны как «прием избегания нетрадиционных,
а уж тем более идеологически острых тем»13, так и «явственно
прослеживающиеся тенденции к завышению уровня
политического и общественного развития этносов,
их хозяйственно-политической состоятельности,
культурных достижений»14.
Практически во всех из них сюжеты политической
направленности преобладают над социальной
проблематикой, а прошлое титульной народности
заслоняет собою историю других групп и народов,
проживающих на ее современной территории.
Вместе с тем при всех
издержках, присущих региональным учебникам,
именно им принадлежит приоритетное значение в
формировании истории России прежде всего как
истории населяющих ее народов. Им же по праву
принадлежит и определяющая роль в постановке
многих проблем истории «своих народов», которые
длительное время не замечались российской
историографией. В сущности, как справедливо
отмечается современным исследователем,
«недостатки региональных учебников являются
зеркальным отражением недостатков российских
учебников — с той только разницей, что в первых
отражается значительно больше эмоций и
подспудных комплексов. Добавим к этому и
приверженность нарративной модели подачи
материала, и упорное следование
хронологическому принципу изложения, и
очевидную пристрастность оценок»15.
Проблемы региональной истории, представленные
вплоть до недавнего времени исключительно
историей национальной, традиционно оценивались
исторической наукой как сюжеты деликатного
свойства. Видимо, в силу их «деликатности» они и
получили столь незначительное
представительство на страницах школьных
учебников. Отдельные и зачастую отрывочные
сведения из истории и культуры народов Сибири,
Средней Азии, Закавказья и Украины приводились в
качестве иллюстраций к тем или иным достижениям
Российского государства или в связи с
расширением его границ. Остальные народы и вовсе
оказались непредставленными в основном курсе
истории общеобразовательной школы. В настоящее
время эти упущения и призван компенсировать
региональный компонент. Поэтому вполне
объяснимо, что и сама компенсация, и ее масштабы
приобретают столь болезненные формы.
Вместе с тем, несмотря
на повышенный и вполне оправданный интерес к
проблемам региональной истории, национальному
наследию российских народов, положение
регионального компонента, по существу, остается
неопределенным. Так, по-прежнему остаются
открытыми вопросы о конкретном количестве часов,
отводимом на преподавание истории того или иного
региона (для Адыгеи — это 170 часов против 180
часов, отводимых на изучение отечественной
истории, сдаваемой в качестве ЕГЭ), о решении этой
дисциплиной определенных задач
мировоззренческого и методического свойств.
Отсутствует и полная ясность в вопросе о
тематическом соотношении сюжетов региональной и
общероссийской истории. Достаточно
проблематичной выглядит и попытка придания
региональному компоненту статуса
«дополнительно развивающего элемента». Весьма
болезненным является и отношение к национальным
образам, воссоздаваемым региональными
учебниками, со стороны так называемого
«некоренного населения», длительное время
проживающего в том ли ином субъекте Российской
Федерации.
И уж совсем тревожащим фактом выглядит
интеллектуальная и гражданская безопасность
школьников, которым вместо увлекательного
путешествия в прошлое окружающих их народов
предлагается далеко не безобидное
мифотворчество.
Вопросов, которые ставит перед собою процесс
преподавания региональной истории, накопилось к
настоящему времени изрядное количество. Станет
ли она откровенным вызовом официальному
прошлому российских народов или окажется
реальным средством их интеграции в федеральное
пространство, покажет время. А пока же хотелось
бы услышать мнение своих коллег из других
«национальных городов и весей» страны о
положении дел в данной области у них.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гатагова Л. Уроки
толерантности или вражды? Как в сегодняшней
школе рассказывают о внешних и внутренних
конфликтах. «История» № 33, 34/2003.
2 Вяземский Е. Реформа
школьного исторического образования и проблема
экспертизы учебной литературы // Историки читают
учебники истории... С. 204.
3 См.: Шеуджен Э.А. Рассказы
по истории Адыгеи: Учебник для 5-го класса. Майкоп,
2002; Ловпаче Н.Г., Панеш А.Д., Чич Б.П. История
Адыгеи с древнейших времен до конца XV в.: Учебник
для 6-го класса. Майкоп, 2002; Булгаков С.Ю.,
Каракаев З.Х. История Адыгеи XVI—XVII вв.:
Учебник для 7-го класса. Майкоп, 2002; Чирг А.Ю.
Емтыль Р.Х. История Адыгеи (XVIII — 60-е годы
XIX в.): Учебник для 8-го класса. Майкоп, 2002; Ачмиз
К.Г., Мальцев В.Н., Чеучев Н.Ш., Шебзухова Ф.Х.
История Адыгеи: Учебное пособие для 9-го класса.
Майкоп, 2002.
4 Материалы проведенной
экспертизы и обсуждения учебников были любезно
предоставлены автору руководителем
методического объединения учителей истории и
обществознания г. Майкопа, учителем высшей
категории О.И. Матвейко.
5 См.: Ловпаче Н.Г., Панеш А.Д., Чич
Б.П. Указ. соч. С. 3.
6 См. там же. С. 85—86.
7 Володихин Д., Елисеева О.,
Олейников Д. История России в мелкий
горошек. М., 1998. С. 7.
8 Чирг А.Ю., Емтыль Р.Х. Указ. соч.
С. 119.
9 Булгаков С.Ю., Каракаев З.Х.
Указ. соч. С. 3.
10 Чирг А.Ю., Емтыль Р.Х. Указ.
соч. С. 3—4.
11 Шеуджен Э.А. Указ. соч. С. 4.
12 См.: Гузенкова Т. Этнонациональные
проблемы в учебниках истории (на примере Украины,
Белоруссии и некоторых республик Российской
Федерации) // Национальные истории в советском и
постсоветских государствах. М., 1999. С. 136.
13 Там же.
14 Гатагова Л. Северный Кавказ:
метаморфозы исторического сознания //
Национальные истории в советском и
постсоветских государствах. С. 266; Она же. Чему
мы учим // Родина. № 1—2/2000. С. 203—206.
15 Гатагова Л. Уроки
толерантности или вражды? «История» № 34/2003. С. 26.
Татьяна ХЛЫНИНА,
г. Майкоп,
Республика Адыгея |