«Гости столицы»: кто они?
Просматривая выписки из Полного
собрания российских законов, а также из архивных
дел, я натолкнулся на несколько документов,
удивительно созвучных нашему времени. Полагаю,
что приводимые ниже материалы о так называемых гостях
столицы будут небезынтересны любителям
отечественной истории.
Вторая половина XVII — начало XVIII века
В
статье «Паспорта в России» К. Кавелин заметил:
«Дух наших паспортных учреждений, основные их
начала коренятся в целом порядке дел, который
сложился издавна, имеет свою историю»1.
Действительно, наша паспортная система восходит
во многом к ХVII в., а основания для нее, кажется,
еще более древние.
12 апреля 1684 г. бирючи (глашатаи) начали кликать
(объявлять) царский указ, в котором говорилось:
«Велено на Москве всяких чинов людям сказать с
большим подкреплением, чтоб у них во дворах и в
харчевнях и на дворах же у дворников ни у кого
дворцовых и монастырских и помещиковых никаких
пришлых и гулящих людей без поручных записей
отнюдь не было, а у кого объявятся пришлые люди
без поручных записей, им по тех людех велеть
сбирать поручные записи; а буде кому за скудостью
поручных записей по таких людех взять будет
нечем и им таких людей записывать в Земском
приказе... И чтоб всяких чинов люди были в
ведомости, чтоб от тех пришлых, неведомых людей
на Москве дурна и воровства не было... И тем людям,
кто таких пришлых людей у себя без записки или
без поручных записей держать учнут, учинено
будет жестокое наказание — торговая казнь
(наказание кнутом при большом стечение народа,
«на торгу». — Авт.)»2.
О том, что на улицах Москвы в то время было
неспокойно, свидетельствует Соборное уложение
1649 г. В нем упоминаются «воры», которые в
«карты и зернью играют и, проигрався, воруют, ходя
по улицам, людей режут и грабят и шапки
срывают...». В появившемся в апреле 1649 г.
«Наказе о градском благочинии» для установления
порядка предполагалось дежурство и
патрулирование улиц: «А для береженья во всех
улицах и по переулкам расписать ... решеточных
приказчиков и сторожей; и по улицам и по
переулкам в день и в ночь ходить и беречь
накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и
грабежу и корчмы и табаку и иного никакого
воровства и бледни не было. Да и того в улицах и в
переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не
зажгли, и огня на хоромы не накинули, и у хором и у
заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не
подложили...»3.
...Чтоб
никто никуда без проезжих и прохожих писем
из города в город и из села в село не ездил и не
ходил,
но каждый бы имел от начальников своих пашпорт
или пропускное письмо... |
(Указ
от 30 октября 1719 г.) |
Весьма интересно то, как указ 1684 г. видит
организацию записи пришлых людей
(преимущественно рабочих по найму) в Земском
приказе: «Чтоб в том приказе для записки тех
пришлых гулящих людей учинить записную особую
книгу, и к росписке тех людей выбрать старого
подьячего из первой статьи, доброго и
пожиточного, из большего оклада, и приказав ему
под большим страхом и наказанием и под казнью,
чтоб он тех людей записывал и письма им для
свидетельства давал без задержании и без взяток,
чтоб тем людям в записке мотчанья (промедления. —
Авт.) и убытков и в том им в работе помешки не
было».
Прошло два года, однако ситуация в Москве,
по-видимому, не стала лучше. Об этом
свидетельствуют «Статьи объезжим головам»,
появившиеся 19 марта 1686 г. В этом документе
между прочим говорилось, что, согласно
упомянутому указу 1684 г., «гулящим людям,
которые жили на Москве всяких чинов у людей без
поручных записей и без записки в Стрелецком
приказе, чинено наказание; смотря во винам их,
биты батоги и кнутом, а иные сосланы в сибирские,
и в украинские, и в понизовые города».
«А ныне, — говорится в “Статьях”, — в Стрелецкой
приказ в приводах многие бывают всяких чинов
гулящие люди в разбойных, и в татиных, и в иных в
розных многих воровствах и во всяком дурне. А в
расспросах своих говорят, что они живут на Москве
на боярских и у иных чинов людей на дворах и в
харчевнях, у харчевников и в торговых банях у
откупщиков, и на стругах, у промышленных людей в
работниках без поручных записей и без записок, по
месяцу, и по два, и по полгоду, и по году, а по
которых и есть поручные записи, и те в Земском
приказе не записаны. И от тех пришлых и гулящих
людей на Москве во многих местах чинится
воровство, грабежи, смертное убийство и всякое
дурно».
Видя, что батоги и кнут не приносят большой
пользы, московские законодатели решили ввести
экономические санкции: у кого явятся люди
пришлые без записки, с того взимать в первый раз 25
рублей, во второй раз — 50, а в третий — 100 рублей
за каждого пришлого; кто же не в состоянии
уплатить штраф, подвергается ссылке в Сибирь.
Петр I уделил особенно большое внимание гулящим
и приезжим людям. Что касается первой
категории, то в появившихся 25 мая 1718 г.
«Пунктах, данных санкт-петербургскому
генерал-полицмейстеру» говорилось: «Всех
гулящих и слоняющихся людей, а особливо которые
под видом, аки бы чем промышляли и торговали,
хватать и допрашивать. Буде же кто в допросе с
словами своими несходен явится, оных определять
на работу. Равно же содержать и с нищими, буде от
оных кто работу сработать может, и тех ловить и
определять в работу ж»4.
О приезжих в 11-м пункте цитируемого документа
сказано: «Также накрепко смотреть приезжих,
какие люди, и чтоб всякий хозяин тотчас объявил,
кто к нему станет и какой человек; а буде утаит
или непрямым именем скажет, таких хозяев с
наказанием сослать на галеру с отобранием всего,
что имеет. Равным же образом и об отъезжих
объявлять; також и работников, ежели который
хозяин наймет кого из гулящих в работу, чтоб
прежде дать знать об нем, дабы под тем видом не
было какова беглого солдата, матроса и прочее».
Не прошло и месяца, как законодатель
распространил положение о приезжих и на другие
города, отредактировав формулировку наказания:
«И за то тем людям учинено будет наказание, биты
будут кнутом и сосланы на каторгу, а движимое и
недвижимое имение взято будет на Великого
Государя»5.
30 октября 1719 г. появился указ «О поимке беглых
драгун, солдат, матросов и рекрут», с которого,
формально говоря, начинается паспортная система
в России и появляется само понятие паспорта6. В этом указе говорилось, что
если кто-либо будет пойман без паспорта или
проезжего или прохожего письма, то «такие люди
потому ж за недобрых или за прямых воров будут
признаваться». Петр повелел, чтобы «всем обще и
каждому особо было о том ведомо», публиковать
этот указ во всем государстве, а также прочесть
его в церквях, в городах и уездах.
Особый интерес для нашей темы представляет
«Инструкция московскому обер-полицмейстеру
Грекову», появившаяся 9 июля 1722 г. в связи с
учреждением в Москве этой должности. Она не
только представляет собой юридический акт, но и
дает представление о состоянии порядка на
улицах Москвы середины XVIII столетия.
|
На этом постоялом дворе
гости могли находить себе приют.
Гравюра XVII в. |
«Понеже по улицам и переулкам является
много гулящих и слоняющихся людей, а особливо
якобы чем торговали, — сказано в “Инструкции”,
— а другие пьяные кричат и песни поют и ночью в
неуказанные часы ходят и шатаются, в которых
бывает много беглых солдат и матросов и прочих
воров, и бывает от них воровство и смертное
убивство; и живут больше на кабаках, и в торговых
банях, на рынках, и в харчевнях, и в вольных домах,
и в шинках и в прочих местах: того ради таких
непотребных людей во всех означенных местах
осматривать, и где такие найдутся или на улицах и
в переулках шататься будут, ловить и приводить
оных в полицмейстерскую канцелярию, и,
расспрашивая, чинить им по Его Императорского
Величества указу, кто чему подлежит. И для того в
Москве всем жителям объявить, чтоб никто без
явного свидетельства никаких гулящих людей в
домы к себе и вышеописанные места, как пробьют в
набат, не пускали, и по улицам бы пьяные не
кричали; также в работу без поручных записей
отнюдь не наймывали; к тому ж и на кабаках, как
пробьют набат, никаких людей не держали и
никакого бы питья им не продавали, кроме того,
которое будут требовать для домовных каких нужд
в домы свои. А ежели кто вышеописанных людей без
свидетельств будет у себя держать, или к себе на
квартиры и в другие места пускать, и за то имать
на них штрафы, как о том указы повелевают».
Инструкция предписывала московскому
обер-полицмейстеру сообщить во все слободы: «
...ежели кто к кому приедет из других городов
недели на две или больше, какие они люди, чтоб
всякой хозяин тотчас объявил, кто к нему станет и
какой человек, а буде утаит или непрямым именем
скажет, таким хозяевам чинить штрафы … равным же
образом и об отъезжающих объявлять...».
Очень любопытно описание мер, которые должен был
принять обер-полицмейстер для поддержания
порядка на улицах Москвы: «Для лучшего порядка и
пресечения воровства и воровских проходов и
прочих непотребных людей, сделать по концам улиц
подъемные рогатки, которые по ночам опускать, и
иметь при них с обретающихся в тех улицах дворов
и с жителей караулы с ружьем, у кого какое найтись
может, а у кого ружья не будет, то с грановитыми
большими дубинами, и при них бы были трещотки.
А с которого двора и в которую ночь караул быть
надлежит, о том, учиня росписку по числу душ
мужеска пола от двадцати лет и выше, в
полицмейстерской канцелярии дать именные списки
и реестры определенным в тех улицах сотским,
пятидесятским и десятским, а жителям всякого
чина к оным караульщикам с тех дворов отправлять
по тому расположению без остановки. И оные
рогатки опущать в ночь, а именно, пополудни в 11
часу, а подымать за час до света.
А буде между оными часами случится идти какой
команде, солдатам или на работу, то оные рогатки
поднимать и между оными часами. А ежели случится
кому всяких чинов людям между оными часами ночью
ехать мимо тех караулов в рогатки, то оным велеть
иметь при себе фонари, а без фонарей никого не
пропускать; а из подлых в такие неуказные часы,
разве за крайнею нуждою пойдет один или два, а
больше до трех, спрося у них по указу, пропускать
же. А ежели более трех человек из подлых, хотя и с
фонарем пойдут, и тех брать под караул.
А буде кто во учрежденный день караулу не даст,
имать за всякую ночь штраф по рублю с человека и
записывать в приход в полицмейстерской
канцелярии и плательщикам давать отписки.
А ежели у тех рогаток или на улицах учинится
какая драка, или какие воровские люди явятся, а
определенные караульщики оных одержать не могут,
то тем караульщикам для ведома жителям, дабы в
том им помогли, бить в трещотки, по которому бою
повинны как тутошние жители, так и ежели случатся
в близости и солдатские караулы и прочие
караулен караульщики, сбегаться на помощь; а
ежели кто вспоможения чинить не будет, и за то
чинить жестокое наказание, смотря по важности
дела»7.
Окончание следует
Олег ИВАНОВ,
кандидат философских наук
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кавелин К. Паспорта в
России // Век. 1861, № 4. С. 112.
2 Полное собрание законов (ПСЗ). Т. 2,
№ 1181.
3 Там же. T. 1, № 6.
4 Там же. № 3212.
5 Там же.
6 Там же. № 3445.
7 Там же. Т. 6, № 4047. |