«Гости столицы»: кто они?

Просматривая выписки из Полного собрания российских законов, а также из архивных дел, я натолкнулся на несколько документов, удивительно созвучных нашему времени. Полагаю, что приводимые ниже материалы о так называемых гостях столицы будут небезынтересны любителям отечественной истории.

Вторая половина XVII — начало XVIII века

В статье «Паспорта в России» К. Кавелин заметил: «Дух наших паспортных учреждений, основные их начала коренятся в целом порядке дел, который сложился издавна, имеет свою историю»1. Действительно, наша паспортная система восходит во многом к ХVII в., а основания для нее, кажется, еще более древние.
12 апреля 1684 г. бирючи (глашатаи) начали кликать (объявлять) царский указ, в котором говорилось: «Велено на Москве всяких чинов людям сказать с большим подкреплением, чтоб у них во дворах и в харчевнях и на дворах же у дворников ни у кого дворцовых и монастырских и помещиковых никаких пришлых и гулящих людей без поручных записей отнюдь не было, а у кого объявятся пришлые люди без поручных записей, им по тех людех велеть сбирать поручные записи; а буде кому за скудостью поручных записей по таких людех взять будет нечем и им таких людей записывать в Земском приказе... И чтоб всяких чинов люди были в ведомости, чтоб от тех пришлых, неведомых людей на Москве дурна и воровства не было... И тем людям, кто таких пришлых людей у себя без записки или без поручных записей держать учнут, учинено будет жестокое наказание — торговая казнь (наказание кнутом при большом стечение народа, «на торгу». — Авт.)»2.
О том, что на улицах Москвы в то время было неспокойно, свидетельствует Соборное уложение 1649 г. В нем упоминаются «воры», которые в «карты и зернью играют и, проигрався, воруют, ходя по улицам, людей режут и грабят и шапки срывают...». В появившемся в апреле 1649 г. «Наказе о градском благочинии» для установления порядка предполагалось дежурство и патрулирование улиц: «А для береженья во всех улицах и по переулкам расписать ... решеточных приказчиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и иного никакого воровства и бледни не было. Да и того в улицах и в переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не зажгли, и огня на хоромы не накинули, и у хором и у заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не подложили...»3.

...Чтоб никто никуда без проезжих и прохожих писем
из города в город и из села в село не ездил и не ходил,
но каждый бы имел от начальников своих пашпорт
или пропускное письмо...

(Указ от 30 октября 1719 г.)

Весьма интересно то, как указ 1684 г. видит организацию записи пришлых людей (преимущественно рабочих по найму) в Земском приказе: «Чтоб в том приказе для записки тех пришлых гулящих людей учинить записную особую книгу, и к росписке тех людей выбрать старого подьячего из первой статьи, доброго и пожиточного, из большего оклада, и приказав ему под большим страхом и наказанием и под казнью, чтоб он тех людей записывал и письма им для свидетельства давал без задержании и без взяток, чтоб тем людям в записке мотчанья (промедления. — Авт.) и убытков и в том им в работе помешки не было».
Прошло два года, однако ситуация в Москве, по-видимому, не стала лучше. Об этом свидетельствуют «Статьи объезжим головам», появившиеся 19 марта 1686 г. В этом документе между прочим говорилось, что, согласно упомянутому указу 1684 г., «гулящим людям, которые жили на Москве всяких чинов у людей без поручных записей и без записки в Стрелецком приказе, чинено наказание; смотря во винам их, биты батоги и кнутом, а иные сосланы в сибирские, и в украинские, и в понизовые города».
«А ныне, — говорится в “Статьях”, — в Стрелецкой приказ в приводах многие бывают всяких чинов гулящие люди в разбойных, и в татиных, и в иных в розных многих воровствах и во всяком дурне. А в расспросах своих говорят, что они живут на Москве на боярских и у иных чинов людей на дворах и в харчевнях, у харчевников и в торговых банях у откупщиков, и на стругах, у промышленных людей в работниках без поручных записей и без записок, по месяцу, и по два, и по полгоду, и по году, а по которых и есть поручные записи, и те в Земском приказе не записаны. И от тех пришлых и гулящих людей на Москве во многих местах чинится воровство, грабежи, смертное убийство и всякое дурно».
Видя, что батоги и кнут не приносят большой пользы, московские законодатели решили ввести экономические санкции: у кого явятся люди пришлые без записки, с того взимать в первый раз 25 рублей, во второй раз — 50, а в третий — 100 рублей за каждого пришлого; кто же не в состоянии уплатить штраф, подвергается ссылке в Сибирь.
Петр I уделил особенно большое внимание гулящим и приезжим людям. Что касается первой категории, то в появившихся 25 мая 1718 г. «Пунктах, данных санкт-петербургскому генерал-полицмейстеру» говорилось: «Всех гулящих и слоняющихся людей, а особливо которые под видом, аки бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать. Буде же кто в допросе с словами своими несходен явится, оных определять на работу. Равно же содержать и с нищими, буде от оных кто работу сработать может, и тех ловить и определять в работу ж»4.
О приезжих в 11-м пункте цитируемого документа сказано: «Также накрепко смотреть приезжих, какие люди, и чтоб всякий хозяин тотчас объявил, кто к нему станет и какой человек; а буде утаит или непрямым именем скажет, таких хозяев с наказанием сослать на галеру с отобранием всего, что имеет. Равным же образом и об отъезжих объявлять; також и работников, ежели который хозяин наймет кого из гулящих в работу, чтоб прежде дать знать об нем, дабы под тем видом не было какова беглого солдата, матроса и прочее».
Не прошло и месяца, как законодатель распространил положение о приезжих и на другие города, отредактировав формулировку наказания: «И за то тем людям учинено будет наказание, биты будут кнутом и сосланы на каторгу, а движимое и недвижимое имение взято будет на Великого Государя»5.
30 октября 1719 г. появился указ «О поимке беглых драгун, солдат, матросов и рекрут», с которого, формально говоря, начинается паспортная система в России и появляется само понятие паспорта6. В этом указе говорилось, что если кто-либо будет пойман без паспорта или проезжего или прохожего письма, то «такие люди потому ж за недобрых или за прямых воров будут признаваться». Петр повелел, чтобы «всем обще и каждому особо было о том ведомо», публиковать этот указ во всем государстве, а также прочесть его в церквях, в городах и уездах.
Особый интерес для нашей темы представляет «Инструкция московскому обер-полицмейстеру Грекову», появившаяся 9 июля 1722 г. в связи с учреждением в Москве этой должности. Она не только представляет собой юридический акт, но и дает представление о состоянии порядка на улицах Москвы середины XVIII столетия.

На этом постоялом дворе гости могли находить себе приют. Гравюра XVII в.
На этом постоялом дворе
гости могли находить себе приют.

Гравюра XVII в.

«Понеже по улицам и переулкам является много гулящих и слоняющихся людей, а особливо якобы чем торговали, — сказано в “Инструкции”, — а другие пьяные кричат и песни поют и ночью в неуказанные часы ходят и шатаются, в которых бывает много беглых солдат и матросов и прочих воров, и бывает от них воровство и смертное убивство; и живут больше на кабаках, и в торговых банях, на рынках, и в харчевнях, и в вольных домах, и в шинках и в прочих местах: того ради таких непотребных людей во всех означенных местах осматривать, и где такие найдутся или на улицах и в переулках шататься будут, ловить и приводить оных в полицмейстерскую канцелярию, и, расспрашивая, чинить им по Его Императорского Величества указу, кто чему подлежит. И для того в Москве всем жителям объявить, чтоб никто без явного свидетельства никаких гулящих людей в домы к себе и вышеописанные места, как пробьют в набат, не пускали, и по улицам бы пьяные не кричали; также в работу без поручных записей отнюдь не наймывали; к тому ж и на кабаках, как пробьют набат, никаких людей не держали и никакого бы питья им не продавали, кроме того, которое будут требовать для домовных каких нужд в домы свои. А ежели кто вышеописанных людей без свидетельств будет у себя держать, или к себе на квартиры и в другие места пускать, и за то имать на них штрафы, как о том указы повелевают».
Инструкция предписывала московскому обер-полицмейстеру сообщить во все слободы: « ...ежели кто к кому приедет из других городов недели на две или больше, какие они люди, чтоб всякой хозяин тотчас объявил, кто к нему станет и какой человек, а буде утаит или непрямым именем скажет, таким хозяевам чинить штрафы … равным же образом и об отъезжающих объявлять...».
Очень любопытно описание мер, которые должен был принять обер-полицмейстер для поддержания порядка на улицах Москвы: «Для лучшего порядка и пресечения воровства и воровских проходов и прочих непотребных людей, сделать по концам улиц подъемные рогатки, которые по ночам опускать, и иметь при них с обретающихся в тех улицах дворов и с жителей караулы с ружьем, у кого какое найтись может, а у кого ружья не будет, то с грановитыми большими дубинами, и при них бы были трещотки.
А с которого двора и в которую ночь караул быть надлежит, о том, учиня росписку по числу душ мужеска пола от двадцати лет и выше, в полицмейстерской канцелярии дать именные списки и реестры определенным в тех улицах сотским, пятидесятским и десятским, а жителям всякого чина к оным караульщикам с тех дворов отправлять по тому расположению без остановки. И оные рогатки опущать в ночь, а именно, пополудни в 11 часу, а подымать за час до света.
А буде между оными часами случится идти какой команде, солдатам или на работу, то оные рогатки поднимать и между оными часами. А ежели случится кому всяких чинов людям между оными часами ночью ехать мимо тех караулов в рогатки, то оным велеть иметь при себе фонари, а без фонарей никого не пропускать; а из подлых в такие неуказные часы, разве за крайнею нуждою пойдет один или два, а больше до трех, спрося у них по указу, пропускать же. А ежели более трех человек из подлых, хотя и с фонарем пойдут, и тех брать под караул.
А буде кто во учрежденный день караулу не даст, имать за всякую ночь штраф по рублю с человека и записывать в приход в полицмейстерской канцелярии и плательщикам давать отписки.
А ежели у тех рогаток или на улицах учинится какая драка, или какие воровские люди явятся, а определенные караульщики оных одержать не могут, то тем караульщикам для ведома жителям, дабы в том им помогли, бить в трещотки, по которому бою повинны как тутошние жители, так и ежели случатся в близости и солдатские караулы и прочие караулен караульщики, сбегаться на помощь; а ежели кто вспоможения чинить не будет, и за то чинить жестокое наказание, смотря по важности дела»7.

Окончание следует

Олег ИВАНОВ,
кандидат философских наук

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кавелин К. Паспорта в России // Век. 1861, № 4. С. 112.
2 Полное собрание законов (ПСЗ). Т. 2, № 1181.
3 Там же. T. 1, № 6.
4 Там же. № 3212.
5 Там же.
6 Там же. № 3445.
7 Там же. Т. 6, № 4047.

TopList