общее дело и частные судьбы

Марина ЧЕРНОВА*

Московский городской педагогический институт
в военное время (1941—1945)

В начале 1930-х гг. в нашей стране остро стояла проблема подготовки педагогических кадров. Только в течение 1930 г. в СССР было подготовлено «краткосрочным путем» свыше 10 тыс. учителей. При этом выпускников педагогических техникумов и вузов по-прежнему не хватало, а уровень их подготовки оставался не вполне удовлетворительным.
Президиум Мосгорисполкома решил открыть с 1 января 1932 г. городской педагогический институт — в целях переподготовки работающих в школах учителей и обучения новых кадров с высшим образованием.
Институт этот сперва назывался Московским городским вечерним педагогическим. Однако уже к началу 1933/34 учебного года институту была поручена и подготовка учителей с отрывом от производства; с 1 сентября 1933 г. в вузе было организовано и дневное отделение. Тогда же институту было присвоено название Московского городского педагогического.
Высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив обеспечивал серьезную подготовку будущих учителей.
МГПИ, находившийся в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР, готовил для средней и неполной средней школ преподавателей истории и географии, русского языка и литературы, математики, физики и естествознания. Вечернее отделение выпускало работников дошкольного воспитания и преподавателей для школ глухонемых (и иных вспомогательных школьных заведений).
Правом на поступление в Московский городской педагогический институт и на бесплатное обучение в нем пользовались все граждане СССР в возрасте от 17 до 35 лет, имевшие аттестат об окончании полного курса средней школы, — независимо от социального происхождения, пола, расовой и национальной принадлежности.
Окончившие среднюю школу и имевшие аттестат отличника приглашались без вступительных экзаменов.
Для обеспечения высокого качества учебного процесса, развития у студентов навыков самостоятельной работы и умения на практике применять полученные ими знания в МГПИ были установлены следующие формы учебной работы: лекции, практические занятия, спецсеминары; педагогическая и учебная практика студентов, самостоятельная работа студентов, консультации.
МГПИ в 1939 г. имел исторический, географический, физико-математический факультеты и факультет языка и литературы.
К концу 1930-х — началу 1940-х гг. за институтом утвердилась слава одного из ведущих педагогических вузов страны. Незадолго до войны его выпускники пришли в школы в качестве учителей.

Жизнь с момента нападения Германии на СССР перестраивалась, разумеется, на военный лад. Многие преподаватели и студенты совмещали работу у станков с учебой, уходили на фронт; другие вступали в ополчение.
В строительстве оборонительных укреплений в 1941 г. участвовало более 50 000 московских студентов. Многие преподаватели и студенты были награждены медалью «За оборону Москвы».
По неполным данным, пять вузов (МГУ, МГПИ им. В.И.Ленина, МГПИ им. К.Либкнехта, МОПИ и Городской педагогический институт) направили на фронт к концу 1942 г. более 3000 преподавателей, студентов и аспирантов (накануне войны в этих вузах училось около 11 600 студентов и работало около 1600 преподавателей). Таким образом, число мобилизованных составило 25 %. Многие из них с фронта не вернулись.
Как и другие учебные заведения Москвы, Городской институт подлежал эвакуации. Первый директор института И.И.Вовси, как указано в ее личном листке по учету кадров, уехала из Москвы. Исполняющим обязанности директора был назначен профессор А.Н.Кабанов. Однако полностью вуз так и не эвакуировали.
14 ноября 1941 г. занятия в институте, прерванные в октябре в связи с осадным положением в Москве, были возобновлены.
Решение о начале занятий не сразу стало известно всем студентам, но с каждым днем многочисленные аудитории всё более заполнялись. В первый день занятий в институт пришли 70 человек, 18 ноября — уже около 200.
Занятия начались на географическом и литературном факультетах. 20 ноября открылись аудитории исторического факультета, 24 ноября — физико-математического, в конце ноября приступили к учебе студенты естественного факультета.
Несмотря на особую обстановку (близость фронта, воздушные налеты), принимались все меры к тому, чтобы занятия шли бесперебойно. Во время воздушных тревог студенты и преподаватели организованно переходили в убежище, где продолжалось чтение лекций.
В первое военное полугодие в МГПИ не только не сократилось, но даже увеличилось число специальностей, по которым велась подготовка учителей для средней школы. На базе института появился факультет иностранных языков.
Тогда же был организован художественно-графический факультет.
5 мая 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О плане приема в вузы в 1942 году и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений». В соответствии с постановлением в значительной мере был облегчен порядок поступления в вузы, освобождались от призыва в армию студенты выпускных курсов всех вузов.
Осенью 1942 г. был определен новый календарный график учебных занятий в высших учебных заведениях, который действовал без изменений до конца войны. Занятия в институтах начинались 1 октября, зимняя сессия проходила с 1 по 20 февраля, каникулы отменялись, весенняя сессия проводилась с 21 июня по 15 июля, в июле-сентябре студенты выполняли трудовые работы.
В 1942 г. все факультеты (физико-математический, исторический, географический, русского языка и литературы, художественно-графический, естествознания, иностранных языков), кроме художественно-графического, имели вечерние отделения. Велась научная работа, готовились к защите диссертации. Заведовал аспирантурой в то время П.И.Кабанов.

В соответствии с реалиями и требованиями военного времени в декабре 1942 г. при факультете иностранных языков были организованы шестимесячные курсы по подготовке военных переводчиков резерва из состава студентов III курса по специальной программе.
Несмотря на сжатые сроки подготовки, слушатели овладевали, наряду с разговорным языком, рядом учебных дисциплин, в числе которых — тактика, организация иностранных армий, техника опроса и перевода на слух, методика преподавания военного перевода, военный перевод. 30 июля 1943 г. состоялся первый выпуск военных переводчиков, подготовленных в МГПИ.
Произошли изменения в руководящем звене института: профессор А.Н.Кабанов в июле 1942 г. был освобожден от исполнения обязанностей директора. Приказом народного комиссара просвещения РСФСР В.П.Потемкина директором Московского городского педагогического института был назначен П.С.Бенюх — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, бывший директор Библиотечного института.
Факультеты института в годы войны размещались в трех учебных корпусах, располагавшихся в Гранатном, Несвижском и Гавриковом переулках Москвы.

Общая беда расширила в 1941—1945 гг. сферу деятельности коллектива МГПИ: все усилия были направлены на скорейшее преодоление врага. Весной 1943 г. профессора организовали и провели цикл лекций научно-методической тематики для директоров и завучей московских школ. Была проведена педагогическая конференция, которой предшествовало длительное изучение работы московских школ.
В повестку работы конференции были включены наиболее актуальные в тот момент вопросы:
«Дети и война»;
«Оборонная работа школы № 134 Советского района»;
«Педагогические училища города Москвы в дни войны»;
«Летопись событий из жизни школ Москвы в дни войны».
Обсуждались и другие темы.
В соответствии с приказом народного комиссара просвещения РСФСР преподаватели института составили сборник «Опыт учебной работы студентов в 1943/44 учебном году», который распространялся через столичные вузы и роно.
Для учащихся средних школ Советского района Москвы в 1944 г. была организована школа рисунка, живописи и скульптуры. Школа являла собой составную часть художественно-графического факультета Московского городского пединститута. Комплектование классов производилось по общим принципам, обычным для средних художественных школ.

Как уже отмечалось, многие преподаватели и студенты института участвовали в строительстве оборонительных сооружений. Велика моральная поддержка, которую оказывал институт раненым бойцам. В порядке общественной работы преподаватели читали лекции в военных частях и госпиталях.
Так, профессор В.Н.Бочкарев только за полугодие 1943/44 учебного года прочитал 55 лекций (за активную работу в госпиталях и воинских частях он был награжден почетной грамотой ЦК Союза работников высшей школы); доцент кафедры новой истории Когоут прочел в Москве и на фронте 177 лекций за год. Пять преподавателей географического факультета были прикреплены к госпиталям и вели в них агитационную работу, организовывали тематические вечера.
Поучаствовал коллектив института и в налаживании жизни на освобожденных от немцев территориях. В ответ на обращение наркома просвещения В.П.Потемкина организация ВЛКСМ института в порядке шефской помощи собрала свыше 3 тысяч книг для отправки в Краснодарский педагогический институт.
Сбор и отправка посылок на фронт и в освобожденные районы приобрели массовый характер.
Институт откликнулся на призывы к донорству. Многие женщины института в течение всей войны отдавали свою кровь раненым бойцам. Сотрудница МГПИ В.Рипс сдавала кровь 20 раз.
Эта помощь была бесценной: сданная тогда кровь спасала жизни защитников отечества. Не стоит говорить, что всё это делалось в те годы, когда коллектив института сам испытывал серьезные затруднения бытового характера, нехватки и лишения военного времени.

Научный потенциал института в годы войны использовался для обороны страны. Большую работу провели по заданиям военного командования сотрудники географической кафедры института.
В Рязанскую область была направлена экспедиция для обследования территории площадью 50 тысяч га. Были выполнены и сданы следующие работы оборонного значения:
морфологическая карта в масштабе
1:10 000 с выделением 578 морфологических участков, с указанием их геологического строения и специальных морфологических данных;
характеристика проходимости обширного центрального болотного массива по трем, наиболее трудным направлениям, пройденным участниками экспедиции;
характеристика дорожной сети протяжением 93 километра, с оценкой проходимости и описанием инженерных сооружений.
Профессор А.М.Соловьев, доцент Г.К.Тушинский, профессор Н.П.Никитин по заданиям Генерального штаба выполнили ряд военно-географических карт и описаний как СССР, так и зарубежных стран, составили ряд военно-географических описаний важнейших перевалов дорог Главного кавказского хребта. Эти работы были использованы командованием Красной армии во время зимнего наступления.
Спецхимлаборатория института выпустила для заводов Урала диметил-глиоксин, который использовался для анализа стали. Кроме того, лаборатория обеспечила выпуск нового производства химзола, необходимого для консервирования крови и бактериологических препаратов.

Когда коренной перелом в Великой Отечественной войне уже был очевиден, первостепенной задачей вузов стала подготовка кадров, способных восстановить разрушенное хозяйство и обеспечить развитие страны.
К концу первого полугодия 1943/44 учебного года МГПИ работал в составе десяти факультетов: физико-математического, исторического, литературного, географического, естествознания, художественно-графического, английского языка, немецкого языка, французского языка и подготовительного, — имея в целом укомплектованный штат, который увеличивался за счет возвращавшихся из эвакуации.
На заседаниях кафедр, которые проводились не реже двух раз в месяц, обсуждались вопросы о распределении учебных поручений, методики проведения практических занятий, тематика спецсеминаров, виды контроля над самостоятельной работой студентов, формы помощи московскому учительству, заслушивались отчеты преподавателей, обсуждались планы на будущий семестр.
К работе кафедр через Институт усовершенствования привлекались учителя для совместного создания (а затем апробации) учебных пособий.
Деятельность преподавателей далеко выходила за рамки аудиторных занятий: помимо чтения лекций и ведения семинаров, они руководили научными кружками, выступали с докладами на конференциях, работали над монографиями, готовили статьи в «Ученые записки» МГПИ. Читались лекции в школах, училищах, госпиталях, военных частях. Преподаватели выступали в качестве агитаторов, политинформаторов на агитационных пунктах московских вокзалов и т.д.
Значительно обновилось содержание исторического образования. В 1943 г. впервые в институте был поставлен семинар по новой истории Востока на основе использования исторических документов и литературы. Кафедры исторического факультета широко использовали практику совместных заседаний с кафедрой педагогики, взаимодействовали с другими коллегами.
Высокий уровень преподавания на историческом факультете не мог не отразиться на итогах успеваемости. Так, в сводке экзаменов исторического факультета за первый семестр 1943/44 учебного года на дневном отделении указано, что отметки «отлично» составили 40,5% всех оценок.

Впервые в 1943 г. в МГПИ на факультете русского языка и литературы были разработаны и стали производиться факультативные курсы (курс, посвященный творчеству Л.Н.Толстого, читаемый профессором Л.П.Гросманом; курс выразительного чтения, читаемый доцентом В.В.Суренским; курс польского языка под руководством доцента Широкова).
Интереснейшая работа велась на кафедре русского языка, руководимой профессором Р.А.Аванесовым. К работе кафедры привлекались многие известные лингвисты (академики Л.В.Щерба и Л.А.Булаховский, член-корреспондент В.И.Чернышев и др.). По составу своих членов кафедра русского языка считалась лучшей среди аналогичных кафедр гуманитарных вузов Москвы.
Разноплановой системой работы отличался географический факультет: аудиторные занятия чередовались с экскурсиями и экспедициями, на студенческих конференциях обсуждались их итоги, что, безусловно, поддерживало интерес к учебе.
В 1943/44 учебном году был произведен набор на первый курс вновь открытого вечернего отделения художественно-графического факультета.
На созданном в годы войны факультете функционировали кафедры искусствоведения, живописи и рисунка, черчения и начертательной геометрии. При факультете работала творческая группа Горкома союза художников, бывших учеников Кардовского.
На кафедре истории искусств преподавали четыре профессора: завкафедрой профессор Соболев читал курс античного искусства и Древнего Востока, курс истории русского искусства. Кандидат АН СССР, профессор Лазарев вел курс по истории Проторенессанса, раннего и высокого Ренессанса. Профессор Алпатов читал историю нового западноевропейского искусства, профессор Машковцев — курс русской живописи.
Студентам была предоставлена возможность пользоваться редкими и ценными материалами в библиотеках Академии архитектуры СССР и Архитектурного института. Для методического кабинета кафедры истории искусств в годы войны была приобретена коллекция диапозитивов по русскому искусству.
Подготовку абитуриентов к поступлению в МГПИ осуществлял подготовительный факультет, на котором в 1943/44 учебном году занимались 550 человек. Независимо от выбранной абитуриентами специальности, все они изучали историю СССР, русскую и западноевропейскую литературу, географию, русский язык, иностранный язык. Помимо лекционных факультет организовывал практические занятия, включая собеседования, реферативные работы, консультации.

В системе подготовки учительских кадров особое место отводилось педагогической практике. Именно в ее период студенты получали возможность конкретизировать и актуализировать полученные теоретические знания.
В годы войны педагогическая практика, продолжая оставаться органической частью учебного процесса, проводилась в 18 школах Москвы по единому для всех кафедр плану.
Уроки студентов посещались доцентами и профессорами кафедр, которые оценивали прежде всего научность содержания курса.
Помимо руководителя практики в каждой школе имелся прикрепленный для руководства методист от факультета, который консультировал студентов в процессе подготовки к урокам.
Все уроки, проведенные студентами, стенографировались, что давало интересный материал для дальнейшего обсуждения и изучения итогов практики.
Каждый урок подвергался серьезному анализу. По итогам практики проводились курсовые конференции, на которые приглашались студенты других курсов, также принимавшие участие в обсуждении. Вопрос о педагогической практике студентов дважды в год обсуждался на заседаниях ученых советов факультетов.
Педагогический профиль института предполагал активную научно-методическую деятельность. На кафедрах осуществлялась разработка новых учебных пособий по различным предметам.
Преподаватели МГПИ читали лекции для учителей Москвы. Доцент кафедры истории СССР А.Н.Ильинский руководил семинаром по методике истории для учителей Советского района.
Одна из студий при художественно-графическом факультете зачисляла на обучение московских школьников. Дважды в неделю учителя городских школ занимались повышением своей квалификации в вечерней студии факультета. Помимо этого для учителей были организованы специальные консультации по предмету.
Факультет иностранного языка стал инициатором чтения методических докладов для учителей иностранных языков школ Москвы. Профессора Е.Н.Медынский и Г.Е.Жураковский участвовали в работе Педагогической секции Московского дома ученых.
Институт занимался и изучением состояния московских школ в военный период, включая их материальную оснащенность, организацию учебно-воспитательного процесса, опыт работы. В этих целях при МГПИ работала комиссия, которая занималась сбором документов и материалов, подготовкой докладов и выступлений, выставками в Наркомпросе и Мосгороно.
Собранные комиссией материалы — это фотографии, письма, детские работы, записи бесед, отчеты, альбомы, сочинения учащихся, программы вечеров и утренников, детские изделия (куклы, кисеты, флажки). Эти ценнейшие источники о жизни школ Москвы в условиях военного времени стали основой для составления летописи событий школьной жизни 1941—1945 гг.
Ежегодно давая Москве молодых учителей, институт активно привлекал многих из них к участию в работе со студентами уже в качестве наставников. Стремясь поддерживать связь между различными поколениями студентов, МГПИ проводил встречи с выпускниками института, пришедшими в военные годы в школы в качестве учителей.

Несмотря на сокращение финансирования в годы войны, в институте продолжалась многопрофильная научная работа. Своего рода девизом МГПИ было: «Наука не знает самоуспокоенности, иначе она не наука». Преподаватели кафедр готовили статьи в сборники и «Ученые записки», работали над монографиями.
Кафедры художественно-графического факультета принимали активно сотрудничали с Учебно-методическим советом Наркомпроса РСФСР.
Доцент кафедры психологии Г.А.Фортунатов участвовал в работе Совета по вопросам дошкольного воспитания при Наркомпросе РСФСР. Профессор Добрынин выполнял обязанности заместителя председателя секции психологии и педагогики при Доме ученых АН СССР.
17 сентября 1943 г. в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР при Московском городском педагогическом институте была организована Лаборатория педагогической психологии. 1 октября 1943 г. она была официально открыта.
Общее научное руководство исследовательской работой лаборатории осуществлялось профессором А.А.Смирновым и доцентом Е.В.Гурьяновым. Задачами являлись проведение научно-психологических исследований по конкретным вопросам обучения и воспитания и распространение психологических знаний среди учительства Москвы.
Важнейшей функцией лаборатории являлась научно-популяризаторская деятельность, которая протекала в форме лекций и докладов для педагогов, руководящих работников отделов народного образования и школ, работников детских библиотек, а также в форме выступлений в печати.
В 1944 г. в смотре работы высших учебных заведений Москвы институт занял второе место и был награжден почетной грамотой. Первое место разделили Московский авиационный и Московский энергетический институты.
Жюри, в состав которого входили академики и профессора, отметило успехи института в организации учебного процесса политико-массовой работы, самостоятельной работы студентов и материально-бытового обслуживания коллектива. Институт разделил второе место с МГУ, Тимирязевской сельскохозяйственной академией, МВТУ, т.е. со старейшими вузами страны.

Как и другие вузы, МГПИ испытывал немалые затруднения с материально-техническим обеспечением. Чернила по нарядам почти не отпускались, приходилось их доставать, что было непросто. По качеству чернила были плохие.
Аналогично дело обстояло с получаемыми институтом цветными мелками. Тряпки для мытья полов доставались с перебоями. В соответствии с нормами и в сроки, установленные вышестоящими организациями, осуществлялось снабжение тетрадями.
Из-за перебоев в подаче электроэнергии неоднократно срывались занятия на подготовительном и вечернем секторах.
С 1940 г. здания института не ремонтировались. В 1941 г. осколками от снарядов были пробиты крыши зданий по Несвижскому и Гранатному переулкам. Воздушной волной выбило оконные рамы в учебных корпусах. Вместо стекол приходилось пользоваться фанерой, крыши ремонтировались силами студентов.
Система отопления во время войны была законсервирована: здания, в которых шли занятия, более двух лет не отапливались, даже в зимние месяцы. Лишь в 1943 г. отопительная система была отремонтирована и восстановлена.
В 1944 г. в соответствии с решением Совнаркома при МГПИ были созданы Географическая и Биологическая станции (открылись в мае) и Дом отдыха (открылся в июне).
В годы войны, несмотря на все трудности, продолжали пополняться фонды библиотеки. Только за второе полугодие 1942/43 учебного года было приобретено 11 400 книг на сумму 80 тысяч рублей.
Заключены межбиблиотечные договоры об использовании книг Государственной библиотеки им. Ленина, Библиотеки АН СССР, Государственной библиотеки имени Горького при МГУ, Государственной библиотеки иностранных языков, Государственной библиотеки по народному образованию, Исторической библиотеки.
В читальню института регулярно в годы войны поступало по одному обязательному экземпляру всех выходящих в стране изданий, относящихся к специальностям МГПИ. Продолжала функционировать обсерватория, работали лаборатория педагогической психологии и спецхимлаборатория.
В приказах по Наркомпросу РСФСР с 1943 г. ежегодно отмечалась образцовая подготовка МГПИ к новому учебному году, что позволило значительно увеличить число первокурсников (с 420 до 480); аспирантов принимали уже не 25, а 50.

Итак, 22 июня 1941 г. стало началом нового этапа жизни студентов МГПИ. Многие из них надели солдатские шинели и ушли защищать Крым, Кавказ, Волгу, Москву. Вчерашние ученики превратились в солдат. Война разрушила планы, мечты и надежды, главным стало выстоять и победить.
Другие, как уже упоминалось, защищали родину в тылу. Осенью—зимой 1941 г., когда над Москвой нависла серьезная опасность, студенты МГПИ участвовали в обороне столицы. В декабре 1941 г. около трехсот студентов МГПИ работало на строительстве лесных завалов под Серпуховым.
Как «лучший боец трудового фронта» при строительстве оборонительных сооружений осенью и зимой 1941 г. была отмечена студентка физико-математического факультета Анна Вольнова.
Медалью «За оборону Москвы» были награждены студенты института А.К.Беляев, А.Ф.Вольнова, Л.М.Власова, М.И.Данилина, А.И.Кузнецова, А.С.Мельникова, М.П.Мешалкина (секретарь комитета ВЛКСМ),
У.В.Наумец, А.Д.Некрасова, С.Ф.Савельева, Н.М.Скопцова, К.Н.Соболева, Д.А.Устюжанин, Е.М.Шапиро.
О.Терешатова, студентка исторического факультета, так описывала вклад студентов в победу: «В институт я поступила 3 сентября 1941 года. Перед моими глазами весь наш I курс, около 25 девушек и юношей. С первых же дней мы сплотились в единый дружный коллектив. Институту нужны дрова — и весь курс безоговорочно едет корчевать пни.
Враг подходит к столице. Выходной день. Дождь. В этот день мы отправились на станцию Немчиновка рыть окопы.
Наступила зимняя сессия. Результаты оказались неплохими, несмотря на отсутствие света, на холод в квартирах, читальнях. Все мы несли дежурства по МПВО, на которые приходили даже больные. Летом поехали на лесозаготовки. Многое вспоминается и об этом периоде нашей жизни. А как трудно было вначале! Потом всех захватила работа. Мы даже вставали на час раньше и шли на трассу, чтобы быстрее, чем другие бригады, выполнить норму».
Лекции, семинарские занятия осенью и зимой 41-го шли под вой сирены, возвещавшей о воздушной тревоге, под звуки стрельбы зениток и разрывов снарядов.
Студенты и преподаватели института организовали охрану имущества и зданий Института от возможных последствий налетов вражеской авиации. Были созданы противопожарная команда, отряды противохимической обороны, санитарные дружины и т.д. В помещениях института были введены дневные и ночные дежурства членов этих отрядов.
Сам факт продолжавшейся подготовки учителей даже в экстремальных условиях был показателен: ориентировались на мирное созидательное будущее, делали всё, чтобы приблизить его. А в памяти студентов тех, военных, лет — замерзшие чернила в чернильницах, холодные аудитории, страшное лицо войны и удивительное чувство сопричастности нелегкой судьбе своей родины.

17 сентября 1941 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений.
В соответствии с этим постановлением с 1941 г. в институте получила широкое распространение продиктованная требованиями времени практика отправки студентов и преподавателей на работы в колхозы.
На основании постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 сентября 1941 г. и в соответствии с телеграфным распоряжением НКП РСФСР во всех университетах, педагогических и учительских институтах с 10 декабря 1941 г. вводилось обучение студентов сельскому хозяйству.
Обучение организовывалось таким образом, чтобы к весне 1942 г. студенты умели работать на сложных сельскохозяйственных машинах, управлять трактором (автомобилем).
Одновременно студентам давались основные сведения по агротехнике. Курс сельскохозяйственных работ проводился за счет сокращения часов, отведенных по учебному плану на факультативные дисциплины, спецкурсы и семинары и прочее.
Постоянную помощь оказывал институт своему подсобному хозяйству в Галиче Костромской области. Это хозяйство стало важным подспорьем для студентов и преподавателей, поставляя в Москву овощи в дополнение к продовольственным карточкам.
Предметом заботы студентов были военные госпитали в Москве. Студенты института готовили подарки и лично вручали их бойцам подшефного госпиталя (портвейн, папиросы — подарки к Новому году и ко Дню Красной армии).
Институт шефствовал над одним из госпиталей Москвы. Студентки несли там дежурства. Для выздоравливающих силами студентов были организованы кружки по истории СССР и философии. Преподаватели института читали лекции раненым. Студенты, аспиранты и профессора устраивали вечера художественной самодеятельности. Полученные от продажи билетов деньги были использованы месткомом на покупку первомайских подарков раненым бойцам.
В 1944—1945 гг. студенты института активно участвовали в благоустройстве столицы; в частности, их силами был приведен в порядок Георгиевский сквер Советского района, вскопан и спланирован под газоны участок перед главным зданием института.
Когда в мае 1945 г. правительство выпустило новый заем, на митинге в институте на него подписались все сотрудники и студенты, рассматривая участие в займе как вклад в дело победы.

Первоочередной задачей института и в экстремальных условиях войны оставалась качественная подготовка педагогических кадров. Как указывалось ранее, институт не был эвакуирован из Москвы. Прерванные в середине октября 1941 г. учебные занятия, как уже упоминалось, спустя месяц возобновились. 2542 студента продолжали в 1941—1945 гг. учебу.
Война внесла серьезные изменения в учебный процесс, который был подчинен нуждам фронта. Существенные изменения претерпели учебные программы, в которые вводились дисциплины в соответствии со спецификой военного времени.
Напомню, что занятия в институте на дневных отделениях в 1942—1945 гг. начинались с 1 октября. На основании приказов ВКВШ продолжительность академического часа занятий составляла 50 минут. После каждого часа следовал десятиминутный перерыв, после четырех часов — двадцатиминутный. Учебный день начинался в 8.30 утра.
На вечернем отделении занятия проводились сдвоенными часами по 45 минут с десятиминутными перерывами после двухчасового занятия.
По-прежнему много внимания уделялось военной подготовке. Во внеучебное время проводилась массовая военно-спортивная работа.
С 1943 г. на всех факультетах была введена обязательная физзарядка.
В целях лучшей организации военно-физкультурной подготовки в институте с осени 1943 г. устанавливался «единый военно-физкультурный день» на всех факультетах.
Несмотря на экстремальный период, руководство института проявляло внимание к эстетическим нормам жизни педагогического вуза. Так, деканам факультетов не раз вменялось в обязанность организовывать и обновлять художественное оформление аудиторий и коридоров, которыми пользовались факультеты в здании по Гранатному переулку.
Война внесла коррективы в условия приема и обучения в вузах. В соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 2 июля 1941 г. № 1803 освобождались от платы за обучение те дети рядового и младшего начальствующего состава, призванного в ряды Красной армии и Военно-морского флота, которые обучались в VIII—Х классах средних школ, в техникумах и педучилищах, в высших учебных заведениях.
В 1942 г. освобождались от приемных экзаменов в вуз лица, окончившие средние школы в 1941—1942 гг. с отметками «отлично» и «хорошо». Освобождались от платы за обучение лица, возвратившиеся из Красной армии и Военно-морского флота после ранения, контузии, увечья или болезни; иждивенцы рядового или младшего начальствующего состава, призванного в ряды Красной армии и ВМФ.
Директорам вузов разрешалось зачислять на стипендию нуждающихся студентов — участников Отечественной войны, вернувшихся в вузы из КА и ВМФ после ранения, контузии, увечья или болезни при наличии у них не только отличных и хороших, но и посредственных отметок. Тем же приказом санкционировалась организация студенческих столовых закрытого типа.

В 1942/43 учебном году массовой мобилизации студентов на фронт не проводилось. В сентябре 1943 г. СНК СССР освободил студентов от призыва в армию.
Свободное посещение учебных занятий студентами вузов было отменено. В МГПИ началось укрепление трудовой дисциплины. Значительную роль в решении этой задачи наряду с административными мерами, проводимыми дирекцией МГПИ, играла деятельность комсомольской организации.
В 1943/44 учебном году в Городском педагогическом институте прогулы не превышали 0,8% по отношению ко всему учебному времени.
Система работы со студентами в военные годы отличалась, как уже говрилось, разнообразием. Наряду с лекциями проводились семинарские занятия, по специальным дисциплинам — лабораторные и практические занятия, устраивались коллоквиумы.
Процесс обучения был организован с учетом интересов и познавательных возможностей каждого. Наиболее способных студентов выявляли, как правило, на спецсеминарах. По итогам этих занятий отбирались наиболее достойные и подготовленные для продолжения обучения в аспирантуре.
Лучшие исследовательские работы ежегодно премировались и публиковались в студенческих сборниках.
В МГПИ были введены календарные планы работы студентов. Итоги самостоятельного изучения материала помогали оценить собеседования.
Одним из направлений работы со студентами было повышение грамотности и общей культуры. В целях преодоления орфографической безграмотности и повышения культуры речи на всех факультетах института неоднократно проводились диктанты, просматривались на предмет грамотности записи лекционных занятий, выявлялись и поощрялись студенты, достигшие наибольших успехов.
Подобные «срезы грамотности» стали своего рода традицией и проводились в последующие годы в каждом семестре.
В 1943/44 году студенты были обязаны писать фронтальные контрольные диктанты и, вне зависимости от результатов, посещать обязательные занятия по русскому языку. Нерадивых, обнаруживших на зачетном контрольном диктанте совершенную неграмотность, сурово наказывали.
Неустанный контроль за ходом и качеством учебного процесса шел во благо студентам.
Познавательные запросы и устремления студентов по возможности учитывались. Так, когда студенты художественно-графического факультета обнаружили особый интерес к изучению систем народного образования и практики школы за границей, кафедра педагогики решила читать эпизодические лекции для студентов худграфа.
Хорошая организация учебного процесса, четкое планирование самостоятельной работы студентов, регулярный контроль за выполнением учебного плана, профессионализм преподавателей, бесперебойная работа библиотеки, читален, лабораторий, кабинетов, твердая дисциплина обеспечивали высокую результативность обучения.

Обеспечение профессорско-преподавательского состава и студентов минимумом необходимого осуществлялось в 1941—1942 гг. по карточкам, выдаваемым в районном карточном бюро на основании составленных в институте поименных списков.
Существенную помощь оказывало упомянутое выше подсобное хозяйство института.
С 1 марта 1943 г. устанавливалось снабжение студентов продовольственными товарами по нормам рабочих промышленности, транспорта и связи.
Тогда же наметилась тенденция увеличения государственных расходов на высшую школу. В IV квартале 1944 г. Госпланом было выделено для студентов по 7 тетрадей на человека. Конечно, этого было недостаточно, но всё же намного больше, чем раньше.
В институте была своя парикмахерская, которая обслуживала как сотрудников института, так и студентов. Обязательными в годы войны были прививки от брюшного тифа, которые делали в медпункте МГПИ; уклонявшиеся от прививок наказывались.
Серьезное внимание уделялось комфортности учебных помещений. В частности, в приказах военного времени содержатся конкретные указания, касающиеся освещения и отопления помещений. Штат истопников комплектовался из числа студентов подготовительного и вечернего отделений института.
Студенты военных лет отличались завидной стойкостью и выдержкой, помогавшими переживать многолетние трудности: недоедание, холод учебных помещений, занятия в не приспособленных для этого бомбоубежищах.
Совет народных комиссаров РСФСР утвердил список студентов, которым до конца 1944/45 учебного года назначались стипендии имени Сталина.

Культурно-массовые мероприятия в институте проводились обычно в связи с календарными датами.
На всех факультетах был установлен «единый политдень», проводимый преподавателями и наиболее подготовленными студентами и обязательный для посещения. В рамках политдней и теоретических конференций студенты изучали речи и статьи Сталина, в частности его книгу «О Великой Отечественной войне Советского Союза».
Традицией стали встречи с интересными людьми: на ежегодные факультетские вечера (два-три раза в год) приглашались известные педагоги, артисты, писатели, бойцы и командиры.
Проводились «общефакультетские вечера» — встречи с первокурсниками более опытных студентов.
В институте работал драматический кружок. На каждом факультете имелись бригады художественной самодеятельности, устраивались общеинститутские смотры, существовали хоровая капелла, кружок танцев и т.д.
И в годы войны по-прежнему институт уделял большое внимание расширению кругозора студентов. Так, на историческом факультете читался курс истории русского искусства, сопровождаемый показом диапозитивов. В рамках курса москвоведения аудиторные занятия сочетались с экскурсиями.
При художественно-графическом факультете работали студии, одну из которых могли посещать студенты этого и других вузов и учащиеся техникумов.
Проводилась спартакиады, в которых принимали участие лыжники, конькобежцы, пловцы из числа институтских студентов.

Настоящим событием в жизни МГПИ стало открытие в июне 1944 г. вскользь уже упоминавшегося собственного Дома отдыха, в котором могли в период каникул и отпусков отдыхать студенты и преподаватели.
В период, свободный от занятий (в 1944 г. были восстановлены каникулы), студенческая молодежь Москвы активно отдыхала, чему, безусловно, способствовала непрекращавшаяся в годы войны многогранная культурная жизнь города.
В столице, как и в Ленинграде, были открыты студенческие театральные кассы, для которых ежедневно выделялось в Москве 2000 театральных билетов, а в Ленинграде — 500. По воскресеньям устраивались специальные студенческие концерты и спектакли.
Два-три раза в неделю в шести кинотеатрах Москвы, а также в вузовских клубах, организовывались специальные студенческие киносеансы. Коллективные посещения кинотеатров с последующими обсуждениями картин также стали традицией в институте.
В 1942—1943 гг. студенты были наиболее частыми зрителями московских кинотеатров «Первый», «Колизей», «Москва», «Метрополь», «Таганский», «Центральный», «Орион», «Динамо», «Повторного фильма», «Авангард», «Спартак», «Октябрь», «Мир», «Баррикады», «Перекоп», «Луч», которые прерывали свою работу лишь в октябре 1941 г.
Репертуар кинотеатров в те годы составляли в основном фильмы революционной и военно-патриотической тематики («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем», «Будем как Ленин», «Мужество», «Сталинград», «Танкер “Дербент”», «Истребители» и т.д.).
Московские студентки с большой охотой посещали сеансы английского фильма «Леди Гамильтон» (с 1943 г.), американской музыкальной картины «Мелодии вальса». Успехом пользовалась и отечественная «Моя любовь». Поднимали настроение отдыхавших после занятий студентов фильмы «Вратарь», «Богатая невеста», «Девушка с характером», «Антон Иванович сердится».
Необычайно популярным среди молодежи был вышедший в августе 1942 г. на киноэкраны фильм «Парень из нашего города» с Н.Крючковым в главной роли.
В 1944 г., когда окрепли надежды на скорое окончание войны, кинотеатры чаще, чем раньше, демонстрировали развлекательные и жизнеутверждающие фильмы: «Светлый путь», «Веселые ребята», «Цирк», «Свинарка и пастух», «Волга-Волга», «Три мушкетера», «Музыкальная история» и др.
Огромным событием в Москве был выход на экраны в 1944 г. американского документального фильма «Битва за Россию», а также работы режиссера М.Егорова «Кутузов» (научный консультант — Е.Тарле).
Московские газеты, освещая студенческий досуг, указывали на то, что в каникулярный период учащиеся московских вузов охотно посещали музеи и выставки, театры, участвовали в спортивных соревнованиях. В концертном зале им. П.И.Чайковского во время каникул выступали Государственный русский народный хор им. Пятницкого, Государственный ансамбль народного танца СССР под руководством лауреата Сталинской премии Игоря Моисеева.
Среди театральных постановок, наиболее посещаемыми студентами, были «Школа злословия» (филиал МХАТа), «Свадьба в Малиновке» (филиал Московского театра оперетты). Вызывала интерес концертная программа Кио с 75 ассистентами в Московском государственном цирке.
С 15 марта 1944 г. во всех учреждениях, на предприятиях было введено исполнение нового Государственного гимна Советского Союза. Газета «Московский большевик», комментируя это событие, указывала, что, готовясь к этому дню, сотни тысяч москвичей разучивали Гимн, который отныне будет звучать в школах, вузах, клубах фабрик и заводов.

Постепенно налаживалась нормальная, мирная работа московских вузов. С 1943 г. для успевающих студентов устанавливалась стипендия. В 1944 г. были ведены конкурсные экзамены при приеме в вузы. Без экзаменов зачислялись лишь окончившие школу с отличием; участникам войны предоставлялись льготы.
Среди поступивших в столичные институты в 1944/45 учебном году было много фронтовиков. В тот год стали студентами 3,5 тысячи инвалидов войны, что составило 12% первокурсников...
Война заставила многое переоценить, над многим задуматься. Те, кому повезло, кто выжил, вернулись в институты или впервые сели на студенческую скамью.
Среди них был студент факультета литературы и языка МГПИ А.Хазанов, который в 1941 г. с 4-го курса ушел на фронт, а в 1944 г. после тяжелейшего ранения восстановился в институте и продолжил учебу.
Среди поступивших в 1944/45 учебном году на 1-й курс была Марина Энштейн (литературный факультет), которая летом 1942 г., окончив среднюю школу, пошла на курсы радисток и осенью добровольно ушла на фронт. За участие в освобождении Ленинграда была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В июне 1944 г. в боях за Выборг получила тяжелое ранение и вынуждена была демобилизоваться. Выйдя из госпиталя, она стала студенткой, намереваясь быть полезной в качестве советского учителя.
Бывшая студентка исторического факультета МГПИ Мария Ивановна Серова вспоминает: «Этих ребят-фронтовиков было у нас на курсе человек восемь. У каждого медали на военной форме и разного рода увечья на теле. А они совсем молодые и так хотели учиться! Инвалиды войны, они смотрели в завтра. Рядом с ними мы не могли быть недобросовестными».
Дирекция и общественные организации института много внимания уделяли обслуживанию студентов — инвалидов Отечественной войны. Они получали усиленное дополнительное питание, некоторая часть — дополнительное блюдо за счет продуктов из подсобного хозяйства института. Карточки инвалидов отоваривались в магазине через стол заказов.
9 мая 1945 г. стал днем Великой Победы нашего народа, в которую свой вклад внесли также студенты и преподаватели Городского педагогического института.
С фронта не вернулись преподаватели Утевский, Бибиков, Шнейдерман, Ласьков, Вербицкий, Альтерман, студенты Хаевский, Захарова, Кругликов, Озол, Пряменко...
В связи с Победой над фашистской Германией в институте прошел торжественный митинг, было проведено комсомольское собрание, выпущены стенгазеты.
Военное поколение студентов, глядя в ночное праздничное небо с незабываемым многоцветным заревом салюта, верило, что многие их мечты после войны станут реальностью.
Они чувствовали огромную уверенность в своих силах и колоссальное желание изменить жизнь к лучшему.
В истории института, как и в истории всей страны, начинался новый, послевоенный период.


*Марина Николаевна Чернова — учитель истории (московский лицей № 1560).

TopList