внеурочная работа

О.Б.ЛУЩЕКИНА,
Е.В.БОРИСОВА,
Л.П.КАБАНОВА,
Е.Р.КОРШУНОВА*

Познавательная игра

«Читаем Конституцию России»

В нашем Южном Медведкове (Северо-Восточный административный округ Москвы) уже несколько лет проводится игра «Подросток и закон». Это межшкольное мероприятие.
В этом учебном году игру организовывала наша школа. Мы использовали привычную для нас форму —
игра-путешествие. Такие игры под названием «Ключи от форта 307» (по аналогии с известной телепрограммой) мы проводим уже давно. В игре могут участвовать от трех до девяти команд. Проводить игру помогают учащиеся IX и X классов (хозяева Форта, хозяева этапов, сопровождающие команд).
В описываемой игре участвовали ученики VII классов; в течение полутора часов состязались 5 команд по 9 человек в каждой.

За неделю до игры ребята получили задание:
— внимательно прочитать Конституцию Российской Федерации;
— вспомнить (изучить) Правила дорожного движения, дорожные знаки, географическое положение России, административный состав Российской Федерации;
— разыскать изображения национальных костюмов Башкирии, Бурятии, Марий Эл, Калмыкии, Татарстана, Эвенкии, Дагестана, Чечни;
— найти информацию об изобретениях в области техники (самолет, электрическое освещение, паровоз, паровая машина, электрический двигатель, часы, лазер, телевизор, вертолет); о народных промыслах Подмосковья; об особенностях национальной кухни Древней Руси, народов современной России; о растениях и животных, внесенных в Красную книгу России.
Кроме того семиклассники готовятся воспроизводить определение правонарушения и преступления, отвечать на вопросы, связанные с происхождением встречающихся в Конституции терминов, с историей принятия Конституции России, с основами таможенного законодательства.
Игра проводится в девять этапов после уроков. Каждый этап соотносится с каким-нибудь предметом школьной программы. На дверях кабинетов, где организуются состязания, вывешивается текст связанных с этим этапом статей Конституции.
На каждом этапе один из членов команды должен выполнить основное задание (оно оценивается в 10 баллов), выполнить дополнительное задание — за него он получает букву для ключевого слова, которое команда должна отгадать (ключевыми словами у нас были — Россия и триколор).
Вся команда может заработать ключ от этапа, если ответит на дополнительный вопрос, посвященный законодательству России. На финише это будут дополнительные очки (максимальное количество — 9).
Предполагается еще блиц-викторина из 10 вопросов (по одному баллу за вопрос).
Все команды отгадывают входной кроссворд, после чего получают маршрутные листы. Хозяева этапов отмечают наиболее отличившихся игроков. Одно очко может дать сопровождающий, если команда проявила себя организованно и дисциплинированно. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов.

Литературно-музыкальная композиция

«Эпоха Петра Первого»

Игра начинается в актовом зале школы.
На сцене четыре ведущих и артисты, изображающие царя и участников ассамблеи, в костюмах петровской эпохи.

Первый ведущий
Начало просвещения в России, —
Меж белым с красным цвет небесно-синий,
Балтийским ветром полны паруса.
Еще просторны гавани для флота,
На острове Васильевском — болота,
За Волгою не тронуты леса.

Второй ведущий
Начало просвещения в России, —
Реформы, о которых не просили,
Наследника по-детски пухлый рот,
Безумие фантазии петровской,
Восточная неряшливая роскошь,
Апраксин Федор, Меншиков, Лефорт...

Третий ведущий
Встал на дыбы чугунный конь рысистый.
История империи Российской
Пока еще брошюра, а не том.
Всё осмотреть готовые сначала,
Мы выйти не торопимся из зала, —
Мы знаем, что последует потом.

Четвертый ведущий
Рубеж XVII—XVIII столетий, т.е. время царствования Петра Первого, было временем выхода России в ряд могущественных мировых держав. Этому способствовали реформы Петра Первого — «гениального законодателя и администратора», по оценке Карла Маркса.

Первый ведущий
В основе образа мыслей и действий царя всегда лежали неослабное чувство долга и служение общему благу. По мнению самого Петра, обязанности монарха сводятся «к двум необходимым делам правления»: к «распорядку», т.е. внутреннему благоустройству, и к обороне страны. Петр писал своему сыну, царевичу Алексею...

Петр Первый
«Ты должен любить всё то, что служит ко благу и чести Отечества, не щадить трудов для общего блага. За мое Отечество и людей моих я живота своего не жалел и не жалею».

Второй ведущий
Главная идея реформы — создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных.

Третий ведущий
Петр мечтал о создании совершенной и точной, как часы, государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство.

Четвертый ведущий
Петру досталась трудная задача: не только подыскивать годных исполнителей, но и воспитывать их. Петр ожесточался, видя, как вокруг него играют в закон и воруют.

Петр Первый
Необходимо издать указ — вешать всякого чиновника, укравшего хоть на столько, сколько нужно на покупку веревки.

Первый участник ассамблеи
Ваше Величество! Вы хотите царствовать один, без слуг и подданных? Мы все воруем, только один больше и приметнее другого!

Петр Первый
Правды в людях мало, а коварства много. Я велел губернаторам собирать монстров и присылать в кунсткамеру. А если бы я захотел присылать монстры человеческие? Не по виду телес, а по уродливым нравам?

Второй участник ассамблеи
У меня бы места для них не хватило в шкафах. Пускай шляются во всенародной кунсткамере: между людьми они более приметны.

Петр Первый
Чтобы исправить человека, надо применять не только ласку и укоризный выговор, но и руками с оными поступать.

Первый ведущий
В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру Первому по масштабам интересов и умению видеть главное в решающей проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминавшей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в мировой океан.

Второй ведущий
Создав военно-морской флот, Петр вернул России выходы к Балтийскому морю, прорубил «окно в Европу», поставив историческую цель: вывести страну из числа отсталых в ряды передовых государств.

Третий участник ассамблеи
Капитан «Орла» запрашивает у русского правительства: «Какого цвета флаг следует поднять моей флотилии? Ведь какого государства корабль, того государства бывает и знамя».

Первый участник ассамблеи
Господа, государь повелел начать изыскания по истории знамен. Какими будут ваши суждения?

Второй участник ассамблеи
Флаг должен быть с крестом, как у великих морских держав нашего времени, Англии и Швеции.

Третий участник ассамблеи
Флаг должен быть поясным — как у свободной независимой Голландии.

Четвертый участник ассамблеи
Цвета нужно взять исконно славянские: красный, белый, синий, зеленый.

Пятый участник ассамблеи
Нет, флаг сильной державы должен быть золотым!

Входит Новый человек

Новый человек
Из Приказа воинских морских дел от государя весть:
Указ государев: «На торговых всяких судах, которые ходят по Москве-реке, и по Волге, и по Двине, и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан под сим его, великого государя, указом. А если кто учинится тому его, великого государя, указу ослушен, — и тому учинено будет жестокое наказанье».

Третий ведущий
И будет так: «С сего дня считать знаком отличия государевых кораблей поясное знамя трех полос: белой, синей, красной».

Четвертый ведущий
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

Далее звучит «Песня строителей русского флота» А.Городницкого (« Мы — народ артельный»).
Ведущий игры разъясняет правила и дает первое задание для всех команд — упоминавшийся уже входной кроссворд.

Первый этап (спортивный).

«Улица полна неожиданностей»

Этап проводится в физкультурном зале.

Вопросы.

1. С какого возраста разрешается движение на велосипеде по автомагистралям? (С 14 лет.)
2. С какого возраста разрешается езда на мотоцикле? (С 16 лет.)
3. При каких условиях можно управлять мотоциклом? (Наличие прав, документа о прохождении технического осмотра и номера регистрации.)

За правильный ответ на каждый вопрос полагается 2 балла.
Далее семиклассники выполняют задание.
Передвигаясь на велосипеде по указанным дорожкам, необходимо собрать как можно больше дорожных знаков — они развешены вдоль стен, всего 8 штук (по 0,5 балла за знак).
Далее ребятам предлагается написать на доске названия всех знаков:

«Пешеходный переход»;
«Осторожно, дети!»;
«Скользкая дорога»;
«Кирпич» («Въезд запрещен»);
«Неровная дорога»;
«Дорожные работы»;
«Опасные повороты»;
«Разворот запрещен».

Следует вопрос.
Какая согласная буква присутствует в названии каждого знака? (Буква Р.)

Ключ.
Как называется документ, принятый в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения? (Правила дорожного движения.)

Второй этап (географический).

«Таможня дает добро»

Задание.
В классе на партах разложены вещи, которые Вы хотите взять с собой за границу. Нужно правильно сложить чемодан.

Участники должны знать, что можно провозить с собой, а что нельзя.
Среди предметов, которые можно провозить:
— туалетные принадлежности;
— одежда;
— книги;
— канцелярские принадлежности;
— банка икры;
— предметы народных промыслов (матрешки, гжель);
— украшения.
Есть пять предметов, которые нельзя провозить:
— нож (холодное оружие);
— иконы (предполагается, что иконы представляют собой художественную ценность; на самом деле в игре используются, конечно, репродукции);
— раритетные книжные издания (до 1940 г.);
— редкие растения;
— непонятная жидкость в флаконе из-под лекарства без этикетки.

За каждый положенный в чемодан предмет из запретного списка снимается 2 балла.

Задание.
С какими государствами Россия имеет сухопутные границы?

Правильный ответ оформляется в виде списка или подборки карточек с названиями государств:
— Украина;
— Белоруссия;
— Казахстан;
— Монголия;
— Китай;
— Грузия;
— Азербайджан;
— Норвегия;
— Финляндия;
— Эстония;
— Латвия;
— Литва;
— Польша.

На какую букву заканчиваются названия большинства стран? (Буква Я.)

Ключ.

Как называется законодательный акт, регулирующий организацию и деятельность органов, проверяющих правила перехода границы государства? (Таможенный кодекс.)

Третий этап (лингвистический).

«Пойми меня»

Задание.
Предложите, пожалуйста, буквальные переводы иноязычных терминов, встречающихся в Конституции России.
Термины и их переводы написаны на карточках; необходимо положить нужные карточки рядом. Должны получиться такие пары.

1. Конституция (лат.) — установление.
2. Кредит (лат.) — он верит.
3. Федерация (лат.) — союз, объединение.
4. Демократия (греч.) — власть народа.
5. Депутат (лат.) — посланный.
6. Кандидат (лат.) — одетый в белое.
7. Парламент (франц.) — говорение.
8. Президент (лат.) — сидящий впереди.
9. Республика (лат.) — общее дело.
10. Референдум (лат.) — то, что должно быть сообщено.

Вопрос.
Как можно по-другому назвать международный договор? (Соглашение, пакт, конвенция.)
За правильный ответ команда получает красную ленточку (такого цвета обычно бывают папки с официальным текстом международных договоров).

Ключ.
Как называется признанный во многих странах международный документ, определяющий, что могут делать все люди? (Всеобщая декларация прав человека.)

Четвертый этап (правоведческий).

«Очная ставка»

Перечислены (на карточках) правонарушения и преступления. Необходимо разложить карточки в две стопки. Всего используется 10 карточек (5 + 5). За каждое правильное решение — 1 балл.
Перед началом работы ведущий напоминает дефиниции.

Правонарушение — это любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права.
Преступление — это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.

Правонарушения Преступления
Превышение скорости при езде на автомобиле Вандализм по отношению к памятникам старины
Оскорбление человека на улице Избиение человека
Распитие спиртных напитков в транспорте Угон автомобиля
Переход улицы на красный сигнал светофора Ложное сообщение по телефону о заложенной бомбе
Проезд в транспорте без оплаты Злоупотребление властью в личных интересах

Далее участникам игры предлагается собрать из фрагментов (пазлы, кубики и т.п.) картинку с изображением Фемиды. Затем мозаику следует аккуратно перевернуть. На обороте получится цитата: «Не следует быть мудрее закона».
Имя автора можно отгадать или прочитать, используя зеркало. (Платон.)

Справившиеся с заданием получают белую ленточку.

Ключ.
Как называется систематизированный законодательный акт, который определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них? (Уголовный кодекс.)

Пятый этап (исторический).

«Вся Россия»

Перед участниками игры проходят статисты в национальных костюмах народов, входящих в Российскую Федерацию. (Если нет костюмов, можно воспользоваться фотографиями или компьютерной презентацией.) Среди них — костюм, не входящий в современную Россию (Украина или что-нибудь прибалтийское).

Вопрос и задание.
Какой из представленных народов не имеет своего автономного образования в составе России? (2 балла.)
Назовите народы России, этнические костюмы которых Вы только что видели (за каждый правильный ответ — 2 балла).
Если правильных ответов нет или мало, можно использовать подсказки (в этом случае — по 0,5 балла за точное попадание).
В ящике лежат изделия народных промыслов из Дымкова, Хохломы, Палеха, Жестова, Гжели (разумеется, можно использовать имитации оригинальных произведений). Гжельских изделий больше.
Командам предлагается в течение 10 секунд посмотреть на эти изделия и сказать, каких изделий больше?

Давшие правильный ответ получают синюю ленточку.

Ключ.
Как называется документ, в котором описаны права и обязанности региональных властей и федерального центра? (Договор о разграничении полномочий органов власти.)

Шестой этап (домоводческий).

«Кушать подано!»

На столе лежат:
1) репа;
2) цветная капуста;
3) помидоры;
4) рис;
5) макароны;
6) овсяная крупа;
7) картошка;
8) буханка черного хлеба;
9) инжир;
10) кукуруза;
11) чай;
12) кофе;
13) сахар;
14) мед;
15) гречневая крупа.

Необходимо выбрать то, что не могло стоять на столе у Владимира Крестителя (10 возможных правильных ответов, по 1 баллу за каждый).

Перед Вами названия различных яств:
— пельмени;
— мед;
— сыр;
— чак-чак;
— строганина;
— кумыс;
— пряники.
Выберите из этого списка те слова, которые ассоциируются с определенными частями нашей страны (город, республика, край и т.д.).
Одно из этих определений не является названием административной единицы России. Первая буква этого слова является ключевой. (Сибирь.)

Если участник игры затрудняется с ответом, можно дать ему список— шпаргалку:
— Сибирь;
— Башкирия;
— Адыгея;
— Татарстан;
— Якутия;
— Калмыкия;
— Тула.

Ключ.
Как называется отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения супругов, детей, родителей? (Семейное право.)

Седьмой этап (экологический).

«Путешествие натуралиста»

Задание.
Сейчас Вам покажут видеофрагмент, в котором Вы увидите восемь животных, занесенных в Красную книгу России. Вы должны внимательно просмотреть фрагмент, а потом назвать этих животных. Каждый верный ответ — 1 балл. (Тигр, летучая мышь, белка-летяга, белый медведь, калан, лебедь, бурый медведь, пеликан.)
Каких из этих животных Вы можете встретить в Подмосковье? (Летучие мыши, белка-летяга, бурый медведь. 2 балла.)

На столе собраны действующие модели электростанций из конструктора «Лего»: ветряная, гидроэлектростанция, тепловая. Рядом с каждой моделью — табличка.

Вопросы.
Какая из этих электростанций наносит самый большой вред природе? (Гидроэлектростанция.)
Сколько букв в этом слове? (Девятнадцать.)

19-я буква алфавита является ключевой.

Ключ.
Как называется закон, основой которого является признание природы и ее богатств национальным достоянием народов России? («Об охране окружающей природной среды».)

Восьмой этап (физико-технический).

«Очевидное — невероятное»

На столе модели: самолет, паровоз, часы, радиоприемник, лазер, искусственный спутник, электродвигатель, электрическая лампочка.
Нужно правильно разложить таблички с фамилиями изобретателей, конструкторов. Можно заработать до 8 баллов.

Задания.
Назовите изобретение, за которое наши ученые были удостоены Нобелевской премии (2 балла).
А.С.Пушкин назвал этого ученого «первым нашим университетом». Среди прочего он писал труды по металлургии, горному делу, изготовлению цветного стекла. Назовите фамилию ученого (М.В.Ломоносов).
Назовите единственную гласную букву, входящую в его фамилию. (Буква О.)

Ключ.
Как называется систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения? (Кодекс законов о труде, он же Трудовой кодекс.)

Девятый этап (математический).

«Пестрая лента»

Задание.
Известно, что своим рождением российский флаг обязан флагу голландскому. Флаги, состоящие из полос синего, красного и белого цвета, признаны официальными символами и некоторых других государств.
Сколько еще государств в принципе могут воспользоваться сочетанием этих трех полос — не повторяя реально существующие или возможные флаги?
Полосы можно располагать горизонтально или вертикально.

В математике это называется — найти число возможных комбинаций из ограниченного количества элементов.
Всего сочетаний может быть 12 (6 горизонтальных и 6 вертикальных). Правильный ответ — 6 баллов.

Задания.
Назовите распределение цветов в флагах России, Нидерландов, Франции (4 балла).

Знакомые цифры — 1918, 1924, 1937, 1978, 1993. Что означают эти цифры? (Годы принятия Конституций РСФСР, Российской Федерации.)

Сложите первую и последнюю цифру в последней дате — 4. Четвертая гласная буква в алфавите — ключевая (буква И).

Ключ.
В каком документе подробно описаны государственные символы России? (Федеральный закон «О государственном флаге, гербе и гимне России».)

Блиц-викторина

Вопросы.
1. Как в России XVI столетия назывались органы управления, похожие на современные министерства? (Приказы.)
2. Что такое зебра? (Обозначение пешеходного перехода.)
3. Что такое импичмент? (Осуществляемое по определенной законом процедуре отрешение от должности главы государства.)
4. Как назывался первый закон на Руси? (Русская правда.)
5. Какое событие произошло в России 1 января 1700 г.? (Реформа календаря.)
6. Именно этот русский инженер стоял у истоков авиационной промышленности США (Игорь Сикорский).
7. С этой деталью конской упряжи сравнивает закон известная русская поговорка (дышло).
8. Он был приговорен к утоплению в загородном пруду как беспризорный, беспаспортный и безработный (Буратино).
9. Соляной бунт разгорелся из-за соли; Чумной — из-за чумы... А этот начался в 1662 г. из-за выпуска новых денег (Медный бунт).
10. «Избави Бог и нас от эдаких судей!» — восклицал И.А.Крылов. Кто кого судил в этой басне? (Осел — соловья.)

После прохождения всех этапов участники собираются в актовом зале. Команды сдают маршрутные листы для подсчета баллов и на планшете составляют ключевое слово и флаг России. После того, как команда поднимет планшет с приклеенными буквами и флагом, игра считается законченной. Жюри подводит итог, награждает всех участников игры. Особо отличившиеся получают персональные призы (книги, видеокассеты).

* Авторы сценария игры работают в московской школе № 307.
О.Б.Лущекина (руководитель проекта) — учитель физики,
Е.В.Борисова — учитель истории,
Л.П.Кабанова — учитель биологии,
Е.Р.Коршунова — учитель математики.

TopList