Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №10/2010
Анфас и профиль

 

Евгений ВЯЗЕМСКИЙ,
Ольга СТРЕЛОВА

 

От основ профессионального мастерства
к основам профессиональной компетентности

Практические занятия для учителей истории

Фото В.Строковского

Введение

Стремительный бег времени ощущается не только при взгляде на старые фотографии. Берёшь в руки пособие, написанное “каких-то 10 лет назад”, и оказывается, что его век, увы, закончился. Тем более скоротечна жизнь учебников и учебно-методических пособий по истории.

В конце 1990-х гг., когда мы работали над книгами “Методика преподавания истории в школе” и “Методические рекомендации”1, система школьного исторического образования в России переживала подъём: новые темы и сюжеты, закрашивавшие “белые пятна” истории неожиданно яркими и контрастными красками, новые имена и авторы, предлагавшие оригинальный взгляд на прошлое и смыслы школьной истории, международные образовательные проекты, приобщавшие Россию к западным ценностям исторического образования, нетрадиционные педагогические технологии… Всё это вместе с компьютером и Интернетом разрушало монополию учителя и учебника на историческую информацию, раздвигало немыслимые прежде горизонты межкультурного взаимодействия сквозь века и государственные границы. Да мало ли какие ещё обещания давала радикальная реформа исторического образования, вызванная глобальными общественно-политическими переменами не только в нашей стране, но и в мире!

Прошло время, по меркам всемирной истории совсем короткое. В школьных библиотеках ещё хранятся первые учебники “нового поколения”, в памяти педагогов живы воспоминания о всенародных чествованиях учителей-новаторов и судилищах над “крамольным” учебником А.А.Кредера. Что же изменилось за десять лет в историческом образовании, в школьной практике преподавания и изучения истории, в нас самих?

Во-первых, актуальные в те времена концептуальные проблемы или благополучно разрешились (например, “Стандарты и школа: нужны ли они друг другу?”), или потеряли свою остроту (субъекты стандартизации, вариативные учебники, рабочие тетради по истории). Однако появились и новые, не менее значимые вопросы: “Модернизация школьного исторического образования в условиях перехода на стандарты общего образования второго поколения”, “Цели и ценности исторического образования в современном поликультурном мире”, “Критическое мышление как цель и ценность исторического образования школьников”, “Профильный уровень изучения истории в старшей школе”, “Единый государственный экзамен по истории” и др. Наконец, некоторые проблемы за это же время приобрели ещё большую дискуссионность: “Воспитание гражданской идентичности учащихся”, “Концентрическая структура исторического образования школьников”, “Формы проверки и оценки результатов исторического образования школьников”, “Информационно-компьютерные технологии на уроках истории” и т.д.

Во-вторых, определённые изменения произошли и в школьной практике, ориентированной на многообразие программ, учебников и учебно-методических комплексов, на требования государственных образовательных стандартов и жёсткие процедуры единого государственного экзамена. Однако на другом полюсе школьной практики “замаячили” западные технологии работы с историческими документами, герменевтические приёмы анализа учебных текстов, многоперспективные конструкции источников и приёмов работы с ними и т.п. “Оживление”, развитие педагогической практики происходит также под воздействием международных образовательных проектов, где в сотрудничестве с экспертами Совета Европы и ЕВРОКЛИО российские учёные и преподаватели формируют методологию исторического образования школьников в условиях открытого и поликультурного мира.

В-третьих, изменились мы сами. Подготовка и защита докторских диссертаций по общей педагогике, многолетние исследования теории и практики школьного исторического образования в современной России в мировом образовательном контексте позволила нам — авторам данной книги — взглянуть на реформирование и модернизацию исторического образования в более широкой исторической перспективе; участие в международных образовательных проектах — сопоставить тенденции развития теории и практики обучения истории в российских школах с мировыми процессами и тенденциями, интегрировать актуальный для нашей страны западный опыт подготовки школьников к жизни в открытом, противоречивом, динамично изменяющемся мире с гуманистическими традициями отечественной педагогики. Наконец, постоянная работа со студентами исторического факультета педагогического вуза, со слушателями курсов повышения квалификации педагогов-историков в Москве в федеральной Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, в разных регионах страны, сотрудничество с ведущими издательствами в подготовке новых учебников и пособий (Просвещение, Русское слово, Дрофа), участие в важнейших российских и региональных конференциях и семинарах, посвящённых актуальным проблемам историко-обществоведческого образования, — всё это способствовало формированию новых идей и нового опыта.

В нашем курсе для учителей истории представлены два уровня школьного исторического образования: теоретико-методологический и практико-методический. Учителей, будущих и уже состоявшихся, не должны пугать и отталкивать проблемы, сконцентрированные в первом разделе пособия. “Педагог, желающий быть свободным в профессии, в первую очередь должен понимать, что, где, когда, как и почему именно так ему следует делать. Свободный труд — это труд умелого человека, способного устойчиво достигать в своей деятельности социально значимых результатов”2.

В сочетании серьёзной методологической и разносторонней рефлексивно-методической подготовки учителя видится нам путь к реализации компетентностного подхода к общему образованию. Овладение ключевыми компетентностями, необходимыми для жизни в современном поликультурном обществе, — это не только проектируемая цель и результат предметной подготовки школьников, но ещё, и прежде всего, — задача профессионального образования и самообразования учителей. Педагог, ориентирующийся на передачу школьникам готовых, “чужих” знаний, не способен развить в своих учениках уважение к гуманистическим ценностям, способность самостоятельно действовать в проблемных ситуациях, критически относиться к информации, творчески её перерабатывать, эффективно коммуникатировать с новыми людьми и иными культурами.

Понятие “ключевые компетентности” в педагогической теории и практике ещё является предметом научных дискуссий. Очевидно, что компетентности не сводятся к определённым знаниям, умениям и навыкам, но и не отказываются от них. В качестве рабочих определений3, обуславливающих цели, задачи, направления, содержание и формы подготовки и повышения квалификации учителей истории в контексте компетентностного подхода, в нашей книге приняты следующие положения:

Компетенция — круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации.

Компетентность — это:

1) способность делать что-то хорошо или эффективно,

2) способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии;

3) обладание человеком способностью и умением выполнять определённые трудовые функции.

Профессиональная компетентность — 1) индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии; 2) отношение к успешной профессиональной деятельности, её значению и определённым специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями, умениями и навыками, используемыми при её осуществлении.

Профессиональная компетентность педагога — личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи.

За десять лет существенно пополнился и обновился перечень педагогической и научно-методической литературы по проблемам школьного исторического образования. Мы надеемся, что составленный нами список, наряду с данной книгой, окажет коллегам помощь в становлении профессиональной компетентности и поддержит в утверждении социальной значимости педагогической профессии. Цикл практических занятий будет интересен и полезен всем педагогам-историкам, кто хочет стать более компетентным специалистом, осмыслить перемены, которые происходят сегодня в своей профессиональной сфере, в системе школьного исторического образования в связи с процессами глобализации, формирования информационного общества, началом апробации государственных образовательных стандартов второго поколения4, актуализацией политического курса, направленного на противодействие попыткам фальсификации истории России.

Тема I

История как наука и учебный предмет

“Что такое история как таковая — объяснять незачем, так как это каждому должно быть известно с молоком матери”

Сатирикон

1. Проанализируйте определения “истории” в Словаре иностранных слов5. Какие определения соотносятся с объектом исторического исследования, а какие — со способами его изучения?

История как объект исследования История как способ исследования

История — [греч. historia — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано]:

1) процесс развития природы и общества;

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии;

3) ход развития чего-либо;

4) прошлое, сохраняющееся в памяти людей;

5) рассказ;

6) происшествие.

В каждой группе определений проранжируйте объекты исследования по их масштабам, а способы исследования — по уровням обобщения6 (ответы в разделе Примечания).

Вопросы и задания

• Подумайте, какие проблемы возникают с использованием слова “история” в связи с многозначностью его значений?

• Сравните, в каком из своих значений “история” интересна для учащихся разных ступеней и уровней образования, школьных педагогов, вузовских преподавателей, профессиональных историков, общественности, политиков и др.?

На досуге. В каких значениях использовано слово “история” в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”?

Правдин (Митрофану). А далеко ли в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесятое царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?..

Митрофан. Нет. Наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

2. Тринадцать афоризмов, посвящённых истории, сначала сгруппируйте по двум направлениям, а затем уточните, кто и за что ценит или осуждает историю.

История — занятие полезное История — занятие вредное и опасное

 

История — “воспитательница души” История — “просветительница ума”

 

История — занятие вредное История — занятие опасное

1) История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Цицерон

2) Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь.

Плутарх

3) Наука истории не есть та неопределённая и бесплодная наука фактов и чисел, которая ограничивается знанием того, когда умер тот или другой бесполезный или вредный миру человек, — наука словаря, отягчающая память, не просвещая ума...

Вольтер

4) Познание минувших времён и познание стран мира — украшение и пища человеческих умов.

Леонардо да Винчи

5) Историк напоминает деяния... Картины его полезны для всех веков, для всех народов, для всех состояний: злодей трепещет его пера и нередко обращается на путь добродетели.

Н.М.Карамзин

6) Иль в зеркало времён, качая головой,
На страсти, на дела зрю древних, новых веков,
Не видя ничего, кроме любви одной
К себе, — и драки человеков.

Г.Р.Державин

7) Мыслящий исследователь вглядывается в памятники прошедшего для того, чтобы найти в этом прошедшем материалы для изучения человека вообще, а не для того, чтобы погрозить кулаком покойнику Сидору или погладить по головке покойника Антона.

Д.И.Писарев

8) В истории мы узнаём больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.

В.О.Ключевский

9) Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории.

Олдос Хаксли

10) История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу.

Н.А.Бердяев

11) История является самым опасным когда-либо произведённым продуктом интеллекта. Она делает нации желчными, спесивыми, невыносимыми и пустыми.

Поль Валери

12) Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон — результатом “отравления” истории.

Х.Г.Уэллс

13) Среди факторов национального сплочения ведущую роль, похоже, всё-таки играет история…Каждый народ придаёт своему прошлому более или менее легендарный имидж, призванный оправдать его деяния и притязания. Преподавание истории во всех странах является по сути дела воспитанием патриотизма, средством развития националистических чувств в душах молодого поколения.

Морис Дюверже

Вопросы и задания

• Приведите другие примеры, иллюстрирующие значение истории как науки и учебного предмета.

• Есть ли, на ваш взгляд, разница в том, как относились к истории в прошлых веках и в наше время?

3. Проанализируйте высказывания современных учёных об исторической науке. Какие устоявшиеся в обществе представления они подрывают? С какими утверждениями вы согласны, а с какими нет?

“Истории нет — есть только историки”.

Люсьен Февр

“История — это то, что делают историки”.

Антуан Про

“История определяется как результат концептуальных построений и толкований историков, всегда незавершённых и открытых для обсуждения”.

Ю.Афанасьев

“История — это то, что мы можем сделать с тем, что дошло до нас из прошлого, с учётом трёх главных ограничений, накладываемых на слово “можем”.

Прежде всего, прошлое не открывает свои тайны, несмотря на то, что каждый день мы, казалось бы, что-то узнаём о нём… Второе ограничение связано с тем, под каким углом зрения мы смотрим на наш материал…

Мы постоянно отбираем сведения о прошлом, и, несмотря на всё наше стремление к тщательному отбору, сам этот процесс означает отказ от большого количества материалов. Третье ограничение связано с нашим умением понять прошлое…”

Джон Файнс

“Историк — дитя своего времени, и его труд не может не нести на себе отпечатка эпохи… Меняется перспектива, смещается “точка отсчёта”, и история приобретает иной облик, получает новую оценку…”

А.Я.Гуревич

“Чтобы обрести собственное прошлое, мы будем должны рассказать о нём себе заново”.

Ян Гросс

 

Таблица 1

Устойчивые
представления
Новые идеи
История — это объективная наука
Задача историка — открыть правду (истину)
История — это постепенное накопление и передача потомкам правильных знаний
Заниматься историей должны только профессиональные историки

4. П.Берк называет шесть главных черт, присущих новой исторической науке. Подумайте, каким образом они влияют на цели, содержание и способы изучения истории как учебного предмета?

1) историческое исследование более не ограничено политическими вопросами — перед историками открыта вся сфера человеческой деятельности;

2) описание подъёмов и падений империй и институтов власти сменил социальный и культурный анализ специфики времени и места;

3) большая часть исследований сфокусирована сейчас не на биографиях великих, а на народной культуре, на отношениях, вере и ритуалах простых людей;

4) новые источники позволили услышать голоса и понять менталитет тех, кто прежде не имел письменной истории;

5) историки более не ищут окончательных объяснений, а стремятся синтезировать и интерпретировать разные точки зрения;

6) объективность и научная детерминированность более неприемлемы для тех историков, которые признают, что и они в не меньшей степени зависят от культуры, пола, класса, к которым принадлежат, чем те, о ком они пишут 7.

5. Сравните историю как науку и учебный предмет сначала по предложенным вопросам. Затем в группах продолжите эту работу по дополнительным вопросам, сформулированным самостоятельно.

Таблица 2

Вопросы
для сравнения

История как наука История как учебный предмет
1. Субъекты деятельности
2. Их цели и задачи
3. Источники
4. Способы работы
5. Содержание
6……

Вопросы и задания

• Сделайте выводы о сходстве и различиях между “двумя историями”. Что, по вашему мнению, более значимо при моделировании истории как науки и учебного предмета: сходства или различия?

• Проверьте себя! Отметили ли вы и такую коренную разницу между преподаванием и научным исследованием: “Если преподаватель имеет дело с готовыми фактами, то исследователю лишь предстоит их создать”8.

• Как вы относитесь к идее переименовать учебный предмет “История”, чтобы подчеркнуть его отличие от науки? Какое бы новое название вы предложили для этой школьной дисциплины?

6. Составьте сравнительно-обобщающую таблицу “Эволюция исторического знания и преподавание истории в школе”9.

Таблица 3

Этапы Историческая наука
в Западной Европе
и России
Историческое образование
Первый этап (традиционное общество до эпохи Возрождения и отчасти до эпохи Просвещения)    
Второй этап (с эпохи Просвещения до конца ХVIII в.)    
Третий этап (индустриальное общество ХIХ в.)    
Четвёртый этап (1900 — конец 60-х гг.)    
Пятый этап (эпоха постмодернизма 1970—1980-е гг.)    
Шестой этап (1990-е гг.)    
Седьмой современный этап (2000-е гг.).    

Вопрос

• В чём заключается влияние истории как науки на учебный предмет и способы его преподавания?

7. Обсудите, какие факторы, помимо базовой науки, влияют на учебный предмет “История”. Заполните схему 1 и проранжируйте, определите иерархию значимости этих факторов в современной системе общего образования.

Схема 1

8. В модернизации истории как учебного предмета сосуществуют две противоположных тенденции: “историоризация” — “возвращение урока истории к исторической науке” и “педагогизация” — обновление учебной дисциплины в соответствии с целями духовно-нравственного становления личности школьника. На условной шкале отметьте положение, которое вы занимаете в этом процессе. Свой ответ объясните с помощью следующей схемы.

Ответьте на вопросы, объясните свою педагогическую позицию:

• К какой из двух тенденций тяготеет, на ваш взгляд, Федеральный компонент ГОС по истории?

• К какой из двух тенденций ближе ваша профессиональная педагогическая культура?

• Какие проблемы и противоречия существуют в вашей педагогической практике в связи с обновлением методологии исторической науки и исторического образования?

В настоящее время в России разрабатываются и проходят апробацию в школах компоненты государственного образовательного стандарта второго поколения.

Найдите в Интернете (см.сайт “Федеральный государственный образовательный стандарт” http://www.standart.edu.ru/) или изданные в издательстве “Просвещение” основные документы, определяющие концепцию, принципы построения, конкретное “наполнение” государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения по истории, включая:

а) Концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова). М.: Просвещение, 2008.

б) Концепцию духовно-нравственного развития личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков). М.: Просвещение, 2009.

в) Фундаментальное ядро содержания общего образования (под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова). М.: Просвещение, 2009.

г) Примерные программы по истории для основной школы (проект).

д) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя \ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2008.

Сравните эти документы с концепцией и конкретным “наполнением” федерального компонента государственного образовательного стандарта первого поколения (см. Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д.Днепров, Г.А.Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.

Задания

• На основании сопоставительного изучения этих документов определите, в чём именно выражаются новые подходы к проектированию содержания истории как учебного предмета в школе, предложенные авторами стандарта второго поколения.

• На основании сравнения ФК ГОС и документов нового стандарта заполните две таблицы:

Таблица 4

Вопросы
для сравнения
ФК ГОС — стандарт первого поколения Стандарт второго поколения
Принципиальные различия общетеоретического и методологического характера в стандарте первого и второго поколения
Стратегические ориентиры    
Общие цели стандарта    
Задачи стандарта    
Характер стандарта    
Условия реализации, роль государства, общества, семьи    
Структура и компоненты стандарта    
Общие подходы к оценке образовательных достижений учащихся    

Таблица 5

Вопросы
для сравнения
ФК ГОС
По истории
Стандарт второго поколения.
История
Конкретные различия в ФК ГОС по истории и примерных программах по истории для основной школы
Цели    
Задачи    
Научные идеи    
     
     

Статья опубликована при поддержке интернет проекта Pojrem.ru. Посетив такую страницу интернет проекта, как http://pojrem.ru/category/salad/, Вы найдете большое количество разнообразных рецептов салатов, а так же к Вашему вниманию представлены описания способов приготовления горячих блюд, закусок, десертов, выпечки и многого другого. Все представленные рецепты сопровождаются красочными фотографиями, подробным описанием ингредиентов и процесса приготовления.

Примечания

1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. – М. Владос. 1999; Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. М.: Владос, 2000.

2 Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Изд.центр “Академия”. 2005. – С. 22.

3 http://azps.ru/handbook/s.html “Психологический словарь”

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/37415

4 См. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. Проект. М.: Просвещение, 2008.

5 Современный словарь иностранных слов. Изд-во “Русский язык”, М., 1993. С. 248—249.

6 Ответы: Объекты исторического исследования (по ранжиру): 6, 3, 1. Способы исторического исследования (от эмпирического к теоретическому): 5, 4, 2.

7 Цит. по А.Б.Соколов. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта \\ Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. № 7.

8 Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. — С. 57.

9 Источники: Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей \ Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Ионов И.Н., Короткова. М.В. М.: “Русское слово”, 2002. С.18 — 28; Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003. С. 8—17, 18—21; Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. С. 11—33 (Французское общество ХIХ—ХХ вв. и история).

Е.Е.ВЯЗЕМСКИЙ,
главный научный сотрудник
Института содержания и методов обучения РАО,
доктор педагогических наук,
профессор
О.Ю.СТРЕЛОВА,
доктор педагогических наук,
профессор Дальневосточного государственного
гуманитарного университета

TopList