Docendi discimus |
Воспитывать сердцем…
Методика повышения мотивации к изучению истории Отечества во время проведения внеклассных мероприятий по истории и обществознанию. 5—11 классы
Мне очень хочется спросить сегодня у представителей власти, депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, правительства, у тех, кого избрал народ, кому доверил свою судьбу — ПОЧЕМУ У НАС НЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ? Почему через СМИ часто изливается откровенная распущенность, бескультурье и хамство, показывается воровство и коррупция, насилие, продажность правоохранительных органов и многое другое БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ. Это каждый день видят и слышат наши учащиеся, студенты! И никакое благостное выступление нашего президента по телевидению или перед молодёжью не скроет того нравственного беспредела, который царит в стране. Может ли быть высокоэффективной работа учителя в деле патриотического, нравственного воспитания в таких условиях?..
Из опыта работы
Патриотическое воспитание молодого поколения — важнейшая задача, стоящая сегодня перед нашим обществом. Потрясения, выпавшие в последние десятилетия на долю наших соотечественников, внесли сумятицу в умы не только молодых людей, но и представителей старшего поколения. Куда мы идём, на что ориентируемся, что является нашим духовным идеалом — эти вопросы волнуют сегодня многих. К сожалению, происшедшие в стране перемены нанесли серьёзный урон духовно-нравственному состоянию даже старшего поколения, не говоря уже о молодёжи. Молодёжь же, понимая, что взрослые сами порой не могут разобраться, что происходит в нынешнем непростом времени, и вовсе стала отвергать любые попытки вмешиваться в её духовный мир и навязывать ей свои взгляды.
Почти не слышны слова представителей старшего поколения, обращённые к молодым, об уважении к своему прошлому, к славным подвигам соотечественников. Даже рассказы о массовом героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны молодые люди слушают подчас равнодушно. Желание купить дорогие вещи, игры, ходить в ночные клубы, выделиться из толпы внешним видом или поведением становится главным в их жизни.
Любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому, культурному наследию, литературе, гордость за своих выдающихся соотечественников должны прививаться молодому человеку дома или в школе. Вина родителей и педагогов в том, что сегодня молодёжь утратила духовные ориентиры, что они уступили место совсем другим понятиям.
Эти ориентиры должны закладываться прежде всего в семье, в беседах с самыми дорогими людьми, которым ребёнок верит безоговорочно. Но говорят ли сегодня молодые родители со своими детьми о Родине, о её прошлом? Беседуют ли о смысле жизни, учат ли быть по-настоящему достойными людьми? Думаю, немногие.
Огромная ответственность за то, каким вырастет наше будущее поколение, ложится и на преподавателя истории и общественных дисциплин. Долг настоящего учителя — бороться за утверждение в умах и сердцах молодых людей вечных ценностей.
Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодёжи — твёрдое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определённой культуре, традициям, народности. Опыт учителя подскажет и содержание, и формы данной работы. Чтобы достучаться до молодого человека, эта работа должна вестись от сердца к сердцу. Поэтому шумные, громкие мероприятия, посвящённые какому-то историческому событию, дате, на мой взгляд, не приносят желаемого результата. А вот подготовку к встрече по поводу знаменательной исторической даты учитель может использовать в полной мере.
Не секрет, что многие ребята хотят выступать на сцене, поэтому в инсценировках, посвящённых различным историческим событиям, участвуют охотно. Много времени у учителя уходит на разработку сценария, подбор стихов — они должны быть понятными всем присутствующим, эмоциональными, сочетаться со словами ведущего.
Чтобы встреча получилась интересной, достигла своей цели, необходимо не только тщательно разработать сценарий, но и подбирать актёров-учащихся, соответствующую музыку и оформление. Всё должно быть сосредоточено на создании в зале соответствующего героико-патриотического настроя. И прежде всего, этим чувством должны проникнуться сами актёры, а к этому их должен подвести учитель.
Репетиции инсценированного мероприятия, посвящённого битве под Москвой, мы начинали с подробного рассказа о трудном периоде начала Великой Отечественной войны, о мужестве советских людей. Каждой части сценария предшествовал рассказ учителя: почему были большие потери в первые дни войны, кто такой Николай Гастелло и какой подвиг он совершил, почему Брестской крепости присвоено звание крепость-герой, какой подвиг совершили подольские курсанты, кто такие гвардейцы-панфиловцы, Зоя Космодемьянская...
Обо всём этом невозможно было рассказать в рамках одного-двух программных уроков. Зная, что придётся рассказывать со сцены о подвиге или читать стихотворение, ребята совсем по-иному вслушивались в рассказ учителя.
В подготовку инсценировки желательно включить как можно большее число учащихся, поручая даже слабым ученикам небольшие роли. Неоднократно убеждалась в том, что те ребята, которых в школе редко приглашали участвовать в мероприятиях, т.е. “никудышные троечники”, очень ответственно относились к порученной роли, понимая, что в них поверили, и даже к учёбе меняли отношение.
Очень часто стихи поручают читать тому, у кого лучше дикция, увереннее голос. И зачастую делают ошибку. Проникновение в содержание стиха, понимание его, сопереживание автору — вот главные критерии для отбора чтеца. И часто искренность, задушевность вызывает у зрителей большую симпатию, чем уверенный и громкий голос.
Если встреча готовилась тщательно, если учитель сумел настроить ребят на соответствующую героическую ноту, то она, как правило, получается. Аплодисменты зала, восхищённые глаза учителей и учащихся оставляют неизгладимый след в сердцах участников. Выполнена и главная задача учителя — он приобщил к нашей истории ребят, заинтересовал их.
В подготовке мероприятия, посвящённого битве под Москвой, у ребят возник подлинный интерес и желание узнать побольше о тех трагических днях, о том, как удалось нашей армии и москвичам, несмотря на большой перевес сил врага, остановить его. Поэтому не пришлось долго уговаривать ребят посетить места сражений, например, музей героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково. Фотографии героев, личные вещи, проникновенный рассказ экскурсовода — всё это не могло не оставить свой след в душах ребят.
Ведь только что в колледже со сцены они рассказывали о политруке Василии Григорьевиче Клочкове, с чувством произнося его слова: “Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва”.
В рамках подготовки к годовщине битвы под Москвой было решено провести конкурс на лучший фотоснимок памятника, посвящённого защитникам Москвы. Надо сказать, ребята не всегда с большим желанием участвуют в различных конкурсах, их надо как бы подтолкнуть к этому. Фотографировать ребята любят, снимают много, но особого интереса к конкурсу не проявили. И вновь потребовалось страстное, убедительное слово учителя! Подлинным открытием стало участие в конкурсе одного учащегося, который и стал победителем.
Проникновение в содержание стиха, понимание его, сопереживание автору — вот главные критерии для отбора чтеца. И часто искренность, задушевность вызывает у зрителей большую симпатию, чем уверенный и громкий голос. |
После моего рассказа о молодых москвичах — выпускниках школ, ушедших и не вернувшихся с войны, о Зое Космодемьянской и других героях, Александр С. подошёл ко мне и сказал: “Дайте мне, пожалуйста, названия улиц, где находятся памятники…Я все памятники Москвы сфотографирую и представлю на конкурс…”
Так и сделал! О каждом памятнике он знал всё… Мы оформили отдельный стенд, на котором разместили его фотографии. Александр с гордостью рассказывал ребятам, кто изображён на памятнике, за какой подвиг, когда установлен монумент и многое другое. Он получил, видимо, первую в своей жизни Почётную грамоту как победитель конкурса и очень гордился этим. А ведь Саша не из числа лучших учащихся, он троечник и даже “хвосты” у него не редкость.
Опыт показывает, что в оформлении кабинета и отдельных стендов к знаменательным датам очень важно подбирать свой материал, а не пользоваться только хорошо известными иллюстрациями.
В нынешний юбилейный год Великой Победы мы оформили стенд, который рассказывал о прадедушке одного из студентов колледжа. Алексей Терентьевич Рощин прошёл всю войну от первого дня до последнего, участвовал в обороне Москвы, Сталинградской и Курской битве, Берлинской операции, освобождал страны Восточной Европы от фашистов. Награждён многими орденами и медалями. На нашем стенде — весточки с фронта, открытки, короткие письма родным и близким, по которым можно проследить весь фронтовой путь советского воина. В воинском билете героя запись: “Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года”. После войны фронтовик продолжал трудиться на восстановлении народного хозяйства страны и только в 74 года ушёл на заслуженный отдых. Правнук Максим достоин своего прадеда-героя, он кандидат в мастера спорта, учится без троек, активно участвует во всех мероприятиях колледжа.
В работе каждого учителя есть темы, которые из года в год на протяжении многих лет не оставляют его равнодушным.
Тайные общества… Восстание декабристов…Подвиг жён, разделивших судьбу своих мужей… Готовность жертвовать своей жизнью ради свободы и достойной жизни других, высочайшее благородство, настоящая бескорыстная дружба, любовь и верность супружескому долгу, готовность на долгие годы подставить своё хрупкое плечо и разделить тяжкое бремя, выпавшее на долю мужа — это ли не вечные ценности?
К юбилейной дате восстания декабристов в колледже был запланирован ряд мероприятий: участие в городском конкурсе творческих работ, инсценировка, конкурс чтецов и др. В течение месяца большая группа ребят жила этим событием. Тогда о многом мне удалось рассказать ребятам, ответить на их многочисленные вопросы, спорить с ними (один молодой человек пытался убедить всех, что только позор за провал восстания заставил жён декабристов следовать за мужьями на каторгу). Мы вместе писали сценарий, а потом во время репетиций шли постоянные беседы с участниками. Даже самые робкие ребята расспрашивали меня подробно о восставших, находили литературу, рассказывали о том, что узнали нового.
Возможен ли подвиг во имя людей сегодня, ради чего живет человек, каким надо быть… — эти и многие другие вопросы возникли у ребят. Значит, цель была достигнута, ребята задумались над вечными проблемами, которые всегда будут волновать человечество.
Хорошей возможностью для воспитания ребят в духе уважения к нашему прошлому стало их участие в городском конкурсе творческих работ “Товарищ, верь…” В номинации “Публицистика” группа учащихся нашего колледжа заняла первое место. Ребятам было поручено взять интервью у представителей старшего поколения (преподавателей, мастеров) о том, что они помнят и как относятся к выступлению декабристов. Кое-кто из взрослых отмахнулся от ребят, но большинство вспомнили и имена казнённых, и за что они выступали, выражали восхищение их желанием облегчить жизнь народа. Хотя, конечно же, планируемое ими цареубийство было нарушением одного из законов нравственности.
Группа ребят (все кто пожелал) кратко и откровенно написали о своём отношении к тем далёким событиям. Они разделились на тех, кто выразил восхищение декабристами, на тех, кто сказал, что “глупо отдавать свою жизнь пусть даже за великую идею”, и на тех, кто считал, что методы борьбы за высокие цели должны были быть иными. Самые способные ребята стали соавторами конкурсной работы, где сопоставили мнения разных поколений.
Внесла свою лепту в эту работу и я: в заключительной части поставила вопрос, на который и сегодня у меня нет ответа. Суть его вот в чём: как современный учитель должен воспитывать своих учеников в духе высоких идей бескорыстного служения народу, честности, благородства, справедливости… учить всему тому, о чём говорится в лучших произведениях нашей литературы, в героических событиях нашей истории. Ведь мир сегодня совсем иной! Включите телевизор, возьмите газету — и вы увидите, как много людей, находящихся у власти и имеющих право распоряжаться судьбой других людей, берут и дают взятки, ведут себя безнравственно… Вступив во взрослую жизнь, мои ученики столкнуться со всем этим.
Любовь к Родине — это не только интерес к её историческому прошлому, знаменательным событиям и историческим личностям. Это неравнодушное отношение к России сегодняшней, боль за её судьбу, за неудачи, за трудное положение в стране, это созидание “разумного, доброго, вечного”.
Участие в городских и всероссийских конкурсах позволяет учащемуся выразить себя, проявить творческие способности. Как же они бывают рады, когда их работа отмечена среди победителей, когда руководитель колледжа с гордостью произносит их имена или вручает награду. Учитель должен помочь учащемуся сделать первый шаг, подсказать идею, быть рядом с ним во время всего процесса создания творческой работы.
Тема для участия во Всероссийском конкурсе “Моя законотворческая инициатива” появилась совсем неожиданно: одна из студенток, отправляясь на учёбу и проходя мимо Павелецкого вокзала, увидела там бомжей, опустившихся, грязных… “Как всё же жалко их! Люди они или не люди? Могут же власти что-нибудь сделать для них… немного же им и надо!” С этих мыслей студентки начался её путь к участию в конкурсе. Захотелось разобраться в правовом положении и правовой защищённости этой социальной категории, ответить на главный вопрос: распространяется ли наша Конституция на эту категорию населения и есть ли хоть какие-то государственные решения, органы власти, которые занимались бы их судьбой. Мы знаем, что есть организации, помогающие инвалидам, престарелым, ветеранам, сиротам, безработным…
Но, оказывается, нет ни органов, ни чиновников, ни даже законов, защищающих бомжей, которых правильнее называть бездомными!
Любовь к Родине — это не только интерес к её историческому прошлому, знаменательным событиям и историческим личностям. Это неравнодушное отношение к России сегодняшней, боль за её судьбу, за неудачи, за трудное положение в стране, это созидание “разумного, доброго, вечного”. |
Кто-то может сказать, что они сами так хотят жить. Но спасает же служба МЧС, скорая помощь отчаявшихся людей, которые в состоянии депрессии пытаются покончить с собой!
Почему же никакого дела нет нашему государству до этих “духовных инвалидов” (так назвала их моя студентка)? Учёт бездомных вообще не ведётся, лишь по приблизительным данным их только в Москве насчитывается более 40 тысяч. Имеется в столице несколько ночлежек на 1500 мест (по данным Интернета). Бездомным пытаются помочь Церковь, благотворительные организации, и среди них наиболее ощутима работа Фонда “Рука помощи”.
А государство наше? Находятся же средства на проведение массовых мероприятий, на которые тратятся миллионы рублей. А рядом влачат существование погибающие люди, которые не могут выбраться из ямы, в которую попали. Общество должно им помогать?! Находятся ли они под защитой нашей Конституции?
Сами собой возникали у автора работы вопросы: а как в других странах, а как в советское время — были ли бездомные, помогали им или не помогали государственные власти? Почему появилось так много бомжей в 1990-е гг.?
Участнице конкурса, студентке сложно было дать ответы на эти вопросы и предложения по изменению правового положения бомжей. Поэтому мы продумывали их вместе и предложили первоочередные меры по исправлению положения.
Может быть, услышат нас те, от кого зависит судьба этих обездоленных? На это есть надежда, хотя бы по тому, что наша студентка стала лауреатом Всероссийского конкурса.
История человечества сформировала вечные ценности, такие как правда, справедливость, добро, благородство, честность, любовь к Родине, сострадание, защита слабого, уважение к старшему и многое другое. И как бы ни пытались переоценивать и переосмысливать эти важнейшие ценности, в том числе и высокое чувство любви к Родине, правда всегда останется правдой, а воровство, безнравственность, непорядочность будут названы своими именами... |
Участие в конкурсе позволило ей расширить рамки познания, поверить в свои возможности и, несомненно, оставит след в её жизни. Не раз доводилось сталкиваться с тем, что студент не хочет заниматься каким-то дополнительным делом, например, участвовать в конкурсе, но всё же, написав творческую работу, бывает по-настоящему горд и счастлив. Учитель должен знать об этом и проявлять большую настойчивость в привлечении студентов и учащихся к внеклассной работе.
Не скрою, иногда приходят мысли о том, что время изменилось, изменился человек, он другой, более рассудительный, прагматичный и, может быть, другие идеалы должны прийти на смену. И, может быть, чувство привязанности к своей Родине, боль за её судьбу должны уступить место каким-то иным чувствам. Ведь все народы стали так близки, у нас появилось много общих интересов, общих проблем. Да и высокие, благородные чувства как бы уходят из нашей жизни. Но после раздумий вновь прихожу к выводу о том, что других идеалов и нравственных ценностей просто нет — история человечества сформировала вечные ценности, такие как правда, справедливость, добро, благородство, честность, любовь к Родине, сострадание, защита слабого, уважение к старшему и многое другое. И как бы ни пытались переоценивать и переосмысливать эти важнейшие ценности, в том числе и высокое чувство любви к Родине, правда всегда останется правдой, а воровство, безнравственность, непорядочность будут в конце концов названы своими именами.
Галина КОМАРОВА,
преподаватель колледжа малого бизнеса № 4
(Москва)
Фото Е.Крылова