Кино на уроке |
Между Сциллой и Харибдой
Благодатные результаты Псковской миссии оказались очень важны для послевоенного восстановления жизни Русской Православной Церкви. С благодарностью в сердце мы вспоминаем самоотверженное служение тружеников Миссии, к нашей глубокой скорби, для большинства их ревностные труды во славу Божию завершились трагическими репрессиями, обрушившимися на них…
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях Северо-Запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря. Фильм рассказывает о судьбе Псковской духовной миссии на примере жизни одного священника. Работа над картиной велась по благословению патриарха Алексия II, который хотел, чтобы эта трагическая страница жизни Церкви стала известна многим.
СЪЁМОЧНАЯ ГРУППА
Режиссёр Владимир Хотиненко
Сценарий Александр Сегень, Владимир Хотиненко
Оператор Илья Дёмин
Композитор Алексей Рыбников
Продюсеры Сергей Кравец, Наталия Гостюшина
Производство КТК “Православная энциклопедия”
Снят на деньги и при поддержке ОАО “Газпром” и ГПБ (ОАО).
Год 2010
Сайт www.pop-movie.ru
В РОЛЯХ
Сергей Маковецкий отец Александр
Нина Усатова матушка Алевтина
Елизавета Арзамасова девочка Ева (Муха)
Кирилл Плетнёв красноармеец Алексей
Виктория Романенко его первая любовь
Анатолий Лобоцкий Иван Фрайгаузен (офицер вермахта)
Юрий Цурило владыка Сергий Воскресенский
Степан Морозов полицай Владыкин
НАГРАДЫ
2009 — Гран-при VI Международном благотворительном КФ “Лучезарный ангел” в Москве (Владимир Хотиненко).
Приз Союза журналистов России за лучший сценарий на XVII КФ “Окно в Европу” в Выборге (Владимир Хотиненко).
— Премия “Золотой Орёл” за лучшую женскую роль второго плана (Нина Усатова).
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
Замысел создания художественного кинофильма, посвящённого Псковской миссии, принадлежит издательско-кинематографическому центру “Православная энциклопедия”, а идея — Патриарху Алексию II, отец которого служил священником на оккупированных территориях.
Летом 2005 года Александр Сегень приступил к работе над романом “Поп”. Автор изучил необходимые документы по истории Псковской православной миссии, воспоминания участников тех событий и к началу 2006 года завершил работу над первым вариантом романа, который был опубликован в журнале “Наш современник”. Эту публикацию прочитал один из духовных наставников автора иеромонах Роман (Матюшин) и сделал много полезных замечаний. Только после значительной доработки второго варианта романа началась работа над сценарием, прочитав который, Алексий II дал благословение на съёмку фильма.
Первое рабочее название картины — “На реках Вавилонских”. Лейтмотивом фильма предполагалась музыка Джузеппе Верди и строки 136 псалма: “На реках Вавилонских сидели мы и плакали…” В начале фильма именно эта трогательно-торжественная мелодия звучит на патефонной пластинке.
Однако в дальнейшем возикло другое, более точное название — “Прощёное воскресенье”, под которое было придумано и снято начало фильма. Но в это время в эфир вышел сериал с таким же названием.
Тогда появился третий вариант — “Преображение”. Ведь сама Миссия прибывает в Псков 18 августа, накануне Преображения Господня.
Но, в конце концов, было принято более понятное и расхожее название “Поп” (“пастырь овец православных”).
Премьерный показ состоялся в храме Христа Спасителя в Москве 4 апреля, в день праздника Святой Пасхи.
Ещё задолго до всероссийской премьеры в электронных и печатных СМИ началась нешуточная полемика вокруг “Попа”. Мнения самые различные: от наивно-восторженных до резко отрицательных. Некоторые просто недоумевают: какую же мысль пытаются донести до нашего сознания авторы?
Вот что сказал в одном из интервью Владимир Хотиненко: “...Мы ничего не знаем про оккупацию. То есть мы знаем про героическое сопротивление, а про будничную жизнь — ничего. А такой жизнью жило 50 миллионов. Без информации, в полной неизвестности, кто кого победит. Я хочу, чтобы фильм был посвящён им — забытым и заброшенным”.
Создатели фильма отказались от съёмок в Псковской губернии — слишком много там сейчас современных зданий. Решено было построить деревню и храм (в стиле древнепсковской архитектуры) под Минском, где есть большая территория, принадлежащая студии “Беларусьфильм”.
Для создания правдивого образа священнослужителя был приглашён консультант — игумен Кирилл. Хотя в некоторых моментах создатели фильма отступают от правды жизни ради правды художественной. Например, кода священник отказывается отпевать убитых полицаев. По церковным правилам он не имеет права отказаться, кем бы они ни были.
В финале фильма отца Александра Ионина отправляют в советский лагерь. Реальный же его прототип — священник Алексий Ионов — после войны оказался в эмиграции…
СЮЖЕТ
Действие фильма начинается в июне 1941 года, в самом начале страшной войны.
Неспешно текла жизнь отца Александра и матушки Алевтины в селе под названием Тихое... С большими и малыми бедами и проблемами шли к отцу Александру местные жители. Для всех находились нужные слова помощи и утешения.
Осталось два часа до окончания воскресной службы. Осталось два дня пока ещё мирной жизни. Скоро в село войдут немецкие войска. А через два месяца священнику Александру Ионину доведётся пройти через тяжкие испытания на пути возвращения веры людям, оказавшимся между Сциллой и Харибдой двух жестоких режимов.
Прообразами отца Александра Ионина стали участник Псковской миссии о. Алексий Ионов, написавший в эмиграции воспоминания об этом периоде своей жизни, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Сергей Маковецкий, работая над ролью, тщательно изучал проповеди отца Иоанна. Талантливому актёру удалось создать образ отца Александра, в котором проявились черты многих священников. Образ человека, ежедневно совершающего подвиг служения Богу и людям. Вера даёт ему силы жить, она же подсказывает правильный нравственный выбор пути.
Летом 1941-го тишина покинула село Тихое. Вынужден был покинуть свою паству и отец Александр. Ему предстояло отправиться на Псковщину в пограничное с Латвией село с говорящим названием Закаты...
В Латвию советская власть пришла только в 1940 г., поэтому к началу войны там ещё сохранилась православные храмы.
В село Закаты служить при немцах отец Александр согласился ехать не сразу, о чём не преминул сообщить главе духовной миссии митрополиту Сергию Воскресенскому: “Возродить православие с помощью немцев? Не получимся ли мы предателями Родины?”
Но слова о том, чтобы утешить людей в такое лютое время и помочь беззащитным, убедили священника начать его святое подвижничество.
Хотя потом советская родина за все его добрые дела, за помощь голодающим военнопленным в концлагере, за спасение из печально известного лагеря смерти Саласпилс детей-заключённых отплатит сполна, вновь отправив в лагеря.
В сюжете присутствуют и параллельные линии. Линии жизни обычных людей.
Алексей и Маша. Первая любовь. Первая драма. Первая месть за любимую, убитую как-то нечаянно юным солдатом вермахта. Тоже влюблённым в свою милую Гретхен...
Судьба полицаев, казнивших по приказу фашистов своих же соотечественников, показана в лице некоего Владыкина, который приходит к отцу Александру с шокирующей исповедью о том, как он убивал стариков и детей...
Партизанское движение в фильме показано очень скромно. Только лишь как карательный инструмент против гитлеровцев и священников...
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
В целом, фильм оставляет очень светлое впечатление. Но до конца понять его можно только прочитав книгу Александра Сегеня или хотя бы ознакомившись с историей Псковской православной миссии.
Актёрские работы критиковать очень трудно, потому что, на мой взгляд, не за что.
Замечательный актёр Сергей Маковецкий в роли отца Александра Ионина убедителен и симпатичен. Кротость в сочетании с внутренней твёрдостью и решимостью особенно ярко проявляются в экстремальных ситуациях.
Православным священникам разрешили забрать
маленьких пленников из Саласпилса. Сегодня
многие даже не знают об этом нацистском лагере
смерти
|
Он испугался направленного на него пистолета, но вера помогает ему преодолеть собственный страх и усмирить агрессию убийцы. Он готов погибнуть вместе с приговорёнными партизанами, но отчаянно пытается воззвать к человечности и остановить палачей. Боль по ушедшей в лес матушке Алевтине, заболевшей тифом и решившей обезопасить от страшной болезни мужа и приёмных детишек...
Актёру удаётся показать и величие духа, и человеческие слабости священнослужителя, например, неодолимую тягу к мороженому... Маковецкий справляется с ролью органично и без какого-либо нажима. Ни разу не сфальшивив. Ему веришь абсолютно... Так же как и матушке — Нине Усатовой — чей добрый жизненный прагматизм вызывает очень тёплые чувства.
Весьма харизматичен и колоритен Анатолий Лобоцкий в образе “русского немца” Ивана Фёдоровича Фрайгаузена. Так же как и его сапог, подтолкнувший грузовик смерти.
Уже давно популярная Лиза Арзамасова — Галина Сергеевна из “Папиных дочек” — играет еврейскую девочку Еву, принявшую православие под влиянием отца Александра. Трогательный, немного наивный образ Евы служит нежным украшением общей сюжетной канвы.
Некоторые моменты в фильме смотреть очень тяжело. Но тем не менее создателям удалось избежать обычного для современного кинопроизводства смакования сцен насилия, казней и прочих физиологизмов.
Особенно удручающе выглядит сцена ареста батюшки свежеприбывшими энкавэдистами, когда дети приходят просить за него и протягивают свои руки, предлагая взять у них кровь...
Но светлый финал фильма всё расставляет по местам.
По пыльно-безликой улице села застойных 1970-х несутся “Жигули”, подгоняемые летней грозой. Из автомагнитолы на всю округу разносится мелодия популярной композиции “Rivers of Babilon” диско-группы Boney-M.
Молодые ребята и девушка через окна автомобиля насмешливо обращаются к согбенному старику в монашеском одеянии, ковыляющему в сторону своей обители. Он не отвечает на насмешки.
Тогда парни меняют интонацию и, пытаясь укрыться от ливня ненадёжным плащом, вежливо вопрошают: “Можно у вас дождь переждать?”.
После секундной паузы отец Александр кротко отвечает им: “Заходите, дети!”
Зайдут или нет — покажет время...
По материалам официального сайта
подготовила На_Че
КРАТКО ПСКОВСКОЙ МИССИИ
До сих пор ни в России, ни за рубежом не опубликован единый, цельный и основательный научно-исторический труд, который полностью был бы посвящён истории Псковской православной миссии, действовавшей в годы Второй мировой (Великой Отечественной) войны (1941—1944) на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России: Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской, а также Прибалтики.
Быстрое возрождение церковной жизни на оккупированных германскими войсками территориях было явлением повсеместным и, как признают историки, сыграло значительную роль в изменении сталинской политики по отношению к Русской Православной Церкви во время войны, что давало надежды на дальнейшие политические изменения в стране.
Однако, именно Псковская миссия оказалась самым крупным и самым хорошо организованным и принёсшим многие добрые плоды движением священнослужителей, причётников и мирян, трудившихся на огромном пространстве Северо-Запада России. По мнению исследователей В.Алексеева и Ф.Ставру, “в целом, по размаху и интенсивности, это религиозное возрождение может быть названо вторым Крещением Руси”.
Инициатором создания Миссии был деятельный архипастырь — митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), возглавлявший все епархии Православной Церкви в Прибалтике в годы войны. В условиях немецкой оккупации он сумел сохранить каноническое единство Прибалтийских епархий с Русской Православной Церковью.
Основу Псковской миссии составили русские священники из Рижской, а позже также Нарвской и Эстонской епархий, — эмигранты, стремившиеся на помощь своей многострадальной Родине. Примечательно, что Псковская миссия была и осталась единственной полномасштабной акцией, проведённой силами русской эмиграции в России.
Священников, отправлявшихся в район Пскова, митрополит Сергий благословил выехать туда в августе 1941 г. вследствие настойчивых просьб местного населения о присылке духовенства из экзархата. Для миссионерского служения он избирал преимущественно “тех, кто помоложе”, хотя среди миссионеров были и опытные пастыри. Ехали они туда не только в силу личного побуждения, но более в порядке церковной дисциплины, церковного послушания.
Первую группу миссионеров, прибывших в Псков, составили пятнадцать священников, в основном из Латвии, одним из них был отец Алексий Ионов: “Мы прибыли в Псков к вечеру 18 августа 1941 года, в канун праздника Преображения. Первая встреча с русским народом. И эта встреча — в храме”.
Узнав о пребывании Миссии во Пскове, стали появляться ходоки и из более отдалённых мест — просить священников в приходы. Наступило время разъездов и более широкого миссионерского служения на всей временно оккупированной территории Северо-Запада. Поруганные храмы восстанавливало само население своими силами и средствами. Церкви ремонтировались быстро.
С немцами миссионерам приходилось считаться по принципу: из двух зол выбирай меньшее. “Что немцы — зло, никто из нас не сомневался. Ни у кого из нас не было, конечно, никаких симпатий к завоевателям жизненного пространства нашей родины. Глубокое сострадание и сочувствие к бедствующему народу, нашим братьям по вере и по крови, — вот что наполняло наши сердца”, — такова была позиция миссионеров.
Выживание в условиях войны и оккупации было чудом — постоянные бомбардировки, опасность со стороны немецких властей, в первую зиму полуголодная жизнь, партизаны, многие из которых возглавлялись специально оставленными на оккупированной территории партийными работниками, и вследствие этого были настроены весьма решительно. Один миссионер (свящ. Василий Рушанов — Ред.) был убит по дороге из района во Псков. Из воспоминаний протоиерея Алексия Ионова: “...Кругом партизаны. Встреча с ними — конец. Им не втолкуешь, что мы проповедуем Христа Распятого. Мы на этой стороне — значит, враги... ”
Миссия охватила огромную территорию от Пскова до Ленинграда и включала кроме Пскова, ставшего административным центром Миссии, Остров, Порхов, Опочку, Гдов, Лугу и Гатчину.
На западе Петербургской епархии таким центром миссионерства стала Нарва.
Деятельность Миссии охватывала самые различные сферы. По свидетельству миссионеров, ими было крещены десятки тысяч детей, подростков и взрослых. Крещение пришедшей к вере молодёжи сопровождалось воцерковлением и развитием катехизаторской деятельности. При многих храмах действовали воскресные церковные школы для детей, во Пскове существовал также детский приют.
Важным делом священников-миссионеров стало духовное окормление русских военнопленных. Бывшие солдаты и офицеры Красной армии, как известно, не подпадали под действие Женевской конвенции 1929 г. о военнопленных, поскольку Советский Союз не стал подписывать в своё время эти документы. Советское правительство, кроме того, рассматривало всех попавших в плен военнослужащих как “предателей” и “изменников Родины”. Отношение же со стороны оккупантов к военнопленным также было зачастую крайне жестоким и бесчеловечным, вследствие чего число заболеваний и смертность в лагерях были очень высокими.
Религиозная политика немцев на оккупированных территориях определялась, вероятно, несколькими соображениями:
во-первых, дарованием религиозной свободы (в контрасте со сталинским террором) достигалась пропагандистская цель;
во-вторых, ставилась цель умиротворения и получения симпатий местного населения;
в-третьих, у Германии имелись православные союзники (Румыния, Болгария);
в-четвёртых, в Германии существовало т. н. “православное лобби” как из числа русских и остзейских немцев, русских эмигрантов, так и в самой немецкой среде. Жизнь всех религиозных общин (в том числе православных) как в самой Германии, так и на оккупированных ею землях контролироваласьнацистскими властями.
Однако Псковская православная миссия не стала орудием контроля над русскими людьми, но, напротив, возвращая их к Церкви, укрепляла и поддерживала в условиях оккупации.
С ростом Миссии ухудшались отношения митрополита Сергия с немцами, такой успех в их расчёты не входил. Весной 1944 г., когда советские войска стояли уже на границах Прибалтики, а кое-где и перешли их, и многим был ясен исход войны, окончание её (явно не в пользу Германии) было лишь вопросом времени, — 28 апреля 1944 года митрополит Сергий был убит. Машина, в которой он ехал по пути из Вильнюса в Ригу, была расстреляна на шоссе близ Ковно людьми в немецкой военной форме. С ним были убиты его шофёр и двое сопровождавших. Расследование было крайне поверхностным. Официально было объявлено, что митрополит был убит партизанами, однако официальные документы немецкого министерства, занимавшегося вопросами деятельности Церкви в оккупированных областях, по мнению исследователей, скорее свидетельствуют об убийстве его агентами гестапо.
Происшедшие события и трагическая гибель экзарха показали, “что даже епископ, сформировавшийся в советское время, при определённых условиях способен идти не только на риск, но и на мученичество за православную веру и Россию”.
Осенью 1944 года началось восстановление советской власти в Прибалтике, и жизнь сотрудников Миссии вступила в новый этап — мученический. Все они, кроме нескольких, ушедших на Запад, были арестованы органами НКВД. Им инкриминировалось “сотрудничество с оккупационными властями”.
Многие из священников-миссионеров после войны были репрессированы советскими органами власти и либо уничтожены, либо приговорены к длительным срокам пребывания в ГУЛАГе. Своим мученичеством эти пастыри засвидетельствовали свою верность Христу. Другая же часть священства ушла на Запад и там продолжала окормлять русских эмигрантов послевоенного исхода (второй волны). Поэтому деятельность псковских миссионеров — подвиг, нашедший своё особое место в современной отечественной истории, подвиг, который, надеемся, по достоинству оценят благодарные потомки.
Подготовлено по публикации
в “Санкт-Петербургских
епархиальных ведомостях” //
2002. Вып. 26—27.