Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №9/2010
Исторический календарь

Заповеди великого князя
и частушки небедного поэта

16—31 мая

16 МАЯ

1860 В с. Лутовиново Воронежской губернии родился Иван Михайлович Гревс, историк, педагог, краевед и общественный деятель, профессор Высших женских курсов, затем Санкт-Петербургского (Петроградского, Ленинградского) университета. Он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. К студенческим годам относится его работа “Римско-византийское государство в VI в. по законодательным сборникам христианских императоров”. По окончании университета Гревс стал преподавателем в гимназии Шаффе и других учебных заведениях, а с 1889 г. приват-доцентом Петербургского университета. В 1890—1892 и 1894—1896 гг. Гревс был командирован за границу. В библиотеках Рима и Парижа он подготовил исследование об экономической структуре и социальной психике переходного от Республики к Империи римского общества. К этому времени сформировались основы научного мировоззрения Гревса: вера в определяющую роль сознания в глубине стихийного процесса истории и в непрерывную жизненность римской культурной традиции. Гревс почти полвека занимал кафедру средневековой истории в Петербургском университете, он считается основателем петербургской школы медиевистов. Он написал “Очерки из истории римского землевладения”, ряд работ по истории средневековой культуры и быта (“Очерки флорентийской культуры”, очерки о Данте), научно-популярную книгу “Тацит”. Наибольшее значение имела педагогическая деятельность Гревса, одного из основоположников семинарской системы и экскурсионного метода в русском университетском образовании, видного деятеля женского образования в России. Среди его учеников были Г.П.Федотов, член-корреспондент АН О.А.Добиаш-Рождественская и др. В 1920-е гг. Гревс и его ученики подвергались нападкам за “идеализм”. Потеряв работу в университете (1923), он занимался литературным трудом, с 1925 г. постоянно сотрудничал в Центральном бюро краеведения. В 1930 г. был ненадолго арестован ГПУ. Умер Гревс в Ленинграде в мае 1941 г., незадолго до начала войны. (4.05)

19 МАЯ

1125 Скончался Владимир Мономах, последовательно — князь Смоленский, Черниговский, Переяславский, великий князь Киевский, государственный деятель, военачальник, писатель. Родился он в 1053 г. и был сыном Всеволода I и дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Когда отец его Всеволод сел в Киеве, Мономах занял стол в Чернигове. В 1079 г. Олег Святославич, вместе с братом Романом и половцами, хотели попытаться выгнать Мономаха из Чернигова, но это им не удалось: Мономах остался в Чернигове, владея в то же время и Смоленском. Ему приходилось бороться с князьями полоцкими, с полудикими вятичами, с половцами и торками, с князьями-изгоями Ростиславичами. В 1093 г. скончался Всеволод. Мономах не хотел воспользоваться своим положением и занять Киев: он пригласил на великокняжеский стол княжившего тогда в Турове двоюродного брата Святополка Изяславича, который был старше его и притом был сыном старшего Ярославича. Почти всё время княжения Святополка Мономах был верным его союзником, несмотря на то, что киевляне сильно были привязаны к Мономаху и не любили Святополка. С 1093 г. он вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль он настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097), 1100, 1103). В 1095 г. он заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи киевского боярина Словята. После Долобского съезда (1103) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли. После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник “Устав Владимира Мономаха”, или “Устав о резах”, который вошёл в состав пространной редакции “Русской Правды”. Этот устав упорядочил прибыли ростовщиков и определял условия закабаления, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов. Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах и его ближайшие родственники управляли большей частью территории Древнерусского государства, княжеские междоусобицы временно прекратились. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя. Сочинения Владимира Мономаха дошли до нас в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи. Они являются ярким памятником древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным блеском. В “Поучении” изложено идеальное представление о князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость. Владимир Мономах осознал, что в новой социально-политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают первостепенное политическое значение, и судьба Русского государства в огромной мере зависит от того, насколько нравственными окажутся в своём поведении люди, держащие в своих руках государственную власть. Мономах говорил: “Не следует проливать кровь того, кто причинит нам зло, но тремя добрыми делами можно избавиться от врагов и победить их: покаянием, слезами и милостыней”.

25 МАЯ

1945 В Барвихе под Москвой умер Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов), литератор. Родился он в деревне Губовка (Херсонская губ.) в 1883 г. и был сыном церковного сторожа, потомок военнопоселенцев. С детства пас скот, подрабатывал чтением вслух церковных книг, писанием жалоб и писем, был привратником, посыльным. Образование он получил в Киевской военно-фельдшерской школе (1900), учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Начал публиковаться с 1899 г. В 1912 г. вступил в РСДРП и примкнул к большевикам. Сотрудничал в газете “Правда”, где было опубликовано огромное количество его стихов. В 1913 г. был издан его первый стихотворный сборник “Басни”. В 1914 г. он был мобилизован, участвовал в боях, награждён Георгиевской медалью за храбрость. Наибольшей известности Демьян Бедный достиг в годы Гражданской войны, когда было издано более 40 сборников его стихов. Он писал лозунги и частушки, басни и тексты песен. В 1920-е гг. он начал сочинять верноподданнические стихи, в том числе послания к съездам партии. Основные темы его “творчества” — это издевательство над религией и русской историей. Примером такого рода произведений может служить стихотворение, посвящённое процессу над М.Н.Тухачевским: “Сочился яд из их фашистского нутра…” В 1938 г. Демьян Бедный был обвинён в клевете на русский народ и исключён из партии и из Союза писателей. Бедный собрал одну из крупнейших частных библиотек (свыше 30 тыс. томов) и подарил её Государственному литературному музею в Москве. В годы войны он вернул себе благоволение Сталина. Был любимым поэтом В.И.Ленина и Н.С.Хрущёва. Демьян Бедный послужил прототипом образа Берлиоза в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

29 МАЯ

1660 В Англии была восстановлена монархия. Новым королём стал Карл II из династии Стюартов. Кромвель скончался 3 сентября 1658 г., и Государственный совет немедленно утвердил в достоинстве лорда-протектора его сына Ричарда. Но, как только был созван парламент, военачальники восстали против него и против лорда-протектора, и 24 мая 1659 г. Ричард добровольно отрёкся от власти. Генералы Флитвуд, Ламберт и Десборо захватили в свои руки высшие должности и для упрочения своей власти избрали Комитет общественной безопасности, сосредоточивший в своих руках все правительственные дела. Но этому деспотизму был положен конец генералом Монком. Созвав верные ему войска, он объявил им, что идёт на Лондон, чтобы восстановить древние права и вольности. 3 февраля 1660 г. он без боя занял столицу, где в это время заседало “охвостье” — остатки Долгого парламента. Монк вступил с ним в соглашение, по которому изгнанные Кромвелем пресвитериане снова заняли свои депутатские места. Господству армии настал конец. Немедленно были отменены все законы против Стюартов, и парламент добровольно разошёлся, назначив новые выборы на 25 апреля. Новый парламент, в котором большинство состояло из роялистов, вступил в переговоры с Карлом II и, получив от него обещание общей амнистии, свободы вероисповеданий и уважения к приобретённым правам, провозгласил его 8 мая королём всех трёх соединённых королевств. 29 мая Карл II совершил свой торжественный въезд в Лондон и был встречен с искренней радостью всеми горожанами, утомлёнными анархией и военным деспотизмом.

30 МАЯ

1925 Покончил с собой Артур Мёллер ван ден Брук, немецкий историк, написавший книгу “Третья империя” (“Третий рейх”), название которой было взято нацистами для наименования своего государства. Родился он в 1876 г., учился в Берлине, Париже, Италии. В 1907 г. он вернулся в Германию, в 1914 г. записался в армию добровольцем. Будучи противником демократии, он придавал особое значение “мистике национальной идеи” и призывал к “новому германскому самосознанию”. Он также был ярым противником коммунизма. В сопредельных с Германией государствах он не видел ничего, кроме “сумасшедшего стремления к равноправию”, которое, как он считал, приведёт мир к абсурду. Симпатизируя расовой доктрине, Мёллер призывал немцев поддержать теорию превосходства нордической расы. Будущее, говорил он, целиком лежит в союзе между Пруссией и Германией. “Истинная революция” должна восстановить ценности вечного рейха. Германия, по его мнению, должна стать авторитарным государством с полностью централизованной, контролируемой и плановой экономикой. Все эти идеи были изложены в главной работе Мёллера “Третий рейх”, опубликованной в 1923 г. Гитлер глубоко проникся идеями Мёллера и считал себя призванным воплотить их на практике. Теории Мёллера используются сегодня “новыми правыми” во Франции и национал-радикалами в России.

Даты российского календаря до 1918 г.
даны по новому и старому стилю.

Иллюстрации из архива редакции

TopList