Задание по теме |
Война в Арктике
Урок-реквием
Материал для подготовки интегрированного урока (история + краеведение). Приложение в виде презентации на CD. 9, 11 классы
Цели и задачи
• На учебном материале урока продолжить формирование представления о всенародном характере Великой Отечественной войны;
• раскрыть роль Северного флота в годы войны как одного из факторов, обеспечивших победу над противником; на ярких примерах героизма защитников Советского Заполярья воспитывать уважение к памяти тех, кто одержал победу на той “неизвестной” войне;
• учить уметь сопереживать, чувствовать сердцем боль утраты и радость победы, развивать чувство гордости за нашу страну;
• через превентивное домашнее задание и решение логических задач на уроке способствовать совершенствованию мыслительной деятельности учащихся;
• развивать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся через данную форму работы.
Перед проведением урока учащиеся были разделены на рабочие группы, каждой из них было дано своё задание.
Первая группа собирала материал о лётчиках Северного флота.
Вторая группа — о северных конвоях, ленд-лизе, роли Молотовска (ныне Северодвинск) и Архангельска в осуществлении ленд-лизовских поставок.
Третья группа — о ледокольном пароходе “А.Сибиряков”.
Четвёртая группа — о подводниках Северного флота.
О катерниках нам рассказал капитан 2-го ранга Ревенко О.И., руководитель музея БВМБ (Беломорская Военно-Морская база). На экскурсию в этот музей мы ходили в период подготовки урока.
1. Вступительное слово
Что такое подвиг? Это значит — в великом, бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя блага людей жертвует даже собственной жизнью. Бывает так, что подвиг совершает один человек, а бывает, два, три, сотни, тысячи. Иногда это подвиг народа — народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны, и память о нём будет жить в веках. Это был подвиг во имя Родины, во имя всего человечества. Все свои силы, всё своё достояние пожертвовал наш народ в борьбе с фашизмом. И выдержал, сдюжил. И победил!.. Тридцать лет назад на Западе вышел фильм “Неизвестная война”, так назвали фильм о Великой Отечественной. Для Западного мира она была неизвестной войной. Тогда впервые мировая общественность узнала о жертвах, которые понёс советский народ в этой войне, о той роли, которую играл Советский Союз в победе над фашистской Германией. Сейчас Великая Отечественная становится неизвестной уже для нас — современного поколения россиян. Одной из её страниц была и есть война в Арктике. О ней рассказывают немногочисленные памятники. В 1944 г. в Полярном был установлен обелиск (автор памятника — скульптор Л.Е.Кербель) с надписью “Героям-подводникам Северного флота”. К подножию обелиска положены якоря. На нём отлитый из бронзы матрос сжимает в руке бинокль. В порту Лиинахамари есть памятник героям Печенги. В 1943 г. моряками-североморцами был построен памятник погибшим подводникам с лодки “Щ-402”. Установлен также трёхступенчатый каменный обелиск в честь погибших катерников-североморцев.
Но “память о павших хранится не только в мраморных монументах, но и в наших сердцах. И она будет храниться вечно, пока эти сердца бьются” (генерал П.И.Батов). Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой продолжалась 1418 дней и ночей. 27 млн погибших, каждый восьмой житель нашей страны погиб. И если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего в эту войну, нам пришлось бы молчать целых 38 лет... В России никогда не спрашивают, по ком звонит колокол: он звонит по ним, погибшим, и по каждому из нас. Итак, звучат колокола нашей памяти...
2. Рассказ учителя истории
Начало войны на Севере. Граница на замке
К началу Великой Отечественной войны Северный флот имел в своём составе 15 подводных лодок (типа “К”, “Л”, “Д”, “Щ” и “М”), 8 эскадренных миноносцев (типа “Громкий” и “Новик”), 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика и сторожевые катера. Авиация флота имела в своём составе 116 самолётов (бомбардировщики, истребители, разведчики). Флот располагал значительным количеством батарей береговой и зенитной артиллерии.
Планируя войну против Советского Союза, гитлеровское командование рассчитывало быстро захватить Кольский полуостров, порт Мурманск, Кировскую железную дорогу, а затем овладеть Архангельском. Достичь этой цели должна была армейская группировка “Норвегия” во взаимодействии с финскими войсками и 5-м Воздушным Флотом. Непосредственно против СССР была нацелена группировка, получившая наименование “Авиационное командование Киркенес”, а с февраля 1942 г. — “Авиационное командование Норд-Ост”. Она насчитывала 10 бомбардировщиков Ю-88 и 33 Ю-87, 11 истребителей Ме-109, 6 Ме-110, 7 ближних и 10 дальних разведчиков. 24 июня эта группировка была усилена отрядом истребителей и отрядом бомбардировщиков Ю-88. Следует отметить, что немцы сосредоточили на Севере почти весь наличный состав торпедоносной авиации Люфтваффе.
Война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населённых пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалёты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 г.
Активные боевые действия на Кольском полуострове начались 29 июня 1941 г. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение 1-й половины июля войска 14-й армии, ведя тяжёлые бои, остановили врага в 20—30 км от границы. Большую помощь оказали подразделения морской пехоты Северного Флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.
Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий — стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья.
8 сентября 1941 г. гитлеровцы возобновили наступления на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперёд и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции. На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 г.
К осени 1941 г. стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжёлых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного Флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких километрах от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу. Так было на хребте Муста-Тунтури на берегу Баренцева моря. Мы не позволили врагу вторгнуться на нашу землю и южнее. Между Мурманско-Киркинесским и Кандалакшско-Рованиемским направлениями — а это примерно 180 км — фашисты предпринимали многократные попытки прорваться вглубь нашей территории. Неприкосновенность границы на том участке отстояли пограничники Рестикентского пограничного отряда Мурманского пограничного округа. Одна из его частей — 82-й отряд, возглавляемый майором Я.Немковым, 27 июня 1941 г. вступил в схватку с врагом в районе населённого пункта Лутто и устья реки Лота. Фашисты, трижды превосходящие наш отряд по численности, были разгромлены и отброшены за кордон. Погранзнаки, хотя и израненные, до конца войны символизировали: граница на замке.
3. Сообщение учащихся 1-й группы
Подвиги лётчиков Северного флота
Это произошло 24 июня 1941 г., в третий день войны. Фашистские самолёты пытались бомбардировать корабли Северного флота, но были отогнаны огнём зенитчиков. Советские истребители преследовали фашистов. Один из истребителей сбил “Хе-111”. Вёл самолёт старший лейтенант Борис Сафонов. Упавший в море 24 июня “Хе-111” и был первым вражеским самолётом, сбитым на советском Севере.
Спустя несколько дней Сафонов удвоил свой боевой счёт.
30 мая 1942 г. гвардии подполковник Борис Сафонов вылетел на прикрытие большого каравана транспортов союзников, следовавшего в Мурманск. Далеко в море советские лётчики заметили вражеские самолёты и атаковали их. С первого же захода Сафонов сбил вражеский бомбардировщик, атаковал второй. Вскоре товарищам он передал: “Сбил второго, атакую третий...” И третий фашистский самолёт, загоревшись, упал в море. Однако истребитель Сафонова также был подбит. Он стал планировать в сторону советских кораблей, но не дотянул... На Севере Сафонов сделал 224 боевых вылета, сбив 39 вражеских самолётов (25 — лично,14 — в групповом бою). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 г. гвардии подполковнику Борису Сафонову посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
В августе 1945 г. моряки-североморцы на высоком постаменте установили бюст героя. Поэт Н.Флеров написал о нём:
Знаю я, что нет его в живых,
Что в груди ещё доныне горе,
Что упал он в Баренцево море,
В том сраженье победив троих.
Но живёт он в подвигах людей,
В жизни океанов и морей,
В трудовом великом напряженье,
Где забот, и дел, и чувств накал.
И в скульптуре у полярных скал —
Моряка — ваятеля творенье.
4. Сообщение учащихся 2-й группы
Ленд-лиз. Караваны союзников
Размер англо-американских военных поставок в СССР был определён на Московской конференции представителей трёх держав 29 сентября — 1 октября 1941 г. Московский протокол предусматривал отправку в Советский Союз ежемесячно 400 самолётов, 500 танков, 30 тысяч тонн алюминия и других видов вооружения и материалов. Советский Союз выразил готовность поставлять союзникам некоторые виды сырья. Это решение в своё время получило должную оценку руководящих деятелей Англии и США.
7 ноября 1941 г. Рузвельт объявил о распространении на СССР закона о ленд-лизе, предусматривающего предоставление взаймы или в аренду военной помощи любой стране, оборона которой жизненно важна для безопасности США.
Встал вопрос, как осуществить эти перевозки.
Пути их реализации были рассмотрены Председателем Государственного Комитета Обороны (ГКО) Сталиным в беседе с Гарри Гопкинсом в конце июля 1941 г. в Москве. Исходя из того, что незамерзающий Мурманск находился под непрекращающимися ударами гитлеровской авиации, Сталин сказал, что “...использовать Архангельск трудно, но не невозможно, так как его ледоколы могли бы держать порт открытым всю зиму”. Владивосток он считал опасным, так как “в любой момент он может быть отрезан Японией”, а пропускная способность железных и грунтовых дорог в Иране “недостаточна”. Итак, было определено основное направление морского грузопотока в 1941 г. из Англии и США — порт Архангельск.
15 октября 1941 г. начальника Главсевморпути И.Д.Папанина вызвали в Государственный Комитет Обороны. Председатель Комитета изложил ситуацию так: “Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем особо важное значение. Это на западе самый близкий к линии фронта свободный морской порт”. В этот же день было принято решение о назначении И.Д.Папанина уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере.
17 октября 1941 г. Папанин прибыл в поморскую столицу. Для штаба уполномоченного было выделено специальное помещение. Кабинет под № 84 в Доме Советов стал известен многим северянам.
А ещё раньше была проведена небывалая операция. Фашисты наступали на мурманском направлении. Было решено срочно перебазировать из Мурманска в Архангельск транспортный и рыбопромысловый флот. Сложный переход 150 судов в условиях летнего полярного дня с 27 июня по 5 июля был совершён моряками без потерь. Лётчики Северного флота в эти дни усиленно бомбили немецкие аэродромы и надёжно прикрывали суда с воздуха. Столь массовый перевод плавучих средств в тыл был единственным за весь период войны.
В Архангельск стали прибывать первые иностранные суда. 29 августа 1941 г. на рейде Северодвинского плавучего маяка встали пассажирский пароход и сопровождающие его английский крейсер “Нигерия” и три эсминца. На этих кораблях прибыли советские работники, вывезенные с о. Шпицберген.
А 31 августа 1941 г. в Архангельск пришёл первый караван союзных судов в составе шести транспортов (этот первый конвой получил впоследствии кодовое обозначение “PQ-00”, или “Дервиш”).
Из пяти участков Архангельского порта — Левый берег, Правый берег, Мосеев остров, Бакарица, Экономия — только два последних предназначались для импортно-экспортных операций. Остальные обслуживали грузовые каботажные и пассажирские суда и обеспечивали их бункером. Но осенью 1941 г. принимать крупнотоннажные суда могла только Бакарица, причалы которой соединялись с железной дорогой. Однако и здесь требовалось произвести серьёзные работы по совершенствованию всего портового хозяйства, а также дноуглубительные работы. В этих условиях Архангельский порт был способен обрабатывать одновременно только 5 судов, что совершенно не обеспечивало решения поставленных задач.
Эти обстоятельства заставили специальную комиссию, созданную в конце сентября 1941 г. по указанию заместителя Председателя Совнаркома СССР А.И.Микояна, члена ГКО и ответственного за все поставки в СССР из-за границы, обратить своё внимание на Никольское устье и город Молотовск.
Главное преимущество этого района, известное ещё с древнейших плаваний поморов, — его доступность для навигации, как правило, всю зиму, благодаря устойчивому разводью. Глубины морского канала хотя и требовали увеличения, но позволяли проводить суда со значительно большей осадкой, чем через Берёзовый бар. К концу года предполагалось закончить строительство штатной железной ветки на Исакогорку, что обеспечивало отправку грузов прямо на фронт.
26 ноября 1941 г. Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер “Сан-Амброзио” из каравана PQ-3. Начиная с конвоя РQ-З (середина ноября 1941 г.) все операции по вводу и выводу судов в портах Архангельск и Молотовск осуществлялись с помощью ледоколов. В Белом море работали ледоколы “Ленин”, “И.Сталин”, “Красин”, “Ф.Литке”, “Микоян” и др. Ледокол “Ленин” — этот ледовый богатырь — участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных. При этом практиковалась частичная разгрузка судов с большой осадкой в Молотовске с последующей проводкой их в Архангельск. Из-за исключительно суровой зимы ледовая обстановка в конце года усложнилась настолько, что все судна конвоя РQ-6, пришедшего 23 декабря 1941 г., пришлось разгружать в Молотовске.
Всего за 1941 г. из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных конвоев общим составом в 53 транспорта (из них восемь советских). Более десяти транспортов этих конвоев было обработано в Молотовске. В обратном направлении ушло четыре конвоя из 47 судов, в числе которых 15 советских.
12 марта 1942 г. ГКО принимает новое постановление о реконструкции Архангельского порта. Оно предусматривало проведение больших работ в Молотовске (как участке Архангельского порта).
По официальным данным Министерства морского флота СССР, через Архангельский порт за годы войны прошло 2 млн т импортных и 0,7 млн т экспортных грузов. Не менее одного миллиона из них, преимущественно импортных грузов, приходится на долю Молотовского участка порта.
Вывод. Всего к нам пришёл 41 караван и в их составе 811 судов. 58 судов погибло, а с ними — 1944 моряка, люди многих национальностей, военных и гражданских. Северным путём было доставлено 22,7% всей ленд-лизовской помощи СССР, половину её обработали Архангельск и северные порты.
Показ видеофрагмента “PQ — 00 и другие” или рассказ учителя о подвиге парохода “Старый большевик”.
Конвои шли через Атлантику, а потом северными морями в Мурманск, Архангельск, Молотовск. Как правило, американцы вели караваны до Исландии, там их под охрану брали корабли британского флота, наши встречали их у о.Медвежий или в других точках рандеву северных морей. Волчьи стаи германских подводных лодок рыскали повсюду, особенно на последнем этапе. Путь кораблей по арктическим морям был настолько рискован, что моряки называли его “коридором смерти”.
Корабли, как и люди, умирали по-разному. Иные встречали смерть в торжественном молчании, только потом из-под воды слышался долгий зловещий гул, взрывались раскалённые котлы. Другие жалобно стонали сиренами, гудками. Разломленные посередине корабли сдвигали над волнами свои мачты словно руки для последнего прощания. Корабль умирает, а у людей ещё остаётся надежда... Их жизнь в шлюпке, плотике или случайном бревне, их надежда на товарищей, на чудо, на Господа Бога...
Но есть среди моряков такие, которых, кажется, не берёт ничего, ни бомба, ни торпеда, ни огонь. Примером того — удивительная судьба экипажа скромного парохода “Старый большевик”. Груз был на нём — веселее не придумаешь: бензин в бочках, снаряды, динамит. И как назло мины, словно заговорённые, лезли под киль “Старого большевика”. 30 штук попалось по курсу, потом появилась немецкая лодка. И её торпеда в гуще транспортов выбрала именно несчастного “Большевика”. Но рулевой Борис Аказёнок увернул от неё неповоротливое судно. Было ещё и 47 атак с воздуха, и одна закончилась прямым попаданием. Ну, казалось всё, конец. Но моряки “Большевика” сумели погасить пламя. Подошёл к ним английский корвет снять команду, капитан Афанасьев отказался. Караван ушёл, а “Старый большевик” очухался, набрал пары и стал догонять. И тут из огня да в полымя. Когда подошли к каравану, немецкие бомбардировщики атаковали шедшие в арьергарде две английские подлодки. И “Старый большевик” стал стрелять по самолётам и сбил их. Когда ушедший караван увидел на горизонте догоняющий их пароход, никто глазам своим не поверил. “Старый большевик”, чёрный от ожогов, спешил, он сигналил, просил места в ордере. Флагман конвоя РО-16 дал добро и поднял на мачте сигнал “Восхищён мужеством вашей команды!” В июне 1942 г. за образцовое выполнение задания правительства и проявленный героизм пароход “Старый большевик” был награждён орденом Ленина, а трём членам его экипажа присвоили звание Героя Советского Союза.
5. Сообщение учащихся 3-й группы
Подвиг ледокольного парохода “А.Сибиряков”
1942 год. Германское военно-морское командование намечало послать в Карское море два тяжёлых крейсера — “Адмирал Шеер” и “Лютцов”. Им ставилась задача — истреблять караваны судов, нападая преимущественно на конвои, следующие с Дальнего Востока. Большое значение придавалось уничтожению ледоколов. Намечался также обстрел портов Амдерма и Диксон. Операция получила условное наименование “Вундерланд” (страна чудес). Вследствие повреждения крейсера “Лютцов” в ней принял участие только “Адмирал Шеер”.
15 августа этот крейсер вышел из военно-морской базы в Нарвике под эскортом четырёх эсминцев, которые сопровождали его до о.Медвежий. Следуя на восток, он обогнул мыс Желания и вышел в Карское море. Дойдя до архипелага Норденшильда, рейдер лёг в дрейф и несколько дней вёл здесь радиоразведку. Около полудня 25 августа недалеко от о.Белуха вахтенные рейдера заметили ледокольный пароход “А.Сибиряков”, следовавший на Северную Землю с персоналом и оборудованием для новой полярной станции. Подняв на стеньге американский флаг, командир крейсера Меендсен-Болькен потребовал, чтобы ледокольный пароход подошёл к нему ближе, и запросил о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого. Однако капитан Анатолий Алексеевич Качарава не поддался этой уловке. Нарушив запрет не работать рацией на передачу, он немедленно отправил на Диксон радиограмму о том, что видит крейсер и повернул к о.Белуха. С крейсера, поднявшего к этому времени германский флаг, передали сигнал “спустить флаг”: прекратить работу радиостанции. Видя, что советское судно не выполняет его распоряжений, командир крейсера в 12.02 с дистанции 64 кабельтовых приказал открыть огонь. Фашисты вели огонь из 11-дюймовых орудий. Чтобы спасти 14 океанских судов с грузом и 2 сопровождающих их ледокола, “А.Сибиряков” принял бой. Четыре 76 и 45 миллиметровые пушки против 28 крупнокалиберных орудий. После нескольких залпов была пробита кормовая часть судна, разворочен полубак. Корабль был охвачен пламенем, но экипаж продолжал вести огонь по противнику, пока не вышло из строя последнее орудие. Капитан подал команду спустить шлюпки. Радист “А.Сибирякова” Шаршавин послал в эфир последнюю радиограмму в 14.05. Несколько шлюпок с ранеными и частью экипажа уже были спущены на воду, когда старший механик Бочурко открыл кингстоны, чтобы враг не захватил судно и не воспользовался документами. Израненное судно ушло под воду. Старший механик Николай Георгиевич Бочурко погиб вместе с “А.Сибиряковым”. Не расстался с кораблём и помполит Зелик Абрамович Элиммелах. Капитана Качараву, тяжело раненного и потерявшего сознание, боцман Павловский спустил в шлюпку.
Из 104 членов экипажа и пассажиров только 19 осталось в живых. 18 были взяты в плен, одному — кочегару Вавилову — чудом удалось добраться на обломках судна до необитаемого о.Белуха, где он прожил 34 дня, его обнаружил и снял с острова лётчик Черевичный.
6. Сообщение учащихся 4-й группы
Подводники Северного Флота
В годы Великой Отечественной войны на северных морских коммуникациях активно действовали подводники Северного флота. Вместе с надводными кораблями и авиацией они прикрывали караваны судов, шедших из США и Англии в советские северные порты, и охраняли внутренние морские пути от ударов вражеских надводных кораблей и подводных лодок. Подводники отлично зарекомендовали себя с первых дней войны. Это было возможно благодаря высокой боевой подготовленности всего личного состава.
Подлодка “Щ-402” под командованием капитан-лейтенанта Н.Г.Столбова 10 июля 1941 г. вышла в первый боевой поход на позицию в район Портсангер-фьорда.
Через несколько дней в порту Хоннингсвог подводники обнаружили крупный вражеский транспорт, стоявший на якоре под защитой береговых батарей. Командир лодки решил не дожидаться, когда он выйдет в море. “Щ-402” в подводном положении вошла в порт и торпедным залпом потопила транспорт. Так был открыт счёт североморских подводников.
21 февраля 1942 г. в районе мыса Нордкап “Щ-402” отправила на дно ещё два транспорта. Противник обнаружил нашу подлодку и сбросил большое количество глубинных бомб. “Щ-402” получила серьёзные повреждения, но смогла оторваться от преследования. Однако на лодке кончилось топливо, а в 20 милях берег, занятый противником. Механики подлодки сумели сделать смесь смазочного масла и керосина и использовать его как топливо.
3 апреля 1942 г. подлодка “Щ-402” была награждена орденом Красного Знамени. В августе 1942 г. лодка вышла в 10-й боевой поход. Во время плавания произошёл взрыв аккумуляторной батареи. Часть состава вместе с командиром погибла. Команду принял капитан-лейтенант Большаков. Оставшиеся в живых подводники привели лодку в базу в надводном положении.
За боевые заслуги подлодке 25 июля 1943 г. было присвоено звание гвардейской. На её счету 16 боевых походов и 8 потопленных транспортов и тральщиков противника. Лодка “Щ-402” погибла в море 21 октября 1944 г.
Показ видеофрагмента “PQ — 00 и другие” или рассказ учителя о лунинской “К-21”.
За время войны подводники Северного флота потопили 146 транспортов и более 50 кораблей и вспомогательных судов. За отличные боевые действия бригада подводных лодок была награждена орденами Красного Знамени и Ушакова I степени.
Подводные лодки “Д-3” (командир — капитан 3-го ранга Бибеев), “С-56” (капитан 3-го ранга Щедрин), “Щ-402” (капитан-лейтенант Столбов), “М-172” (капитан-лейтенант Фисанович) были удостоены правительственных наград и получили звание гвардейских. Звания гвардейских были удостоены лодки “Щ-422”, “М-174”, “М-171” и “К-22”.
Наиболее отличившимся командирам лодок — М.И.Гаджиеву, И.А.Колышкину (командир Ордена Ушакова I степени Краснознамённой Бригады подводных лодок), И.Ф.Кучеренко, В.Г.Старикову (п/л “М-171”), И.И.Фисановичу (п/л “М-172”) и Г.И.Щедрину, В.Н.Котельникову (п/л “К-22”), Н.А.Лунину (п/л “К-21”) — было присвоено звание Героев Советского Союза.
7. Катерники Северного Флота.
Всего несколько торпедных катеров было на
Северном флоте к началу войны.
11 сентября 1941 г. североморские катерники нанесли
вражеским судам первый удар
Неувядаемой славой покрыли себя моряки-североморцы, бывшие рыбаки. Навечно вписаны в историю Военно-Морского флота бессмертный подвиг экипажа сторожевого корабля “Бриз” (командир В.Киреев), впервые на Севере таранившего подводную лодку; кораблей “Пассат” (командир В.Окуневич) и “Туман” (командир Л.Шестаков) — бывших траулеров. Вооружённые лишь двумя 45 миллиметровыми пушками и двумя пулемётами, они вступили в неравный бой с тремя вражескими эсминцами и геройски погибли. Орденом Красного Знамени награждён тральщик № 32 (командир И.Дугладзе). Дважды Героем Советского Союза стал бывший рыбак, выпускник Мурманского мореходного училища им. Месяцева, уроженец Онежского района, легендарный катерник А.О.Шабалин. В боях с фашистами отличились рыбаки Зинченко, Векшин, Ларионов, Рябинин, командовавшие торпедными катерами, В.Н.Алексеев, В.И.Быков, И.М.Желваков, В.М.Лозовский, Б.Т.Павлов удостоены звания Героев Советского Союза.
Весной 1944 г. на севере была сформирована бригада в 38 торпедных катеров. Господство в воздухе советской авиации позволило катерникам перейти от преимущественно ночных атак к атакам в дневное время.
8. Рассказ учителя
Завершение войны на Севере
В 1944 г. воины Карельского фронта провели две наступательные операции. В ходе первой (Выборгско-Петрозаводской — 10 июня — 9 августа 1944 г.) была полностью освобождена Советская Карелия, выведена из войны Финляндия. В конце сентября 1944 г. Карельскому фронту была дана директива во взаимодействии с Северным флотом очистить от врага Советское Заполярье и вернуть Родине важный экономический район Петсамо. Операция началась 7 октября 1944 г.
15 октября в результате упорных боёв войска Карельского фронта освободили Петсамо и отбросили врага на запад, продвинувшись вперёд на 60—65 км. А 21 октября наши войска вышли к границе с Норвегией. Этим завершилась успешная операция по освобождению Советского Заполярья. Она положила начало изгнанию гитлеровцев из Норвегии, оказав огромное воздействие на освободительную борьбу норвежского народа.
В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.
Родина высоко оценила отвагу и доблесть защитников Севера. Многие части и соединения удостоены звания гвардейских, почётных наименований Печенгских, награждены орденами Советского Союза. Указом Президиума ВС СССР была учреждена медаль “3а оборону Советского Заполярья”. Этой медалью награждено свыше 300 тыс. воинов и тружеников Севера. В бронзе медали запечатлён солдат в полушубке, шапке-ушанке с автоматом в руках.
В 1982 г. город Мурманск, а в 1984 г. Кандалакша награждены орденами Отечественной войны I степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1983 г. город Северодвинск награждён орденом Ленина за заслуги трудящихся в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.
За мужество и стойкость, проявленную при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны, городу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 г. было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. 8 декабря 2009 г. звания “Город воинской славы” был удостоен город Архангельск. И огонь, который сегодня горит у монумента Победы в Архангельске, зажжён не только в память павших в сражениях, но и в честь тех, кто приближал светлый час Победы на трудовом фронте.
9. Контроль знаний учащихся
1. Соотнести имя человека и факт его биографии из истории Великой Отечественной войны на Севере.
1 | Б.Сафонов | А | Капитан-лейтенант, капитан счастливой “Щуки”, награждённой орденом Красного Знамени и удостоенной звания гвардейской. |
2 | И.Д.Папанин | Б | Герой Советского Союза, командир подлодки “К-21”. |
3 | А.О.Шабалин | В | Лётчик, первым сбивший на советском Севере вражеский самолёт. |
4 | Н.А.Лунин | Г | Капитан легендарного л/п “А.Сибиряков”, прошедший ужасы фашистского концлагеря, после войны руководил пароходством в Новороссийске. |
5 | Н.Г.Бочурко | Д | Уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. |
6 | А.Калинин | Е | Командующий Северным Флотом в годы войны. |
7 | Н.Г.Столбов | Ж | Капитан 2-го гвардейского полка. Лётчик, потерявший ногу, “северный Маресьев”, сбил 4 самолёта противника. |
8 | А.А.Качарава | З | Старший механик л/п “А.Сибиряков”, погибший вместе с кораблём. |
9 | З.Сорокин | И | Знаменитый катерник, уроженец Онежского района, дважды Герой Советского Союза. |
10 | А.Г.Головко | К | Стрелок-радист в экипаже бомбардировщика капитана Н.Гастелло, уроженец села Нижняя Пеша Ненецкого округа. |
Ответы: 1 — В, 2 — Д, 3 — И, 4 — Б, 5 — З, 6 — К, 7 — А, 8 — Г, 9 — Ж, 10 — Е.
2. Составить хронологическое “Домино”:
29.06.1941 | начало боевых действий на Кольском полуострове | |
25.08.1942 | гибель л/п “Сибиряков” | |
10.06–9.08.1944 | Выборгско-Петрозаводская наступательная операция | |
24.06.1941 | на Севере сбит первый “Хе-111” | |
21.10.1944 | выход советской армии на границу с Норвегией | |
31.08.1941 | прибытие в Архангельск первого каравана союзников | |
15.02.1983 | Указ Президиума СССР о награждении Северодвинска орденом Ленина | |
21.07.1944 | выход советских войск на границу с Финляндией | |
11.03.1941 | принятие в США закона о ленд-лизе | |
7.10–9.11.1944 | Петсамо-Киркенесская наступательная операция |
29.06.1941 | начало боевых действий на Кольском полуострове | |
25.08.1942 | гибель л/п “Сибиряков” | |
10.06–9.08.1944 | Выборгско-Петрозаводская наступательная операция | |
24.06.1941 | на Севере сбит первый “Хе-111” | |
21.10.1944 | выход советской армии на границу с Норвегией | |
31.08.1941 | прибытие в Архангельск первого каравана союзников | |
15.02.1983 | Указ Президиума СССР о награждении Северодвинска орденом Ленина | |
21.07.1944 | выход советских войск на границу с Финляндией | |
11.03.1941 | принятие в США закона о ленд-лизе | |
7.10–9.11.1944 | Петсамо-Киркенесская наступательная операция |
3. Историческое “Лото”
Вопросы по вариантам (нечётные — 1 вариант, чётные — 2 вариант):
31 августа 1941 г. в Архангельск пришёл первый караван союзных судов в составе шести транспортов. Этот первый конвой получил впоследствии кодовое обозначение… (“Дервиш”).
Ледокольный пароход, северный “Варяг”, погибший в неравной схватке с германским крейсером “Адмирал Шеер” (“А.Сибиряков”).
Во время июльского наступления 1941 г. фашистам не удалось захватить полуостров … (Рыбачий), ставший непотопляемым линкором Заполярья.
Награда, которой был удостоен экипаж парохода “Старый большевик” за образцовое выполнение задания правительства и проявленный при этом героизм (орден Ленина).
Первое судно союзников, британский танкер… (“Сан-Амброзио”), принятый 26 ноября 1941 г. в Молотовском порту.
Легендарный лётчик, первый в истории Великой Отечественной войны удостоенный звания дважды Героя Советского Союза (Б.Сафонов).
Знаменитый полярник, начальник Главсевморпути, назначенный 15 октября 1941 г. уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере (И.Д.Папанин).
Караван, ставший символом нашей военной трагедии в Арктике, ему посвящён роман В.Пикуля (“PQ-17”).
Предоставление взаймы или в аренду военной помощи любой стране, оборона которой жизненно важна для безопасности США (ленд-лиз).
Легендарная подводная лодка, открывшая боевой счёт североморских подводников. На её счету 16 боевых походов и 8 потопленных транспортов и тральщиков противника. Погибла в море 21 октября 1944 г. (п/л “Щ-402”).
Награда, на которой запечатлён солдат в полушубке, шапке-ушанке с автоматом в руках (медаль “За оборону Советского Заполярья”).
Город на Севере, которому Указом Президиума ВС СССР от 6 мая 1985 г. было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (Мурманск).
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1
Всем известен подвиг экипажа бомбардировщика капитана Н.Гастелло, в составе которого был наш земляк — уроженец села Нижняя Пеша Ненецкого округа 20-летний стрелок-радист Алексей Калинин. Но, наверное, не все знают, что такой подвиг в период Великой Отечественной войны был повторён 503 раза, причём как на суше, так и на море. Штурмовиками — 286 раз, бомбардировщиками и торпедоносцами — 119 раз и истребителями — 98 раз. Подобные примеры были и в авиации Северного флота. 29 февраля 1944 г. лётчик-истребитель 225-го полка лейтенант А.Ф.Горбачёв при штурме аэродрома Луостари, будучи подбит зенитным снарядом, не прекращая огня, ринулся туда, откуда зенитка вела огонь. Обломки самолёта вместе с вражескими пушками взметнулись вверх.
23 апреля 1944 г. парторг эскадрильи 46-го штурмового полка капитан И.Б.Катунин был ведущим восьми ИЛ-2. При атаке немецкого транспорта от попадания снаряда в его самолёте загорелся мотор. Катунин приказал бросать бомбы с пикирования и первый, на горящем самолёте, вошёл в пике и сбросил бомбы по транспорту. Самолёт Катунина, не выходя из пике, таранил огромный транспорт.
Хорошо известен подвиг лётчика-истребителя Маресьева, которому после ранения были ампутированы ноги, но он нашёл в себе мужество на протезах продолжать успешно воевать с немцами на истребителе. Подвиг Маресьева также был многократно повторён, в том числе и в авиации Северного флота. Во 2-м гвардейском полку этот подвиг совершил капитан Захар Сорокин, который, будучи на протезе, сбил четыре самолёта, прибавив их к пяти ранее сбитым. Ему также присвоено звание Героя Советского Союза. Командир эскадрильи 20-го полка капитан П.Р.Гонтарь в 1943 г. был ранен в воздушном бою над Рыбачьим. Ему ампутировали ступню. Он получил инвалидность и был списан с лётной работы и отправлен в тыл. Однако он добился возвращения в строй и с протезом успешно продолжал воевать на самолёте ЯК-9 до конца войны. Свой последний боевой вылет он совершил 7 мая 1945 г. уже на Балтике, в составе 9-й штурмовой дивизии при нанесении бомбо-штурмового налёта по скоплению немецких плавсредств с войсками в порту Рене, на острове Борнхольм (Дания).
Вопросы
Какие нравственные качества личности обусловливают способность человека на подвиг?
Как вы понимаете выражение “массовый героизм”?
Чем он был вызван в годы Великой Отечественной войны?
Задание 2
Итоги деятельности Молотовского порта за годы войны по приёму и обработке импортных грузов, а также степень его участия в работе Архморпорта могут быть представлены в виде таблицы.
Год | Судооборот и грузооборот по данным Инженерного Управления НКВТ | Объём работ с импортом в Молотовском порту |
|||||||
Всего по Архангельску и Молотовску | По Молотовску | ||||||||
Кол- во судов |
Вес достав- ленного груза, т |
Кол-во судов | Вес достав- ленного груза, т |
Процент от общего веса | Вес обрабо- танного груза, т |
Процент по АМТП |
Кол-во пере- став- ленных судов |
Прим. | |
1941 | 338 | 186.470 | 77 | 36.202 | 19,4 | 36.202 | – | - | |
1942 | 550 | 306.891 | 119 | 127.366 | 41,5 | 110.000 | – | 3 | С учётом перевода 3-х судов на Экономию. |
1943 | 440 | 232.135 | 228 | 174.988 | 75,4 | 130.034 | 65,4 | 6 | Данные ГАОПДФ, фонд 296, оп.6, дело 1196, л.94 |
1944 | 1100 | 656.643 | 770 | 505.797 | 77,0 | 361.600 | 57,1 | 30 | Данные ГАОПДФ, фонд 296, дело 1195, л.120 |
1945 | 552 | 386.864 | 449 | 368.119 | 95,2 | 283.000 | – | 23 | По приб- лижённой оценке. Пункт 137 <Приме- чаний> |
Всего | 2280 | 1.769.003 | 1173 | 1.212.470 | 68,5 | 920.836 | 62 |
В таблицу не включены сведения о наливных грузах, которые принимались только в Молотовске, через который за годы войны прошло не менее 15 танкеров с грузом порядка 150 000 тонн.
Задание. На основе приведённых в таблицах данных сделайте выводы о роли северного маршрута в доставке ленд-лизовских грузов в СССР и роли Молотовского порта.
Поставки, направленные в СССР в период с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. (по маршрутам доставки)
Год | По всем маршрутам (количество в тоннах) | Персидский залив | Дальний Восток | Север СССР | |||
Кол-во (в тоннах) |
% от общего кол-ва | Кол-во (в тоннах) |
% от общего кол-ва | Кол-во (в тоннах) |
% от общего кол-ва | ||
1941 | 17499861 | 4159117 | 23,8 | 8243397 | 47,1 | 3964231 | 22,7 |
1942 | 2453097 | 705259 | 28,8 | 734020 | 29,9 | 949711 | 38,7 |
1943 | 4794545 | 1606979 | 33,5 | 2388577 | 49,8 | 681043 | 14,2 |
1944 | 6217622 | 1788864 | 28,8 | 2848181 | 45,8 | 1452775 | 23,4 |
1945 | 3673819 | 44513 | 1,2 | 2079320 | 56,6 | 72675 | 19,8 |
Задание 3
Военное снаряжение, привезённое в Северную
Россию из Великобритании
(октябрь 1941 г. — март 1946 г.)
5218 танков
7411 самолётов
4932 противотанковых орудия
4005 винтовок и автоматов
1803 установки радиолокаторов
4338 установок радиооборудования
2000 телефонных аппаратов
473000000 патронов
9 торпедных катеров
4 подводные лодки
14 тральщиков
Всего на сумму 308000000 фунтов стерлингов.
Сырьё, продукты питания, машины, промышленная
установка (завод),
медикаменты, госпитальное оборудование
на сумму 120000000 фунтов стерлингов
Военное снаряжение, привезённое в Северную
Россию из США
(март 1941 г. — октябрь 1945 г.)
14795 самолётов
7537 танков
51503 джипа
35170 мотоциклов
8701 трактор
375883 грузовика
8218 зенитных орудия
131633 торпеды
345735 тонн взрывчатки
1981 локомотив
11155 машин и вагонов для жилья
540000 тонн рельсов
более 1050000 миль полевого телефонного кабеля
2670000 тонн горючего
842000 тонн химикатов
3786000 шин
15000000 пар ботинок
Всего на сумму 11260343603 долларов
Провизия на сумму 1312000000 долларов.
В среднем поставки союзников составили за годы войны 2% от объёма советского промышленного производства. Уже в 1942 г. советская промышленность, например, произвела 25 436 самолётов и 24 446 танков.Кстати, долг за ленд-лиз до сих пор погашается Россией. Она остаётся должна США ещё примерно 100 млн долл.
Вопросы и задания
Сопоставьте приведённые данные и сделайте вывод о значении поставок по ленд-лизу для победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Можно ли значение нашего союза с США и Великобританией в годы войны сводить только к этим поставкам?
Задание 4
Подумайте и сформулируйте, какие факторы помогли советскому народу выстоять и победить в Великой Отечественной войне?
Марина БОРИС,
учитель истории, обществознания,
экономики МОУ “СОШ № 24”
г. Северодвинска