Вестник "Истории" |
Простая правда патриота
11 марта в Государственном Историческом музее состоялось открытие выставки “1812 год в картинах Василия Верещагина”, организованной в преддверии празднования 200-летия победы Русской армии
Художник, солдат и путешественник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) считал, что искусство должно быть простым и правдивым, а художник своим творчеством призван служить Отечеству. Это убеждение проявилось и в его жизни, и в его живописи.
Василий Верещагин родился в городе Череповец Новгородской губернии в семье помещика. Учился сначала в Александровском кадетском корпусе для малолетних в Царском Селе, затем в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, параллельно посещая рисовальную школу Общества поощрения художников.
Окончив корпус, он тотчас же вышел в отставку и поступил в Академию художеств, которую вскоре оставил и отправился в путешествие по Европе, Кавказу, Туркестану.
Во время пребывания в Самарканде художник принял участие в бою и, отличившись, получил высокую воинскую награду — Георгиевский крест IV степени.
Первая персональная выставка в Лондоне принесла Верещагину признание и успех. В 1874 г. Совет Академии художеств присудил ему звание профессора, от которого художник отказался, поскольку не признавал чинов в искусстве. Его влекли новые впечатления, дальние страны, драматически выразительные сюжеты.
В 1877 г. Верещагин отправляется на Дунай, в Действующую армию, где был тяжело ранен. Под впечатлением военных действий художник создаёт серию картин, посвящённых событиям Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Выставки в 1879—1880 гг. в Европе и России проходят с неизменным успехом.
Путешествуя по Индии, Палестине, Сирии, в 1880-е гг. Верещагин обращается к евангельской теме и создаёт серию картин из жизни Христа.
А уже в Париже в 1887 г. художник начинает работу над серией из двадцати картин, посвящённых войне 1812 г. Для сбора материала Верещагин обратился к мемуарной литературе эпохи наполеоновского нашествия: источникам на русском, французском и английском языках. Многое из того, что описывали очевидцы событий, было неожиданно, развенчивало романтический миф о Наполеоне и “рыцарях” французской армии. Ореол преклонения, который окружал личность Наполеона I в сознании современников Верещагина, заслонял жестокость трагедии французского нашествия.
В основе работы мастера лежит метод художественной реконструкции исторических событий. Художник стремился воссоздать ту “простоту и правду” истории, к которой всегда стремился, что было встречено тогдашней критикой и публикой неоднозначно. В 1891 г. Верещагин возвращается в Россию и продолжает работу над серией.
В 1895 г. в залах Исторического музея в Москве были экспонированы 10 картин цикла. Они были восторженно приняты публикой, однако, официальные круги, от которых зависело приобретение серии, проявили сдержанность. Художника упрекали в намеренном принижении образа Наполеона.
Часть картин была представлена на суд зрителям в 1897 г. в Париже. По словам критика газеты Фигаро, “редко с такой краткостью и силой показывали шаткость славы и завлекательное безобразие войны”.
В 1900 г. серия была завершена. Она представляет собой живописную хронику из 20 произведений, отразившую события от Бородинского сражения до бегства Наполеона из России, опередившего отступление своей армии через речку Березину. (Этой теме посвящена двадцать первая, незавершёная картина.) Верещагин сопровождал картины историческими комментариями. Таким образом, получился некий “живописный рассказ”.
“Когда художник описывал сюжет картины “Наполен у Москвы. В ожидании депутации бояр” в письмах к жене, он описал своего героя выражением, которое свойственно было северным губерниям России, — рассказывает куратор экспозиции Наталья Перевезенцева. — Это идиоматическое выражение: “А он — битюнька — стоит и думает”. Битюнька — значит, строгий, молчаливый и сердитый”.
Впервые любимое детище Верещагина выставляется в ГИМе в таком полном составе: сразу восемнадцать работ. Десять из них в этом музее 115 лет назад представлял сам художник.
Первая и последняя картины серии особенно выигрывают от сопоставления, их художественные решения и живописная выразительность основаны на противоположных принципах и создают эффект контраста. Яркое утреннее освещение, играющее блеском на шитых золотых мундирах офицеров, обступивших фигуру сидящего Наполеона (“Наполеон на Бородинских высотах”), контрастирует с мглистым освещением, вырывающим из белёсого мрака стынущих в ожидании переправы обречённых французских солдат (“Ночной привал Великой армии”).
Художник отказался от продажи картин за границу. Он вступил в переговоры о продолжении работы с царским двором. Заказ не состоялся.
“Для нас привычно и уже хрестоматийно смотреть на его произведения. Мы все живём в другом информационном пространстве. С очень жёсткими фильмами, с очень жёсткими картинами. А тогда это было откровение. И тогда его картины воспринимались как нечто из ряда вон выходящее. Без красот”, — сказал главный художник выставки Андрей Рейнер.
И в самом деле! Взять хотя бы портреты Наполеона... В то время императора Франции изображали почти как небожителя. А на портретах Верещагина — испуганный, заросший щетиной человек с отчаяньем в глазах...
Верещагин так описывал своё видение образа Наполеона: “Одетый в длинную шубу, меховую шапку, тёплые сапоги, шёл он большую часть пути от Смоленска пешком, чтобы физической усталостью заглушить нравственную”.
И всё-таки, несмотря на всяческие сомнения и проволочки, в 1902 г. правительство приобрело серию картин.
Что же касается самого художника, 31 марта 1904 г. он погиб на флагманском броненосце “Петропавловск” от взрыва японской мины.
Лишь через восемь лет, когда русское общество отметило 100-летие войны рядом выставок и публикаций, картины серии были экспонированы на выставке “Отечественная война 1812 года” в залах Исторического музея как дар императора Николая II.
Кроме того, картины можно было увидеть в Музее 1812 года, который, показав свои уникальные коллекции на выставке, так и не был открыт для широкой публики. Картины серии, наряду с другими экспонатами, находились в государственных хранилищах вплоть до 1930 г. и затем попали в собрание Исторического музея, где в течение многих лет были в постоянной экспозиции.
Сегодняшние посетители выставки могут увидеть воссозданный уголок мастерской художника-баталиста. На мольберте — незавершённое полотно. Такое же незавершённое, как и биография самого Верещагина, подробности которой до сих пор хранятся в секретных архивах.
Но главное, что нам известно, — выставки он любил организовывать сам: в дорогих залах, с музыкой и затейливым оформлением, сопровождать экспонирование своих картин особенным театрализованным освещением, показом старинных художественных предметов, которые мастер использовал в работе над картинами.
Из комментария автора выставки Натальи Переверзенцевой: “Он первым использовал искусственное освещение. И вечером те, кто приходили в эти залы, получали весьма сильное эмоциональное впечатление...”.
Вот и сегодня выставку сопровождают звуки пожарищ, слышны человеческие крики и лязг оружия... Воет вьюга, надрывно ржут кони, французскую армию добивают снег и мороз.
Хочется верить, что усилия авторов этой выставки художник оценил бы достаточно высоко. Для этого есть все составляющие: и место, и освещение, и звуковое сопровождение. Использованы новейшие мультимедийные технологии для создания “эффекта присутствия в историческом пространстве”.
Кроме картин, на выставке можно увидеть знаменитую походную кровать французского императора.
“Мы всё время крутимся вокруг раскладушки Наполеона как какого-то символа, — замечает оформитель экспозиции Андрей Рейнер. — Вот от завоевателя осталась раскладушка. Пришёл, положил полмиллиона солдат, а ушёл ни с чем и даже раскладушку бросил”.
Попасть в самую гущу событий 1812 года можно до 10 мая.
Подготовила На_Че
Фото автора