Кино на уроке |
Катынский крест
Первоначальное название фильма — “Post Mortem. Катынская история” авторы заменили кратким и многозначным “Катынь”.
В интервью от 10 августа 2007 г. для Польского Радио Анджей Вайда объявил, что премьера его нового фильма состоится 17 сентября в Варшаве: “Тема фильма историческая, но мы хотим,чтобы это был современный фильм... При помощи новых методов обработки кадров и звука, а также специальной пленки мы сделаем картину ещё более впечатляющей и трогательной”.
Экранизация катынской трагедии была задумана как часть общественно-просветительской акции “Катынь 1940. Помню”.
Жанр Исторический фильм, драма
Режиссёр Анджей Вайда
Продюсер Михал Квецинский
Авторы сценария Анджей Мулярчик, Анджей Вайда
В роли — капитана Попова Сергей Гармаш
Оператор Павел Эдельман
Композитор Кшиштоф Пендерецкий
Длительность 115 мин
Бюджет 4 млн фунтов стерлингов
Страна Польша
Год 2007
В фильме звучит музыка Кшиштофа Пендерецкого: “Вторая симфония” и “Чакона памяти Иоанна Павла II” из “Польского реквиема”.
Награды
Фильм номинировлся от Польши на премию “Оскар” 2008 г. как лучший иностранный фильм и попал в шорт-лист из 5 фильмов, претендовавших на премию.
История создания
В основу сценария легла повесть Анджея Мулярчика “Post Mortem. Катынская повесть”. Восьмидесятилетний Анждей Вайда приступил к съёмкам фильма 3 октября 2006 г. Обращение к этой теме не случайно: среди польских офицеров, расстрелянных в 1940 г. Красной Армией в лесу под Смоленском, был и отец Анждея — Якуб Вайда. Его мать много лет не теряла надежды на возвращение мужа. Возможно, поэтому в фильме большое внимание уделено судьбам женщин, потерявших своих близких и родных.
Премьера фильма состоялась в Варшаве 17 сентября 2007 г. В этот день в 1939 г. советские войска вошли в Польшу. В России премьерный показ фильма состоялся 27 октября 2007 г. в культурном центре при посольстве Польши в Москве.
Российские прокатчики забраковали этот фильм, а пресса вяло констатировала, что Вайда “опять снял антироссийский фильм”. На киевской премьере зрители почтили память убитых молчанием, Екатерина Ющенко плакала, а Президент Украины наградил режиссёра орденом Ярослава Мудрого.
СЮЖЕТ
Сюжет фильма начинается 17 сентября 1939 г. и заканчивается осенью 1945-го. Трагедия людей, переживших эти события, показана на примере судеб четырёх польских офицеров. Их родные хотя и не знают правды, даже, казалось бы, и не хотят её знать, но обречённо догадываются, что их ждёт...
***
Из пояснения в начале фильма, не вошедшего в финальную ДВД-версию: “1 сентября 1939 года Гитлер напал на Польшу. Началась Вторая мировая война. В результате тайного соглашения между Германией и Советской Россией Красная Армия вторглась в Западную Польщу 17 сентября. По решению Политбюро компартии СССР, подписанного Сталиным 5 марта 1940 года, взятые в плен польские офицеры были убиты весной 1940 года в Катынском лесу, в застенках НКВД Твери, Смоленска и Харькова”.
***
Две толпы беженцев на мосту. С одной стороны немцы, с другой — Советы. Куда деваться бедным полякам? Вместе с ними зритель попадает в водоворот безнадёжности, крушения надежд, безысходности. Поблёкшая красота одиноких женщин. Растерянные глаза мужчин. Подёрнутая грустью детская попытка радоваться бытию. Скулящий брошенный пёс на привязи к перилам моста. Деваться ему некуда...
Пани Анна с дочкой Вероникой пытается найти и спасти своего мужа — ротмистра 8-го краковского полка улан. На мосту она встречается с Розой, жена генерала, направляющейся в Краков. Атмосфера видеоряда и музыки ясно даёт понять, что их отчаянные попытки спасти свои маленькие семейные миры обречены...
Анна отказывается возвратиться в Краков и ждать мужа там, как предлагает ей Роза.
***
Военная больница при костёле. Полевой госпиталь. Раненые лежат и умирают на траве под открытым небом… Камера замирает на миг возле распятия. На гвозде перекладины отломанная правая рука Христа…
Девочка Вероника узнаёт шинель отца. Ею накрыта упавшая фигура Христа.
Анна направляется в лагерь пленных. Там она встречается с мужем и хочет помочь ему бежать. Но он не может нарушить присягу. Тяжёлый выбор между двух клятв: жене и Родине. “Рассчитывайте на себя”, — говорит он и уходит в строй обречённых…
***
Офицеры Красной армии и армии вермахта вместе обсуждают военные планы. Пленных поделили: немцы забрали солдат, а русские офицеров…
Два русских солдата в будёновках рвут полотнища польских флагов. Белая половина — на портянки, красная — становится новым флагом.
***
Профессор Краковского университета Ян принимает участие в общем собрании, которое прерывается появлением на кафедре офицера вермахта с объявлением о закрытии университета из-за проводимой им антигерманской пропаганды. Солдаты выталкивают ошарашенных учёных на улицу и отправляют в рабочие лагеря. Любые попытки противодействия караются расстрелом.
***
Часть польских военнопленных в лагере продолжает надеяться: “Война ещё не закончена, и мы в ней ещё поучаствуем”.
Более трезвомыслящие отвечают на это: “Нас уже нет…”
***
Ноябрь 1939 года. Советская оккупация Польши. На стенах домов красные флаги и портреты Сталина.
Анна продолжает попытки спасти своего мужа. Представители советско-германской комиссии предлагают ей отправляться домой: “Он освободится и его никто не встретит?..”
***
Дом генерала… Канун Рождества. В углу нарядная ёлка. Роза напоминает горничной, что на столе должен стоять прибор для нежданного гостя.
Трогательна и светла сцена неслышного диалога двух любящих людей, находящихся далеко друг от друга. Вот и взошла первая звезда. Рождество. Время надежд.
Празднование в лагере пленных. Генерал произносит речь и выражает надежду на возвращение домой: “Господа! У меня нет ни малейшего сомнения в том, что через год мы будем вспоминать наше положение с улыбкой. Никто из нас ведь так не думал, что жизнь готовит нас к молниеносным победам. Судьба солдата это и поражение, и возвращение домой, и новые сражения. Оружие не складывается перед врагом. Оружие складывается перед самим собой. Так что только от вас зависит, будете ли вы воинами или побеждёнными...”
Среди пленных были не только военные, но и учёные, художники...
Камера поднимается над людьми, попавшими в этот ад, и мы видим, что они стоят крестом, в центре которого — генерал…
***
Анну с Вероникой приютил капитан Попов. Колоритный Гармаш играет роль доброго, человечного русского офицера, в противовес бездушным начинающим бюрократам цветущего тоталитаризма…
Он собирается на финский фронт, заранее будучи уверенным, что там и погибнет.
Снова повторяется ситуация, когда для спасения нужно нарушить правила чести, порядочности...
Попов предлагает Анне выйти за него замуж, уверяя, что это поможет ей спастись.
— Анджей написал мне, что жив и вернётся, — отказывается Анна.
— Вы просто не понимаете всей опасности. Жёны польских офицеров пойдут в лагерь первыми… Когда-то я не смог спасти свою семью. Теперь я хотел бы спасти хотя бы вас…
К дому подъезжает автомобиль с советскими офицерами. Арестовывают жену и маленькую дочку одного из польских офицеров…
***
Краков. Весна 1940-го. Анна с дочкой живут в доме матери Анджея.
4 марта 1940-го умирает в заключении отец Анджея профессор Ян. Домой пришла посылка с его личными вещами за номером 660.
***
Пленных поляков разместили в костёле. Вдоль стен устроены нары.
— Что ты пишешь?
— Пишу фамилии офицеров, которых уже вывезли, потому что потом понадобится их как-то искать. Рукописи не горят — ты же знаешь.
— Пуговицы. От нас остаются только пуговицы.
— Интересно, куда нас везут. Нам сделали прививки от тифа…
Охранники выкликают очередные фамилии: “С вещами на выход!”
Уезжающие полны оптимизма. Остающиеся с завистью машут им на прощанье.
***
На улицах Кракова зачитывают списки расстрелянных поляков, обнаруженные в найденных документах. Анна радуется, что не услышала фамилии мужа.
“Я не понимаю, почему он не убежал?” — сетует мать Анджея.
Просто у одного были обязательства перед армией, у другого — перед университетом.
Анна продолжает верить, что муж жив, но материнское сердце уже оплакивает его…
***
Роза получает письмо из немецкого управления пропагандой. По делу Катынских списков приказано явится родственникам…
Жена генерала вместе с дочерью приходит в управление, где ей сообщают о невиданном преступлении в Катыни и показывают кинохронику процесса эксгумации трупов из массовых захоронений.
Затем, угрожая помещением дочери в Аушвиц, Розу просят громко прочитать написанное заранее интервью по поводу этого массового расстрела.
В этих эпизодах красавица Данута Стэнка, не боясь показаться некрасивой, очень достоверно передаёт всю невыносимость страшной внутренней душевной боли, сопровождающейся монотонным перечислением фамилий казнённых поляков.
***
Но время не стоит на месте. Вот уже пленные немецкие солдаты шагают по улицам города польских королей — Кракова. А Стася, бывшая экономка семьи генерала, теперь жена старосты.
Одна из сюжетных линий выстроена вокруг судьбы поручика Ежи, по счастливой случайности оставшегося в живых.
Он приезжает в семью Анны. Вероника принимает его поначалу за отца, но, разочарованная, с трудом сдерживает слёзы.
Кружится белый снег... Анна оборачивается, боковым зрением замечает мужчину в военной форме. Она хочет верить, что это Анджей, но… нет.
Ежи приходится нести тяжкую ношу вестника смерти. Ему же довелось стать свидетелем-консультантом комиссии Бурденко. Участвовать в эксгумации трупов расстрелянных поляков. Засвидетельствовать объективность расследования этого чудовищного акта насилия.
Ежи пытается примириться с ситуацией. Он одинаково отдаёт честь и советским солдатам, и вдове своего погибшего командира, который принял смерть вместо него по счастливо-несчастному недоразумению.
— Какая разница: советы или немцы — и те, и другие — фашисты. Мы должны примириться и пережить это... Я был там и видел, как доставали из-под земли тела тех, с кем я был в Козельске.
— Вы должны были свидетельствовать правду.
— Это было равносильно тому, чтобы выстрелить себе в голову…
Совесть и чувство вины усугубляются пониманием участия в бессовестном, лживом, лицемерном спектакле трусливых убийц, неспособных признать свою вину.
Ежи находит единственно правильный выход из этой неразрешимой ситуации. Жить с осознанием такой вины невозможно, и он принимает решение — не жить...
***
Можно представить себе, какая грязная политическая борьба происходила на фоне эксгумации трупов. Обе стороны деловито снимали на киноплёнку содержимое могил. С нескрываемым пафосом обвиняли друг друга в цинизме и жестокости… Обе стороны приглашали польских священников для совершения обрядов над погибшими.
Ксёндз обращается к советским воинам с проповедью: “Пусть же пролитая польская кровь станет залогом возрождения нашей родины!”
***
Ещё одна сюжетная линия. Агнешка и ксёндз, побывавший в Катыни и тоже принимавший участие в освидетельствовании трупов. Он передаёт девушке чётки, снятые с руки её убитого брата.
Анна принимает у Агнешки фотографию её брата и встречает на улице своего племянника Тадеуша. Он мечтает о новой жизни, о поступлении на учёбу.
При приёме в школу, в анкете он пишет, что Советы убили его отца в Катыни в 1940 г. Директор советует ему внести коррективы в биографию: “Мы хотим поднять страну из руин. Нам не нужная твоя лесная правда…”
***
Агнешка заказала могильную плиту с портретом своего брата-лётчика. Но ей не позволяют установить её на кладбище, потому что там указано место и время смерти: Катынь, 1940 год.
— Мы можем попытаться получить столько свободы или столько польскости, сколько удастся… Ты же умная и не можешь этого не понимать…
— Ты себе нашла место в этом мире, а я остаюсь с мёртвыми…”
— Я выбираю убитых, а не убийц.
Агнешка (сестра Петра) идёт в сторону кладбищенских ворот.
А его бывшая возлюбленная уходит по широкой аллее старых деревьев … В никуда?
Агнешку арестовывают и увозят в полицию. Она отказывается подписать заявление, что катынский расстрел — это преступление немцев: “Скажите, где я нахожусь, в Польше ли?”
Камера показывает обречённый взгляд девушки, а затем разбитую кладбищенскую плиту с портретом Петра…
***
Анна получает дневник мужа, где он подробно описывает своё последнее путешествие в тюремном вагоне…
Пленники оставляли на стенах вагона свои подписи. Лётчик Пётр находит одну из таких надписей и оставляет свою. Поезд с пленными прибывает на станцию Гнездово.
Далее нервных просим не смотреть… Бандитские разборки во всей красе… Вечная история...
***
Давайте же попросим прощения у трогательных, наивных, порядочных, у всех, кто погиб вот так нелепо. На таком вот нелепом поле не боя…
“Господи, отпусти нам наши прегрешения, как и мы отпускаем врагам нашим…”
Лужи крови, как лужи грязной воды...
Всю жизнь меня мучает вопрос, а как потом дальше жили исполнители приговора? После содеянного?
***
В ходе просмотра фильма у меня сложилось впечатление, что Вайда не только стремится к восстановлению “исторической справедливости”, но и пытается воззвать к критериям справедливости абсолютной.
Можно долго разбираться, “кто первый начал”, но ведь испокон веков существуют критерии нравственности. Убийство отвратительно само по себе. Но массовое убийство на конвейре в “целях экономии” отвратительно абсолютно.
А спекуляция на этой трагедии в целях большой политики вообще не оставляет никаких надежд...
На_Че
В статье использованы материалы Википедии и скриншоты из фильма