Задание по теме |
Материал для подготовки
устного журнала с использованием IT на тему
“Народы и государства доколумбовой Америки”. 6
класс
Цели и задачи • Познакомить учащихся с древнейшим народом Латинской Америки — инками, расцвет государства которых пришёлся на XV в. • Сформировать представления учащихся о своеобразном развитии культуры инков в доколумбовый период. • Поддержать интерес учеников к средневековой истории других народов этого региона. • Продолжить знакомство учащихся с возможностями IT при изучении истории. • Способствовать развитию интереса учащихся к истории.
Оборудование • Компьютер, проектор, экран. • Презентация по теме урока, созданная в программе PoverPoint (для иллюстраций можно воспользоваться ресурсами Интернета или литературой). • Видеофильм “Современные чудеса света”. Мачу-Пикчу. • Географическая карта “Южная Америка”. • В.А.Ведюшкин. История средних веков. Учебник для 6 класса. М., 2003.
Словарь урока • Южная Америка • Анды • Куско • инки • домашний очаг • праща • Инти • Мачу-Пикчу • Сапа Инка • Манко Капак • Пачакути Инка Юпанка • Уайна Капак • Уаскар • Атауальпа • Хайрем Бингхем.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие в Южную Америку. Как мы туда доберёмся? (Ребята предлагают разные варианты: самолёт, автомобиль, воздушный шар и т.д.)
Но в Средневековье все эти виды транспорта ещё не были изобретены, да и попасть на этот южный материк Западного полушария европейцу было невозможно. Почему? (Кто-то из ребят обязательно догадается, что люди в Средневековье не знали о существовании Америки.)
Мы же силой нашего воображения сможем перенестись в XV в., когда территория на западе Южной Америки принадлежала древнему народу, который называли “люди солнца” — инки.
Почему такое название закрепилось за инками, мы узнаем сегодня, перелистав страницы устного журнала.
Задолго до того как инки достигли своего могущества, примерно 12 тыс. лет назад на этих территориях появились первые охотники и рыболовы.
В плодородных долинах у подножия горных цепей Анд возникли небольшие сельские общины. Тысячелетия спустя люди освоили восточные склоны гор и стали заниматься земледелием, применяя ирригационные сооружения для орошения своих полей.
Неотъемлемой частью их жизни была вера в богов, поэтому они строили храмы, вокруг которых возникали поселения, где жили ремесленники.
СТРАНИЦА 1
Город Куско — центр империи инков
На месте современного города Куско племена, названные “инки”, поселились примерно в 1200 г. По легенде, основателем Куско был правитель, которого звали Манко Капак, он воткнул в землю золотой посох, и на этом месте появился сияющий храм, ставший центром жизни инков. Город Куско, в плане напоминавший пуму — священный символ власти и силы, стал политической и религиозной столицей инков.
Стены эпохи инков. Крепость Саксайуаман.
|
Примерно в это же время инки начали вести завоевательные войны с соседями. К XV в. правитель племени Пачакути Инка Юпанка, называющий себя “сотрясающий землю”, со своим войском совершил поход по всем Андам, завоевав множество племён и государств, которые объединил в могущественную империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными каменными дворцами и храмами.
Основатель Куско Манко Капак |
В основу строительства инки положили три основных принципа: простота, симметрия и прочность. Великолепные храмы они возводили из обработанных каменных блоков зеленоватого диорита. Для того чтобы постройки не пострадали во время землетрясений, строители делали верхнюю поверхность каждого блока слегка вогнутой, образуя похожую на блюдце впадину, в которую должен был входить верхний камень со слегка выпуклой нижней поверхностью. В каменоломнях трудились тысячи рабочих, отделявших от скалистой породы блоки. Делали они это при помощи бронзовых ломов или деревянных клиньев, которые вгоняли в естественные трещины, а затем поливали водой, чтобы дерево разбухло и помогло отколоть кусок камня. Затем резчики обрабатывали блоки и подготавливали их к транспортировке в Куско. Для того чтобы уложить блок в строившееся здание, требовались усилия не менее чем 2400 человек, которые с помощью более прочных булыжников, действующих как молотки, придавали блоку нужную форму. Все долгие часы изнуряющего труда окупились с лихвой — здания, построенные инками, стоят до сих пор.
СТРАНИЦА 2
Географическое положение, природные условия и климат
Хотя инки не были первыми индейцами, создавшими Андскую империю, они смогли претендовать на обширные владения, с самыми разнообразными природными условиями. Если отправиться в путешествие по захваченным инками территориям, можно прийти в изумление от разнообразия природы — горных троп, засушливых пустынь и джунглей.
Здесь часто случаются землетрясения, извержения вулканов. Выжить в таких экстремальных условиях было непросто. Засушливые сезоны или сезоны дождей не могли способствовать эффективному занятию земледелием. Недостаток кислорода в горных районах оказывал негативное воздействие на организм человека, вызывая тошноту и головную боль, поэтому инки жевали коку — наркотические листья кокаинового куста.
Мачу-Пикчу — город инков |
Стена в Мачу-Пикчу |
http://dic.academic.ru |
Одной из главных проблем инкской империи стало обеспечение населения водой. Как повествуется в одной древней легенде, жена Инки, заметив, что в окружающей Куско долине не хватает воды для полива полей, доставила воду в город с помощью волшебства. Система каналов, построенная в период расцвета империи, поражает своим размерами даже и современных археологов. Многочисленные земледельцы пользовались самыми примитивными орудиями труда из камня и бронзы, создавая обширные плантации для выращивания кукурузы — влаголюбивой культуры, требующей обильного орошения.
Рост Империи Инков в 1438—1527 гг. |
Для управления огромной империей требовались дороги. Выложенные инками из камня магистрали сравнивают с дорогами в Римской империи. И там, и здесь они были необходимы для осуществления строгого контроля над народами, проживавшими на окраинах государства. Однако римлянам не приходилось путешествовать по густым, опутанным лианами джунглям, по горам, перебираться через ревущие реки и горные потоки.
Хотя дороги были построены задолго до завоевания этих земель инками, но они их значительно расширили и улучшили.
Бегуны или курьеры, следуя по этим дорогам, преодолевали на большой скорости значительные расстояния и доставляли важные депеши в любое место империи. О своём приближении курьер оповещал, дуя в витую морскую раковину, заменявшую трубу. Второй курьер, услышав звуки, вскакивал и бежал несколько сот метров рядом с товарищем, стараясь точно запомнить содержание донесения, а затем следовал далее. Так же бегуны доставляли с берегов Тихого океана свежую рыбу к столу императора.
СТРАНИЦА 3
Общественное устройство
На вершине пирамиды общественного устройства империи находилась наследственная аристократия, которая причисляла себя к инкам. Она насчитывала несколько тысяч человек, членов одной этнической группы. Под их непосредственным контролем находились все земли в империи, они занимались распределением материальных благ, включая золото, серебро, особо ценных животных и изделия лучших ремесленников, а также листья коки. На улице их легко было узнать по одежде — они носили туники до колен, сотканные из мягкой шерсти викуньи (разновидность ламы). Излюбленной обувью инков были сандалии, изготовленные из шкуры ламы и сплетённых шерстяных нитей или волокон алоэ. Жёны инков носили длинные туники до пят, перехваченные на талии поясом, а также накидки, которые скреплялись золотыми, серебряными или бронзовыми булавками. Каждый день несколько часов они посвящали своему туалету: принимали ванны, старались содержать свои длинные чёрные волосы в чистоте. Женщины имели право на владение имуществом и его наследование по женской линии. Инки-аристократы строили для себя большие дворцы, украшенные декоративными тканями, а оконные рамы обивали серебряными пластинами.
На следующей ступени стояли вельможи — привилегированные инки, их число не превышало 500 человек. Из них выбирались четверо самых важных, которым поручалось управление одной их четырёх частей государства. Все привилегированные инки носили в мочках ушей большие серебряные или золотые диски. Их тяжёлый вес растягивал уши, за что вельмож иногда называли “большеухие”. Туника с шахматным узором и с большим диском на груди была принадлежностью вельможи-военачальника.
Следующая ступень пирамиды — правители территорий, захваченных инками. Под присмотром вельмож они возглавляли административные общины — семьи. За свою службу правители получали вознаграждение: земельные участки, слуг, ценных животных или одежды из дорогих тканей. Главной обязанностью правителей был контроль за сбором налогов. С этой целью составлялся ежегодный отчёт, включавший в себя перепись населения с указанием возраста и рода занятий, а также количества сданных продуктов, которые засчитывались как налог.
И наконец, нижняя ступень общества — представители этнических групп, т.е. те народы, которых инки завоевали и заставили войти в состав своей империи. Все они были разбиты на подразделения, включающие в себя 100, 500, 1000, 5000 и даже 10000 семей, или, как их называли сами инки, “домашних очагов”. Благодаря такой десятичной иерархии инки могли устанавливать контроль за экономическим состоянием государства. Главной обязанностью “домашних очагов” было обеспечение всеми материальными благами представителей высших ступеней общества.
Инки создали жёсткие законы, которые помогали держать в повиновении всё общество. За самое страшное преступление — убийство, следовало наказание, но оно различалось, в зависимости от того, к какой группе принадлежал преступник. Крестьянин лишался жизни, вельможа — почёта через общественное порицание или лишения должности. Простолюдину могли вынести смертный приговор за порчу государственной собственности, а также за преступление, совершённое во второй раз. Наказания были весьма разнообразны, так воров избивали кнутом, убийц забивали камнями или сбрасывали со скалы, кого-то ссылали в отдалённые жаркие районы для работы на плантациях или в каменоломнях. Для желающих избежать неприятностей с законом инки установили три основных правила — не укради, не лги и не ленись.
СТРАНИЦА 4
Верховный правитель — Сапа Инка
Управляли страной, сменяя друг друга, великие воины, которых называли Сапа Инка, т.е. “единственный, уникальный Инка”. За годы своего правления они добивались такого уважения, что подданные присваивали им титул “сын Инти” (сын бога солнца). Инки передавали власть по наследству сыновьям. Причём новому правителю доставалась только власть, но не богатство, которое переходило к ближайшим родственникам по мужской линии.
Правители Сапа Инки были окружены почётом, роскошью и считались священными особами — остатки их пищи, одежда, которую они одевали не более одного раза, сохранялись, а затем в конце года в торжественной обстановке сжигались на костре.
Символом власти Сапа Инки была повязка, охватывающая лоб, с бахромой перед глазами, сделанная из красной шерсти толщиной в четыре пальца, повязку сверху украшали три больших пера попугая ара. К ней правитель добавлял золотую диадему и огромные изумруды.
Передвигался Сапа Инка по своим владениям исключительно на золотых носилках, украшенных драгоценными камнями, за которыми следовала целая свита, состоящая из несколько тысяч человек. Никто не мог, находясь в присутствии императора, смотреть ему прямо в лицо, нужно было отворачивать голову и плечи в сторону. Даже вельможи должны были приближаться к Сапа Инки со смиренным видом, босыми и с грузом, привязанным на спине, — символом глубокого почтения.
Когда приходило время жениться, Сапа Инка выбирал себе жену из числа родных сестёр. Но у него мог быть гарем из сотен наложниц, которые считались его побочными женами. Императрица имела собственный двор, подданные называли её ласково — “маманчик”, “наша матушка”.
Своего наследника император назначал из числа сыновей, руководствуясь собственным мнением. Но в 1525 г. после смерти Уайна Капака, как предполагают учёные, умершего от чёрной оспы, наследник не был назван. Два претендента на престол, родные братья Уаскар и Атауальпа, начали между собой борьбу за корону, что в результате привело империю к гражданской войне, а затем к краху.
СТРАНИЦА 5
Воинская сила империи инков
Для столь масштабных захватов на территории Южной Америки, которые инки осуществили в XV в., необходима была сильная армия. Ежегодно мобилизации подлежало огромное число граждан империи, располагавших внушительным арсеналом оружия. Все годные к воинской службе мужчины в возрасте от 25 до 50 лет должны были отбывать воинскую повинность в течение 5 лет.
Разбитые на десятки и сотни они входили в отряды, которыми командовали офицеры, а на самом верху управления армией стоял главнокомандующий — Сапа Инка. Эффективной деятельности армии во многом способствовали хорошие дороги. Во время продолжительных походов армия получала всё необходимое из расположенных вдоль дорог государственных складов.
Со временем у инков сложилась своя тактика ведения боя. Приблизившись к неприятелю, они вводили в бой пращи. Зажав в руке два конца пращи, заряжённой камнем величиной с куриное яйцо, воин резко освобождал один из концов — набравший скорость снаряд летел во вражеские ряды на расстояние до 27 м. При приближении к противнику воины использовали дротики, которые ловкими движениями выпускали из той же пращи. В рукопашном бою воин мог раскрутить верёвку, на конце которой был укреплён каменный шар или звезда с острыми шипами, направляя её в череп врага. Кроме того, воины использовали дубинки с каменным или бронзовым навершием.
СТРАНИЦА 6
Те, для кого жизнь — тяжкий труд
Вся жизнь простых жителей инкской империи проходила в тяжком труде и сводилась к тому, чтобы удовлетворить потребности собственной семьи и государства. С детских лет ребёнок, следуя по пятам за матерью, приучался к труду. В соответствии с законом, установленным инками, с пятилетнего возраста мальчики и девочки должны были выполнять определённые обязанности: девочки — помогать присматривать за младенцами, таскать воду, кормить скот, пропалывать огород, мальчики — пасти домашних животных и отпугивать птиц, чтобы те не клевали посевы.
Мальчик считался совершеннолетним, достигнув возраста 14 лет. На празднике, посвящённом этому событию, он получал своё постоянное имя (до этого всех ребят называли просто “дитя”). Имя выбиралось из названий животного или могущественного качества. Например: Пума, Дракон, Ястреб, Благородный, Счастливый. Мать мальчика к этому празднику ткала ему набедренную повязку из сделанной ею же пряжи.
Девочки достигали зрелости примерно в 12—13 лет. На празднике, который отмечался в кругу семьи, им также давали имя: Золото, Сияние, Звезда. Мать ткала для дочери тунику и помогала вплести в длинные волосы разноцветные ленты. С этого момента девочка считалась молодой женщиной, к которой начинали присматриваться женихи. Замуж девушки выходили в возрасте от 16 до 20 лет, уходя от родных в дом, который к тому времени должен был построить её будущий муж. Особо ценились девушки, которые умели ткать, занимались сбором лечебных и кулинарных трав.
Каждый мужчина после женитьбы получал земельный участок и должен был, работая на нём, прокормить семью и платить налоги государству. Кроме этого мужчина был обязан обрабатывать государственную и принадлежащую жрецам землю: рыть каналы для полива полей, обмолачивать зёрна, изготавливать глиняную посуду, плести корзины и многие другие.
Стол как простого крестьянина, так и богатого инка был весьма разнообразен. Они ели кукурузу, которую называли “пищей, достойной богов”, фасоль, тыкву, красный перец, авокадо, помидоры, арахис, пшеницу, картофель, маис, бобы, а также различные фрукты. В пищу кроме этого употребляли рыбу, мясо птицы, ламы, лягушек. Многочисленные поля засевались хлопком и кустарниками коки. Землю вскапывали с помощью ножного плуга — длинной палки с подножкой, мотыги; использовали также деревянные вилы и другие приспособления. Мужчины и женщины работали посменно на своих семейных наделах, и никакие обстоятельства не могли нарушить такое течение жизни. И после родов женщина не освобождалась от своих обязанностей. Во время работы она привязывала малыша к спине шалью, а когда он подрастал, отец делал ребёнку колыбель, которую мать потом носила на себе.
Стариками в инкском обществе считались люди, достигшие 50 лет. Они уже не были полноценными работниками и освобождались от уплаты налогов. Старики продолжали выполнять посильную для них работу: собирали хворост, готовили пищу, плели канаты.
Хотя женщины большую часть времени проводили в поле, их главной обязанностью было ткачество. Среди инков ткани ценились дороже золота, поскольку их изготовление было весьма трудоёмким. Основным материалом для ткани служила шерсть ламы, альпака и викуньи. Шерстяное волокно промывалось, прочёсывалось, красилось, из него получали пряжу, из которой ткали куски материи. При изготовлении одежды ткань никогда не резали, а просто сшивали куски между собой. Самая тонкая ткань шла на одежду императора и его семьи.
Мужчины-простолюдины носили короткую до колен тунику без рукавов, которая закрывала набедренную повязку, а также плащи, два угла которых завязывались на груди. Женщины надевали тунику до пят и шаль, концы которой скрепляли булавками.
Строя свои жилища, крестьяне учитывали климат своей страны. Дома были деревянными или из глины, их крыши покрывались тростником. В центре помещения без окон стояла печь, которую топили хворостом или высушенным навозом лам, на ней же в специальных отверстиях готовили еду. Никакой мебели в доме инков не было, спали они, почти не раздеваясь, на полу, подстелив немного соломы, укрывались грубыми шерстяными одеялами.
В череде тяжёлых будней находилось место и праздникам. Как свидетельствуют летописцы, каждый праздник открывался чествованием богов и жертвоприношениями. Затем начинались обильные возлияния с произнесением тостов. При этом пели священные гимны и исполняли танцы, носившие религиозный характер.
СТРАНИЦА 7
Воспитание и образование
В столице империи Куско была открыта школа, в которой обучались сыновья правителей завоёванных племён и знатных вельмож. Под руководством учителей они изучали религию, геометрию, историю, военную тактику и ораторское искусство. Достигнув 16-летнего возраста, юноши должны были пройти несколько испытаний, чтобы продемонстрировать свою ловкость, смелость, силу и знания. Такие экзамены проводились на открытом воздухе и длились целый месяц. Участники постились в течение 6 дней, употребляя в пищу съедобные травы и воду, после чего им предлагалось пробежать кросс на время. А потом надо было неподвижно стоять, когда учитель, орудуя длинным ножом, наносил им порезы и уколы, срезая пробивавшиеся усики на юных лицах. Те, кто не выдерживал испытаний, безжалостно изгонялись, остальные принимали участие в особой церемонии, на которой присутствовал сам Сапа Инка. Он брал в руки золотую иглу и протыкал ею мочки ушей юношей для того, чтобы вставить в них диски.
Девушки также могли поступить в специальную школу для “женщин-избранниц”. Они обучались ткачеству, крашению ткани, приготовлению особых блюд. По окончании школы они становились жрицами бога солнца Инти или наложницами императора.
И только самые избранные члены общества инков обучались специальному способу запоминания информации — кипу, “узелковому письму”. Учёные до сих пор точно не уверены, что именно “записано” на кипу. Кипу состоит из основной верёвочки, к которой привязывались в различных сочетаниях шнурки разной длины и цвета. В начале XX в. учёным удалось расшифровать значение некоторых узелков, которые в зависимости от своего расположения являются основой десятичного счёта. Например, чтобы “записать” цифру 137, нужно было в сотнях завязать один узелок, в десятках — три, а в единицах — 7. Дополнительные шнурки, вероятно, содержат ещё какую-то информацию, пока не доступную расшифровке. До нас дошло 400 кипу (это слово в переводе означает “узелок”).
СТРАНИЦА 8
Место, где привязано Солнце. Мачу-Пикчу
Можно предложить ребятам просмотр видеосюжета или рассказ об открытии Мачу-Пикчу.
24 июля 1911 г. молодой отважный путешественник Хайрем Бингхем оказался в самом центре Анд. Целью экспедиции, которой он руководил, был поиск городов древних инков. С риском для жизни переправившись через бурную реку Урубамбу, он направился к острым вершинам гор под названием Уайна-Пикчу и Мачу-Пикчу. Преодолев многочисленные выступы и скользкие склоны, Бингхем был вознаграждён за свой труд. “Внезапно я очутился перед стенами разрушенных домов, сложенных высочайшего качества каменной кладкой инков, — запишет он позже в своём дневнике. — Их было, правда, трудно различить, так как они были частично закрыты деревьями и мхом, которые росли здесь на протяжении столетий, но в этой плотной тени, в бамбуковой чаще и переплетённых, словно сети, лианах, то там, то здесь проступали стены, сделанные из отшлифованного белого гранита, аккуратно разрезанного на плиты, удивительно точно подогнанные друг к другу”.
Мачу-Пикчу, город, построенный в XV в., стал центром поклонения Солнцу, верховному божеству инков — Инти. Этот город насчитывает около 200 сооружений, большинство из которых храмы, здесь же резиденции Сапа Инки и склады для общественных нужд. Бингхема поразили постройки Мачу-Пикчу, простоявшие несколько сот лет. Полагают, что в городе проживало до 1200 человек, которые поклонялись богу Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры.
СТРАНИЦА 9
Инки — владыки золота
Рубеж XV—XVI вв. оказался временем небывалого взлёта культуры инкской империи. Искусство строительства, ткачества, изготовления керамики, ковки золота достигло невероятного совершенства.
Инки говорили: “золото — это “пот солнца”, серебро — “слезы луны””. Золото большей частью не добывалось в шахтах, как серебро, а намывалось в горных реках. Никакие другие народы в это время не располагали таким набором технических приёмов обработки золота и серебра, каким обладали инки. Они научились плавить золото в специальных печах, что доступно было тогда только европейцам. С помощью гладких и крепких камней, которые служили им одновременно молотом и наковальней, ювелиры создавали форму будущего золотого изделия, а затем с помощью иглы гравировали его.
Золотая маска мумии. XIV—XV вв. |
Золото шло на изготовление утвари, ювелирных изделий и украшений, доступных только высшим слоям общества. Инки пили из золотых кубков, расчёсывали волосы золотыми гребнями и выщипывали усики золотыми щипчиками, они нашивали золотые пластины на одежду и подвешивали к ушам золотые диски. Для них блеск золота был символом силы и великолепия, олицетворяющим императорскую власть.
Самые талантливые ювелиры жили в столице инков Куско. Однажды для дворцовых садов Сапа Инки им было приказано выковать из золота цветы, траву, стада лам вместе с пастухами, кроликов, мышей, ящериц, змей, бабочек, лис. Их разместили среди живых растений и животных. Можно представить необычную красоту этих садов...
После смерти инки не расставались с золотом, их мумифицированные тела украшались золотыми предметами. Мумии хоронили в сидячем положении, в красивых одеждах, которые украшались браслетами, короной и дисками.
Но золото инки никогда не рассматривали как средство обогащения или накопления богатства. Когда империя была захвачена испанцами, их вождь Атауальпа решил откупиться от кровожадных завоевателей именно золотом. Он пообещал наполнить комнату размером 6 м x 5 м золотыми предметами. Их верхняя граница должна была проходить немного выше его головы. Кроме этого он предлагал дважды “набить серебром эту хижину”. Но и это не спасло жизнь императору. Все предметы, содержащие золото, были вывезены испанцами в Европу и переплавлены, поэтому сегодня сохранилось очень мало изделий, созданных в империи инков.
Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с древнейшим народом — инками, проживавшими на территории современных Перу и Эквадора. Инки менее чем за сто лет сумели создать одно из самых сложных по организации обществ на территории Южной Америки. Но стремительный взлёт империи в конце XV в. был прерван. После завоевания этих территорий испанцами произошло не менее стремительное её падение.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: составить рассказ по теме “Один день из жизни Сапа Инки” (или любого другого представителя инкской империи).
Советуем прочитать
Берёзкин Ю.Е. Инки. Исторический образ империи. Л.: Наука, 1991.
Инки: владыки золота и наследники славы. М.: ТЕРРА, 1997.
Наталья ДОРОЖКИНА
Фото с сайтов www.mesoamerica.ru, www.wikipedia.com,
www.hobbyti.ru, http://dic.academic.ru.
Илл. из книги: Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1.
М.: Аванта+, 1996