Задание по теме |
Боги, народы, князья
Завершающий
повторительно-обобщающий урок в форме
брейн-ринга по теме “Древняя Русь”
“Русь в IX—XII вв.”. 10 класс
Цели урока
Образовательная — обобщение и систематизация знаний учащихся по периоду возникновения Древнерусского государства.
Развивающая — содействовать формированию ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной), учить работать в команде.
Воспитательная — способствовать формированию чувства ответственности за свою учебную деятельность и за дело своего коллектива.
Оборудование
А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, С.И.Козленко. “История России с древнейших времён до конца XIX в.” Москва. “Русское слово”, 2006.
Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVI в. Москва. Учебник. “Русское слово”.
Карта “Киевская Русь в IX—XIII вв.”, подготовленные заранее карточки с заданиями, вопросы, составленные для команд.
Организация урока-игры
Класс делится на 3 команды по рядам, выбираются капитаны. Команды готовят заранее приветствие.
По ходу игры начисляются баллы: 1 балл за правильный ответ.
По окончании каждого этапа подводятся итоги и определяется команда-лидер.
ХОД ИГРЫ
ЭТАП 1. Разминка
1. Древнее население огромных территорий Европы и Азии. (Индоевропейцы.)
2. Центром расселения славянских племён стал бассейн реки (Вислы.)
3. Кому на рубеже VIII—XIX вв. поляне перестали выплачивать дань? (Хазарам.)
Подвески радимичей. Киевская Русь.
|
4. Монеты на Руси назывались… (Кунами.)
5. Собрание всего племени. (Вече.)
6. Бог Солнца. (Даждьбог.)
7. Скульптурное изображение славянских богов. (Кумир.)
8. Места, куда ежегодно свозили дань. (Погост.)
9. Византийский император, современник Святослава (Иоанн Цимихский.)
10. В центре города находился… (Детинец, кремль.)
ЭТАП 2. Кому принадлежат слова?
1. “Да будет Киев матерью городов русских!” (Олег.)
2. “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей”. (Святослав.)
Пустынскинское святилище. XV—XII вв. до н.э.
|
3. “Я тебе по обещанию моему честь воздал как приятелю, а сужу как изменника и убийцу государя своего”. (Владимир говорит Блуду.)
4. “Лучше мне умереть”. (Анна.)
5. “Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие, никакого зла вам не причинившего”. (Глеб.)
6. “Зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая”. (Князья в Любече.)
7. “Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль”. (Мономах.)
8. “Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его, просящих хлеба”. (Мономах.)
3 ЭТАП. Узнай, кто это?
1. И пошёл ... на греков, и вышли те против русских. Увидев их, русские сильно испугались такого великого множества воинов, и сказал ... : “Уже нам некуда деться, волею или неволею — должны сразиться. Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имут”. (Святослав.)
2. При нём в Киеве велось каменное строительство, развивались ремёсла, торговля. Развернулась большая работа по переводу на русский язык и переписыванию книг. (Ярослав Мудрый.)
Збручский идол. X в.
|
3. Летописец так выразился об этом князе, последнем из князей единого Древнерусского государства: “Много пота утёр он за землю Русскую”. Смерть князя совпала с окончательным распадом Руси на отдельные княжества и земли. (Мстислав Великий.)
4. “И секли его мечами, и саблями, наносили раны копьями… нечестивые же, думая, что князь убит, взяли раненного друга своего, и трепеща ушли.
Князь же, оторопев, выскочил за ними и пошёл под сени с громкими стонами. Они же, услышав его голос, возвратились… Тут окаянные бросились к нему. Пётр же, Кучков зять, отсёк ему руку правую”, — говорит летописец. О чьём убийстве идёт речь? (Андрей Боголюбский.)
4 ЭТАП. Задания повышенной трудности
1. Согласно сложившейся традиции, многие короли Франции во время торжественной церемонии коронования, проходившей в Реймском соборе, давали клятву на Евангелии эпохи киевского князя Ярослава Мудрого. Каким образом это получилось?
(Дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха I. Из Киева в Париж она привезла древнеславянское Евангелие, позднее известное как Реймское (по месту его хранения). Именно на нём давали клятву дофины, становящиеся королями.)
2. Почему варяги, поселившись на Руси, быстро смешивались с местными жителями, а с печенегами и половцами этого не случилось.
(Варяги легко ассимилировались среди осёдлых земледельцев и горожан во всех (христианских) странах Восточной и Западной Европы. Ассимиляции печенегов и половцев с русскими мешала разница в их хозяйственном укладе, т.к. они были кочевыми скотоводами.)
3. Как поделили сыновья Ярослава Мудрого власть на Руси? Почему между ними почти не было усобиц, а после смерти Владимира и Святослава усобицы были?
(Ярослав установил лествицу — очередь князей на киевский престол, по старшинству в роду. В ожидании этого они правили разными городами, переходя в более богатые города.)
4. Кому из мастеров Древней Руси требовалось ни много ни мало 600 м проволоки для изготовления воинского доспеха?
(Оружейникам. В среднем на изготовление кольчуги шло указанное количество проволоки.)
5. Какой обычай Древней Спарты, сами того не ведая, соблюдали в повседневной жизни русские князья XIX—XX вв.? Подсказку вы можете найти у А.С. Пушкина в очень известном произведении, хотя о Спарте в нём ничего не сказано.
(В Спарте практиковались обязательные совместные обеды. В Древней Руси существовали совместные трапезы князя и его дружинников.)
6. Назовите путь из варяг в греки. Покажите по карте.
(Варяжское (Балтийское) море — Финский залив — река Нева — Ладожское озеро — река Волхов — озеро Ильмень — река Ловать — волоком корабли таскали до верховья Днепра — Днепр — Русское (Чёрное) море — Константинополь.)
5 ЭТАП. Кроссворд
Командам раздаются листочки с кроссвордом и вопросами. Отвечает та команда, которая первая заполнит кроссворд. За правильный ответ — 1 балл.
По горизонтали. 3. Восточно-славянское племя, жившее в нижнем течении Днепра, Буга, Дуная и по побережью Чёрного моря. 5. Тюркоязычное племя, кочевавшее в северном Причерноморье. Совершали набеги на славян. 8. Название общины в Древней Руси. 11. Муромский князь, сын князя Владимира I. Убит по приказу Святополка. 13. Один из братьев-просветителей, создателей славянской азбуки, проповедников христианства. 14. Первоначальное название государства восточных славян. 15. Прозвище одного из былинных богатырей. 16. Один из языческих богов восточных славян. 18. Один из языческих богов восточных славян, символизирующий солнце. 20. Тюркоязычное племя, кочевавшее в северном Причерноморье с XI в. 21. Древнерусское женское украшение XI—XIII вв. — золотая или серебряная подвеска. 23. Свод правил, составленный Владимиром Мономахом, который упорядочил правовое положение народа. 25. Один из языческих богов восточных славян, связанный с плодородием. 26. Непривилегированные сословия в Древней Руси.
По вертикали. 1. Столица Древней Руси. 2. Подать с населения, взимаемая с побеждённого народа победителем. 4. Языческий бог ветра у восточных славян. 6. Часть древнерусского города, расположенная у подножья горы, на низменном месте, обычно около реки. 7. Бог скота в языческой мифологии восточных славян. 9. Примитивная система земледелия, при которой после снятия нескольких урожаев землю забрасывали на 8—15 лет, до восстановления плодородия. 10. Союз восточнославянских племён по Днестру и близ устья Дуная. 12. Ростовский князь, сын князя Владимира I, убитый по приказу Святополка. 14. Предводитель Варяжского военного отряда, призванный ильменскими славянами княжить в Новгород. Основатель династии. 17. Главные ворота Киева. 19. Русская княгиня, жена киевского князя Игоря, которая в 945 г. подавила восстание древлян. 22. Древнерусский город, где в 1097 г. состоялся княжеский съезд, осудивший усобицу. 23. Размер дани. 24. Народное собрание в Древней Руси.
Ответы
По горизонтали. 3. Уличи. 5. Авары. 8. Вервь. 11. Глеб. 13. Мефодий. 14. Русь. 15. Муромец. 16. Семаргл. 18. Хорс. 20. Половцы. 21. Колт. 23. Устав. 25. Ярило. 26. Чернь.
По вертикали. 1. Киев. 2. Дань. 4. Стрибог. 6. Подол. 7. Велес. 9. Перелог. 10. Тиверцы. 12. Борис. 14. Рюрик. 17. Золотые. 19. Ольга. 22. Любеч. 23. Урок. 24. Вече.
6 ЭТАП. Определите, из какого источника представлены цитаты
1. “Те же славяне, которые около озера Ильменя прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом”. (Повесть временных лет.)
2. “Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну”. (Русская правда.)
3. “Что знаете хорошего , того не забывайте, чего не знаете, тому учитесь; не ленитесь ни на что доброе, но паче всего блюдите страх Божий. (Поучение Владимира Мономаха.)
Красногорское капище. VIII—X вв.
|
4. “Пришёл Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика и стали одолевать болгары”. (Повесть временных лет.)
5. “Если кто отсечёт какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду”. (Русская правда.)
6. И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги”. (Поучение Владимира Мономаха.)
Если команды набрали одинаковое количество баллов, то вызываются капитаны команд и им даётся задание — текст с ошибками.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП. Текст с ошибками
По инициативе Владимира в 1037 г. был заложен новый главный храм Киева — Успенский собор, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя. Всего же в Киеве насчитывалось 300 церквей. Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Владимир основал ряд новых городов. На Волге же был заложен Юрьев, а в отвоёванной земле чуди (эстов) — Переяславль (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь святого покровителя Ярослава. (По инициативе Ярослава, Софийский собор, 400 церквей, на Волге заложен Ярославль, в земле эстов Юрьев.)
Валентина ОРЛОВА,
г.Тольятти
Рекомендуемая литература
Сахаров А.Н. Учебник “История России с древнейших времён до конца xvi в.”, 10-й класс. М., 2008.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России. Часть 1. М., “Русское слово”, 2008.
Новиков И.В. История России в вопросах и ответах. М., ЧеРО, 1996.
Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М., Мирос 1995.
CD “История России IX—XVI вв.”.