Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №1/2010
Задание по теме

 

Откуда взялась мода на Британию

 

Материал для подготовки урока на тему «Викторианская Англия. Английская культура середины и второй половины XIX в.».  8 класс

Цели и задачи урока • Ознакомить учащихся с основными событиями и особенностями Викторианской эпохиСпособствовать формированию умения отбирать и творчески использовать информацию из исторических документовОпределить основные исторические понятия Викторианской эпохиФормулировать идеи, аргументировать выводы, давать оценку рассматриваемой эпохи.

Оборудование урока • Проектор и ноутбук, экранПрезентация PowerPoint «Образ жизни в XIX веке»Аудиокнига Т.Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии».

Папка для работы в группах содержит План урока ист для рецензий Оценочный листок.

Урок проводится в виде конкурса телепередач — инсценировки с опережающим домашним заданием, включающим в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Названия телепередач учащиеся выбирают сами, согласуясь с предложенными им темами. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint, подготовленной учителем. Во время всего урока класс заполняет Лист для рецензий, конспектируя и оценивая выступления групп.

План урока

I. Сообщение темы, целей, задач и формы проведения урока. Постановка проблемного задания на урок.

II. Конкурс телепередач: канал «8-й ‘Виктория’. TV».

Новости Викторианской эпохи.

Репортаж с Промышленной выставки в Лондоне 1851 г.

Сенсация: просмотр первого фильма братьев Люмьер.

Репортаж. Прямое включение с улиц Лондона: «Лига джентльменов».

Квартирный дизайн.

Светская хроника. Новости моды: «Дамский салон». (Скрытая камера.)

Викторина.

III. Подведение итогов урока, основные выводы, выставление оценок.

ХОД УРОКА

Учитель приветствует учащихся и сообщает тему, а также задачи и цели урока, информирует о форме его проведения; представляет ведущих-дикторов. Постановка проблемного задания на урок: Выяснить, какие параллели существуют между Викторианской эпохой и современностью (слайд 1).

Дикторы начинают программу с передачи «Новости времён королевы Виктории».

1-й диктор. Добрый день, уважаемые зрители! Мы рады приветствовать вас на телеканале «8-й ‘Виктория’.TV». Представляем вашему вниманию новости Викторианской эпохи.

2-й диктор. Правление королевы Виктории приходится на период промышленной революции и развития капитализма. Королева Виктория царствует дольше всех английских монархов — 63 года (1837—1901), и её правление по праву называют эпохой (слайд 2 — портрет королевы Виктории).

Королева Виктория.
Художник Ф.К.Винтерхальтер

Трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в её эпоху эти качества стали нормой, так как именно они оказались наиболее полезными в новом индустриальном мире. Пример подаёт сама королева: её жизнь, до конца подчинённая долгу и семье, разительно отличается от жизни её предшественников. Большая часть аристократии последовала её примеру, отказавшись от броского, зачастую внутренне аморального образа жизни предыдущего поколения.

1-й диктор. Это — эпоха перемен, до сих пор влияющих на облик всего человечества. Долгое правление королевы Виктории — это мир кэбов, пабов, тростей, цилиндров, котелков, конных прогулок, сложного этикета и особой «викторианской» морали. В XIX в. средний класс вырос и стал более разнородным, включив в себя священнослужителей, юристов, докторов, дипломатов, банкиров и военных, а также людей, занимавшихся коммерцией, которые стали создателями богатства нации.

2-й диктор. Из Англии того времени распространяются по всему миру фотография, телефон, телеграф и туристические агентства, а также достижения в науке и медицине, английский деловой костюм и кинематограф (слайд 3). А знаете ли вы, что именно тогда появляется первый супермаркет? Некий Уильям Уитли, очень успешный предприниматель, обратил внимание, что простые люди, денег у которых заведомо меньше, чем у аристократии, стесняются это показать. Им стыдно покупать дешевые вещи в магазинах, причём стыдно именно перед продавцом. Вот Уитли и придумал самообслуживание, создав первый в мире супермаркет.

1-й диктор. Внимание! Сенсация! Только что доставлен к нам в студию один из первых кинофильмов, который был создан братьями Люмьер и впервые показан в Париже! Его мы предлагаем вашему вниманию (просмотр фильма «Прибытие поезда», встроенного в презентацию).

2-й диктор. В 1851 г. в Лондоне открывается Всемирная промышленная выставка. Прямое включение: репортаж с выставки ведёт (называет имя ученика, который готовил репортаж).

Репортаж. Идея организации первой Всемирной выставки принадлежит принцу Альберту, супругу королевы Виктории и президенту Королевского общества искусств (слайд 4). В 1849 г. принц Альберт предложил организовать Международную выставку, в которой могли бы принять участие многие страны мира. Список учредителей возглавила сама королева Виктория. Выставка была открыта 1 мая 1851 г. в Хрустальном дворце (Crystal Palace) Джозефа Пакстона, возведённом из железа и стекла на территории Гайд-парка (слайд 5). Торжество новой техники называлось: «Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года». На первом этаже здания и в его галереях разместилось более 13 км выставочных стендов (слайд 6).

В первой Всемирной выставке приняли участие 14 тысяч представителей различных стран. Выставку открыла королева Виктория в присутствии членов королевского семейства, двора, дипломатов и политиков, инженеров и промышленников (слайд 7). Экспозиция была открыта пять с половиной месяцев, и её посетило более 6 млн человек. Для англичан, посетивших выставку 1851 г., это было «одно из чудес мира», — заявила королева Виктория, — «действительно начало золотого века». А вот впечатление одного очевидца: «В том здании было что-то волшебное, в нём была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала. Общий вид его был вместе и очарователен и величествен».

1-й диктор. Спасибо. Подошло время нашей ежедневной передачи «О чём говорят на улицах». Прямое включение со старинных улиц Лондона, перед нами представители «Лиги джентльменов»! (Освещается встреча трёх джентльменов, ведущих разговор о строительстве и архитектуре.)

1-й джентльмен. А знаете ли вы, что одна треть всех домов в Великобритании была построена до 1914 г. и большинство из них принадлежит Викторианской эпохе? В период индустриализации появилось новое поколение независимых промышленников, которые облекали свои достижения в архитектуру своих домов. Многие предпочитали подражать готическому стилю, что было романтической фантазией, намекавшей на древнее происхождение их рода. Мода на готику оставила свой отпечаток не только на сельских домах и виллах, но и на целых пригородах, например на северном Оксфорде.

2-й джентльмен. Я заметил, что строители часто соединяли элементы сразу нескольких стилей, используя греческое возрождение, а также романский, тюдоровский, елизаветинский и итальянский стили. Архитектура этого времени заключает в себе две крайности: богатые дома, построенные удивительно изобретательными архитекторами, а с другой стороны, блочные дома с плоским фасадом, в которых жили бедняки. К началу 1880-х гг. высшие слои среднего класса стали отдавать предпочтение жизни в пригороде или сельской местности, поэтому стандартные блочные дома стали заселяться низшими слоями общества, тогда как состоятельные люди всё чаще строили себе виллы.

3-й джентльмен. Индустриализация предполагает массовое производство. Реки и железная дорога позволяют без огромных затрат доставлять строительные материалы из самых отдалённых районов: чугун — из Шотландии, глина и терракота — из Средней Англии, шифер — из Уэльса. Стекло и кирпич стали дешевле, чем когда-либо. Поэтому я собираюсь строить себе виллу за городом. Кстати, в одном из каталогов я видел интересные усовершенствования сантехники и вентиляции. Вентиляция также важна, потому что с её помощью удаляются не только запахи от несовершенной системы водоотвода, но и вредный дым от газовых ламп и каминов (слайд 8). Джентльмены прощаются и уходят.

2-й диктор. Добротные и благоустроенные по последнему слову техники виллы и дома среднего класса требуют соответствующей меблировки. Поэтому переключаем вас на программу «Квартирный дизайн», который ведут (называет участников передачи: ведущего и дизайнера). Слайд 9.

Ведущий телепрограммы. Главная особенность викторианского стиля — насыщенность предметами мебели. С массивными креслами, диванами и шкафами соседствуют тумбочки, табуреты, подставки, подвесные полочки. Однако, несмотря на визуальную тяжеловесность, мебель мобильна и легко передвигается с места на место, изменяя вид комнат.

Дизайнер. В Великобритании чуть ли не весь год пасмурная погода. За окном — тусклый свет, дождь, снег, холод. В противовес невзгодам природы художники Викторианской эпохи использовали в декоре насыщенные цвета. Тёмно-зелёный, бордовый, ярко-жёлтый, оранжевый, красный, коричневый напоминают о лете. А кресла и диваны, в которых можно «утонуть», и исходящее от камина тепло позволяют хозяину забыть об усталости после работы и погрузиться в мир отдыха. На мягкую мебель кладут покрывала и думки в тон скатерти. На стенах — гобелены или обои со сложным орнаментальным рисунком, часто объёмным, напоминающим барельеф. Особенно популярно изображение листьев, лесных цветов и ягод.

Ведущий телепрограммы. Поверх обоев прикрепляют панели из драгоценных пород дерева. Картины подвешивают на специальную рейку, рамы — объёмные, тяжеловесные. Но их никогда не золотят и не серебрят. Картины викторианского стиля — портреты, пейзажи, сюжетные зарисовки. Настенные часы вставляют в футляры из нескольких пород дерева, отличающихся по цвету, образующих сложный рисунок, обрамляемых золотом или медью.

Дизайнер. Зеркала — в полный рост — ставят напротив камина, окон или дверей. Камины строят из гранита, чёрного или красного, и обязательно в классическом стиле. Огонь камина прикрывают экраном, который можно приобрести в мастерских, работающих над созданием витражей. Сам камин отгораживают металлическим заборчиком с готическими шпилями, выкрашенным в чёрный цвет, высотой 40—50 см. Интерьер викторианского дома не обходится без пышных комнатных растений.

1-й диктор. Уважаемые телезрители! Только что вы увидели передачу о том, как строили и благоустраивали свои дома и квартиры англичане Викторианской эпохи, как жили люди в эпоху королевы Виктории, во что одевались, о чём говорили. А сейчас мы увидим передачу, которая ведётся скрытой камерой. Мы посетим дамский салон и послушаем, о чём говорят дамы… (Для программы требуется стол со скатертью, кофейный сервиз. В телепередаче участвуют три дамы, желательно использовать некоторые аксессуары одежды Викторианской эпохи.) (Слайды 10—12).

Встречаются две дамы. Приветствуют друг друга, целуются щёчками.

1-я дама. Ах, какой у тебя замечательный кофейный сервиз! Должна заметить, что он очень гармонирует с обстановкой и убранством столовой. Викторианская мода — мода буржуазная. Причём романтика — стиль не нуворишей, которые хвастаются направо и налево своими успехами.

2-я дама. Я должна согласиться с вами. Золотая молодёжь Викторианской эпохи всегда немного скучала, мечтала о чём-то настоящем и о высоком. В эту эпоху образование и достаток позволили людям прислушиваться к своим чувствам. Дамы научились одеваться кокетливо, но не терять при этом достоинства. Так появился столь узнаваемый сегодня наряд — с подчёркнуто женственным силуэтом.

1-я дама. Узнать викторианский костюм легко. Прежде всего, по высоким воротникам. Вторая примета обновлённого викторианского платья — силуэт: пышные рукава и юбки при туго затянутой талии. Третья особенность викторианской моды — насыщенный цвет. Ткани при Виктории стали красить только что изобретённым анилином — и наряды тут же стали сочно-яркими. (Входит третья дама. Все здороваются щёчками, жеманясь и кокетничая.)

3-я дама. Я думаю, что королева Виктория — это настоящий символ Великобритании. Если в начале её правления в 1837 г. мода являла собой нечто устоявшееся и изменялась раз в десять лет, то к концу царствования королевы, в 1901 г., быстрое развитие промышленности и технологий привели к возникновению моды, которая меняется ежегодно.

2-я дама. В викторианский период широкие шляпы потеряли своё былое очарование, сменившись дамскими чепчиками. Столь резкое изменение пропорций головы не могло не повлиять на причёску. В моду вошли романтичные причёски из двух локонов, которые обрамляли голову с двух сторон.

1-я дама. Ах, как жаль! Я только что купила новую шляпку!

3-я дама. Зато к 1845 г. корсет удлинился настолько, что возник классический V-силуэт, дополняемый широкими рукавами. В результате модницы с трудом могли двигать руками, а их возможность передвижения была ограничена. Беспомощность и зависимость от мужчины наших дам делают их ещё более привлекательными в глазах кавалеров. Цветовая гамма стала более приглушённой, на первый план вышли небольшие детали, которые позволяли коренным образом изменять внешний вид. Женская скромность подчёркивалась, например, белыми шарфиками вокруг шеи.

2-я дама. Верхняя юбка постепенно утратила свою былую круглую форму, став гораздо шире и приняв вид колокола. К 1850 г. в моду вошло словечко «кринолин», обозначавшее верхнюю женскую юбку. Разумеется, кринолин был обязателен для высшего класса, тогда как представительницы низшего общества никогда не могли себе позволить носить пышные юбки. К 1867 г. кринолин окончательно исчез с горизонта моды и ему на смену пришли турнюры (приспособление в виде подушечки или сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище юбки, что формировало характерный силуэт).

1-я дама. В Викторианскую эпоху ценились люди зрелые — даже юные девушки не выглядели на свой цыплячий возраст. Некрасивая старящая причёска (на прямой пробор), кринолин — всё это превращало девушку в тётушку. Бесконечные «правила приличия», которыми руководствовалось общество, довольно быстро превращали щебечущую девчушку в суровую «королеву салонов», непременную мать семейства и в высшей степени высоконравственную особу. Вся Европа, вслед за рано состарившейся королевой Викторией, ходит с брюзгливым лицом и чинно раскланивается в своих кринолинах.

3-я дама. Жаль, что мода на кринолины уже прошла. Мне привезли из Парижа очень странное платье не с кринолином, а с турнюром. Даже не знаю, как я буду его носить? А в Париже уже все дамы носят такие платья, и мужчины называют их гусынями.

1-я дама. К сожалению, я должна вас покинуть. Хочу купить новую шляпку.

3-я дама. Да и мне уже пора. Спасибо за превосходный кофе. (Прощаются и уходят.)

Учитель. Переключаем канал на VF.TV (название канала по инициалам учителя). Предлагаем вам поучаствовать в викторине (слайды 13—14).

Блок 1. Прослушайте фрагмент «Этикет — отношение к даме» из аудиокниги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии»

Вопросы. Что можно сказать о положении женщины в обществе во времена королевы Виктории? Чем объяснить такое отношение к женщине?

Блок 2. Прослушайте фрагмент из той же аудиокниги «Индустриализация 1—2».

Вопросы. Какие явления происходили в обществе Англии в середине XIX века? В чём причины демографического роста в Англии? Каковы причины миграции населения? Каковы причины урбанизации?

Литература для учителя

Диттрич Т.В. Повседневная жизнь викторианской Англии. М.: Молодая гвардия, 2005. Серия «Повседневная жизнь человечества».

Филипп А., Беатрис де л'Онуа. Королева Виктория. М.: Молодая гвардия, 2007. Серия ЖЗЛ.

Брискина А. Мужской взгляд на женские проблемы. Дж. Мередит о викторианской Англии//История. 2008. №22.

Валентина ХОМЕНСКИ

В статье использованы репродукции картин
Жака-Жозефа (Джеймса) Тиссо (1836—1902)

TopList