Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №1/2010
Взгляд Клио

Компас и карта

Беседа с лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года–2009», преподавателем истории и обществознания московской гимназии № 1542 В.В.КРУЖАЛОВЫМ

Владимир Владимирович, чем для вас стал Всероссийский конкурс «Учитель года» — ступенью в профессии, некоей пиар-акцией или чем-то ещё достаточно значимым для вас лично? Вообще, как вы относитесь к такого рода профессиональным состязаниям? Повышают ли они престиж профессии учителя?

— «Учитель года–2009» стал для меня прежде всего неожиданностью. Не могу сказать, что я очень интересовался конкурсным движением ранее и стремился влиться в него. И моё участие в конкурсе, и тем более результат действительно были неожиданными. А ещё эти события стали большим и интересным приключением, истинное значение которого, наверное, ещё только предстоит осмыслить. На сегодняшний день понятно — то новое, что узнал, люди, с которыми познакомился и подружился, всё, что видел, — это огромное богатство, которое может стать не только новой ступенью в профессии, но и добавить жизни в целом новые грани и новые смыслы.

Не могу не признать, что в массовом сознании профессиональные конкурсы косвенно способствуют повышению престижа профессии. Ещё бы! С точки зрения обывателя, если твоя работа даёт возможность оказаться на экране великого, могучего и незаменимого телевизора, да ещё рядом с первыми лицами региона и государства, то — кто чем не шутит — может быть, эта профессия чего-то и стоит!? Но, на мой взгляд, только этого, конечно, недостаточно, и к такого рода профессиональным состязаниям я отношусь весьма неоднозначно. По крайней мере, не отрицая идеи существования такой формы общественной жизни, многое во всероссийском «Учителе года» считаю необходимым изменить.

На ваш взгляд, каковы основные цели изучения истории в школе? Каков, по вашему опыту, баланс обучения и воспитания на уроках истории?

— В своё время для меня было удивительным открытием то, что в истории человечества были народы, которые долгое время не сохраняли и не изучали свою историю. Вследствие определённых условий жизни и религиозных верований они представляли себе прошлое как круговорот постоянно повторяющихся событий. Если дело обстоит таким образом, смысла в запоминании постоянно повторяющихся событий нет. История им была не нужна, а может быть, не нужна и сейчас.

У нас, представителей европейской культуры, был и существует ныне совсем иной взгляд на былое. Для нас характерно представление о прошлом как о пути, который проходят, пусть с разной скоростью и разными маршрутами, и наши народы, и всё человечество. Для нас важно изучать историю, чтобы время от времени следить за этапами этого пути, отмечать поворотные вехи, пытаться скорректировать будущий курс движения.

На мой взгляд, история в нашей культуре — это одновременно и компас, и карта, позволяющие ориентироваться в прошлом, определять своё положение в настоящем и предполагать направление движения в будущем. История — один из способов навигации в этом мире. Следовательно, главная цель изучения истории — формирование у школьников понимания, кто они, какой путь был пройден до них и какие варианты дальнейшего движения возможны.

Если говорить о балансе обучения и воспитания в целом и на уроках истории в частности, то, на мой взгляд, второе гораздо важнее первого. Но в идеале учитель должен воспитывать ученика не нравоучениями, а своим предметом и своим примером. Ведь согласитесь, что знание само по себе нейтрально, а вот будет оно применено во благо или во зло — зависит от воспитания. Наш предмет обладает в этом смысле огромным и неисчерпаемым потенциалом.

В продолжение предыдущего вопроса: каков баланс (или, так сказать, удельный вес) знаний и методического инструментария в деятельности учителя-гуманитария?

— Непросто ответить на этот вопрос. Это всё равно что попытаться решить задачку: «Какой баланс (удельный вес) газа, воды, электричества и Интернета должен быть в современном доме?» Понятно одно — всё это в современном доме должно быть! И желательно в достаточном количестве, и желательно с некоторыми резервами. Отсутствие какого-либо компонента неизбежно создаст определённые неудобства.

Поэтому настоящий учитель-гуманитарий должен быть специалистом в своём предмете, знатоком современной методики и, учитывая непростой контингент современных школьников, обладать определённым количеством психологических и медицинских знаний. Возникает вопрос: возможно ли это? Сейчас, пожалуй, в массе нет, но при действенных изменениях в системе педагогического образования и системе повышения квалификации — вполне возможно.

Если говорить обо мне, то первое десятилетие работы в школе я старался совершенствовать и расширять свои профессиональные знания именно как историк-предметник. Но на втором десятке лет работы пришло осознание острой нехватки современных методических и психолого-медицинских знаний. По мере возможности стараюсь восполнять эти лакуны дополнительными курсами и специализированной литературой.

Понятно, что на уроках истории нужно привлекать сведения из географии, литературы, астрономии и т.д. А следует ли, по вашему мнению, использовать на уроках музыку, изо, другие виды и жанры искусства? То есть, по возможности, расширять культурный и мировоззренческий горизонт детей?

— Некоторое время назад меня поразила мысль, почерпнутая в одной из статей об Игоре Александровиче Моисееве, основателе знаменитого ансамбля народного танца, суть которой заключалась в том, что непродолжительный по времени танец (неразрывный сплав музыки и движения) может рассказать о характере народа, его особенностях и традициях доступнее и едва ли не более, чем печатный труд по этнографии.

История  в нашей культуре — это одновременно и компас, и карта, позволяющие ориентироваться в прошлом, определять своё положение в настоящем и предполагать направление движения в будущем.

Что это означает? А означает это, на мой взгляд, следующее: культура, как результат духовного творчества в целом, и искусство, как наиболее ценная и яркая часть культуры в частности, обладают множеством ещё до конца не познанных каналов передачи информации от прошлого к настоящему.

Причём искусство — это и более ёмкая и одновременно более легко воспринимаемая «упаковка» этой информации.

Поэтому не использование на уроках истории музыки, изо, других видов и жанров искусства — это большое упущение для учителя, который, надеюсь, хочет добиться большего, чем просто сдачи его учениками Единого государственного экзамена. Если позволить себе пофантазировать, то в идеале хорошо было бы, чтобы параллельно курсу истории преподавался курс истории искусства. Знаю, что в некоторых гимназиях Москвы так и делают.

Если говорить о практике преподавания, то звучание фрагментов аутентичной музыки стало одним из обязательных элементов моих уроков. На основании этого опыта в моём архиве сформировалась коллекция отечественной и зарубежной музыки, начиная с XII и заканчивая XX в., а также подборка неаутентичных музыкальных произведений на исторические сюжеты. Про использование документальных и художественных иллюстраций, фрагментов документальных и художественных фильмов я уже говорить отдельно не буду.

Как и у многих моих коллег, за время работы учителем истории и обществознания у меня скопилась обширная коллекция текстов, интересных иллюстраций, схем, аудио- и видеофрагментов, анимированных и традиционных исторических карт, которые могут быть использованы на уроках. Мне посчастливилось поделиться наиболее интересной частью моей коллекции со всеми желающими. В рамках реализации федеральной программы «Информатизация системы образования», осуществляемой Министерством образования и науки Российской Федерации через Национальный фонд подготовки кадров, мне довелось стать автором идеи и одним из составителей коллекции из 800 цифровых образовательных ресурсов к учебникам Всеобщей и Отечественной истории для 10-х и 11-х классов. Это собрание, сопровождённое методическими рекомендациями по его использованию, выложено для всеобщего бесплатного доступа и использования на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

— А каково ваше отношение к ЕГЭ по истории?

— Прагматичное. Время обсуждения (или, вернее, имитации обсуждения) и экспериментов с ЕГЭ позади. Ныне это реальность, в которой моим ученикам проходить это испытание, а мне как учителю помогать им готовиться к этой форме экзамена. Поэтому я, по мере возможностей, стараюсь быть максимально компетентным в этой области. Если говорить о моём отношении к ЕГЭ по истории, я вижу многие технологические и содержательные недостатки этой формы, но не могу в то же время не отметить, что за последние пять лет КИМы по истории изменились в лучшую сторону. Если сравнивать ЕГЭ по нашему предмету с аналогичными экзаменами по обществознанию и литературе, то ЕГЭ по истории — более внятное и адекватное явление.

5 октября 2009 г., в Международный день учителя, мне довелось быть участником встречи и беседы Президента России Д.А.Медведева с лауреатами конкурса «Учитель года России–2009». На этой встрече я отстаивал и аргументировал идею о недостаточности ЕГЭ как формы оценки знаний и морально-нравственной, психологической зрелости учащихся (см. http://www.kremlin.ru/transcripts/5664).

Льщу себя надеждой, что эта мысль была замечена, услышана и вошла в раздел, посвящённый образованию, очередного Послания Президента Федеральному собранию. Считаю это своим маленьким вкладом в создание базы для дальнейшей эволюции ЕГЭ и возможного возникновения иных форм итоговой аттестации выпускников школ.

Своим педагогическим кредо вы избрали слова святителя Иоанна Златоуста: «Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели — дело ума и воли». Случаен или нет ваш выбор цитаты из трудов этого отца Церкви? Вообще, каково ваше отношение к начинающемуся эксперименту по введению в школу «Основ религиозной культуры»?

— Выбор цитаты не случаен. Многие произведения святителя Иоанна Златоуста, несмотря на более чем полтора тысячелетия, прошедших со времени их создания, без труда понятны, гениально просты и удивительно современны. В этом фрагменте, как мне кажется, сформулирована программа деятельности учителя и школы: есть понимание биологического и социального в человеке, указывается на наличие двух составных форм — обучения и воспитания, утверждается, что из них главное и каким образом достигается. Можно ли о стольком сказать ещё проще и ещё короче? Мой ответ на этот вопрос вам очевиден…

Моё отношение к начинающемуся эксперименту по введению в школе «Основ религиозной культуры» отрицательное. Можно ли за один час в неделю воспитать уважение к религиозной культуре и уберечь от религиозного экстремизма? Можно ли с равной любовью и уважением рассказать о Православии, Католичестве, Исламе, Буддизме, Иудаизме и атеизме? Сплотит ли это российское общество? Для меня эти вопросы остаются открытыми…

Я не был бы так категоричен, если бы хотя бы знал ответы на другие вопросы.

За счёт чего будет вводиться этот предмет? По нормативам увеличивать количество учебных часов нельзя, а у нас планируется ввести и третий час физкультуры, не так ли?

Кто будет преподавать этот предмет? Если не мы с вами, господа историки, и не Марьиванна, то придёт ли к нам в школу на 4—8 часов в неделю выпускник богословского института? Сможем ли мы оценить и проверить его квалификацию? Не могу также, как учитель истории, отделаться от смутных воспоминаний о том, что Добролюбов, Чернышевский и Джугашвили были учащимися семинарий. Значит, эффект от преподавания может быть прямо противоположным?

Одним словом, в складывающейся новой ситуации лично я вижу опасностей больше, чем преимуществ. И в очередной раз удивляюсь, как чиновники, годами не решающие мелкие, но насущные проблемы, берут на себя ответственность за глобальные решения, принимать которые возможно только на основании всенародного референдума?

Владимир Владимирович, читаете ли вы методическую периодику (в том числе, и в Интернете), предназначенную для учителей истории? Какой, по вашему мнению, она должна быть, чего ей не хватает?

— За методической и научной периодикой по мере сил стараюсь следить. Правда, чаще всего это получается не в регулярном режиме, а в «аккордном» — во время зимних или летних каникул. Есть несколько сайтов по вышеуказанной тематике, которые так же, как и литературу, время от времени просматриваю.

Не могу не отметить, что некоторым изданиям очень сильно повредило получение статуса ВАКовских… Читать даже адаптированные куски диссертаций не всегда интересное занятие. В целом, не хватает ярких, интересных материалов, которые могли бы быть использованы учителем непосредственно на уроках или после них.

Какими качествами должен обладать молодой человек (или девушка), чтобы избрать стезю школьного учителя (конкретнее, учителя истории)?

— Вы употребили очень верное слово — «стезю». Ибо, что ни говори, учитель — это не совсем профессия. Так вот, прежде всего молодому человеку (или девушке) необходимо понимание того, что это особый образ жизни.

Если говорить о качествах, то это, конечно, неравнодушие, открытость, искренность, внимание к людям, способность увидеть их проблемы и помочь им решить их, и ещё, пожалуй, способность постоянно учиться новому, не останавливаться на пути личного и профессионального самосовершенствования. Если будет это, то всё остальное приложится.

Да, и ещё, чуть не забыл… Желательны ещё умение обходиться малым количеством сна, быстро поглощать пищу, любовь к раннему подъёму, нелюбовь к комфортным условиям жизни, аллергия на выходные, громкий командный голос… Этот ряд можно продолжать ещё долго.

Учителями сейчас работают в основном женщины. Вы не чувствуете по отношению к себе «женского шовинизма»? Как сделать так, чтобы в наших школах гармонично уравновесить число мужчин и женщин?

— «Женского шовинизма» по отношению к себе никогда не ощущал. Может быть, мне везло, но в коллективах, где мне доводилось работать, я никогда не был единственным мужчиной. Скорее наоборот, приходилось испытывать чувство смущения и неудобства от того, что именно твоя гендерная принадлежность воспринимается как некий фактор плюс. Что скрывать, в сфере образования мужчине гораздо легче продвинуться по карьерной лестнице, чем женщине. Стараюсь этим своим «преимуществом» не пользоваться и прилагаю усилия к тому, чтобы оно не было единственным.

Массовая «миграция» мужчин из сферы образования в прошедшие полтора десятилетия была связана с низким уровнем социальной защиты учителей, попросту говоря, с низким уровнем заработной платы, который не позволял обеспечить достойный уровень благосостояния их семей.

В последние годы, в особенности в Москве, благодаря целенаправленной политике московского правительства эта ситуация существенно изменилась к лучшему, но в целом по стране по-прежнему нельзя говорить о том, что зарплата педагога вышла хотя бы на средний по регионам уровень.

Изменение материального положения преподавателей создаст фундаментальное условие для изменения ситуации с мужчинами в школе.

Правда, нужно отметить, что одной этой меры всё же недостаточно. При весьма неплохой зарплате в московские школы на должности учителей очереди, в том числе и из мужчин, по-прежнему не стоят. Важно ещё повышать статус и престиж этой профессии в обществе. Будем надеяться, что грядущий 2010 год, объявленный в нашей стране «Годом учителя», сможет стать первым шагом в этом направлении.

TopList