Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №1/2010
Вестник "Истории"

Путь благочестия и веры

Ещё одну значительную веху в истории России отметил Государственный Исторический музей. Совместно с Паломническим центром Московской Патриархии и по инициативе Отдела внешних церковных связей Русской Православной церкви 24 ноября 2009 г. ГИМ открыл выставку «Тысяча лет русского паломничества», которая продлится до 28 февраля.

Епископ Марк
и митрополит Корнилий

Как пояснила автор экспозиции доктор исторических наук Е.Юхименко, эта дата — 1000-летие — условна, поскольку первым «хожением» к Святым местам, согласно летописям, считается путешествие княгини Ольги в Царьград (ныне Константинополь), предпринятое ею в 955 г. Следовательно, в 1955 г. исполнилась ровно тысяча лет русского паломничества. Но по объективным причинам празднование в тот год не могло состояться.

Паломничество по Святым местам — существенная и непреходящая особенность православной церковной жизни, и в то же время «хожения» (так паломничество звучало по-древнерусски) представляют собой важнейший историко-культурный феномен. В основу замысла выставки как раз и было положено соединение этих двух аспектов — духовно-религиозного и историко-культурного. На торжественном открытии директор ГИМа А.И.Шкурко отметил, что организация этой выставки далась большими трудами, и было нелегко объединить две разные, хотя и взаимодополняющие части одной концепции: «Есть глубокое понимание паломничества, несущего в себе высокие духовно-нравственные начала, а есть музейная культура, которая говорит не только и не столько философскими понятиями, сколько конкретными предметами».

Экспонирующийся на выставке предметный ряд (всего более 600 единиц) представлен иконами, видами монастырей и святых мест, пейзажной живописью, фотографиями, рукописными и печатными книгами, мемуарными источниками и документами, портретами путешественников, многочисленными паломническими реликвиями и сувенирами, предметами бытовой жизни паломников. Бoльшая часть экспонатов выставляется впервые.

Наперсный крест с чётками.
Работа русских монахов
в Палестине. XVIII в.

К открытию выставки патриарх Московский и Всея Руси Кирилл адресовал её организаторам и гостям приветственное послание, которое зачитал епископ Егорьевский Марк, секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям. В послании говорится: «За десять веков существования православия на Руси паломничество стало неотъемлемой частью образа жизни нашего народа… В истории Русской Православной церкви паломническая традиция прерывалась всего лишь дважды — во время нашествия монголо-татар в XIII в. и в советский период в ХХ в. В первый раз паломничество восстанавливалось свыше ста лет. Прошло всего лишь 18 лет после освобождения Церкви из нового плена, и православное паломническое движение начало принимать массовые формы. Выставка в стенах Государственного Исторического музея зримо свидетельствует о непрерывности духовных традиций в нашем обществе».

Представитель Константинопольского патриархата митрополит Петрский и Херонисский Нектарий передал братское слово любви и дружбы от Вселенского патриарха Варфоломея патриарху Кириллу: «Россия является похвалой и украшением всемирного православия, которое всегда было источником культуры… Сегодня, пользуясь современными техническими средствами, мы можем последовать путями благочестия и веры и стать паломниками… Свидетельства паломничества можно увидеть сегодня в этом зале». Владыка Нектарий высказал надежду, что разноязыких туристов на Святой Земле сменят именно православные паломники.

Вид храма и Гроба Господня в Иерусалиме. 1872 г.

На открытии выставки выступил глава Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополит Корнилий. Он, в частности, сказал: «Старообрядцы всегда совершали паломничества в Святую Землю — и тогда, в период раскола, когда они были изгоями у себя на Родине, и потом, после восстановления трёхчинной иерархии». Так, в 1914 г. епископы Милетий и Александр, встретившись на Святой Земле с Александрийским и Иерусалимским патриархами, «нашли самое тёплое и радушное понимание, и это для них было радостно», — рассказал митрополит Корнилий. «И сейчас наши православные старообрядческие паломники продолжают эту традицию, эту миссию, и дай Бог, чтобы открывшаяся здесь выставка была новым стимулом, чтобы нам ещё и ещё раз прикоснуться к святыням», — закончил речь предстоятель РПСЦ.

Пространство выставочного зала условно делится на центры духовного притяжения, расположенные на родной земле и за её пределами — в евангельской Палестине и Греции.

Е.Юхименко

Один раздел выставки повествует о паломничестве в Святую Землю, Константинополь и на гору Афон. Экспонаты раздела расположены в соответствии с хронологией библейских событий, земной жизни Иисуса Христа и событий византийской церковной истории, что позволяет наглядно представить паломничество как важнейшее средство обретения духовного опыта.

Стремление русских православных путешественников своими ногами ступить на землю, по которой ходили ветхо- и новозаветные святые, связать воедино укоренённые в православном сознании символические изображения и образы с конкретными реалиями Святых мест и паломническими реликвиями — вот что сделало Святую Землю главным объектом христианского паломничества.

Другой раздел выставки посвящён паломничеству к святыням родной земли. Здесь представлены главные объекты духовного путешествия в последовательности их возникновения: Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра и Соловецкий монастырь; также освещены и менее известные маршруты для обретения религиозного опыта — Нилова пустынь, Саров, Дивеево.

На сегодняшний день почти каждый православный храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по русским святыням. Для любого современного человека, интересующегося православием, есть возможность лично совершить путешествие по святым местам России, приобщиться к богатейшей православной культуре и обрести цельность мироощущения, свойственную нашим предкам.

Начавшееся ещё в XII в. во времена Крестителя Руси киевского князя Владимира паломничество русских людей в Святую Землю почиталось как духовно-очистительный подвиг, поскольку древнерусский паломник, испытывая страстное желание соприкоснуться со святынями православия, пускался в полуторагодовой многотрудный, полный опасностей и лишений путь. Благодаря современным средствам передвижения путь паломника сейчас составит максимум два дня.

Многовековая традиция хожений в Палестину, «во славный Ерусалим-град» продолжается и поныне.

Митрополит Корнилий

В наши дни, когда восстанавливаются храмы, широко издаётся духовная литература, люди всё чаще обращаются к вере, и поэтому не удивительно, что паломничество возрождается, ощутимо возрастает число людей, небезразличных к русской истории и традициям православной духовности. Это даёт надежду на то, что паломничество станет важнейшим средством обретения живого опыта молитвы и внутреннего обновления, а не очередным модным «брендом» современного псевдоправославного кича.

Екатерина СУПРУНЕНКО

Фото А. Савельева
Фото экспонатов предоставлены ГИМом

TopList