| Вестник "Истории" |
Образцовая семья в фотографиях
9 сентября 2009 г. в Государственном Историческом музее при поддержке Посольства Швейцарии в России и музея д`Элизе в Лозанне состоялось открытие выставки «Последние дни Романовых в фотографиях Пьера Жильяра».
До
того как попасть в Исторический музей выставка
уже успела побывать в восьми российских городах,
и тот отклик, который она встречала,
свидетельствует, что ей уготована дальнейшая
незаурядная судьба. Выставку в Москве от
Государственного Исторического музея
представляли его директор А.Шкурко, заместитель
директора Т.Игумнова, куратор проекта Н.Горленко;
со стороны Швейцарии — посол Швейцарии в РФ
Вальтер Гигер и куратор музея д`Элизе в Лозанне
Даниэль Жирарден.
Тема последних лет жизни Николая II и его семьи неизменно вызывает в российском обществе особый интерес. И в течение 15 лет он только нарастает, поскольку за это время сложилось два диаметрально противоположных взгляда на личность последнего русского царя. Стараниями советских идеологов был сформирован облик сатрапа, пустого и никчёмного человека. Превалирующая последнее время точка зрения рисует нам портрет Николая II как обладателя уникальных для самодержца черт: личности с гуманными устремлениями, человека тонкой натуры, набожного и смиренного, образцового семьянина. Уравновесить эти две точки зрения и установить истину, по мнению посла Швейцарии г-на Гигера (который, собственно, поддержал предложение соотечественников показать фотофонд семейного фотографа Николая II в стенах Исторического музея), сейчас могут только дополнительные материалы — письма, официальные свидетельства, и, прежде всего, открывающиеся фотоархивы. Настоящая экспозиция, как отметил посол, призвана внести ясность в некоторые существенные вопросы не только среди специалистов, но и в обществе в целом.
Выставка
работала до 28 сентября. Ей было отведено
сравнительно небольшое музейное пространство в
галерее Воскресенских ворот. Место расположения
было выбрано организаторами не случайно: Николай
II, его супруга императрица Александра Фёдоровна
и их дети не раз по пути в Московский Кремль
останавливались для молитвы в Иверской часовне,
что находится в непосредственной близости к
воротам.
Пространство выставки оригинальным дизайнерским решением было стилизовано под внутреннюю часть товарного вагона, увозящего зрителя в сравнительно недавнее в масштабах истории прошлое — время последнего русского самодержца. На стенах воображаемого вагона размещались фотографии членов царской семьи. Но это не привычные глазу парадные фотографии монарших особ. Царь и его семья предстают на них в неформальной обстановке: на отдыхе, в путешествии. Например, зритель может увидеть Николая II, играющего с сыном или пилящего дрова, царевен, работающих в огороде.
Личность автора фотоснимков заслуживает внимания ничуть не меньшего, чем люди, на них запечатлённые. Это — выходец из Швейцарии Пьер Жильяр (1879—1962). 25 лет от роду он, молодой специалист в области классической словесности и, как оказалось, талантливый фотограф, был выписан в Россию в качестве гувернёра к герцогу Лейхтенбергскому, чья жена дружила с Александрой Фёдоровной. Годом позже Жильяра приглашают преподавать французский язык старшим дочерям Николая II. По мнению Даниэля Жирардена, представляющего музей д`Элизе, объектив фотокамеры Пьера Жильяра отразил одновременно и взгляд изнутри — взгляд человека, близкого царской семье, особенно детям, и взгляд со стороны — мнение швейцарца о тяжёлых, трагичных моментах русской истории начала XX столетия.
![]() |
Вальтер Гигер и Т.Игумнова |
Жильяровские фотографии помогают зрителю избавиться от стереотипов в восприятии царской семьи: последняя перестаёт видиться зрителю традиционно величественной и помпезной и при неспешном просмотре экспозиции всё явственнее обретает человеческие черты. На этих снимках история становится осязаемой, в них много простоты, любви и преданности человека, который служил царской семье до последних дней своей жизни.

Мало кому известен факт, что Жильяр после революции не оставил царскую семью, а последовал вместе с ней в ссылку в Тобольск и Екатеринбург.
![]() |
П.Жильяр и его ученицы-царевны |
После страшной расправы 1918 г. Жильяр, отлучённый к тому моменту от Романовых, уцелел и помогал следователю Соколову в расследовании убийства. Вернувшись на родину в Швейцарию, Жильяр опубликовал мемуары «Трагическая судьба Николая II и его семьи». Вплоть до 1962 г. Жильяр оставался главным свидетелем в делах о лжедетях Николая II.
![]() |
Даниэль Жирарден |
Фотографии Жильяра — уникальные и редкие свидетельства малоизвестной стороны жизни нашего последнего государя. Лишённые всякой цензурной корректировки и помпезной заданности официальных репортажей, а также точно подобранные и экспозиционно выстроенные, они заставляют с ещё большей пронзительностью почувствовать трагический момент, который, собственно, и начал новейшую российскую историю.
На этой выставке невольно вспоминаются пророческие строфы Фазиля Искандера:
…За кровь в подвале,
За детскую, за всю семью —
Мы долго, долго проливали
Безостановочно, свою.
Мы долго, долго истекали
Безостановочно, своей.
Об этом ведали едва ли
В стране теней, в стране теней…
...Этот гипотетический поезд российской истории для Николая II остановился ещё в 1918 г, но для нас, потомков, он продолжает двигаться, и все мы — его пассажиры.
Екатерина СУПРУНЕНКО
Фото П.Жильяра, А.Савельева и На_Че


