Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №18/2009
Курсы повышения квалификации

 

Методика работы с текстовой информацией
на уроках истории

Лектор: ЯРОСЛАВЦЕВА Марина Юрьевна

Курс лекций для дистанционного обучения

Номер газеты Тема лекции
17/2009 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты.
Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18/2009 Лекция 2. Как формировать необходимые навыки.
Механизм формирования навыков: составление рекомендаций, памяток по осуществлению для учащихся различных видов учебной деятельности; создание для них определённых алгоритмов; разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
19/2009 Лекция 3. Что поможет проверить сформированность навыков.
Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями, оценивающими ответы учащихся.
Контрольная работа № 1.
20/2009 Лекция 4. С чего следует начинать работу с текстом.
О чём может рассказать текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Чему можно научить ребёнка, используя один текст? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
21/2009 Лекция 5. Чему можно научить и научиться при работе с текстом.
Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
22/2009 Лекция 6.Что помогает понять текст.
Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
Контрольная работа № 2.
23/2009 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–8-х классах: история и литература.
Почему важно использовать межпредметные связи? Технология межпредметной деятельности: интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы, междисциплинарные зачёты.
24/2009 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 9–11-х классах: история и литература.
Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 2

Как формировать необходимые навыки

Механизм формирования навыков: составление рекомендаций, памяток по осуществлению для учащихся различных видов учебной деятельности; создание для них определённых алгоритмов; разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.

Как известно, одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является формирование общеучебных навыков (ОУН) у учащихся. Так, в «Проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятом 23 декабря 2003 г., общеучебные навыки были впервые выделены для каждой ступени обучения и названы «необходимым условием развития и социализации учащихся».

Насколько реализация данной установки возможна на практике? Вероятнее всего, она потребует серьёзной методической подготовки, дополнительного времени и определённого переосмысления имеющегося опыта со стороны преподавателей. Во-первых, мы не сомневаемся, что учащихся необходимо обеспечить «инструментом» для успешной образовательной деятельности, однако не очень понимаем, с помощью каких приёмов и методов это можно сделать. Во-вторых, мы осознаём, что формирование ОУН придётся совмещать с изучением программного материала, но не вполне видим, как это можно сделать при условии сохранения прежнего количества учебных часов. Наконец, нам известно, что качественный результат достижим лишь при системной работе, но опять же не ясно, из каких элементов должна состоять такая система и как её выстроить.

Указанные проблемы свидетельствуют о сложности решения поставленной перед школой задачи. Именно поэтому, на мой взгляд, прежде чем приступать к формированию общеучебных навыков у учащихся, необходимо определить для себя некую структуру предстоящей деятельности, продумать внутреннюю взаимосвязь её элементов и логику дальнейшего развития. Сразу отмечу, что учителю, ступившему на этот путь, уже трудно будет остановиться, поскольку постоянно придётся вести поиск новых форм, способов, подходов к организации образовательного пространства. Немалую помощь в этом процессе могут оказать ученики: увлечённо включаясь в работу, они видят то, на что не обратил внимания преподаватель, замечают неоднозначность формулировок, предлагают нестандартные способы решения проблемных заданий, из-за чего учителю приходится пересматривать такие, казалось бы, удачные и уже неоднократно проверенные приёмы.

Система формирования ОУН, которую я хочу предложить слушателям этого курса лекций в качестве одного из возможных вариантов, создана для предметов гуманитарного цикла и на протяжении нескольких лет успешно осуществляется на практике. При разработке данной системы последовательно решались следующие задачи:

• систематизация общеучебных навыков;

• выделение приоритетных ОУН для каждого предмета;

• координация работы преподавателей по формированию навыков;

• разработка методики формирования общеучебных навыков;

• создание условий для самостоятельного применения ОУН учащимися.

На первоначальном этапе были определены общеучебные навыки для каждой параллели с 5-го по 9-й класс с учётом возрастных особенностей учащихся и требований к содержанию образования. При этом следует отметить, что значительная часть навыков, примерно 3/4 от общего количества, была отнесена к 5—7-м классам и лишь 1/4 часть к 8—9-м классам. Такой подход объясняется необходимостью формирования основных ОУН уже в среднем звене, чтобы в предпрофильных классах учащиеся могли самостоятельно использовать их, а у учителей была возможность работать над закреплением и развитием навыков.

Систематизация навыков позволила преподавателям определить наиболее значимые, приоритетные для своего предмета ОУН, на основании чего были разработаны сводные таблицы предметных и общеучебных навыков. При составлении таблиц необходимо было также учитывать принципы формирования навыков: определённую последовательность, соблюдение преемственности, их постепенное усложнение и углубление. Вам предлагается фрагмент такой таблицы по истории, где серым цветом выделены формируемые общеучебные навыки.

Фрагмент сводной таблицы предметных и общеучебных навыков

5 класс 6 класс 7 класс
Извлечение необходимой информации из источника Умение «разговорить» источник через постановку вопросов Критическое чтение источников, их сопоставительный анализ
Составление текста с опорой
на основные понятия темы
Составление словаря исторического периода,
подбор понятий к теме
Составление характеристики
соц.-эк. и политических явлений жизни общества
Навык чтения исторической карты; навык работы
с контурной картой
Использование карты
для объяснения исторических событий и их сравнения
Использование карты
для реконструкции
исторического события
Навык составления схем различного вида для преобразования текста Самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации Освоение новых видов преобразования текста: план-схема, кластер, досье
Постановка репродуктивных
и продуктивных вопросов
Постановка вопросов оценочного и критического характера Формулирование проблемных вопросов разного вида
Построение полного ответа: основная мысль — её пояснение на конкретных примерах — итог Формулирование аргументированного ответа на вопрос с обобщением или выводом Формулирование оценочного суждения с чьей-либо точки зрения или с определённой позиции
Сравнение фактов и явлений
одного порядка
Сравнение явлений разного порядка в рамках предмета Сопоставление событий и явлений
Воспроизведение
исторического события
по заданным фактам
Объяснение исторического события, явления с разных позиций Реконструкция исторического события, явления
Выявление структуры исторического события:причины — развитие — результат Навык выявления причинно-следственных связей исторических событий, явлений Характеристика исторического события; выявление исторических закономерностей
Составление краткого информативного сообщения Составление информативного сообщения с элементами анализа Составление проблемного доклада на основе различных источников

Благодаря такой таблице учитель видит, когда и какие навыки ему необходимо формировать, на что опираться в своей деятельности на уроке и в каком направлении осуществлять дальнейшее развитие учащихся, т.е. он получает возможность последовательно и целенаправленно работать над формированием навыков. Кроме того, таблица позволяет координировать деятельность преподавателей.

Так, учителя истории, имея чёткое представление о том, какие навыки формируются в каждой параллели, могут продолжить работу по их закреплению и развитию даже при перераспределении классов, реализуя тем самым внутрипредметную связь (по вертикали). Кроме этого, учителя истории могут воспользоваться общеучебными навыками, формируемыми, например, на уроках литературы (и наоборот), обеспечивая тем самым межпредметную связь (по горизонтали) и, что немаловажно, значительно экономя урочное время.

Проделанная работа по систематизации и распределению навыков представляет собой теоретический этап, за ним следует более сложный этап — практический, который позволяет реализовать задуманное в непосредственной учебной деятельности.

Для этого необходимо определить, что именно нужно сделать, чтобы приступить к формированию навыков.

На очереди оказывается задача по созданию следующего механизма:

• определение тем учебного предмета, наилучшим образом подходящих для формирования того или иного навыка;

• подбор дополнительной информации, позволяющей закреплять и развивать формируемые навыки;

• создание алгоритмов и рекомендаций для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности;

• разработка методических приёмов для учителей по формированию навыков у учащихся;

• составление единых требований для выполнения определённых видов работ учащимися.

Рассмотрим действие механизма формирования навыков на конкретном примере. Допустим, нам необходимо сформировать такой общеучебный навык, как выделение главной мысли текста (он является одним из первых для 5-го класса). Для этого мы определяем тему — «Царства Древнего Египта», включающую, в частности, важную для её понимания информацию о разливах Нила. Далее, подбираем дополнительные тексты, которые позволили бы нам наглядно показать учащимся процесс формирования навыка и использовать определённые методические приёмы. Первый текст намеренно даётся без названия, в нём заранее подчёркиваются определённые фразы.

Ты пришёл в эту землю,
Явился, чтобы оживить Египет.
Бег его таится, подобно мраку
Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему.

Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе;
Он поит и пустыню, и сушь, —
Ведь это его роса падает с неба.

Владыка рыб, повелевающий им подниматься к порогам,
Нет птиц, кружащихся над теми,
Кто сеет зерно и собирает полбу.

Когда же пальцы его пребывают в лени, а ноздри закупорены,
Нищают все люди.
Когда случается так, скудеет небо богов
И гибнут люди целыми народами.

Владыка силы благоуханный,
Тот, кому радуются,
Кто родит траву стадам,
Кто сердцем помнит о жертвах богу,
Пребывающему под его покровительством,
Где бы ни был он: в преисподней, на небесах или на земле.
Он держит в своей власти Обе Земли.
Он наполняет житницы, и насыпает груды зерна,
И отдаёт добро беднякам.

Перевод А.Ахматовой

Предваряя дальнейшие объяснения, отмечу, что для успешной работы с навыками на уроке основные усилия преподавателя следует направить на организацию самостоятельной деятельности учеников, а не на трансляцию готовых знаний. Информация учащимся должна подаваться таким образом, чтобы они могли осознать каждое своё действие и его необходимость.

Также замечу, что формирование навыков, осуществляемое на учебном материале (или материале, к нему так или иначе относящемся), помогает сократить затраты учебного времени на получение программных знаний учащимися, а их работу на уроке сделать более разнообразной и интересной.

Теперь вернёмся к формированию навыка выделения главной мысли текста.

1. Предлагаю классу прочитать текст. Прошу ответить на вопрос: о чём текст? Обсуждаем варианты ответов. Прошу подтвердить выдвигаемые мнения цитатами из текста. Задаю вопрос: что чаще всего упоминается в приведённых цитатах и прошу обобщить выявленную информацию. Таким образом, мы определили тему текста — значение Нила для Египта.

2. Предлагаю назвать, в чём конкретно заключалось влияние Нила на жизнь в Египте. После всех перечислений прошу выделить наиболее существенное (даёт воду, пищу, благополучие). Таким образом, мы отделили важное от второстепенного.

3. Для лучшего понимания текста можно предложить учащимся ответить на продуктивные вопросы (виды и типы вопросов, а также методика их моделирования будет рассмотрена в лекции №6), составленные учителем или самими учениками, например:

Какие выводы можно сделать из утверждения, что бог, где бы он ни находился, пребывает под покровительством Нила? (специальный);

Если правителем Верхнего и Нижнего Египта был фараон, то почему про Нил говорится, что он держит в своей власти Обе Земли? (разделительный).

4. Предлагаю объяснить выделенные в тексте выражения и указать, что олицетворял собой Нил для Египта (жизнь, плодородие, бога). Таким образом, мы установили основные связи между Нилом и Египтом.

5. Предлагаю на основе установленных взаимосвязей сформулировать главную мысль текста (Нил был основой существования Египта, поэтому его олицетворяли с богом). После этого сообщаю название текста «Египет — дар Нила», которое подтверждает правильность полученного нами в ходе рассуждений результата.

Сообщаю учащимся, что при выполнении заданий они следовали определённому алгоритму, который мы теперь зафиксируем в тетради.

Задаю вопрос: насколько понятны записанные пункты алгоритма.

Обычно затруднений с их пониманием не возникает, поскольку каждый из них был «апробирован» учащимися в процессе работы.

Алгоритм определения главной мысли текста

• Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления и др.)

• Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного».

• Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации.

• Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация.

• Сформулируйте главную мысль текста.

Для закрепления навыка выделения главной мысли учащимся предлагается второй текст. Они самостоятельно прорабатывают алгоритм, после чего проводится обсуждение каждого шага и полученного результата, корректируются допущенные недочёты и исправляются ошибки.

О природе Египта и разливах Нила

Тем, кто видит наводнение Нила, оно кажется удивительным, тем же, кто слышит, — совершенно невероятным явлением. Ибо в то время, когда все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, только он один тогда, начиная подниматься, день за днём увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет.

И так как страна имеет равнинный характер, и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает острова. Для предотвращения случающихся во время разлива наводнения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом; лица, которым это поручается, точно измеряют подъём воды в нём и отправляют в города сообщения, ясно излагая, на сколько локтей или пальцев поднялась река и когда начнёт спадать. Посредством этого способа народ ещё узнаёт величину будущего урожая, так как эти наблюдения точно записывались в продолжение многих времён.

Описание Диодора Сицилийского
Перевод Р.В.Кинжалова

При формировании навыка мы использовали алгоритм выделения главной мысли текста, определённые методические приёмы, тексты и, таким образом, убедились в возможности его освоения и закрепления на практике.

При этом следует отметить, что в ходе работы с информацией учащиеся самостоятельно получили сведения не только о Ниле, но и об особенностях природы Египта, об основных занятиях населения, о значении и роли фараона и богов для египтян. Это значит, что необходимые знания были усвоены учащимися в процессе освоения навыка.

Однако недостаточно сформировать и закрепить определённый навык, в дальнейшем его нужно развивать и постепенно усложнять. В качестве такого примера возьмём линию «сравнение—сопоставление», которая представлена во фрагменте таблицы предметных и общеучебных навыков. Начнём со сравнения объектов одного порядка.

Так, в 5-м классе, при изучении темы «Переход от родовой общины к соседской общине» используются определённые методические приёмы для формирования навыка сравнения.

Прежде всего, ученикам предлагается форма для осуществления сравнения — таблица и определённые требования к её составлению:

• у таблицы должно быть название;

• колонки таблицы должны быть озаглавлены;

• критерии должны отражать существенные различия и/или сходства объектов.

Родовая и соседская общины

Критерии Родовая община Соседская община
Владение землёй и угодьями    
Характер труда    
Степень обобществления имущества    
Основные занятия    
Жилище и его обитатели    

Учащиеся читают соответствующий параграф учебника и внимательно рассматривают рисунки, изображающие устройство родовой и соседской общины.

Далее ученики получают и последовательно выполняют следующие задания:

• выявите особенности родовой и соседской общины;

• определите существенные различия и сходства между родовой и соседской общинами;

• систематизируйте полученные данные в таблице с указанием критериев сравнения;

• сформулируйте вывод о значении перехода от одного вида общины к другому для дальнейшего развития общественных отношений;

• дайте определение понятия «соседская община» на основе её характерных признаков.

В процессе совместной работы выявляются особенности изучаемых объектов, выясняется, что значит «существенные» различия и сходства, как правильно формулировать критерии.

При заполнении таблицы и подведении итога ученики должны убедиться, что сравнение помогло им открыть что-то важное, новое, только при соблюдении этого условия проделанная работа не будет бесполезной. После выполнения всех заданий в тетрадях записывается алгоритм сравнения.

Алгоритм сравнения

• Определите (в тексте, на карте, в схемах, графиках, иллюстрациях) объекты для сравнения.

• Выберите важные для сравнения основания (критерии).

• Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства объектов.

• Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения.

• Подведите итог проделанной работе и запишите его в виде суждения.

Мы рассмотрели начальный этап формирования навыка сравнения у учащихся 5-х классов. Продолжая его развитие, можно несколько усложнить задачу. Например, выполнить сравнение данной в параграфе информации об особенностях расположения Древней Греции с информацией, выявленной при чтении условных обозначений соответствующей исторической карты. Для того чтобы справиться с этим заданием, учащимся придётся не только сравнить объекты, но применить ещё и такие навыки, как чтение исторической карты и соотнесение информации из разных источников (карта и текст).

Приведу ещё один вариант усложнённой работы с навыком сравнения. Можно вместе с учениками составить схемы управления в демократических Афинах и в олигархической Спарте, а затем предложить им сравнить две системы управления.

Для выполнения задания учащиеся должны будут самостоятельно применить следующие навыки: преобразование одного вида информации в другой (схемы в текст), а также составление и «чтение» схемы определённого вида (иерархической).

Обратимся теперь к примерам сравнения явлений разного порядка. Это могут быть восстание и революция, средневековые город и деревня, идеи Возрождения и Просвещения, наука и религия в Новое время и так далее.

Определённую трудность для учащихся в данном случае будет составлять выбор критериев, поскольку основания для сравнения не выступают здесь столь явно, как при сравнении объектов одного порядка.

Учащимся необходимо определить характерные черты рассматриваемых явлений, соотнести их между собой, выяснить возможность сравнения и только потом сформулировать критерии и осуществить само сравнение. Такая деятельность создаёт основу для формирования ещё одного важного навыка — составление сравнительной характеристики событий или явлений.

Отмечу, что все приведённые выше примеры подтверждают принцип последовательности формирования ОУН, когда каждый новый навык закладывается с опорой на уже освоенные учащимися.

Дальнейшее развитие навыка сравнения может вывести нас на более высокий и сложный уровень — сопоставление. Прежде всего, совместно с учащимися нужно разобрать, чем навык сопоставления будет походить на сравнение, а чем — принципиально отличаться от него.

Так, оба навыка предусматривают работу с двумя объектами и предполагают выделение их характерных черт, но при этом есть и существенные различия, поскольку сопоставление:

• не требует формулирования критериев и систематического выделения сходств и различий;

• обладает широким диапазоном рассматриваемых аспектов;

• может рассматривать явления, значительно отстоящие друг от друга во времени, пространстве и принадлежащие к разным направлениям, областям знания;

• предполагает объяснение причин выявленных различий и/или сходств;

• обязательно завершается выводом.

Для начала формирования навыка сопоставления наиболее подходящими, на мой взгляд, являются темы, отражающие некую противоречивость, неоднозначность явлений и процессов, например: «Летопись и современные историки о выборе веры князем Владимиром», «Нападение татаро-монголов на северо-восточную и южную Русь», «Роль Православной церкви и светской власти в преодолении политической раздробленности Руси». Чтобы учащиеся могли лучше освоить навык, желательно привлекать не только материал учебника, но и соответствующие исторические документы, отрывки из художественных произведений, выдержки из работ историков.

Рассмотрим организацию работы по формированию навыка сопоставления при изучении темы «Внешняя политика Александра Невского». Для этого используются: материал учебника, «Житие Александра Невского», летописные сведения о его политике, выдержки из работ Н.М.Карамзина и С.М.Соловьёва, а также определённые методические приёмы.

Учащиеся получают задание:

• систематизировать действия Александра Невского в отношении ордынцев и рыцарей;

• определить характерные черты каждого из направлений политики;

• установить между выявленными чертами возможные взаимосвязи;

• объяснить причины особенностей политики в отношении Орды и рыцарей;

• на основании полученных объяснений сделать вывод.

Первые два пункта задания выполняются в группах, каждая из которых работает с определённым источником. Выявленные характерные черты и особенности политики Александра Невского в отношении Орды и рыцарей озвучиваются, обобщаются и записываются учащимися в тетради в две колонки. Потом начинается совместная работа по двум следующим пунктам задания. Учитель при этом может задавать наводящие вопросы, направляя тем самым деятельность учеников, вносить необходимые дополнения и исправления. Основные суждения о взаимосвязях двух направлений политики Александра Невского и их особенностях также фиксируются в тетрадях. Теперь каждая группа приступает к формулированию выводов, наиболее удачные из которых тоже записываются. После проделанной работы озвучивается алгоритм сопоставления.

Алгоритм сопоставления

• Выявите наиболее характерные, значимые, существенные черты каждого из рассматриваемых объектов.

• Определите, насколько черты объектов схожи или различны.

• Установите причины, повлиявшие на формирование именно таких черт и свойств объектов.

• Проанализируйте полученную информацию: выявите наличие внутренних связей и/или внешних несоответствий между объектами.

• Сформулируйте вывод, отражающий понимание смысла установленных взаимосвязей и противоречий.

Необходимо отметить, что предлагаемые вашему вниманию алгоритмы не следует рассматривать как некую застывшую форму, они являются рабочей моделью, в которую можно вносить изменения. Также вы могли убедиться, что алгоритмы осваиваются учащимися в процессе изучения темы, а не даются им изначально в готовом виде. Каждый алгоритм записывается в тетрадь, в результате чего создаётся своеобразная методическая копилка, которой ученики активно пользуются как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.

На этом же уроке учитель знакомит учащихся с различными видами сопоставления, иллюстрируя их конкретными примерами, имеющими непосредственное отношение к изучаемой теме (см. таблицу).

Виды сопоставления Примеры заданий
Сопоставление явлений одного порядка Сопоставление политики Александра Невского в отношении ордынцев и рыцарей
Сопоставление явлений разного порядка Сопоставление событий на Руси
и в Западной Европе в 1240—1242 гг.
Проблемное сопоставление (мнения, источники, оценки по какой-либо проблеме, вопросу, теме) Сопоставление нескольких источников
по проблеме — чем было иго для Руси?

Приведённые в таблице задания выполняются учениками, как правило, в классе (особенно на начальных этапах формирования этого навыка), поскольку сопоставление требует глубокой аналитической работы. При этом необходим тщательный и детальный разбор каждого из таких заданий с соответствующими комментариями учителя и озвучиванием наиболее удачных ответов учащихся.

Таким образом, мы проследили за развитием конкретного общеучебного навыка и его постепенным усложнением от параллели к параллели. Подобная работа ведётся и по формированию остальных ОУН.

Завершая тему лекции, отмечу тот положительный эффект, который может дать система формирования общеучебных навыков в школьной практике: их применение создаёт единое образовательное пространство для учащихся, позволяет легко переносить освоенные приёмы и способы деятельности из одной области знаний в другую, формирует культуру познания. Кроме того, владение ОУН обеспечивает ряд положительных изменений в учебно-познавательной деятельности учащихся:

• позволяет осознать полезность и действенность навыков;

• формирует устойчивую потребность в их применении;

• обеспечивает самостоятельность в выборе приёмов и способов деятельности.

Для получения полного представления о системе работы с общеучебными навыками нам не хватает ещё одного важного элемента — организации проверки и контроля уровня сформированности навыков. Этой теме и будет посвящена следующая лекция. 

TopList