Образовательная экскурсия |
Летняя прогулка по Зарядью
Вид на улицу Варварка с Кремлёвской стены. 1912 г. Открытка
Материал для подготовки урока-экскурсии. 6–9 классы
Одно из древнейших мест Москвы — район Зарядья. Оно издревле было заселено сначала купцами и торговыми людьми, позже боярами.
Своё название Зарядье получило после сосредоточения посадской торговли в специальных рядах против кремлёвских стен. Зарядье по своей планировке и застройке отличалось от остальной, нагорной части Китай-города: Зарядье было изрезано целой сетью кривых переулков, образованных скученными постройками, где жили в основном мелкие ремесленники и торговцы.
В советское время предполагалось снести весь Китай-город, чтобы на его месте построить несколько помпезных зданий, долженствующих возвышаться посреди огромных пустых площадей. Начали с уникального Зарядья. Снос начался до войны и закончился в конце 1950-х гг. Сломали всё, за исключением нескольких церквей на улице Варварке, оставленных в качестве городской помпезной витрины.
В Зарядье предполагали выстроить одно из высотных зданий. К началу 1953 г. из предполагавшихся 32 этажей были уже смонтированы 14 или 15. Занимался этим проектом главный архитектор Москвы Д.Н.Чечулин. Здание предназначалось для Комитета государственной безопасности. Л.П.Берия хотел устроить там свою резиденцию. После ареста Берии стройку остановили, а потом каркас здания использовали для возведения стадиона в Лужниках. На этом месте в 1964–1967 гг. начали строить менее высокое здание гостиницы «Россия». Ставшее на месте древнего Зарядья, это сооружение из стекла и бетона безнадёжно испортило панораму Красной площади.
Церковь Святой Варвары
Церковь Святой Варвары.
|
Улица Варварка, начинающаяся от Большого Москворецкого моста и доходящая до Солянки, представляет собой своеобразный музей древнерусской архитектуры под открытым небом. Это единственная улица Зарядья, где сохранились древние памятники.
С этой улицей связана и история дипломатических отношений с Англией, и история царствующей фамилии Романовых.
Все памятники находятся по правой стороне улицы. В своём рассказе об улице Варварке мы будем идти от одного здания к другому в том порядке, в каком они расположены теперь.
Улица Варварка первоначально начиналась у Спасских ворот Кремля. Первое упоминание об этой улице относится к ХIV в., когда она называлась Всесвятской — по церкви Всех Святых на Кулишках, построенной в конце улицы князем Дмитрием Донским в память о всех погибших на Куликовом поле. С 1434 г. эта улица стала называться Варварской, или Варьской, по церкви Святой Варвары, поставленной напротив Спасской башни. В ХVII в. улицу иногда называли Покровской, по церкви Покрова, известной также как церковь Георгия на Псковской горке.
По большому числу питейных заведений на улице Варварке, старые песни о горьких загулах не раз начинались так: «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик Камаринский», или: «Шёл я улицей Варваркою со знакомою кухаркою».
Улица начинается церковью Святой Варвары. Первый храм на этом месте был поставлен в 1514 г. итальянским архитектором Алевизом Новым, строителем Архангельского собора Кремля, который так поразил своим сооружением москвичей, что его просили построить в Москве ещё церкви. Церковь на Варварке была одной из десяти, которые итальянский архитектор возвёл в Москве вне стен Кремля. А непосредственно храм Святой Варвары заказали Алевизу Фрязину богатые гости-сурожане (то есть купцы, занимающиеся международной торговлей) Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвостов, усадьбы которых находились здесь же, в Зарядье. Расположение церкви обозначалось в источниках так: «За торгом, против Панского двора».
Некогда возле церкви находился Судебный приказ, откуда пошла поговорка: «Идти к Варваре на расправу».
Сохранившееся до наших дней здание церкви Святой Варвары было построено в 1796–1804 гг. архитектором Родионом Казаковым (об этом архитекторе и его творчестве см. «История». №24 /2007. — Ред.). Эта церковь была возведена на средства И.Барышникова и Н.Самгина. Предание гласит, что жёны Барышникова и Самгина исцелились по молитвам св. Варвары.
Церковь возвели на фундаменте церкви Алевиза Фрязина. К моменту сноса алевизской церкви она была в хорошем состоянии. Причиной, вызвавшей снос церкви, было желание московского митрополита Платона (Лёвшина) изменить её облик: митрополит полагал, что церковь Святой Варвары имела «вид недостаточный и немало благолепию на таковом особливо месте не соответствующий».
Церковь Святой Варвары является образцом зрелого московского классицизма. Крестообразный в плане храм выходит на улицу торжественным коринфским портиком, за которым высится венчающая ротонда с миниатюрной главкой на изящном барабане.
Храм был закрыт в 1930-х гг. В советское время, в 1965–1967 гг., была проведена реставрация церкви. В ходе реставрации воссоздали многоярусную колокольню. В церкви размещалось московское отделение Общества охраны памятников истории и культуры.
Английский двор
Английский двор. Конец XV (начало XVI ?) в. |
Далее по правой стороне улицы, чуть отступая от красной линии, находится один из немногих древних памятников гражданской архитектуры, сохранившихся в Москве. Это здание Английского двора, построенного в конце ХV или в начале ХVI в. В первой половине ХVI в. здание принадлежало московскому «гостю»-сурожанину И.Д.Бобрищеву, по прозвищу Юшка. Но в историю Москвы оно вошло как Старый Английский двор, так как связано с памятью об установлении дипломатических и торговых отношений между Россией и Англией в середине ХVI в. С 1556 г. здесь останавливались «аглицкие» послы и купцы. Во второй половине ХVI — первой половине ХVII в. этот дом являлся резиденцией торгового и дипломатического представителя Англии в Москве. В 1636 г. в связи с увеличением объёмов торговли англичане оставили своё владение за Ильинскими воротами. В 1649 г. здание было продано боярину И.А.Милославскому, а в 1669 г. оно перешло в Посольский приказ. С 1676 г. сюда переехало Нижегородское подворье.
При Петре I в древних палатах размещалась «цифирная» (то есть математическая) школа. С конца ХVIII в. здание принадлежало различным купеческим родам и в результате перестроек утратило прежний архитектурный облик.
К началу ХХ в. оно превратилось в безликий
четырёхэтажный дом, предназначавшийся в
Церковь Святого Максима Блаженного
Далее по улице Варварке следует здание церкви Святого Максима Блаженного. Но первая деревянная церковь, известная на этом месте, была освящена в честь Бориса и Глеба, датировку её относят ко второй половине ХIV в. Своё второе, более употребительное название церковь получила в 1434 г., когда здесь был упокоен известный московский угодник Максим Блаженный. Юродивого Максима похоронил здесь Фёдор Кочкин, который имел двор около церкви, и сама церковь получила прозвание «у Кочкина двора».
Существующая церковь была построена в 1698 г. на средства гостей московского купца М.Верховитинова и костромского купца М.Шаровникова. Она сооружалась как домовой храм богатой усадьбы купцов-сурожан. При постройке церкви были использованы части стен более древнего храма начала ХVI в, возведённого тоже сурожанином Василием Бобром с братией.
Лаконично строг силуэт существующей однокупольной церкви. Облик четверика храма, завершённого широким антаблементом с рядом крупных кокошников, ориентирован на художественные принципы, выработанные в предшествующую эпоху. Нехарактерным для конца ХVII в. является и упрощённое декоративное оформление фасадов здания, обработанных гладкими пилястрами и профилированными карнизами. На окнах апсиды храма и трапезной —– наличники в стиле барокко с треугольными навершиями, которые появились после обновления здания в 1737 г. Значительное отверстие барабана храма вместе с широкими высокими оконными проёмами позволили ярко осветить интерьер церкви, что характерно для архитектуры конца ХVII — начала ХVIII в. К углу трапезной примыкает сооружённая в стиле ампир колокольня, возведённая в 1829 г. Подклет церкви служил местом хранения имущества горожан.
В советское время в здании церкви размещалось заводоуправление «Мосремчас». В 1967 г. храм был отреставрирован. После завершения ремонтных работ церковь передали Всероссийскому обществу охраны природы.
Знаменский монастырь
Знаменский собор
|
За церковью Святого Максима расположен Знаменский монастырь. Он был основан в 1629—1631 гг. царской семьей Романовых. Историю основания монастыря историки связывают с рождением в царской семье наследника, будущего царя Алексея Михайловича. По другой версии, основание монастыря связано со смертью матери царя Фёдора Михайловича — Марфы Ивановны Романовой. Монастырь был основан на месте двора, принадлежавшего боярам Романовым. Назван был монастырь Знаменским по стоявшей здесь церкви Знамения Божьей Матери. Это был домовый храм бояр Романовых, построенный в ХVI в.
Знаменский монастырь получил во владение двор Романовых со всеми постройками, а также вотчины и угодья инокини Марфы, матери Алексея Михайловича. В 1679—1684 гг. на средства боярина И.М.Милославского был возведён новый Знаменский собор и другие постройки. В Знаменском монастыре находилась родовая икона Романовых — Знамения Божьей Матери Новгородской конца ХVI в. В ХVIII в. монастырь пришёл в упадок, но к концу столетия возродился.
В 1856 г. по указанию императора Александра II была начата работа по организации в монастыре музея «Дом бояр Романовых». Для проведения этих работ был приглашён архитектор Рихтер. В 1859 г. музей был открыт.
В 1917 г. музей перешёл в ведение Оружейной палаты Московского Кремля. После 1923 г. монастырь был закрыт, здания, в том числе и собор, были переоборудованы под жильё. С 1932 г. эти здания перешли в ведение Исторического музея. К началу 1960-х гг. они находились в аварийном состоянии. В связи со строительством гостиницы «Россия» в 1960—1970-х гг. в Знаменском монастыре были проведены реставрационные работы.
До наших дней сохранился монументальный пятиглавый Знаменский собор, построенный в 1679—1684 гг. архитекторами Фёдором Григорьевым и Григорием Анисимовым. Декоративные килевидные закомары, лаконичное оформление наличников, колончатые аркатуры на барабанах создают сдержанно-торжественный архитектурный образ храма, восходящий к образцам московского архитектуры ХVI в. В интерьере сохранились фрагменты росписей 1740 г. и замечательный по рисункам и исполнению лепной декор 1782—1783 гг., выполненный скульпторами круга М.Ф.Казакова.
Нижний полуподвальный этаж музея «Дом бояр Романовых» восходит к концу ХV в. Два каменных этажа относятся к 1670-м гг. Третьим деревянным этажом палаты были надстроены Ф.Ф.Рихтером в середине ХIХ в.
Церковь Святого Великомученика Георгия на Псковской горе
Церковь Святого Георгия
|
Следующее здание по улице Варварке — церковь Святого Георгия. Церковь эта была возведена в 1657 или 1658 г. с использованием подклета одноимённой церкви, стоявшей на этом месте прежде неё.
Впервые храм на этом месте упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича, датируемой 1462 г.
Другое название церкви — Покрова Божьей Матери на горе, у Старых тюрем, что на пяти углах. По этой церкви Варьские ворота Китай-города часто назывались Покровскими. Название «на Псковской горке» происходит от того, что на это место Китай-города насильно переселили в ХV в. псковичей. Здесь же находился государев тюремный двор, или «Старые тюрьмы».
Владения у церкви в ХV в. принадлежали Марии Фёдоровне Голтяевой, тёще великого князя Василия Васильевича, она являлась прямым потомком и наследницей боярина Андрея Кобылы, родоначальника будущего царского рода Романовых, прибывшего в Москву в начале ХIV в.
К маленькому поперечно ориентированному храмику с глухим пятиглавием примыкают вдвое большая трапезная и колокольня 1818 г., декорированные в «готическом» стиле.
Некоторая манерность декора колокольни выразительно оттеняет сочную пластику наличников и карнизов основной части храма.
Декор храма отличают сложный карниз с поясом кокошников, лёгкая аркатура на барабанах глав и колончатые с килевидными навершиями наличники на окнах.
Развитый декор храма контрастирует с лаконизмом обработки древнего подклета широкими пилястрами. В интерьере храма сохранились фрагменты живописи ХVII—ХVIII вв. Трапезная и паперть были построены в ХIХ в.
Церковь Святого Георгия была закрыта в 1930-х гг. Она долгое время стояла без ремонта, и на её крыше выросло дерево в руку толщиной. В 1965 г. обновили внешний облик церкви, но на колокольне не было крыши, и дерево вытянулось высотой с человека. Кресты были сбиты, купола — в дырах, а на колокольне купол покосился. В 1965—1972 гг. прошла реставрация храма. Теперь этот храм включён в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.
Ипатьевский переулок
Вправо от улицы Варварки уходит Ипатьевский переулок. Он получил свое название по церкви Святого Ипатия, известной с ХV в. Но своё название Ипатьевский переулок носит только с ХIХ в., до этого он назывался Строгановским.
В ХХ в. в Ипатьевском переулке были построены новые корпуса здания ЦК КПСС, так что переулок превратился в закрытый внутриквартальный проезд.
Палаты Боровского подворья Пафнутьева монастыря
За Ипатьевским переулком следуют палаты Пафнутьева монастыря. Палаты эти были сооружены в середине ХVII в. и надстроены вторым этажом в 1812—1816 гг. В этих двухъярусных палатах, возможно, находилась иконописная мастерская Симона Ушакова. Каменные палаты в Китай-городе пожаловали Симону Ушакову в 1673 г. По исследованиям реставраторов, парадный фасад был обращён не на улицу, а во двор, где находилось богато украшенное красное крыльцо.
Симон Ушаков (1626—1686) — знаменитый «изограф», иконописец, испытавший на себе влияние западноевропейского искусства.
На протяжении ХIХ—ХХ вв. это подворье использовалось как гостиница. Так, в справочнике 1862 г. говорилось о том, что в этих палатах насчитывалось 22 номера. Сюда съезжался торговый люд, к его услугам был сарай для экипажей и амбар для склада товаров.
В этом подворье, как и во всех монастырских заведениях подобного рода, имелась собственная церковь, освящённая во имя Пафнутия Боровского. Эта церковь была упразднена в 1837 г.
В 1967 г. палаты были передвинуты на нынешнее место из Никольского переулка.
Никитников переулок
Свернём в переулок, уходящий влево от улицы Варварки. Это Никитников переулок. Он получил своё название по фамилии богатого ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова. В Троицкой церкви, находящейся здесь, был придел в честь Грузинской иконы Божьей Матери, вот поэтому и переулок, и церковь называли Грузинскими. Этот переулок носил такое название до 1922 г., после он приобрёл современное название.
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Троицы на Никитниках.
|
В конце Никитникова переулка находится церковь Святой Троицы. Троицкая церковь была построена купцом Григорием Никитниковым на территории своей усадьбы в 1631—1634 гг. Она возводилась на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика на Глинищах. Позже, видимо, церковь Троицы досталась наследникам купца, которые и завершили её возведение в 1653 г. Они построили северный придел Николы и крыльца, хотя северное крыльцо не сохранилось до наших дней.
В ХV в. на этом месте стояла церковь Спаса, наверное, связанная с укреплённым острожком, прикрывавшим в то время ближайшие подступы к городу. В начале ХVII в. здесь, на Глинище, одной из возвышенностей берегового склона реки Москвы, находилась деревянная церковь Никиты Мученика.
В сохранившейся церкви Троицы есть придел, освящённый в честь Грузинской иконы Божьей Матери, поэтому церковь называли Грузинской.
Икона Богоматери «Грузинская» была приобретена в Персии в 1629 г. и поставлена по обету в дальнем северном монастыре. Во время чумы, «морового поветрия», в 1654 г., икону принесли в Москву и поставили в Троицкой церкви в Никитниках, потом сняли с неё копию, которая осталась в церкви.
История Грузинской иконы Божьей Матери такова. В 1622 г. персидский шах Аббас вторгся в пределы Грузии, ограбил её и ушёл с добычей, забрав с собой и икону Божьей Матери. В 1629 г. приказчик ярославского купца Егора Лыткина купил в Персии икону Божьей Матери, унизанную драгоценными камнями. Одновременно Лыткину было во сне видение о покупке для него в Персии бесценного бисера и повеление отослать его вместе с иконой в Черногорский монастырь. Купец исполнил это повеление. Монастырь стал с 1629 г. называться Красногорским, а икона — Грузинской. Икона побывала во многих городах, в том числе и в Сибири, пока в 1654 г., во время морового поветрия, не была принесена в Москву.
Троицкая церковь стояла рядом с домом самого Никитникова, большой подклет её использовался как амбар. В южном приделе церкви Никиты Воина располагалась родовая усыпальница Никитниковых. В нижнем этаже храма в 1904 г. на средства церковного старосты А.В.Александрова был устроен особый придел в память 150-летия избавления от эпидемии и в ознаменование посещения церкви в 1900 г. императором Николаем II.
В 1934 г. Троицкая церковь стала филиалом Государственного Исторического музея. В 1991 г. церковь была возвращена общине верующих.
В оформлении южного фасада Троицкой церкви много сходства с декором теремного дворца, возможно, в строительстве церкви принимали участие царские мастера. Исследователи также предполагают, что храм возводили и выходцы из Ярославля.
Здание церкви — поистине жемчужина русской архитектуры ХVII в., вызвавшее множество подражаний и в столице, и в провинции. Поставленная на высокий подклет на холме, она была видна издалека, привлекая взгляд необыкновенной живописностью силуэта: устремлённый вверх четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников; пять главок стоят на высоких барабанах, украшенных колонками и арочным пояском. Основному четверику вторят пирамиды кокошников двух приделов: северного — Никольского, и южного — Никиты Воина, над усыпальницей купцов Никитниковых. Главному объёму вторят нарядная шатровая колокольня и небольшой шатёр крыльца. Разнообразное декоративное оформление фасадов подчёркивается яркой двухцветной окраской. Уютные интерьеры храма покрыты ковром многоцветной росписи, которая была завершена около 1653 г.
Иконостас главного храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х гг. В верхних рядах помещены иконы «строгановского» письма. Стенопись храма принадлежит царским мастерам Оружейной палаты: Якову Казанцу, Осипу Владимирову, Симону Ушакову и Гавриле Кондратьеву. Это были именитые мастера: Осип Владимиров расписывал Успенский собор Кремля, Яков Казанец — Архангельский собор. Для Троицкой церкви в 1659 г. Яков Казанец и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещения с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская» и «Насаждение древа Государства Российского» принадлежат кисти Симона Ушакова.
Статья подготовлена при поддержке предприятия «Валкон-Марин». Если Вы решили приобрести качественный и надежный понтон для переправки через водоемы и реки, то оптимальным решением станет обратиться на предприятие «Валкон-Марин». Перейдя по ссылке: «купить понтон в Москве», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать понтон по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Valkon-Marine.Com.
Марина ГУРИНА