Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №13/2009
Рецензия

 

Мозговой штурм, аквариум, головоломка...

Е.Е.Вяземский, А.Л.Зверев,
И.С.Сергеев, И.В.Следзевский.

Поурочные разработки по граждановедению. К учебному пособию Е.Е.Вяземского и др. «Я — гражданин России. 6 класс» — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 158 с.
Е.Е.Вяземский, А.Л.Зверев,
И.С.Сергеев, И.В.Следзевский.

Поурочные разработки по граждановедению. К учебному пособию Е.Е. Вяземского и др. «Я — гражданин России. 7-й класс» — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 127 с.

Современная государственная образовательная политика России направлена на усиление воспитательной функции образования, на формирование гражданственности молодёжи как стержневого качества личности.

В связи с этим актуальность и интерес приобретают новые образовательные курсы, например, курс «Я — гражданин России».

В 2009 г. в издательстве «Экзамен» вышли в свет «Поурочные разработки по граждановедению» к учебному пособию «Я — гражданин России» (6—7 кл.) авторского коллектива под руководством Е.Е.Вяземского. Чем интересно данное издание для учителей, что отличает его от других аналогичных изданий?

Ответы на эти вопросы получаешь, как только открываешь пособие. Перед нами — инновационное пособие для думающих творческих учителей! И это не просто громкие слова и красивые эпитеты. Начнём с основных качественных характеристик данного издания.

Методические разработки были рекомендованы к использованию для обучения и воспитания учащихся Центром исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи Федерального агентства по образованию.

Данные методические рекомендации содержат программу курса, поурочное планирование курса, ожидаемые образовательные результаты, примерные критерии оценки, характеристику методических принципов построения и ведения личностно-ориентированного курса граждановедение, а также вариативный методический инструментарий по каждой теме курса и литературу для учителя.

Хотелось бы особо отметить, что данные разработки, по сути, не привязаны к одному конкретному учебному пособию. Это также можно считать их плюсом. Они с успехом могут применяться учителем, использующим на уроке любой учебник.

Методические разработки содержат концепцию гражданского образования, как уже отмечалось, значимую и актуальную для современной школы. Авторы особо подчёркивают направленность курса на всестороннее развитие личности ребёнка. В связи с этим определяют методические подходы, в основе которых заложен принцип сотрудничества и взаимопринятия.

В методических разработках для 6-го класса, открывающих серию, авторы акцентируют внимание учителей на базовых характеристиках гражданского образования, его сущности, функциях, гражданском воспитании. При этом особо отмечается необходимость соблюдения учителями интеграции урочных и внеурочных форм работы для эффективной реализации личностно-ориентированного подхода при изучении курса.

Целью данного курса авторы называют формирование у учащихся основ гражданской компетентности личности.

Авторским коллективом разработаны психолого-педагогические и организационные условия реализации курса, заслуживающие отдельного внимания.

Среди названных условий стоит отметить:

1) принятие принципов личностно-ориентированного образования;

2) ориентация на развитие у школьников критического мышления, творческой активности и совместной деятельности (компетенция по работе в сотрудничестве), умения задавать вопросы, высказывать своё мнение (коммуникативная компетенция);

3) использование поискового способа обучения;

4) включение в учебный процесс различных источников знания: произведений искусства, аудиовизуальных материалов, компьютерных средств;

5) дифференцированные возможности внедрения данного курса в педагогическую практику — в качестве отдельного предмета или стратегии воспитательной системы школы.

Авторским коллективом названы четыре базовых методических принципа курса:

1) принцип «знания в опыте» (компетентностный подход);

2) принцип развивающего диалога;

3) принцип приоритетности групповых форм обучения;

4) принцип самоидентификации.

В поурочных рекомендациях для 6-го класса можно отметить ряд положительных особенностей: все уроки отличаются вариативностью форм: учителю рекомендуется сочетать, например, игровую деятельность учащихся, беседу и выполнение познавательного задания. Все задания и вопросы подобраны с учётом возрастных особенностей учащихся, познавательного интереса и практической значимости (жизненности ситуации).

В пособии по каждой теме приведены несколько афоризмов и высказываний великих людей. На их основе творческий учитель может самостоятельно разработать задания и вопросы для учащихся. Например, обсудить с ребятами, как они понимают высказанную мысль, знают ли они примеры из жизни, подтверждающие афоризм и т.д.

Очень оригинальными и интересными видятся примеры организации деятельности учащихся на уроке, среди них игры-иллюстрации, мини-проекты, беседы-дискуссии, работа с учебником, круглые столы, творческие задания, сочинения и даже игровой психологический тренинг. Такое разнообразие будет актуально и полезно любому современному учителю, от начинающего до многоопытного, каждый из них сумеет найти те интересные задания, формы работы, которые можно органично использовать на своих уроках.

При изучении курса на уроках предлагается обсуждать на первый взгляд простые жизненные ситуации: силу привычки, поступок, силу воли, умение общаться, возникновение семьи и брака, необходимость семьи, семейные традиции, родственников, друзей и просто окружающих людей, дружбу, лидерство, класс.

Несмотря на кажущуюся простоту, поднимаемые проблемы являются фундаментом построения человеческих отношений, взаимодействия и жизни в обществе.

А ведь так важно сформировать личность ответственную, нравственную, образованную, толерантную, способную к сотрудничеству и конкуренции, самостоятельно принимающую решения в ситуациях морального и профессионального выбора. Формирование такой личности начинается с усвоения простых основ жизни и взаимодействия в коллективе.

Те учителя, которые разделяют эту точку зрения, наверняка заинтересуются данным пособием и смогут найти в нём много нужной разноаспектной для педагогического процесса информации.

Поурочные разработки по граждановедению для 7-го класса построены по тем же смысловым линиям, что и вышеназванные, являясь их логическим продолжением.

Авторы использовали очень интересный принцип возрастного подхода, разработанный ещё в начале ХХ в. И.Жуковым, который выделял в каждом возрасте преобладающее настроение детей:

7—8 лет — театральное настроение;

8—10 лет — индивидуальное настроение;

после 11 лет — кооперация.

Из чего авторы пособия делают вывод, что период для развития кооперативной компетенции приходится на 7-й класс.

В связи с чем учителю предлагается максимально широко использовать групповые формы урочной и внеурочной работы, рекомендовать их другим педагогам, работающим с классом.

Среди рекомендуемых авторами методов обучения заслуживают особого внимания «мозговой штурм», «ПОПС-формулы», ранжирование высказываний, сравнение позиций, «аквариум», «головоломка». Данные методы могут заинтересовать многих учителей, возможно их использование как в рекомендуемых авторами учебных ситуациях, так и на уроках по собственному сценарию.

С учащимися 7-го класса предполагается рассмотрение и анализ таких тем как «Малая родина», «Наши соотечественники», «Герои родного края», «Школа в моей жизни», «Школьное братство», «Я — гражданин, мои права и обязанности», «Кто защищает права?» и др. Здесь ключевая роль отводится самостоятельной, творчески активной деятельности детей.

К уже названным формам организации этой деятельности добавляются практические занятия, проектная деятельность, круглые столы с приглашёнными гостями.

Задания для учащихся предполагают вариативность, учитель может менять формулировки, вопросы, если представленные в пособии кажутся ему недостаточно корректными, по своему усмотрению использовать предложенные домашние вопросы и задания для учащихся.

Применение рекомендаций данного пособия видится весьма эффективным в решении поставленной цели — формирование основ гражданской компетентности школьников.

На наш взгляд, яркие, оригинальные идеи, высказанные в пособии, наверняка будут интересны для современного учителя.

Кроме того, в издательстве «Экзамен» готовятся к печати книга для учителя и книга для классного руководителя, входящие в комплект «Я — гражданин России».

Елена КАЛУЦКАЯ,
кандидат педагогических наук,
доцент Московского нового юридического института

TopList