Урок-инсценировка |
Кто с мечом к нам?..
Внеклассное мероприятие по
истории Отечества.
Интеллектуальная игра. 7 класс
Правила игры
В игре участвуют две команды. Они должны придумать визитку, приготовить домашнее задание. Условие каждого конкурса объясняет Ведущий, количество очков, заработанные командой в каждом конкурсе, определяет и подсчитывает жюри.
Цели игры
1. Повышение интереса учеников к предмету история.
2. Расширение и углубление знаний и умений учащихся по предмету.
3. Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учеников в нестандартных игровых ситуациях.
4. Воспитание уважения к истории Отечества, патриотизма.
Оборудование: на усмотрение учителя — можно оформить зал, где проходит игра, в стиле XVIII в.; повесить портреты русских царей и т.д.
ХОД ИГРЫ
Звучит произведение Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».
Ведущий.
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живёт народ,
Высокий и красивый, —
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.
С.Н.Присекин. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» |
Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем игру по истории. Её девиз: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». Это слова из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов». На уроках истории вы узнали о том, как образовалось и развивалось Российское государство, какие цари и императоры управляли им, какой вклад они внесли в русскую историю, какие войны и крестьянские восстания пережила наша страна. В этой игре нужно будет вспомнить всё это и показать свои знания. Мы должны знать прошлое нашей Родины для того, чтобы лучше разбираться в нашей сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные факты.
Наш конкурс охватывает историю России с древнейших времен до XIX в.
Заранее были выбраны две команды из двух параллельных классов. Они должны были приготовить название, девиз, эмблему и приветствие.
Все конкурсы оценивает жюри.
I конкурс. «Приветствие»
Команды должны заранее подготовиться к этому конкурсу. Например, название команды может быть «Золотая Орда», а девиз — «Лучше славная кончина, чем позорное житьё». Или «Мушкетёры» с девизом «Один за всех, и все за одного» и т.д.
При оценивании обращается внимание на внешний вид участников, эмблему, выход команды, соответствие названия команды и девиза — той эпохи, которую непосредственно изучают на уроках истории.
II конкурс. «Разминка»
Нужно закончить фразу. Если команда выполнит задание, то получает 2 балла, если вспомнит автора, то 3 балла.
Для 1-й команды
Кто с мечом к нам придёт…» (от меча и погибнет!)
(Слова Александра Невского, связанные с известным евангельским изречением.)
Для 2-й команды
«Пришёл, увидел, …» (победил.)
(Юлий Цезарь в 47 г. до н.э.)
III конкурс. «Сюрприз»
Домашнее задание
Для этого конкурса команды заранее готовят рисунок, изображающий какой-то сюжет из средневековой Руси. Например, из военной истории или истории культуры.
Представители другой команды должны определить, о каком событии идёт речь, когда оно произошло, назвать героев, указать его значение.
IV конкурс. «Быстрота и натиск»
Каждый участник команды отвечает на вопрос. Если отвечает правильно, получает один жетон или звёздочку. Если ответа нет, любой другой участник может ответить на вопрос, и уже он получит жетон. В этом конкурсе побеждает та команда, которая набирает большее количество жетонов.
Вопросы для 1-й команды
1. Какая птица с незапамятных времён стала символом смелости и удали? (Сокол.)
2. В каком году произошло Крещение Руси и при каком князе? (Около 988 г., святой равноапостольный князь Владимир.)
3. Место, где происходило «Ледовое побоище». (Чудское озеро.)
4. Какое главное сражение решило исход Северной войны на суше? (1709 г., Полтавская битва.)
5. Столица древнерусского государства, «матерь русских городов». (Киев.)
6. Предводитель русских воинов в битве на Куликовом поле. (Князь Дмитрий Донской.)
7. Первый российский император. (Пётр I.)
8. Как называют военно-морской флаг в России? (Андреевский.)
9. Царь, проводивший политику опричнины. (Иван Грозный.)
10. Имя князя, прозванного Мудрым. (Ярослав.)
Вопросы для 2-й команды
1. Кто стал первым русским царём? (Иван IV.)
2. Сколько лет длилась Северная война? (21 год.)
3. Год воссоединения Украины с Россией. (1654 г.)
4. За какую победу и в каком году князь Александр Ярославович прозван Невским? (За победу над шведами в 1240 г. на реке Неве.)
5. Какая птица может служить почтальоном? (Голубь.)
6. В каком году началось строительство Петербурга и с какой крепости? (1703 г., 16 мая, с построения Петропавловской крепости.)
7. Что такое ярлык? (Ярлык — право на княжение, которое получали русские князья в ставке хана.)
8. При каком царе составлен первый Судебник? (1497 г., Иван III.)
9. В каком году была Куликовская битва? (1380 г.)
10. Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил.)
V конкурс. «Задание из конверта»
Команды получают конверты. Даётся описание какого-либо события, и нужно его назвать.
Для 1-й команды
На восходе солнца рыцарская конница ринулась в атаку. Немцы построились в виде клина — «свиньи». Зная эту тактику, князь <…> укрепил фланги и в разгар боя взял рыцарское войско «в клещи».
«И нигде не видно было льда, всюду кровь лилась», — сообщает летописец.
Ответ: 5 апреля 1242 г. Ледовое побоище.
Для 2-й команды
Когда солнечные лучи разогнали туман, противники увидели друг друга. Плотная тёмно-серая туча ордынцев надвигалась на переливающуюся блестящими доспехами русскую рать. По преданию, бой начали поединком богатырей — Челубей встретился с Александром Пересветом.
Ответ: 8 сентября 1380 г. Куликовская битва.
VI конкурс. «Капитаны»
Представляются две картины художника В.Сурикова.
Для капитана 1-й команды «Боярыня Морозова».
Вопрос. Какое историческое событие положено в основу этой картины?
Ответ. Церковный раскол или реформа патриарха Никона в XVII в.
Для капитана 2-й команды «Утро стрелецкой казни».
Вопрос. В каком году происходило событие, изображённое на картине?
Ответ. В 1698 г, после возвращения Петра из Великого посольства, т.е. из первой поездки за границу.
Игра со зрителями
Между конкурсами можно поработать с болельщиками. Задаётся вопрос, и если болельщик команды ответит на него, то очки засчитываются той команде, за которую он «болеет».
1. Правило, обязательное для всех граждан государства. (Закон.)
2. Плата за проезд и право торговли. (Пошлина.)
3. Богиня любви и красоты у древних греков. (Афродита.)
4. Церковный суд в западном Средневековье. (Инквизиция.)
5. Первый президент США. (Вашингтон.)
6. Родина арабов. (Аравийский полуостров.)
7. Сплав меди и олова. (Бронза.)
8. Письменное отпущение грехов в Католической церкви. (Индульгенция.)
9. Отец Александра Невского. (Князь Ярослав.)
10. Священная книга мусульман. (Коран.)
11. Родина хлопка. (Индия.)
12. Мастер, отливший царь-пушку. (Андрей Чохов.)
13. Материал для письма в древнем Новгороде. (Береста.)
14. Земельное владение, передаваемое на Руси по наследству. (Вотчина.)
15. Ордынский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле. (Мамай.)
Жюри подводит итоги.
Литература
Нестандартные уроки. История. Волгоград., 2002;
Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов-на-Дону.: «Феникс». 2006.
Алсу ГАЛЕЕВА,
Республика Татарстан