Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №7/2009
Задание по теме

XX век в истории России и моей семьи

 

Исследовательские проекты учащихся. 9 —11 классы

 

Каждый учитель считает свой предмет самым важным и может привести массу тому доказательств в разговоре с коллегами, родителями или «нерадивыми» учениками. Я же считаю свою любимую историю самым «многострадальным» учебным предметом. Не буду заходить в дебри десятилетий преподавания его исключительно с марксистско-ленинских позиций. Достаточно оглянуться на последние полтора десятка лет, чтобы увидеть, как много «намудрили» со школьной историей наши уважаемые чиновники от образования. Тут тебе и концентрическая система вместо линейной, и подходы разные, и стандарты новые. А уж учебники истории не критиковал только ленивый! И всё это с благими намерениями.

Однако у меня часто возникает вопрос: если в советское время историю преподавали «неправильно», а сейчас столько делается для того, чтобы исправить ситуацию, почему мы — «дети застоя» — знаем и любим историю своей страны со всеми её победами и трагедиями, а мои нынешние ученики зачастую относятся к самым драматическим событиям совершенно индеферентно?

Однажды по этому поводу в учительской даже развернулась довольно бурная дискуссия. Один из учителей возмутился, что ученик 7-го класса не смог сказать ему, в каком году началась Великая Отечественная война. Претензии, конечно, были предъявлены учителям истории, но постепенно в спор включились все, кто находился в учительской. Вот тогда-то и были произнесены слова, которые, на мой взгляд, многое (хотя и не всё, конечно) объясняют. Один коллега, желая утихомирить разбушевавшиеся не на шутку страсти, сказал: «Да вы поймите! Для двенадцатилетнего ребёнка всё равно, что Великая Отечественная война, что Куликовская битва!» Прозвенел звонок, все разошлись по урокам, но мои мысли всё витали вокруг болезненной темы.

Статья опубликована при поддержке магазина электротоваров "ЭлМир". Осветительное оборудование - офисное, складское, наружное освещение, светодиодные светильники уличного освещения купить, а также комплектующие, шинопроводы, предохранители, рубильники, переключатели, щитовое оборудование, динамики, усилители и другие товары. Проектирование и электромонтаж, доставка по Москве и в регионы, самовывоз из Подольска, проверенные производители, гарантия качества. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты, условия доставки и оформить заказ Вы сможете на сайте магазина: эл-мир.рф.

Действительно, когда мы изучали историю той же Великой Отечественной войны, были живы и ещё полны сил наши деды — её непосредственные участники, мы воспитывались на их рассказах. Они приходили в школы, и дети видели живых участников войны, тех, кто защитил страну. Сейчас даже недавние, с точки зрения сорокалетнего человека, события XX в. перекочевали на страницы учебников. Дети, которых я теперь учу, родились уже после распада Советского Союза, и даже такие фамилии как Брежнев, Горбачёв им мало о чём говорят. К тому же, во многих семьях, озабоченных добываем хлеба насущного, не принято рассказывать детям о том, что было двадцать, пятнадцать, десять лет назад. Вот и получается, что история воспринимается отчуждённо, как что-то, не имеющее отношения к конкретному ребёнку и его семье (согласно присказке «это было давно и неправда»).

Так что же, всё так грустно и ничего нельзя исправить? А выход есть, и, как часто бывает, он находится там же, где и вход. Для того, чтобы воспринимать и понимать события, нужно их пережить, «пропустить через себя». Это можно сделать опосредованно, через исследование какой-либо близкой ребёнку темы. А что может быть ближе истории своей семьи и своей малой родины?

Вот что написал мой ученик, предки которого были высланы в Якутию во время сталинских репрессий, во введении к своей исследовательской работе:

«Во время подготовки доклада я долго думал, как обосновать актуальность своего исследования. Мне казалось, что история моей семьи (несомненно, интересная и важная для меня и всех Сергеевых) потеряется в масштабах такой огромной страны. И вот недавно учительница дала мне прочитать интересную статью в газете “Первое сентября”. Называлась она “Поражение памяти” и была посвящена таким же школьным исследованиям, какими занимаюсь я. В ней, в частности, приводились такие факты: “Пожилой московский респондент Николай Иванович поведал нам, что его деда-крестьянина забрали в 1930-е гг. без объяснения причин, и с тех пор его больше никто не видел, даже фотографии не сохранилось…” И дальше автор статьи писала: “Забыть о жертвах репрессий, отказаться от их памяти и свидетельств означает признать, что нацизм, тоталитаризм, лагерь победили, и более того, победили невидимо…” С этого момента для меня всё встало на свои места. Забвение своих предков, нежелание узнать о них, прочувствовать их судьбу может иметь грустные последствия не только для каждой конкретной семьи. История страны складывается из маленьких историй таких семей как океан из крохотных капель».

Ю.Ф.Орлов в молодости (слева) и после отбывания ссылки (справа) в посёлке Сангар
Ю.Ф.Орлов в молодости (слева)
и после отбывания ссылки (справа) в посёлке Сангар

Эта работа была написана в 2008 г., но наши школьные исследования начались гораздо раньше, и здесь свою роль вновь сыграла «История», на этот раз — любимая методическая газета, которая в 1998 г. вместе с другими учредителями объявила первый конкурс исследовательских работ учащихся «Прошлое России в истории моей семьи». Нет, мы тогда не участвовали в конкурсе, а только с восхищением читали труды учеников моих замечательных коллег, но этот импульс способствал расширению различных форм исследовательской работы на уроках истории. А три года спустя в 11-х классах Сангарской гимназии стартовал внеурочный учебный исследовательский проект «История России XX века в истории моей семьи».

В начале работы над проектом мы ставили такие цели: создать целостное представление об истории Отечества ХХ в.; установить связь между историей семьи и историей страны; повысить интерес к изучению истории; вызвать чувство гордости за своих предков.

Конечным продуктом проекта должны были стать доклады одиннадцатиклассников об истории своих семей в разные периоды ХХ в., а учебным результатом — опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный интеллектуальный продукт.

Время работы над проектом было разделено на 6 этапов, содержание которых хорошо известно учителям, применяющим в своей работе метод проектов.

Наши юные исследователи последовательно проходили каждый этап, представляя промежуточные результаты и фиксируя их в Паспорте проекта. На каждом этапе этой кропотливой самостоятельной исследовательской работы их курировал, консультировал и подталкивал в нужном направлении учитель. Роль педагога в проектной деятельности не совсем обычна, но очень важна. Он выступает как инициатор, организатор и равноправный участник проекта; анализирует ситуацию, выдвигает идеи, в нужный момент «подставляет плечо». Самое главное для учителя — удержаться от прямых подсказок, даже в самые тупиковые моменты.

Гурам Доленджашвили. Посёлок Сангар. 1975 г.
Гурам Доленджашвили. Посёлок Сангар. 1975 г.

У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке собственной деятельности. Таким образом, на каждом этапе им необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала, проведении анализа проделанной работы.

Через три месяца одиннадцатиклассники представили двадцать пять проектов под общим названием «ХХ век в истории России и моей семьи». Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную в течение столетия, ученикам было предложено выбрать для работы любой период ХХ в. Из двадцати пяти проектов десять освещали период Перестройки в СССР, пять — «брежневское» время, пять — период Великой Отечественной войны и только пять проектов так или иначе затрагивали весь ХХ в.

У тех ребят, в семьях которых плохо знают свою родословную, доклады получились бедными, вымученными. Теоретическая часть в них превалировала. Более того, некоторые родители выразили непонимание и недовольство подобной нестандартной работой. Однако даже такие ученики в процессе выполнения проекта многому научились: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т.д.

Гурам Доленджашвили (слева) в посёлке Сангар. 1975 г.
Гурам Доленджашвили (слева) в посёлке Сангар. 1975 г.

Совсем иными получились доклады ребят, в семьях которых чтут традиции и уважают память предков. На их представлении время пролетало незаметно. Даже учителя истории открывали для себя новые факты и подробности. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей, или разбрасывали семью по всему свету, как встретились в Якутии ссыльная ленинградская немка и бурятский парень, как складывалась история старообрядческой семьи после установления советской власти, с благоговеньем рассматривали чудом сохранившиеся «блокадные» талоны на хлеб.

При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос «Что вам дала работа над проектом?». Суммируя ответы, можно отметить следующее:

• изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;

• они лучше узнали эпоху «изнутри»;

• в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальной;

• работа способствовала сохранению традиций, нравственных ценностей, исторического опыта;

• многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.

Один из участников проекта завершил свою работу такими словами:

«На примере жизни моих бабушки и деда, переживших тяготы и репрессии ХХ века, можно лучше понять историю огромного и загадочного для нынешней молодёжи государства — страны Советов. Страны, в которой родились я и мои одноклассники — СССР...

Сейчас моей бабушке Елизавете Ивановне Азаргаевой (Риттер) 82 года. Она тяжело болела: перенесла брюшной тиф и туберкулёз, но всегда отличалась стойкостью, жизнерадостностью и активной жизненной позицией. Была секретарём партийной организации, читала лекции, участвовала в художественной самодеятельности (она хорошо поёт). И сейчас бабушка продолжает активно сотрудничать с газетой и общественными организациями, пишет статьи и даже сочиняет стихи.

Её жизнь была тесно связана с историческими событиями, происходившими в стране — СССР, а позднее в России.

Вместе со страной она пережила блокаду Ленинграда, Великую Отечественную войну, репрессии, работала, не жалея сил, во имя благосостояния и расцвета своей страны. Радовалась трудовым успехам Родины, полёту первого космонавта. Пережила горбачёвскую перестройку, развал экономики, с болью в сердце наблюдала за распадом Советского Союза, повидала много советских и партийных лидеров, начиная со Сталина. Она всегда оставалась Человеком с большой буквы, за что я ею горжусь и очень люблю».

Разрабатывая в течение ряда лет учебные исследовательские проекты по истории семьи, мы обратили внимание на то, что у многих ребят родственники так или иначе пострадали от репрессий. В посёлке Сангар и сейчас живут люди с немецкими и финскими фамилиями: Далингер, Вализер, Пыпин, Пухилас и другие. Так возникла идея нового проекта. И оформить эту идею вновь помогла газета «История», в которой появилось объявление, что музей А.Д.Сахарова проводит конкурс «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». В сентябре 2005 г. мы начали работу над проектом с аналогичным названием.

Цели проекта были определены так: более глубокое изучение истории политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР; сохранение памяти о жертвах политических репрессий.

В рамках общей темы ученики могли выбрать любой период истории СССР. В результате исследовались репрессии в целом по стране, а также в Якутии, в Кобяйском районе и посёлке Сангар. Работа над проектами проходила поэтапно. Составлялись паспорта индивидуальных или групповых проектов. Защита проходила в декабре на школьной конференции исследовательских проектов учащихся.

Технологическая карта конференции исследовательских проектов учащихся по теме
"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"

Тема конференции «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»
План конференции 1. Организационный момент.

2. Защита исследовательских проектов.

3. Выступление членов жюри. Подведение итогов.

Подготовка к конференции Этапы проектной деятельности
1. Информационный Установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.
2. Плановый Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями. Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.
3. Поисковый Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. Начинается отбор информации.
4. Обобщающий Проводится обработка полученной информации. Интерпретируются факты, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.
5. Этап представления и защиты проекта Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретённые знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.
6. Аналитический Анализируются результаты работы над проектом.
Ожидаемые результаты Более глубокое знание учащихся о политических репрессиях в СССР и их жертвах; об особенностях истории нашей страны в ХХ в. Умение проанализировать и дать оценку изученным событиям.
Методы и формы организации деятельности учащихся Метод проектов — этап представления и защиты проекта.

Форма — конференция исследовательских работ учащихся.

Развитие умений и навыков Исследовательские, аналитические навыки; умение выступать перед аудиторией, публично защищать свою работу.
Основные понятия и термины Репрессии, тоталитаризм, ГУЛАГ, реабилитация, диссиденты, правозащитники.
Оборудование Стенды учащихся.
Источники информации Архивные документы, статьи в районной газете «Дабаан», материалы краеведческого отдела районной библиотеки, воспоминания очевидцев, историческая литература, Internet.

На конференции было представлено двенадцать индивидуальных и групповых проектов.

Первый проект был посвящён анализу уровня знаний молодёжи о политических репрессиях. В процессе его подготовки авторы провели социологическое исследование среди учащихся старших классов гимназии. Его результаты ещё раз подтвердили актуальность темы и помогли аргументировать цель и задачи конференции.

Гурам Доленджашвили. Посёлок Сангар. 1975 г.
Гурам Доленджашвили.
Посёлок Сангар. 1975 г.

Дальнейшие выступления были сгруппированы следующим образом: 1-я группа — «Репрессии в СССР», 2-я группа — «Репрессии в Якутии», 3-я группа — «Репрессии в Кобяйском районе и п. Сангар». Авторы представляли свои исследовательские проекты в течение 7 минут. Во время представления они кратко освещали актуальность, цель, задачи своей работы, а также представляли собственные исследования и выводы, отвечали на вопросы жюри.

Необходимо отметить, что все проекты были подготовлены очень качественно. Они содержали необходимый исследовательский компонент, были грамотно оформлены и представлены. По сравнению с предыдущим проектом, уровень работ стал намного выше. Это произошло потому, что у этих ребят уже был опыт исследовательской проектной деятельности на уроках истории и обществознания. Главная трудность, с которой столкнулось большинство юных исследователей — недостаток информации, особенно о репрессиях в Якутии, Кобяйском улусе и посёлке Сангар. Литература по репрессиям в Якутии очень малочисленна, а источников по репрессиям в Кобяйском улусе и п. Сангар практически нет. Свои работы ребята выполнили, используя, в основном, метод опроса очевидцев и информацию из Internet.

Несмотря на эти сложности, все проекты получились очень интересными.

Как пример привожу краткое содержание работы, посвящённой одному из известных диссидентов Ю.Ф.Орлову, который в середине 1980-х гг. отбывал ссылку в селе Кобяй нашего района (улуса).

Тема «Кобяйская ссылка Ю.Ф. Орлова»
Автор Сивцева Вера, ученица 11«Б» класса МОУ «Сангарская гимназия».
Актуальность В истории диссидентского движения есть одно громкое имя, имеющее отношение к нашему улусу. Это — Ю.Ф.Орлов. Знаменитый физик и диссидент два года ссылки отбывал в селе Кобяй, Кобяйского района ЯАССР. О кобяйской ссылке он написал в своей книге «Опасные мысли». Однако среди жителей нашего района мало кто знает об этом. Вот почему необходимо исследовать обстоятельства кобяйской ссылки Ю.Ф.Орлова.
Цели • более глубокое изучение истории политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР;

• сохранение памяти о жертвах политических репрессий.

Задачи 1. Изучить источники по кобяйской ссылке Ю.Ф.Орлова.

2. Провести опрос очевидцев, знавших Ю.Ф.Орлова.

3. Обобщить изученный материал и сделать выводы.

Краткая информация по содержанию проекта

Знаменитый учёный и диссидент Ю.Ф.Орлов в 1984—1986 гг. отбывал ссылку в с. Кобяй Кобяйского района ЯАССР. Это были трудные годы. Власти всячески старались осложнить жизнь Ю.Ф.Орлова в далёком селе. Знаменитый физик работал сторожем. Он испытал в ссылке всё: недоверие и отчуждённость местных жителей, нужду, побои. В то же время встретил здесь и друзей.

Свои свидетельства о жизни Ю.Ф.Орлова в с. Кобяй дали: бывший плотник Сангарского ПМК И.Скубейников (он работал на строительстве детского сада в с. Кобяй, который сторожил Ю.Ф.Орлов), В.Токарев — лётчик, который вывозил Ю.Ф.Орлова из Кобяя, Л.Нектегяева — учитель физкультуры, уроженка села Кобяй (Ю.Ф.Орлов жил рядом с их домом) и др.

После изучения материалов и свидетельств о кобяйской ссылке Ю.Ф.Орлова можно сделать следующие выводы: причиной отчуждения и недоверия большинства населения с. Кобяй к Ю.Ф.Орлову была пропаганда КГБ, распространявшего по району слухи, что он — американский шпион. Жители п. Сангар, познакомившиеся с Ю.Ф.Орловым, относились к нему по-другому, потому что большинство населения п. Сангар составляли приезжие, часто неплохо образованные люди. Среди населения посёлка Сангар также было немало ссыльных или их потомков. Вот почему, по свидетельствам очевидцев, никто не верил, что Ю.Ф.Орлов — американский шпион. Все прекрасно понимали, что он был сослан «за политику».

Все опрошенные характеризовали Ю.Ф.Орлова как очень доброжелательного, интеллигентного, простого в общении человека, достойно переживавшего тяжёлые обстоятельства своей жизни.

Обидно, что на протяжении практически всей истории наше государство так мало ценит своих граждан, которые в других обстоятельствах могли бы так много для него сделать.

Отвечая на традиционный вопрос «Что вам дала работа над проектом?», учащиеся отмечали, что их знания по этой теме стали более глубокими. Многие указывали, что до работы над темой даже не представляли масштабов репрессий в стране и всего трагизма этих страниц отечественной истории.

Тесты и контрольные подтвердили, что ученики, выполняющие исследовательский проект, получают гораздо более прочные и глубокие знания, чем те ребята, которые проекты не разрабатывали.

В ходе работы над исследовательским проектом многие учителя и авторы осваивают новые виды деятельности, связанные с информационными технологиями. Обработка материалов и оформление результатов исследования требуют освоения таких программ как Word, Excel. Практически все работы защищаются с использованием слайдовых презентаций, что предполагает хорошее знание Power Point.

На защите проектов. Работа жюри
На защите проектов. Работа жюри

Лучшие доклады мы представляем на улусной, региональной и республиканской конференции «Шаг в будущее», отправляем на всероссийские дистанционные (что очень важно из-за удалённости нашего посёлка от центров науки и культуры) фестивали и конкурсы. Не всегда получаем награды, случаются и разочарования. Так один из моих учеников на региональной конференции «Шаг в будущее» случайно услышал слова эксперта, что его работа, посвящённая репрессированной бабушке-блокаднице, неактуальна (!). Есть интереснейшие конкурсы, которые посвящены «малым» темам: истории личности, семьи, малой родины. Один из них ежегодно проводит Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» — «Человек в истории. Россия — XX век». Работа упомянутого выше ученика вышла в финал данного конкурса.

Награды, конечно, получать приятно и полезно. Но всё же важнее другое. Мы столько говорим о воспитании социально-активной личности — гражданина и патриота. Быть может, такая исследовательская работа, в процессе которой наш ученик лично «прикоснётся» к страницам отечественной истории и поймёт, что эту историю создаёт каждый человек, способствует гражданскому воспитанию гораздо больше любых громких слов.

Литература для учителя, начинающего разрабатывать
с учениками исследовательские проекты

Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход при изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 9, с. 10—20.

Аминов А.М. Проектная деятельность в гражданско-правовом образовании учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 2, с.20—29.

Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, № 1, с.116—119.

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: Развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, № 9, с.177—180.

Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Школьные технологии, 2000, № 4, с. 10—14.

Клименко А.В., Подколзина О.А. проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе, 2000, № 9, с. 27—39.

Лебёдушкина О. Поражение памяти. В газете «Первое сентября», № 20, 2008 г.

Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 96 с.

Сергеев И.С. Освоили метод учебных проектов. Что дальше? // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 9, с. 20—29.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Сиденко А.С. Метод проектов : история и практика применения //Завуч, 2003, с.47—56.

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы, 1998, № 3.

В статье цитировались отрывки из докладов учеников МОУ «Сангарская гимназия»

1. Грицай Владимир. «Правда памяти», 2008 г.

2. Азаргаев Баин. «Цена счастливой жизни», 2002—2006 г.

3. Сивцева Вера. «Кобяйская ссылка Ю.Ф. Орлова», 2005 г.

Елена САВИЦКАЯ,
лауреат конкурса «Я иду на урок истории»,
п. Сангар, Якутия

TopList