Задание по теме |
«Я — гражданин России»
Интегрированный урок истории и обществознания. 10—11 классы
Цели урока: • подвести учащихся к пониманию того, что осознанные взгляды человека на мир, на своё место в нём, побуждающие его к определённым поступкам, не могут возникать путём навязывания или принуждения, а формируются под влиянием умственной (интеллектуальной) деятельности и напряжённой работы души, нравственного чувства; • показать, что именно союз ума и чувства, их согласованность с нравственностью свидетельствуют о духовном богатстве человека; • воспитание уважения к истории, литературе, обществознанию.
Задачи урока: • способствовать формированию правовой культуры учащихся; • пробудить у учащихся уважительное и осознанное отношение к правовым документам, Конституции и Всеобщей Декларации прав человека.
Оборудование: • магнитофон, аудиокассета с записью Гимна РФ; • аппаратура для презентации урока; • библиотечка правовых документов; • слайды, фотографии, связанные с историей Конституции в СССР и Российской Федерации.
ХОД УРОКА
Звучит Гимн РФ.
Учитель обществоведения (о теме урока, целях и задачах). У Николая Алексеевича Некрасова есть стихотворение «Поэт и гражданин», где мысли автора вложены не только в уста поэта, но, главным образом, в высказывания гражданина. В XX в. на эту же тему высказалась Анна Андреевна Ахматова: «Я была тогда с моим народом/Там, где мой народ, к несчастью, был» — эти строки ахматовского «Реквиема» перекликаются со знаменитыми некрасовскими: «Я лиру посвятил народу своему».
Нельзя жить в России и быть равнодушным к её судьбе, потому что нельзя быть равнодушным к своей собственной судьбе. А это и есть гражданское чувство.
Главная тема нашего урока — человек, гражданин России. Звание «гражданина» в развитых демократических обществах было очень почётным, оно связано с наличием определённого круга прав и обязанностей, причём они неразрывно взаимосвязаны.
Демократия — это именно та форма государственной власти, которая наилучшим образом мобилизует гражданина быть одним из деятельных элементов своего социума. Демократия прямо обращается к каждому гражданину — соучаствуй в наших делах, соучаствуй в системе власти.
Основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах. Эти законы выработаны демократическим путём: народ избрал депутатов законодательных органов, а они, учитывая волю избирателей, установили правовые нормы, в том числе и в форме требований общества к гражданину. Так принято во многих странах мира. Это зафиксировано и во Всеобщей Декларации прав человека.
Учитель истории. В демократиях Древней Греции (наиболее типичной из них были Афины) каждый свободный гражданин по достижении совершеннолетия имел право принимать активное участие в обсуждении общественных дел; каждый мог быть избран для отправления любой общественной должности, административной, судебной или военной; суд производился всенародно. Моментом, определяющим понятие демократии в древности, было, таким образом, участие каждого свободного гражданина в управлении, но не личная свобода; напротив, власть государства над личностью и собственностью даже свободных граждан была весьма велика, а личная свобода (в современном смысле) весьма ограничена.
В России тоже были важнейшие элементы демократии. В Древней Руси — это вече, затем Земские соборы. В период царствования Петра I демократические институты были практически уничтожены, но во время Великих реформ Александра II было создано земство.
Демократия стара почти так же как монархия, обе они древнее государства. Если прообраз монархии — семья, то демократия восходит к роду, равноправию сородичей. С увеличением населения и размеров государства прямая демократия сменяется представительной.
Хочется обратить ваше внимание на то, что международный правовой документ, Всеобщая Декларация прав человека, был создан в 1948 г. Этот документ был ответом международного сообщества на Вторую мировую войну и ставил целью помочь восстановлению попранных тоталитарными режимами основных прав и свобод человека, защитить достоинство личности, помочь установить дружеские отношения между народами, укрепить всеобщий мир и безопасность.
Учитель зачитывает фрагмент из Декларации прав человека. Приложение 1.
Ребята! Обратите внимание, как актуальна в наши дни статья 29 Конституции Российской Федерации, которая запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, пропаганду и агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Как вы думаете, какие же обязанности лежат на гражданине нашей страны? (Ответы учеников.)
Обязанности гражданина зафиксированы в действующей Конституции РФ.
Конституция не только политический и юридический, но и мировоззренческий документ. Наша Конституция провозглашает высокие демократические принципы, на которых должен основываться наш общественный и государственный строй: это верховенство закона; признание и гарантии прав человека и гражданина; политический, идейный и экономический плюрализм; закрепление демократических форм управления — разделения властей, всеобщего избирательного права; вовлечённость нашего государства в мировое сообщество; признание примата международного права и т.д.
Что означает слово «конституция»?
1-й учащийся. Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, устройство. Конституция — это основной закон государства, неизменяемая часть законодательства; она определяет основы конституционного строя, государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных и судебных органов власти, устанавливает главные принципы избирательной системы, фиксирует права и свободы граждан, символы государства. Нередко её положения имеют прямое действие, т.е. не требуют для реализации непременной «расшифровки», конкретизации в соответствующих правовых актах.
Учитель обществоведения. Каково место Конституции среди других правовых документов?
2-й учащийся. Роль Конституции как юридического документа весьма велика. Она — основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с её положениями. Нарушения конституционных положений являются очень серьёзными правонарушениями. Вопросы соответствия тех или иных действий, правовых актов Конституции рассматривает Конституционный Суд РФ.
Учитель истории. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. — первая в нашей истории демократическая Конституция, заставляющая по-новому осмыслить роль права в жизни человека, общества, объявившая Россию правовым государством. Уважение к закону — основа юридической ответственности личности.
Поговорим о роли Конституции в обществе. Конституция — одна из важнейших основ демократии. Само её появление в конце XVIII в. стало следствием ликвидации монархического абсолютизма. В дальнейшем, в том числе и в наше время, основной ролью Конституции было и остаётся последовательное утверждение демократического устройства государства. В этом её суть, главная цель. В связи с этим можно выделить две главные задачи современной Конституции: обеспечить такое устройство власти, когда она ограничена правом (право выше власти); закрепить неотъемлемые права человека.
Учитель обществоведения. В монархической России был опыт создания проекта конституционных преобразований. План этих преобразований, созданный министром М.Т.Лорис-Меликовым к 1881 г., был назван современниками «первой конституцией». Он представлял собой завершающий акт реформ Александра II. Неограниченные полномочия, предоставленные Михаилу Тариеловичу, позволили ему тщательно продумать все необходимые преобразования с тем, чтобы представить императору чёткую программу действий. Основным стремлением Лорис-Меликова была если не полная ликвидация, то существенное ограничение действий революционных сил. Он понимал, что разгул терроризма, направленного против властей, ставит под угрозу итоги великих реформ. В проекте дополнения государственных реформ Лорис-Меликов старался в значительной степени изменить формы борьбы с грядущей революцией.
Учитель истории. Помимо реформ в сфере обеспечения общественного порядка, Лорис-Меликов стремился к некоторой демократизации системы управления. Он предложил расширить компетенцию земских представительств и органов настолько, чтобы они могли решать некоторые вопросы судебного, финансового и надзорного характера. Министр стремился понизить уровень коррупции, получать достоверные сведения о проблемах в стране. Одним из самых блестящих замыслов Михаила Тариеловича в рамках его «конституции» был план о равномерном распределении налогового бремени, причём часть сборов с низших классов он предлагал переложить на высшие. Но, к сожалению, на деле он смог лишь отменить акцизные сборы на соль, остальные мероприятия под разными предлогами откладывались Сенатом. В день окончательного рассмотрения проекта Лорис-Меликова император был убит. Новый монарх не был заинтересован в «демократизации», и потому столь необходимые стране преобразования не смогли осуществиться. Их стал претворять в жизнь только внук Александра II, Николай II. К тому времени реформы уже не могли спасти страну и монархию от революции.
Учитель обществоведения. В преамбуле Конституции России констатируется следующее(зачитывает Приложение 2).
В самой структуре содержания преамбулы видны пути решения главных задач нашей страны. Каково было отношение к Конституции (конституционному вопросу) в дореволюционной России?
3-й учащийся. В дореволюционной России отношение к Конституции было неоднозначным, противоречивым. Простой народ не имел совершенно никакого представления о подобного рода юридических актах. Небольшой же слой образованного народа разделился на сторонников конституционного правления и противников его. Сторонники («западники», «либералы») доказывали, что без Конституции Россия обречена на всестороннее отставание от развитых стран. Противники («почвенники», «славянофилы») были против принятия Конституции.
Учитель истории. Почему некоторые слои российского общества опасались принятия Конституции?
4-й учащийся. Почвенники, славянофилы, консерваторы были против принятия Конституции и установления конституционного правления, потому что считали, что Конституция — это фактор, дестабилизирующий ситуацию в государстве (поскольку развязывает руки многочисленной оппозиции властям), в условиях же монархии потребность в ней весьма мала, ибо «отеческое» правление царя — самодержца — самый наилучший и эффективный способ управления огромной страной с неоднородным по национальному и социальному составу населением.
Учитель обществоведения. Даже Лев Толстой, остро критиковавший монархическую власть, писал, что менять монархию на Конституцию — это такой же вздор, как если бы вместо православия в качестве религии ввели бы пашковство или скопчество (т.е. мелкие секты).
Когда в России были приняты основные Государственные законы?
5-й учащийся. Во время революционных событий 1905 г. в России 17 октября 1905 г. был провозглашён Манифест. Населению обещались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова и собраний».
Народ получил право принять действенное участие в управлении государством через Государственную Думу (представительную и законодательную власть). Манифест 17 октября являлся частью Основных государственных законов, которые были приняты вскоре и стали играть роль Конституции.
Учитель истории. Какие Конституции принимались после Октября 1917 г.?
6-й учащийся. После Октября 1917 г. была принята Конституция РСФСР 1918 г. Это была Конституция классовой борьбы, Гражданской войны.
7-й учащийся. Затем была принята Конституция СССР 1924 г. Она закрепила создание СССР на тех основаниях, которые в начале 1990-х гг. привели к распаду Советского Союза.
8-й учащийся. Через год была принята Конституция РСФСР 1925 г. как части СССР; затем Конституция СССР 1936 г. («сталинская», но на самом деле написанная Н.И.Бухариным). Это так называемая Конституция «победившего социализма».
9-й учащийся. Конституция РСФСР была принята вслед за союзной в 1937 г., затем Конституция СССР 1977 г. — «манифест развитого социализма», а Конституция РСФСР 1978 г. — республиканский вариант союзного «манифеста».
10-й учащийся. Наконец, после краха «развитого социализма», в декабре 1993 г., в результате референдума была принята Конституция РФ, закрепившая основы конституционного строя в условиях рыночной экономики, построения правового демократического государства.
Учитель обществоведения. Советскому этапу конституционного развития России свойственны такие черты как воплощение идей классовой борьбы; построения социализма; идеологичность; политизированность; отсутствие контроля за выполнением конституционных норм и т.д.
Учитель истории. Действовавшая до сентября 1993 г. Конституция РСФСР оставалась во многом Конституцией социалистического советского государства. По содержанию она была фрагментарна и противоречива. В неё были внесены поправки и дополнения «рыночного» характера, однако наряду с этим говорилось о советском государстве, советском конституционном строе, социалистической демократии. Она не соответствовала реальным экономическим, социальным и политическим условиям жизни страны.
Учитель обществоведения. Новая Конституция РФ заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах. В соответствии с Конституцией, Российское государство является демократическим, федеральным, правовым, социальным. Объявляется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной. Признаётся идейное многообразие, многопартийность. Всё это знаменует качественно новый этап в развитии Российского государства.
Учитель истории. А вы знаете свои обязанности, обязанности гражданина РФ?
Ответы учащихся. Гражданин обязан защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59).
— Гражданин обязан охранять природу и окружающую среду (ст. 58).
— Гражданин РФ обязан заботиться о воспитании детей.
— Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44), платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
Учитель обществоведения. Гражданские права составляют самую многочисленную группу конституционных прав. К ним относятся право на жизнь (ст. 20), на сохранение своего достоинства (ст.21), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), на неприкосновенность жилища (ст. 25), на свободное передвижение по стране и свободный выезд за её пределы, и возвращение без каких-либо помех (ст. 27). Важнейшим гражданским правом является право на свободу совести, свободу вероисповедания.
Учитель истории. Конвенция о правах ребёнка — достаточно большой правовой документ. Назовите, пожалуйста, основные права ребёнка.
Ответы учащихся. Право на жизнь, имя, приобретение гражданства.
— Права на благополучную семейную жизнь и права на сохранение и укрепление здоровья.
— Права на образование и культурное развитие.
— Права, защищающие ребёнка в экстремальных ситуациях (в суде, заключении, на войне).
— Право свободно выражать своё мнение, право на свободу мысли, совести.
Учитель обществоведения. Вы должны знать, что разрыв связи между правами и обязанностями ведёт к нарушению правовых границ свободы, а значит, к утрате самого смысла права как меры свободы.
Учитель истории. Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и, прежде всего, с новым Гражданским кодексом РФ, закрепляющим ценности частного (гражданского) права. Семейный кодекс, вступивший в действие с 1 марта 1996 г., не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан в новых социально- экономических условиях.
Учитель обществоведения. В Семейном кодексе (7 разделов, 21 глава и 170 статей) сформулированы основные начала (принципы) семейного законодательства, на которых строится семья и семейные отношения: добровольность брака; равенство прав супругов и родителей; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, приоритетная защита их прав и интересов, а также прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
Учитель истории. Сегодня на уроке мы не только поговорили о правах и обязанностях гражданина нашей страны, но и вспомнили о конкретных статьях Конституции РФ и о Всеобщей Декларации прав человека.
Учитель обществоведения. В заключение урока прошу всех встать и исполнить Гимн РФ.
Звучит Гимн РФ в исполнении учащихся.
Наталья КАРНИЗОВА,
преподаватель русского языка и литературы;
Марина ЛАХМАН,
преподаватель истории и обществознания,
ГОУ НПО ПУ № 24,
Московская обл.
Советуем прочитать
Азаров А.Я. Права человека. М., 1995.
Конституция Российской Федерации. — Последнее изд.
Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1993.
Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве: Учебное пособие для 9-го кл. М., 1992.
Никитин А.Ф. Политика и право: Учебное пособие для 9-го кл. М., 1995.
Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
Яковлев А.И. Основы правоведения. М., 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Из Всеобщей Декларации прав человека
Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Преамбула Конституции Российской Федерации
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединённые общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.