Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №5/2009
Задание по теме

 

Позорный мир или революционная война?..

В стреча второй советской делегации
на вокзале в Брест-Лиовске. Январь 1918 г.

 

Тип урока

Практическое занятие по работе с историческими документами.

Цели и задачи урока

• Сформировать представления учащихся об обстановке в мире накануне заключения Брестского мира.

• Путём анализа исторических документов выяснить причины заключения советским руководством Брестского мира, отношение к нему представителей большевистской партии; познакомиться с условиями заключения мира и последствиями выхода России из Первой мировой войны.

• Содействовать развитию у учащихся навыков источниковедческого анализа: чтение и пересказ документа; выявление неизвестных понятий (с помощью словаря), имён, названий, употребляемых в документе; определение позиции автора к изучаемым событиям, соотнесение его с другими источниками; формирование собственного отношения к содержанию документа.

Оборудование урока

• Настенная карта «Первая мировая война. 1914—1918 гг.» (или карта в атласе).

• Раздаточный материал для практической работы, вопросы и задания.

Вступительное слово учителя. В августе 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну в составе военно-политического союза Антанта. После свержения монархии, в марте 1917 г., мнения во Временном правительстве по вопросу участия в войне разделились, тогда победу одержали сторонники продолжения военных действий. Однако с приходом к власти большевиков ситуация изменилась. 26 октября (8 ноября) 1917 г. II съезд Советов принял Декрет о мире.

Учащиеся работают с документом, лежащим у них на парте. Приложение 1.

Вопросы и задания к документу

• Перечислите наиболее важные положения Декрета о мире; дайте им оценку.

• Объясните, почему выход из мировой войны, заключение справедливого мира большевики считали самой необходимой и важной задачей?

Учитель. 8 (21) ноября 1917 г. нарком иностранных дел Л.Д.Троцкий обратился к странам Антанты с нотой, в которой предлагал приступить к переговорам. Однако ни одна из стран не ответила на мирные предложения Советской республики. Заместитель министра иностранных дел Великобритании лорд Р.Сесил заявил, что его страна не признает советское правительство. Государственный секретарь США Р.Лансинг дал инструкцию своему послу в России не вступать ни в какие отношения с советским правительством и не вести переговоры о мире.

Советское руководство в эти дни сталкивалось не только с молчанием послов — главнокомандующий русской армии генерал Н.Н.Духонин отказывался исполнять предписание Совнаркома, за что был смещён со своего поста. На его место был назначен прапорщик Н.В.Крыленко, который отправил в расположение германской армии парламентёров с предложением о перемирии.

14 ноября германское командование ответило согласием начать сепаратные переговоры с представителями Советской республики с целью заключения мира.

Сепаратный мир — мирный договор или перемирие, заключённые с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников.

 

Переговоры
Советской России и Германии

Первый этап

20 ноября — 24 ноября 1917 г. — советская делегация (в её состав входили 3 большевика, 2 левых эсера, матрос, солдат и крестьянин) в городе Брест-Литовске, где размещалась ставка командующего германским Восточным фронтом, подписала соглашение о перемирии. (Делегацию Германии и её союзников возглавил главнокомандующий армиями Восточного фронта принц Леопольд Баварский и начальник штаба генерал Макс Гофман.)

Второй этап

12 декабря — 15 декабря 1917 г. — начало обсуждения условий заключения мирного договора. Однако едва начавшиеся переговоры зашли в тупик: Германия в ультимативной форме заявила о своём желании оставить за собой оккупированные территории России. Советская делегация на это пойти не могла и 15 декабря покинула Брест.

Ультиматум — выраженное в документе или в устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого, под угрозой того, что в случае невыполнения требования выдвинувшее ультиматум правительство примет определённые меры.

Оккупация — временное занятие вооружёнными силами территории противника.

 

Третий этап

27 декабря 1917 г. — 5 января 1918 г. — новый состав советской делегации возглавил Л.Д.Троцкий. Однако он не принимал условий Германии и затягивал переговоры. 5 января представители германской делегации вновь подтвердили свои претензии на территорию Польши, Литвы, части Эстонии, Латвии и Белоруссии (показ по карте), после чего Троцкий срочно возвратился в Петроград.

Внутренняя и внешняя обстановка в Советской России требовали мира. В этих условиях в большевистской партии развернулось бурное обсуждение насущного вопроса. (Учащиеся работают с документами. Приложение 2.)

Вопросы и задания к документам

• Сформулируйте три точки зрения в партии большевиков на Брестский мир.

• Приведите доводы сторонников и противников заключения мира с Германией. Какая из позиций большевиков отвечала цели сохранения власти в их руках?

• Какие аргументы приводил В.И.Ленин и его сторонники в пользу заключения сепаратного мира с Германией?

• Почему левые коммунисты назвали Брестский мир «капитуляцией перед мировой буржуазией»? Как вы оцениваете их требование — «развитие гражданской войны в мировом масштабе»? Согласны ли вы с такой позицией?

• Как вы понимаете фразу Л.Д.Троцкого: «С точки зрения интернациональной мы потеряли бы, подписывая мир в Бресте»? Чем Брестский мир вредил международному положению страны?

• Сравните позиции левых коммунистов и Л.Д.Троцкого.

Четвёртый этап

19 января — 18 февраля 1918 г. — Троцкий возвращается в Брест, но медлит с продолжением переговоров. 28 января он выступил с официальным заявлением. (Учащиеся работают с документом. Приложение 3.)

Вопросы и задания к документу

• Какая точка зрения большевиков легла в основу заявления Л.Д.Троцкого: «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, мира не подписываем»?

• Накануне 27 января Германия и её союзники подписали мирный договор с делегацией Центральной Рады Украины. Согласно договору, Германия обещала Украине оказать военную и политическую помощь, а Рада в свою очередь обязалась поставлять Германии и Австро-Венгрии продовольствие и сырьё. Как вы думаете, могло ли подписание этого договора повлиять на решение советской делегации, заявленное Л.Д.Троцким?

• Предположите реакцию Германии на заявление советской делегации.

Л.Троцкий, В.Ленин, Л.Каменев. 1918 г.

18 февраля 1918 г. в 12 ч дня немецкое командование начало наступление по всему фронту. Уже на следующий день были оккупированы Минск, Полоцк, Орша, Таллинн; правительство готовилось к эвакуации из Петрограда (показ по карте). В этот же день на экстренном заседании ЦК партии большевиков было принято решение о немедленном заключении мира (7 голосов «за», 5 — «против», 1 — «воздержался»). На следующий день Наркоминдел направил германскому правительству телеграмму, выражающую согласие на его условия мира, однако немецкие войска продолжали наступление.

21 февраля Совнарком выпустил воззвание — «Социалистическое Отечество в опасности!», началось формирование Красной Армии, которая с большим трудом преградила немцам путь на Петроград.

23 февраля в 10 ч 30 мин Советское правительство получило ультиматум от правительства Германии. Условия, предложенные в нём, были ещё тяжелее, чем раньше: от России отторгались значительные территории (показ по карте), Россия должна была немедленно демобилизовать всю армию, вывести войска из Финляндии, с Украины и т.д. Для принятия ультиматума давалось 48 ч, для подписания договора — 3 суток.

Пятый этап

28 февраля — 3 марта 1918 г. — последний этап переговоров. 28 февраля в Брест прибыла советская делегация в новом составе. 3 марта 1918 г. она подписала предложенный договор. 8 марта он был ратифицирован на VII (экстренном) съезде партии, а 17 марта — на IV Чрезвычайном Всероссийском съезде. (Учащиеся работают с документом. Приложение 4.)

Ратификация — утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.

Вопрос и задания к документу

• Какими обстоятельствами советское руководство оправдывало подписание Брестского мира?

 

Брестский мир

Учитель. Брестский мирный договор состоял из 14 статей, различных приложений и добавлений. (Учащиеся работают с документом и картой в парах. Приложение 5.)

Вопросы и задания к документу

• Перечислите основные условия Брестского мира.

• Какие территории отходили от Советской России? Подумайте, почему Германия настаивала именно на этих территориях?

• Почему Германия требовала демобилизации русской армии и флота?

• По дополнительному соглашению к Брестскому договору Россия выплатила Германии репарации в сумме 6 млрд золотых марок. Дайте оценку этому факту.

Репарации — возмещение государством причинённого им ущерба в денежной или иной форме.

• Перечислите позитивные моменты для Советской России, вытекающие из самого факта заключения Брестского мира.

 

Значение Брестского мира

Учитель. Дайте оценку подписанному большевиками договору. (Выслушиваются ответы учащихся, учитель комментирует их.)

Вторая советская делегация на мирных переговорах. Стоит второй справа Л.Троцкий. Январь. Брест-Литовск. 1918 г.
Вторая советская делегация
на мирных переговорах.
Стоит второй справа Л.Троцкий.
Январь. Брест-Литовск. 1918 г.

1. Брестский мир имел крайне тяжёлые условия: Россия фактически потеряла территорию в 1 млн км2 с населением 56 млн человек — 1/3 всего населения России, которая включала 1/4 всех обрабатываемых земель, 2/3 производства стали, 90% запасов каменного угля, 40% индустриальных рабочих.

2. Выплата репарации наносила стране тяжёлый экономический удар. В страну возвратились военнопленные, 2 млн чел, пополнившие ряды безработных.

3. Резко менялось положение России на международной арене, она теряла привычные территориальные связи.

Задание

• Перечислите политические последствия Брестского мира.

Выслушиваются ответы учащихся, учитель комментирует их.

1. Подписание мира породило раскол в обществе и обострение отношений с партиями: левые коммунисты вышли из правительства в знак несогласия; левые эсеры покинули Совнарком.

2. Советская Россия окончательно порвала отношения с Антантой, что могло повлечь за собой вторжение стран, входящих в этот блок, на территорию России.

3. Усилилось влияние Германии на оккупированных землях — это мешало восстановлению нормальных отношений России с другими странами.

4. Версальский договор об окончании Первой мировой войны был заключён без участия России, которая оказалась в дипломатической изоляции.

Учитель. 11 ноября 1918 г. Первая мировая война была завершена, через два дня в Германии вспыхнула революция. Особым постановлением ВЦИК Брестский мир был аннулирован.

Домашнее задание: Поразмышляйте над следующими вопросами, оформите свои ответы в виде небольшого сочинения.

• Согласны ли вы с мнением историка А.В.Ушакова, что Брест «дал лишь иллюзию мира, миф о мире»?

• Как вы считаете, были ли весной 1918 г. какие-либо альтернативы Брестскому миру? Если, да, то почему они не реализовались?

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Заявление в ЦК РСДРП(б)
группы «левых коммунистов»
во главе с Н.И.Бухариным

22 февраля 1918 г.

…На наступление германских империалистов, открыто провозгласивших своей целью подавление пролетарской революции в России, ЦК партии ответил согласием заключить мир на тех условиях, которые за несколько дней перед этим были отвергнуты русской делегацией в Бресте. Это согласие, данное при первом же натиске врагов пролетариата, является капитуляцией передового отряда международного пролетариата перед мировой буржуазией…

Мы считаем, что после захвата власти, после полного разгрома последних оплотов буржуазии перед пролетариатом с неизбежностью встаёт задача развития гражданской войны в мировом масштабе, задача, ради выполнения которой он не может останавливаться ни перед какими опасностями. Отказ от него ведёт к гибели от внутреннего разложения, равносилен самоубийству.

Протокол заседания ЦК РСДРП(б)
23 февраля 1918 г. Петроград.

Тов. Свердлов оглашает германские условия.

Тов. Ленин считает, что политика революционной фазы окончена. Если эта политика будет теперь продолжаться, то он выходит из правительства и из ЦК. Для революционной войны нужна армия, её нет. Значит, надо принимать условия…

Тов. Троцкий. …Условия, предложенные нам, стали теперь хуже, чем в Бресте… Мы оттягивали потому, что нужна была ясность причин, почему мы его заключаем, ясность для всех. С точки зрения интернациональной мы потеряли бы, подписывая мир в Бресте. Теперь ясность полная, ни для кого не может быть сомнения в империалистических стремлениях Германии в этой войне. Конкретные условия мира не имеют такого колоссального значения, как думает Бухарин… История всё поправит…

Если европейская революция опоздала родиться, нас ждут самые тяжёлые поражения, потому что у нас нет армии, потому что у нас нет организации. (В.И.Ленин)

Если бы немцы сказали, что требуют свержения большевистской власти, тогда, конечно, надо воевать. (В.И.Ленин)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Заявление наркома иностранных дел
Л.Д.Троцкого, главы советской делегации
на переговорах в Бресте.
28 января (10 февраля) 1918 г.

Правительство Российской Федеративной Республики доводит до сведения правительств и народов, воюющих с ними, союзных и нейтральных стран, что отказывается от подписания аннексионистского договора. Россия со своей стороны объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращённым. Российским войскам отдаётся одновременно приказ о полной демобилизации по всему фронту.

Аннексия — вид агрессии, насильственное присоединение всей или части территории другого государства.

Демобилизация — перевод вооружённых сил с военного положения на мирное.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Из резолюции VII экстренного съезда партии большевиков.
8 марта 1918 г.
(См. http://www.y10k.ru/books/detail273552.html)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Из Мирного договора Советской России
с Германией и её союзниками.

3 марта 1918 г.

Статья I

Россия, с одной стороны, и Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция — с другой, объявляют, что состояние войны между ними прекращено. Они решили впредь жить между собой в мире и дружбе.

Статья II

Договаривающиеся стороны будут воздерживаться от всякой агитации или пропаганды против правительства или государственных и военных установлений другой стороны. Поскольку это обязательство касается России, оно распространяется и на области, занятые державами четверного союза.

Статья III

Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под её верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.

Для означенных областей из их прежней принадлежности к России не будет вытекать никаких обязательств по отношению к России.

Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением.

Статья IV

Германия готова, как только будет заключён всеобщий мир и проведена полностью русская демобилизация, очистить территорию, лежащую восточнее указанной в абзаце 1 статьи III линии, поскольку статья VI не постановляет иного.

Россия сделает всё от неё зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции.

Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией.

Статья V

Россия незамедлительно произведёт полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь сформированные теперешним правительством.

Статья VI

Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Россия прекращает всякую агитацию или пропаганду против правительства или общественных учреждений Украинской Народной Республики.

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. Восточная граница Лифляндии проходит в общем через озеро Чудское и Псковское озеро до его юго-западного угла, потом через Любанское озеро в направлении к Ливенгофу на Западной Двине. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны.

Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской Красной гвардии, а финские порты — от русского флота и русских военно-морских сил.

Статья IX

Договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т.е. государственных издержек на ведение войны, равно как и от возмещения военных убытков.

Статья XIV

Настоящий мирный договор будет ратифицирован. Обмен ратификационными грамотами должен возможно скорее состояться в Берлине. Русское правительство принимает на себя обязательство произвести обмен ратификационными грамотами по желанию одной из держав четверного союза в течение двухнедельного срока. Мирный договор вступает в силу с момента его ратификации, поскольку иное не следует из его статей, приложений к нему или дополнительных договоров.

В удостоверение сего уполномоченные собственноручно подписали настоящий договор.

Подлинный в пяти экземплярах
Брест-Литовск, 3 марта 1918 года.

Наталья ДОРОЖКИНА

 

 

Советуем прочитать

Антонова Т.С. и др. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М., 2001.

Клокова Г.В., Розенталь И.С. Россия. 1917 год: Пакет-комплект документальных материалов по истории. М., 1993.

Левандовский А.А. и др. Поурочные разработки к учебнику «Россия в XX веке». М., 2002.

Отечественная история XX век. / Под редакцией А.В.Ушакова. М., 1996.

TopList