Вестник "Истории" |
Знак России
В конце сентября в Государственном Историческом музее открылась выставка «Великое посольство Петра I в Европу. 1697–1698».
Официально Великое посольство возглавляли Ф.Я.Лефорт, Ф.А.Головин и П.Б.Возницын, но реально его деятельностью руководил сам царь. Пётр I отправился в путешествие под именем Петра Михайлова. Организованное после успешного завершения Азовских походов, Великое посольство формально имело целью ведение переговоров по укреплению антитурецкой коалиции.
Некоторые историки, однако, считают, что посольство изначально хотело прозондировать настроения на предмет подготовки войны со Швецией за выход к Балтике и должно было выявить реальный баланс сил в Европе, чтобы учесть его при выработке новой политики России.
Но всё же основной смысл посольства, как оказалось, лежал не в дипломатической плоскости: первое путешествие Петра за границу послужило своеобразным прологом к рождению российского флота, открытию своих училищ и Академии наук, а также множеству нововведений — от горного дела и здравоохранения до чеканки монеты.
Пётр I смог лично ознакомиться с образом жизни европейцев, со стилем жизни правящих сословий и простого люда. Неудивительно, что такие второстепенные, а иногда и сомнительные следы европеизации, как курение табака, газеты, европейское платье, «львиные» парики, ассамблеи и многое другое тоже выросли из личных впечатлений Петра, в том числе почерпнутых во время Великого посольства.
Выступившие на открытии выставки историки с разных сторон характеризовали это событие прошлого, подчёркивая его значимость и для нашего времени.
Академик РАО профессор С.Шмидт обратил внимание на важность «малого формата» открывающейся выставки: «В немногих комнатах выставлены экспонаты, которые знакомят не только с великими событиями, но и с повседневной частью этих великих свершений. Это очень важно для воспитания, и во всём мире наибольший интерес вызывает переход от государственно-политической и даже социально-экономической истории к истории повседневной культуры. И здесь Исторический музей, одно из самых богатых собраний мира, может дать очень много в этом отношении».
С.О.Шмидт |
Руководитель Центра истории русского феодализма (Институт российской истории РАН) доктор исторических наук Н.Рогожин отметил важность Великого посольства как завершающего события русского XVII в.: «Это было невероятных масштабов столетие, столетие выбора. 33 тома документов везли с собой члены посольства. В течение всего столетия, начиная с 1613 г., русские послы, отправляясь в Европу, посещали в среднем 12—14 стран. Каждому из них готовилась невероятного объёма документация, и в этом отношении Великое посольство Петра — апофеоз деятельности Посольского приказа, всей государственно-дипломатической службы Московской Руси. Так начиналась новая Россия».
Заместитель директора Российского архива древних актов Ю.Эскин перекинул своеобразный мостик между двумя эпохами: «Вообще Великое посольство — это знаковая для нашей страны ситуация. Мне иногда кажется, что мы до сих пор находимся в этом Великом посольстве, уже три столетия. Россия шла на Запад для того, чтобы показать и объяснить свою меру вещей и научиться другой мере. Может быть, это происходит в какой-то степени до сих пор, некий знак России, гигантской страны, то, что она стоит посередине между Востоком и Западом, между Севером и Югом. Это её миссия — Великое посольство с дружбой, с желанием научиться. Выставка рассказывает и об этом».
Большая Государственная печать
|
Экспонаты выставки расположены в двух залах. В первом зале центральное место занимает портрет Петра, представляющий государя времени поездки в Европу, а также икона Богоматери «Азовская» — церковный «отклик» на взятие турецкой крепости Азов в 1696 г. Среди вещевых памятников — набор предметов, с которыми Великое посольство отправилось за рубеж. Отдельным комплексом представлены памятники, связанные с успешными для России Азовскими походами, результаты которых дали формальный повод для ведения Великим посольством переговоров в Европе (медали, документы, гравюры, атлас).
Основу экспозиции второго зала составляют предметы, памятники нумизматики, графика и документы, карты, разбитые по «странам пребывания» Петра и членов миссии (Прибалтика — Пруссия — Голландия — Англия — Речь Посполитая).
Графическим фоном витрин является карта Европы, а на внешнее стекло нанесён географически соответствующий расположению экспонатов отрезок маршрута Великого посольства. Поскольку зрительно, если смотреть по карте, поездка выглядела как движение с востока на запад, во втором зале предусмотрено движение посетителей справа налево. Центральную часть занимает комплекс предметов и документов, связанных с пребыванием Петра в Голландии, наиболее продолжительным по времени и особенно важным для дальнейшей судьбы России. Именно здесь, в Заандаме, Пётр получил квалификацию профессионального корабельного плотника, которой гордился всю жизнь.
Среди наиболее любопытных экспонатов — голландский стул XVIII в., в точности повторяющий этот предмет меблировки из домика Петра в Заандаме, который до сих пор там экспонируется. В экспозиции представлен костюм Петра европейского покроя. Это скромная одежда голландского бюргера.
Икона Богоматери «Азовская».
|
Предметы западноевропейского быта конца XVII в., (среди них такая редкость, как голландская стеклянная мороженица), монеты и медали, редкие географические карты и издания, гравюры с изображением городов, которые посетило Великое посольство, а также царственных и не царственных особ, с которыми посольство контактировало, воссоздают ту Европу кануна Северной войны, которую царь Пётр, первым из российских монархов, увидел собственными глазами.
На выставке экспонируются около 20 уникальных документов из коллекций Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Среди них — финансовые и дипломатические документы Великого посольства, переписка Петра с европейскими монархами и российскими контрагентами. Отдельно стоит отметить редкое печатное издание — стихотворную оду по случаю встречи Петра с английским королём Вильгельмом III в Утрехте в 1697 г. Всего на выставке было представлено около 250 экспонатов.
Алексей СОКОЛОВСКИЙ
Фото А.Савельева