Docendi discimus |
Радость, величие, гармония
О новом предмете «Духовно-нравственная
культура»
и об элективном курсе «Библейские истории
в шедеврах мирового искусства»
Вопрос о формах преподавания основ религиозной культуры школьникам, так же как и вопрос о необходимости введения такого предмета в школьную программу, пожалуй, не оставляет сегодня равнодушным никого из заинтересованных лиц — ни учащихся, ни родителей, ни учителей, ни методистов, ни представителей общественных и властных структур. О накале страстей вокруг него свидетельствуют многочисленные публикации в прессе и общественные акции «за и против». Обсуждение этого вопроса на разных уровнях поистине можно назвать всенародным. И по каждой позиции готовящейся реформы существует множество точек зрения, перечислять и характеризовать которые не входит в нашу задачу.
Примем положение о необходимости введения такого предмета априорно (поскольку религия — важнейшая духовно-нравственная составляющая жизни современного человека и общества в целом, и не дать ребёнку вообще никакой системы квалифицированных знаний по этому вопросу было бы слишком безответственно) и будем двигаться далее уже в рамках этого видения проблемы.
Здесь со всей неизбежностью встаёт вопрос о том, что при заявленной обязательности такого предмета он должен иметь вариативные программы и учебники (с тем, чтобы школьник или его родители могли выбирать, по какой программе или учебнику будет проходить обучение).
В соответствии с разработанной специалистами Концепцией включения с 1 сентября 2009 г. в государственные стандарты учебного плана «Духовно-нравственная культура» учащимся будет предоставляться возможность изучения следующих элективных курсов, выбор одного из которых является обязательным:
1) Основы христианства (Основы православной культуры).
2) Основы ислама.
3) Основы иудаизма.
4) Основы этики.
На наш взгляд, в этот перечень просится и «История религий», т.к. в противном случае приверженцы неавраамических религий и верований, а также атеистически настроенные ученики и родители, признающие важность изучения религии как культурно-общественного феномена, «обречены» на «Основы этики» и, следовательно, отсутствие научных знаний о религии, полученных в школе.
Наша статья посвящена изучению основ христианства. Этот предмет в современной практике обучения преподносится как курс «Основы православной культуры». Он уже преподавался в ряде российских краёв и областей в качестве регионального компонента (в основном, с использованием учебников А.В.Бородиной), и этот опыт, мягко говоря, нельзя признать безоговорочно удачным.
По-видимому, полной, стопроцентной удачи здесь не может быть по определению. Скажем откровенно: этот предмет касается очень тонкой и сложной материи, которая сродни таким понятиям, как «душа», «Бог», «зло и добро», «истина», «любовь», «счастье», «жизнь», «смерть». А их, как нетрудно догадаться, каждый понимает по-своему (что не отвергает, конечно, абсолютного содержания этих понятий). Получается, что в ходе изучения вновь вводимого предмета ученикам будут говорить о тончайшей материи — о духе и душе — в рамках учебного догматизма, что, вероятно, может породить отрицательную реакцию как со стороны детей, так и со стороны родителей. Найти такую интонацию и методы обучения, которые удовлетворили бы всех, отвечали бы запросам каждого ученика и родителя — задача поистине утопичная. Но это всё же не повод опускать руки, пасуя перед очевидными трудностями, и отказываться от введения подобного курса.
Представляется, что один из выходов — в предоставлении школьникам возможности уже в рамках направления «Основы христианства» самим выбирать альтернативные курсы.
Познакомить читателя с одним из таких курсов — цель данной публикации. Речь идёт о дистанционном курсе «Библейские истории в шедеврах мирового искусства», который с 1 сентября 2006 г. преподаётся в качестве дополнительного курса (по выбору) в московском ГОУ ЦО «Технологии обучения». Этот курс адресован учащимся 7—11-х классов и рассчитан на 68 уч. часов. Программа курса имеет гриф МИОО «Допущена для использования в практике работы ЦО “Технологии обучения”».
Автором и разработчиком курса является учитель ЦО «Технологии обучения» кандидат исторических наук И.В.Канторович, техническим редактором — О.В.Кабашева.
Курс не имеет печатных аналогов,
он сразу создавался на электронных носителях как
дистанционный.
С ним можно ознакомиться в Интернет-сети
(http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=360).
При этом надо воспользоваться опцией ЗАЙТИ
ГОСТЕМ, найти в списке курсов ОСНОВНАЯ ШКОЛА
направление ИСТОРИЯ; войдя туда, навести курсор
на название курса и кликнуть его. В некоторых
браузерах опция ЗАЙТИ ГОСТЕМ сразу открывает
нужную веб-страницу.
При разработке содержания курса автор руководствовался следующими соображениями. Если исходить из положения о том, что цель изучения предмета «Основы христианства» — это сообщение школьникам базовых знаний о христианстве, то его содержанием должен быть не абстрактный разговор «о духовном мире человека» (на школьных-то уроках!), как предлагают некоторые методисты-эксперты, и не преподнесение православия как национальной религии русского народа (потому что любой национализм не совместим с подлинным христианством). Основным содержанием курса в таком случае будет изучение Библии — Священного Писания христиан. Представить эту книгу в сознании учеников не непонятным архаичным «культурным памятником», но книгой, имеющей непосредственное и живое отношение к современности и жизни каждого человека. Это, на наш взгляд, цель реальная и достойная. Без знания Библии (особенно Нового Завета) понять сокровенный (внутренний) смысл христианства, его Благую весть, а также церковную обрядность, календарный церковный год и ту культурную традицию, которая основывается на Священном Писании, — невозможно.
Для облегчения восприятия учащимися библейского повествования представляется разумным привлечь богатейший изобразительный ряд классики мировой живописи. Обращение к живописным и графическим шедеврам позволяет также дать ученикам понятие о глубокой причастности христианства к культурной истории человечества последних двух тысячелетий. Кроме того, изучение произведений искусства мирового уровня в курсе «Основы христианства» может привлечь к этому курсу не только учащихся, духовно определившихся и причисляющих себя к христианам, но и школьников, придерживающихся атеистических взглядов, интересующихся Библией и христианским искусством как ярчайшими феноменами человеческой культуры (тех, которых скорее заинтересует «История религий» или «Основы этики»). Культурологическая и просветительская, а не катехизаторская тональность подачи учебного материала — одна из задач, которую ставил перед собой автор при разработке этого курса, считая такой подход более правомерным для предмета, изучаемого в светской школе.
Программа курса состоит из тематических блоков, сгруппированных по хронологическому принципу изложения событий в Библии и объёдиненных главным действующим героем (героями). Основное содержание каждого урока составляет адаптированный пересказ двух-трёх библейских историй. Каждая история иллюстрируется одним (редко — двумя) изображением (картиной), посвящённым данному сюжету; при этом даётся подробное описание картины.
К тексту каждого урока прилагаются иллюстрированные статьи, составляющие «Словарь понятий» и «Словарь персоналий».
К каждой изучаемой картине прилагаются следующие ресурсы:
биография художника, написавшего данную картину (с адресами дополнительных Интернет-ресурсов и иллюстрациями);
словарная статья о музее мира, в котором содержится подлинник картины (обязательно с иллюстрацией и с возможностью выхода на официальный сайт музея).
Курс предоставляет следующие возможности:
Ученик может прочитать или прослушать текст урока и изучаемый фрагмент Библии. Текст урока и фрагмент Библии, а также элементы некоторых заданий дублированы аудиоматериалами для слабовидящих детей (в исполнении учителя и в актёрском исполнении соответственно).
Ученик может зайти в «Картинную галерею» урока и посмотреть, какие ещё картины рассказывают об изучаемой библейской истории (на каждый сюжет до 5—7 картин).
Ученик может включить фоновую музыку к уроку (ресурс «Музыкальный альбом»).
В курсе имеется также ресурс «Записная книжка», представляющий собой личную книжку-путеводитель ученика по городам и музеям мира, где собраны изученные учеником произведения искусства по месту расположения их подлинников в музеях мира. Собираясь через 20, 30, 40 лет посетить Париж, Лондон или какой-либо другой город, он всегда сможет заглянуть в свою книжку на букву «П» или «Л» (в нашем примере) и узнать, какие картины, находящиеся в этих городах, ждут его как старые знакомые. «Записная книжка» предоставляет также возможность найти информацию о картине, содержащуюся в соответствующем уроке курса.
Форумы по возникающим техническим и содержательным проблемам позволяют превентивно «снять» возникающие вопросы учеников.
В качестве заданий к темам курса предлагаются различные по степени сложности тесты, творческие задания, проблемные вопросы, задания на поиск аналогий и соответствий, кроссворды и т.д. Высказаться по проблемным вопросам учащиеся имеют возможность в заданиях-форумах и дистанционных конференциях.
Специально для учителя, работающего с классом в очном режиме, в курсе создан ресурс «Коллекция слайдов» (не виден при гостевом доступе).
Этот ресурс организован следующим образом.
По каждой теме (включающей 3—6 уроков) имеется две папки: в первой («Основные изображения») размещены изображения картин, подробно изучаемых в ходе уроков по данной теме, во второй («Дополнительные изображения») — все изображения картин, имеющиеся в курсе по данной теме (из «Картинной галереи»). Все картины в ресурсе «Коллекция слайдов» представлены без подписей.
В каждой теме имеется также ресурс, в котором размещён список авторов и картин, представленных в ресурсе «Коллекция слайдов» (порядковый номер списка соответствует названию файла, в котором размещено изображение данной картины).
Ресурс «Коллекция слайдов» позволяет учителю ставить перед учащимися такие задачи, как, например: «Распознайте, какой библейский сюжет лёг в основу данной картины; какие персонажи здесь изображены; кто, по-вашему, является автором картины»; а также проводить индивидуальные и групповые опросы в различной форме.
Для работы с курсом в очном режиме оптимально использование мультимедийного проектора и экрана (при их отсутствии допустимо выведение изображений на несколько экранов компьютеров одновременно). При этом желательно рекомендовать учащимся использовать папку размера А4 с файлами, куда они будут помещать распечатанные тексты уроков, а также листы с выполненными заданиями и записями по курсу (эта рекомендация потеряет актуальность в случае появления печатной версии пособия для школьников и рабочей тетради).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Библейские истории в шедеврах мирового искусства
(68 час.)
От сотворения мира до изгнания из рая
Библия: краткая характеристика. Начало сотворения мира: отделение света от тьмы, отделение суши от вод. Сотворение светил и растений. Сотворение животных. Сотворение человека (Адама). Сотворение Евы. Рай (Эдемский сад). Грехопадение. Изгнание из рая.
От Каина и Авеля до вавилонского рассеяния
Каин и Авель. Строительство Ноева ковчега. Великий потоп. Жертвоприношение Ноя. Опьянение Ноя. Вавилонская башня.
Праведный Авраам
Призвание Авраама. Авраам и Мельхиседек. Завет Бога с Авраамом. Агарь — мать Измаила. Явление Бога Аврааму в виде трёх ангелов. Истребление Содома и Гоморры. Агарь и Измаил в пустыне. Жертвоприношение Авраама.
Исаак и Иаков
Исаак и Ревекка. Исав продаёт право первородства. Иаков получает благословение Исаака. Сон Иакова. Иаков у Лавана. Борение Иакова с ангелом.
История жизни Иосифа. Испытание Иова
Сны Иосифа. Продажа Иосифа в рабство. Иосиф у Потифара. Иосиф толкует сны в тюрьме. Иосиф перед фараоном. Иосиф встречается с братьями. Праведный Иов: несчастья обрушиваются на Иова, испытание Иова проказой.
Исход евреев из Египта
Детство и юность Моисея. Призвание Моисея. Десять казней египетских. Евреи покидают Египет. Путешествие евреев в пустыне. Обретение скрижалей Завета. Сооружение золотого тельца. От Синая к Земле обетованной: медный змей.
Времена судей
Завоевание земли обетованной: разрушение Иерихона. Начало эпохи судей: Гедеон. Борьба Самсона со львом. Самсон и Далила. Рождение и призвание Самуила. Пленение ковчега со Скрижалями и победа Самуила над филистимлянами. История Руфи.
Времена царей
Избрание Саула царём. Помазание Давида на царство. Победа Давида над Голиафом. Гонение Саула на Давида. Давид и Вирсавия. Суд Соломона. Встреча Соломона и царицы Савской.
Пророки и вавилонское пленение
Пророки — вестники Царства Божия. Пророк Илия: Илия и сарептская вдова. Взятие Илии на небо. Чудеса пророка Елисея. Пророк Иона. Великие пророки: Исайя, Иеремия. Вавилонский плен: великий пророк Иезекииль и Второисайя. Великий пророк Даниил (Пир Валтасара). Даниил во рву львином. История Эсфири и Мардохея.
Рождение, детство и отрочество Иисуса Христа
Немного о Новом завете. В ожидании пришествия Спасителя: предсказание о рождении Иоанна Предтечи; Благовещение; посещение Марией Елизаветы. Рождение Спасителя (поклонение волхвов и пастухов). Принесение во храм (Сретение Господне). Бегство в Египет. Избиение младенцев. Детство Иисуса. Двенадцатилетний Иисус в храме среди учителей.
Начало земного служения Иисуса
Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Христа (Богоявленние). Иисус-чудотворец. Преображение Господне.
Притчи
Притча о сеятеле. Притча о милосердном самаритянине. Притча о пропавшей овце и блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о работниках в винограднике.
От входа Господня в Иерусалим до Тайной вечери
Вход Господень в Иерусалим. Динарий кесаря. Страшный суд. Тайная вечеря. Моление о чаше. Поцелуй Иуды.
Страсти Христовы
Христос перед Пилатом. Несение Креста. Распятие. Снятие с Креста. Оплакивание (Пьетa).
От Воскресения до Вознесения
Воскресение. Явление Христа Марии Магдалине. Ужин в Эммаусе. Уверение апостола Фомы.
Деяния апостолов и Апокалипсис
Сошествие Святого Духа на апостолов. Евангелист Иоанн на о. Патмос. Четыре всадника.
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Хотелось бы вам что-нибудь изменить в содержании или оформлении курса?
«Мне кажется, что и содержание, и оформление отличное, и менять ничего не стоит».
Юдаев Саша, 7 кл., школа №1057
«В содержании и оформлении всё прекрасно, единственное, мне бы хотелось, чтобы музыка в уроке звучала до тех пор, пока не выходишь из урока!»
Шмыкова Наталия, 11 кл., ГОУ ЦО «ТО»
«Курс “Библейские истории” очень интересный, познакомилась со многими авторами великих картин, мне даже кажется я смогу иногда по почерку угадать, кому принадлежит тот или иной шедевр. Прекрасная музыка сопровождает каждый урок, я её сначала всю прослушаю, а потом вновь приступаю к уроку».
Баранова Марина, 9 кл., ГОУ ЦО «ТО»
«Мне очень понравился курс! Он самый интересный, хотелось только, чтобы Интернет был побыстрей и слышно было музыку».
Головин Тимофей, 9 кл., школа № 1673
«Курс очень понравился, особенно с интересом читал ваши рецензии на ответы».
Родин Григорий, 11 кл., ГОУ ЦО «ТО»
2. Какие типы заданий понравились больше всего? Какой тип заданий наименее привлекателен?
«Больше всего понравились задания на сопоставления картин с автором. Труднее всего было воспроизвести последовательность событий с библейским сюжетом».
Родин Григорий
«Мне больше всего понравились задания, где нужно самостоятельно тексты писать!..»
Шмыкова Наталия
«Задания интересны все. Но бывает иногда трудно объяснить, какому событию принадлежит картина, если её нет в коллекции и она не увеличивается. Да в принципе, я уже и не помню своих затруднений, кроме последнего случая, где не разобралась с картинами. Не было непривлекательных заданий…».
Баранова Марина
«Задания были все интересные — особенно когда вставляешь слова в текст или нужно что-то угадать или описать картину. Трудно искать в Интернете, не всё получается».
Головин Тимофей
3. Что вызывало сложности (указать конкретно):
а) в понимании содержания;
б) в выполнении заданий.
«Сложно иногда расставить картины по времени сюжета».
Головин Тимофей
«Ничего, честно-честно!».
Шмыкова Наталия, 11 кл., ГОУ ЦО «ТО»
4. Поставьте оценку курсу по пятибалльной системе.
«Мне очень понравилось работать на курсе. Правда, иногда времени не хватало, а иногда было просто лень. Но мне кажется, что курс был самый интересный из тех, которые я выбрал. Так что я бы поставил 5+, если можно было бы поставить “6”, то я бы поставил! Спасибо большое!!!».
Юдаев Саша, 7 кл., школа №1057
«Несомненно 5+».
Шмыкова Наталия, 11 кл., ГОУ ЦО «ТО»
«Оценка курсу 5+. Всё прекрасно. Спасибо, что показали нам мир искусства, мир прекрасного! Мало показали, но и чудесным образом рассказали!!»
Баранова Марина, 9 кл., ГОУ ЦО «ТО»
«Мы с мамой поставили бы десять!!! Очень интересно, когда один сюжет пишут разные художники и в разное время — как все по-разному представляют библейских героев».
Головин Тимофей
Теперь хотелось бы рассказать читателям об «организационном» состоянии курса «Библейские истории…». Этот курс начал создаваться в декабре 2005 г. по инициативе автора курса. Это был курс дополнительного обучения в московской i-Школе (ныне ГОУ Центр образования «Технологии обучения»). Школа была открыта в 2003 г. в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов» (проект реализуется Департаментом образования г. Москвы). Инициатива создания курса встретила полное одобрение руководства i-Школы (в лице тогдашних руководителя лаборатории «История и обществознание» И.П.Сафоновой и директора И.Ю.Шпитальской) и получила возможности для своего осуществления. Широкого социального заказа на этот курс не было; о его существовании почти ничего не знают в управленческих структурах российского образования.
Собственно, данная публикация преследует две цели. Первая — рассказать о существовании такого курса и, возможно, инициировать процесс его экспертной оценки. Вторая — пригласить заинтересовавшихся учителей истории и обществознания, МХК и других предметов гуманитарного цикла к возможному будущему сотрудничеству по преподаванию этого курса. Руководство ГОУ ЦО «Технологии обучения» готово пойти навстречу в организации методической поддержки данной работы. Заявки (с указанием вашего места работы и должности) присылайте, пожалуйста, автору Ирине Витальевне Канторович по электронному адресу: irinakant1@mail.ru, с пометкой «УЧИТЕЛЬСКАЯ ЗАЯВКА».
Чтобы у читателей сложилось более полное представление о курсе, хочется представить фрагменты текстов уроков первой темы и некоторые задания с ответами учеников (выделенные жирным курсивом слова имеют в курсе пояснительные иллюстрированные статьи, составляющие «Словарь понятий» и «Словарь персоналий»).
Урок 1. Немного о Библии.
Начало сотворения мира:
отделение света от тьмы, отделение суши от вод
Сегодняшний урок будет сопровождать музыка Ф.Шуберта «Аве Мария».
Немного о Библии
На протяжении многих веков самая знаменитая и известная книга у многих народов — это Библия. Недаром Библию называют Книгой Книг. Само слово «Библия» в переводе с греческого языка означает «книги». Некогда в сирийском городе Библ изготовляли папирус для письма — «библион» по-гречески. Позже это название перенесли на все книги. И только с ХIII в. слово «Библия» стало употребляться в современном значении.
Библия делится по содержанию на две неравные части — на Ветхий Завет и Новый Завет. Многие верующие люди, а именно христиане, почитают её как собрание Священных писаний. Люди, исповедующие иудаизм, считают священной первую часть Библии — Ветхий Завет.
Мы начнём знакомиться с библейскими историями по порядку, т.е. с Ветхого завета.
Если у вас есть желание подробнее ознакомиться с текстом Библии, с комментариями и самой разнообразной информацией об этой Книге, вы можете посетить сайт «Библия-центр».
Отделение света от тьмы
Начинается Ветхий Завет с книги Бытия, с рассказа о грандиозной истории сотворения мира: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет». Затем Бог отделил свет от тьмы и дал им названия — «день» и «ночь». «И был вечер, и было утро: день один».
Рассмотрим, как изобразил это событие французский художник ХIХ в. Гюстав Доре, известный, прежде всего, иллюстрациями к классическим литературным произведениям.
Гюстав Доре. И сказал Бог: «Да будет свет!»
Начальный момент создания мира художник помещает в холодное необитаемое пространство, наполненное движущимися облаками, на которых стоит Бог-творец. Властным жестом поднятой руки Он повелевает стихиями, и за Его фигурой к нам навстречу пробиваются первые потоки света. Они высвечивают фигуру Бога, указывая на своего Создателя. Картина позволяет почувствовать грандиозность Божьего замысла творения, прикоснуться, если можно так выразиться, к «дочеловеческому» периоду существования мира. Зритель чувствует, что природа этого мира ещё очень далека от человека, не приспособлена для его обитания, холодна и неуютна.
Однако, по Божьему замыслу, мир создаётся именно для человека. Поэтому творение продолжается.
Далее на первом уроке разбирается сюжет «Отделение суши от вод» (на примере фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы). После текста урока размещены задания, в том числе, такое:
Рассмотрите изображение.
Какой из уже известных вам библейских сюжетов здесь изображён?
Аргументируйте свой ответ. Постарайтесь назвать также автора картины и место её расположения (с одной из работ этого автора вы уже познакомились в ходе нашего урока).
Пример лучшего ответа
«Это фреска Сикстинской капеллы, написанная Микеланджело. На фреске изображено отделение Богом света от тьмы. Движением поднятых вверх рук живописец показал великую мощь Бога и Его желание отделить темноту от света. На изображение тёмной части отведено меньше физического пространства; Бог обладает могучей силой, отгораживая своими ладонями такие всеобъемлющие вещи, как свет и тьма. Микеланджело жил творил в XVI в.».
Мельникова Светлана.
9 класс, ГОУ ЦО «Технологии обучения»
(Фрагмент урока)
После сотворения животных Бог начинает творить человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле...».
Бог творит человека «из праха земного», т.е. из материи, которая была уже Им создана. И в этот прах Бог вдохнул Дух, т.е. оживотворил неживую материю. Что же означает это оживотворение? Оно предполагает состояние свободного выбора, не определяемого инстинктами или внешними обстоятельствами. Образ Бога в человеке и подобие Ему состоит в том, что в людях есть духовное начало. Бог — творец, человек — тоже, Бог имеет волю, и человек тоже, Бог свободен в своём выборе, и человек тоже. Это величайшее событие — обретение человеком Духа от Бога — гениально (действительно гениально, здесь это затёртое слово весьма кстати) передал Микеланджело во фреске «Сотворение Адама» («Адам» — «человек» по-древнееврейски).
Микеланджело. Сотворение Адама.
Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы.
Музеи Ватикана, Рим
Вот как описывает это изображение известный искусствовед В.Н.Лазарев:
«По бесконечному космическому пространству летит Бог Отец, окружённый ангелами. Позади него развевается огромный плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полёт Творца подчёркнут спокойно скрещёнными ногами. Его правая рука, дающая жизнь Человеку, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чьё лежащее на земле тело приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создаёт у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство... Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства».
Лицо Адама Микеланджело пишет божественно красивым. Его глаза устремлены к своему Создателю. В них выражены любовь, и зов, и ожидание — чудесная свободная связь человека и Бога. Младший современник Микеланджело, Вазари, писал: «Красота Адама, поза, очертания и достоинства таковы, точно он заново сотворён высшим и первым своим Создателем, а не кистью и рисунком человеческими».
У.Блейк. Сотворение Адама.
Цветная гравюра, перо. Галерея Тэйт, Лондон
Как величав, гармоничен, радостен и прекрасен момент создания человека у Микеланджело! И как разительно отличается трактовка этого же сюжета другим художником Уильямом Блейком, творившим уже в конце ХVIII в. в Англии.
У Блейка Бог творит Адама в муках, невероятным усилием воли. Мышцы Создателя и твари напряжены и вытянуты в струну, как обнажённые нервы. Лицо человека безрадостно, весь его облик выражает обречённость страданиям.
Момент творения изображён как попытка Бога вырвать человека из изначально присущей ему греховной природы. Внешне греховность человека выражается в том, что ногу и тело человека обвивает змей — символ сатаны, дьявола в Библии.
Задание к этому разделу
Прочитайте или прослушайте отрывок из первой главы Книги Бытия (ст. 26—31) и ответьте на вопрос: чья картина «Сотворение человека» — Микеланджело или Блейка — более соответствует содержанию библейского текста?
Аргументируйте свой ответ.
Примеры лучших ответов учащихся московских школ
Лучшие ответы были размещены в форуме, чтобы их видел не только учитель, но и ученики курса.
«Мне больше всего понравилась фреска Микеланджело, а Блейка совсем не понравилась. У Блейка всё тёмное, мрачное. Адам страдает, и Бог в этот момент грустный и измученный. Он создает Адама не с лёгкостью, а в тяжёлом труде. В Библии всё легко и просто, одного слова достаточно — “сотворим человека”. По Библии, Бог творит Адама легко, без забот, с любовью, а не с огорчением. Мне кажется, что к тексту Библии ближе всего фреска Микеланджело. Она яркая, красочная. Вся в светлых тонах, в красках.
А ещё мы с удовольствием делаем дела, которые нам хочется делать и которые нам нравятся. А дела, которые нам не нравятся или делать трудно, делать не хочется. А Бог захотел создать человека и создал его с удовольствием, а не с мучениями».
Васильева Светлана.
7 класс, школа № 330
«Я думаю, что наиболее близка к содержанию библейского текста трактовка сюжета “Сотворение человека’’ Микеланджело, а не Блейка. У Блейка страдают и Бог, и человек, а ведь из Библии ясно, что сотворение человека было радостью и для человека, и для Бога: “И сказал Бог — вот хорошо весьма’’.
Вообще, у Блейка нет той лёгкости, воздушности, ощущения присутствия Божественного Духа, которые есть у Микеланджело. Ведь Бог вдохнул в человека Дух свободы. Микеланджело очень хорошо передаёт на своей фреске ощущение присутствия этого Духа свободы — плавными линиями, свободным расположением фигур, светлыми красками. Да и сам Бог-творец на фреске Микеланджело величественный, как и всё Его творение, а у Блейка Бог маленький, несчастный, и видно, что творить человека ему мучительно трудно. И всё изображение у Блейка очень мрачное, сделано тёмным цветом и нет в нём никакой радости, и не верится, что такой Бог, как у Блейка, мог сказать о своём творении — “вот хорошо весьма”».
Глазкова Нина
18 лет, школа № 381
Ирина КАНТОРОВИЧ,
кандидат исторических наук