Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №17/2008
Вестник "Истории"

Раскоп в Новгородском Кремле преподнёс очередной сюрприз — накануне Международного дня шахмат археологи обнаружили на нём шахматную фигурку, возраст которой насчитывает до шестисот лет.

Небольшая фигурка, величиной чуть больше напёрстка, по предположению историков — шахматный король. Изготовлена она из дерева, скорее всего из можжевельника, и сверху украшена орнаментом. По предварительным данным фигурка может быть датирована рубежом XIV и XV вв.

Кстати, найти артефакт на раскопе у Грановитой палаты волею судеб довелось журналистке из Москвы Анне Слапиня.

По некоторым данным шахматы в Великом Новгороде появились в XIII в. За всё время раскопок на территории Новгорода специалистам удалось найти 82 фигурки.

Сейчас новгородские историки тщательно изучают и зарисовывают фигурку. Как шутят в археологическом центре, это ещё один привет от новгородского епископа. Ранее на раскопе у Грановитой палаты была найдена берестяная грамота с посланием новгородскому владыке.

Что же касается предположения, что в эти шахматы мог играть ни больше ни меньше как сам Садко, то на этот счёт историки сильно сомневаются. Хотя, безусловно, уровень культуры наших предков был высок, а это значит, что в игру, пришедшую в Новгород из Индии через арабские страны, могли запросто играть купцы, коротая время в длительных поездках или просто в гостях.

Археологи обнаружили 26 могил, которые являются захоронением, принадлежащим древним этрускам. Находка сделана в итальянском городе Тарквиния, сообщает агентство АНСА.

Сотрудники инспекции «Южная Этрурия» обнаружили памятник археологии на строительной площадке, расположенной примерно в 500 м от горы Монтероцци.

В этом же месте достаточно давно уже был найден большой некрополь с украшенными росписью надгробиями, который сейчас находится под защитой ЮНЕСКО.

Сейчас идёт изучение найденного захоронения. По словам археологов, многие из могил дошли до нашего времени неповреждёнными, их убранство практически полностью сохранилось.

Этруски — народность, обитавшая на Апеннинском полуострове ещё до того, как там появились основавшие Рим латиняне. Считается, что они пришли в Италию с Востока примерно в X в. до н.э.

Этрурия, сначала бывшая царством, а потом превратившаяся в конфедерацию из 12 городов-государств, находилась в центральной части полуострова на территории нынешних Тосканы и Умбрии.

Первые века римской истории отмечены бесконечными войнами с этрусками, однако к III в. до н.э. этруски были полностью подчинены, а затем постепенно исчезли.

Этот народ оставил после себя немногие архитектурные памятники (например, городские ворота, сохранившиеся в Перудже), прекрасную скульптурную пластику, а также множество надписей, которые до сих пор не удалось расшифровать.

Профессор Егор Резников из Парижского университета однажды обнаружил, что его голос звучит неодинаково в разных частях пещеры во французском местечке Лё Портель. Так появилась теория, что доисторические люди выбирали место для своих рисунков по звуку.

Изображение мамонта в Арси-сюр-Кюр во Франции расположено в самой «звонкой» части основной пещеры.

Егор, будучи экспертом по акустике европейских церквей XI и XII вв., часто при входе в помещение напевал что-нибудь себе под нос, чтобы почувствовать «звучание» здания.

Он очень удивился, когда понял, что при входе в пещеры, в которых присутствовали наскальные рисунки, его голос слышался громче и чётче.

Резников решил проверить свою гипотезу в различных пещерах Франции и обнаружил как минимум десять мест, где его идея подтверждается фактами.

Так, в пещерах эпохи палеолита изображения лошадей, бизонов и мамонтов (возрастом от 25 до 15 тыс. лет) находились в тех частях природных образований, которые изменяли, усиливали или фокусировали звук человеческого голоса и музыкальных инструментов. Иногда они даже были сгруппированы в тех местах, где, по идее, рисовать было неудобно (а идеальные с художественной точки зрения стены оставались нетронутыми).

Местонахождение рисунков в точках природного усиления звука ещё раз подтверждает теорию о том, что наскальная живопись использовалась для украшения мест совершения религиозных ритуалов.

Видимо, по этой же причине в украшенных пещерах находили древние музыкальные инструменты.

Вполне вероятно, что акустические свойства места определяли, какое изображение животного люди рисовали на стенах (получающееся эхо соответствовало звуку, которое издавало животное).

Источник: http://historic.ru/news/
Подготовила На_Че

TopList