Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №11/2010
Вестник "Истории"

Чудо реставрации

16 апреля Государственный Исторический музей подвёл своеобразный итог почти десятилетней реставрационной работе над памятником русского иконописного искусства конца XVII в. — образом Спаса Эммануила.

Презентуя широкой публике этот шедевр, зам.директора музея доктор исторических наук В.Л.Егоров предложил присутствующим самим окончательно определиться с терминологией: икона это или картина, поскольку техника, в которой выполнен этот образ, уникальна и представляет собой сочетание масляной живописи и аппликации из шёлковых тканей. Изображённый на иконе в полный рост Спас Эммануил – не кто иной как Христос в отроческом возрасте (об Иисусе Отроке повествует только евангелист Лука). Размеры иконы внушительны (2,24x1,2м). Тем более поражает масштаб и скрупулёзность труда реставраторов, по миллиметру возвративших практически первоначальный облик каждой нити и каждому мазку. К сожалению, время оказалось беспощадно к красочным пигментам тканей, и тем не менее компьютерная реконструкция иконы позволяет нам увидеть “Спаса” таким, каким видели его современники художника-иконописца в конце XVII в. Медиапрезентация, доступная посетителям музея, желающим более подробно ознакомиться с этапами исследования полотна и рассмотреть детали в режиме “макро”, удовлетворит самого взыскательного любителя и знатока иконописи, интересующегося нехарактерной для православной Руси иконографической традицией периода XVII—XVIII вв.

Действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения А.В.Рындина высказала предположение, что авторство иконы принадлежит Карпу Золотарёву, по-европейски универсальному мастеру, владевшему секретами не только масляной живописи, но и резки, золочения, архитектурного проектирования, чрезвычайно популярному в то время и отличному по изобразительной манере от таких именитых мастеров, как Богдан Салтанов, Иван Безмин и Василий Познанский.

Зав.отделом древнерусской живописи ГИМа Л.П.Тарасенко рассказала присутствующим о непростом пути иконы из дома князя В.В.Голицына в Высоко-Петровский монастырь в 1689 г. и затем — в Исторический музей в 1925 г. (её последнее местопребывание), а также познакомила с рядом предположений об авторстве этого памятника, которые продолжают разрабатываться специалистами вплоть до настоящего времени.

Мы хотим порекомендовать своим читателям посетить ГИМ и успеть восхититься великолепием этого бесценного памятника русской культуры, возвращённого к жизни силами музейных реставраторов, пока он находится в постоянной экспозиции.

Екатерина СУПРУНЕНКО

Илл. предоставлена ГИМом

TopList