Задание по теме |
Вопросы без ответов... Ответы без вопросов...
Викторина для средневековых эрудитов
Цель: активизировать и закрепить знания учащихся по истории Средних веков; способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде.
Урок-игра по курсу “История Средних веков”. 6 класс
I. Разминка: Вопрос — ответ
Вопросы задаются поочерёдно каждой команде, если первая команда затрудняется ответить, то правом ответа может воспользоваться другая. За правильный ответ — 1 балл.
По какой лестнице никто никогда не ходил?
Что такое “арабески”?
Когда в истории воевали цветы?
Это был единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить и оставить без ответа. Когда он наносился?
Когда в Европе появилось три государства одновременно? Назовите их.
В поэме Адальберона Ланского говорится: “... Так дом Божий, единым почитаемый, разделён на три части — одни молятся, другие сражаются, а третьи — ...” Что делают третьи и кто они?
Кто возглавил III крестовый поход ?
Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они?
Самый замечательный живописец Раннего Возрождения.
Человек, который изобрёл книгопечатание.
II. Город и деревня
Как назывался город, избавившийся от власти и покровительства сеньора? (Коммуна)
Как называлось здание, где заседал городской совет? (Ратуша)
В Средние века так называли образцовое изделие для экзамена на звание мастера. В наше время так называют гениальное произведение искусства. (Шедевр)
В Средние века название объединения ремесленников одной специальности. В наше время производственное подразделение фабрики или завода. (Цех)
Хранилища больших сумм денег, впоследствии финансовые учреждения, предоставляющие кредиты и займы. (Банк)
Летописец писал: “...приходится ходить на ходулях или в деревянных башмаках; и почти все члены городской думы ходили в думу в деревянных башмаках. А когда сидели в зале советов, деревянные башмаки стояли за дверью: тут же можно было сосчитать, сколько человек явилось на заседание”. Чем объяснялась такая мода горожан: носить деревянную обувь и ходить на ходулях?
Как назывались даровые работы крестьян в хозяйстве феодала? (Барщина)
Как называлась главная городская церковь? (Собор)
Большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. (Феодальная вотчина)
Хозяйство феодалов и крестьян, в котором продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления. (Натуральное хозяйство)
Земля, которой владел феодал. (Феод)
Собственник орудий труда, самостоятельный работник в своей мастерской. (Ремесленник)
III. “Крылатое выражение”
Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Оценивается в 5 баллов.
Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули… (“Что с возу упало, то пропало”)
Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время — ценность и его надо беречь. Тогда говорили… (“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает”).
Турнир подходил к концу. Ржание лошадей, стоны, треск копий наполнили ристалище. Уже немало поменяно копий. С тех пор пошло выражение ... (“Ломать копья”.)
Между Римским папой Григорий VII и германским императором Генрихом IV разгорелась ожесточённая борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Генрих IV лишил Григория VII власти в германских землях, за что Римский папа отлучил германского императора от церкви и освободил подданных Генриха от присяги на верность. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV. Император был вынужден искать примирения с папой. С тех пор пошло выражение ... (“Пойти в Каноссу”)
Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Если крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе “год и один день”, он становился свободным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка … (“Городской воздух делает свободным”)
IV. Историческая география
Был небольшим городом во владениях французских королей, но к концу XV в., когда Франция была объединена, он превратился в крупный торговый город — столицу Французского королевства. (Париж)
Графство на северо-востоке Франции. В ХIII—ХV вв. славилось своими ярмарками, которые длились почти целый год. Ярмарки были шумными и многолюдными. Здесь можно было приобрести предметы роскоши, привезённые с Востока, и различные товары, привезённые из всех стран Европы. (Шампань)
Город, расположенный на берегу пролива Босфор, “золотой мост из Европы в Азию”. (Константинополь)
Так стал называться город Константинополь после падения Византийской империи. (Стамбул)
Крупный торговый город на побережье Средиземного моря. Через него велась торговля дорогими восточными товарами. Власть в городе принадлежала богатым купцам. Правитель города уговорил рыцарей напасть на Византию, соперницу итальянских городов по торговле с Востоком. После разгрома Константинополя крестоносцами господство в Средиземном море окончательно перешло к нему и другим городам. (Венеция)
Гора на юге Чехии. Здесь гуситами был заложен город, обнесённый мощными стенами и названный, как и гора…(Табор)
Город в Палестине, где находится главная святыня христиан — Гроб Господень. Именно туда и отправились крестоносцы по призыву папы. (Иерусалим)
Город во Франции, где в течение почти 70 лет продолжалось “пленение” римских пап. (Авиньон)
Город в Аравии, куда раз в жизни правоверный мусульманин обязан совершить паломничество — хадж. (Мекка)
Замок на севере Италии, где в 1077 г. укрылся папа Григорий VII и куда приходил искать примирения император Генрих IV. (Каносса)
V. Религия
Уже через сто лет после смерти Мухаммеда его последователи управляли территорией от Пиренейских гор до границ Индии. Своими поразительными успехами они обязаны вдохновляющему воздействию новой религии, помноженному на традиционные навыки и обычаи. О какой религии идёт речь?
Что означал призыв “понести крест”?
В 1054 г. во время очередного конфликта Римский папа и Патриарх прокляли друг друга и произошло разделение церквей на две, какие? Когда были сняты эти проклятия?
Кардиналов запирают в специальной комнате, выйти из которой они могут только после того, как... Что должны сделать кардиналы?
Что означает выражение “Авиньонское пленение”?
Повинность в пользу церкви.
Человек, выступающий против учения церкви, либо против её действий.
Специальная грамота о прощении грехов.
Кто основал орден, на знамени которого была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков? Как назывался этот орден?
Кто основал нищенствующий орден монахов?
VI. Документ
Какое событие описывает хронист? “Наёмники, и те, что сражались на стороне Франции, и те, что сражались на стороне короля Англии, наживались на разграблении городов и замков. Вскоре случился удивительный и великий мятеж во многих областях королевства. Крестьяне сожгли и разгромили более 60 домов и замков и, если бы Бог не пришёл на помощь, эти злодеи бы размножились, погибли бы все благородные воины, святая Церковь и все зажиточные люди по всему королевству”. (Жакерия)
О каком герое идёт речь в стихотворении Н.Ленау?
Ослеплённый полководец,
На возу бесстрашно стоя,
Голосом, подобным грому,
Направляет ярость боя.
С ним один дружинник слева
И один дружинник справа,
Вместо глаз они герою
Служат верно, не лукаво.
(Ян Жижка)
Чьи обязанности описаны в “Песни о Роланде”?
Сеньору служит своему.
Он терпит зимний холод и жару,
Кровь за него не жаль пролить ему...
Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга я забыл свой долг.
Не посрамлю я никогда свой род.
(Обязанности вассала)
О каком событии июля 1099 г. написал хронист: “Они убивали и старух, и младенцев. Их лошади чуть не плавали в потоках крови”. (О взятии Иерусалима)
О каком событии говорится в эпическом сказании?
Милош тоже там погиб, царица,
У Ситницы. У реки студёной.
Где погибло очень много турок,
Зарубил султана он Мурада
И посёк двенадцать тысяч турок.
(Битва на Косовом поле в 1389 г.)
О ком идёт речь ?
О смелом парне будет речь,
Он звался … .
Недаром память смельчака
В народе берегут.
Ещё он бороду не брил,
А был уже стрелок,
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.
Но дом его сожгли враги,
… исчез —
С ватагой доблестных стрелков
Ушёл в Шервудский лес.
(Робин Гуд)
VII. Портрет на фоне эпохи
Кому принадлежат слова?
“Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать”. (Людовик XI)
“Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель, как не сказать, что он хитрее и злее вора” (Ян Гус)
“Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?” (Джон Болл)
“Первый рыцарь”, герцог Бургундский, любивший говорить: “Я так люблю Францию, что предпочёл бы иметь в ней шесть государей вместо одного”. (Карл Смелый)
“О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! — вскричал он. — Забудьте все ваши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей”. (Римский папа Урбан II)
“Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности”. (Хлодвиг)
Кто? Прозвища
Организовал IV крестовый поход, во время которого крестоносцы разграбили Константинополь. (Римский папа Иннокентий III Обжигающий Солнце)
Турецкий султан, одержавший победу над крестоносцами в битве под Никополем в 1396 г. (Баязид I Молниеносный)
Турецкий султан, который завоевал Константинополь и отдал его на три дня на разграбление своим воинам. (Мехмед II Фатих Завоеватель)
Сын Генриха II Плантагенета, английского короля, подписавший Великую хартию вольностей. (Иоанн Безземельный)
Нормандский герцог, завоевавший Англию в 1066 г. и ставший её королём. (Вильгельм Завоеватель)
Самый знаменитый монарх Средневековья. (Карл Великий)
Французский король, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы, впервые созвал Генеральные Штаты. (Филипп)
Византийский император начала XI в., ежегодно во главе войска совершавший походы в Болгарию и в 1018 г. окончательно её подчинивший. (Василий II Болгаробойца)
Марина БОРИС,
учитель истории,
обществознания, экономики
МОУ СОШ № 24
г. Северодвинска