Анфас и профиль |
Андрей КУЛАКОВ
Как и для чего изучать религии в системе общего среднего образования
Несколько угасшая, было, дискуссия о том, какие знания о религии необходимы современному школьнику, в последние месяцы вновь заметно оживилась. Дело в том, что в 2010/2011 уч. году в ряде субъектов Российской Федерации в экспериментальном режиме вводится преподавание учебных предметов новой предметной области “Духовно-нравственная культура народов России”.
Введение
Хотя окончательная концепция и структура этой новой области ещё не отработана и не обнародована, предполагается, что в ходе эксперимента обучающийся, с согласия родителей (либо лиц, уполномоченных их замещать), должен будет выбрать для изучения один из предметов, которых, видимо, будет шесть:
1) Основы православной культуры;
2) Основы исламской культуры;
3) Основы иудейской культуры;
4) Основы буддистской культуры;
5) История религий в России;
6) Основы светской этики.
Ещё раз подчеркнём, что разработка концепции новой предметной области и её программ пока не завершена, но то, что в этом направлении произойдут существенные сдвиги, — бесспорно. Принципиальные решения уже приняты на самом высоком государственном уровне. В марте 2009 г. в Туле состоялось заседание президиума Госсовета, посвящённое нравственному воспитанию молодёжи, с участием президента Д.А.Медведева. На него прибыли лидеры крупнейших традиционных конфессий России: патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин России Берл Лазар (от ФЕОР), председатель Союза пятидесятников С.Ряховский, президент Западно-российского союза Церкви христиан адвентистов седьмого дня В.Столяр и глава российской епархии Армянской Апостольской церкви епископ Езрас. Президент Д.А.Медведев выделил такие приоритеты, как создание условий для самореализации молодых людей на основе творческой, инновационной активности, социальная адаптация молодых людей, пресечение проявлений экстремизма в молодёжной среде. “Надо воспитывать молодёжь в духе толерантности, но и помнить о российском патриотизме, который направлен на поддержку национального согласия”, — сказал президент. Д.А.Медведев сообщил, что в 2008 г. было зафиксировано 460 преступлений экстремистской направленности, и это на 30% выше, чем в 2007 г. Он перечислил самые трудные в этом смысле регионы: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ростовскую, Воронежскую, Мурманскую, Самарскую и Нижегородскую области.
Статья подготовлена при поддержке транспортной компании «Vozovoz». Если вам срочно понадобились качественные и профессиональные услуги грузоперевозок, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Vozovoz». На сайте, расположенном по адресу www.vozovoz.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать расположение филиалов компании Vozovoz. В компании «Vozovoz» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
По плану эксперимента предполагается начать обучение новым предметам в конце 4-го класса и предварить этот процесс единым для всех учащихся (независимо от их выбора) введением, в котором будут раскрываться общие понятия нравственности и традиционных моральных норм в жизни человека, семьи и общества, а также понятие религии. Затем, согласно выбору учащихся, будут изучаться параллельные модули, т.е. либо основы православной (исламской, иудейской, буддийской) культуры, либо основы светской этики, либо история религий в России. В 5-м классе, возможно, снова будет происходить совместное изучение тем, интегрированных на базовых национальных ценностях: Отечестве, религии, семье…
Согласно замыслу, образовательное учреждение должно будет, определив образовательные, культурные и религиозные потребности обучающихся и их родителей, обеспечить преподавание соответствующим специалистом – педагогом для каждого из выбранных учащимися предметов-модулей (сколь малой ни окажется та или иная группа). Всем педагогам хорошо известно, что 4—5-й классы, т.е. 10—12-летний возраст — непростой период развития школьников, что обусловлено множеством психологических и педагогических факторов. Поэтому задачи, которые ставит эксперимент перед учителями, будут непростыми. Сложность этих задач связана ещё и с тем, что предлагаемая образовательная область достаточно непривычна для отечественной массовой педагогической практики. Безусловно, потребуется большая работа по подготовке и переподготовке грамотных учительских кадров. Преподавать предметы новой области будут в первую очередь учителя-гуманитарии, но, видимо, не только они. Ведь речь идёт о довольно широком эксперименте, который, повторяем, будет касаться каждого образовательного учреждения. И его начало отнюдь не “за горами”…
Как показывают публикации и отклики в СМИ, беседы с родителями, учителями и руководителями образования, на сегодняшний день наиболее востребованным в ряду перечисленных предметов может считаться модуль с условным названием “История религий” (“Религии мира”, “Религии в России”, “История религий в России”).
Мы надеемся, что публикуемые материалы станут полезны для всех, кто интересуется историей религии. В отечественной педагогической практике уже наработан некоторый опыт преподавания религиоведческих курсов в старших классах. Издано несколько учебных пособий “История религий”, “Религии мира” и “Религии в России”, из которых учитель может выбрать наиболее подходящие для себя и своих учеников. Но пока эти (и им подобные) предметы преподавались факультативно, сейчас же речь идёт о курсе “массового охвата”. Кроме того, соответствующий модуль планируется ввести на рубеже начальной и средней школы, что тоже в корне меняет дело. Таким образом, религиоведческие знания будут теперь гораздо более востребованы педагогами и станут весьма актуальны не только в стенах школы.
Предмет, находящийся в центре нашего внимания, т.е. религии и религиозная жизнь, необыкновенно сложен и тонок. В отличие, например, от математических формул или химических реакций, он воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений. Разговор о религии затрагивает глубокие, а подчас потаённые и неосознанные сферы психики, как педагога, так, зачастую, и учащегося. К тому же, если не принимать во внимание атеистическую пропаганду советского времени, как объект изучения в школе этот предмет совсем нов. В образовательной практике ещё не сложились как стандарты, так и критерии обученности в данной области знаний, уже не говоря о методике преподавания соответствующего материала. Поэтому будем считать, что мы, заинтересованные этой тематикой, стоим лишь в самом начале пути и только подходим к овладению методикой и определению правильного тона, которые позволят разработать эффективную технологию преподавания. Хотелось, чтобы читатель принял эту работу не как очередную инструкцию, а как приглашение принять участие в совместном творчестве. Автора не пугает, что какая-то доля его предложений будет сочтена чрезмерно сложной или неприемлемой по каким-либо мировоззренческим соображениям. Многолетний опыт автора этих строк показывает, что здесь не может быть полного единомыслия “по определению”. То, что подходит одному педагогу, может не подходить другому. И это нормально. Такова область знаний, за освоение которой мы принимаемся.
Важнейшим критерием правильности выбранного нами пути может быть лишь то, насколько полезной станет наша работа для жизни отдельного человека и общества в целом. Но что же считать в данном случае критерием “полезности”? Автор считает, что к таким критериям относится, в первую очередь, достаточная образованность школьника в религиозных вопросах, которая расширит его кругозор и сделает богаче духовный мир. Это, хотя бы в какой-то мере, изменит к лучшему лицо российского общества: с одной стороны, послужит восстановлению его традиционных устоев, а с другой, ослабит агрессию и напряжённость. Знания о религиях, знакомство с многоликой отечественной культурой, уходящей корнями вглубь веков, помогут россиянам по-новому взглянуть на себя и своё место в мире.
Зачем современному российскому школьнику
нужны знания о религиях?
Можно смело утверждать, что новое поколение россиян просто не сможет успешно обустраивать свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации. Аргументов в пользу этого утверждения можно найти немало.
Современная Россия — невиданный, пожалуй, в мире образец воссоздания религиозной жизни за столь короткий период времени. Ведь, как считают многие обществоведы и культурологи, СССР был единственным в истории экспериментом по построению безрелигиозного (атеистического) общества. На глазах одного поколения положение религии изменилось кардинальным образом. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, образовались религиозные политические партии и движения, наблюдается интерес к религии прежде равнодушных к ней людей. Открыто выражать благосклонное отношение к религии стало “хорошим тоном”, в известной мере даже “модой”. Религиозные организации осуществляют деятельность в самых разных областях: в распространении вероучения, в образовании, культуре. Не стали исключением такие сферы, как благотворительная, общественно-политическая, даже хозяйственная и предпринимательская.
Как показывают проведённые в последние годы социологические исследования, к верующим относит себя около 50% населения сегодняшней России. Религиозность сильно “помолодела”: ныне люди от 22 до 50 лет составляют больше половины от числа верующих в Бога. Таким образом, опровергаются ещё недавно бытовавшие представления о том, что религиозность — удел пожилых людей. Изменения в традиционные представления о верующих вносят и данные, связанные с образовательным цензом. Ныне более половины верующих имеет среднее и более трети — высшее образование. Среди наиболее многочисленных в нашей стране православных и мусульман практически каждый второй — со средним образованием и каждый третий — с высшим. Религиозной стала часть интеллектуальной и творческой элиты общества.
Всё перечисленное выше — вполне естественно и свидетельствует лишь о том, что жизнь россиян возвращается в нормальное общечеловеческое русло, из которого мы были “выбиты” десятилетиями социалистического эксперимента. Но одновременно мы становимся свидетелями некоторых новых, нередко настораживающих процессов: многие соотечественники увлеклись мистикой и различными формами оккультизма, обострилось межконфессиональное соперничество, идёт вторжение в духовную жизнь наших граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями.
Живя в России, нельзя не учитывать, что наша Родина — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. При очевидном недостатке объединяющих общество общенациональных идей в наши дни заметно усилилась тенденция к этническому эгоизму. Религиозные сообщества и рядовые верующие втягиваются в текущую политику, в межнациональные противоречия и конфликты. Чрезвычайно возросла угроза того, что к этим конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве. И это очень опасно, как для страны в целом, так и для всех её граждан.
И ещё одно наблюдение: “всемирные универсальные и всепобеждающие” атеистические учения прошлого века заметно дискредитировали себя в глазах поколений, во всём мире возрос интерес к национально-культурным и религиозным ценностям. К тому же на исходе ХХ в. стало заметно, насколько человечество “устало” от созданной им самим могущественной цивилизации. Люди устремляются к простым, ясным и проверенным культурным ориентирам. У многих появилось желание ощутить гармонию с природой, определить себя по отношению к Вечности. Этот стремления и поиски во многом определили интерес современных европейцев и американцев к мистическим религиозно-философским учениям Востока, к уходящим корнями в глубокую древность природным религиям, к опыту мировых религий — буддизма, христианства, ислама. Эти тенденции в известной мере проявляются и в российском обществе.
Религии — отнюдь не только вера в Бога, богов или высшие силы. Они всегда играли и продолжают играть стержневую роль, определяя своеобразное лицо цивилизаций, стран или народов. Это происходит даже в том случае, если большинство людей, составляющих ту или иную общность, никак не определяет себя по отношению к “своей” религии, а то забыло её или мало знает о ней. Не обладая знаниями о религиях, наши ученики не разберутся в сути многих мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Без изучения религий учащимся будет трудно понять “скрытые пружины”, во многом определявшие и продолжающие определять движение истории и историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний школьники не смогут выработать адекватное отношение к особенностям характера тех или иных этносов. Почему, например, историческая судьба народов Востока так резко отличается от судьбы народов Европы? Причин, видимо, много, но этот факт невозможно понять до конца, если не учитывать влияние восточных религий, с одной стороны, и христианства, распространившегося среди европейцев, — с другой.
Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет школьникам понять явления мировой художественной культуры. Без этого, попав в музей или галерею, они не будут чувствовать себя уверенно, не смогут проникнуть в смысл того, что они видят. Заметим, что слова “культ” и “культура” имеют один корень, и это не случайно: люди научились писать, рисовать, сочинять и исполнять музыку, печатать книги, сооружать красивые здания в значительной степени потому, что хотели выразить свои религиозные чувства. Всё искусство Древней Руси имеет религиозный характер. Не зная основ православия, древнерусское искусство просто невозможно понять и оценить. Религиозные образы пронизывают творчество художников, музыкантов и писателей всех стран и эпох, придают ему глубину, смысл. Сколько произведений искусства создано, например, на библейские сюжеты! И для того, чтобы понять их, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями о содержании Библии.
Нередко слышны сетования по поводу наступления так называемой “массовой культуры”. Это явление, резко обозначившееся в последние годы, вызывает постоянное раздражение со стороны мыслящей части общества. Заметим при этом, что коммерциализированная, усреднённая и безликая массовая культура агрессивно распространяется именно среди тех, кто утратил связь с духовной традицией своего народа. Конечно, знания об этой традиции сами по себе ещё не свидетельствуют о том, что человек приобщился к ней, но при этом было бы непростительной ошибкой счесть эти знания бесполезными или лишними!
Молодой человек, взрослея, сталкивается с наплывом чувственности, со злом и несправедливостью в окружающем мире. Всё это требует осознания и объяснения. Людям, в том числе и молодым, свойственно искать ответы на вечные вопросы: что есть я, в чём смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти… Религии (каждая по-своему) отвечают на них. Следовательно, изучение религий может стать одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам жизни и человеческой души. Важнейшие проблемы человеческой нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений. Можно возразить, что некоторые элементы этого наследия устарели, звучат архаично и даже, с точки зрения человека наших дней, парадоксально. Но изучение этих воззрений — полезно, поучительно и интересно. Знакомство с этической составляющей религиозного наследия ведёт к более глубокому познанию самого человеческого феномена. В этом смысле тот предмет, которым нам предстоит заниматься на уроках, теснейшим образом перекликается со всеми дисциплинами гуманитарного цикла.
Существует точка зрения (высказываемая обычно верующими людьми), что изучение этической составляющей разных религий само по себе не сделает наших учеников высоконравственными людьми, а может даже нанести им вред. Доля истины в этих возражениях, конечно, есть. Но что ни говори, а знание в любом случае предпочтительнее незнания! Неслучайно русские слова “вежа” (“невежа”) и “вежливый” происходят от одного корня, означающего именно знание…
У изучения религий есть и утилитарный смысл, напрямую связанный с жизнедеятельностью человека, с его безопасностью. Нам постоянно приходится вступать в контакты с людьми, исповедующими различные, в том числе религиозные, нерелигиозные или антирелигиозные взгляды. Каким образом построить продуктивное общение с теми, кто придерживается иных воззрений? Этому искусству следует целенаправленно учить. Изучение религий не только помогает учащимся осуществить свободное и сознательное самоопределение в собственной мировоззренческой позиции, в духовных интересах и ценностях, но и научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладевать искусством понимания других людей. Это, в конечном счёте, должно способствовать установлению климата взаимопонимания и гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.
Пользуясь религиозным вакуумом в головах современных россиян, миссионеры, как свои, так и зарубежные, обрушились на россиян со всей своей кипучей энергией. Излюбленная аудитория миссионеров — молодёжь. Среди “учителей жизни”, которые могут встретиться где угодно, есть и шарлатаны, и люди, преследующие корыстные цели, и просто психически неполноценные субъекты. Поэтому молодёжь необходимо специально знакомить с набором элементарных правил так называемой “религиозной безопасности”. Знания помогут нашим ученикам избежать трудных, а подчас и трагических ситуаций. Столкнувшись с человеком, пришедшим “по их душу”, они легче распознают, где настоящее “лицо”, а где привлекательная “маска” той или иной религиозной организации.
Отрадно, что в последние годы россияне стали много ездить как по стране, так и по миру. Приезжая в тот или иной национальный регион России либо в иную страну, необходимо располагать точной информацией о местных религиозных и культурных традициях. Особенно внимательным следует быть в тех регионах и странах, где религиозными законами руководствуется подавляющая часть общества. Без знаний о религиях, распространённых в нашем Отечестве и в мире, школьникам будет трудно уберечься от возможных неприятностей.
В заключение заметим, что обычно религиозные убеждения впитываются людьми с детства с помощью семьи, ближайшего окружения, через традиции и культуру. Но эти традиции в нашей стране оказались разорванными. Поэтому многие наши соотечественники вынуждены как бы заново “выбирать веру”, определять себя по отношению к религии. Сегодняшняя Россия — “распаханное поле”, но вот вопрос: что на нём вырастет? Чтобы “растительность” оказалась полезной, молодому поколению нужно много знать, в том числе и о религии. Хотя бы знать... Уверен, что это не принесёт вреда, а во многом будет весьма полезно!
А.Е.КУЛАКОВ,
старший научный сотрудник
Федерального института развития
Фото Е.Крылова
В 2010/2011 уч. году Педагогический университет “Первое сентября” предложит своим слушателям курс А.Е.Кулакова “История религий в России: методическое сопровождение”. Условия обучения и другие важные сведения вы сможете узнать на сайте ИД “Первое сентября”.