Docendi discimus |
Как представить содержание урока в электронной форме
Методический материал для учителя. 6—11 классы
Есть ли связь между увеличением объёма информации и формой её подачи? Если такой закон существует, то мы его явно нарушаем, навязывая ученикам огромное количество печатных текстов. Многие школьники оказались в плотном информационном пространстве, похожем на Мёртвое море, в воды которого и погрузиться глубоко не удаётся, и отмыться от его солей и грязей быстро не получится.
В 1990-е на скорую нитку были сшиты по заграничным лекалам новые пёстрые информационные одежды для матушки России. Наряд получился нелепый, а-ля рюс.
Школе, прежде всего, были необходимы качественные учебники истории. УМК, созданный под руководством А.А.Данилова и охватывающий самый непростой период — XX век, эту задачу решает (http://history.standart.edu.ru ).
Содержание учебников нового поколения может стать надёжной фактической базой, на которой будет формироваться информационно-образовательная среда ученика. Однако достаточно ли нескольких хороших книг для организации современного обучения школьника в условиях неограниченного доступа к информации и принципиально меняющейся возможности коммуникации?
Думается, необходимо организовать специальную интеллектуально-коммуникационную деятельность, органично сочетающуюся как с теорией, так и с практикой современных методов усвоения больших объёмов информации. Это означает, что следует методически сочетать содержание текста и форму его подачи, что позволит использовать новые каналы передачи сведений для их лучшего усвоения школьниками.
Например, как же должен быть оформлен текст на экране компьютера, чтобы школьник мог “одним взглядом” ухватить смысл материала?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к методической идее опорного конспекта (ОК), в своё время предложенной к практическому применению В.Ф.Шаталовым.
Изменим печатную основу конспекта на электронную и получим возможность для его использования в современной информационной среде.
Традиционная “опора”, создаваемая на основе печатного текста, предполагает анализ содержания (разбираем на смысловые единицы, часть заменяем обозначениями), сравнение (отбираем наиболее значимые и выразительные) и синтез (собираем задуманную конструкцию).
Ахиллесова пята такого опорного конспекта — способы работы, в конечном счёте сводившиеся к воспроизведению его текста.
Чтобы сразу обозначить новый подход к идее ОК, заменим слово “конспект” на слово “конструкция”, имея в виду, что конспект компактно передаёт фактическое содержание развёрнутого печатного текста, а электронная наглядная конструкция — результат размышлений над содержанием, интерпретацию его смысла.
Проблема в общем виде заключается в переходе с репродуктивного уровня наглядной передачи материала на творческий. Предлагаю облекать в электронно-графическую форму не чужой печатный текст, а свою мысль. Изучается не сама опора, а представляемое ею содержание. И не обязательно письменно/устно её воспроизводить. Графика может быть основой для “конструирования” собственного видения материала.
Написание исходной графической опоры становится для преподавателя лишь первым шагом по визуализации учебного содержания. Главное — научить школьника приёмам наглядного электронного представления понятого им смысла. На первых порах ученик отталкивается от предложенной преподавателем опорной конструкции. Результат самостоятельной деятельности назовём наглядной конструкцией (НК).
Опора может быть универсальной — это графическая калька учебного материала, тогда как НК — всегда авторская работа. Переход с репродуктивного уровня наглядности в передаче электронного материала на творческий начинается с изменения подхода к составлению самой опоры. От превращения обычного текста в совокупность обозначений и ключевых слов переходим к приданию знаково-символьной формы его содержанию.
Алгоритм деятельности обозначение — форма — текст меняем на символ—образ—проблема. От анализа текста через составление опоры идём к интерпретации, представленной в тексте НК.
ОК — текст, большая часть смысловой нагрузки в котором перенесена со слов на графические изображения и которому придана чёткая структура для более быстрого и эффективного восприятия и осмысления сведений. Базовым элементом графического текста является знак-обозначение.
Функции ОК
Передавать какую-либо часть учебного материала.
Обозначать осваиваемую информационную территорию.
Превращаться в “оболочку”, вмещающую любой объём сведений.
Проникать в суть предлагаемой информации.
НК — целостный и компактный текст, основная смысловая нагрузка в котором перенесена на графический образ, передающий основную идею события или явления. НК выражает собственное понимание получаемой информации и подчёркивает отношение к ней. Базовым элементом графического текста НК является знак-символ.
Системообразующими элементами опоры может выступать как обозначение — графическое изображение, используемое для указания на событие (явление) или предмет (артефакт) для их “формального” названия, так и символ — знак, устойчиво ассоциируемый с определённой информацией, акцентирующий внимание на её сути.
Термином обозначение-символ мы охватываем всю совокупность знакового представления информации. Графическая опора может выглядеть как развёрнутый текст, состоящий из ряда логически взаимосвязанных блоков, выразительный плакат с акцентированным образом, либо подаваться как лаконичная формула, заключающая в себе проблему. Это понятийный аппарат предлагаемой методической системы.
Её ключевое звено — превращение опорной конструкции в наглядную через “оформление” образа. Для этого мы возьмём обозначение, придадим ему символическое “звучание” и сделаем максимально выразительным графически (наглядным). Через самостоятельно найденный образ проявляется картина того, как осознано общественное явление, какие смыслы найдены в том или ином историческом событии.
Существование “явного” образа в НК отличает её от печатной версии содержания. Он является передним планом графического текста и прорисовывается на фоне ординарных обозначений.
Отдельные, избранные составителем знаки-обозначения не только замещают часть информации, но и становятся зримым контуром изучаемого явления, события или предмета, отправной точкой для его исследования (см. рис. 1).
Рис. 1
Чингисхан завоёвывает Среднюю Азию и Кавказ. Часть его войска вторгается в землю половцев, те просят помощи у русских князей. На реке Калке в 1223 г. объединённое русско-половецкое войско было разбито. В 1227 г. Чингисхан разделил свои владения на отдельные части — улусы. Старшему сыну — Джучи — достались западные земли и те, которые будут завоёваны за Уралом. Однако Джучи погиб, и поход к “последнему морю” возглавил его сын Бату.
Для того чтобы включиться в работу по преобразованию содержания школьного курса истории в систему учебных графических опор, можно воспользоваться предложенной моделью деятельности, взяв для начала несколько десятков готовых конструкций. Они выполнены в Word-2003 для максимальной доступности редактирования и размещены на моём сайте http://www.sch175.edu.mhost.ru
ОК создавались на протяжении целого ряда лет, стилистически разнородны, но в целом отвечают заявленным выше требованиям к подобным конструкциям и достаточно полно передают содержание школьного курса истории.
Запомнив алфавит обозначений, легко соотнесём фрагмент выбранной конструкции с тем или иным историческим событием. Это базовые опоры, они дают заведомо нейтральную трактовку, обозначая понятийный ряд и рассказывая о том или ином событии с разной степенью детализации.
Отправляясь в “дикое поле” информации, ставим перед собой цель — осмыслить через посредство графики событие или явление. Задача-максимум — вложив в НК своё содержание, заставить над ним задуматься тех, кто будет её рассматривать.
Должна возникнуть ситуация, когда человек, изучающий авторскую опору, пытается не просто “прочитать” содержание через графику, а старается разобраться в нём посредством графической конструкции. Включение такого графического механизма мыслительной деятельности поможет снять с опоры обвинение в излишней формализации содержания. НК как инструмент представления информации одновременно становится средством постижения её сути.
Как я уже сказал, точкой отсчёта для запуска графического механизма мыслительной деятельности является создание образа.
Для этого необходимо элементарным обозначениям придать выразительную конфигурацию, изменить масштаб, найти выигрышное место. Образ, оформляющий создаваемую НК, должен быть достаточно глубоким (многозначным), заключать в себе проблему.
“Увидев” событие или явление, надо отобразить его по-своему. Для этого можно отредактировать как отдельный знак, так и фрагмент, а иногда и текст всей опоры. Пожалуй, самое трудное — “зацепиться” именно за те обозначения, из которых можно вывести символический образ. Размышляя о последствиях монголо-татарского ига, вспомним две точки зрения на это историческое явление. Первая: гнёт, иссушающий душу русского народа. Вторая: сложный процесс взаимодействия, закончившийся превращением “татарского царства” в Московское (см. рис. 2).
Рис. 2
Используем единую графическую основу (в разных аспектах рассматривается одно явление) и общий системообразующий элемент (связка “Орда–Русь”).
Оцифрованная НК, включающая текст, выполненный в WordArt, и созданные при помощи панели “Рисование” обозначения, обладает необходимой для быстрого редактирования гибкостью и подвижностью.
Компьютер — великолепное средство для организации взаимодействия графической формы выражения и сути учебного материала.
С помощью компьютерной графики оперативно и без особого труда изменяется “формальная оболочка” опоры.
Графический текст виртуален, позволяет выстраивать своё видение содержания (добавляя, изменяя, структурируя…).
Манипулирование чужими печатными текстами — плагиат или в лучшем случае компиляция, графическое преображение текста — это вариант прочтения “с электронным карандашом”.
Очень важно то, что нарисовать свою “картинку” могут практически все школьники и многие преподаватели.
Организация учебной работы с электронным контентом уже не прожектёрство, а насущная методическая задача.
Трудность не в том, как представить текст в электронном формате, а в том, каким образом это сделать. Именно над этим стоит размышлять учителю и учить задумываться своих учеников, когда они садятся за компьютер.
Рис. 3
Интерпретируя, добавляем разные символы (сердце и обоюдная стрелочка), усиливаем образ “полётом ордынских стрел”, делаем более динамичной вторую композицию, закручивая движение против часовой стрелки (вспять). Цветом подчёркиваем “линию противостояния”.
Сформулировав общие подходы к проблеме и овладев основными навыками работы с электронным текстом, необходимо продумать и организовать практическую работу по написанию собственных опор.
Создавая авторские НК, надо учитывать ряд существенных моментов: возраст учеников, наличие у них навыков графического отображения информации, содержания представляемого текста.
Графические решения преподавателя, наглядно представляющего учебный материал, определяются:
• уровнем содержания;
НК для 4—7-х классов более конкретны и показывают прежде всего событийный ряд, тогда как в опорах для 8—11-х классов больше внимания уделяется показу связей и отношений.
• масштабом темы;
Конструкция представляет либо отдельный исторический эпизод (конкретный факт), либо большой исторический период, целую эпоху.
• назначением опоры;
НК содержит яркий образ — лейтмотив события (своеобразная декорация) или отправную точку для размышлений, итог которых постановка проблемы.
• формой текста;
Опора отличается подчёркнутой целостностью, композиционным единством или, наоборот, фрагментарностью, оппозиционностью элементов.
• способом предъявления;
Конструкция читается одномоментно (одним экраном) или постепенно вырисовывается, что предполагает законченное оформление отдельных частей и продуманность логики развёртывания всей “картинки”.
• пространством информационного поля;
Глубина НК — содержание собственного текста + несколько документов, лежащих в папке локального компьютера, или широкий доступ к ресурсам Интернета (своеобразное графическое меню).
Какой получится наглядная конструкция? Будет ли она нацелена на показ смысла исторического материала, послужит ли декорацией для рассказа о драматических событиях, станет электронным порталом в Сеть или позволит открыть широкую панораму эпохи, решает сам составитель. Потенциал электронных НК велик, сумеем ли мы им воспользоваться?
Особо следует остановиться на тех возможностях, которые НК открывает для работы с внешней информационной электронной средой. Графическая опора легко становится центром, в котором сходятся нити, ведущие к документам, дающим обширные дополнительные сведения по представляемой теме. Надо всего лишь создать систему ссылок на отобранные источники.
Работа по созданию гиперпространства вокруг НК может заменить изживающую себя практику написания рефератов, которые обычно ученики скачивают в готовом виде, а преподаватели весьма неохотно читают. Серьёзные материалы, востребованные в обучении, оцифрованы и выложены в Сети, их реферирование стало рутинной технической операцией: “выделил—скопировал—вставил”.
Если мы будем использовать потенциал НК, то ситуация изменится: графическая “картинка”, содержащая осмысленный образ, моментально покажет то, как понимается тема, а система гиперссылок — глубину и серьёзность её исследования.
Вот ещё один пример модели электронного реферата, выполненного на основе НК.
Продолжая тему ордынского ига, назовём его “Особенности формирования российской государственности” (см. рис. 4).
Рис. 4
На главной странице в наглядной форме дана концепция работы. В лаконичной опоре наметим не только традиционные вехи становления “Московии”, но и подчёркнём то, что образование государства шло под спудом ига. Большую созидательную роль при этом играла Церковь, объединяя людей духовно. Воспринимая азиатские черты, государство становилось на восточный манер деспотическим. Мы сразу привыкали смотреть на мир сквозь бойницы своих крепостей. Обретая государственный суверенитет, теряли своё “я”, уповая на мощь правителя. В таком контексте могут быть уместны сомнения в том, что окончательное освобождение от ига произошло в 1480 г. Обрела независимость Россия. Нам же, генетически наследуя прошлое, до сих пор приходится “по капле выдавливать из себя раба”. Впереди — свобода?
Таково смысловое ядро реферата, с отдельных графических элементов которого даются ссылки, раскрывающие фактическую сторону вопроса: биографии, изложение событий, карты, иллюстрация.
“Скорлупа” реферата — система закладок по периметру конструкции, объясняющая представляемое событие или явление: оценки выдающихся учёных, отрывки из монографий, понятийный аппарат, литература по теме, http-адреса.
Варианты наглядного предъявления, как и степень проработки электронного контента, может быть самой разной, это будет определяться параметрами поставленной задачи.
Пространный гипертекст “возвышается” на экране компьютера компактной НК. Объём считываемой с НК информации может быть различным.
Границы такого текста действительно виртуальны, и к нему всегда можно добавить что-то своё, т.е. организовать учебное пространство по принципу Википедии (см. рис. 5).
Рис. 5
Начнём “электронную” историю России своеобразным логотипом, отображающим тысячелетний путь, пройденный страной. Свиток разворачивается буквой “И”. Ордынское нашествие изменяет вектор развития Древней Руси. Следующий излом — попытка цивилизационного прорыва в начале XX в., желание создать принципиально новый общественный строй — взлёт “к звёзде”. Далее выдающиеся достижения и крах 1990-х, когда общество в очередной раз будет поставлено перед необходимостью выбора дальнейшего пути. “Внутрь” конструкции (светлая тонкая линия) заложена идея неразрывности, преемственности исторического развития. Что является “живой нитью” российской истории?
Так уже в первых попытках графического отображения истории России можно не только показать суть различных авторских концепций учебного курса, но и сразу сформулировать проблему. Представляя, мы выражаем смысл содержания.
Используя эту логику, можно создать полномасштабный учебник на основе системы графических конструкций.
Есть ли прямая связь между оптимальной формой подачи материала и качеством знаний учеников? Определённо можно сказать одно: наглядная электронная форма подачи содержания позволяет оставлять в “учебном поле” ту всё более увеличивающуюся часть школьников, для которой компьютер, что называется, “свет в окошке”.
Наглядная конструкция, нацеленная на демонстрацию, показ смыслов, опредмеченных в графике, способствует обучению рефлексии. Учащиеся получают “осязаемую” возможность посредством НК выйти в пространство чистого мышления. Составляя её, необходимо “схватить” суть явления, увидеть и передать абстрактную идею.
Функции НК
• характеризовать степень понимания материала;
• демонстрировать угол зрения на проблему;
• давать собственную графическую оценку событию или явлению;
• показывать результат мыслительной деятельности.
Заканчивая характеристику концепции наглядного отображения учебного материала в электронной форме, прибегнем к аналогии, пусть и весьма условной: связку ОК—НК можно уподобить эмпирической и рациональной ступеням, в процессе мышления отображаемым графически.
Ученик, самостоятельно работающий с электронной наглядностью, должен сразу включаться в процесс её осмысления. Он изначально ставится перед необходимостью принимать решения на основе полученной информации. Правильный “ответ” на хорошую конструкцию — вопрос, возникающий при её изучении. Это будет главным педагогическим результатом применения предложенной технологии, способом развития критического мышления молодого человека.
Сопротивляться информационному игу можно по-разному: либо попытаться замкнуть школьное содержание в жёсткие рамки канонических текстов, либо, подчиняясь неизбежному, использовать новые возможности в интересах учения.
Советуем прочитать
Селеменев С.В. Информационные технологии в школе: проблемы и поиски решения // Информатика и образование. 2005. № 5. C. 97—100.
Селеменев С.В. Знаковая наглядность // Образование в современной школе. 2003. № 2. С.33—42.
Селеменев С.В. Мультимедийный учебник по истории // Школьные технологии. 2003 № 6. С.183—193.
Селеменев С.В. Компьютер и текст (мобильность информации) // Открытое образование. 2005 №6. С. 18—23.
С.В.СЕЛЕМЕНЕВ,
учитель истории,
МБОУ “СОШ” №175, г. Новосибирск
Илл. автора