Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №3/2010
Образовательная экскурсия

 

Обитель, которой уже нет…

Материал для урока на тему “Жития святых”. 6 класс

 

В 187 км от Твери, по берегам реки Волги, раскинулся старинный русский город Калязин. В туристических маршрутах он известен колокольней Троицкого монастыря, стоящей в центре маленького острова, словно парящего над гладью реки.

Колокольня Троицкого монастыря
среди волжских вод

О том, как колокольня оказалась посреди волжских вод — рассказ впереди, а пока перенесёмся на рубеж XI—XII в. Примерно в это время в устье реки Жабни, одного из притоков Волги, появляется первое известное местным краеведам поселение, именуемое Никола-на-Жабне. Название это закрепилось неслучайно, Волга и в те времена была важной торговой артерией, и купцы основывали по её берегам опорные пункты, часто называемые в честь покровителя мореходов Николы Мирликийского.

Известно, что после разорения монголо-татарами этих земель в 1238 г. расположенный на Жабне монастырь прекратил своё существование. Предание гласит: узнав о приближении врага, братья собрали всё самое ценное, что было в обители, и спрятали в тверских непроходимых болотах, оставив охранять сокровища самого старого монаха, а сами вернулись, чтобы защищать монастырь. Мечом и огнём прошлись войска Батыя по русской земле, погибли и братья-монахи. Ждал их старый монах долго, и, не дождавшись, вернулся в обитель. Похоронил убитых, и ушёл навсегда в болота. С тех пор монах охраняет сокровища обители, а любознательные “чёрные копатели” пытаются их найти.

Жизнь “на Николе” возродилась в XV в., когда здесь, на левом берегу Волги, был основан Троицкий монастырь, долгое время называвшийся Макарьевским по имени основателя, о котором рассказывается в “Житии преподобного Макария Калязинского”.

Преподобный Макарий (в миру — Матвей Васильевич Кожин) родился в селе Гридково (позднее Кожино) близ города Кашина Тверского княжества. Он был старшим из четырёх детей боярина Василия Кожи и его жены Ирины. Род Кожиных легендарен, по преданию, дед Макария — Юрий Вахты Франц приехал в Россию в качестве посла не то от литовского князя, не то от шведского короля. В Москве его задержали в связи с началом военных действий, но вскоре отпустили. По поручению великого князя Московского Василия I Франц отправился в Швецию для набора конного полка, а вернувшись в Россию в 1407 г. принял православие с именем Ананий. Поступив на службу к московскому князю, он получил в кормление село Гритьково, несколько деревень и пустоши. В свою очередь сын Франца — Василий Ананьевич, “славный воин в службе великого князя Василия Васильевича” (Василия II Тёмного), участвовал в военных действиях против князя Дмитрия Шемяки, стремившегося захватить московский престол. В 1450 г. во время битвы под Галичем преследуя князя Дмитрия Василий Ананьевич убил его коня, а в качестве доказательства привёз кусок лошадиной кожи (отсюда происхождение фамилии потомков — Кожины).

Дату рождения Макария в различных источниках называют разную — 1400, 1401 или 1402 г. В разных списках жития указывается, что прожил святой 82 или 83 года. С детства он выделялся среди других детей начитанностью, спокойствием, воздержанностью. Повзрослев, Матвей решил посвятить себя Богу, но родители не дали своего благословления на монашество сына: старший в роду, он должен был занять место отца на государственной службе. По воле родителей Матвей Васильевич женился на родственнице тверского боярина Елене Яхонтовой. Молодые супруги договорились, что в случае, если один из них умрёт, овдовевший уйдёт в монастырь. Семейному счастью Матвея не суждено было длиться долго, спустя год после свадьбы умирают его родители, а ещё через два — жена. Около 1420 г., раздав своё имущество, он постригся в Николаевском Клобуковом монастыре города Кашина, с именем Макарий.

Келья преподобного Макария в соборе Николаевского Клобукова монастыря.
Фото Прокудина-Горского. 1910. Восстановлено С.О.Прохоровым

По данным краеведов, прожив в монастыре чуть более 10 лет, молодой монах проявил себя активным строителем. По преданию, Макарий участвовал в строительстве мельницы на реке Кашинке и рытье колодца на территории монастыря. Спустя некоторое время, уже став священником, Макарий “желая угодить Господу, покинул монастырь”. Причина его ухода так и осталась неизвестной. По одной версии, по благословлению игумена Макарий ушёл на пустынножительство, по другой — уход преподобного был связан с тяжбой монастыря с купцами Ждановыми, претендовавшими на часть монастырской мельницы. Очевидно, руководство монастыря пошло на какие-то уступки купцам, что вызвало недовольство Макария и как следствие его уход. Местные жители считали, что название речки Вонжа, протекавшей рядом с Клобуковским монастырём, связано с обстоятельствами удаления вон из монастыря преподобного Макария.

Выбрав для себя место в лесу, в 18 вёрстах от Кашина, между двух небольших озёр, святой срубил келью. Трудно сказать, было ли у него изначально намерение основать новую обитель. В “Житии” читаем: “…изыде же в пустыню близ града Дмитрова и ту вселися и храм созда во славу Святыя Троицы и оттуда иде на Волгу и вселися близ града Кашина, и тамо монастырь созда и братию совокупи…”

Семь монахов пришли к Макарию в пустынь из Клобуковского монастыря. По преданию, за 40 дней в устье реки Жабни они построили деревянный храм во имя Святой Троицы.

Увеличение числа братии привело к созданию новой обители, получившей название Троицкой. Монахи просили преподобного Макария принять сан игумена, но он отказался. Присылаемые на должность настоятеля обители иеромонахи нарушали строгий устав, установленный её основателем. И Макарий вынужден был взять бразды правления в свои руки. Став игуменом, святой Макарий не изменил своей жизни — был смирен, кроток, исполнял монастырские послушания, одет был столь бедно, что “не мнете того игумена, но единого некоего от убогих”, на оскорбления отвечал прощением.

Посетивший монастырь в 1478 г. преподобный Иосиф Волоцкий беседовал с игуменом, а позже записал: “Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо всё творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями…”.

Такой образ жизни снискал игумену Макарию славу человека благочинного, преданного Богу. В монастырь за благословлением стали приезжать князья, бояре, приходил и простой люд. В 1468 г. купец Афанасий Никитин заехал к святому. Вот что он написал в своей знаменитой книге “Хождение за три моря”: “Поидохъ отъ святаго Спаса златоверхаго съ его милостью, отъ государя своего от великого князя Михаила Борисовичя Тверскаго от владыкы Геннадия Тверьскаго, и от Бориса Захарьича, поидохъ вниз Волгою, и приидохъ в манастырь Колязинъ къ Святей Живоначальной Троици и святымъ мученикомъ Борису и Глебу; и у игумена ся благословивъ у Макария и святыа братьи…”

Старый Калязин

Первоначально монастырь располагался на небольшом участке земли, но постепенно его владения расширились. Это происходило и за счёт передачи обители владений самого преподобного Макария (не забываем, он был сыном боярина, крупного земельного собственника), и за счёт покупки близлежащих территорий, и, конечно, вследствие дарения земель местными боярами и князьями.

Вид на Троицкий монастырь

Интересен приведённый в “Житии” эпизод, связанный с владениями некоего Ивана Коляги. Наблюдая за деятельностью святого Макария, боярин начал опасаться за судьбу своих земель: “…мних, сеи обладает местом сим и мене изженет, и землю мою к пустыне своей присовокупит”. Коляга решил убить преподобного, но был наказан Богом — смерть постигла его семью, а сам он тяжело заболел. Боярин едва смог дойти до игумена, чтобы раскаяться и попросить прощения. Отпустив грехи, Макарий постриг его и принял в число монастырской братии, земли же Коляги стали владениями Троицкой обители. С сего времени, говориться в “Житии”, и сама пустынь стала именоваться Колязино.

Довольно быстро Троицкий монастырь приобрёл широкую известность. “Напрасно трудился я, и без успеха совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нём живущим: здесь всё делается подобно киновиям (общежительные монастыри), находящимся на Святой Горе”, — таким был отзыв об обители старца Митрофана (Бывальцева), прожившего 9 лет на Афоне. Чудодейственная молитва, прозорливость преподобного Макария приводили к нему многих людей, особенно больных и нуждающихся.

В житии рассказывается, как однажды воры украли монастырских волов. Внезапно похитители ослепли. Они долго блуждали по окрестностям, пока не оказались у монастырских ворот. Обходя своё хозяйство, Макарий увидел слепых людей, и спросил, что они здесь делают. Воры во всём сознались, раскаялись, а преподобный отпустил им грехи и исцелил.

Игумен Калязинский Макарий скончался 17 марта 1483 г. Заранее зная о своей кончине, он простился и благословил братию, дав им наказ: “Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моём отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится”. Похоронен преподобный был близ построенной им деревянной Троицкой церкви, над его могилой возвели часовню.

Преподобный Макарий Калязинский. Фреска

К 1521 г. Троицкий храм обветшал, и дмитровский купец Михаил Воронков пожертвовал средства на строительство каменной церкви на том же месте. Игумен монастыря водрузил крест на месте будущего алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретён гроб с мощами святого, не тронутыми тлением. С этого времени начинается прославление Макария как местного тверского чудотворца. А на Московском Соборе 1547 г. он был причислен к лику общерусских святых.

В Калязин на поклонение мощам преподобного ходили пешком простые люди, приезжали цари. В 1544 и 1553 гг. обитель посетил Иоанн Васильевич Грозный, в 1599 г. Борис Годунов с супругой и детьми молился здесь святому Макарию. Он же пожертвовал средства на создание серебряной раки, куда были положены мощи святого.

В 1609 г. во время польской интервенции Троицкий монастырь на некоторое время стал центром освободительного движения, здесь находился стан предводителя русского войска князя М.В.Скопин-Шуйского. Не позволив полкам Сапеги захватить монастырь, “русские же полцы гнаша литовских людей до Рябова монастыря, и многих литовских людей побили и изранили да нарочитых панов многих живых поймали и с великой победой и одолением возвратившася под Калязин монастырь…”.

Однако в следующем году, когда русские дружины отступили, монастырь был разграблен и сожжён. Защитников монастыря было всего 68 человек, все они вместе со своим воеводой Дмитрием Жеребцовым были захвачены в плен и казнены. Овладев монастырём, поляки превратили в пепелище деревянные стены и здания, над мощами преподобного Макария надругались, разбросав их на территории обители, а серебряную раку, подарок царя Бориса, разрубили на части и увезли.

После завершения Смуты иноческая жизнь в монастыре возобновилась. В 1619 г. здесь молился царь Михаил Фёдорович Романов, в 1635-м — его отец, Патриарх Филарет. В 1654 г. во время эпидемии “моровой язвы” царица Мария Ильинична и патриарх Никон выбрали обитель своей резиденцией. (По преданию, царица привезла из столицы своих кружевниц, которые научили местных женщин этому ремеслу, что стало началом появления знаменитых “калязинских кружев”). В XVIII в. Калязинский монастырь посещал император Пётр I и императрица Екатерина II.

В каждый свой приезд цари и их приближённые вносили богатые вклады в монастырь — изделия из золота, серебра, парчи, дарили обители земли с крепостными крестьянами. К концу XVIII в. к Троицкому монастырю были приписаны 13 сёл и 200 деревень, где проживало 12 тысяч крестьян, обитель владела семью подворьями, в том числе и в Москве, в Китай-городе. Государи освобождали монастырь от повинностей и налогов, разрешали беспошлинно закупать запасы для монастырского потребления. Всё это способствовало процветанию Калязинской обители. В 1764 г. при утверждении штатов она была отнесена к первоклассным монастырям и в степенной лестнице занимала 11-е место.

Весь комплекс Макарьева Троицкого монастыря состоял из пяти храмов XVI—XIX вв., среди которых особую ценность представлял Троицкий собор. Первый деревянный храм с таким названием был выстроен при жизни преподобного Макария в середине XV в., второй — в 1521—1526 гг. уже из камня, он сильно пострадал во время польского нашествия, поэтому было решено его разобрать. В 1654 г. на этом же месте был сооружён Троицкий собор, построенный “каменных дел подмастерьем” Аверкием Мокеевым. Венчали храм пять глав, покрытых окрашеным железом, среднюю, самую большую украшали золочёные звёзды. Внутри храм был оштукатурен и расписан фресками на библейские темы артелью из 16 “кормовых государевых живописцев”, среди которых Симеон Аврамов, Василий Ильин, Иван Феофилатов, Иван Самойлов. Примечательно, что эти же мастера участвовали в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. В калязинских фресках отразилось умение мастеров занимательно передать сюжет, изобразить бытовые подробности. В центральном куполе был написан образ Христа Вседержителя, в боковых образы Саваофа, Спаса Нерукотворного, на западной стене разместился “Страшный суд”, на столбах — парные изображения святых. Цветовая гамма росписи была весьма разнообразна — от тёплых охристо-золотистых тонов до холодных голубых и сиреневых. Пол Троицкого собора в середине XVII в. покрыли чугунными плитами, но через двести лет их заменили деревянными половицами. Главной достопримечательностью храма был четырёхъярусный иконостас XVIII в., один из примеров удивительного древнерусского искусства резьбы по дереву с золочением. Троицкий собор имел два придела, с южной стороны — Нерукотворного Спаса, с северной — Рождества Пресвятой Богородицы. В арке между главным престолом и южным приделом хранилась рака с мощами преподобного Макария.

Рака с мощами преподобного Макария
в соборе Белая Троица. Тверь

Самой древней церковью в монастыре была Сретенская, построенная в 1530 г. ростовским мастером Григорием Борисовым по приказу Дмитровского князя Юрия Ивановича. Сначала она носила название Борисоглебской, но в 1830 г. её перестроили, и левый престол освятили в честь Сретения Господня.

В 1617 г. на средства кашинского купца был возведён надвратный храм во имя преподобного Макария, один из первых на Руси после Смуты построенный из камня. В нём долгое время хранилась нижняя часть дубового гроба святого и икона с его изображением.

Строительство небольшой больничной церкви во имя святого Алексия, человека Божия, завершилось в 1655 г. Последним, пятым храмом обители, стал Успенский, построенный в 1884 г. на монастырские средства.

Троицкий монастырь был опоясан каменной крепостной стеной с башнями, построенной кашинскими мастерами Марком Шарутиным и его сыном Иваном в 1644—1648 гг., о чём свидетельствуют каменные “столбцы” с надписями. Высота стены достигала 10 м, длина по периметру около 700 м. Шесть угловых башен и четверо входных ворот обители не только были её украшением, но и играли роль оборонительных сооружений, ведь монастырь наряду с Троице-Сергиевой лаврой прикрывал с севера дорогу на Москву.

Особым видом гражданской архитектуры первой половины XVI в. можно считать расположенные на территории монастыря Трапезные палаты, построенные ростовским мастером Григорием Борисовым в 1530 г.

Высокий подклет, составлявший основу здания, внутри представлял собой большой квадратный зал, своды которого поддерживал мощный столб в центре. На верхнем этаже находились кельи монахов и послушников, на нижнем — два небольших помещения — келарская и хлебодарная.

В 1655 г. в Троицком монастыре возвели каменный больничный корпус, а через сто лет настоятельский и наместнический, где располагались кельи игумена, наместника и казначея. Кроме этого на территории обители находились постройки, где размещались квасоварня, кладовые, ледник, конюшни, сараи, баня и другие службы. Троицкий монастырь располагал прекрасной библиотекой книг XVI—XIX вв., среди которых были рукописные и печатные книги, грамоты, в т.ч. и русских царей, а также “Кормовая книга”, в которую записывались все вклады, вносимые в монастырь.

В центре монастыря возвышалась четырёхъярусная колокольня высотой около 62 м, она была заложена на месте прежней деревянной в 1818 г. На колокольне звонили 12 колоколов, вес которых поражает и сегодня: самый большой — свыше 16 т, средний — 8 т, малый — 4 т., остальные от тонны до 16 кг. Колокольный звон оглашал Калязин по воскресеньям и в дни великих праздников. Ежегодно тысячи паломников приезжали в Троицкий монастырь, чтобы поклониться мощам преподобного Макария.

Но наступили другие времена, и 1 июня 1920 г. монастырь был закрыт. Мощи святого были вскрыты, перенесены в хранилище, а на территории обители разместилась экспозиция местного краеведческого музея. Позднее музей переехал, уступив место Дому отдыха Московского электрозавода и пионерскому лагерю. А в 1930-е гг. бывшая территория монастыря стала мешать строительству Угличского водохранилища. По Постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1936 г. было принято решение: здания разобрать, а бывшие монастырские земли затопить. Правда, перед тем, как храмы были взорваны (через три года), их сфотографировали, замерили, изготовили макеты. Часть фресок демонтировали и вместе с ценным имуществом отправили в столичный Музей архитектуры им. Щусева и Тверской областной музей.

Памятник преподобному Макарию в Калязине

До наших дней сохранились лишь некоторые детали строительных материалов и внутреннего декора храмов, фрагменты кирпичной кладки, куски белокаменной резьбы, изразцы XVI в. с рельефным орнаментом и фигурой всадника. И конечно, потомкам в назидание осталась одинокая колокольня, стоящая в центре волжских вод — немой укор людям, забывшим о вечных духовных ценностях. Почему она не была уничтожена — сегодня вряд ли кто ответит на этот вопрос. Возможно, её сохранили как маяк, для проплывающих кораблей, а может, как памятник неизвестной нам комсомолке, которая погибла во время прыжков с парашютом (в 1930-х гг. Калязинская колокольня использовалась как парашютная вышка).

С 2001 г. в Калязине на островах, называемых в народе Монастырскими, энтузиасты начали воссоздание угловой юго-восточной башни монастыря на сохранившемся там фундаменте, в которой будет находиться часовня во имя преподобного Макария. (Сейчас его мощи покоятся в Твери, в храме Белая Троица). А 21 июня 2008 г. в городе открыли и освятили памятник святому Макарию Калязинскому (руководитель проекта скульптор Е.Антонов). Стоит преподобный с широко распростёртыми руками, держит посох в одной руке, а в другой — Троицкую церковь, и смотрит, подняв голову, в голубую небесную даль.

Публикация статьи осуществлена при поддержке компании «Замки – Сервис». Если вы решили заменить свой дверной замок на металлической двери, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Замки – Сервис». На сайте, расположенном по адресу www.Zamki-C.Ru, вы сможете, не потратив много времени, купить и заменить дверной замок по выгодным ценам. В компании «Замки – Сервис» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, поэтому они смогут помочь в решении проблемы установки и замены замков.

Литература

Жития святых. 1000 лет русской святости. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991.

Калязин. Путеводитель. Калязин, 2009.

Пономарёва И.Г. Преподобный Макарий Калязинский. // Исторический вестник. 2001. №1.

Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри. Калязин, 2004.

Интернет-ресурсы

www.provoslavie.ru

www.hram-tver.narod.ru

Наталья ДОРОЖКИНА

TopList