Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №1/2010
Кино на уроке

 

Цена амбиций

 

Материал рекомендуется для подготовки урока и факультатива по теме «Гражданские войны в Риме. Гибель республики». 5, 10 классы

«Юлий Цезарь» (ТВ) «Julius Caesar»

Год 2002

Страны Германия, США, Нидерланды, Италия

Слоган «Feared by enemies. Betrayed by friends» («Напуган врагами. Предан друзьями»)

Режиссёр Ули Идел

Сценарий Питер Прус, Крэйг Уорнер

Оператор Фабио Чанкетти

Композиторы Рюй Фолгера, Карло Силиотто

Жанр Драма, военный, биография, история

Бюджет $20 000 000

 

Иcторическая драма «Юлий Цезарь» с интересными актёрскими работами, хорошей музыкой и добротной драматургией. Не только про Древний мир. Не только про то, что кануло в вечность. Это фильм о трагедии сильного человека, о пути к успеху и о цене, которую приходится за это платить...

Режиссёр Ули Эдель (Uli Edel) родился 11 апреля 1947 г. в германском городе Нойенбурге-на-Рейне.

Театральную науку он изучал в Мюнхене, где был принят в Мюнхенскую школу кино (Munich Film School) вместе с Берндом Эйчинджером. Вскоре они начали вместе работать над кинофильмами, причём как в стиле «новой волны» (Nouvelle vague) или итальянского неореализма, так и в стиле американского мейнстрима.

Во время учёбы в киношколе Ули особое внимание уделял изучению системы Станиславского и основанной на ней методике Ли Страсберга. Закончив учёбу, работал помощником директора Дугласа Сирка в сфере телевизионного производства.

В 1980 г. Ули Эдель вместе с продюсером Б.Эичинджером и сценаристом Х.Вайгелем снял фильм, в основу которого легла подлинная история юного наркомана. Фильм имел шумный успех. Шесть лет спустя три друга вновь объединились в творческом союзе, результатом которого стал также успешный телепроект «Последний выход к Бруклину» по роману Хьюберта Селби (1964) о жизни бедняков.

Похоже, что этого режиссёра всегда увлекали социальные драмы и сильные характеры неординарных личностей. Наиболее интересные, на мой взгляд, телепроекты У.Эделя: «Туманы Авалона» (2001), «Юлий Цезарь» (2002) и «Кольцо Нибелунгов» (2004).


Крэйг Уорнер родился в Голливуде 25 апреля 1964 г. Это довольно известный и успешный драматург и сценарист, который живёт и работает в Суффолке (Англия). Автор сценариев популярных сериалов «Сестра королевы», «Максвелл» (в главной роди Дэвид Суше), «Юлий Цезарь» и «Туманы Авалона».


Джереми Систо
Юлий Цезарь  первый пожизненный диктатор Римской республики
Николь Гримаудо
Юлия, дочь Цезаря, жена Помпея
Кристофер Нот
Великий Помпей
Валерия Голино
Кальпурния, третья и последняя жена Юлия Цезаря
Ричард Харрис
Луций Корнелий Сулла
Кристофер Уокен
Катон, горячий республиканец, боролся с Цезарем в Сенате и на поле битвы
Хейно Ферч
Верцингеторикс, вождь галльского племени арвенов
Самуэла Сардо
Клеопатра VII, царица Египта и любовь Цезаря

Но, кроме того, Крэйг Уорнер ещё сам сочиняет музыку и песни для многих своих работ.

Памела Боуэн
Аурелия Котта, мать Цезаря

Тобиас Моретти
Гай Кассий, начальник флота Помпея в период гражданской войны Цезаря и первый заговорщик в убийстве Цезаря

Даниэла Пьяцца
Корнелия, жена Цезаря и мать его дочери Юлии

Ян Дункан
Брут, друг и убийца Цезаря

Джон Суда
Тиллиус, сенатор и убийца Цезаря

Джей Родан
Марк Антоний, кузен, друг, и военный начальник Цезаря, который отомстил убийцам

Кристофер Этридж
Аполлоний Молон, грек, философ и учитель

Колин Махер
Каска, сенатор, который первым нанёс удар Цезарю

Брендан Хупер
Бибулюс, приёмный сын Катона, противник Цезаря

Крис Гатт
Лигариус, сенатор и заговорщик

Клив Меррисон
Катулл, римский поэт, развлекавший Цезаря

Денис Хоторн Спуринна, предсказатель, предупреждавший о Мартовских идах

«Юлий Цезарь» — это телесериал, повествующий о жизни известного римского императора, начиная с 82 г. до н.э. и до его смерти в 44 г. до н.э. Зритель сможет проследить историю любви и долга, воли и желаний, амбиций и законов, борьбы с богами и людьми за могущество и величие своей страны.

По сравнению с нашумевшим в середине 60-х гг. XX в. фильмом «Клеопатра» — отличительной чертой этого фильма о Цезаре является гораздо большая историческая достоверность. Но некоторые исторические неточности в фильме всё же присутствуют. Например, Цезарь, хотя и был врагом Суллы, но не столь явным. По вполне понятным причинам в фильме не упоминается любовь Цезаря и Юнии Сервилии, сестры Катона и матери Брута.

Кроме того, Цезарь не нуждался в поддержке Помпея; у него было три жены: Корнелия Цинилла, Помпея Сулла и Кальпурния Пизонис; вряд ли Цезарь отказался бы от титула царя.

Фильм был дважды номинирован на «Эмми» и в настоящее время имеет рейтинг 6.6 из 10 IMDB (крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе).

Смотреть его совсем не скучно, как, например, четырёхчасовой голливудский блокбастер «Клеопатра» Дж. Манкевича, изобилующий шикарными костюмами и декорациями, но совершенно, на мой взгляд, лишённый жизни.

Ули Эдель, умело чередуя батальные, политические и семейные сцены, не даёт зрителю заскучать. Поэтому за два часа мы узнаём нечто главное не только о жизни Цезаря и его окружения, но возможно что-то очень важное и о себе...

Эту киноленту можно с уверенностью рекомендовать школьникам-подросткам, хотя в ней нет никаких особых компьютерных спецэффектов. Увлечение режиссёра теорией Станиславского с лихвой компенсирует этот «недостаток». Тем не менее и к малобюджетным этот фильм отнести нельзя. Например, декорация римского форума обошлась создателям в 3,5 млн долларов. Создатели явно не поскупились на то, чтобы воссоздать атмосферу того времени.

Работа оператора радует глаз, а музыкальное сопровождение мощно усиливает эмоциональное воздействие фильма.

Джереми Систо в роли Цезаря достаточно убедителен и интересен. Однако во время просмотра часто ловишь себя на мысли, что его Цезарь не «живой бог», а обычный человек, солдат. Не ходячий цитатник — пришёл, увидел, победил, Рубикон перейдён, а любящий сын, муж и отец. Такое ощущение возникает, возможно, потому, что создатели фильма основное внимание уделили первой половине жизни Цезаря. Основная же масса кинолент об этом персонаже посвящена его отношениям с египетской царицей и трагической гибели в Сенате… Вообще, Цезаря обычно изображают с большой долей пафоса, значительности, величия. Таковы в этой роли например, Тимоти Далтон или Ален Делон. Иногда изображают юмористически, как в комическом сериале «Астерикс и Обеликс».

В целом, после просмотра «Юлия Цезаря» Ули Эделя остаётся впечатление чего-то настоящего и хорошего. Сознание, замученное современным ТВ, принимает этот фильм как подарок. Появляется шанс разобраться в современной запутанной политтехнологами жизни.

Сцены террора в период диктатуры Суллы сняты достаточно аккуратно. Без смакования сцен насилия и казней. Тут, кстати, вспоминаются современные «шедевры» — «Тарас Бульба» В.Бортко и «Царь» П.Лунгина с их достоверными пытками и казнями, вынесенными на большой экран. Пусть подрастающее поколение смотрит и ума набирается! Вот вам руководство к действию! Хотите быть порядочными и честными — вам и воздастся за это! Прогибайтесь перед сильными мира сего — и будете сыты…

Ули Эдель снял «всего лишь» телесериал, но очень многие сцены из его творения хочется просмотреть несколько раз и даже процитировать. Например, эпизод появления Суллы в Сенате. Ричард Харрис в этой роли настолько эмоционально ярок, что вызывает невольную симпатию.

Вот некоторые из реплик-афоризмов.

«Народ будет спокоен лишь тогда, когда его представляет Сенат».

«С каких это пор Сенат представляет народ? Закрой рот, Като! Тебе нечего боятья. Тебя в моём списке нет».

«Будь я в твоём списке, господин, и будь это на благо Рима, я бы с радостью умер».

«Так с каких это пор Сенат представляет народ? Я хочу, чтобы мне ответил человек самого низкого воспитания…

Вы все из знати. Ваши стопы не знали пыли. А чресла — седла. Как вы можете представлять народ, когда большинство из вас его никогда не видели?»

«Мы представляем народ, сохраняя его уклад. Если народ хочет видеть тебя царём...»

«Царём? Что даст мне статус царя такого, чего у меня ещё нет?».

«Если народ будет знать, что Сенат собиратеся, чтобы давать тебе советы…»

«Так и будет… Я всем сердцем этого желаю. Разумеется, я не смог бы возглавлять республику, если бы не привлёк в союзники… низшие слои. (Входят солдаты) Вы будете помогать мне советами. И будуте решать, что лучше для народа. А мои люди будут находиться рядом и следить за тем, верны ли ваши выводы».

«Но не противоречит ли это закону?»

«Закон я только что изменил.»

«Но что-нибудь из старых традиций можно сохранить?»

Катон: «Не просим тебя даровать прощение тем, кого ты решил уничтожить. Но если бы ты объявил о тех, кого хочешь пощадить, народ бы успокоился.»

«Ты же знаешь, как переменчивы симпатии в столь смутные времена».

«Но я не могу убить всех. Поэтому убью тебя. Хотя может я и передумаю. А может, и нет. Сообщу после трапезы. Если обед мне понравится — тебе повезло…»

Во время просмотра сцен, в которых присутствует Луций Корнелий Сулла, постоянно возникают ассоциации с фильмом Лунгина «Царь». Что-то общее сквозит в поведении Грозного и Суллы. Оба похожи на хищников, играющих со своими жертвами. Внешне ласковое, слегка капризное и даже нелогично-непоследовательное поведение безумцев, придавленных собственным бременем власти. Тем не менее в сцене беседы Суллы и пленённого Цезаря вызывают симпатию оба. Этакая дуэль сильных характеров.

И как хорош в этой сцене юный Цезарь! Как благороден! Как смел! Он не побоялся отказать самому Сулле! За что и был награждён… жизнью.

Помпей помог ему спастись, объяснив свой поступок простой фразой: «Ты отказал самому Сулле».

Трогательная Корнелия, любимая жена, ради которой Юлий готов на всё. Эта она говорит Цезарю: «Ты всего лишь человек. Есть вещи, которые тебе неподвластны».

Зрителям наконец-то повезло: можно увидеть первую семью Цезаря. Всё ещё так чисто и красиво, так благородно и честно… Безмятежно спит девочка. Любимая дочь Юлия.

Цезарь проплывает мимо берегов Крита. Его спутник рассказывает, что когда-то правитель этого острова вывешивал законы так высоко, что никто не мог их прочесть. А когда кто-то из жителей нарушал эти законы, его жестоко наказывали. А теперь на этом острове господствуют пираты…

Ну и конечно же, все уснули и никто не услышал тихих шагов морских разбойников. Так что под утро Цезарю пришлось вести не совсем приятные переговоры, стоя привязанным по горло в солёной воде.

Юлий и здесь оказался на высоте. Выкуп запаздывал и чтобы отсрочить собственную кончину, ему пришлось сражаться с главарём пиратов… Неожиданный приступ эпилепсии чуть не погубил всё, но, видно, Фортуна благоволила Цезарю… Спасительный корабль причалил к берегам Крита… Ну, а пираты — тоже люди «с понятиями». Выкуп взяли и Цезаря отпустили… В наши-то дни не факт, что так бы обошлось…

Следующий яркий эпизод — «дело Флавия». Его обвинили в воровстве. Добрый Помпей добыл доказательства невиновности. Но Сулла упёрся: казнь за воровство — удушение, и слушать ничего не желаю… Помпей отказался выполнять бесчеловечный приказ. Ведь он считает Флавия порядочным человеком. Обстановка накаляется… Но небеса всё решили по-своему. Сулла умирает от внезапного приступа и никто не приходит ему на помощь. (Как тут не вспомнить судьбу других жестоких диктаторов… Она, как правило, была весьма печальна.)

А Цезарь в это время бродит по рынку в Вифании. Где находит учителя для своей маленькой Юлии — философа Аполлония.

Детство Юлии проходит в играх с детьми Катона: Марком и Порцием. Рядом юный Брут — их двоюродный брат — читает «Этику» Аристотеля…

Ну, вот и пришло время разборок в Сенате после смерти Суллы. Помпей предлагает возобновить заседание Сената в прежнем режиме.

Встреча Цезаря и Помпея. Юлий благодарен Помпею за спасение. Помпей, в свою очередь, благодарит его за урок верности любимой жене. Кстати, в этом кадре за спиной Юлия видна лестница, ведущая наверх…

«Завоюй доверие народа. Говори искренне. А дав клятву, не нарушай её».

Забавен диалог маленькой Юлии и Аполлония:

«Зачем учить греческий?»

«Затем, что греческая культура — величайшая из культур».

«Значит быть рабом-греком лучше, чем свободным римлянином? Разве ты не хочешь быть свободным? Делать, что хочешь…»

«Я и так делаю, что хочу… А некоторые свободные люди совсем не так свободны, как они думают...»

(Вот эта фраза ещё сыграет свою роль в дальнейшем, когда Цезарю придётся решать судьбу Верцингеторикса…)

«Юлия, не вздумай дать ему свободу. Потому что тогда его услуги будут нам не по карману…»

Корнелия умирает. Идиллия нарушена.

Над телом любимой жены Цезарь произносит свою первую публичную речь, обращённую к народу:

«…Мы мечтали о Риме без диктаторов. Где сын никогда не поднимет руку на отца. Братья не скрестят оружие. Все римляне будут жить в мире друг с другом… Я не преклоню головы до тех пор, пока Рим не станет таким, о котором она мечтала».

И тут же ссылается на своё божественное происхождение, призывая всех строить свободный и счастливый мир в Риме. Вот здесь первый раз и появляется в его лице этакая нотка диктаторского неистовства… Триумф над телом умершей. Мечты. Маленькая Юлия с плачем прижимается к бабушке. Но её рыдания тонут в шуме восторженной овации Цезарю.

Цезарь с Юлией идут по рынку. Торговцы приветствуют его: «Аве, Цезарь!» Но печальные новости вновь настигают нашего героя — корабль с хлебом перехватили пираты и многим римлянам грозит голод. Пришла пора вновь сразиться с пиратами.

После долгих дебатов в Сенате, Цезарь призывает к объединению и предлагает поставить Помпея во главе войска.

Прошло несколько лет… Цезарь стал консулом. Брут в беседе с Цезарем цитирует «Законы» Платона: «Демократия обречена. Во главе государства должен стоять диктатор, умудрённый опытом и знаниями».

Очередное зерно упало на благодатную почву…

Юлия с подругами и Брутом спешат на триумф Помпея. Во время церемонии Гая Юлия настигает приступ эпилепсии. Тут на сцене и появляется Кальпурния.

А Юлия в это время с ужасом видит среди пленных пиратов и рабов Аполлония. Она обращается к Помпею с просьбой освободить её друга и учителя. Юлия приходит забрать Аполлония из тюрьмы. Ведь всем пленникам грозит распятие. Юлия винит себя за то, что не освободила его раньше. Но философ отказывается принять свободу в подарок:

«Свободу нужно завоевать. Я был счастлив, но теперь для меня важнее достоинство. Вы были моей семьёй. Но теперь моё место там…».

И он возвращается к обречённым на смерть…

Цезарь, ещё не оправившийся после тяжёлого приступа эпилепсии, в беседе с матерью говорит о некоем озарении, о том, что он понял, в чём разница между ним и Помпеем. Теперь Цезарь хочет сам встать во главе легионов Помпея.

Юлия слышит этот разговор. Она уходит. А мы видим распятых рабов. Распятых свободных людей…

В это время на празднестве в честь Помпея зарождается любовь между Юлией и Помпеем. А Цезарь вновь встречается с Кальпурнией…

Юлия отдана Помпею за 50 тысяч легионеров. И Цезарь вместо Кассия отправляется завоёвывать Галлию.

А пока он собирается, мы можем полюбоваться милым свадебным обрядом.

Кальпурния становится женой Цезаря.

Итак, юность, пора надежд закончилась. Пришла пора зрелости и великих свершений…

Граница с Галлией. 58 год до н.э. Дальше начинается кино не для девочек. Ужасы войны. Мясорубка на поле боя. Дикие галлы против хорошо организованных римских легионеров… 23 тысячи убитых кельтов и 112 убитых римлян.

Цезарь не намерен возвращаться домой. Он идёт на север. Катон настаивает на возвращении Цезаря. Но Помпей не намерен забирать легионы назад.

Цезарь, объезжая окрестности лагеря в Галлии, встречается с Верцингеториксом. Он приказывает своим людям отпустить его. Вождь арвернов задиристо вопрошает завоевателя: «Зачем вы пришли? Это наша земля!»

Цезарь любит сильных врагов. Так же как когда-то Сулла отпустил непокорного юнца, Цезарь теперь отпускает живым Верцингеторикса.

Молодая жена — Кальпурния — страдает в одиночестве. Она очень тоскует без любимого Цезаря. А он тем временем отправил в мир иной уже 300 тысяч кельтов... И прислал в Рим 100 тысяч новых рабов.

Но проявленное успешным полководцем благородство по отношению к неведомому дикарю-галлу, обернулось бедой. На римскую конницу напали варвары во главе с Верцингеториксом и уложили 14 тысяч солдат… Да-да, тот самый отпущенный на свободу варвар продолжает бороться за свой дом, свою землю, своё право на Жизнь… Такую жизнь, которую он считает правильной и единственно возможной. Раньше галлы просто платили дань Риму. А теперь войска Цезаря разрушают и убивают. Не так уж эти варвары безответны…

Цезарь вынужден отправиться в Алезию. У Верцингеторикса 18 тысяч воинов. Крепость неприступна. Но Цезарь отдаёт приказ построить стену вокруг крепости. Осаждённых ждёт голодная смерть. Они вынуждены будут сдаться.

Историки утверждают, что не испытывал Цезарь столь сильных угрызений совести по поводу погибших в Алезии женщин и детей.

Но этот фильм как раз и хорош тем, что он не только о прошлом. Он ещё и о стремлении к власти обыкновенного человека и о том, что приходится испытать на этом пути…

Помпей тем временем счастлив с Юлией во дворцовых покоях в Пизе. Его навещает Катон. Он сообщает, что Верцингеторикс собрал 250-тысячное войско и направил его к Алезии против 40 тысяч римлян.

Юлия: «Если он выиграет это сражение, он станет новым Суллой. Пусть погибнет в бою».

Кальпурния (Катону): «Ты ждёшь поражения моего мужа? (Помпею) И ты тоже?»

Как всё это напоминает знаменитое: «И ты, Брут?»

Тем временем в Алезии события приобретают драматическую окраску. Верцингеторикс ожидает прибытия дружественных кельтских племён. Цезарь строит заградительные стены: одну вокруг крепости, а другую — вокруг своего лагеря, чтобы не дать возможности другим племенам галлов помочь осаждённым.

В своих мысленных диалогах он обещает возлюбленной Кальпурнии обязательно вернуться с победой…

«Сражаясь с врагом, убеждаешься в своей силе. Война же с собственными мыслями обречена на поражение. Смотря на Алезию, я думаю, что иметь настоящего врага — это благословение. Они такие же как мы. Они так же бесстрашны, как мы. Они так же, как мы, умирают…»

Кельты на военном совете спорят, что предпочтительнее: умереть свободными или выжить и стать рабами римлян.

Верцингеторикс принимает решение:

«Если удача улыбнётся нам, мы прогоним римлян. Если нет — станем их рабами».

Сцена решена в тёмно-серо-голубых тонах. Кельты сидят вокруг огня, разведённого и металлической чаше-очаге. Цивилизованные дикари против диких цивилизаторов…

В конце концов, Верцингеторикс предлагает отослать в лагерь противника всех женщин и детей, что позволит сэкономить запасы еды и ослабить осаждающих.

«Мы закроем за ними ворота навсегда. От этого зависит наша жизнь. Это будет нашей жертвой богам».

Наступил страшный «час икс». Цезарь оказался крепким орешком. Его не тронули слёзы и мольбы умирающих от голода. Хотя и меня эта сцена совершенно не тронула. Снята она как-то неправдоподобно. Напоминает фильмы студии им. А.Довженко типа «Железный поток». Но если отвлечься от экранного действа, а представить, как всё происходило на самом деле, то… нет слов.

Осада Алезии...

Стихли стоны умирающих от голода женщин и детей. И возмездие не замедлило явиться. Цезарь получает известие, что его дочь Юлия умерла в родах.

Наступил момент решающей битвы, в которой римляне одержали победу. Один из самых сильных моментов фильма, когда Верцингеторикс отдаёт свою жизнь в руки Цезаря со словами:

«Наши женщины умерли ради нас. Я прошу, возьми мой народ в рабство, но оставь го жить».

На лицах приближённых Цезаря — смущение. Вообще, проход Верцингеторикса между рядами римских солдат напоминает некий триумф. Создаётся впечатление, что солдаты не столько торжествуют как победители, сколько воздают честь мужеству и самопожертвованию вождя галлов.

В Риме тем временем Сенат выражает серьёзные опасения: не станет ли Цезарь новым Суллой. Его победы не столько радуют, сколько пугают. Зачем было нападать на галлов? Они же и так платили дань Риму! Цезаря объявляют преступником, лишают звания консула. Он же отправляет Марка Антония для переговоров с Сенатом.

Юлий в письме к Кальпурнии сознаётся, что с такой армией никто ещё не входил в Рим с миром. И что он также планирует захват власти: «Я несу в Рим не раздор, а победу. А уж этого Сенат не потерпит».

В Риме существовал закон, запрещающий армии переходить реку Рубикон.

Антоний утверждает, что Цезарь увеличил границы Римской республики, и что члены Сената — преступники.

«Сенат защищает народ», — возмущённо восклицает Катон.

«Сенат защищает свои интересы», — холодно парирует Антоний.

Но Катона просто так не переубедить: «Сулла говорил то же самое».

«Значит Сулла был прав. Но его народ боялся, а Цезаря он любит».

«Как мало ты знаешь о чувствах народа!..»

Ну вообще-то в Риме и без Интернета можно было быстро провести социальный опрос на предмет любви, например, к Цезарю. Вот Марк Антоний, покинув Сенат, обращается с высокой трибуны к народу Рима. А народ тут же живо реагирует и принимает решение. Вот она — демократия в действии.

Зажигательная речь Антония не осталась без ответа. Сенат закидали овощами… Рейтинг Цезаря взлетел на недосягаемую высоту. Слава красноречию Марка Антония!

Помпей решает собрать войско и напасть на Юлия первым. Но, в результате, Цезарь возвращается в Рим с триумфом и обновлённый состав Сената даёт ему титул пожизненного диктатора.

Последний эпизод фильма показывает известное всем убийство Цезаря. По воле авторов, умирающий герой остаётся в одиночестве. И невольно вспоминается удивительно тонкая по психологизму сцена, которая разыгрывается в тюрьме, когда Цезарь сообщает вождю галлов, что римский народ требует его голову.

Если присмотреться внимательнее, в этом диалоге камера и свет направлены таким образом, что лица Юлия и Верцингеторикса становятся похожими, как у близнецов. Они достойные враги-друзья.

Только один, пожертвовав собой ради своих соплеменников, умирает свободным, а другой, достигнув апогея славы и жизненного успеха, эту самую свободу как раз и теряет…

Подготовила На_Че

TopList