Задание по теме |
"Какой огромный странноприимный дом!"
Материал для подготовки
интегрированного урока (история+литература) на
тему
«Москва Марины Цветаевой». 11 класс
СЛАЙД 1. Эпиграф
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
Марина Цветаева
СЛАЙД 2. Портрет поэтессы
Вступительное слово учителя. Марина Цветаева родилась в Москве, прожила в ней большую часть своей жизни. Однако у Марины Цветаевой не было той любви к архитектуре города, которая была присуща петербургским поэтам, например, Мандельштаму. Ей важен не сам город с его архитектурными памятниками, историей — не она в городе, а город в ней.
Несмотря на всё это, несмотря на важность для Цветаевой невидимых примет бытия, «земные» приметы тоже были для неё чрезвычайно драгоценны.
Одна из таких примет — колокольный звон над Москвой. (Звучит в записи колокольный звон.) Как известно, колокола приветствовали её появление на свет.
СЛАЙД 3. Кисть рябины
В аудиозаписи звучит стихотворение «Красною кистью рябина зажглась...» из цикла «Стихи о Москве» .
Учитель. Как связана рябина с судьбой Марины Цветаевой? (Рябина стала для Марины Цветаевой символом судьбы, её «горькая кисть» будет неразрывна с «горькой» жизнью Марины.)
СЛАЙД 4. Трёхпрудный переулок, 8
Учитель. На экране — вид реконструированного дома № 8 по Трёхпрудному переулку, где родилась и двадцать лет прожила Марина.
Трёхпрудный переулок начал застраиваться в середине ХIХ в. Дом № 8 был одноэтажным деревянным домом на каменном фундаменте. Впоследствии этот дом приобрёл историк Дмитрий Иловайский, а когда его дочь Варвара вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, отец отдал ей этот дом в приданое.
СЛАЙД 5. Портрет И.В.Цветаева
Иван Владимирович Цветаев преподавал в университете на кафедре римской словесности историко-филологического факультета. В 1883 г. у супругов родилась дочь Валерия, а в 1890-м — сын Андрей.
Вскоре после этого Варвара Дмитриевна умерла, а в 1891-м Иван Владимирович Цветаев женился вторично — на Марии Александровне Мейн.
СЛАЙД 6. М.А.Мейн
В 1892 г. у них родилась дочь Марина, в 1894-м — Анастасия.
СЛАЙД 7. Марина и Анастасия
В доме в Трёхпрудном бывали многие замечательные люди: университетские профессора, искусствоведы, историки. В этом доме зародилась идея создания Музея изящных искусств, основателем и первым директором которого стал Иван Владимирович Цветаев.
СЛАЙД 8. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Волхонке
Из Трёхпрудного переулка девочки Марина и Анастасия шли гулять на любимую Тверскую.
СЛАЙД 9. Тверская улица начала ХХ в.
Ученица читает стихотворение «Тверская».
Учитель. Каким чувством наполнено это стихотворение? (Огромной любовью к городу, к сестре, счастьем, радостью.)
— Какой архитектурный памятник упоминает Марина в этом стихотворении? (Страстной монастырь.)
СЛАЙД 10. Памятник А.С.Пушкину
Учитель. Напротив Страстного монастыря стоял тогда известнейший памятник А.С.Пушкину.
Ученик (читает фрагмент работы Марины Цветаевой «Мой Пушкин»). «Памятник Пушкина был цель и предел прогулки: от памятника Пушкина — до памятника Пушкина. Памятник Пушкина был и цель бега: кто скорее добежит до Памятник-Пушкина… Мне нравилось, что уходим мы или приходим, а он — всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы — всегда стоит. Наших богов иногда, хоть изредка, но переставляли. Наших богов, под Рождество и под Пасху, тряпкой обмахивали. Этого же мыли дожди и сушили ветра. Этот — всегда стоял. Памятник Пушкина был первым моим видением неприкосновенности и непреложности.
— На Патриаршие Пруды или … ?
— К Памятник-Пушкину!
На Патриарших Прудах — патриархов не было». («Мой Пушкин»). Визит в дом в Трёхпрудном переулке сына А.Пушкина — Александра Александровича — Марина восприняла как визит «Памятник-Пушкина».
Учитель. В этом доме 30 августа 1913 г. умер Иван Владимирович Цветаев, Марина Цветаева покинула этот дом после своего замужества.
А вскоре дома не стало. Разобрали, как пишет Анастасия Цветаева, на дрова в восемнадцатом году, и, роясь в мусоре, древесной пыли, она нашла блестящий кусочек кирпича, оказавшийся «клочком печки из детской». Вместе с родным домом ушёл навсегда и мир детства.
Ученица читает стихотворение «Розовый домик».
Учитель. Но колокола продолжают ещё свой победный звон над Москвой.
Звучит запись колокольного звона. Ученица читает стихотворение «Над городом, отвергнутым Петром...» из цикла «Стихи о Москве».
Вопросы ученикам
1. Какие темы переплетаются в стихотворении?
2. Какой образ соединяет, скрепляет образ отвергнутого Петром города и отвергнутой мужчиной женщины? (Колокольный звон.)
Учитель. Стихотворение, казалось бы, о печальном, о разлуке, но нет в нем ни слёз, ни скорби, сила характера героини и сила колокольного звона сливаются воедино, и ничем их не сломить и не заглушить. Марина остаётся царицей в своей Москве, и, как положено царям, передаёт город по наследству дочери.
СЛАЙДЫ 11–13. Виды Москвы 10-х гг. XX в.
Ученица читает стихотворение № 1 из цикла «Стихи о Москве» «Облака — вокруг»
Учитель. Через всё стихотворение проходят два любимых образа Марины Цветаевой, уже известные нам из предыдущего стихотворения. Назовите их. (Колокольный звон и «сорок сороков церквей».)
Как вы поняли идею стихотворения, что хочет сказать Марина своей дочери? (Марина Цветаева передаёт своей дочери любовь к Москве.)
А что означает, по мнению Марины Цветаевой, любить Москву? (Это значит прежде всего знать её, «исходить пешком — молодым шажком!». Марина Цветаева всегда понимала любовь как активное действие: «Любить — знать, любить — мочь, любить — платить по счёту. Лежать возле моря… не значит любить».)
Вы, наверное, обратили внимание, как близко это стихотворение устному народному творчеству. В чём смысл такой насыщенности стихотворения фольклорными элементами? (Оно напоминает колыбельную.)
Или былинное сказание о чудном граде, равного которому нет во всей земле? В стихотворении из цикла «Стихи к Блоку» Марина Цветаева так и напишет:
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
Именно из этого стихотворения взяты строчки, ставшие эпиграфом нашего урока. А в них уже знакомые нам образы: колокольный звон, золото куполов, цари, царицы:
У меня в Москве — купола горят,
У меня в Москве — колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят, —
В них царицы спят и цари.
Учитель. Современники Марины Цветаевой находили у неё пророческий дар. Помните дом в Трёхпрудном, снесённый впоследствии? На его месте вырос шестиэтажный дом. А ведь Марина предсказала это в стихотворении «Домики старой Москвы»:
Домики с знаком породы,
С видом её сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.
Но пророчество, высказанное Мариной в заключительных строках стихотворения «Облака — вокруг», не сбылось. Не ведая своей страшной судьбы, Цветаева ошиблась, представляя
Зори ранние
На Ваганькове.
В далёкой, чужой ей Елабуге, а не в Москве окончит она свои дни, и даже могилу её, затерянную на местном кладбище, не смогут отыскать её близкие. И дочь Ариадна не передаст Москву «тоже дочери», т.к. молодость проведёт в сталинских лагерях, и не удастся ей создать семью. Далеко не «нежной» окажется горечь, переполнившая жизнь Марины Цветаевой.
Но пока Марине 22 года, и она, счастливая, с мужем Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной поселяется в доме № 6 по Борисоглебскому переулку.
СЛАЙД 14. Фотография Марины Цветаевой с мужем
СЛАЙДЫ 15—16. Борисоглебский переулок, д. 6
Учитель. Квартира Марины Цветаевой была на втором этаже, большая, около 300 кв. м. Комнаты располагались на трёх уровнях — этажах. В них вели коридоры, лесенки, ступеньки, в них были арки, альковы, изразцовые печки, камин. Комнат было семь светлых и несколько тёмных. Потолки были и стеклянные, и с дырочками, через которые проникал свет. По покатой крыше деревянной пристройки можно было ходить.
В этом доме было создано много стихов, пьес, сюда приходили друзья Марины Цветаевой и её мужа: Бальмонт, Эренбург, Мандельштам. Здесь родилась вторая дочь — Ирина.
СЛАЙД 17. Ариадна и Ирина
Учитель. После революции квартира стала коммунальной — в ней жили 40 человек. Дом пришёл в полнейший упадок. Из этого дома в 1922 г. Марина Цветаева с дочерью уехала за границу, когда выяснилось, что её муж Сергей Эфрон после разгрома Белой армии остался в Европе.
Но вернёмся назад. В 1916 г. Марина Цветаева познакомилась в Петербурге с Осипом Мандельштамом, а когда Марина вернулась в Москву, в Борисоглебский переулок, Мандельштам поехал за ней. Они гуляли по Москве, ходили по Кремлю, а Марина, как истинная царица, делала царские подарки.
Ученица читает стихотворение «Из рук моих — нерукотворный град» («Стихи о Москве»).
Учитель. Назовите святыни московской земли, о которых упоминает Марина Цветаева в этом стихотворении? («Пятисоборный круг» — соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, Верхоспасский и Двенадцати апостолов, часовня с иконой Богоматери «Нечаянная Радость», Спасские ворота Кремля).
СЛАЙДЫ 18—19. «Пятисоборный круг», Спасские ворота.
Учитель. Марина Цветаева повторяет: «Прими, мой странный, мой прекрасный брат», «Прими, мой древний, вдохновенный друг». Эти стихи адресованы Мандельштаму.
Она понимает, какую жизненную силу и волю даст болезненному, хрупкому петербуржцу прикосновение к этим святыням: «И станешь ты, исполнен дивных сил...» Она хочет, чтобы и он разделил её чувства преклонения перед Москвой, восхищения ею.
Размер и рифмовка стихотворения также помогают создать образ величественного города, над которым всё так же гремят «бессонные колокола» и блещут золотые купола.
В этом произведении сочетаются церковнославянизмы и просторечия. Такое трудно представить в языке стихотворения, посвящённого, например, Петербургу, этому академическому, строгому, правильному городу. Москва же самобытна — в ней и столичное, и провинциальное, и новомодное, и патриархальное, и современное, и традиционное. Использование по отношению к ней слов столь разной стилистической окраски кажется вполне закономерным. Москва согреет, спасёт, даст приют каждому, кто в нём нуждается.
Ученица читает стихотворение из цикла «Стихи о Москве» — «Москва! Какой огромный странноприимный дом...»
Учитель. Как современно звучит это написанное в 1916 г. стихотворение! Уже XXI в. на дворе, а бездомные и обездоленные всё тянутся и тянутся в Москву. И бесплодны усилия тех, кто пытается остановить и повернуть вспять этот поток людского горя. Это в крови, в генах, в исторической памяти народа: за правдой, за помощью, за надеждой, за исцелением, за счастьем, в конце концов, — в Москву!
Найдите строчки, в которых Марина Цветаева обещает страждущим спасение и помощь.
Младенец Пантелеймон // У нас, целитель, есть.
Там Иверское сердце // Червонное горит.
СЛАЙДЫ 20—21. Иверские ворота и Иверская икона Богоматери.
Учитель. Иверские ворота получили имя по особо чтимой иконе Божьей Матери, называвшейся Иверской, ибо впервые эта икона чудесным образом появилась в Иверском монастыре на Афонской горе в Греции.
Появление иконы было связано с движением иконоборцев в Византийской империи в VIII в., когда в христианских храмах изымались и уничтожались иконы. Императорским чиновникам стало известно, что в городе Никее некая вдова молится перед образом Богоматери. Они явились к этой женщине, и один из сопровождавших воинов пронзил мечом лик Богоматери, из него потекла кровь, что поразило нападавших. Ночью женщина отнесла образ к морю и опустила её в воду. К её изумлению, икона, стоя, удалилась от неё по воде.
Через 200 лет иноки Иверского монастыря увидели на море огромный огненный столб. Оказалось, что он находился над иконой Богоматери. Иноки подплыли к ней, но она не давалась никому в руки. И только одному старцу Богоматерь явилась ночью и велела с верою идти по воде и принять икону.
Утром инок сделал всё так, как было сказано, и после долгой молитвы братия поставила икону в соборный храм. Но она переместилась оттуда на врата обители, чтобы охранять иноков и заступаться за них. Отсюда пошли названия Иверской иконы — «Вратарница» и «Заступница».
Копия с этой иконы была заказана царём Алексеем Михайловичем на Афоне. Она была помещена в специально построенную часовню у Воскресенских ворот Китай-города. Иверская икона стала одной из самых почитаемых в Москве.
СЛАЙД 22. Часовня Св. Пантелеймона
Учитель. В районе Китай-города находилась и часовня, посвящённая Святому Пантелеймону, прославившемуся исцелениями, посвятившему свою жизнь служению страждущим, нищим, больным. В 305 г. за христианскую веру он был схвачен и предан мучениям. По преданию, когда ему отсекли голову, из раны потекло молоко.
В этом стихотворении подчёркивается мысль, что Москва примет любого: и просвещённого аристократа, и нищего мужика. Да и сама Москва напоминает в этом стихотворении живого человека, она многолика и противоречива.
Огромным домом, своим домом называет Марина Цветаева Москву в этом стихотворении. Вернувшись в город после эмиграции в 1939 г., Марина, можно сказать, попала в дом, разрушенный до основанья.
СЛАЙДЫ 23—26. Изображения Москвы 1920—1930-х гг.
Ученик (заранее подготовивший рассказ). Марина Цветаева сменила подряд пять адресов, и ни один из них не стал для неё родным домом. Квартиры были чужие, пристанища — временные.
СЛАЙД 27. Дом на Покровском бульваре
Учитель. Её сестра и дочь арестованы, муж арестован и расстрелян. Стихи родственницы «врагов народа» не печатают. Пророческий дар Марины предсказывал ей, что её возвращение в Москву будет гибельным для неё. Вот как она пишет об этом в стихотворении «Страна».
Учитель читает стихотворение.
СЛАЙД 28. Дом в Елабуге
Ученик. В 1941 г. Марина покидает Москву, уезжает с сыном Георгием в эвакуацию. 21 августа 1941 г. она приезжает в Елабугу, через 10 дней — 31 августа 1941 г. — она повесилась.
Звучит колокольный звон. Звучит в аудиозаписи стихотворение «Рябину рубили…»
Учитель. Как теперь изменяется символическое значение образа рябины? (Теперь рябина символизирует горькую судьбу не только самой поэтессы, но и России вообще.)
Цветаевской Москвы с сорока сороками и колокольным звоном давно нет. Разрушена часовня св. Пантелеймона. Исчезли «из переулочков скромных» «томных прабабушек слава, домики старой Москвы» с расписными потолками, зеркалами, аккордами рояля и «великолепными мордами на вековых воротах».
Но та Москва осталась запечатлённой навсегда в стихах Марины Цветаевой, и её — не уничтожить. Эта, нынешняя Москва помнит и любит Марину Цветаеву, и эту память и любовь — не уничтожить.
СЛАЙД 29. Фотография памятника М.Цветаевой в Москве
Ученица читает стихотворение Анны Ахматовой «Поздний ответ».
Вопросы учащимся
Какой же предстаёт перед нами героиня цикла «Стихи о Москве»? Что нового о Москве вы узнали из этого урока? (Ответы учеников.)
Домашнее задание: устно сравнить стихотворения А.Ахматовой «Переулочек, переул…» и М.Цветаевой «У меня в Москве — купола горят» (из цикла «Стихи к Блоку»)
Литература
Каган Ю.М. «Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели». М.: Отечество, 1992.
Ольга БАЛОБАНОВА,
библиотекарь,
Ольга МАЕВСКАЯ,
учитель литературы и русского языка
НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром»