Задание по теме |
Сыны Отечества, освободившие Россию
Устный исторический журнал
Материалы для проведения
праздника
«4 ноября — День народного единства». 7
класс
Цели и задачи. Познакомить учащихся с историей возникновения праздника 4 ноября — Дня народного единства, связанного с событиями Смутного времени XVII в.; раскрыть роль Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в освобождении Москвы от польских захватчиков; содействовать воспитанию любви и уважения учащихся к истории своей страны.
Оборудование. Компьютер, проектор для демонстрации слайдов; костюмы для участников исторических сцен.
Ведущий. С 4 ноября 2005 г. в России стали отмечать новый государственный праздник — День народного единства.
История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.
День народного единства — праздник, который может сплотить россиян. Ведь именно в ноябре 1612 г. два русских героя — земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский — выгнали польских захватчиков из Китай-города, тем самым положив конец пятнадцатилетнему периоду нашей истории, который называют Смутным временем. А начиналось всё так…
1-й ученик. В 1598 г. в Москве умирает царь Фёдор — сын Ивана Грозного. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей. Смутное время наступило…
Царь Фёдор Иоаннович |
Царь Фёдор уделял государственным делам мало внимания, управление страной в это время находилось в руках боярина Бориса Годунова, родного брата жены царя. Годунова это устраивало, ведь после смерти Фёдора Иоанновича он становился единственным претендентом на царский трон. Ещё в 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб другой сын Грозного — царевич Дмитрий. В народе ходили слухи, что к этому приложил руку всесильный боярин.
Недавно в Угличе Димитрий
Средь бела дня зарезан был,
Но от народа Шуйский хитрый
Об этом деле правду скрыл,
Сказав:
— Зело прискорбный случай!
На всё Господня воля.
Что ж поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож? —
Но всё же очевидцы были,
И на базарах с ихних слов
Сидельцы бабам говорили,
Что промахнулся Годунов. (Д.Кедрин)
Так в 1598 г. в Московском государстве появился новый царь — Борис Годунов. Первые два года его царствования были спокойными. Но затем в России случился неурожай, повторился он и в последующие два года, отчего повсюду начался голод и мор. В столицу хлынул людской поток за царской милостью, и хотя Годунов приказал раздавать бесплатно хлеб из государственной казны, накормить всех желающих не было никакой возможности. Бедняки бежали от своих хозяев и, сбиваясь в разбойничьи шайки, добывали себе пропитание разбоем. Огромные толпы голодных и озлобленных людей только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.
Царь Борис Годунов |
2-й ученик. Вскоре такой случай представился. В соседней с Россией Польше появился самозванец, объявивший себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием. Под его именем, как считается, скрывался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который в 1601 г. оказался за границей. Король Сигизмунд III и польские паны поддержали притязания Лжедмитрия на российский престол. С трёхтысячным польско-литовским отрядом в октябре 1604 г. самозванец перешёл русскую границу и обосновался в городе Путивле.
В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова
И по ночам всходило две луны…
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя. (К.Бальмонт)
Многие на Руси поверили или захотели поверить в легенду о царском происхождении обманщика и встали на его сторону. Каждый день Борису Годунову докладывали, что всё новые и новые города признают самозванца царём. Годунов направил против Лжедмитрия большие военные силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию.
И вдруг происходит неожиданное: 13 апреля 1605 г. Борис Годунов умирает. Получив весть о смерти царя, вся его армия переходит на сторону Лжедмитрия.
20 июня самозванец на белом коне торжественно въехал в Москву и занял царский престол. Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «законный царь Дмитрий» не хочет соблюдать русские обычаи. Терпение народа иссякло, когда на свадьбу царя с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и оскорблявшие москвичей. Царём Лжедмитрию оставалось быть менее года — в ночь на 17 мая 1606 г. по зову набатного колокола жители Москвы бросились громить дворы, где размещались поляки, они ворвались в покои самозванца и убили его. Так закончился период Смутного времени, связанный с именем Лжедмитрия I.
Присяга Лжедмитрия I польскому королю
Сигизмунду III
|
3-й ученик. Заговор по свержению Лжедмитрия возглавил боярин Василий Шуйский, которого впоследствии и «выкрикнули» новым царём. Через год, летом 1607 в Россию вновь дошли слухи о самозванце, на сей раз о Лжедмитрии II.
Поддерживаемый поляками, Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошёл к Москве. Самозванец стал лагерем в подмосковном селе Тушино, за что и получил в народе прозвище «Тушинский вор». С помощью польских отрядов ему удалось захватить власть в более чем 20 русских городах.
В 1608 г. 15-тысячный отряд, состоявший из поляков, осадил Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад), гарнизон которого состоял из 2300 стрельцов, к ним присоединились окрестные дворяне, их слуги и крестьяне. Враги не смогли одолеть храбрых защитников, давших клятву стоять насмерть, не сдаваться.
Марина Мнишек |
Царь Василий Шуйский, понимая, что России одной не справиться с польскими захватчиками и отрядами «тушинского вора», в феврале 1609 г. заключил договор со шведским королём Карлом IX, по которому Швеция должна была оказывать военную помощь русским войскам. В это время армия короля Сигизмунда III вторглась на территорию русского государства и осадила город Смоленск. В Тушино приехали королевские посланники и предложили отрядам Лжедмитрия перейти на службу к польскому королю. Многие так и поступили.
4-й ученик. В январе 1610 гг. племянник царя — князь Михаил Скопин-Шуйский — во главе русско-шведской армии принудил врагов отступить от Троицкого монастыря и освободил окрестности Москвы. Троицкий монастырь с честью выдержал тяжелейшую 16-месячную осаду.
К несчастью, вскоре полководец скончался. Для московских бояр это послужило сигналом к действию. Они свергли царя Василия и заставили его постричься в монахи, впоследствии «боярский» царь был отправлен в Польшу, где и скончался.
Лжедмитрий II |
В этом же году под Калугой был убит на охоте Лжедмитрий II. Через несколько дней после его смерти Марина Мнишек родила от него сына Ивана — «ворёнка», как прозвали его на Руси.
В результате власть в стране оказалась в руках бояр во главе с князем Мстиславским. В народе этих правителей прозвали «Семибоярщиной». Чтобы избавиться от угрозы польского, а затем и шведского порабощения, Семибоярщина решила возвести на престол сына короля Сигизмунда III — Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь с 20 на 21 сентября 1610 гг. открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон. Весть об этом быстро распространилась по всей стране.
5-й ученик. В Рязани под руководством воеводы Прокопия Ляпунова было решено организовать ополчение. Оно состояло из дворян, стрельцов, казаков, крестьян и горожан. К нему со своими отрядами примкнул и Зарайский воевода Дмитрий Пожарский. В марте 1611 гг. отряды Первого ополчения окружили занятую поляками Москву. Три месяца спустя ополченцами было создано правительство, которым руководили сам Ляпунов, князь Дмитрий Трубецкой и казацкий атаман Иван Заруцкий. Но князь Пожарский к тому времени был тяжело ранен и временно отошёл от дел. Прокопий Ляпунов, запретивший грабить местное население и жестоко каравший провинившихся, летом 1611 г. был зарублен казаками. Со его смертью Первое ополчение практически распалось.
Скопин-Шуйский во главе войска |
Сцена 1. Торговцы и бояре Нижнего Новгорода. (Здесь и далее стихи из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук». Роли исполняют ученики.)
Боярин. Да, Пётр, времена плохие!
Москва разорена, в народе шатость
Да рознь, за что стоять, не знают;
Целуют крест неведомо кому!
Торговец. Еретикам, латинцам да ворам,
Кому попало.
Боярин. Новгород Великий
Из Швеции царевича зовёт;
А сын Жигмонтов, Владислав-царевич,
В Москву идёт; во Пскове новый вор.
Такой, что и сказать-то непригоже;
Маринкин сын, Ивашко, тоже царь.
Торговец. А что же рать, что под Москвою
в сборе?
Что воеводы?
Боярин. Розно разошлись —
Которые домой, другие грабить.
Что воры не успели, то они
У православных христиан растащат.
Торговец. Уже ли же совсем оставили Москву?
Боярин. Остались под Москвой два
воеводы:
Князь Трубецкой да атаман Заруцкий.
Голоса. Кузьма Захарьич идёт! Кузьма Захарьич идёт! (Входит Минин.)
Минин. В Москве неладно; надо так
сказать,
Что хуже не бывает. Владиславу
Одни последствуют, другие вовсе
Передались Жигмонту. Хоть и мало
Таких отступников, да страхом сильны.
И те, которые за патриарха,
Стоят не явственно, беды боятся.
А на него-то наша вся надежда.
Он наше утверждение и столп.
Голоса. Учи нас, вразумляй, Кузьма Захарьич!
Минин. Одно вы помните и зарубите,
Что мы клялись креста не целовать
Ни Владиславу, ни кому другому
Из иноземцев; ждать, кого на царство
Пошлёт Господь и выберет земля.
Нам государь — великий патриарх,
Другого нет у нас. Что скажет — свято.
Сегодня от него пришли гонцы.
Мы грамоту прочтём и вам объявим
Его приказ и земское решенье.
Вбегают несколько человек.
— Отписки из Москвы! Гонцы с вестями!
— Куда идут?
— На воеводский двор.
— Письмо от патриарха Ермогена.
6-й ученик. Гермоген был избран патриархом в годы царствования Василия Шуйского. Он много раз обращался к русским людям с призывом встать на защиту Церкви и Отечества. В конце 1610 г. патриарх разослал по всем городам грамоты, в которых говорил о необходимости организовать Народное ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков. Когда враги узнали о письмах Гермогена, патриарха заточили в темницу, где его насмерть заморили голодом.
Осада Троицкого монастыря |
В ясное сентябрьское утро 1611 г. в Нижнем Новгороде на центральной площади собралось множество народа. Московские гонцы Родион Мосеев и Роман Пахомов привезли из Троицкого монастыря грамоту архимандрита Дионисия, настоятеля обители, призывавшего русский народ к «великому стоянию» против польских захватчиков, за веру православную и Отечество.
Сцена 2. Минин, воевода, нижегородский люд.
Минин. На воеводский двор
Ступайте прямо к воеводе!
Оповести его! А вы сбирайте
Дворян, детей боярских, и голов,
И сотников стрелецких и казацких,
И земских старост, и гостей, и всяких
Людей служилых к воеводе в дом.
Не соберутся, так в набат ударим.
А ты, веди гонцов!
Как есть с дороги, так пускай идут. (Входит гонец
Роман Пахомов.)
Минин. Что в Москве, Роман Пахомыч?
Роман Пахомов. Плохо. Пожжено, разорено и хлеба мало.
Минин. А грамоту привёз? Читай…
Роман Пахомов (читает). «Не
раз мы вам писали
О нашей гибели и разоренье;
И снова молим вас: не позабудьте,
Что вы родились в православной вере,
Святым крещением знаменовались.
Сего-то ради положите подвиг
Страданья вашего за ваших братий!
Молите всем народом христианским
Людей служилых быть в соединенье
И заодно стоять против врагов
И всех предателей христьянской веры.
Вы сами видите, что всем близка
От тех врагов конечная погибель.
В которых городах они владели,
Какое разоренье учинили!
Не мешкая, идите в сход к Москве!
Соединитесь все, забыв обиды,
И положите подвиг пострадать
Для избавленья православной веры!
Неукосненно сотворите дело,
Казною и людями помогите!
О том вас молим много со слезами
И от всего народа бьём челом!»
Воевода: Я не пойду, устал.
Минин: Да как же так!
Ты вздумай, если нашим нераденьем
Московскому крещёному народу
Конечная погибель учинится,
Иссякнет корень христианской веры,
И благолепие церквей Господних
В Московском государстве упразднится —
Какой ответ дадим мы в оный день,
В день Страшного суда?
Воевода. А кто порукой,
Что наше войско враг не одолеет,
Что врозь оно не разбежится, прежде
Чем мы Москву перед собой увидим?
Не хуже нас ходили воеводы!
Со всех концов бесчисленное войско
Шло под Москву громовой чёрной тучей.
Да не дал Бог; все розно разошлись.
Так как же хочешь ты, чтоб с горстью войска
Я шёл к Москве?
Минин. Сами виноваты. Такое дело
Великое как делалось, сам знаешь.
Когда-то соберутся да пойдут,
Как точно через пень колоду валят.
А соберутся, — споры да раздоры:
Да не о том, кто первый помереть
За Русь святую хочет, — разбирают,
Кто старший, набольший, кто чином больше,
Кто стольник, видишь ты, а кто боярин.
Поспорят, покричат,
Потом и разойдутся нас же грабить,
Врагу на радость, царству на погибель.
Воевода. За что сердиться! Правду
говоришь.
Но мне след нет идти, пускай другие.
Минин. Ты не пойдёшь, мы без тебя пойдём.
Позволь мне кликнуть клич к народу;
Что соберём, с тем и пойдём к Москве.
Воевода. А не сберёшь ты войска, что тогда?
Минин. Один пойду.
Воевода. Один — не ратник в поле.
Торговец. Ты не один пойдёшь, и мы
пойдём.
Посадские, торговые помогут.
Боярин. Мы все идём с тобой, Кузьма
Захарьич! (Обращаясь к народу.)
Почтенные! Маленько подождите:
Кузьма Захарьич хочет говорить.
Минин. Друзья и братья! Русь святая
гибнет!
Друзья и братья! Православной вере,
В которой мы родились и крестились,
Конечная погибель предстоит.
Святители, молитвенники наши,
О помощи взывают, молят слёзно.
Вы слышали их слёзное прошенье!
Поможем, братья, родине святой!
Что ж! Разве в нас сердца окаменели?
Не все ль мы дети матери одной?
Не все ль мы братья от одной купели?
Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все
хотим
Помочь Москве и вере православной!
Минин. И аще, братья, похотим помочь,
Не пожалеем наших достояний!
Не пощадим казны и животов!
Мы продадим дворы свои и домы!
А будет мало: жён, детей заложим!
Голоса. Заложим жён! Детей своих заложим!
Минин. Что мешкать даром, время нас не
ждёт!
Нет дела ратного без воеводы:
Изыщем, братия, честного мужа,
Которому то дело за обычай,
Вести к Москве и земским делом править.
Кто воеводой будет?
Голоса. Князь Димитрий Михайлович
Пожарский!
Другого нам не надо!
Минин. Воля Божья!
Пожарского избрали мы всем миром,
Ему и править нами. Глас народа —
Глас Божий. Выборных людей пошлём.
Просить и кланяться, чтоб шёл к нам наспех.
Теперь, друзья, несите, кто что может,
На дело земское, на помощь ратным.
Я свои, коплёные и трудовые,
Все, до последнего рубля, кладу.
Голоса. И мы, и мы все за тобой готовы
Отдать свою копейку трудовую.
Что деньги! Деньги дело наживное;
Как живы будем, наживём опять.
Минин. Да из собора я послал Нефёда сына,
Чтоб из дому нёс, что подороже:
Жены Татьяны поднизи и серьги,
Весь жемчуг, перстни, ферязи цветные,
Камку и бархат, соболь и лисицу;
Да взяли б у святых икон взаймы,
На время только, ризы золотые.
Голоса. Всё отдадим! Теперь не до нарядов! (Начинаются подношения.)
Минин (обращаясь к торговцу). Ты, Пётр, стань, блюди казну!
Народ (отдавая подношения).
— Вот шесть алтын, две деньги!
— Зипунишко!
— Вот наши деньги из квасного ряду!
— Из рукавичного!
— От ярославцев!
— Костромичи собрали — принимайте!
7-й ученик. Так в Нижнем Новгороде возникло знаменитое народное ополчение, которое впоследствии историки назовут Вторым земским ополчением. Два героя — Минин и Пожарский — возглавили его поход на Москву.
Год рождения Кузьмы Минина неизвестен. Купец из Нижнего Новгорода, среднего достатка, говядарь — т.е. торговец мясом, ничем особенным не выделялся из посадских людей. В начале сентября 1611 г. он был избран главным человеком в городе — земским старостой. Историки предполагают, что было ему в это время не менее 45—50 лет. Его семья состояла из жены, Татьяны Семёновны, и взрослого сына Нефёда. Минин был неграмотным, умел считать, но читать и писать не мог. В дальнейшем все документы за него подписывал князь Пожарский.
1-й ученик. Дмитрий Пожарский родился в 1578 г. Происходил он из старинного княжеского рода, который почти не участвовал в государственных делах. Дмитрий получил положенную князю военную подготовку, любил читать, был благочестив и набожен. Он рано начал служить при государевом дворе, к 20 годам при царе Борисе Годунове занимал должность «стряпчего с платьем» — т.е. отвечал за царские одежды. Через несколько лет Дмитрий Михайлович получил чин стольника — прислуживал царю за столом во время торжественных обедов, а в 1610 гг. был назначен воеводою в город Зарайск. У князя была прекрасная репутация, говорили, что «не было на нём никакой неправды». Будучи воеводой в Зарайске, несмотря на уговоры присоединиться к Лжедмитрию II, Пожарский остался верен царю Василию Шуйскому.
Статья подготовлена при поддержке компании «Adecco». Если Вам требуются качественные услуги по подбору персонала, то оптимальным решением станет обратиться в компании «Adecco». На сайте, расположенном по адресу www. Adecco.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить более подробную информацию. В компании «Adecco» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
Осенью 1611 г. князь примкнул к Первому ополчению Ляпунова. Именно тогда во время боёв в Москве он был тяжело ранен. Падая на землю, истекая кровью, Пожарский простонал: «Ох, хоть бы умереть, только бы не видеть того, что довелось увидеть!» Ратники подхватили своего предводителя и вывезли чуть живого из пылавшей столицы.
Князь долго лечился, и оправился от ран как раз к тому времени, когда прибыли к нему гонцы из Нижнего Новгорода.
В марте 1612 г. отряды ополчения были собраны. Возглавляемые князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, они направились к Москве.
Сцена 3. Новгородский люд, Минин, Пожарский.
Боярин. Нижегородцы Нижнего посада
Тебя, наш воевода, князь Димитрий
Михайлович, и с выборным с Кузьмою
Захарьичем, в дорогу с хлебом с солью
Желаем проводить. (Подаёт хлеб-соль.)
Пожарский. Спасибо вам!
Боярин. Челом вам бьём, не брезгуйте, примите!
Пожарский. Нижегородцы!
Мы за вас идём
С врагами биться, жизни не жалея;
А вы молите Бога,
Чтобы Московское нам государство
В соединенье видеть, как и прежде,
Как при великих государях было;
Кровопролитье б в людях перестало;
А видеть бы покой и тишину,
Как и доселе было в государстве.
Минин. Друзья нижегородцы! Ваше войско
Пошло к Москве! Его вы снарядили
И проводили.
Великую от Бога примем милость
За избавленье христианских душ;
И во вся роды, в будущие веки,
К навечной похвале нам учинится,
На славу нам, и на помин душ наших.
Голоса. Прощайте, Божьи воины! Помоги вам Господь! (Все уходят.)
2-й ученик. Почти во всех городах по пути следования ополчения с радостью встречали воинов и отдавали Минину собранные средства, мужчины вступали в ряды ополченцев.
В начале апреля нижегородцы прибыли в Ярославль. Здесь отряды Минина и Пожарского простояли почти четыре месяца, собирая средства и силы для похода к Москве. В середине лета 1612 г. в ополчении насчитывалось более 12 тысяч воинов. Здесь же, в Ярославле из выборных людей всех сословий был создан «Совет всей Земли», ставший временной верховной властью в стране.
Минин и Пожарский
|
Прошло время, и князь увидел, что отряды ополченцев подготовлены к грядущим сражениям. В конце июля Минин и Пожарский с войском вышли из Ярославля. Под Москвой к ним присоединилось казацкое войско князя Дмитрия Трубецкого, участника Первого ополчения.
Польский король Сигизмунд III, узнав о движении к Москве ополчения, направил для помощи полякам, сидевшим в Кремле, литовского гетмана Ходкевича с большим войском. Ходкевич вёз продовольствие, порох и оружие. Летом 1612 г. на подступах к столице поляки грабили дворянские подворья и отбирали у крестьян продовольственные припасы.
3-й ученик. 10 августа 1612 г. Второе ополчение вошло в Москву, на день раньше войска Ходкевича.
Ополченцы расположились вдоль стен Белого города.
А в районе Арбата, защищая вход в Кремль, встали главные силы Пожарского, казаки же Трубецкого заняли Замоскворечье.
12-тысячное войско поляков остановилось на Поклонной горе.
21 августа произошло первое сражение. Ходкевич переправился через Москву-реку и бросил главные силы своей кавалерии на прорыв в Кремль, чтобы соединиться с засевшим там польским отрядом.
Завязался жестокий бой. В этот момент находившиеся в Кремле поляки сделали вылазку и ударили в тыл отрядам Пожарского. Враги медленно, но неуклонно одерживали верх. Тогда несколько сотен конных воинов, нарушив приказ Трубецкого, бросились на помощь своим — это и решило исход боя в пользу Пожарского. К концу дня, понеся большие потери и бросив часть обозов с продовольствием, Ходкевич отступил. Его войска остановились недалеко от Донского монастыря.
Следующий день прошёл без боя.
4-й ученик. А 24 августа, с рассветом, состоялось решающее сражение. Ходкевич вновь предпринял попытку прорваться в Кремль, но теперь через Замоскворечье. Пожарский сразу же перебросил туда свои отряды. В передних рядах, воодушевляя своих воинов, сражался и сам князь. Кузьма Минин в это время распоряжался отправкой в стан ополченцев телег из захваченного польского обоза. Но в самый решающий момент боя и он, взяв в руки оружие, пошёл со своими воинами в атаку с фланга, там, где враг не ждал. Отряды неприятеля стали отступать, а затем побежали, оставляя убитых и раненых.
Художник Репин. Кузьма Минин |
Ходкевич понял, что в Кремль ему не пробиться. На следующий день он начал отступление к западным границам России. Через лазутчиков гетман передал полякам письмо, в котором сообщал, что уходит за продовольствием и скоро вернётся. Но это обещание он не выполнил.
Сцена 4
Пожарский. Враги бегут, покинувши обозы.
Остановить погоню! С нас довольно
На этот день одной победы. Можем
Поспешностью испортить дело наше,
И наша радость обратится в скорбь.
Теперь Москва у нас в руках. С надеждой,
Истомлены трудом, сиденьем долгим,
Болезнями и хлебным оскуденьем,
Голодные враги со стен глядели
На гетмана и чаяли подмоги
И ратными, и коренным запасом.
На их глазах мы гетмана разбили.
В Кремле сидеть им далее нельзя,
Иль умирай голодной смертью. Скоро
Увидим мы московские соборы —
И совершиться очищение Руси
От недругов.
5-й ученик. Началась осада Кремля.
В конце сентября Пожарский послал полякам письмо, убеждая их сдаться и обещая отпустить на родину весь гарнизон, но осаждённые продолжали сопротивление. В сентябре начался голод, обессиленные поляки не в силах были защищаться. 22 октября (4 ноября по новому стилю) враги оставили Китай-город. В этот день князь Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божией Матери и дал обет построить церковь на торгу (Красной площади). (Впоследствии обет был выполнен — храм Казанской Божьей Матери на Красной площади был построен в 1633 г.)
Художник М.И.Песков. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам |
Тем временем поляки в Кремле согласились сдаться, но при условии, что им будет сохранена жизнь.
24 октября они выпустили бояр, дворян и купцов, находившихся вместе с ними в Кремле, а 26 октября, бросая на землю оружие, стали сами выходить из осаждённой крепости.
Едва Москва была очищена от поляков, как в столицу пришла весть, что сам король Сигизмунд III вместе с сыном Владиславом и многотысячной армией идёт на Москву. Король остановился у города Волок-Ламский и послал грамоту с требованием признать Владислава московским царём. Но подмосковные воеводы послали против него войска, и дали ответ: не бывать на Руси царя-иноземца. Полякам ничего не оставалось, как уйти восвояси.
6-й ученик. 21 декабря 1612 г. «Совет всея Земли» разослал по русским городам грамоты с известием об окончательном избавлении Москвы от поляков.
Патриарх Гермоген |
В январе 1613 г. собрался Земский собор, на нём был выбран новый царь — 16-летний Михаил Фёдорович Романов. Это событие положило конец Смутному времени в России, принёсшему немало горестей народу.
В 1616 г. скончался Кузьма Минин, и был похоронен в родном Нижнем Новгороде.
Пожарский намного пережил друга по ополчению. В 1642 г. его тело было захоронено в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиевого монастыря в городе Суздале.
7-й ученик. Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818 года был открыт памятник организаторам и участникам Второго ополчения — Минину и Пожарскому. Памятник, выполненный по проекту скульптора И.П.Мартоса, отлит из бронзы мастером Екимовым. На гранитном основании монумента укреплены два барельефа: на одном — сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом — бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Гетман Ходкевич |
Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображён сидящим, перед ним стоит Минин — правой рукой он показывает на Кремль, а левой подаёт Пожарскому меч. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Так Россия увековечила подвиг своих сынов, спасших её от уничтожения в Смутное время.
Наталья ДОРОЖКИНА
Советуем прочитать
История России в произведениях русских поэтов. Волгоград, 2008.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Любое издание.
Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI — начало XVII века. М., 2008.
Островский А.Н. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника. // Собрание сочинений в 10 томах. Под общ. ред. Г.И.Владыкина. Т. 3. М., 1959.